Виды дисциплинарных взысканий в 2020 году — по тк рф, на государственной гражданской службе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды дисциплинарных взысканий в 2020 году — по тк рф, на государственной гражданской службе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С целью наказания за ранее допущенные проступки, и недопущения в дальнейшем их повторения, руководство предприятия имеет право применять к провинившимся сотрудникам меры дисциплинарного воздействия. О том, какие существуют виды дисциплинарных взысканий, как правильно их оформить и применить, рассказывается в этом материале.

Согласно тексту трудового законодательства (ст.192 ТК) работодатели, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, имеют право налагать на работников, с которыми заключили трудовое соглашение (договор), три вида дисциплинарных взысканий:

  1. Замечание.
  2. Выговор.
  3. Увольнение.

Чёткое определение понятий карательных мер в кодексе отсутствует. Как не прописан и порядок применения взысканий.

То есть, для того, чтобы объявить работнику выговор, не обязательно перед этим оформлять наложение менее строгого взыскания – замечания.

Работодатель имеет право самостоятельно определять, за какие нарушения Закон требует от работодателя только одно – единожды наказывать за один проступок.

Статья 57. Дисциплинарные взыскания

Для некоторых категорий служащих перечень дисциплинарных наказаний значительно расширен в связи с тем, что в отношении их действует специальное законодательство. К таким категориям относятся государственные служащие, военнослужащие, сотрудники полиции, Федеральной пограничной службы.

Например, в отношении военнослужащих и военнообязанных действует закон от 27.05.1998 г. №76-ФЗ.

Для применения дисциплинарного взыскания, на основании принятого руководителем предприятия решения, действующим законодательством отводится один месяц (ст.193 ТК).

Срок считается с того дня, когда обнаружено нарушение. В этот срок не входит период нахождения работника в отпуске, на больничном, в командировке.

Сюда же относится время, необходимое на документирование мнения профсоюзной организации.

Кроме того, наложить дисциплинарное взыскание невозможно, если:

  • прошло больше полугода со дня совершения нарушения;
  • после выявленного в ходе проверки или ревизии нарушения прошло свыше двух лет;

В отношении нарушений, связанных с фактами коррупции, применить дисциплинарное взыскание руководитель может, если с момента совершения прошло менее трёх лет.

Дважды наказать работника за один и тот же проступок руководитель не имеет права. Проще говоря, если недавно привлечённого к дисциплинарной ответственности сотрудника решено уволить, основание для этого должно быть иным.

Законодательством предусмотрены права руководителя предприятия (организации, учреждения) на применение мер воздействия, если работниками допускаются различные нарушения. К числу наиболее частых поводов применения дисциплинарных мер относятся нарушения трудовой дисциплины:

  • опоздание;
  • прогул;
  • явка на рабочее место в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения;
  • невыполнение распоряжения руководителя подразделения.

Руководитель предприятия вправе расценить как нарушение дисциплины или правил внутреннего трудового распорядка любое несоответствие действий работника его обязанностям, прописанным в трудовом соглашении (договоре). Определение меры взыскания за совершённый проступок – только его прерогатива.

Спецификой организационно-правовой структуры и характером деятельности предприятия определяется перечень поводов для вынесения дисциплинарных взысканий. Если речь идёт о производственных предприятиях, жёстче других наказываются:

  • проступки, связанные с нарушением правил охраны труда;
  • низкое качество продукции;
  • наличие брака.

Для структур, имеющих отношение к производству сертифицируемых видов продукции, в целях борьбы с промышленным шпионажем весьма жёстко наказывается намеренное или неосторожное разглашение работниками информации, которая носит конфиденциальный характер.

Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих

Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.

Такая служба накладывает ряд ограничений, например, госслужащие не могут публично высказываться и давать оценку деятельности государственных органов, если это не входит в их служебные обязанности.

Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):

Руководители Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно.
Помощники (советники) Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства.
Специалисты Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций.
Обеспечивающие специалисты Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов.

Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.

Дисциплинарный взыскания, которые могут наложить на госслужащих, перечислены в ст. 57 ФЗ №79:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным ст. 37 ФЗ №79.

Таким образом, к трем стандартным видам взыскания добавляется один специфический – предупреждение о неполном соответствии. По задумке законодателей, это взыскание должно стать для человека сигналом о том, что он недостаточно качественно выполняет свои обязанности, и предпринять меры для исправления ситуации.

Важно! За один дисциплинарный проступок на госслужащих может быть наложено только одно взыскание.

По закону, дисциплинарное взыскание накладывается за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Важно – наказание возможно только если это произошло по его вине. Если вины человека в случившемся нет (например, он не выполнил поручение потому, что это было объективно невозможно), наказать его нельзя.

Основные обязанности госслужащих перечислены в ст. 15 ФЗ №79. Кроме требований исполнять поручения руководителей и свои служебные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, там есть такие пункты:

  1. соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  2. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  3. исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  4. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  5. соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  6. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  7. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  8. беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  9. представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
  10. сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  11. соблюдать ограничения (ст. 16 ФЗ №79), выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты (ст. 17 ФЗ №79), которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  12. сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Таким образом, деятельность государственных служащих регламентирована достаточно жестко, и оснований для наложения дисциплинарного взыскания довольно много.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

На сайте вы получите бесплатные юридические консультации по любым вопросам, в том числе разъяснения по федеральным законам, кодексам РФ. Профессиональные юристы и адвокаты окажут вам юридические услуги.

Комментируемая статья предусматривает возможность привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности и наступает вследствие совершения дисциплинарного проступка.

До изменений, внесенных в Закон в 2013 году, эта статья также предусматривала такой вид наказания, как освобождение от замещаемой должности.
Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Дисциплина в организации является фундаментом успеха, поэтому актуальным вопросом для работников будут правила наложения дисциплинарных взысканий на государственных служащих в 2017 году.

Законом определен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. Так, за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения взыскания представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа служащего дать объяснение составляется соответствующий акт.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 50 ФЗ «О государственной гражданской службе» при определении порядка выплаты таких премий могут быть применены только два критерия – обеспечение задач и функций государственного органа, а также исполнение должностного регламента.

Если нарушивший должностную инструкцию, трудовой договор и иные Правила отказывается в даче пояснений, то об этом факте составляется акт.

В отличие от аналогичной нормы Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» комментируемая статья предусматривает ранее неизвестное дисциплинарное взыскание — освобождение от замещаемой должности. Нужно заметить, что освобождение от замещаемой должности по смыслу данной нормы не тождественно увольнению с гражданской службы.

Дисциплинарная ответственность госслужащих

Пунктом 3 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе установлено, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности в случае однократного грубого нарушения должностных обязанностей, а именно:

— совмещать гражданскую службу с избранием или назначением на другую государственную должность, в местном самоуправлении, с оплачиваемой выборной должностью в профсоюзе; — осуществлять предпринимательскую деятельность; — приобретать ценные бумаги, от которых может быть получен доход (такого рода конкретные случаи устанавливаются законом); — использовать государственное имущество, служебную информацию вне связи со служебной деятельностью; — допускать публичные суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей; — принимать без письменного разрешения почетные и специальные звания (кроме научных) иностранных государств; — использовать служебное положение для агитации на выборах и референдуме; — использовать должностное положение в интересах политических партий или общественных объединений, публично выражать свое отношение к ним; — создавать в государственном органе структуры политических партий или других общественных объединений (кроме профсоюзных) и др.

В юридической литературе высказывается мнение, что выговор является более строгим видом дисциплинарного взыскания, чем замечание. Так, например, Ю.К. Терехова полагает, что самым «лояльным» дисциплинарным взысканием является замечание, которое «сводится к устному порицанию провинившегося работника» *(6). По ее мнению, «выговор является более строгой мерой по сравнению с замечанием и оформляется соответствующим приказом работодателя» *(7). С этим никак нельзя согласиться, поскольку общие правила наложения дисциплинарного взыскания (издание приказа, ознакомление с приказом и т.п.) установлены в отношении всех видов дисциплинарных взысканий и не предусматривают каких-либо изъятий в отношении замечания.

Внимание! При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе (ч. 10 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).

9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Disciplinary liability of public civil servants

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2009, N 9

За совершение дисциплинарного проступка гражданским служащим, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание. Так указано в ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) — основного правового акта, регулирующего гражданскую службу. Какие виды дисциплинарных взысканий применяются в отношении государственных служащих, в каких случаях и каком порядке, расскажем в настоящей статье.

Согласно ст. 58 Закона N 79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Уведомление о необходимости представить объяснение рекомендуем оформить в письменном виде. В случае отказа служащего от дачи объяснения составляется соответствующий акт, желательно с подписями двух свидетелей из числа работников. Отказ служащего дать объяснения не будет препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание можно применить не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка. Из этого периода исключаются время нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, отсутствия его на службе по иным уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. При этом дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 4, 5 ст. 58 Закона N 79-ФЗ). Обратим на это особое внимание.

В отличие от ТК РФ, Закон N 79-ФЗ предусматривает обязательное проведение служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 58). В ходе такой проверки устанавливаются:

  • факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • вина гражданского служащего;
  • причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
  • обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (если она проводится по письменному заявлению гражданского служащего — ч. 1 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, не может в ней участвовать. Если такой факт имеет место, гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 4, 5 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Обязанность контролировать своевременность и правильность проведения служебной проверки возлагается на представителя нанимателя, назначившего ее.

С целью наказания за ранее допущенные проступки, и недопущения в дальнейшем их повторения, руководство предприятия имеет право применять к провинившимся сотрудникам меры дисциплинарного воздействия. О том, какие существуют виды дисциплинарных взысканий, как правильно их оформить и применить, рассказывается в этом материале.

Согласно тексту трудового законодательства (ст.192 ТК) работодатели, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, имеют право налагать на работников, с которыми заключили трудовое соглашение (договор), три вида дисциплинарных взысканий:

Чёткое определение понятий карательных мер в кодексе отсутствует. Как не прописан и порядок применения взысканий. То есть, для того, чтобы объявить работнику выговор, не обязательно перед этим оформлять наложение менее строгого взыскания – замечания. Работодатель имеет право самостоятельно определять, за какие нарушения Закон требует от работодателя только одно – единожды наказывать за один проступок.

Для применения дисциплинарного взыскания, на основании принятого руководителем предприятия решения, действующим законодательством отводится один месяц (ст.193 ТК). Срок считается с того дня, когда обнаружено нарушение. В этот срок не входит период нахождения работника в отпуске, на больничном, в командировке. Сюда же относится время, необходимое на документирование мнения профсоюзной организации.

Кроме того, наложить дисциплинарное взыскание невозможно, если:

  • прошло больше полугода со дня совершения нарушения;
  • после выявленного в ходе проверки или ревизии нарушения прошло свыше двух лет;

В отношении нарушений, связанных с фактами коррупции, применить дисциплинарное взыскание руководитель может, если с момента совершения прошло менее трёх лет.

Дважды наказать работника за один и тот же проступок руководитель не имеет права. Проще говоря, если недавно привлечённого к дисциплинарной ответственности сотрудника решено уволить, основание для этого должно быть иным.

Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих четко определены в Федеральном Законе от 2004 года № 79.

Дисциплинарная ответственность – это карательные санкции, наступающие за совершение какого-либо правонарушения. Основания – это то, за что наступают негативные последствия. Основанием привлечения госслужащих к наказанию всегда является совершение ими дисциплинарного проступка.

Проступки могут быть разными:

  • Невыполнение своих должностных обязанностей;
  • Выполнение обязанностей не должным образом;
  • Опоздание на службу;
  • Прогул;
  • Появление на службе в нетрезвом виде;
  • Предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах и имуществе как своих, так и в отношении членов семьи;
  • Противоправные действия коррупционной направленности;
  • Административные правонарушения;
  • Многие другие.

Структура самого правонарушения должна включать в себя вину работника, действие либо бездействие, а также наступление негативных последствий.

Например, судебный пристав-исполнитель проспал и явился на службу на 2 часа позднее начала рабочего дня, в результате чего на приеме образовалась огромная очередь людей. На лицо наличие негативного последствия, бездействие и вина самого сотрудника.

Структура дисциплинарной ответственности государственного служащего включает в себя:

  • Вину нарушителя;
  • Действие либо бездействие как основная часть;
  • Обстоятельства случившегося;
  • Негативные последствия.

Все составные части неразрывно связано друг с другом и должны иметь следственную часть, т.е. последствия наступать в результате самого противоправного деяния.

Как только руководителю государственного органа стало известно о совершении нанимателем проступка, от него отбирается объяснение. При отказе оформляется акт. Во всех случаях проводится проверка с исследованием всех обстоятельств случившегося.

По результатам расследования констатируется вывод о виновности или невиновности, после чего издается приказ о наложении взыскания. В течение пяти дней работник получает копию такого приказа.

В случае если работник с решением о наказании не согласен, он может его обжаловать.

Таким образом, обязательное проведение проверки по факту совершения проступка нанимателем является сущностным отличием по сравнению с иной трудовой деятельностью, когда достаточно всего лишь отобрать объяснение.

Общий срок наложения взыскания равен одному месяцу с момента получения информации о нем. Этот срок продливается при болезни или отпуске нанимателя, но в любом случае не может быть больше полугода.

Исключение составляет факт, когда проступок выявлен по результатам ревизии, — в таком случае срок составляет два года.

В случае, когда информация о нарушении поступила позднее указанных сроков, принято говорить, что истекла его давность.

Судебная практика складывается в основном из дел, когда работник не согласен с вынесенным ему взысканием либо решение о наказании было не законно. Актуальность имеют дела о восстановлении на службе не законно уволенных и получение ими материальной компенсации за причиненный вред и страдания.

Наиболее часто зафиксированы факты привлечения к ответственности с нарушением сроков, наказания в период больничного работника. Также руководители органов не в полном объеме исследуют все обстоятельства нарушения, не собирают должным образом все, связанные с делом документы, в результате чего приходят к неверному решению.

Специального закона о дисциплинарной ответственности применительно к госслужащим на данный момент не существует. Юридический правовой институт привлечения к наказанию нанимателей регламентирован Федеральным Законом от 2004 года № 79. В главе 12 сосредоточены нормы данного характера.

Федеральный закон № 79 — скачать

В целях избежания неправомерного наложения взысканий на работников, руководителям государственных органов необходимо неукоснительно соблюдать требования положений законодательства по этому вопросу.

Бесплатная консультация юриста по телефону: (7

Несение государственной службы в нашей стране осуществляется на основании главного законодательного акта, а именно – ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ».

Именно в этом нормативно-правовом акте содержится основная информация относительно таких важных вопросов, как: существующие чины гражданской службы, основные права и обязанности, которые могут быть возложены на таких сотрудников, основания для прекращения службы и т.д.

Оплата труда, отпуска и иные гарантии государственных гражданских служащих

Выявить проступок может лицо, которое не имеет права накладывать наказания. Как правило, им является непосредственный начальник работника. Этот человек пишет докладную записку (ст. 193 ТК не указывает на обязательность наличия такового документа).

Руководитель, принимающий кадровые решения, обязан отреагировать на бумагу – поставить резолюцию. Далее, докладная направляется кадровику. Это важный момент скорее для администрации.

В случае возникновения судебного разбирательства ей приходится детально демонстрировать соблюдение всех сроков, на которые указывает статья 193 ТК РФ. Практика показывает, что без соответствующего документа сделать это достаточно сложно.

Суд, как правило, в трудовых спорах стоит на стороне работника, потому кадровики страхуются изначально, еще до возникновения конфликта. На основании докладной записки с резолюцией начальника у работника требуют объяснения. Оно должно быть предоставлено в течение двух дней. Это новое положение в изучаемой статье.

Ранее такового уточнения не существовало в ст. 193 ТК РФ. Судебная практика продемонстрировала недоработку законодательства в данном направлении. Дело в том, что отсутствие уточнения по срокам приводило к созданию неразрешимого конфликта.

С одной стороны, администрация пользовалась этим фактором для осуществления давления на работника. Практически человеку давали пару часов для написания объяснительной записки.

Если ему требовались дополнительные документы, чтобы доказать ненамеренность правонарушения, то законодательных оснований для продления срока у него не было. С другой стороны, сам работник проявлял упрямство, старался затягивать процесс принятия решения. В суде же доказать, кто из них прав было очень сложно.

Потому и ввели норму о сроке предоставления объяснения в статью. Это сделано с целью защиты прав работника. Чтобы человек имел время для сбора подтверждающих документов и справок. К примеру, если опоздал на работу по причине аварии, сбоя в работе транспорта и так далее.

Таковые факты подтверждаются соответствующими справками, прикладываемыми с объяснительной записке. Провинившийся обязан письменно выразить свое отношение к претензиям администрации, то есть написать собственноручно соответствующий документ, зафиксировав время и дату его предоставления.

В изучаемой статье конкретизировано два случая, когда работник не желает сотрудничать с администрацией. В обоих необходимо составить специальный документ, фиксирующий таковой факт. Первый – это когда работник не желает писать объяснения. В этом случае пишется акт о том, что человек не предоставил документа в обусловленные законом сроки.

Он должен быть подписан не только кадровиком и юристом. В комиссию по составлению актов желательно включать представителя профсоюзной организации, или людей, трудящихся в разных подразделениях. То есть, в процесс вынесения взыскания обязательно включается коллектив. Второй акт составляется, если работник не желает знакомиться с приказом о выговоре.

На этом документе должна быть подпись наказанного и дата, написанная им собственноручно. Это важный момент, учитываемый всеми органами, куда работник может пожаловаться. Ознакомить его с приказом следует в течение трех дней со дня его регистрации (издания).

Если он отказывается, то нужен специальный акт, составленный комиссионно с привлечением членов трудового коллектива.

Есть еще один нюанс, требующий разъяснений. Согласно ст. 193 ТК РФ, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня его выявления. Если вы внимательно читали материал, то теперь становится понятно, для чего нужна докладная записка. Именно с этого документа начинается отсчет всех законодательно закрепленных сроков. В указанный месяц не входит время, когда человек:

  • болел;
  • был в любом отпуске;
  • брал отгул.

Кроме того, приказ о наказании нужно согласовать с представительным органом коллектива. Это время тоже не входит в указанный месяц. Это в том случае, когда проступок обнаружен начальником.

Если же нарушение выявлено проверкой, то сроки другие. В этом случае наказание применяется не позже двух лет с момента совершения проступка.

Причем в указанный период не включается время ведения уголовного дела (коли оно есть).

Дисциплинарные взыскания по трудовому кодексу в 2021 году

Администрация не может вынести выговор, не посоветовавшись с профсоюзом или иным представителем трудового коллектива. Здесь законодательство на стороне работника. Его представительный орган обязан защитить. Все документы, которые собрал кадровик, вместе с проектом приказа, передаются лицам, обличенным доверием коллектива.

Они должны рассмотреть эти бумаги в соответствии с принятой процедурой. Она, как правило, заранее согласовывается всеми членами трудового коллектива на общем собрании. Как долго должно проходить согласование – законодательно не закреплено. Однако то время, когда документы находятся в представительном органе, не входит в месячный срок, указанный в изучаемой статье.

Это тоже сделано для того, чтобы работник имел дополнительную возможность для защиты своих прав.

Возможно, читатель, ни разу не получавший выговора на работе, не совсем понимает, зачем столько сложностей. Дело в том, что наказание – это не просто бумажка. Его наложение имеет другие последствия. Как правило, пока взыскание действует никто не станет выдавать работнику премию.

В некоторых организациях его исключают из плана карьерного роста, не пускают в командировки и так далее. Законодательно закреплено, что за проступок человека могут наказать только один раз. Не стоит путать взыскание с невыплатой премии. Эти два момента имеют совсем разную основу. Наказывают за проступок, премируют – за достижения.

Вещи не совсем взаимосвязанные. Решение принимается администрацией в каждом конкретном случае.

Трудовое законодательство, как известно, закрепляет только три вида дисциплинарных взысканий в качестве меры общей дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и увольнение. Более того, как нам представляется, если исходить из фактических последствий указанных дисциплинарных взысканий, то можно констатировать отсутствие какого-либо внятного различия между выговором и замечанием.

В юридической литературе высказывается мнение, что выговор является «более строгим» видом дисциплинарного взыскания, чем замечание. Так, например, Ю.К. Терехова полагает, что самым «лояльным» дисциплинарным взысканием является замечание, которое «сводится к устному порицанию провинившегося работника». По ее мнению, «выговор является более строгой мерой по сравнению с замечанием и оформляется соответствующим приказом работодателя». С этим никак нельзя согласиться, поскольку общие правила наложения дисциплинарного взыскания (издание приказа, ознакомление с приказом и т.п.) установлены в отношении всех видов дисциплинарных взысканий и не предусматривают каких-либо изъятий в отношении замечания.

Здесь скорее можно согласиться с мнением И.В. Погодиной, что «выговор представляет собой выраженную со стороны работодателя официальную отрицательную оценку поведения работника, сообщаемую работнику в более категоричной и жесткой форме по сравнению с замечанием». Различие здесь носит «психологический» характер. По своей же сущности все дисциплинарные взыскания, установленные трудовым законодательством, подразделяются на увольнение как меру «правовосстановительного» характера и иные виды, которые выполняют предупредительную функцию. Нужно сказать, что ранее в КЗоТ РСФСР различие между дисциплинарными взысканиями, не связанными с увольнением, все же существовало, поскольку увольнение за неоднократное нарушение трудовых обязанностей предполагало последовательное применение всей «лестницы» взысканий: замечание, выговор, строгий выговор. В связи с либерализацией экономики и признанием работодателя самостоятельным, независимым агентом экономических отношений законодатель упростил эту процедуру. Однако, на наш взгляд, данные правила не должны автоматически распространяться на дисциплинарную ответственность государственных служащих.

Дисциплинарные взыскания — та мера воздействия, которую законодатель разрешает применять работодателю в отношении работника за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (абз 4 ст. 192 ТК РФ), что говорит о том, что приведенный ниже перечень является закрытым. Закон предусматривает следующие виды дисциплинарных санкций (ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе», они перечислены в порядке от самого лояльного до самого радикального:

замечание — самая мягкая санкция со стороны работодателя, заключающаяся в устном порицании работника начальником. Зачастую замечания носят неформальный характер и применяются в текущей деятельности органа государственной власти и никак не формализуются в личном деле или каких-либо специальных приказах.

Выговор — является более строгой мерой по сравнению с замечанием и оформляется соответствующим приказом работодателя. Основанием для выговора может стать ненадлежащее исполнение возложенной на работника обязанности или невыполнение ее вовсе. При этом ввиду некачественной работы, проведенной провинившимся работником, может даже пострадать деятельность всей команды государственных служащих занятых каким-либо проектом. Поэтому выговор имеет еще и моральный аспект воздействия на работника. Он осуждает его недобросовестное отношение к труду, осуждает на уровне коллектива, но дает шанс на исправление. Бывает двух видов: выговор и строгий выговор.

предупреждение о неполном должностном соответствии — заключается в формально выраженном работодателем мнении о том, что работник не соответствует должной квалификации, дисциплинированности и прилежанию занимаемой должности. В таком случае, как правило, дается срок в 1 год для исправления, после чего руководитель органа государственной службы, полномочный в кадровых вопросах, решает дальнейшую судьбу работника. Задача данной санкции — вдохновить работника на развитие собственных профессиональных навыков через страх потерять «кресло». Поэтому если в течение года руководителю органа станет очевидно, что работник больше не заслуживает статуса «недостаточно соответствующий занимаемой должности», если он исправно исполняет свои обязанности, то возникают основания доля снятия этой санкции.

освобождение от замещаемой должности гражданской службы — При применении этого дисциплинарного взыскания гражданский служащий не увольняется со службы, а включается в кадровый резерв. Иными словами, нахождение на гражданской службе и замещение (любой) должности гражданской службы могут и не совпадать. Институт приостановления служебного контракта (кстати, совершенно неизвестный трудовому законодательству) также предполагает освобождение от замещаемой должности без увольнения со службы и расторжения служебного контракта.

увольнение с гражданской службы — наиболее радикальное действие со стороны нанимателя, применяемое, когда никакие другие меры воздействия уже не могут в достаточной мере повлиять на работника. Ст. 192 ТК РФ говорит об уместности увольнения работника в тех случаях, когда работником совершены виновные действия, дающие основания для утраты доверия, или аморальный проступок по месту работы в связи с исполнением им трудовых обязанностей. ФЗ «О государственной гражданской службе», хотя и ссылается на «соответствующие основания для увольнения», но не указывает их. Логично предположить, что эта норма является отсылочной с оговорками на специальный статус госслужащего, субсидиарно дополняющий ст. 81 ТК (Расторжение трудового договора по инициативе работодателя). Таким образом, примерами оснований для увольнения госслужащего может послужить:

[3]

Причиной к инициированию процедуры может быть не только явное опоздание, прогул, но и невыполнение должностных обязанностей или ненадлежащее исполнение таковых. Единственное условие: данная нагрузка предварительно оговаривается в должностной инструкции, согласовывается с наемным работником под подпись.

Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица. Это присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Максимальное наказание — лишение свободы на срок до двух лет.

Ст 193 тк рф с изменениями на 2020 год с комментариями

3. Выплата гражданскому служащему единовременного поощрения, предусмотренного пунктами 1 — 3 части 1 настоящей статьи, производится в порядке и размерах. утверждаемых представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

Четвертый вид санкций, применимых к нарушителям трудового порядка, именуется расторжением трудового договора. Иными словами увольнение сотрудника за систематическое несоблюдение дисциплины труда по инициативе работодателя. Это крайне жестокая мера по сравнению с остальными мерами взысканий за дисциплину, поскольку не направлена на изменения поведения человека, а подразумевает разрыв с подчиненным трудовых отношений.

Такое решение выносится по средствам официального приказа. Статья 81

  • 1 Образец приказа о выговоре за невыполнение должностных обязанностей
    • 1.1 Можно ли объявить выговор работнику, и лишить премии одновременно?
  • 2 Последствия строгого выговора госслужащему
    • 2.1 Заносится ли выговор на работе в трудовую книжку?
    • 2.2 Основания для выговора с занесением в трудовую книжку
  • 3 Как обжаловать выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей военнослужащему

Образец приказа о выговоре за невыполнение должностных обязанностей Во вводной части нормативного документа прописывается подробное описание нарушения, все моменты расследования происшествия, и объяснения провинившегося работника (если таковое имеется).

ДУ ВС РФ военнослужащий, получивший дисциплинарное взыскание, может обратиться с жалобой непосредственно к лицу, наложившего дисциплинарное наказание, или же на его непосредственного начальника.

Статья 110 Кроме этого, если военнослужащий сомневается в правомерности дисциплинарного замечания, он может подать жалобу в суд.

Замечание является мерой наказания, за несоблюдение трудового распорядка, нарушение должностных инструкций.
Срок действия такого наказания длится до одного года с момента его подписания.

Однако взыскание может быть снято досрочно. Подобное решение может приниматься на основании:

  • Письменная просьба провинившегося сотрудника;
  • Ходатайство начальника отдела;
  • Ходатайство сотрудников профсоюза;
  • Непосредственное решение начальника предприятия.

За одно нарушение может применяться только одна мера наказания.

В ФЗ № 79 они конкретизированы для лиц, несущих именно государственную службу. В какие сроки, возможно, привлечь к дисциплинарному наказанию В ст.

58 ФЗ № 79, с последними изменениями, вступившими в законную силу с «01» января 2017 года, приводится порядок действий, которому необходимо следовать при наложении и для снятия дисциплинарного взыскания. Нужно отметить, что эти правила также мало чем отличаются от установленных норм в трудовом законодательстве.

1.

Для возможности применить дисциплинарное взыскание должно быть затребовано письменное объяснение от государственного служащего о причинах, побудивших его нарушить служебную дисциплину, установленную в государственном органе, либо сложившейся ситуации, являющейся основанием для дисциплинарного наказания. На предоставление оправдательных документов и написание пояснений дается два дня.

Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников регулируется ст. Дисциплинарная ответственность Для большинства работников дисциплинарная ответственность предусмотрена нормами трудового и административного права, а в отношении некоторых категорий лиц (военнослужащих срочной службы, работников органов внутренних дел, Службы безопасности Украины и др.) — полностью нормами административного права, что объясняется необходимостью наряду с общими правилами дисциплинарной ответственности учитывать особые требования дисциплины к ним, специфику их дисциплинарной ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий