Чем грозит езда по обочине: размер штрафа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем грозит езда по обочине: размер штрафа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обочина ― зона отделенная от проезжей части. Обычно обочину и дорогу разграничивают небольшим перепадом высоты и типом покрытия. На скоростных трассах обочина может быть отделена от дороги только разметкой и иметь асфальтовое покрытие.

ПДД выделяют правостороннюю и левостороннюю обочины. Правосторонняя ― попутная обочина. Левосторонняя ― встречаня. От того, на какую из обочин выехал автомобиль зависит тяжесть нарушения и размер наказания.

Какой штраф за движение по обочине в 2021 году?

Движение по правой стороне ― самое распространенное нарушение, связанное с обочиной. Чаще всего на ней ловят за объезд пробки.

можно

нельзя

спорно

  1. остановиться и встать на стоянку, если это не запрещено знаками или разметкой.
  2. развернуться с использованием обочины
  3. объехать препятствие
  4. остановиться для ремонта
  1. объезжать пробку
  2. двигаться по обочине
  3. объезжать препятствие
  1. двигаться на сломанном автомобиле

Спорная ситуация, которая размыто прописана в ПДД ― движение по обочине на сломавшемся автомобиле. Адекватные инспекторы ГИБДД не накажут за это. Но никакой твердой законодательной базы на этот счет нет.

С движением по левосторонней обочине споров больше.

Едущему по встречной обочине водителю инспекторы ГИБДД обычно инкриминируют четвертую часть статьи 12.15 КоАП РФ. Она предполагает штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок до 6 месяцев. При рецидиве по этой статье лишить прав могут на год.

В то же время, если водитель объезжал по встречной обочине препятствие, то он может требовать переквалифицировать обвинение на более мягкую часть 3 той же статьи 12.15 КоАП. По ней штраф ― до 1500 рублей.

Но даже если препятствия не было, некоторые водители пытаются подогнать свое нарушение под применение первой части статьи 12.15 КоАП. Их аргумент ― направление движения может существовать только у «проезжей части», а обочина к ней не относится. Если водитель сможет убедить инспектора или суд в состоятельности своей позиции, штраф за езду по встречной обочине составляет 1500 рублей.

можно

нельзя

  1. остановиться или встать на стоянку, если это односторонняя дорога и это не запрещено знаками
  2. объехать препятствие
  3. остановиться для ремонта
  1. объезжать пробку
  2. двигаться по обочине
  3. объезжать препятствие

Согласно КоАП, объезд лежащего дерева или бетонного блока тоже является нарушением. Наказание определено статьей 12.15 ч. 3 КоАП РФ, как штраф в 1500 рублей.

В случаях, если препятствие действительно было, адекватные сотрудники ГИБДД могут закрыть глаза на езду по обочине. Но формально имеют право наказать.

Если объехать препятствие без выезда на обочину не было физической возможности, обжаловать штраф за обочину можно попробовать через суд. Но это имеет смысл только, если вы запаслись доказательствами ― сделали фото, видео или нашли свидетелей.

  1. Пешеходам при отсутствии тротуара или пешеходных дорожек.
  2. Велосипедистам старше 14 лет, если нет специальной части трассы.
  3. Водители мопедов
  4. Гужевым повозкам
  5. Тихоходам, чья скорость конструктивно не может быть выше 30 км/ч.
  6. Коммерческому транспорту для погрузки-разгурзки.
  7. Электрическим ТС (самокаты, моноколеса, гироскутеры, сигвеи и т.п., за исключением электромобилей, гибридных авто): в ПДД не обозначен их класс и не прописаны условия безопасной эксплуатации.
  8. Спецтехнике дорожных служб
  9. Машинам спецслужб

Чем грозит езда по обочине

Термин «Обочина» в ПДД определяется как крайняя часть дороги, находящаяся на одном уровне с проезжей частью, вплотную примыкающая к ней. Обочина может иметь однородное покрытие с проезжей частью или отличаться. При одинаковом покрытии обочина отделяется разметкой в виде сплошной или прерывистой линии.

Обочина прежде всего предназначена для движения пешеходов и остановки или стоянки всех без исключения автомобилей. Не является нарушением ПДД перемещение по обочине велосипедистов, гужевых повозок, тихоходных транспортных средств, по техническим характеристикам не способных развивать скорость превышающую 30 км/час, а также всевозможных колёсных гаджетов, к которым относятся гироскутеры, сигвеи и электросамокаты.

Относительно современных гаджетов, перемещающихся по городским улицам, которые расцениваются скорее как игрушки, чем средства передвижения, правила дорожного движения пока не предусматривают отдельные требования. Данная ситуация вызывает многочисленные споры как в законодательной среде, так и среди простых граждан, ведь мощность гаджетов и развиваемая ими скорость способны создать серьёзные ДТП.

Автомобилям коммунальных и дорожных служб закон разрешает движение по этой части дороги, но с ограничением, а именно если они не создают помех перемещению пешеходов. Относительно перемещения пешеходов по обочинам в ПДД по состоянию на 2020 год, существует ограничение. В частности, в ночное время или в условиях плохой видимости пешеходы могут перемещаться по обочине за пределами населённого пункта только в одежде, оборудованной светоотражающими нашивками или в специальных жилетах. Во всех остальных случаях езда по обочине является нарушением, наказание за которое предусмотрено ст. 12.15 КоАП. Частью первой этой правовой нормы предусмотрено денежное взыскание в размере 1500 рублей.

В законодательстве строго прописаны ограничения и штрафы, касающиеся езды по правой обочине, располагающейся ближе к своей полосе движения, но вместе с тем, про перемещение автомобилей по левой (встречной) обочине чётких правил не существует. Движение по встречной полосе запрещено и, попадая под действие более жёсткой нормы ранее указанной статьи. По части четвертой такое правонарушение карается денежным взыскание в размере 5000 рублей или лишением ВП, сроком до полугода.

Некоторые особо не терпеливые водители, пользуясь ситуацией, совершают манёвры по обочине с левой стороны проезжей части, трактуя отсутствие чётких ограничений в свою пользу. Можно предположить, что обочина не является проезжей частью, а следовательно не имеет направления движения и в случае выезда на неё штраф должен составлять столько же, сколько и за езду по правой обочине. Однако, сотрудники ГИБДД видят ситуацию иначе и приравнивают движение по левой обочине к езде по встречной полосе.

Согласно действующим ПДД, объезжать по обочине образовавшуюся на дороге пробку категорически запрещается. Закон чётко указывается, в каких случаях водителю разрешено движение по рассматриваемой части дороги. К таким ситуациям относятся объезд неподвижных предметов, находящихся на проезжей части, например, неисправного автомобиля, а также деформация дорожного полотна, не позволяющая движение автотранспорта.

Заторы на дорогах не относятся к законным ситуациям. Поэтому действия водителя нарушают п. 1.2 ПДД. За объезд пробки по обочине предусмотрен штраф, размер которого в 2020 году не изменился и составляет 1500 рублей. Тем более, объезд пробки расценивается как обгон, а по правилам обгон разрешено выполнять, если по его завершении водитель сможет вернуться в занимаемый ряд, не создавая помех другим ТС, что невозможно сделать при встраивании в поток машин, стоящих в заторе.

Помимо того, что рассматриваемый маневр является административным правонарушением, её следует рассматривать ещё и с этической точки зрения. Как правило, к манёврам по обочине прибегают нетерпеливые водители, чтобы немного продвинуться вперёд в условиях затруднённого движения, что в свою очередь только ухудшает сложившуюся ситуацию. Дорожные заторы, особенно в больших городах, давно стали не редкостью, а выехавшие на обочину автомобили, через некоторое время снова встраиваются в поток, чем не только увеличивают пробку, но и создают опасную ситуацию.

Также езда по обочине приводит к образованию пыли в воздухе, которая ухудшает видимость на дороге и приводит к загрязнению рядом стоящих автомобилей как снаружи, так и в салоне. Небезопасна езда по обочине и для передвижения по ней пешеходов, не говоря о том, что они вынуждены дышать столбом поднятой с обочины пыли.

  • С 17 марта 2021 года у ФНС будет больше полномочий
  • Нотариус забраковал свидетельство о рождении
  • Может ли Сбербанк снять деньги с зарплатной карты в счёт долга
  • Правила предоставления отпуска изменились
  • Как правильно закрыть кредитную карту СберБанка и стоит ли это делать

Езда по обочине — наказание и штрафы

  • ТОП-10 популярных материалов из категории «Трудовое право», 20.10.2020
  • ТОП-10 популярных материалов из категории «Семейное право», 08.10.2020
  • ТОП-10 популярных статей из категории «Авторское право», 10.09.2020
  • Подборка материала за декабрь 2020 года
  • Подборка материала по теме: «Увольнение с работы или пошли начальника к чёрту», 18.09.2020

К сожалению, правила дорожного движения не идеальны. Несмотря на то, что в них четко указаны суммы штрафов и процедура их взыскания, технические моменты оставляют простор для интерпретаций, которые в некоторых случаях работают против водителя.

Простой пример: водитель на вполне законных основаниях и в рамках правил заезжает на обочину с целью остановки, а когда выезжает на проезжую часть обратно, то привлекает внимание инспектора ГИБДД. И инспектор, также на вполне законных основаниях, предъявляет обвинение в нарушении ПДД. Происходит такое нечасто, и, как правило, инспекторы предпочитают не заморачиваться, но такая ситуация возможна, и знать о ней стоит.

В ситуации, когда водитель выезжает на обочину с левой стороны, за исключением случаев, указанных выше, он нарушает ПДД дважды:

  • выезжая на обочину встречного движения;
  • выезжая на встречную полосу.

За такое нарушение ПДД, КоАП предусматривает штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение водительского удостоверения на срок от четырех до шести месяцев.

Не всегда нормы действующего законодательства бывают однозначными и трактовать правила порой можно по-разному.

Вот к примеру, чтобы заехать на обочину для остановки или выехать на дорогу после нее, автомобилист все же проезжает по ней, и в этот момент его маневр могут зафиксировать камеры, либо непосредственно сотрудник ГИБДД. В первом случае будет прислано постановление об административном правонарушении, а во втором протокол будет составлен на месте.

Штраф за обочину в 2019 году составляет 1500 рублей, и с каждым годом его размер все больше увеличивается. Связано это с тем, что нарушители нередко становятся виновниками серьезных аварий с участием пешеходов или велосипедистов. Введенная санкция позволяет сократить количество таких случаев на дороге. Но наказание может быть и суровее, в зависимости от возникшей ситуации.

Штрафные санкции за выезд на обочину

Движение по обочине для транспортных средств запрещено, особенно если она отмечена разделительными полосами. Выезд правомерен только для совершения остановки по правой стороне. При этом дорога может быть с одно- или двусторонним движением, но без трамвайных путей посередине.

Кому разрешено двигаться по обочине:

  • Спецтехнике, ремонтирующей дорогу.
  • Транспорту коммунальных служб.
  • Грузовым машинам, обеспечивающим подвоз материала или товара на объекты, если других подъездов для них не предусмотрено.
  • Велосипедистам старше 14 лет.
  • Мопедам или двухколёсной технике со скоростью не больше 20 км/час.
  • Гужевым повозкам, вьючным животным или лошадям с всадниками.

Важно знать! В остальных случаях попытка объехать таким образом пробку может привести к ДТП или созданию опасной ситуации для пешехода. Поэтому нарушители наказываются штрафом или лишением прав до полугода.

Наказание за езду по обочинам в Санкт-Петербурге и области в 2021 году также регламентирует федеральное законодательство. Нарушителю может быть вменен штраф 1500-5000 руб в зависимости от стороны дороги, по которой выполнялось движение, и факта пересечения сплошной линии. Иногда применяется лишение водительских прав. Их могут изъять на срок до полугода. Если петербуржец выехал на обочину в нарушение разметки повторно, продолжительность наказания составит 1 год. Прав не лишают, если нарушение зафиксировано автоматически. В этом случае на гражданина наложат взыскание в размере 1500-5000 руб.

Автомобилисты доставляют много неудобств остальным участникам дорожного движения, выезжая на обочину. Клубы пыли, поднимающиеся от колес, ухудшают обзор другим водителям. Въезд автомобиля препятствует свободному перемещению пешеходов и велосипедов, а выезд создает затор и помехи для основного потока машин. Такие действия служат причинами различных ДТП, в том числе наездов на пешеходов многократно возникающих в населенных пунктах, и особенно за их пределами.

На автомагистралях ввиду высокого скоростного режима запрещена не только езда по обочине транспортных средств, но и их остановка и стоянка. Остановка и стоянка может осуществляться только в специальных местах, обозначенных знаками «Парковка» и «Место отдыха».

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка, примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.

Итак, какой штраф за езду по обочине может быть выписан водителю в разных ситуациях? Рассмотрим их:

  1. Использование правой обочины для объезда другого ТС воспринимается, как нарушение правил обгона согласно КоАП РФ ст. 12.15, п. 1. Водителю выписывается штраф на сумму 1 500 рублей.
  2. Использование левой обочины наказывается намного строже, поскольку речь идёт об обочине левой полосы. Актуальными в данном случае являются все запреты, связанные с движением по встречной полосе. Нарушение такого рода ведёт к штрафу в размере 5 тыс. рублей. Другой вариант административного наказания – лишение прав на 4 — 6 месяцев. Повторное правонарушение данного характера ведёт к лишению прав на срок до года, если инцидент был зафиксирован сотрудником ГИБДД, или штрафу на сумму 5 000 рублей, если нарушение зафиксировала автоматическая камера фото- и видеофиксации.

МКАД не определяется, как автомагистраль из-за наличия знака 5.3 «Автомобильная дорога», обочины обозначены на таком дорожном полотне сплошной линией. Такая разметка указывает на полный запрет на движение или выезд на данный участок, как и в случае со скоростной трассой. На МКАДе установлено более 100 устройств фото- и видеофиксации. Нарушители будут в автоматическом порядке оштрафованы на 1 500 руб.

Если речь идёт о скоростной автомобильной трассе, она обозначается знаком 5.1 «Автомагистраль». Обочина в данном случае также отделена сплошной линией и отличается твёрдым асфальтированным покрытием (

Кому и когда можно ехать по обочине

Согласно ПДД передвигаться по обочине имеют право:

  • автомобили коммунальных и дорожных организаций
  • машины, осуществляющие доставку учреждениям и фирмам, находящимся у обочины.
  • велосипедисты по достижении четырнадцатилетнего возраста
  • водители мопедов
  • гужевой транспорт.

Использовать правый край дороги в вышеописанных ситуациях разрешается, когда нет другого пути и способа перемещения и при этом должна быть соблюдена безопасность остальных участников дорожного движения.

Выезжать на обочину с целью остановки и стоянки имеют право:

  • все водители, паркующиеся с правой стороны дороги
  • участники дорожного движения в пределах населенного пункта, использующие обочину слева. При этом проезжая часть должна быть предназначена для одностороннего движения или иметь отдельную полосу в каждом направлении без трамвайных путей. Грузовой транспорт весом свыше 3,5 тонн может использовать левый край дороги только для разгрузочных работ.

Во всех ситуациях необходима максимальная осторожность, особенно если имеет место гололед, туман или дорога находится вне населенного пункта.

Когда можно выезжать на обочину

Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой, если просто поразмыслить. Смоделируем ситуацию: торопящийся водитель подъезжает к дорожному затору. У него нет времени ждать, и он решает объехать полтора десятка стоящих машин – по обочине. При этом:

  1. Авто нарушителя, проезжая по не асфальтированной части дороги, поднимает клубы пыли. Она осаживается на транспортных средствах других участников пробки, загрязняя их. Водители стоящих автомобилей вынуждены дышать пыльным воздухом.
  2. Из-за облака пыли затрудняется видимость, как самого нарушителя, так и прочих участников дорожной ситуации. Слабая видимость может повлечь за собой ДТП.
  3. Завершая обгон, торопливые автовладельцы стремятся снова встать в нужный им ряд, нервируя тем самым законопослушных водителей.
  4. Проезд по обочине может стать причиной наезда на пешехода.
  5. Обочины, отсыпанные гравием, становятся угрозой для стекло и оптики автомобиля нарушителя и других водителей, находящихся рядом. Камни, вылетающие из под колес, могут полететь в какой угодно траектории.

Строгие правила вовсе не означают, что обочина абсолютно закрыта для передвижения всех видов транспорта. Есть исключения в списке тех, кому не разрешено «преступать» черту.

Проезд по обочине разрешен только в описанных законом ситуациях. Другие установленные случаи подлежат выносу административного предупреждения или штрафа. Движение по обочине разрешается:

  1. Автомобилям работников дорожных и мостовых служб. Все автомобили дорожно-строительных управлений имеют право в процессе работы заезжать на обочину и спокойно передвигаться по ней. Нужно уточнить, что личный транспорт «дорожников» не имеет прерогативы, послабление правил на него не распространяется.
  2. По обочинам могут передвигаться также автомобили коммунальных служб.
  3. Автомобили сферы доставки грузов имеют право съехать на обочину и двигаться по ней до места разгрузки, если не предусмотрено иного пути для доступа к нужному пункту.
  4. При отсутствии велосипедной дорожки, по обочине разрешается ехать велосипедистам. При этом управлять транспортным средством может только ребенок, достигший хотя бы 14-летия и более взрослые люди.
  5. Не возбраняется проезд по обочине на мопедах.
  6. Гужевым повозкам также не запрещено двигаться по обочине.

Строго охраняются законом и круглосуточным «зорким взглядом» более чем 200 камер – обочины Московской кольцевой автодороги. Нарушителей здесь ловят по тому же принципу, что и лихачей, нарушающих скорость. В зоне охвата камер – все пять полос дорожного движения и обочина, поэтому правонарушение не ускользнет из кадра.

Идентификация нарушителей происходит в автоматическом режиме, данные передаются напрямую в центр автоматизированной фиксации административных правонарушений для дальнейшего разбирательства.

Списки стационарных камер в Москве и на МКАД не распространяются в открытом доступе. Это же самое рекомендовано и для прочих камер. Секретность неспроста: водитель, не знающий расположения камер, будет стремиться к адекватному вождению на всех дорогах, а не только на ее определенных участках.

Общепринятое негласное правило, которое существует у водителей, также не соответствует утвержденным нормам ПДД. Уступая дорогу, транспортное средство, которое вынуждено ехать медленно, должно прижаться к обочине, но не наезжать на нее. Нередко водительская солидарность играет с ними же злую шутку – пропуская едущего позади, водитель одним колесом съезжает на обочину. Этого делать нельзя.

Исключение составляют только тихоходные ТС, к которым относится техника, не способная развивать скорость более 30 км/час. По правилам, тихоходная машина обязана пропустить автомобили, которые едут позади. При этом закон не обязывает ТС останавливаться полностью и не ограничивает в праве – пересечь обочину и продолжать движение по ней, давая максимальный простор для проезда другого транспорта.

Когда назначается штраф за езду по обочине в 2021 году?

Как правило, практиковать езду по обочине автолюбители начинают в время сильных заторов на дороге. В итоге, такие неправомерные действия приводят к:

  • Образованию облака из пыли на дороге (особенно в летнее время), что создает как зрительные помехи для движения других автомобилистов, так и проблемы с дыханием;

Так, из-за оставленного «шлейфа» из пыли при проезде по обочине «колонны» машин, другие участники движения вынуждены двигаться в зоне ограниченной видимости и буквально задыхаться от запаха пыли.

  • Усугублению дорожного затора на дороге;

Происходит это из-за того, что после движения по обочине нарушители движения пытаются «протиснуться» обратно в дорожный поток, усугубляя тем самым образовавшийся затор еще сильнее.

  • Возникновению ДТП;

Согласно Кодексу об административных правонарушениях , по обочине разрешена езда только в двух случаях:

  • Если она связана с необходимостью совершить разгрузку транспортного средства или погрузку на него какого-то груза;
  • Если езда по обочине является вынужденным действием, так как проехать по проезжей части невозможно по причине нахождения на ней какого-то препятствия;

Так, например, если два автотранспортных средства попали в дорожно-транспортное происшествие и перегородили всю проезжую часть, из-за чего объезд данного участка дороги стал возможен только при езде по обочине.

Неважно, каким образом было замечено, что вы нарушили правила дорожного движения. Если камера зафиксировала нарушение, то стоит ждать письмо. То есть камера способна фиксировать не только превышение скорости, но ещё и нарушение правил парковки и остановки. Штраф за движение по обочине можно получить и в так называемом «письме счастья».

А вот оспорить такое решение очень сложно. Люди, которые уже довольно долго рассматривают подобные дела, говорят о том, что только при наличии следующих факторов можно попытаться оспорить письмо:

  1. Если чёткого разграничения полос нет (разграничение между тротуаром и полосой движения).
  2. Дорожная разметка видна очень плохо, что чаще случается за пределами городов, где и камеры встречаются довольно редко.
  3. Дорожная обстановка очень сложная.
  4. Пожалуй, самый верный вариант, настаивать на том, что камера видеофиксации дала сбой. Но в таком случае придётся довольно долго разбираться.
  5. Водитель остановился на обочине вынужденно. Но при этом нужно включить аварийку, наличие которой сразу решит массу вопросов.

Как поступить водителю, который уверен в том, что он ничего не нарушал? Как оспорить решение? Для этого необходимо написать жалобу в то отделения ГИБДД, откуда вы получили письмо со штрафом. Отдельной составленной формы жалобы нет, писать её нужно в свободной форме. Самое главное указать суть вашей жалобы, а также разъяснить, почему вы не согласны с вынесенным решением. Как показывает практика, лучше всего с составлением подобных жалоб справляются автоюристы. Они смогут помочь вам указать все необходимые данные.

Как только жалоба будет составлена, можно передавать её в ГИБДД. После этого нужно ждать ответ, его должны дать в течение 10 дней. Если ответ из ГИБДД вас не удовлетворил, то можно обратиться в районный суд согласно месту совершения правонарушения. Если из ГИБДД и вовсе не пришёл ответ, то нужно обращаться тоже в районный суд.

Сколько штраф за езду по обочине теперь понятно – 1 500 рублей в стандартных случаях. Обязательно необходимо предусматривать все риски, выезжая на обочину. Если вы, выехав на обочину, создаёте массу проблем для других автомобилистов, то всё может закончиться и дорожно-транспортным происшествием. Но если обойдётся без этого, то, как минимум, вы можете получить штраф.

Подобными маневрами автомобилисты пытаются хоть немного продвинуться вперед. Но в итоге такие действия нетерпеливых водителей приводят к серьезным проблемам в автотранспортном движении.

  • Во-первых, проезжающие по обочине машины поднимают столб пыли, и этой пылью дышат водители транспортных средств. Кроме того, пыль попадает и в сами автомобили.
  • Во-вторых, после маневра по обочине нетерпеливые водители вновь пытаются вернуться на дорогу и встроиться в ряд, тем самым создавая сложности в движении и еще увеличивая пробку.
  • В-третьих, облако пыли ухудшает видимость.
  • В-четвертых, появляется опасность для пешеходов, движущихся по окраине трассы.

Разрешена ли езда по обочине? По закону, обочина предназначена исключительно для движения по ней велосипедистов, перемещения пешеходов и так далее. Стало быть, обгоны потока автомобилей сбоку от дороги являются нарушением правил дорожного движения. За такие действия предусмотрен штраф. Автомобиль может выехать на обочину только с целью остановки.

Согласно информации, указанной в Правилах дорожного движения, «обочина» — это элемент дороги, который располагается сбоку от проезжей части и обозначен разметкой (либо имеет отличие по покрытию). Штраф за проезд и обгон по этой части трассы регулирует статья 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а в частности первая ее часть.

Дорожное полотно состоит из нескольких частей. Для движения транспорта предусмотрена проезжая часть. Обочина же примыкает к ней, находится на одном уровне или чуть ниже. Отличить ее можно по типу покрытия и разметки в виде сплошной или прерывистой линий.
Предназначение обочины определено в общих положениях п.1.2 Правил дорожного движения и используется она для:

  • движения спец.техники;
  • передвижения пешеходов при отсутствии тротуара;
  • проезда велосипедов и мопедов при отсутствии велодорожек (с условием отсутствия помех пешеходам);
  • остановки автотранспорта;
  • стоянки автотранспорта.

В ряде случаев обочина отделена от проезжей части бордюром. При его отсутствии может быть выполнена вровень или ниже, но не более чем на 4 см. Превышение уровня обочины над проезжей части запрещено ГОСТом.

В п. 9.9 ПДД РФ исключением является следующий вид транспорта:

  • технике дорожно-эксплуатационных служб;
  • транспорту, осуществляющему подвоз грузов к торговым и иным объектам, находящимся в непосредственной близости к обочине и не имеющих иных путей подъезда;
  • велосипедистам при отсутствии соответствующей специально выделенной полосы (п.24.2, п.24.6);
  • мопедам (п.24.7);
  • гужевым повозкам, верховым и вьючным животным (п.25.2).

Их передвижение по обочине не является нарушением.

Следует учитывать, что двигаться по обочинам в соответствии с Правилами дорожного движения, имею право:

  • велосипедисты, если отсутствую специальные дорожки, выделенные полосы или возможность движения по правой стороне проезжей части
  • мопеды, если маневрирование не создает помех для движения пешеходам
  • пешеходы
  • повозки с вьючными или верховыми животными
  • тихоходные транспортные средства, оборудованные специальным знаком
  • автомобили экстренных служб (скорая помощь, полиция, пожарная охрана и так далее)
  • автомобили коммунальных служб
  • коммерческие транспортные средства, занимающиеся доставкой грузов к различным объектам
  • водители иных современных гаджетов (моноколеса, гироскутер, сигвей и так далее)

КоАП содержит подробное описание о том, как накладывается штраф и в какой последовательности осуществляются действия работников ГИБДД. Но технические моменты самого правонарушения проработаны плохо, что вносит в общение с сотрудниками дорожной инспекции много противоречий.

Некоторые автовладельцы просто паркуются на обочинах, при этом соблюдая все ПДД. Правила четко определяют основные пункты парковки в пешеходных зонах и на тротуарах – перемещение пешеходов должно осуществляться без каких-либо ограничений (им должно остаться после парковки машин достаточно места).

Но после введения системы штрафования водителей за езду по обочине многие сотрудники ГИБДД пытаются всеми силами подогнать под этот пункт и тех владельцев авто, которые просто припарковались на придорожной территории. Процедура выглядит примерно следующим образом:

  1. Владелец машины паркуется на обочине в отведенном для парковки месте.
  2. Выезжая с парковочного места на дорогу, он встречается с работником дорожной инспекции.
  3. Инспектор вполне законно останавливает транспортное средство и констатирует нарушение ПДД.
  4. Составляется протокол на немаленькую сумму.
  5. Итог – парадокс: парковаться на обочине можно, а двигаться — законодательство запрещает!.

Не всегда дело доходит до абсурда, описанного выше, и многие работники ГИБДД понимают противоречивость ПДД. Но доказать свою правоту водителю при вынесении постановления бывает весьма затруднительно.

Причиной введения системы административных штрафов за передвижение по обочинам послужило обострение ситуации на дорогах больших городов. Машины, съезжающие с проезжей части на обочину, создают обстановку с высокой аварийной вероятностью.

Забота о жизни и здоровье пешеходов стала во главу угла и многие нестыковки введенного законодательства с действующим вызывают проблемы, непонимание водителей и контролирующих органов.

П. 9.9 ПДД РФ запрещает движение транспортных средств (ТС) по разделительным полосам и обочинам.

Выезд на обочину для них разрешен исключительно для остановки и стоянки (12.1 ПДД РФ), на правой стороне дороги. На левой стороне остановка и стоянка разрешены в населенных пунктах на дорогах:

  • с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине;
  • с односторонним движением (грузовым автомобилям массой более 3,5 т — лишь остановка для загрузки или разгрузки).

По обочине разрешается движение машин

  • коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб;
  • подвозящих грузы к объектам (в том числе торговым), расположенным непосредственно у обочин, если нет других подъездов.

По обочине допускается не создающее помех пешеходам движение:

  • велосипедистов старше 14 лет, если нет велосипедной и велопешеходной дорожки или возможности двигаться по ним, либо по правому краю дороги (п.24.2, п.24.6 ПДД РФ);
  • мопедов (п.24.7 ПДД РФ);
  • гужевых повозок, верховых и вьючных животных (только в один ряд возможно правее), п.25.2 ПДД РФ.

В России штраф за обочину выписывается как наказание за административное правонарушение и периодически его сумма возрастает. При его оформлении имеется ряд нюансов, которые автомобилистам следует учитывать. Еще недавно размер составлял 500 рублей, а в 2020 году сумма достигла 1500 руб.

Величина финансового наказания для нарушителей за самовольную езду по особо регламентированному участку дороги урегулирована Кодексом об административных правонарушених 30.12.2001 №195-ФЗ. Важно следить за изменением законодательства.

Более строгое наказание ждет водителей, осмелившихся ехать по встречной обочине. В таком случае происходит игнорирование нескольких норм одновременно, включая движение по встречной полосе. Итоговая сумма достигает 5000 руб., а в особых случаях граждане рискуют остаться без прав на 4-6 месяцев.

Попавшимся на подобных деяниях повторно стоит обоснованно ждать лишения прав на 12 месяцев. К такой категории относятся автовладельцы, попавшиеся повторно инспектору или на камеру в течение года. Срок начинает отсчитываться с полной оплаты суммы административного штрафа. Если предусмотрено лишение, то отсчет ведется от дня окончания лишения удостоверения.

Чем грозит езда по обочине: размер штрафа

В п. 1.2 ПДД имеется расшифровка понятия «обочина». Согласно этому нормативному акту «Обочина – это участок дороги, смежный с проезжей частью. Он отделяется от зоны для передвижения автотранспорта иным составом полотна или разделительной разметкой 1.2.1 или 1.2.2.»

П. 1.2 ПДД указывает на следующие функции обочины дороги:

  • Перемещение велосипедистов и пешеходов;

  • Стоянка или остановка автомобилей, если это не противоречит дорожным знакам;

  • Повышение устойчивости асфальтового покрытия.

Разрешено использовать обочину дороги для передвижения на автомобиле при форс-мажорных обстоятельствах. Например, для предотвращения столкновения с другим авто.

ПДД п. 12.1 не запрещает водителям автомобилей съезжать на обочину для остановки и выезжать с нее для продолжения движения. На дорогах с 2-мя и более полосами для движения остановка или стоянка разрешена только на обочинах попутного направления. На автодорогах, движение по которым разрешено только в одну сторону, а также имеющих 2 полосы без трамвайной линии между ними, разрешен съезд на любую сторону дороги. П. 9.9 ПДД не допускает передвижения по обочине.

Нередко водители в целях сокращения времени нахождения в автомобильном заторе совершают объезд «пробки» именно по обочине. Такой маневр еще больше усугубляет ситуацию, так как после завершения обгона автомобилист при перестройке на свою полосу создает помехи для движения, чем еще больше увеличивает «затор». Также такие маневры несут потенциальную опасность для пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов.

Езда по встречной обочине наказывается строже. Подобное правонарушение приравнивается к движению по встречной полосе. Согласно ст. 12.15.4 КоАП РФ за данное действие предусмотрен штраф до 5000 рублей или лишение ВУ до полугода.

Повторное совершение нарушения, согласно ст. 12.15.5 КоАП РФ, грозит водителю:

  • При остановке инспектором ГАИ – лишением водительских прав на 1 год;

  • В случае фиксации науршения устройствами ФВФ – штраф 5000 рублей.

Повторным считается нарушение при его совершении в течение года после фиксации предыдущего.

На МКАД установлен знак 5.3. Границей между обочиной и проезжей частью на нем выступает разметка 1.2.1, запрещающая съезд на обочину. Невыполнение этого требования грозит назначением административного наказания в виде штрафа, размером 1500 рублей. Эта дорога оборудована более чем 100 автоматическими устройствами ФВФ, что значительно увеличивает число зафиксированных нарушений.

Исключением, дающим право остановиться на обочине такой дороги, является неожиданно возникшая неисправность, препятствующая дальнейшему передвижению. В таком случае водитель обязан включить аварийные сигналы и установить соответствующие указатели.

  • По автомобилю и водителю
  • По номеру постановления

Чтобы понимать, почему запрещено объезжать «пробки», образовавшиеся на проезжей части, необходимо вспомнить Правила.

Основываясь на п.1.2 ПДД, можно утверждать, что заторы на автомобильных трассах, городских автодорогах, не являются препятствием, которое разрешается объезжать.

По стандартам безопасной езды полагается, чтобы водитель сам мог рассчитать, сможет он вернуться после объезда, обгона назад в свой ряд, или нет.

Иногда случается так, что проезжая часть вся занята, тогда автомобилист решает вернуться в прежнее положение, откуда совершал свой маневр, задним ходом.

Это рискованное маневрирование приведет к тому, что машина так и не сможет встать в свой поток движения, так как прежнее место уже занято, а впереди другое место так и не освободилось.

За езду задним ходом КоАП России в ст.12.11 предусматривает наказание в размере денежных требований – 2500 рублей. Но это в случае, если езда совершалась по проезжей части, городским, скоростным трассам, магистралям.

Когда речь заходит о перемещении таким образом машины по обочине, тогда штраф составит всего лишь 500 рублей.

На получение страховки присутствие нарушений ПДД влияет по-своему. Все страховщики при определении, наступил ли страховой случай, будут смотреть, кто именно был виновен в происшествии.

В случае столкновения с другими автомобилями, никакое ОСАГО не покроет расходов в виду того, что вина всецело лежит на водителе, выехавшем на обочину для обгона.

В этом случае нарушителю придется испрашивать покрытия расходов на лечение (если он был ранен) у РСА (Российского Союза Автостраховщиков).


Похожие записи:

Добавить комментарий