Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основание для увеличения штрафных санкций по ндфл 2021 для юридических лиц в 2 раза». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Налог — это обязательный платеж. После регистрации бизнеса, у юридического лица (ЮЛ), физического лица (ФЛ), предпринимателя (ИП), появляются обязательства перед налоговой службой:
- своевременно оплатить налог;
- вести налоговый учет (в тех случаях, когда это предусмотрено);
- предоставлять сведения по запросу;
- выполнять требования налоговой.
Действуют в текущем году:
- Общий режим налогообложения (ОРН). Будет установлен по умолчанию, после регистрации бизнеса.
- Специальные или упрощенные режимы. Выбирает собственник.
- единый с/х налог (ЕСХН);
- патентная система (ПСН);
- упрощенная система (УСН).
С 2020 года распространен на все регионы РФ новый сбор — налог на профессиональный доход (НПД), для самозанятых граждан.
Да, насовсем:
Налог на бизнес ЕНВД отменен!
ОРН выбирают компании, когда им выгодно уплачивать НДС, или нет возможности использовать другие режимы (например, превышена допустимая численность сотрудников или размер дохода).
Для специальных режимов упрощена (или не требуется) процедура ведения отчетности, предусмотрен один налог.
ЮЛ и ИП также обязаны платить страховые взносы, дополнительные налоги и платежи, в зависимости от специфики деятельности.
ПСН — Устанавливается субъектами РФ. Стоимость патента рассчитывается за конкретную деятельность, исходя из потенциального дохода. ПСН приобретают на 1-12 месяцев.
Не надо сдавать декларацию и вести учет.
Чтобы применять ПСН, необходимо выполнить основные условия:
- количество работников не более 15 человек;
- нет ограничений по деятельности;
- доход не превышает 60 млн. рублей.
Да, расширен:
В текущем году ИП на ПСН может уменьшить патент на сумму страховых отчислений. Расширен список деятельности и условия применения.
НПД — налог для самозанятых. НДП заменяет НДФЛ (13%).
НДП вправе применять граждане РФ, физические лица когда:
- доход не превышает 2, 4 млн. рублей;
- нет ограничений по деятельности.
- нет наемных работников
НПД при работе с физическими лицами — 4%
НПД при работе с юридическими лицами — 6%.
Помимо основных условий применения налоговых режимов, есть отдельные условия. Рекомендуем ознакомиться с ними на ресурсе ФНС.
НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса
Основная ставка — 20%. Имеются льготные ставки в приоритетных отраслях. Для субъектов РФ предусмотрено снижение ставок.
Но, на Кипре дешевле:
В 2021 году льготная ставка по налогу на прибыль предусмотрена для IT отрасли.
Основная ставка — 20%. Для товаров первой необходимости — 10%, для экспорта — 0%.
Да, продлены:
В 2021 году продлены льготные ставки на внутренние воздушные перевозки и отменены для IT отрасли.
- каникулами планирует воспользоваться ИП зарегистрированный впервые. На УСН или ПСН;
- ИП развивает бизнес в приоритетных отраслях (социальная, научная, производственная). Региональные власти вправе самостоятельно определять приоритетные сегменты, необходимо уточнять для конкретного региона;
- доля приоритетного направления в доходах ИП не менее 70%;
- каникулы действуют 2 налоговых периода с момента регистрации, продлены до 2024 года.;
- ИП может перейти с другой системы налогообложения и воспользоваться каникулами.
- каникулы предполагают льготную ставку 0%, но, не освобождают от уплаты страховых взносов и других обязательных налогов (например, транспортного, земельного).
При определении налоговой базы учитываются все доходы физлица, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой по правилам ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).
При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены разные налоговые ставки (п. 2 ст. 210 НК РФ).
Федеральным законом № 372-ФЗ признан утратившим силу абз. 2 п. 2 ст. 210 НК РФ. Он содержал уточнение, согласно которому налоговая база по доходам от долевого участия должна определяться отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Вместе с тем ст. 210 НК РФ дополнен новыми п. 2.1 – 2.3, в которых определен порядок формирования совокупных налоговых баз.
Исходя из п. 2.1 ст. 210 НК РФ совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка 13 % (предусмотрена п. 1 ст. 224 НК РФ), включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физлиц – налоговых резидентов РФ отдельно:
-
налоговая база по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов);
-
налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;
-
налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;
-
налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;
-
налоговая база по операциям займа ценными бумагами;
-
налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;
-
налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;
-
налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании);
-
налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 %, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ (основная налоговая база).
Согласно п. 2.2 ст. 210 НК РФ совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка 30 % (предусмотрена абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ), включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, отдельно:
-
налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;
-
налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;
-
налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;
-
налоговая база по операциям займа ценными бумагами;
-
налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;
-
налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;
-
налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества и (или) доли (долей) в нем, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения;
-
налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 30 %, предусмотренная абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ.
В силу п. 2.3 ст. 210 НК РФ налоговые базы, указанные в п. 2.1 и 2.2 (за исключением основной налоговой базы), определяются как денежное выражение соответствующих доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении налоговой базы, с учетом особенностей, установленных ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 214.7, 214.9 НК РФ.
Эти особенности таковы:
Налоговая база Обязанность перечисления НДФЛ в бюджет возникает при наличии объекта налогообложения. При этом можно выделить следующие категории его плательщиков:
В случае если организация имеет обособленные подразделения, нужно придерживаться порядка осуществления оплаты НДФЛ по филиалам, о котором рассказывается в материале «Если НДФЛ за подразделение ушел по адресу головного офиса, санкций не будет». Ответственность по НДФЛ наступает в следующих случаях:
Работодатель, который, выступая в качестве налогового агента, обязан удержать НДФЛ с дохода, выплаченного им в пользу сотрудника, также может быть уличен в неуплате налога. При этом совершить указанное уклонение он может разными способами, от которых зависит число санкций, применимых в каждой конкретной ситуации. Подробнее о таких нарушениях можно узнать из статьи «Какая ответственность предусмотрена за неуплату НДФЛ?». Советуем вам также обратить внимание на статью, в которой идет речь о том, наступает ли ответственность, если плательщик произвел оплату налога на следующий день после предусмотренной для уплаты крайней даты, – «Соблюдайте срок уплаты НДФЛ в бюджет». Существуют ситуации, когда налоговый агент не уплатил налог, однако налоговый орган указанное правонарушение не выявил. В этой ситуации может возникнуть вопрос: в течение какого времени у контролеров есть возможность привлечь нарушителя к ответственности? Ответ вы узнаете из статьи «ФНС рассказала, как считать срок «налоговой» давности агентам по НДФЛ». Указанный в данной статье срок учитывает способ получения дохода – наличными, безналичным путем, в натуральной форме или в виде материальной выгоды. Некоторые недобросовестные плательщики для минимизации своих затрат пытаются сэкономить на налогах. Чаще всего это связано именно с зарплатными налогами, т. к. это основная масштабная статья расходов у большинства организаций. Чтобы скрыть от контролеров реальный доход сотрудника, работодатель может прибегнуть к конвертной выдаче заработной платы, тем самым снижая налогооблагаемую базу для исчисления НДФЛ и страховых взносов. Когда за конвертную зарплату (неуплату НДФЛ с сумм выплаченных зарплатных доходов) для работодателя может наступить уголовная ответственность, узнайте из нашего материала. Для работника, получающего зарплату в конверте, также может наступить ответственность по НДФЛ (если он осведомлен о том, что налоговые отчисления из его заработной платы работодатель не удерживает и не уплачивает). При получении дохода, с которого не произведено удержание НДФЛ, работник должен самостоятельно оформить декларацию, передать ее в налоговый орган (до 30 апреля последующего года) и уплатить налог. Если он этого не делает, налоговый орган может взыскать с него НДФЛ и пени. За непредставление декларации работника могут подвергнуть штрафу в размере 5% от невыплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, когда ее нужно было представить. Неуплата НДФЛ в крупном размере может повлечь и уголовное наказание. Совершив правонарушение, связанное с неуплатой НДФЛ, плательщик, помимо неуплаченной суммы и штрафа, должен перечислить в бюджет РФ сумму пени. Однако ее начисление имеет некоторые особенности. При этом следует определить:
Акцент на этих вопросах сделан в материале «Что грозит НДФЛ-агенту, не удержавшему налог?». Как рассчитать пени, узнайте из материала «Пени повысили, но не для всех». Очень важно, осуществляя оплату пени, начисленной за неуплату налога, не ошибиться в реквизитах, ведь КБК, в зависимости от категории плательщика и вида полученного дохода, меняется. Реквизиты для оплаты пени по НДФЛ в 2019-2020 годах остались неизменны и представлены в материале «КБК для перечисления пеней по НДФЛ в 2019–2020 годах». Что же касается штрафа, правильно рассчитать его сумму вам поможет наш материал «Какая ответственность предусмотрена за неуплату НДФЛ?». Законодательством в сфере прав – гражданского, уголовного, административного и пр. – предусмотрены такие условия, которые позволяют уменьшить ответственность лица за совершенное правонарушение, при этом НК РФ тоже предусматривает эту возможность. О том, как обосновать уменьшение вины работодателя, рассказывается в материале «Финансовые трудности налогового агента — организации могут смягчить ответственность». Рассмотрим еще одну ситуацию, при которой может возникнуть вопрос, будет ответственность смягчена или нет? Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП. К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:
То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС. В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:
Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей. При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика. Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ. Обязанность по уплате НДФЛ может лежать на самом налогоплательщике – физическом лице, в том числе ИП, либо на налоговом агенте, выплачивающем облагаемые НДФЛ доходы физлицам (п. 1 ст. 227, п. 2 ст. 214, п. 1 ст. 228, п. 1 ст. 226 НК РФ). За неуплату налога или несвоевременную уплату предусмотрены штрафы.
За несвоевременную уплату НДФЛ предусмотрены штрафы. Но если налогоплательщик самостоятельно исправил ошибку, подал корректировку и расплатился по обязательствам до проверки, то наказания отменят. Разберемся, о каких суммах идет речь, и как законно не платить штраф в ФНС. Мы подготовили удобную таблицу всех штрафов по НДФЛ, скачайте и используйте в работе. А в конце статьи — таблица с верными сроками уплаты, чтобы не опаздывать с налогом.
К слову, еще в августе Минфин России высказал мнение, что цена по длящимся государственным контрактам является фиксированной и не подлежит изменению в связи с ростом НДС. Однако, в конце года законодательно закрепили возможность скорректировать цену в пределах увеличения НДС с двумя «НО»: по соглашению сторон и в пределах выделенного гос.финансирования. «Соглашения сторон» можно достичь до 1 октября 2021 года.
Отсутствие у налогового агента учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику доходов либо неотражение (неполное отражение) налоговым агентом в учете выплаченных (выданных в натуральной форме) доходов, повлекшие за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) (статья 13.5 КоАП) Законом Республики Беларусь от 17 июля 2021 г. № 131-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» внесены поправки в статьи 13.5–13.7 КоАП, которые определяют размер санкций за отсутствие учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику доходов либо неотражение (неполное отражение) доходов в учете; неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа; невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины). Новые размеры санкций вступят в силу с 29 октября 2021 года. Чтобы избежать административного наказания и штрафов, связанных с неуплатой налогов, необходимо выстроить четкую систему бухучета. Помочь в ведении бухгалтерии могут специалисты сервиса Главбух Ассистент. Они возьмут на себя решение всех вопросов, касающихся документооборота, уплаты налогов и составления договоров с контрагентами. Одновременно с наказанием юридического лица санкции применяются и к ответственным лицам. Если сумма нарушения «не дотягивает» до уголовной ответственности (подробнее об этом в следующем разделе), то применяется ст. 15.11 КоАП РФ. Налогоплательщик — контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой им иностранной компании (КИК) путем представления в налоговый орган годовой финансовой отчетности КИК, аудиторского заключения (обязательный или добровольный аудит финотчетности). Причем данные документы организациями представляются вместе с декларацией по налогу на прибыль, а физлицами — вместе с уведомлением о КИК. С 09 декабря 2020 года за непредставление налоговому органу вышеуказанных документов либо представление заведомо недостоверных сведений грозит налогоплательщику — контролирующему лицу штрафом в размере 500 000 руб. (п.1.1 ст.126 НК РФ). Сейчас наказание — 100 000 руб., т.е. штрафные санкции увеличили в 5 раз. Кроме того, с 09.12.2020 года за непредставление документов, необходимых для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК в течение 1 месяца с даты получения требования от налогового органа — штраф с контролирующего лица составит 1 000 000 руб. (новый п.1.1-1 ст. 126 НК РФ). Изменения в ст.126 НК РФ внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 368-ФЗ (далее — Закон № 368-ФЗ). С 23 декабря 2020 года начнет действовать обновленный п.1 ст. 70 НК РФ, который посвящен тонкостям направления требований об уплате задолженности по налогам, сборам и взносам. Требования физлицам. Как и ранее, в общих случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Новшество в том, что независимо от ИП-статуса физического лица требование направляется, если сумма недоимки достигла 3 000 руб. Ранее для «обычных» физлиц была установлена пониженная планка — если недоимка, пени и штрафы по ней превышали 500 руб. Срок направления требования об уплате задолженности по пеням. Появился новый абзац в ст. 70 НК РФ, который гласит, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб. Как известно, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения суммы недоимки. При этом не редкость, когда сумма пени в требовании гораздо меньше той, которая будет на дату фактического погашения долга по налогу, а налогоплательщик перечисляет в бюджет только суммы, указанные в требовании. В такой ситуации инспекция может направить требование на «зависшую» сумму пени (с даты требования по день фактической уплаты налога). Отдельного срока для направления требования об уплате задолженности по пеням, когда задолженность по налогу уже уплачена, НК РФ не содержал и зачастую приходилось руководствоваться общими положениями п. 5 ст. 75 НК РФ, разъяснениями Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.51), письмом ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, с учетом которых требование должно направляется не позднее 3 месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части), если ее размер менее 500 руб., а с учетом более новой редакции п.1 ст. 70 НК РФ — менее 3 000 руб. Так что, очень хорошо, что с 23.12.2020 года нет необходимости определять срок направления требования по задолженности по пеням, притягивая старые, но действующие разъяснения ВАС РФ, анализируя многочисленные редакции п. 1 ст. 70 НК РФ. Таким образом, с учетом нового абзаца в п.1 ст. 70 НК РФ, требование на уплату долга по пени с 23.12.2020 года должно быть направлено налоговым органом в течение 1 года с даты уплаты недоимки (например, при сумме долга менее 3000 руб.) либо в течение года с даты, когда размер пени превысил 3000 руб. С 23 декабря 2020 года расширен перечень документов, которые могут быть представлены (получены) налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Так, через МФЦ можно будет подать в инспекцию сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, получить налоговое уведомление (п.2.1 ст. 23, п.4 ст. 52 , ст. 362 НК РФ). Напоминаем, что организации обязаны уведомить налоговый орган о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, если не получили сообщения об исчисленной инспекцией сумме налогов по таким объектам. Если этого не сделать — штраф 20% от неуплаченной суммы налога (п. 2.2 ст. 23, п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Изменения внесены Законом № 374-ФЗ. С 1 января 2021 года отменены ограничения по уточнению платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Для них предусмотрены общие «налоговые» правила, т.е. платежи по страховым взносам можно уточнять даже если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС (п. 9 ст. 45 НК РФ). Кроме того, уточнено, что излишне уплаченная или излишне взысканная сумма страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, только если по информации территориального органа ПФР указанная сумма в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ). Следует отметить, что данная поправка связана с Постановлением Конституционного Суда от 31.10. 2019 № 32-П, которым признано «неконституционными» существующие ограничения прав страхователя на возврат излишне уплаченных им взносов. С 1 июля 2021 года инспекция вправе признать поданную декларацию (расчет) «непредставленной» по основаниям, определенным в закрытом перечне (ст.80 НК РФ). Так, если в ходе «камералки» инспектор выявит наличие хотя бы одного из нижеперечисленных обстоятельств, отчетность будет считаться «непредставленной» (п.4.1 ст. 80 НК РФ):
Кстати, сейчас инспекторы тоже могут признать отчетность «непредставленной» — основания поименованы в пункте 19 Административного регламента (утв. Приказом ФНС от 08.07.2019 года № ММВ-7-19/343). Например, это подача декларации не в ту инспекцию, не по той форме (формату), случаи, когда не подтверждены полномочия подающего отчетность, декларация подписана дисквалифицированным руководителем. То есть, с июля 2021 года закрепляются на законодательном уровне положения, фактически действующие сейчас, а в отношении декларации по НДС вводится еще одно основание, когда она может считаться «непредставленной» — данные отчетности не соответствует контрольным соотношениям, определенным ФНС. О факте непредставления отчетности инспекция уведомит в течение 5 рабочих дней со дня выявления «нехорошего» обстоятельства (п.4.2 ст.80 НК РФ в ред. с 01.07.2021 г.). Если установлены несоответствия показателей представленной декларации по НДС по контрольным соотношениям (нарушен порядок заполнения) — инспекция «обрадует» уведомлением по ТКС не позднее дня, следующего за днем получения декларации (п. 5.3 ст. 174 НК РФ). Чтобы исправить ситуацию и декларация была признана вовремя сданной надо успеть представить исправленную отчетность в течение 5 рабочих дней после получения уведомления, (новые п.5.3 и 5.4 ст. 174 НК РФ). Кстати, с 01.07.2021 года полномочия лица, подписавшего декларацию, можно подтвердить электронным документом (доверенностью), подписанным УКЭП доверителя (п. 5 ст. 80 НК). ФНС должна успеть к июлю 2021 года подготовить электронный формат доверенности на подписание от его имени отчетности и порядок ее направления по телекоммуникационным каналам связи. Указанные новшества касаются налоговых деклараций (расчетов), поданных в налоговый орган после 01.07.2021 года. Основание — Закон № 374-ФЗ. С 01.07.2021 года начнут действовать положения о национальной системе прослеживаемости, закрепленные в налоговом законодательстве. Компании, чья деятельность связана с товарами, подлежащими прослеживаемости, должны сдавать в налоговый орган отчеты о таких операциях, а также документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (п. 2.3 ст.23 НК РФ). С 01.07.2021 года налоговые органы вправе требовать представление документов, относящихся к «прослеживаемости», если найдены противоречия между данными (новый п.8.9 ст. 88 НК РФ):
Если выявлены вышеуказанные противоречия — не исключен визит инспекторов для осмотра территорий и помещений организации (ст. 88, 91,92 НК РФ). Изменения внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 371-ФЗ С 1 июля 2021 года у налоговой службы появится новое основание для проведения повторной выездной налоговой проверки (ВНП). Она может быть проведена не только в случае, если за проверенный период представлена «уточненка» в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (пп.2 п.10 ст.89 НК РФ), но и в случаях, когда в уточненной декларации увеличена заявленная к возмещению сумма НДС (акциза) либо увеличена сумма полученного убытка. Дополнения в пп.2 п.10 ст. 89 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2020 года № 470-ФЗ. Принятый закон предусматривает введение нового режима налогообложения «фиксированной прибыли КИК» для контролирующих лиц – владельцев КИК. Этот режим позволяет уплачивать НДФЛ в размере 5 млн рублей с «фиксированной прибыли» КИК без учёта фактических финансовых результатов. Одобренный законодателем режим является российским аналогом режима так называемого паушального налогообложения, существующего в зарубежных правопорядках. Для перехода на новый режим[2] контролирующее лицо получает право представить в налоговые органы уведомление о переходе на новый режим до 31 декабря 2021 г., если контролирующее лицо планирует перейти на новый режим по налогу за 2021 г. Если контролирующее лицо примет решение перейти на новый режим уже по итогам 2020 года, то уведомление должно быть подано не позднее 1 февраля 2021 г. Согласно нововведениям, фиксированная сумма прибыли КИК устанавливается в размере 38 460 000 рублей за 2020 год и 34 000 000 рублей за следующие налоговые периоды[3] по всем КИК одновременно. Иными словами, фиксированная сумма прибыли КИК устанавливает общую вменённую налоговую базу для всех КИК контролирующего лица, вне зависимости от фактического финансового результата каждой отдельной КИК в соответствии с ее финансовой отчётностью. Переход на новый режим означает его применение контролирующим лицом с учётом следующих особенностей:
Если контролирующее лицо утратит контроль над всеми КИК в течение периода нахождения на новом режиме налогообложения «фиксированной прибыли КИК», такое контролирующее лицо будет освобождено от уплаты налога за последующие налоговые периоды. Однако если контроль будет утрачен лишь частично, за контролирующим лицом сохраняется обязанность уплаты фиксированного налога в прежней сумме. Контролирующее лицо не вправе произвольно досрочно отказаться от нового режима в период его применения, кроме случая изменения условий данного режима налогообложения по инициативе органов публичной власти РФ. Отказ от применения режима возможен исключительно по истечении трех либо пяти летнего срока и только при подаче соответствующего уведомления до 31 декабря года, начиная с которого налогоплательщик планирует отказаться от применения режима налогообложения «фиксированной прибыли КИК». Налоговые штрафы могут стать в два раза большеСогласно принятым изменениям, контролирующее лицо будет обязано представлять документы, подтверждающие размер прибыли/убытка КИК. Такими документами являются:
Эти документы представляются независимо от финансовых показателей КИК (в том числе при наличии убытка и нулевом финансовом результате):
Непредставление данных документов повлечет для контролирующего лица ответственность в виде штрафа в размере 500 тыс. рублей[5]. Также согласно новой ст. 25.14-1 НК РФ налоговый орган получает право по своему усмотрению истребовать любые дополнительные документы, но не более, чем за три прошедших налоговых периода. Данная возможность истребования не распространяется на контролирующих лиц – участников нового режима налогообложения на основании «фиксированной прибыли КИК». В случае получения требования о предоставлении финансовых документов контролирующее лицо будет обязано в течение одного месяца представить необходимые для обоснования освобождения документы с переводом на русский язык (в части, подтверждающей освобождение, или в части размера прибыли КИК). Непредставление истребуемых документов или представление документов, содержащих недостоверные сведения, повлечет наложение штрафа в размере 1 млн рублей[6]. Поправками предполагается изменение и дополнение штрафных санкций, связанных с правилами КИК. Помимо введения вышеуказанных штрафов повысится размер штрафа за непредставление уведомления о КИК в установленные сроки. Теперь совершение данного правонарушения ведет к наложению штрафа в размере 500 тыс. рублей за каждую КИК (а не 100 тыс. рублей, как сейчас).
Иностранной холдинговой компанией для целей правил КИК признается иностранная компания, если доля участия контролирующего лица в ней составляет не менее 75 %, а сама иностранная компания участвует в другой иностранной компании не менее, чем на 50% (хотя бы в одной) и не менее 15 % в остальных иностранных организациях (при их наличии). Также важным условием является срок участия (владениями долями), а именно не менее чем 365 последовательных календарных дней на дату окончания финансового года в соответствии с личным законом иностранной организации. Все условия должны выполняться одновременно. Иностранной субхолдинговой компанией для целей правил КИК признается иностранная компания, доля участия иностранной холдинговой компании в которой составляет не менее 75 %, а собственное участие в иных иностранных организациях также составляет не менее 50% (хотя бы в одной) и не менее 15 % в других. Условие о сроке участия аналогично условию для холдинговой компании. При определении критерия «активности» в части критерия 5 % «пассивных» доходов вышеуказанных иностранных компаний не учитываются:
Обязанность налогоплательщиков уплачивать установленные налоги в срок прямо закреплена в Налоговом кодексе (пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ). Им же предусмотрена и ответственность за неуплату налогов. По общему правилу за неуплату налога или его неполную уплату вследствие занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления или каких-либо неправомерных действий / бездействия налогоплательщика полагается штраф, который составляет 20% от неуплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ). Если же в действиях налогоплательщика будет найден умысел, то размер штрафа увеличится в 2 раза и составит 40% от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 122 НК РФ). Кстати, такие же штрафы предусмотрены за неуплату сборов и страховых взносов. Данная норма НК РФ является общей и применима ко всем налогоплательщикам: за неуплату налогов и физическим лицом, и юридическим будут штрафовать по ней. Напомним, что кроме штрафа, как формы наказания за неуплату налогов, налогоплательщику придется платить еще и пени (ст. 75 НК РФ). Обычная неуплата налога не есть уклонение от уплаты налогов. Это уже статья УК РФ, привлечение к ответственности по которой возможно только при значительной сумме недоимки. Хозяйствующий субъект или физлицо, не зарегистрированные как такой субъект, могут быть привлечены к уголовной ответственности за налоговые преступления на основании 6 статей Уголовного кодекса, а именно со ст. 198 по ст. 199.4. Каждая из них соответствует отдельному виду преступления:
Совершенное подсудимым деяние может повлечь уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с указанными статьями, только если судом установлен умысел преступления (п. 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64). Совершение действий, аналогичных тем, что прописаны в ст. 198 УК РФ, плательщиком в статусе юрлица |
Обусловленное личными интересами игнорирование обязанностей агента по платежу в крупной или особо крупной форме |
|
|
|
|
Наименование платежа | Платеж | Пени | Штраф |
НДФЛ для налоговых агентов — ставка 13% | 182 1 01 02010 01 1000 110 | 182 1 01 02010 01 2100 110 | 182 1 01 02010 01 3000 110 |
НДФЛ для налоговых агентов — ставка 15% | 182 1 01 02080 01 1000 110 | 182 1 01 02080 01 2100 110 | 182 1 01 02080 01 3000 110 |
НДФЛ, который платят ИП и лица осуществляющие частную практику | 182 1 01 02020 01 1000 110 | 182 1 01 02020 01 2100 110 | 182 1 01 02020 01 3000 110 |
НДФЛ, который платит сам резидент, включая доходы от продажи имущества | 182 1 01 02030 01 1000 110 | 182 1 01 02030 01 2100 110 | 182 1 01 02030 01 3000 110 |
НДФЛ, который платится резидентами на основании фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний | 182 1 01 02090 01 1000 110 | 182 1 01 02090 01 2100 110 | 182 1 01 02090 01 3000 110 |
НДФЛ, который уплачивают резиденты с процента, купона или дисконта в отношении обращающихся облигаций юрлиц, номинированных в рублях и эмитированных не ранее 1 января 2017 года | 182 1 01 02070 01 1000 110 | 182 1 01 02070 01 2100 110 | 182 1 01 02070 01 3000 110 |
НДФЛ в качестве фиксированных авансовых платежей для иностранцев, работа которых обоснована патентом | 182 1 01 02040 01 1000 110 | 182 1 01 02040 01 2100 110 | 182 1 01 02040 01 3000 110 |
Платежное поручение имеет поле 104, где необходимо указать КБК всем налоговым агентам. Заполненное поручение необходимо предоставить в налоговую, по месту нахождения организации.
Компании, имеющие в составе обособленные подразделения, уплачивают НДФЛ в налоговую службу, где встали на учет. Напоминаем, что с 1.01.2021 были изменены правила заполнения платежных поручений:
- поле 14 — изменен БИК банка, в который направляются денежные средства;
- поле 15 — обязательно указание номера счета получателя;
- поле 17 — измененный номер счета казначейства;
- поле 13 — теперь обязательно указывать наименование банка, в который направляются денежные средства.
Наказание за неуплату налогов юридическим лицом
Если налогоплательщик или работодатель вовремя не перечислил налог или взносы, ему начисляются пени. Чтобы уплатить пени, придется дождаться требования из ИФНС, которая сама должна установить факт неуплаты и начислить пени.
Если налогоплательщик увидел недоимку по налогу и планирует ее закрыть, нужно действовать в таком порядке:
- рассчитайте сумму пеней самостоятельно;
- уплатите сумму недоимки и пеней;
- отправьте уточненную декларацию.
В таком случае налогоплательщик избежит штрафа (см. п. 1 и п. 4 ст. 81 НК РФ). Если вы сначала отправите уточненку и только потом заплатите недоимку и пени, налоговая назначит штраф.
Первым днем начисления пеней считается следующий день после окончания срока уплаты налога или взносов. По поводу последнего дня для начисления пеней у чиновников есть расхождения.
ФНС разъяснила, что пени перестают начислять на следующий день после уплаты, а значит день уплаты включается в расчет пеней. Однако есть письмо Минфина о том, что начислять пени за день уплаты недоимки не нужно. Это письмо не направляли налоговикам для обязательного применения, так что руководствоваться этими объяснениями можно на свой страх и риск.
Если сумма пеней за день небольшая, безопаснее включить день уплаты в расчет пеней. Если сумма велика, будьте готовы к тому, что ваши действия придется отстаивать в суде. Кроме того, налогоплательщик может письменным запросом уточнить порядок расчета у Минфина, чтобы опираться в расчетах на официальный ответ.
Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования:
Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * Число дней просрочки
Если просрочка организации составила 31 день и больше, рассчитывайте пени так:
- Сначала исчисляем пени за первые 30 дней просрочки: Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * 30
- Затем исчисляем пени за последующие дни просрочки: Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 150) * Число дней просрочки с 31 дня
- Суммируем оба значения.
- Пенсионное страхование — 182 1 02 02010 06 2110 160
- Медицинское страхование — 182 1 02 02101 08 2013 160
- Страхование по нетрудоспособности и материнству — 182 1 02 02090 07 2110 160
- Страхование на травматизм — 393 1 02 02050 07 2100 160
- Налог на прибыль в фед. бюджет — 182 1 01 01011 01 1000 110
- Налог на прибыль в рег. бюджет — 182 1 01 01012 02 1000 110
- НДС — 182 1 03 01000 01 1000 110
- Налог по имуществу, кроме ЕСГС — 182 1 06 02021 02 1000 110
- Налог по имуществу, входящему в ЕСГС — 182 1 06 02021 02 1000 110
- НДФЛ (и ИП “за себя”) – 182 1 01 02021 01 1000 110
- УСН “доходы” – 182 1 05 01011 01 1000 110
- УСН “доходы-расходы” и минимальный налог — 182 1 05 01021 01 1000 110
- ЕНВД — 182 1 05 02010 02 1000 110
Пеня за неоплаченный налог(взнос) составит: 96.47 рублей
Порядок расчета:
(сумма налога: 23153.33 * дней неоплаты: 20 * ставка рефинансирования(в среднем): 6.25 / 300 / 100 = 96.47)
Ограничения по сумме
С 27 ноября 2021 года размер пени 96.47 не может быть выше размера недоимки 23153.33
Итого размер пени равен: 96.47
С 10 февраля 2021 года года ставку рефинансирования снизили с 6.25% до 6%.
С 16 декабря 2021 года года ставку рефинансирования снизили с 6.5% до 6.25%.
С 28 октября 2021 года ставку рефинансирования снизили с 7% до 6.5%.
С 7 сентября 2021 года ставку рефинансирования снизили с 7,25% до 7%.
С 29 июля 2021 года ставку рефинансирования снизили с 7,5% до 7,25%.
С 17 июня 2021 года ставку рефинансирования снизили с 7,75% до 7,5%.
С 17 декабря 2021 года ставку рефинансирования подняли с 7,5% до 7,75%.
С 27 ноября 2021 года сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
С 17 сентября 2021 года ставку рефинансирования подняли с 7,25% до 7,5%. Первое повышение ставки с 2014 года.
С 1 октября 2021 года Пени для Организаций(для ИП и физ.лиц – нет) будут считать по новым правилам. С 1 по 30 день они как и прежде будут 1/300 от ставки рефинансирования, а с 31-го дня 1/150(вырастут в 2 раза)(30 ноября 2021 г. № 401-ФЗ).
Рассчитывая НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых физлицам после 31.12.2020, бухгалтеру нужно иметь в виду:
- необходимость посчитать налог по ставке 15% с суммы дивидендов свыше 5 млн руб.;
- новый порядок зачета в счет НДФЛ налога на прибыль, уплаченного с дивидендов, которые получила сама организация.
Подробнее смотрите наш материал.
С 2021 года не облагаются НДФЛ (закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ):
- матпомощь в сумме до 50 тыс. руб., выплачиваемая работодателем работнику в случае установления опеки над ребенком;
- возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, жилья, топлива, стоимости натурального довольствия, а также соответствующие доходы в натуральной форме (освобождение применяется к компенсациям, установленным законом или НПА местных властей);
- оплата работодателем работнику и неработающим членам его семьи из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей проезда или перелета (включая стоимость провоза до 30 кг багажа) до пункта пропуска через границу РФ, в том числе международного аэропорта — при заграничном отпуске;
- компенсация курортного сбора сотруднику, направленному в командировку.
Похожие записи:
- Методика Расчета Заработной Платы В Бюджетной Организации Иркутска 2021
- Новые доплаты от ПФ РФ. Кто получит 36 000 рублей
- Материнский капитал в сургуте на 2021 год