Информация о квотировании рабочих мест инвалидов москва

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Информация о квотировании рабочих мест инвалидов москва». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов — установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;

— предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи


В 2020-2025 гг. Минтруд намерен провести эксперимент по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места. В рамках квоты работодатели будут обязаны:

— создавать или выделять рабочие места для инвалидов;

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;

— предоставлять информацию для организации занятости инвалидов.

Отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты повлечет административное наказание.

В ряде регионов будет введен специальный механизм установления и исполнения квоты. Будут созданы фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями. Это альтернативный вариант выполнения квоты при невозможности принять на работу инвалида. Минтруд разъяснил, как будет определяться размер такой выплаты.

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Согласно ст. 21 ФЗ-181 в обязательном порядке резерв занятости для людей с ОВЗ создают работодатели с численностью работающих свыше 100 человек. Закон устанавливает лишь диапазон квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2–4%. При численности занятых от 35 до 100 человек этот показатель не превышает 3%.

ВАЖНО! Используемые на уровне региона конкретные показатели утверждаются местными НПА.

От резервирования освобождены:

  • объединения инвалидов, зарегистрированные как общественные;
  • организации, созданные общественными объединениями инвалидов;
  • хозяйственные общества и товарищества, уставный капитал которых сформирован из вкладов общественных объединений инвалидов.

Еще одна обязанность работодателя — создавать необходимые условия труда, соответствующие индивидуальной программе реабилитации или абилитации этой категории льготников (ст. 24 ФЗ-181).

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2021 году

Образец приказа о квотировании рабочих мест для трудоустройства имеет традиционную структуру и содержит следующую информацию:

  • реквизиты организации;
  • название и номер;
  • город и дата;
  • ссылки на федеральный закон №181-ФЗ, приказ Минтруда №685н от 19.11.2013;
  • ссылка на региональные НПА;
  • распоряжение установить квоту — указывается процент от среднесписочной численности сотрудников;
  • распоряжение о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиями труда.

Работодателя порядок квотирования рабочих мест для инвалидов не обязывает искать кандидатов на квотируемые вакансии. Запрещается:

  • отказывать в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями;
  • занимать выделенные штатные единицы сотрудниками без ОВЗ;
  • уклоняться от формирования квот для инвалидов.

Если нормы для трудоустройства не соблюдены, наниматель несет ответственность в соответствии с КоАП в виде штрафа в зависимости от нарушения.

Нарушение Статья КоАП Штраф, руб. Ответственное лицо
Не исполнена обязанность по созданию квотируемых мест для лиц с ОВЗ 5.42 5000–10000 Должностное
Отказ инвалиду в приеме на работу 5.42 5000–10000
Непредоставление или искажение отчетности, несвоевременное предоставление 19.7 300–500 Должностное
3000–5000 Юридическое

Некоторые регионы устанавливают и используют собственные кодексы правонарушений, и их меры отличаются от общероссийских. Так, в Москве за неисполнение обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов штрафы выше:

  • для должностных лиц — от 3000 до 5000 руб.;
  • для юридических — от 30 000 до 50 000 руб.

Нет, закон о квотировании распространяется только на те компании, среднесписочная численность сотрудников которых больше 100 человек. Также повторим, что данная обязанность существует только для работодателей, ведущих деятельность в Москве.

От обязанности квотировать места для незащищенных групп граждан освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Имейте в виду, что компании, которые привлекают на работу иностранцев, обязаны встать на учет в центре квотирования, даже если численность штата меньше 100 человек!

Квота составляет 4% от среднесписочной численности штата: 2% из них приходится на инвалидов и 2% — на вышеуказанные категории молодежи.

Точное количество мест каждый работодатель рассчитывает самостоятельно, исходя из численности работников. При этом учитываются только те сотрудники, которые работают на территории Москвы. Филиалы и офисы компании в других регионах страны не включаются.

Если же работодатель трудоустраивает больше 2% инвалидов, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи можно уменьшить на соответствующую величину.

Работодатель, выполняющий требования данного законодательства, должен ежеквартально сдавать отчетность в службу занятости, подтверждающую выполнение им квоты.

По статье 24 ФЗ № 181 на юридических лиц возлагается следующие обязанности:

  • создание надлежащих условий труда для инвалидов;
  • предоставление отчета в муниципальные органы управления, согласно ст.25 Федерального закона № 1032-1 «О занятости населения РФ…»;
  • подготовку рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями.

Важно! Статья 21 ФЗ № 181 так описывает понятие квоты: минимальное количество трудовых мест для лиц с ограниченными возможностями.

При формировании квот не учитываются отдельные компании, которые находятся в других областях России. Рабочие места должны соответствовать всем нормативам по безопасности для работников. Квота может увеличится или уменьшится по усмотрению региональной администрации. Организации общества инвалидов освобождаются от обязанности формирования квот.

В законодательстве России прописана обязанность компаний, где число работников более 101 человека, формировать квоту на рабочие места для инвалидов. Они, в обязательном порядке, каждый год предоставляют данные о наличии квот на местах для лиц с ограниченными возможностями в службу занятости населения.

Согласно ст. 21 ФЗ № 181, специальные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями ― это места, где создается ряд дополнительного оборудования для облегчения подъема, технические средства, позволяющие инвалиду выполнять свою трудовую деятельность, с учетом личных особенностей. Этот закон с некоторыми дополнениями начал действовать с января 2019 года.

В соответствии с личными особенностями каждого инвалида, работодатель, принимая во внимание программу реабилитации и справку МСЭ, решает, каким должно быть рабочее место инвалида. Если данных недостаточно, рабочее место создается в соответствии с правилами СанПин.

Стоит отметить, что о наличии инвалидности работник не обязан извещать руководителя. Сотрудник вправе отказаться следовать программе реабилитации, что подтверждается в заявлении на имя директора. В обязанности инвалида не может входить тяжелый физический и динамический труд. Запрещено оборудовать рабочие места для инвалидов в подвалах, помещениях без окон и вентиляции. Для высотных зданий обязательно наличие лифта и зон отдыха.

При оборудовании рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями соблюдается ряд условий:

  1. Степень ограничения способности к труду.
  2. Автоматизация рабочего места.
  3. Критерии функциональных нарушений.
  4. Вид трудовой деятельности.
  5. Профессиональное образование инвалида.

В требованиях СанПин к рабочему месту инвалида написано: зимой температура воздуха в помещении ― 20-23 градуса, летом ― 22-26 градусов, влажность воздуха в помещении не более 55%. Не должно быть сквозняков, отсутствие ядовитых веществ обязательно. Степень шума не более 80 децибел. Отсутствие вибрации, электромагнитное излучение должно быть в пределах нормы. Площадь места отдыха должно быть более 11 квадратных метров. В обязательном порядке наличие медицинского оборудование, лекарственных средств, для помощи работнику, мед кабинета.

Региональные власти на свое усмотрение решают каким будет количество квот на специальные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями. Их можно лишь увеличить, а уменьшить количество квот работодатель не имеет права.

Важно! Региональные администрации имеют право: предоставлять льготы компаниям, предоставившим работу большему числу инвалидов, чем было заявлено по квоте, проводить профессиональную переподготовку инвалидов, давать налоговые послабления инвалидам, создающим ИП и фермерские хозяйства.

Организации с вредными условиями труда и химические производства освобождаются от обязательства предоставления квот на специальные рабочие места. Это же касается и компаний, в основе работы которых, забота об инвалидах. В организациях ОАО, АО или ЗАО инвалидов принимают на работу без создания специальных рабочих мест, на общих основаниях. Маленькие компании также освобождаются от формирования квот на рабочие места.

По законодательству предусмотрен следующий порядок квотирования:

  • после публикации данных по квотам Федерального Правительства;
  • подача руководителем организации вакансий для инвалидов и письменное заявление от инвалида;
  • обращение инвалида в службу занятости для получения специального места;
  • участие работодателя и соискателя в ярмарке вакансий, собеседование, устройство на работу.

Оформление документов идет по обычному распорядку. Издается приказ руководителя о принятии на работу лица с ограниченными способностями.

Важно! Руководитель компании может принять на работу инвалида без квоты. Но обязан создать рабочее место. В этом случае оформление бумаг также будет по обычному алгоритму.

Квота рассчитывается в процентном соотношении лиц с ограниченными возможностями к штату сотрудников организации. Делается это просто, по следующим правилам:

для фирм со штатом работников от 40 до 101 человека ― до 3.1% мест;

для компаний с количеством свыше 101 человека ― до 4.1% мест.

В каждом отдельно взятом регионе численность квот на рабочие места для инвалидов отличается. Для примера: по Московской области этот показатель равен 2,1, а для Санкт-Петербурга ― 2,6.

Пример расчета: численность компании 250 человек, квота по МО 2,1. 250 х 2,1%:100=5,25 места. Значит компания обязана трудоустроить 5 инвалидов. И создать им специальные рабочие места, в соответствии с их индивидуальными заболеваниями и особенностью утраты физических возможностей.

Для многих предприятий это может сулить дополнительные траты капитала. Поэтому, в большинстве случаев работодатели не спешат принимать в свой штат инвалида. Часто приходится оборудовать специальные подъемники, пандусы для выхода из здания, место парковки и другие объекты. Не всем руководителям это по душе, и они пытаются обойти закон.

Трудоустройство инвалидов в Подмосковье: вакансии и особые условия

  • страница1

В соответствии с Законом Сахалинской области от 11.03.2005 г. №13-ЗО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Сахалинской области» работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, устанавливается квота рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере двух процентов среднесписочной численности работников.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в статью 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» внесены следующие изменения:
«При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда».
Данные изменения вступили в силу 1 января 2014 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатель обязан ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В случае нарушения законодательства в отношении трудоустройства инвалидов наступает ответственность, предусмотренная п. 87 ч. 2 ст. 28.3., ч. 1 ст. 5.42. КоАП РФ.

В соответствии с п.2.2. Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости, утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области от 18.11.2016 №577, квота считается выполненной, если работодателем создано (выделено) необходимое количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты (в том числе специальных), приняты локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, и на все созданные (выделенные) рабочие места трудоустроены инвалиды.

В соответствии с Законом Сахалинской области от 24 декабря 2012 года № 111-ЗО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий молодежи в Сахалинской области» квота устанавливается для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Сахалинской области.

Квота устанавливается ежегодно правовым актом органа исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, на основе договоров, заключенных центрами занятости населения с работодателями, в размере не менее 2 процентов от среднесписочной численности работников.

Квотирование рабочих мест осуществляется для следующих категорий молодежи, нуждающейся в социальной защите и испытывающей трудности в поиске работы:
1) несовершеннолетние граждане в возрасте от 16 до 18 лет из числа:
а) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
в) осужденных к условной мере наказания;
2) граждане в возрасте от 16 до 30 лет, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, впервые ищущие работу по полученной профессии (специальности), направлению подготовки.

Работодателям, трудоустроившим на выделенные (зарезервированные) и (или) созданные в счет квоты рабочие места граждан из числа молодежи, предоставляется субсидия из областного бюджета в целях частичного возмещения затрат на оплату труда.

Субсидия на одного трудоустроенного гражданина из числа молодежи, предоставляется в месяц в размере минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды, но не более фактически начисленной заработной платы с учетом страховых взносов во внебюджетные фонды. Общий период предоставления субсидии в течение года на одно квотируемое рабочее место не может превышать 6 месяцев.

Обеспечение конституционного права граждан с ограниченными возможностями на труд – задача государственного значения, реализуемая органами службы занятости во взаимодействии с работодателями при участии органов исполнительной власти, местного самоуправления, социальной защиты, общественных организаций, представляющих интересы инвалидов. Решению этой задачи способствуют нормативные правовые акты Российской Федерации и Приморского края:

  • Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Закон Приморского края от 06.03.2019 № 460-КЗ «О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ГРАЖДАН, ОСОБО НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ, В ПРИМОРСКОМ КРАЕ».

Квота — количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников, которые организация обязана создать или выделить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

Квотирование рабочих мест— установление для работодателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов.
Квотирование рабочих мест для инвалидов осуществляется в отношении инвалидов, имеющих рекомендации к труду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Трудоустройство инвалидов пределах установленной квоты осуществляется работодателями самостоятельно или по направлению центров занятости населения с учетом предложений органов социальной защиты населения.

Размер квоты

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2-х процентов от среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3-х процентов от среднесписочной численности работников. Количество рабочих мест по установленной квоте для приема на работу инвалидов рассчитывается работодателями самостоятельно.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Права работодателей

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

• копию устава или учредительного договора;

• информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

• данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

В настоящее время, чтобы закрыть квоту, нужно организовать специальное рабочее место и заключить с инвалидом трудовой договор. Кроме того, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

При заключении трудового договора с лицом, для которого было выделено и организовано рабочее место, квота считается исполненной (пп. 1 п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90, п. 2 ст. 5 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ, п. 1 ст. 2.1 Закона Псковской области от 07.11.2012 № 1212-ОЗ).

Выделение рабочего места для инвалида предполагает создание и техническое оснащение специального места для нормальной работы инвалида.

Для этого с учетом физических показателей инвалида работодатель оснащает рабочее место специальным оборудованием, а также обеспечивает доступ такого работника в необходимые помещения (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Оборудование рабочего места производится в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н и санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09.

Перечисленные нормативные акты предполагают, что каждое рабочее место для инвалида будет оснащено с учетом его индивидуальных потребностей, выполняемых трудовых функций, ограничений здоровья.

Также работодатель может оказать работнику с ограниченными возможностями помощь в организации труда в рамках дистанционной работы или работы на дому. При этом перечня конкретных мероприятий, которые можно осуществить в ходе такой помощи, закон не определяет.

С точки зрения буквального прочтения закона прием в организацию инвалида, работающего на дому, не является исполнением квоты на трудоустройство инвалида. Это связано с отсутствием в законе четкой трактовки понятий: «создание» и «выделение» рабочего места.

Создание рабочего места – это его формирование посредством установки специального оборудования, необходимого для осуществления работником трудовой функции. А выделение рабочего места – это указание его в виде вакансии в штатном расписании.

При этом закон не дает работодателю права оборудовать рабочее место у сотрудника на дому. Предполагается, что рабочее место будет располагаться именно на территории работодателя.

Следовательно, заключение трудового договора о дистанционной работе или работе на дому в счет установленной для инвалидов квоты грозит работодателю штрафами за несоблюдение квот.

Работодатели обязаны информировать службу занятости о вакантных должностях, созданных для трудоустройства инвалидов. Неисполнение данной обязанности повлечет ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Штрафы взимаются в следующих размерах:

  • от 1 000 до 5 000 рублей – для должностных лиц и ИП;
  • от 30 000 до 50 000 рублей – для юридических лиц.

Также работодатели несут ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление в органы службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Штрафы по этой статье назначаются в размерах:

  • от 300 до 500 рублей – для должностных лиц;
  • от 3 000 до 5 000 рублей – для организаций.

Такие же штрафы назначаются за непредставление в органы службы занятости информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.

Федеральным Законом №181 «О соц. защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 определяются правила по распределению квот.

Так ст. 24 ФЗ №181 фиксирует обязанность юридического лица по:

  1. формированию трудовых вакансий для людей с инвалидностью;
  2. созданию надлежащих условий трудовой деятельности для лиц с ограниченными возможностями;
  3. составлению отчетов и внутренних положений о предоставлении вакансий для инвалидов;
  4. отправке информации в местные органы занятости результатов о том, как проводится соответствующая работа (ст. 25 ФЗ №1032-1 «О занятости населения в РФ»).

Нормы по обеспечению граждан с группой работой закрепляются местными правовыми актами в соответствии со ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов». Минимум трудовых мест для инвалидов — это и есть квота.

Предельные показатели квот в 2021 году:

  • до 3% для организаций, где согласно штатному расписанию общее количество работающих от 35 до 100 человек;
  • до 4% при штате, превышающем сотню человек.

Трудовые условия должны соответствовать определенным нормам и не должны нести опасность или причинять вред здоровью сотрудникам.

Также не учитывается штат сотрудников филиала, который расположен в другом районе или регионе.

Намерение организации о выделении квот для инвалидов обычно оформляется внутренними актами, будь то приказ, положение или распоряжение.

Предприятия и организации имеют возможность принять большее количество инвалидов, чем предусмотрено по нормам квотирования, но не могут нарушить эти показатели в меньшую сторону.

Существует несколько методов для трудоустройства в 2021 году:

  1. Индивидуальное ходатайство инвалида к работодателю.
  2. Прием лица с инвалидностью по объявлению.
  3. Специалиста направляют к работодателю из Центра занятости населения по заданию организации.
  4. Предприятие самостоятельно выбирает сотрудника на ярмарках по трудоустройству.

Если инвалид является квалифицированным специалистом, после собеседования он оформляется в штат без испытательного срока.

После оформления, инвалида снимают с учета в Центре занятости, а организация отчитывается о зачислении гражданина в штат.

Когда организация не исполнила обязательств по приему на работу определенного количества числа граждан, нуждающихся в трудоустройстве, тогда на это юридическое лицо возлагается обязанность оплаты определенных взносов в компенсационный Фонд содействия трудоустройства инвалидов (ФСТИ).

Сумма данных платежей фиксируется в годовых бюджетах субъектов РФ. Подобные выплаты подлежат ежегодной индексации в зависимости от величины прожиточного минимума.

При этом налоговые органы предоставляют местным властям данные о полученных выплатах от работодателей за невыполненные квоты.

К предприятиям, которые не соблюдают, определенные нормами закона требования по квотированию и оплате компенсационных взносов, применяется административная ответственность.

Подобные нарушения караются наложением штрафов. Величина штрафных санкций зависит от тяжести нарушения и варьируется от 500 до 10 000 руб.

Также его размер может быть увеличен по требованию региональных органов самоуправления.

Помимо административной ответственности к организациям-нарушителям могут быть применены меры ограничительного характера.

Например, подобные учреждения лишатся возможности участвовать в гос. торгах и закупках, а также не смогут принимать на работу иностранцев.

О квотировании рабочих мест (с изменениями на 30 апреля 2014 года)

Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие ключевые моменты по регулированию квот для инвалидов:

  1. размер квот колеблется от 2 до 4% от всего числа работников юридического лица;
  2. квота признается исполненной, когда предприятие официально заключило трудовые договоры с требуемым количеством граждан с инвалидностью, либо перечислило компенсацию;
  3. взносы осуществляются в ФСТИ каждый месяц за каждую незанятую трудовую вакансию.

Реализуя меры по защите прав таких групп населения, как инвалиды, государство в целом оказывает поддержку малозащищенным слоям населения.

Что дает право характеризовать его как правовое, экономически стабильное, высоко духовное, развитое сообщество, где во главе всех интересов государства стоит человек, его права и свободы.

Видео: Теперь количество рабочих мест для инвалидов работодатель высчитывает сам.

Законодатель обязал работодателя осуществлять Предоставление рабочего места по квоте для инвалидов.

Для компаний, численность сотрудников которых свыше 100 человек, квотирование должно осуществляться в размере 2-4 % от средней численности по списку. Организации и ИП, число работников в которых больше 35 человек, но меньше 100, должны устанавливать квоту на прием инвалидов не более 3% от средней численности по списку своих работников.

В соответствии с вышеперечисленным, квота для приема на работу устанавливается для всех работодателей независимо от формы собственности, если количество оформленных работников более 35 человек.

Важно учитывать, что нормы законодательства распространяются на индивидуальных предпринимателей. Освобождены от предоставления места по квоте только субъекты бизнеса, число работников у каких не больше 35 человек.

Квотирование не проводят работодатели, которые являются общественными организации инвалидов, а также созданные ими предприятия. То есть в организации, где учредителем выступает общественная организация инвалидов.

Согласно действующему законодательству, расчет квоты на рабочие места для инвалидов производится в процентном отношении от среднесписочной численности работников. При этом при расчете последнего показателя не учитываются рабочие места, на которых работают инвалиды.

Также при расчете среднесписочной численности, нужно исключить работников, рабочие места, которые в соответствии с СОУТ подвержены воздействию вредных и опасных факторов.

Предоставление рабочего места по квоте в Москве осуществляется на основании регионального законодательства – закон о квотировании рабочих мест №90, принятый 22 декабря 2004 года.

Согласно ему, работодатели г. Москвы должны создавать на своем рабочем месте квоты для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работающих на предприятии, если численность работников компании на территории Москвы превышает 100 человек.

При этом расчет среднесписочной численности осуществляется по правилам, действующим для исчисления данного показателя в органы статистики.

При исчислении квот, полученное значение следует округлить до целого значения в сторону уменьшения.

Например, в ООО «Знание» (г. Москва) работает 460 человек. Количество квотированных мест для инвалидов на данном предприятии составит 460*2% = 9,2. Квота для инвалидов равна 9.

Федеральный закон устанавливает трудоустройство инвалидов как обязанность региональной власти. В связи с этим на местах должен быть разработан перечень мероприятий по предоставлению государственных гарантий людям, у кого зафиксированы ограниченные возможности, а также произведено обеспечение го соблюдения всеми участниками процесса.

Региону закон позволяет оставить нормы в том же размере, как это закреплено в федеральном законе, либо увеличить их.

Также органы исполнительной власти должны осуществлять на местах следующие мероприятия:

  • Обучать и вовлекать инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • Создавать условия для того, чтобы они могли обучаться или перепрофилироваться согласно требованиям рынка;
  • Стимулировать условия для создания рабочих мест, на которых могут трудиться люди с ограниченными возможностями.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов

Для работодателей, которым установлены квоты на трудоустройство инвалидов, закон устанавливает обязанности и права.

Работодатель, который подпадает под действие закона, обязан:

  • Создавать либо выделять рабочие места из уже имеющихся на предприятии для трудоустройства инвалидов, а также принимать внутренние локальные акты, которые регулирую информацию о данных рабочих местах. Фактом создания либо выделения рабочего места для инвалидов считается издание соответствующего нормативного акта.
  • Создавать специальные рабочие места в пределах квот, установленных местными законодательными актами.
  • Инвалиду обеспечивать рабочее место, которое соответствует требованиям его персональной программы реабилитации.
  • Каждый месяц в установленный срок (5-10 дней с момента окончания предыдущего месяца) необходимо отчитываться в службу занятости о наличии вакантных мест, созданных либо выделенных инвалидам в соответствии с требованиями квоты, а также сведения о внутренних локальных актах, которые регулируют предоставление рабочих мест инвалидам. Данные отчеты должны предоставляться даже в том случае, когда работодатель непосредственно зарегистрирован за пределами региона. Форма предоставления указанной информации разрабатывается и закрепляется местными органами занятости.
  • Если работодатель принимает инвалида, направленного по квоте, он должен возвратить в службу занятости его направление с отметкой о приеме в течение 5 дней с момента оформления на работу. Если инвалиду отказывается в приеме на работу, то на направлении необходимо поставить дату явки, причину отказа и вернуть его кандидату.

Резервированием рабочих мест называется выделение работодателем определенного количества рабочих мест в рамках квоты по приему инвалидов, с целью дальнейшего приема на них работников, прошедших специальное обучение. Рабочие места должны выделяться по тем профессиям, которые будут наиболее подходить для работы на них лиц с ограниченными возможностями.

Обучение инвалидов для работы на местах, которые были выделены работодателем, производится за счет бюджетных средств.

Постановка в резерв рабочих мест осуществляется в рамках специального договора, который заключается между самим работодателем и центром занятости муниципального образования. Договор дает возможность определить те места, которые могут быть созданы организацией и в кратчайшие сроки заполнены желающими, стоящими на учете в службе занятости.

Процедура резервирования включает в себя следующие шаги:

  • Определить обязанности субъекта бизнеса по исполнению закона о предоставлении рабочих мест по квоте для инвалидов путем изучения федерального и регионального законодательства в этой области;
  • Рассчитать, какое количество рабочих мест должно предоставляться по квоте. При этом расчет ведется не от фактического количества работников, а от штатного расписания.
  • Создать и утвердить локальные нормативные акты, которые закрепят выделение рабочих мест для инвалидов;
  • Оформить квотирование в органах службы занятости региона;
  • Определить работника путем возложения на него обязанностей, который будет отвечать за взаимодействие с Центром занятости и подготовку необходимых документов.

Закон устанавливает, что за несоблюдение федерального законодательства в отношении квотирования рабочих мест для инвалидов, а также за отказ в приеме инвалида на работу в рамках установленной квоты, на виновное должностное лицо будет наложен денежный штраф в размере 5-10 тысяч рублей. Это наказание установлено статьей 5.42 КОАП РФ.

Кроме этого, есть ответственность за не информирование органа о выполнении квоты по приему инвалидов. В этой ситуации наказание применяется согласно статьи 19.7 КОАП РФ.

Оно включает в себя:

  • На должностное лицо 300-500 рублей;
  • На юридическое лицо 3000-5000 рублей.

Размер выплат предлагается вводить законами региональных властей с условиями:

  • если региональный прожиточный минимум для трудоспособного населения выше, чем федеральный, то компенсация устанавливается на уровне прожиточного минимума субъекта;
  • в ином случае выплата приравнивается к величине прожиточного минимума уровня РФ.

Такой порядок обеспечит единый подход установления размера компенсации на территории России с учетом экономических особенностей регионов.

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.
Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 О занятости населени в РФ

Работодателю: возможные способы реализовать квоты для трудоустройства инвалидов

С 2021 года запланировано проведение пилотного проекта в ряде субъектов РФ:

  • Предусмотрен новый способ выполнения квоты на прием инвалидов работодателем – уплата компенсации.
  • Фонды содействия занятости инвалидов направят полученные средства на рост заинтересованности работодателей и повышение квалификации соискателей с ограниченными возможностями.
  • Ответственность работодателей существенно возрастет.

При удачном завершении эксперимента изменения в области квотирования рабочих мест для инвалидов будут применены на всей территории РФ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Работодатели, которые согласно ст. 21 закона №181-ФЗ обязаны обеспечивать трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты, подают в Службу занятости отчет о выполнении/невыполении квоты.

Отчет составляется на бланке установленного образца.

Срок подачи отчета устанавливается управлением органа Службы занятости в регионе. При этом периодичность предоставления отчета не может быть установлена чаще 1 раза в месяц.

Как правило, сведения о трудоустройстве инвалидов подают в ЦЗН по итогам отчетного периода, до 10-го числа месяца, следующего за отчетными.

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Законопроект предусматривает, что работодатель считается выполнившим квоту, если им соблюдено хотя бы одно из условий:

  • инвалиды приняты на работу;
  • по рабочим квотным местам, которые остались вакантными, уплачена компенсация.

Если организация оформила человека с ограниченными возможностями на место, не отнесенное к квотируемым, в целях исполнения квоты такое трудоустройство засчитывается.

С 2020 года запланировано проведение пилотного проекта в ряде субъектов РФ:

  • Предусмотрен новый способ выполнения квоты на прием инвалидов работодателем – уплата компенсации.
  • Фонды содействия занятости инвалидов направят полученные средства на рост заинтересованности работодателей и повышение квалификации соискателей с ограниченными возможностями.
  • Ответственность работодателей существенно возрастет.

При удачном завершении эксперимента изменения в области квотирования рабочих мест для инвалидов будут применены на всей территории РФ.

Актуально на

ФЗ № 181 от 24.11.1995 обязывает предприятия с численностью персонала от 35 человек, как государственные, так и коммерческие, иметь квоту вакансий, на которые принимаются работники с ОВЗ. И руководитель не вправе отказать инвалиду, откликнувшемуся на вакансию, если его квалификация подходит для этой работы.

Это интересно: 2020 год норматив потребления воды на человека в месяц в красноярске

Квотирование рабочих мест для инвалидов призвано обеспечить реализацию законного права инвалидов на труд. Механизм квотирования прост и понятен. Работодатели в процессе поиска и набора кадров сохраняют небольшое (по отношению к общему числу сотрудников) количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. А при отсутствии вакансий — создают новые рабочие места, уведомив об этом службу занятости.

В зависимости от регионального значения, квота способна принуждать руководителей организовывать новые рабочие места для разных групп людей. Но согласно законодательству РФ две категории граждан имеют постоянное условие на получение квотируемого трудоустройства, это:

  • люди с ограниченными физическими возможностями (постоянная инвалидность). Люди, имеющие первую и вторую группу инвалидности, пользуются льготами, которые предусматривают наличие неполного рабочего дня, и отсутствие потребности в ночном труде;
  • лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Так как Трудовой Кодекс РФ предусматривает достаточно большое количество нюансов невыгодных для работодателя, подросткам очень тяжело получить официальное трудоустройство. В связи с этим для них и предусмотрена квота.

Помимо вышеперечисленного, в различных областях страны, муниципальными документами могут быть предусмотрены квотируемые места для следующих категорий населения:

  • выпускников интернатов, потому что они очень часто плохо адаптируются к нормальной взрослой жизни;
  • лиц освободившихся из мест лишения свободы, так как многие работодатели не горят желанием брать на работу бывших заключенных;
  • молодых людей закончивших средние специальные учебные заведения и не имеющие определенного стажа работы;
  • детей воспитывающихся в неблагополучных семьях, которые должны зарабатывать себе на питание, одежду, а иногда и учебу;
  • детей из многодетных семей, какие чаще всего пытаются трудоустроиться без соответствующего образования, чтобы оказать финансовую помощь родным;
  • людей пожилого возраста, вышедшие на пенсию. Зачастую такая категория граждан является заложником маленькой пенсии, которой не хватает для нормального существования. А здоровье может позволить заработать дополнительные финансовые средства;
  • люди участвовавшие в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной энергетической станции. Поти во всех случаях они имеют определенную инвалидность;
  • матерей, которые в одиночку воспитывают маленьких детей. Очень часто такие женщины должны брать дополнительные отпуска или оформлять больничные листы по уходу за ребенком.


Похожие записи:

Добавить комментарий