Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ)

  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей
  • Решение Верховного суда: Определение N 14-О12-16, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Вышеуказанные основания подтверждаются представленными материалами о возбуждении уголовного дела в отношении Якимова Д.К., а также несовершеннолетних Э и Н следственным отделом ОВД города 4 ноября 2002 года по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч.2 ст. 169 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан. 21 ноября 2002 года уголовное дело в отношении Якимова Д.К. выделено в отдельное производство в связи с тем что Якимов Д.К. скрылся от органов следствия. 26 февраля 2003 года ему заочно предъявлено обвинение…
  • Решение Верховного суда: Определение N КАС09-651, Кассационная коллегия, кассация Отказ в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении Макаева Х.Х. по признакам преступления, предусмотренным ч. 2 ст. 169 УК РФ квалификационной коллегией был обоснован истечением срока уголовного преследования Макаева Х.Х. по указанной статье. Верховный Суд Российской Федерации вынес указанное решение…
  • Решение Верховного суда: Определение N 11-ДПР10-18, Судебная коллегия по уголовным делам, надзор Приговор Верховного суда Республики Татарстан от 5 марта 2007 года в ношении Кашапова Х А изменить: переквалифицировать его действия со ст. 285 ч. 1 УК РФ (в отношении И ) на ст. 169 ч. 2 УК РФ и со ст. 285 ч. 1 УК РФ (в отношении М ) на ст. 169 ч. 1 УК РФ и дело в этой части производством прекратить за истечением сроков давности уголовного преследования…

1. Объективная сторона преступления описана с помощью следующих альтернативных действий и бездействия должностного лица.

К числу действий закон относит:

1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Законный отказ возможен только в случаях:

а) непредставления документов, необходимых для государственной регистрации;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Отказ должен быть сделан в письменной форме в тот же срок, что и решение о регистрации (по общему правилу в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган);

2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Законным отказ может быть, если:

а) документы, представленные соискателем лицензии, содержат недостоверную или искаженную информацию;

б) принадлежащие соискателю лицензии или используемые им объекты не соответствуют лицензионным требованиям и условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, как правило, должно быть принято в течение 45 дней с момента предоставления всех необходимых документов;

3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности. Оно может выражаться в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.;

4) ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Закон не конкретизирует виды вмешательства; следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе (например, установление предельного объема производства или сбыта продукции).

2. Рассматриваемое преступление может быть совершено путем уклонения от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо от выдачи специального разрешения (лицензии). В этом случае оно будет считаться оконченным с момента истечения сроков, установленных для регистрации или выдачи лицензии, при условии наличия законных оснований для совершения этих действий.

3. Обязательным признаком объективной стороны является способ — использование должностным лицом своего служебного положения, т.е. тех полномочий, а также авторитета, которыми он обладает в силу занимаемой должности, для совершения преступления.

4. Субъект преступления специальный — должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК).

5. Уголовная ответственность усиливается, если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжается после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица (ч. 2). Субъектом этого преступления может быть и другое должностное лицо. Необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

6. Крупный размер выражается как в виде реального материального ущерба, так и, главным образом, в виде упущенной выгоды. В сумме он должен превышать 1 млн. 500 тыс. руб.

7. Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной.

Воспрепятствовать – значит, создавать преграды, помехи в работе. Устанавливать невыполнимые условие, назначать меры, которые делают невозможным желание вести предпринимательскую деятельность либо сильно её ограничивают.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности проявляется в разных видах. Во-первых, оно может быть представлено, как определённые шаги, настроенные на осложнение бизнес-деятельности. Во-вторых, это может выглядеть и как бездействие.

Объект преступления — установленный порядок осуществления предпринимательской или иной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Такая регистрация предусмотрена для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Индивидуальный предприниматель — это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ).

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, называются коммерческими. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

«Иная экономическая деятельность», не включаемая в предпринимательство, представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения материальных потребностей и интересов. Например, к такой деятельности могут быть отнесены: благотворительность и меценатство; организация ассоциаций и союзов без целей извлечения прибыли <1>.

——————————— <1> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. С. 146.

Организации, осуществляющие деятельность, прямо не направленную на получение прибыли, и не распределяющие ее между участниками, являются некоммерческими. Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <1> они создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Они могут быть созданы в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов и т.д.

——————————— <1> РГ. 1996. 24 янв.

Общий порядок и условия государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <1>. Государственную регистрацию данный Закон определяет как акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

——————————— <1> РГ. 2001. 10 авг.

ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность, представленная как предпринимательство, охарактеризована в Гражданском кодексе. Она представляет действия индивидуального характера, выполняемые с целью получения дохода лицами, официально зарегистрированными в инспекции. В России регистрацию проводят органы, именующиеся исполнительной властью Российской Федерации. Желающим открыть ИП, создать коммерческую организацию, компанию, фирму дано право начать вести бизнес только после того, как их предпринимательская деятельность прошла регистрацию.

Лицензирование предпринимательской деятельности — порядок процедуры

Соответственно субъектами предпринимательской деятельности являются упомянутые физические и юридические лица. Те, кто, базируясь на постоянной профессиональной основе, занимается предпринимательством.

Важно! Зарегистрировать своё дело необходимо в срок, ограниченный 5-ю рабочими днями. Отсчёт начинается со дня, когда все необходимые документы сданы в инспекцию.

Указанные субъекты закон наделяет правами и обязанностями, предоставляет им определённую хозяйственную компетенцию. Им предоставлено право обособленно распоряжаться имуществом, которое необходимо им для ведения предпринимательской деятельности. Их регистрация должна проводиться в установленном порядке. Данная процедура, отметим это повторно, наделяет их правами, а также обязанностями вести дела от собственного имени, проводить различные хозяйственные, финансовые операции в законодательно защищённых рамках.

Понятие вида субъекта представляющего предпринимательскую деятельность относят к следующим категориям:

  • к ИП — физическим лицам, прошедшим регистрацию в соответствующей форме, осуществляющим предпринимательские действия, не образуя юридические лица;
  • к товариществам и обществам, проводящим хозяйственную деятельность — коммерческим организациям, созданным на основании разделения финансовых долей (вкладов) со стороны учредителей, имеющим общий уставной капитал;
  • к акционерным обществам с уставным капиталом, разделённым на акции участников соответствующих акционерных обществ;
  • к унитарным предприятиям, признанным коммерческими организациями, не наделенными со стороны собственника правами распоряжаться закрепленным за ними имуществом.

Предпринимательская деятельность — основа рыночной экономики, а возможность осуществлять её законно, без давления государственных органов и должностных лиц, способствует укреплению не только экономических, но и общественно-гражданских связей, формирует здоровую конкуренцию, способствует росту благосостояния людей в рамках всего.

Однако, коррупция, стремление устранить конкурента, личная неприязнь может заставить госслужащего попытаться воспрепятствовать законной предпринимательской или иной деятельности.

Подобные поступки недопустимы, противозаконны и расцениваются законотворцами, как экономическое преступление. К сожалению, в нашей стране нередки случаи давления чиновников на бизнес.

Государство обеспечивает паритет для всех в вопросах осуществления предпринимательской деятельности и гарантирует защиту всестороннюю интересов бизнесменов, предпринимателей.

Именно поэтому любое незаконное воспрепятствование коммерции является покушением на установленные Конституцией нормы.

Задача госслужащих, как представителей общегосударственного аппарата, и состоит в том, чтобы система «государство-бизнес» работала четко и слаженно, на благо друг друга. Нельзя говорить о стабильной собираемости налогов, появлении новых трудовых вакансий, конкуренции, если чиновник, пользуясь своим, достаточно высоким, положением, противодействует прогрессу предпринимательства в стране.

Воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности считается отказ в госрегистрации юрлица, уклонение от регистрации, отказ в предоставлении лицензии на выполнение определенной деятельности, ущемление прав и интересов предпринимателя, ущемление самостоятельности либо вмешательство в работу предприятия (организации). Важный аспект — незаконность таких действий со стороны чиновника.

Дабы раскрыть сущность преступления, нужно разобрать его структурный состав, то есть ответить на вопросы:

  • в отношении чего совершается правонарушение?
  • посредством каких действий?
  • кто может его совершить?
  • какое наказание за совершение человека ждет?

Чтобы правильно истолковать норму права, закрепленную в ст. 169 УК РФ, следует обратиться к иным законам, так как в диспозиции не разъяснены основные понятия. Такие нормы называются бланкетными — в них не содержится прямых отсылок к другим нормативным документам, но предполагается, что при анализе они будут использоваться.

Преступление осуществляется по отношению к предпринимательскому делу, именно оно предстает в качестве непосредственного объекта. В отечественном Уголовном кодексе определения предпринимательства нет, поэтому необходимо воспользоваться Гражданским (ч. 2).

Под таким делом подразумевается деятельность, в которой соблюдаются несколько условий:

  • самостоятельность при её ведении;
  • на свой собственный риск;
  • основная цель — стабильное получение дохода (от лизинга, оказания услуг, проведения разнообразных работ, торговли и пр.);
  • госрегистрация в статусе предпринимателя.

Все бизнесмены располагают паритетом относительно друг друга и доступа к ресурсам, они свободны в выборе направления деятельности собственного предприятия и имеют возможность вести дела так, как считают нужным. Не преступая закон. Не зарегистрировать предпринимателя по причине нецелесообразности общегосударственный орган не может.

В Российской Федерации бизнесом могут заниматься две крупные категории:

  • индивидуальные предприниматели (граждане);
  • юридические лица (организации).

1. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности описана в законе с помощью пяти альтернативных действий и двух форм бездействия должностного лица.

2. К числу действий закон относит:

1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Отказ на законных основаниях возможен в случаях (см. ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»): а) непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна; г) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; д) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества и т.д.;

2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется разрешение (лицензия), порядок лицензирования, сроки (5 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами), а также закрепил в п. 7 ст. 14 основания для законного отказа в выдаче лицензии. К ним относятся: а) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; б) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; в) наличие в отношении соискателя лицензии решения об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности;

3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности. Оно может выражаться, например, в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.;

4) ограничение самостоятельности либо 5) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Закон не конкретизирует виды вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе. Например, запрет на заключение с определенными предпринимателями договоров на реализацию товаров, установление предельного объема производства или сбыта продукции, принуждение к назначению определенных лиц на различные должности и т.д.

3. К числу бездействий закон относит: уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица или от выдачи специального разрешения (лицензии). В этих формах преступление будет считаться оконченным с момента истечения сроков, установленных для регистрации или выдачи лицензии при условии наличия законных оснований для совершения этих действий.

4. Обязательным признаком объективной стороны выступает способ — использование должностным лицом своего служебного положения, т.е. тех полномочий, а также авторитета, которыми лицо обладает в силу занимаемой должности, для совершения преступления.

5. Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжается после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица (ч. 2 ст. 169 УК РФ), то субъектом преступления может быть и другое должностное лицо; необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

6. Крупный размер ущерба выражается как в виде реального материального ущерба, так и главным образом в виде упущенной выгоды. В сумме он должен превышать 1,5 млн. руб.

7. Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной.

Полный текст статьи 169 Уголовного Кодекса РФ

1. Диспозиция настоящей статьи носит бланкетный характер, т.е. для правильного понимания ее смысла необходимо обратиться к иным нормативным актам. В частности, понятие законной предпринимательской деятельности дается в ст. 2 ГК РФ: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работы или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

В статье сказано о воспрепятствовании не только законной предпринимательской деятельности, но и иной деятельности. Как представляется, было бы лучше ограничиться рамками предпринимательской деятельности, а об ином объекте охраны вести речь в других статьях Кодекса. Вместе с тем под иной следует понимать любую законную деятельность, а не только сферу экономической деятельности.

2. Непосредственный объект преступления — законные права и интересы субъектов предпринимательской и иной деятельности.

Такими субъектами признаются индивидуальные предприниматели либо юридические лица.

Индивидуальным предпринимателем в соответствии со ст. 23 ГК следует признать гражданина, который самостоятельно осуществляет предпринимательскую деятельность и зарегистрирован в таком качестве государством.

Юридическим лицом в соответствии с ч. 1 ст. 48 ГК признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Следует признать, что деятельность юридических лиц может быть разной: коммерческой, некоммерческой, политической, благотворительной и т.п.

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи, характеризуется деянием с формальным составом, т.е. момент окончания связан с выполнением либо невыполнением определенных действий, которые могут быть совершены в одной из следующих семи форм: неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу; уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу; ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица; ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Неправомерный отказ в регистрации охватывает обширный спектр действий. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данное государственной регистрацией, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование включается в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Что касается граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, то ст. 23 ГК также обязывает их пройти государственную регистрацию в качестве такового.

Исходя из смысла данного законоположения, под отказом следует понимать действия или бездействие должностного лица соответствующего органа исполнительной власти, которые могут выражаться: в непринятии пакета учредительных документов от указанных субъектов; в отказе внести их в регистрационный реестр; в невыдаче им регистрационного свидетельства; в других действиях, которые нарушают условия и порядок государственной регистрации, предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 19 мая 2010 г.) (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431).

Должностное лицо соответствующего органа должно довести отказ до индивидуального предпринимателя или представителя регистрируемого юридического лица.

Вместе с тем не всякий отказ следует считать неправомерным. Так, например, отказ должностного лица зарегистрировать юридическое лицо или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя по причине нарушения ими установленного действующим на территории Российской Федерации законодательством порядка сдачи учредительных или иных документов должен быть признан правомерным. Но при этом регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Неправомерным отказ должен быть признан только в том случае, если он имел место в нарушение положений ст. ст. 23 и 51 ГК, а также норм Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 28.07.2012).

Несколько иначе обстоит дело с регистрацией кредитных коммерческих организаций. Статья 12 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 29.06.2012) устанавливает, что Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Статья 16 данного Закона содержит исчерпывающий перечень осн��ваний для правомерного отказа в государственной регистрации кредитной организации. Соответственно, отказ по любым иным основаниям должен быть признан неправомерным.

1. Объективная сторона преступления описана с помощью следующих альтернативных действий и бездействия должностного лица.

К числу действий закон относит:

  • 1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Законный отказ возможен только в случаях:
    • а) непредставления документов, необходимых для государственной регистрации;
    • б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
  • Отказ должен быть сделан в письменной форме в тот же срок, что и решение о регистрации (по общему правилу в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган);
  • 2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Законным отказ может быть, если:
    • а) документы, представленные соискателем лицензии, содержат недостоверную или искаженную информацию;
    • б) принадлежащие соискателю лицензии или используемые им объекты не соответствуют лицензионным требованиям и условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности.
  • Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, как правило, должно быть принято в течение 45 дней с момента предоставления всех необходимых документов;
  • 3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности. Оно может выражаться в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.;
  • 4) ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Закон не конкретизирует виды вмешательства; следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе (например, установление предельного объема производства или сбыта продукции).

2. Рассматриваемое преступление может быть совершено путем уклонения от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо от выдачи специального разрешения (лицензии). В этом случае оно будет считаться оконченным с момента истечения сроков, установленных для регистрации или выдачи лицензии, при условии наличия законных оснований для совершения этих действий.

3. Обязательным признаком объективной стороны является способ — использование должностным лицом своего служебного положения, т.е. тех полномочий, а также авторитета, которыми он обладает в силу занимаемой должности, для совершения преступления.

4. Субъект преступления специальный — должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК).

5. Уголовная ответственность усиливается, если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжается после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица (ч. 2). Субъектом этого преступления может быть и другое должностное лицо. Необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

6. Крупный размер выражается как в виде реального материального ущерба, так и, главным образом, в виде упущенной выгоды. В сумме он должен превышать 1 млн. 500 тыс. руб.

7. Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной.

Литвинов Михаил Васильевич

преподаватель кафедры предварительного расследования Краснодарского университета МВД России

(тел.: +78612583286)_

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности: проблемы законодательного регулирования и квалификации

В статье говорится об уголовно-правовых и криминологических аспектах совершения преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ. Рассматриваются этапы развития российского уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государство, регулирование экономических процессов.

M.V. Litvinov, Teacher of a Chair of Preliminary Investigation of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583286.

Prevention to lawful business activity: problems of legal regulation and qualification

In the article it is spoken about criminal and criminological aspects of commission of crime under the art. 169 of the Criminal code of the Russian Federation. Stages of development of the russian criminal legislation establishing responsibility for commission of crime under the art. 169 of the Criminal code of the Russian Federation are considered.

Key words: business activity, state, regulation of economic processes.

Актуальность данной статьи обоснована тем, что экономические отношения являются важнейшим базисом развития общества. Без нормального функционирования экономических механизмов государства нарушаются все основные связи между участниками этих отношений, в результате чего под угрозу ставится возможность существования самого общества, т.к. не удовлетворяются потребности его членов. В связи с этим важным аспектом деятельности государства является регулирование экономических процессов.

Преступления в сфере экономики в Уголовном кодексе РФ, принятом в 1996 г., были помещены в гл. 21, 22, 23. С момента принятия УК РФ прошло уже более 13 лет, но до сих пор в него вносятся существенные изменения с целью совершенствования. При этом гл. 22 УК РФ представляет наибольший интерес, т.к., с одной стороны, она одна из наиболее критикуемых в действующем уголовном законодательстве, с другой — одна из наиболее сложных с точки зрения практического применения.

Объектом исследования настоящей статьи являются уголовно-правовые и криминологические аспекты совершения преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, предметом

выступают этапы развития российского уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ; уголовно-правовая характеристика элементов состава данного преступления, наказуемость деяния; факторы, способствующие его совершению.

Целью статьи является разработка на основе системного анализа уголовно-правового и криминологического аспектов предложений по совершенствованию уголовного законодательства и предупредительной деятельности, направленной на стабилизацию уровня экономической безопасности.

Задачами данной статьи является:

1) анализ современного законодательства, предусматривающего ответственность за нарушение норм ст. 169 УК РФ;

2) рассмотрение непосредственного состава преступления;

3) разработка мер по внесению изменений или упразднению ст. 169 УК РФ.

Методологической основой исследования стал диалектический метод познания социально-правовых явлений, в качестве общенаучного применялся также формально-логический метод.

38

В ходе исследования использовался системный научный метод, с помощью которого объект исследования рассмотрен в виде целостной системы.

Теоретическую основу исследования сос-та-вили научные работы в области теории уголовного права, криминологии, психологии личности и преступного поведения таких ученых, как Б.В. Волженкин, Н.А. Лопашенко, Т.О. Кошаева и др. Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ и др.


1. Диспозиция статьи требует ограничительного толкования, поскольку ст. 169 помещена в главе «Преступления в сфере экономической деятельности», следовательно, родовым объектом является установленный порядок осуществления именно экономической, а не какой-либо иной деятельности граждан и юридических лиц. Поэтому представляется, что рассматриваемое преступление есть посягательство на провозглашенные Конституцией РФ (ст. ст. 8 и 34) свободу и гарантии осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Участники предпринимательской и иной экономической деятельности имеют равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам. Они вправе самостоятельно в пределах, установленных федеральными законами, выбирать сферу своей деятельности, распоряжаться имуществом, определять объем производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль. Недопустимы отказ в регистрации предпринимательской деятельности по мотиву нецелесообразности, отказ от выдачи лицензии по не предусмотренным в законе основаниям, какая-либо дискриминация субъектов предпринимательской деятельности и иное незаконное вмешательство в эту деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц.

3. О понятии юридического лица см. ст. 48 ГК РФ.

4. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности гражданина индивидуального предпринимателя или юридического лица может заключаться в различного рода действиях или бездействии должностных лиц, как то:

  • неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • уклонение от их регистрации, когда должностное лицо, формально не отказывая в регистрации, тем не менее под каким-либо надуманным предлогом или вообще без всякого предлога не делает этого;
  • неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности, когда такое разрешение необходимо;
  • уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии);
  • ограничение прав и законных интересов субъектов предпринимательской или иной деятельности в зависимости от организационно-правовой формы;
  • ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • иное незаконное вмешательство в их деятельность.

5. В соответствии с требованиями гражданского законодательства (ст. ст. 23 и 51 ГК РФ) индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

Законом установлен перечень необходимых и достаточных документов, которые должны быть представлены при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Во всех случаях государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в тот же срок, что и решение о регистрации.

При этом отказ возможен при наличии хотя бы одного из нарушений, предусмотренных названным Федеральным законом (п. 1 ст. 23):

  • непредставление определенных Федеральным законом документов, необходимых для государственной регистрации;
  • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Особенности государственной регистрации кредитных организаций установлены Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Специальный порядок государственной регистрации установлен также для торгово-промышленных палат, общественных и религиозных объединений и вообще для некоммерческих организаций.

6. Основным нормативным актом, регламентирующим перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и порядок лицензирования, является Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензионную деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Уголовный кодекс ( ст 169 УК РФ 2021 )

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, – наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, – наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

[Уголовный кодекс] [Особенная часть] [Раздел VIII] [Глава 22]

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определённой деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок от трёх до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признаётся ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Как видно из названия данной статьи, основная тема заключается в учинении препятствий в осуществлении законной предпринимательской или иной деятельности. Следовательно, для начала необходимо коснуться вопроса о том, в чём же заключаются основные моменты законной деятельности и какой предусмотрен порядок регистрации предпринимателей. Вопрос этот невероятно сложный, и в рамках отдельной статьи все особенности и перипетии просто невозможно разобрать, и именно поэтому в качестве примера следует выделить лишь одну категорию бизнесменов нашей страны — это индивидуальные предприниматели, которые, к слову, являются самой распространённой категорией бизнесменов в России.

Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Второй абзац подразумевает определённые условия для тех физических лиц, которые выбрали в качестве своей основной деятельности, например, законную торговлю оружием. Соответственно, подобный выбор влечёт за собой огромное количество ограничений и условий, а также лицензирование. В части 1 идёт указание на то, что подобная деятельность возможна только после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее ИП).

Предпринимательская деятельность — основа рыночной экономики, а возможность осуществлять её законно, без давления государственных органов и должностных лиц, способствует укреплению не только экономических, но и общественно-гражданских связей, формирует здоровую конкуренцию, способствует росту благосостояния людей в рамках всего.

Однако, коррупция, стремление устранить конкурента, личная неприязнь может заставить госслужащего попытаться воспрепятствовать законной предпринимательской или иной деятельности.

Подобные поступки недопустимы, противозаконны и расцениваются законотворцами, как экономическое преступление. К сожалению, в нашей стране нередки случаи давления чиновников на бизнес.

Комментарии к 169 статье Уголовного кодекса

Государство обеспечивает паритет для всех в вопросах осуществления предпринимательской деятельности и гарантирует защиту всестороннюю интересов бизнесменов, предпринимателей.

Именно поэтому любое незаконное воспрепятствование коммерции является покушением на установленные Конституцией нормы.

Задача госслужащих, как представителей общегосударственного аппарата, и состоит в том, чтобы система «государство-бизнес» работала четко и слаженно, на благо друг друга. Нельзя говорить о стабильной собираемости налогов, появлении новых трудовых вакансий, конкуренции, если чиновник, пользуясь своим, достаточно высоким, положением, противодействует прогрессу предпринимательства в стране.

Воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности считается отказ в госрегистрации юрлица, уклонение от регистрации, отказ в предоставлении лицензии на выполнение определенной деятельности, ущемление прав и интересов предпринимателя, ущемление самостоятельности либо вмешательство в работу предприятия (организации). Важный аспект — незаконность таких действий со стороны чиновника.

Дабы раскрыть сущность преступления, нужно разобрать его структурный состав, то есть ответить на вопросы:

  • в отношении чего совершается правонарушение?
  • посредством каких действий?
  • кто может его совершить?
  • какое наказание за совершение человека ждет?

Исключительно должностные лица могут быть фигурантами такого преступления. Противозаконное препятствие совершается умышленно — то есть чиновник отдает отчет о неправомерности своих поступков и хочет наступления негативных для предпринимателя последствий.

Неосторожность в этом составе тоже имеет место, ввиду некомпетентности либо халатности госслужащего. К сожалению, в настоящее время некомпетентность распространена не меньше, чем корысть.

Если следственными органами (а подследственность статьи — следователи СК РФ) и судом будет определена вина госслужащего в совершении преступления, он может быть наказан:

  • штрафом;
  • лишением права занимать определенные должности;
  • обязательными работами.

Квалифицирующим, отягчающим наказание признаком выступает препятствие деятельности в нарушение ранее вынесенного судебного акта либо повлекшее крупный ущерб (полтора и более миллиона рублей).

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Уголовный Кодекс Российской Федерации

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.02.2019 N 1

      «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 года N 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 51

      «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14

      «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»

    Все документы >>>

    • Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)

    • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 13.07.2020)

      «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 09.03.2021)

      «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 24.02.2021 N 25-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 24.02.2021)

      «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

    Все документы >>>

    Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

    Исключительно должностные лица могут быть фигурантами такого преступления. Противозаконное препятствие совершается умышленно — то есть чиновник отдает отчет о неправомерности своих поступков и хочет наступления негативных для предпринимателя последствий.

    Неосторожность в этом составе тоже имеет место, ввиду некомпетентности либо халатности госслужащего. К сожалению, в настоящее время некомпетентность распространена не меньше, чем корысть.

    Если следственными органами (а подследственность статьи — следователи СК РФ) и судом будет определена вина госслужащего в совершении преступления, он может быть наказан:

    • штрафом;
    • лишением права занимать определенные должности;
    • обязательными работами.

    Квалифицирующим, отягчающим наказание признаком выступает препятствие деятельности в нарушение ранее вынесенного судебного акта либо повлекшее крупный ущерб (полтора и более миллиона рублей).

    Любые противоправные действия в отношении предпринимательства в итоге предусматривают различные виды наказаний, закреплённые в УК РФ. Здесь же, в уголовном кодексе раскрываются характеристики основного и дополнительного объекта преступления.

    Саморегулирование предпринимательской деятельности — что это такое

    Основной объект противоправного действия (преступления) – должностное лицо. В его руках сосредоточено управление предприятием. На него же возложена необходимость решать важные вопросы, связанные с предпринимательством

    Обратите внимание! Дополнительный объект преступления отражён в конституционном праве граждан свободно использовать свои способности, материальные ценности (имущество), чтобы вести предпринимательскую либо иную экономическую деятельность, не запрещенную законом.

    В рамки Уголовного кодекса включены понятия состава преступного действия и ответной санкционной составляющей по совершённому противоправному деянию. Мера наказания устанавливается статьёй 169 УК РФ, которая рассматривает проблему воспрепятствования ведению предпринимательства. С юридической стороны обоснует перечень факторов затрудняющих вести законное предпринимательство.

    В первой части статьи 169 УК РФ внимание заостряется на трёх основных видах, характеризующих воспрепятствование предпринимательской деятельности УК РФ. Прежде всего, речь идёт:

    • об отказе зарегистрировать или выдать лицензию для законного обоснования ведения определённого вида бизнес-деятельности;
    • об уклонении исполнительными органами от проведения регистрирования юридических лиц различных категорий или ИП и соответственно дальнейшей потери ими возможности встать на налоговый учёт;
    • об ограничении законных прав и интересов различных бизнес-категорий.

    На 2020 год следственными органами и судами ст. 169 УК РФ практикуется достаточно редко. Объясняется это тем, что диспозиция сложна в толковании, её довольно сложно разграничить с многочисленными составами коррупционных и должностных преступлений.

    Так или иначе, практика вынесения приговоров в отношении чиновников за препятствие предпринимательской деятельности в нашей стране — есть.

    Так, Приговором Радищевского районного суда Ульяновской области по делу №22-1594/2014 подсудимый Бимеев Р.Х. был признан виновным по ч. 1 ст. 169 УК РФ и приговорен к штрафу за навязывание консультационных услуг, в которых предприятие не нуждалось.

    Приговором Мирового судьи судебного участка №2 Первомайского судебного района г. Кирова по делу №10-11/2017 Кошкин П.В. осужден по ч. 1 ст. 169 УК РФ и приговорен к штрафу за вмешательство в работу предприятия.

    Приговором Заинского городского суда Республики Татарстан по делу №1-76/2017 Галимова Г.М. осуждена по совокупности преступлений (включая ч. 1 ст. 169 УК РФ).

    В части объективной стороны преступления законодательный норматив подразумевает список наличия или отсутствия альтернативных действий должностных лиц. К числу действий относятся все виды неправомерных отказов в регистрации предприятия, индивидуального предпринимателя в срок 45 суток с момента предоставления необходимых документов. Рассмотрим все возможные признаки, на которые ст. 169 УК РФ определяет комментарии.

    В частности, отказ в регистрации возможен лишь на фоне:

    • отсутствия важных документов, список которых официально определен регистрирующим органом;
    • неправильного предоставления документов для регистрации;
    • подачи документов с искаженной информацией, вследствие чего соискателю отказано в лицензии;
    • несоответствия объектов лицензионным требованиям, прописанным для осуществления вида деятельности, запрашиваемой при регистрации, лицензировании.

    По закону отказ выдается в письменной форме. Срок выдачи документа об отказе не более 5 рабочих дней с даты представления документов в органы регистрации, лицензирования.

    Что касается ограничения прав и законных интересов субъекта, то тут законодательство определяет следующие признаки:

    Ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности по УК РФ статья 289

    1. Запрет выдачи лицензий на ведение деятельности всем предприятиям, кроме МУП, ГУП. Это рассматривается как форма дискриминационного подхода.
    2. Уровень или предел вмешательства в дела существующей компании законодательно не конкретизируется, поэтому тут признаки могут быть любыми, но только основанными на нормативах законодательных актах. Например, ограничение объема выпускаемой продукции или сбытовых каналов и прочее.

    Признак вмешательства – это использование чиновником своего служебного положения, авторитета, который он имеет в силу занимаемой должности.

    • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954. (с послед. изм. и доп.)
    Это заготовка статьи о праве и юриспруденции. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
    Преступление Классификация преступлений · Квалификация преступлений · Состав преступления
    Стадии совершения преступления Приготовление к преступлению · Покушение на преступление · Добровольный отказ от преступления
    Объективные признаки преступления Объект преступления

    · Предмет преступления · Потерпевший ·
    Объективная сторона преступления
    · Деяние в уголовном праве · Преступное бездействие · Общественно опасное последствие · Причинная связь в уголовном праве · Способ совершения преступления · Средства и орудия совершения преступления · Место совершения преступления · Время совершения преступления · Обстановка совершения преступления

    Субъективные признаки преступления Субъект преступления

    · Возраст уголовной ответственности · Невменяемость · Ограниченная вменяемость · Ответственность лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения · Специальный субъект ·
    Субъективная сторона преступления
    · Вина (уголовное право) · Умысел · Неосторожность · Невиновное причинение вреда · Преступления с двумя формами вины · Мотив и цель преступления · Аффект · Ошибка в уголовном праве ·
    Уголовно-правовой режим несовершеннолетних

    Обстоятельства, исключающие преступность деяния Необходимая оборона · Причинение вреда при задержании преступника · Крайняя необходимость · Обоснованный риск · Физическое или психическое принуждение · Исполнение приказа или распоряжения
    Соучастие Виды соучастников (исполнитель · организатор · подстрекатель · пособник) · Формы соучастия (группа лиц без предварительного сговора · группа лиц по предварительному сговору · организованная группа · преступное сообщество) · Эксцесс исполнителя
    Множественность преступлений Совокупность преступлений · Конкуренция уголовно-правовых норм · Рецидив преступлений · Неоднократность преступлений · Единое преступление
    Наказание Цели наказания · Виды наказаний · Назначение наказания · Условное осуждение · Освобождение от уголовной ответственности · Освобождение от наказания · Помилование · Амнистия · Судимость
    Иные меры уголовно- правового воздействия Принудительные меры медицинского характера · Принудительные меры воспитательного воздействия · Конфискация имущества
    По странам Уголовное право в Канаде · Уголовное право России
    : неверное или отсутствующее изображение Для улучшения этой статьи желательно:

    • К:Википедия:Изолированные статьи (тип: не указан)
    • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
    • Арбитражный процессуальный кодекс

    • Бюджетный кодекс

    • Водный кодекс

    • Воздушный кодекс

    • Градостроительный кодекс

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

    • Жилищный кодекс

    • Земельный кодекс

    • Кодекс административного судопроизводства

    • Кодекс внутреннего водного транспорта

    • Кодекс об административных правонарушениях

    • Кодекс торгового мореплавания

    • Лесной кодекс

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс

    • Таможенный кодекс Таможенного союза

    • Трудовой кодекс

    • Уголовно-исполнительный кодекс

    • Уголовно-процессуальный кодекс

    • Уголовный кодекс

    • ФЗ об исполнительном производстве

      Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

    • Производственный календарь 2017

      Для пятидневной рабочей недели

    • Закон о коллекторах

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

    • Закон о национальной гвардии

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

    • О правилах дорожного движения

      Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

    • О защите конкуренции

      Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

    • О лицензировании

      Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

    • О прокуратуре

      Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

    • Об ООО

      Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

    • О несостоятельности (банкротстве)

      Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

    • О персональных данных

      Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

    • О контрактной системе

      Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

    • О воинской обязанности и военной службе

      Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

    • О банках и банковской деятельности

      Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

    • О государственном оборонном заказе

      Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

    • Закон о полиции

      Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

      «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

    • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

      «О защите конкуренции»

    • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «Об исполнительном производстве»

    • Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)

      «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

      «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

    • Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

      «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2018 N 227-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ

      «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

      «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

    • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

      «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ

      «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2018 N 263-ФЗ

      1. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности


      1. Диспозиция статьи требует ограничительного толкования, поскольку ст. 169 помещена в главе «Преступления в сфере экономической деятельности», следовательно, родовым объектом является установленный порядок осуществления именно экономической, а не какой-либо иной деятельности граждан и юридических лиц. Поэтому представляется, что рассматриваемое преступление есть посягательство на провозглашенные Конституцией РФ (ст. ст. 8 и 34) свободу и гарантии осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

      2. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Участники предпринимательской и иной экономической деятельности имеют равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам. Они вправе самостоятельно в пределах, установленных федеральными законами, выбирать сферу своей деятельности, распоряжаться имуществом, определять объем производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль. Недопустимы отказ в регистрации предпринимательской деятельности по мотиву нецелесообразности, отказ от выдачи лицензии по не предусмотренным в законе основаниям, какая-либо дискриминация субъектов предпринимательской деятельности и иное незаконное вмешательство в эту деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц.

      3. О понятии юридического лица см. ст. 48 ГК РФ.

      4. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности гражданина индивидуального предпринимателя или юридического лица может заключаться в различного рода действиях или бездействии должностных лиц, как то:

      • неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
      • уклонение от их регистрации, когда должностное лицо, формально не отказывая в регистрации, тем не менее под каким-либо надуманным предлогом или вообще без всякого предлога не делает этого;
      • неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности, когда такое разрешение необходимо;
      • уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии);
      • ограничение прав и законных интересов субъектов предпринимательской или иной деятельности в зависимости от организационно-правовой формы;
      • ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;
      • иное незаконное вмешательство в их деятельность.

      5. В соответствии с требованиями гражданского законодательства (ст. ст. 23 и 51 ГК РФ) индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

      Законом установлен перечень необходимых и достаточных документов, которые должны быть представлены при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Во всех случаях государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в тот же срок, что и решение о регистрации.

      При этом отказ возможен при наличии хотя бы одного из нарушений, предусмотренных названным Федеральным законом (п. 1 ст. 23):

      • непредставление определенных Федеральным законом документов, необходимых для государственной регистрации;
      • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

      Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

      Особенности государственной регистрации кредитных организаций установлены Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Специальный порядок государственной регистрации установлен также для торгово-промышленных палат, общественных и религиозных объединений и вообще для некоммерческих организаций.

      6. Основным нормативным актом, регламентирующим перечень видов деятель��ости, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и порядок лицензирования, является Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензионную деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

      1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

      наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

      2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —

      наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

      Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

      ГК РФ (часть I)

      ТК РФ

      НК РФ (часть I)

      ГК РФ (часть II)

      Земельный кодекс

      Жилищный кодекс

      КоАП РФ

      ГрК РФ

      НК РФ (часть II)

      ТК ЕАЕС

      ГПК РФ

      КАС РФ

      УПК РФ

      УК РФ

      Семейный кодекс

      Воздушный кодекс

      Водный кодекс

      Бюджетный кодекс

      ТК ТС

      Лесной кодекс

      ГК РФ (часть IV)

      ГК РФ (часть III)

      АПК РФ

      УИК РФ

      Преследованию подлежат должностные лица государственных контролирующих структур за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

      Законодатель чётко разграничивает деяния, которые обычно признаются преступным посягательствам на права и свободы предпринимателей:

      1. Отказывают регистрировать юридическое лицо, когда такой отказ не подкреплён нормативным правовым обоснованием.
      2. Затягивание проведения вышеописанной процедуры.
      3. Невыдача разрешительных документов на осуществление лицензируемых разновидностей деятельности, равно как и препятствование в оформлении бумаг.
      4. Любые ограничительные действия в отношении коммерческих предприятий одной из организационно-правовой формы (ИП, ООО, ПАО, ЗАО).
      5. Притеснение самостоятельности такого субъекта гражданского оборота или вымешивание в его работу.

      Для квалификации посягательства по 169 статье УК РФ предусматривается особый вид нарушителя – чиновник. Субъективной стороной является служебное положение, в рамках которого проявляются манипуляции по ограничению прав предпринимателей.

      Когда коммерческое предприятие обращается в суд для восстановления своего права и выигрывает дело, но должностные лица продолжают «травлю», то можно говорить о квалифицированном составе по части 2 рассматриваемой статьи. Здесь же предусматривается, что действия должностного лица могут иметь крупный ущерб для предпринимателя.

      В 2003 году был восполнен пробел уголовного законодательства в части определения величины материального урона, и по составу препятствование предпринимательской деятельности в статью УК РФ было внесено примечание. Обозначено, что крупным размером признаются материальные потери, выраженные в полутора миллионах рублей.

      Наказание, которое грозит нарушителю по ч.1 ст. 169 предусматривает:

      • штрафные санкции в диапазоне 250 000 – 500 000 рублей с возможностью замены на размер зарплаты преступника за полтора года;
      • недопущение нарушителя к занятию определёнными разновидностями деятельности или нахождению на должностях в течение 3 лет после приговора суда с одновременной оплатой штрафных санкций в размере не более 80 000 рублей или замена на размер дохода в течение полугода;
      • осуждение к обязательным работам на срок 15 суток (360 ч.).

      Когда квалифицируют нарушение уголовного закона по ч. 2 ст. 169, вменяют одно из следующих наказаний:

      Не допускается занимать должности не менее 3, но и не более 5 лет с момент вступления приговора в силу с одновременной оплатой штрафа, не превышающего 250 000 рублей либо с заменой материального наказания на размер дохода за последние 12 месяцев:

      1. Могут быть назначены обязательные или принудительные работы на 480 ч. и 2 года соответственно.
      2. Нарушителя могут ограничить в свободе (арестовать) на 6 месяцев.
      3. Назначается и лишение свободы не более чем на 3 года (минимального порога осуждения не предусматривается).

      Таким образом, квалифицированный состав, который несёт существенные материальные лишения для предпринимательства выражается серьёзной ответственностью для клерка.


      Похожие записи:

Добавить комментарий