Пятидневка в школе закон об образовании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пятидневка в школе закон об образовании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Недостаток № 1: Ребенок не высыпается.

Недосып особенно проявляется у детей, которые учатся в первую смену. От недосыпания снижается иммунитет.

Недостаток № 2: Ребенок не успевает отдохнуть от учебы.

По факту у ребенка нет свободного дня, который бы он мог полностью оторваться от уроков и книжек, побегать на улице или провести с семьей. Ведь в воскресение он вынужден садиться за уроки. От этого не только падает интерес к учебе, но и появляется настоящее отвращение к школе.

Недостаток № 3: Родители не видят ребенка.

Большая часть российских родителей, впахивающих за копейки всю неделю, не могут из-за школьной шестидневки побыть с детьми, сходить куда-то всей семьей. Из-за такой скотской жизни даже дети перестают спасать семейное счастье. Семьи рушатся, люди – несчастны.

Недостаток № 4: Нет отдыха и учителям.

Учителю тоже надо отдыхать, у него должны быть два выходных дня. У преподавателей тоже есть свои семьи, а ведь еще нужно проверять тетрадки, готовиться к урокам.

Недостаток №5: Экономические факторы.

Пятидневка нужна даже с точки зрения экономии бюджета. 4 дополнительных рабочих дня в месяц дорого обходятся школе. Ведь столовая, медпункт, гардероб, уборщицы и так далее тоже должны работать. Плюс коммунальные услуги.

Российская система образования, разработанная еще при Ильиче, работает ужасно – это видно по отсутствию технологий, низкому уровню грамотности. Российские выпускники не знают ни одного иностранного языка, что вызывает лютое удивление даже в ближнем зарубежье.

Осень 2020. В Иваново школьники будут учиться 5 дней в неделю. Правда, пока это коснется только средних и младших классов, у старшеклассников сохранится шестидневка. Из-за ситуации с коронавирусом российские школы рассматривают переход на альтернативный график обучения — «две недели через две».

Весна 2020. В Башкирии переход на пятидневку показал успешные результаты. Глава региона Радий Хабиров отметил, что школьники начали высыпаться, больше заниматься спортом.

Зима 2020. Депутат Гордумы города Екатеринбурга рассказал о показателях перехода на пятидневку. По его словам, в школах при переходе на 5-дневный режим поднимается успеваемость. А родители, прошедшие анкетирование, в 93-95% хотят перехода на данный график, чтобы видеть своих деток по выходным.

Сентябрь 2019. С началом учебного года некоторые родители стали высказываться против пятидневки. По их мнению, дети позже приходят со школы, у них не остается времени на секции. Проблему можно было бы решить переходом на европейскую систему образования с 12-классами обучения, но правительство боится увеличения нагрузки на бюджет.

Июль 2019. Ярославль присоединяется к пятидневке! Подключили начальную школу, сейчас на очереди 5-7 классы, остальные параллели будут введены выборочно. Движение в России, определенно, укрепляет позиции.
Май 2019. Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила за шестидневную неделю обучения. Она отметила, что только при таком графике «возможно углубленное изучение предметов». Так что курс на сохранение крайне неудобной формы обучения диктуется свыше. Апрель 2019. Ульяновск, Мурманск, Уфа — процесс внедрения пятидневки в школах РФ идет, но медленно. Инициативу родителей тормозит правительство. Вводятся дополнительные обсуждения, рассмотрения, тогда как на носу выпускные экзамены, и у детей нет лишнего дня для самостоятельной подготовки. Март 2018. Педагоги Нового Уренгоя оценили преимущества пятидневной формы обучения. По их словам, эффективность обучения повысилась — ученики стали организованнее, приходят на новую неделю отдохнувшими. Из 18 школ в городе 10 перешли на 5-дневку. Февраль 2019. В Башкирии вводят пятидневку, правда в ущерб национальному языку. В Сургуте общественники подали петицию о переходе на пятидневное обучение в городе. Январь 2019. Во многих городах России прошли открытые голосования по поводу введения пятидневки в школах. В Красноярске 35% школ уже перевели на 5 дней обучения, в Самаре перешли более 70% школ, продолжаются слушания в Сыктывкаре, Сургуте, Ульяновске.

Учитывая такой интерес к этой теме и закрытость более точных статистических данных для публичного доступа, попытаемся сами подсчитать эту цифру.

Для этого воспользуемся открытыми данными:

Согласно всероссийскому опросу, проведенному в 2019 году, оказалось, что около трети опрошенных родителей заявила, что их дети учатся по шестидневке.

Путем несложных расчетов можно определить приблизительное число школ, в которых учатся шесть дней в шеделю.

Итак: Общее количество школ в России около 44 000. Около трети (33%) на шестидневке.
Итого: около 14 520 школ учатся шесть дней в неделю.
Остальные 29 480 школ находятся на пятидневке.

Напоминаем, что это лишь грубые подсчеты. Реальные цифры могут отличаться.

Закон об образовании прямо указывает на возможность школы (при согласии родителей и учеников) переходить на другой режим обучения. Однако на практике оказывается, что не все так просто.

К Закону существует большое количество дополнительных инструкций и подзаконных актов, которые способны сделать этот процесс если не невозможным, то, по крайней мере, очень трудным.

Как перевести школу на пятидневку и обратно? Подробно с примерами.

Вопрос изменения продолжительности учебной недели решает «Управляющий совет школы»

Управляющий совет школы — это коллегиальный орган Государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой.

В состав Управляющего совета, кроме родителей, могут входить представители администрации, учащиеся, выпускники школы и просто неравнодушные граждане, чьи дети даже никогда не учились в этом учебном заведении. Он может решать многие вопросы касающиеся образовательного процесса, в том числе и продолжительность учебной недели.

Начинать процесс перехода на пятидневку надо со сбора Управляющего совета школы. На нем выясняется принципиальная возможность такого перехода.

Прежде всего надо понять, способна ли вообще школа перейти на пятидневку. Здесь необходимо учесть много факторов — количество свободных классов и возможности педагогов (в плане увеличения их нагрузки на пятидневной неделе).

Дело в том, что независимо от того, сколько дней в неделю учятся школьники, количество учебных часов остается прежним. Просто часть учебных часов с субботы переносится на другие учебные дни.

Вопрос о переходе школ на иной график учебы относится к ведению самой школы. Однако переход туда-обратно часто сопряжен с большими трудностями.

В настоящее время из-за пандемии коронавируса это сделать особенно трудно. Школы находятся в затруднительной ситуации из-за рекомендаций Роспотребнадзора, ограничивающих число учеников в классе и вводящих дополнительные санитарно- эпидемиологические требования к очному обучению.

05.02.2021 г.

● ***

Школы переходят на шестидневный режим учебы. Школьники будут учиться по субботам.

Реакция регионов о переводе школ на шестидневку. Кто за, а кто против?

Шестидневка в школах России. Утверждается, что большинство родителей «ЗА» введение. Пресс-конференция «Известий»

«Советник директора по воспитательной работе» — в школах вводится новая должность для воспитания «уважения к закону» у школьников.

ОГЭ и ЕГЭ — не каждому по карману. Результаты экзаменов напрямую зависят от финансового состояния родителей.

Очередные упрощения в экзаменах. Новые изменения в правилах проведения ОГЭ и ЕГЭ от 15 января 2021г.

Обязательный ЕГЭ в 2021 году отменен. Изменения в проведении Государственной итоговой аттестации в 2021 году.

Теоретически вообще ничего не мешает. Школа самостоятельно выбирает, учиться 5 или 6 дней. Т.е. каждая школа может перейти на пятидневку хоть сегодня. Но, как всегда, у школ возникает масса НО.

1. В школе должно хватать помещений для проведения занятий и учителей. Если школа учится в две смены, то раскидать субботние уроки на неделю просто некуда – второй смене тоже нужно заниматься. То же с учителями: при достаточном количестве педагогов можно организовать обучение по пятидневке. Если учителей не хватает – значит выход кроется в шестидневке.

2. Выполнение санитарных норм. Невозможно поставить в один день 10 уроков – есть санитарные нормы. Поэтому в школах с углубленным изучением предмета будут сложности, поскольку введены дополнительные часы по отдельному предмету. Если каждый день у детей максимальное количество уроков, то ничего не остается, как учиться еще и шестой день.

Единственный выход – отказаться от некоторых «ненужных» предметов. Например, музыки или ИЗО.

Таким образом, чтобы перейти на пятидневку, нужно просто решить проблемы современной школы. Как только они будут решены, то такой переход станет действительно реальным для каждой школы.

Лично я считаю, что слова В. Матвиенко, конечно, ничего не решат. Решать нужно стандартные проблемы школ. Это значит, строить новую школу, привлекать новых педагогов, а не растягивать учебную неделю на 6 дней и в 2 смены. Ведь, в конечном итоге, страдают сами дети. У многих взрослых пятидневная рабочая неделя. А детям приходится трудиться 6 дней. Вместо того чтобы провести субботу в кругу семьи, они вынуждены идти в школу. Ни выспаться, ни отдохнуть…

Я однозначно выступаю за пятидневную учебную неделю. Жизнь ребёнка не должна проходить только в школе. Есть ещё и дом. Только вот добиться в нынешних условиях и с нынешними проблемами школ быстрого перехода на пятидневку сразу не получится.

Но и сидеть сложа руки тоже не вариант. А вот поэтапно устранять (или помогать устранять) препятствия, которые мешают конкретной школе перейти на пятидневную учебную неделю, однозначно стоит.

Со следующего учебного года школы могут перевести на пятидневную учебную неделю

  • Высшее образование
  • Госуправление и регламентация
  • Допобразование
  • Дополнительное профобразование
  • Международное сотрудничество
  • Обучающиеся и родители/представители
  • Общее образование
  • Общие положения
  • Прием, перевод, отчисление
  • Профобразование
  • Система образования
  • Сотрудники организации
  • Спецкатегории программ и учащихся
  • Среднее профобразование
  • Статус организации
  • Экономика и финансы

Видео 41893

38945

Видео 29327

Матвиенко: Надо добиваться пятидневки для всех школьников

Фото Видео 27950

Кирилл Русаков

31802

Фото 11830

Каждый понимает, что в российских школах при высокой нагрузке, крайне неэффективное обучение. Особенно страдают ученики специальных школ, например, православных гимназий, где у детей вообще нет выходных. В субботу они учатся, а в воскресение их заставляют идти на воскресную службу в храм. Многие дети вместо радости это воспринимают как наказание.

Ребят не тольколишают детства, у них элементарно падает иммунитет. Да и в обычных школах ребенок, вместо того, чтобы нормально выспаться в субботу и погулять, должен идти на уроки.

Мало времени остается на секции и другие занятия – вместо ученых, музыкантов, писателей, растет новоепоколение рабов, которые и знаний не получают нормальных, и творчески не могутразвиваться.

В художественных и музыкальных школах пустые классы – дети не выдерживают дополнительной нагрузки.

Недостатки пятидневки в школах России:Недостаток № 1: Ребенок не высыпается.Недосып особенно проявляется у детей, которые учатся в первую смену. От недосыпания снижается иммунитет. Недостаток № 2: Ребенок не успевает отдохнуть от учебы.По факту у ребенка нет свободного дня, который бы он мог полностью оторваться от уроков и книжек, побегать на улице или провести с семьей. Ведь в воскресение он вынужден садиться за уроки. От этого не только падает интерес к учебе, но и появляется настоящее отвращение к школе. Недостаток № 3: Родители не видят ребенка.Большая часть российских родителей, впахивающих за копейки всю неделю, не могут из-за школьной шестидневки побыть с детьми, сходить куда-то всей семьей. Из-за такой скотской жизни даже дети перестают спасать семейное счастье. Семьи рушатся, люди – несчастны.Недостаток № 4: Нет отдыха и учителям.Учителю тоже надо отдыхать, у него должны быть два выходных дня. У преподавателей тоже есть свои семьи, а ведь еще нужно проверять тетрадки, готовиться к урокам.Недостаток №5: Экономические факторы.Пятидневка нужна даже с точки зрения экономии бюджета. 4 дополнительных рабочих дня в месяц дорого обходятся школе. Ведь столовая, медпункт, гардероб, уборщицы и так далее тоже должны работать. Плюс коммунальные услуги.

Российская система образования, разработанная еще при Ильиче, работает ужасно – это видно по отсутствию технологий, знания иностранных языков и основного кругозора у выпускников.

В Европе, где базовая школа длится полноценных 12 лет, у школьников нет таких высоких нагрузок, а в последние 2 года школьникамвычитывается базовый уровень из программы, аналогичной 1-2 курсам наших ВУЗов.

То есть, они изучают высшую математику, психологию, естествознание и другиепредметы, находясь после окончания школы на уровне гораздо более высоком, чемроссийские абитуриенты.

Потом 3 года в университете – и человек получает высшеепрофильное образование, а если хочет учится дальше – может получить диплом магистра.

В России не хотят, чтобы ребенок долго учился. Армии нужно пушечное мясо, государству – налогоплательщики. Уменьшать же количество часов обучения власти не хотят – стыдно перед теми же европейцами. Поэтому, впихивая в 11 лет норму по часам, без шестидневки не обойтись. Была бы возможность – сделали бы и воскресение учебным днем.

Пенсионный возраст увеличивают, время учебы сокращают, впихивая часы в короткую неделю. Продление образования на 1 год и сокращение недели до 5 дней без увеличения нагрузки решит эту проблему.

Необходимость задействовать субботу в большинстве случаев продиктована тем, что даже при огромном желании невозможно распределить учебные предметы для учеников 6-11 классов на 5 учебных дней, если учесть все существующие для предметов коэффициенты и санитарные требования.

Не углубляясь в тонкости составления расписания большого учебного заведения, приведу для примера такие нормы:

  • математика, физика, языки и некоторые другие дисциплины не должны назначаться на первые и последние уроки;
  • предметы, на которых особенно важна усидчивость ребенка, не должны стоять после физкультуры;
  • в один день нельзя перегружать школьников (тут существуют определенные коэффициенты, таблица которых пользуются завучи при составлении расписаний);
  • учителя предметники не должны читать более 3-х уроков подряд (эта норма, конечно, у нас часто нарушается);
  • предметы, изучаемые более 1 раза в неделю, стоит расставить с определенным интервалом.

Это лишь малая доля существующих ограничений. Добавьте к этому деление классов на 2 (а иногда и 3-4) подгруппы и получите нерешаемую задачу. И это не преувеличение. Большинство автоматизированных сервисов по составлению расписаний реально не справятся и спросят, какое из «важных министерских правил» можно проигнорировать.

Пятидневка в школе: «за» и «против»

  • устоявшееся негативное отношение к обучению в субботу;
  • прогулы уроков без уважительных причин и часто с ведома родителей;
  • конфликт с убеждениями некоторых вероисповеданий, где работа и даже учеба в субботу считается неприемлемой;
  • праздничные дни, попадающие на субботу, не переносятся, как для организаций с пятидневной трудовой неделей.

Так ли ужасен 6-й рабочий день для школьника?

На самом деле, далеко не все настолько печально. Подавляющее большинство учебных заведений придерживаются таких правил:

  • По субботам не учится младшая школа и 5-е классы.
  • На 6-й учебный день выносятся предметы, которые не нагружают детей.
  • В субботу ставят обычно 4 (крайне редко 5) уроков.
  • Суббота объявляется «днем без формы».

При подготовке и при переходе на новый режим учебной недели учитывайте положения:

  • федерального законодательства и локальных актов образовательной организации, определяющих требования к организации образовательной деятельности;
  • СанПиН школы;
  • региональных и муниципальных нормативных актов.

Пример регионального регулирования: рекомендации по переводу на пятидневную учебную неделю учащихся начальной и основной школы

В Республике Мордовия рекомендации по переходу на новый режим учебной недели разработало Министерство образования (письмо от 10.11.2017 № 5303). В рекомендациях ведомство дало разъяснения, как привести в соответствие:

  • правовую базу школы;
  • основные образовательные программы начального и основного образования в соответствии с требованиями ФГОС и ФКГОС;
  • режим занятий для учащихся в соответствии с требованиями СанПиН школы.

Федеральное законодательство не определяет четких сроков, с которых школа может перейти на пятидневную учебную неделю. Однако рекомендуем переходить на новый режим с нового учебного года.

Также переход возможен с нового полугодия или учебной четверти.

Смена графика именно в такие периоды времени позволяет детям и педагогам проще адаптироваться к новым условиям, а администрации школы – организовать образовательную деятельность.

Совет: планируйте переход на пятидневную учебную неделю заблаговременно, например, минимум за четыре месяца. В этот срок школа сможет выполнить установленные законодательством требования и реализовать организационные мероприятия.

Кравцов назвал вынужденной мерой шестидневки в школах

Реальность такова, что в настоящее время большинство школ в России используют шестидневную учебную неделю. Это связано с тем, что переход на пятидневную требует изменений во всей структуре учебного заведения. Однако регион региону рознь. Есть несколько областей, которые уже перешли на систему с двумя выходными. Ежегодно об этом говорят на разных уровнях власти: начиная от учителей в школе и заканчивая Министерством образования РФ. До сих пор ещё не пришли к единому мнению в вопросе наиболее эффективной системы.

Спор о необходимости внедрения пятидневной учебной недели ведётся постоянно. Её преимущества мы рассмотрели, теперь необходимо поговорить о плюсах шестидневки. Большинство руководителей учебных заведений выступают за сохранение старых правил. Дело в том, что расписание в таком случае составить намного легче. Кроме того, теоретически ученики будут получать больше знаний в течение недели.

Иногда директора школ решают, что ученикам, которые обучаются на такой системе, необходимо больше отдыха, и предоставляют каникулы на несколько дней раньше. Однако на практике такой подход трудно встретить.

В настоящее время руководство каждого учебного заведения вправе самостоятельно решить, какую систему внедрять в школу. Безусловно, в большинстве случае выбор останавливается на шестидневке, но встречаются и исключения, причём в последнее время их значительно больше. Родителям также необходимо принять решение, а перед этим нужно рассмотреть все возможные варианты.

При подготовке и при переходе на новый режим учебной недели учитывайте положения:

  • федерального законодательства и локальных актов образовательной организации, определяющих требования к организации образовательной деятельности;
  • СанПиН школы;
  • региональных и муниципальных нормативных актов.

Пример регионального регулирования: рекомендации по переводу на пятидневную учебную неделю учащихся начальной и основной школы

В Республике Мордовия рекомендации по переходу на новый режим учебной недели разработало Министерство образования (письмо от 10.11.2017 № 5303). В рекомендациях ведомство дало разъяснения, как привести в соответствие:

  • правовую базу школы;
  • основные образовательные программы начального и основного образования в соответствии с требованиями ФГОС и ФКГОС;
  • режим занятий для учащихся в соответствии с требованиями СанПиН школы.

Несколько лет назад депутаты из Санкт-Петербурга предложили внести изменения в Закон РФ «Об образовании» — в той его части, которая касалась недельного расписания занятий. По мнению парламентариев, всех учеников начальных классов следует перевести на пятидневку, чтобы гарантировать малышам полноценный отдых. Главный аргумент — при шестидневке у родителей и ребят остается совсем немного времени, чтобы провести совместные выходные.

Пока что Министерство образования не издало никаких документов, которые диктовали бы российским школам необходимость перейти на пятидневку. Этот вопрос, как и ранее, был оставлен для решения руководству школ. Представители главного образовательного ведомства страны напоминают родителям, что не нужно писать петиции в адрес министерства или краевых образовательных департаментов. А вот обратиться с этим вопросом к дирекции школы – можно. Впрочем, решать этот вопрос для 2018/2019 учебного года уже поздно – летом завучи по учебной работе уже начинают работать над расписанием.

Вначале приведем аргументы в пользу пятидневного обучения:

  • дополнительный выходной день можно провести вместе с семьей;
  • у родителей нет необходимости вставать в субботнее утро, собирать ребенка в школу и вести его на уроки, чтобы забрать через пару часов домой;
  • можно планировать на субботу совместные поездки к родственникам, на выставки, концерты и спектакли;
  • у детей есть возможность посещать в субботу репетиров или секции, чтобы не занимать вечерние часы в будние дни;
  • дополнительный день отдыха дает больше времени для восстановления после усиленного труда. Кроме того, в субботу можно сделать все уроки и отдыхать в воскресенье;
  • психологи отмечают, что в наши дни, когда дети и родители больше времени проводят в виртуальном пространстве, чем в реальном, пятидневка – это шанс на укрепление института семьи.

Голосование, проведенное на специализированных сайтах, показало, что почти 70% родителей за сокращенную неделю, и только 30% – против. Сегодня решение о выборе того или другого графика лежит на администрациях школ. Хотя предложения о сокращении учебной недели на всей территории РФ неоднократно вносились в Государственную думу, соответствующий закон так и не был принят. Следовательно, в 2020 году “обязаловки” ждать не стоит.

Региональные власти не поддержали инициативу, мотивируя отказ тем, что при пятидневной учебной неделе ученики просто не успеют пройти запланированный курс уроков, который определен стандартами российского образования (особенно в тех школах, где есть углубленные курсы изучения предметов). Кроме того, в регионах элементарно не хватает места в школах, из-за чего придется вводить и вторую, и третью смены. Справиться с проблемой можно было бы, сокращая количество «ненужных» предметов и увеличивая часы тех, к которым у ребенка выявлен талант, но это возможно разве что в частных гимназиях.

Интересный факт: в Москве большинство школ перешли на пятидневный режим, пользуясь правом самостоятельного выбора, но в Подмосковье это вряд ли возможно, поскольку из-за массовой застройки в школах не хватает мест, и они вынуждены вводить вторую смену.

Тем не менее, в РФ есть административные единицы, где пятидневку в школах будут вводить повсеместно. Одним из таких регионов стала Башкирия – там переход на новый режим начнут 1 апреля 2019 года, с 4 четверти после каникул. В тех школах, где не успеют поменять программу и перекроить расписание под пять учебных дней, новую систему введут со следующего (2019-2020) учебного года.

Постоянно растущая нагрузка на учеников волнует даже учителей, а у родителей вызывает нервное потрясение. Внедрение ЕГЭ уже не кажется таким страшным, как наличие 7 уроков ежедневно с учетом учебы и по субботам. Раньше большинство школ работало по 5-дневной системе обучения, причем редко когда у детей среднего звена было более 6 уроков. Теперь же и при 6 днях учебы уже в 7-8 классе некоторые школьники имеют 7 уроков в будни. Хотя недавно прошел слух, что скоро будет внедрена обязательная пятидневка в школах России в 2020 году. Остается понять насколько этот слух реален и есть ли хоть толика правды, дающей надежду на снижение учебной нагрузки на детей.

Российские школы постепенно отказываются от шестидневной учебной недели в пользу пятидневной, что дает возможность иметь полноценный отдых на выходных. Предполагается, что пятидневка в школе будет способствовать укреплению семейных отношений. Такая перспектива воспринята положительно родителями и, безусловно, детьми. Дополнительный день отдыха позволит всей семье отдохнуть с утра и провести день вместе.

Кроме возможности иметь полноценный сон в субботу, выходной обеспечит:

Психологическую устойчивость учащихся и как результат, повышение успеваемости и качества обучения.

Согласно словам детских психологов, шестидневная учебная неделя оказывает негативное влияние на уравновешенность ребенка. Многообразие предметов распыляет внимание учащегося, а ему остается лишь один выходной, который он тратит на подготовку домашнего задания. Постоянное напряжение и отсутствие полноценного отдыха приводит к нарушению дисциплины, нежеланию учиться, капризам, высокой тревожности и неуравновешенности ребенка. Это вполне объяснимо: его не нужно ругать, а стоит помочь.

Переход на пятидневку и призван стать облегчением для учеников. Это позволит тщательно подготовиться к понедельнику и при этом восстановить силы для новой учебной недели. Нужный настрой способствует лучшему усвоению учебного материала и повышению успеваемости ученика.

Отдых в кругу семьи, родители смогут больше времени проводить с детьми, заниматься воспитанием.

Ответственные родители, заинтересованные в развитии своего ребенка, обязательно найдут, чем его занять. Это могут быть культурные мероприятие, спортивные соревнования для всей семьи, экскурсионные поездки, посещение океанариума или планетария, занятия по интересам, вечерние настольные игры.

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Объем нагрузки студента, обучающегося по основным образовательным программам среднего профессионального образования, регламентируется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июля 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программа среднего профессионального образования».

В соответствии с п. 27 Порядка максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.

При этом объем обязательных аудиторных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар) и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю.

Продолжительность учебной недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем) устанавливается самостоятельно образовательной организацией.

Каждый понимает, что в российских школах при высокой нагрузке, крайне неэффективное обучение. Особенно страдают ученики специальных школ, например, православных гимназий, где у детей вообще нет выходных. В субботу они учатся, а в воскресение их заставляют идти на воскресную службу в храм. Многие дети вместо радости это воспринимают как наказание.

Матвиенко заявила, что всех школьников необходимо перевести на пятидневку

— С моей точки зрения, переход на пятидневку пойдет нам, школьникам, на пользу, так как у нас появится ещё один свободный день для восстановления сил. Но, с другой стороны, нагрузка в будние дни возрастет, домашняя работа станет объемнее, а времени на кружки, дополнительные занятия в обычные дни останется меньше. И всё же идея об еще одном выходном дне перечеркивает все отрицательные стороны.

Галина, практикующий учитель:

-Теоретически нововведение о дополнительном выходном дне ученикам и учителям — очень заманчивая идея. Не надо делать уроки на субботу, можно планировать поездки и другие дела всей семьей, при этом нагрузка увеличивается несильно, на один урок в день. На практике же может оказаться, что при возросшей ежедневной нагрузке придется все равно выходить на работу или на учебу и в субботу (это подготовка к ОГЭ и ЕГЭ в выпускных классах, спортивные мероприятия, НПК и множество других дел, на которые в будни уже не будет времени). Мы, учителя, также опасаемся сокращения учебного плана, пока неизвестно каких предметов (а значит, и предметников) это коснется. Мое мнение, пятидневка – это хорошо, но это должно быть продуманное решение, чтобы суббота стала по-настоящему выходным днем.

— Я, конечно, обеими руками «за» пятидневку. Дети сейчас очень перегружены в школе, не высыпаются. Поэтому речь идет даже не столько об общении с родителями, а просто о возможности выспаться ребенку, набраться сил на предстоящую неделю. Нагрузка в школе на сегодня и так высокая, а с переходом на пятидневку она, как я понимаю, возрастет. Хотя ряд предметов вполне можно было бы убрать из учебной программы и таким образом снизить нагрузку на школьников. К ним, например, относятся «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозных культур и светской этики», второй иностранный язык. Дети один-то иностранный язык освоить не могут, куда им второй? Это в гимназиях, где учатся сильные дети, он, может, оправдан, но зачем вводить его в обычных классах? Хотелось бы верить, что при переходе на пятидневку учтут все эти моменты…

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” дает автономию образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности; разработке и утверждении образовательных программ образовательной организации; разработке и принятии правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.

Данная самостоятельность в принятии решений касается и права образовательной организации в выборе режима работы – пятидневного или шестидневного (в соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Последовательность действий при смене режима работы предполагает, что образовательная организация проводит обсуждение вопроса о переходе на пятидневный режим работыв соответствии с тем, как определяется компетенция коллегиальных органов управления организацией в уставе, например:

– на заседании управляющего совета (совета школы). Данное решение закрепляется протоколом заседания совета.

– на заседании педагогического совета образовательной организации принимается решение о внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования (в «Организационный раздел»: учебный план и календарный учебный график), а также принимаются новые учебные планы и календарный учебный график (в рамках ФГОС и Примерного учебного плана для образовательных организаций федерального законодательства), а также в иные образовательные программы

–согласно п. 5, п.7 ст. 12, п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 63 «Закона об образовании в Российской Федерации» издается Приказ «Об изменении режима работы образовательной организации», которым закрепляется факт переход организации на пятидневный режим работы. Копия приказа направляется в муниципальный орган управления образования.

Устав может возлагать полномочия по принятию соответствующий описанных выше решений и на другие органы.

Кроме того, необходимо будет внести изменения в документы, устанавливающие режим рабочего времени педагогических работников: Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор (или эффективный контракт), график работы и расписание занятий (п.7 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ»; Приказ Минобрнауки от 22.12.2014 г. № 1601).

Учебные недели с понедельника по пятницу рекомендуются большинству школу, если возможно выстроить именно такой график. Он считается приоритетным и самым удобным.

Те, кто выступает за пятидневку, аргументируют свою позицию так:

  • За один день ребенок не успевает отвлечься от учёбы и очистить от текущих проблем мозг. У него должно быть хотя бы два дня для хобби и отдыха.
  • В субботу и воскресенье дети и родители могут пообщаться и провести время вместе.
    Пятидневная учебная неделя вписывается в график всей семьи, ведь большинство родителей тоже отдыхает два дня.
  • Имея два выходных, семья сможет выехать на дачу или посетить родственников с ночёвкой, а при наличии одного только воскресенья сделать это трудно.
  • Производственный календарь гласит, что именно пятидневка позволяет получить преимущество от государственных праздников. Система переноса красных дней календаря, выпадающих на выходные, подразумевает именно такой график.

Во многих школах неделя, заканчивающаяся в пятницу, является нормой. Но отменить субботу для всех учебных заведений одним указом нельзя, ведь есть очень много гимназий, специализированных лицеев, где дети учат не только общеобразовательные предметы, но и дополнительные. Поэтому нагрузка в таких местах увеличивается, и множество дисциплин вставляется в расписание на субботу. Даже в таком случае у детей семь уроков в день, а если убрать в субботу, то им придется сидеть в школе по восемь-девять уроков. Другой выход — убрать часы преподавания какой-то отдельной дисциплины, что нехорошо скажется на знаниях и пойдет вразрез с документом, который регламентирует образовательный процесс.

Учителя выступили против массовой отмены шестидневки в школах

Несмотря на все преимущества такой недели, в этом году не будет принят единый закон о пятидневке. Как и прежде, сохранится два вида школ:

  1. Общеобразовательные, где уровень образования стандартный, и пятидневная рабочая неделя, скорее всего, будет установлена.
  2. Специализированные, где уровень получаемых знаний выше, а значит, учиться придется шесть дней в неделю.

Чтобы помочь своему ребенку получить хорошее образование и сохранить психологическое здоровье, родителям нужно серьезно отнестись к выбору школы. Оценивать нужно не только то, насколько далеко или близко она располагается от дома или как чисто в ней, а также это:

  • Наличие профильных классов в старшей школе.
  • Подходящий график для малышей, тинэйджеров и старшеклассников.
  • Наличие кружков и секций, занятия в которых проводятся после уроков.

С первого апреля 2019 года в Башкирии школы начали официально переходить на пятидневную рабочую неделю. Так сказал врио главы региона Хабиров. Отличительной чертой такого закона стало то, что зарплата учителей не изменилась. Еще все работники должны предупреждаться за 2 недели до нововведения. Все кажутся довольными. Но некоторые законы мешают введению такого порядка повсеместно:

  • Учащиеся 2, 3 и 4 класса должны иметь не более 5 уроков в день. Если в школе изучается больше дисциплин, чем в обычной, без рабочей субботы не обойтись.
  • В пятом и шестом классе у учеников не должно быть более 6 уроков в день.
  • С седьмого по одиннадцатый класс ребята не должны приходить в школу более чем на 7 уроков.
  • Математика не может быть первым или последним уроком за день. Кроме того, изучать эту дисциплину нельзя сразу после физкультуры или в субботу.
  • Нельзя ввести три урока подряд русского, химии или физики. Нужно дробить эти предметы.

В соответствии с законом каждое учебное заведение вправе принимать самостоятельно решение о выборе продолжительности учебной недели.

Он зависит от нескольких показателей:

  • равномерное распределение учебной нагрузки;
  • выполнение программ по предметам;
  • учебный план;
  • обеспеченность педагогическими кадрами;
  • размеры образовательной организации, обеспеченность кабинетами.

Решение о необходимости введения шестидневной недели принимается в том случае, если количество уроков в пятидневном варианте превышает допустимые показатели нагрузки на детей.

Для каждого возраста подбирается индивидуальное расписание, которое не должно влиять на психологический комфорт ребенка на уроках. Это объясняет недостатки пятидневки, где школьники должны каждый день отсиживать шесть – семь уроков, а в некоторых случаях еще и оставаться на индивидуальные занятия. Вопрос высокой нагрузки обусловлен рабочими программами, которые в свою очередь навязаны Министерством образования. Таким образом, решением проблемы должны заниматься на федеральном уровне. Чтобы вопрос должен был решен, необходимо пересматривать программы по всем учебным предметам.

На данный момент рассматривается вариант введения пятидневной рабочей недели, полностью проблему государство намерено решить к 2021 году. В приоритете у родителей стоит пятидневная форма, она рекомендована большинству школ.

Преимущества пятидневной учебной недели очевидны:

  • дополнительный выходной день необычайно важен для полноценного отдыха ребенка от школы;
  • двухдневные выходные позволят проводить больше времени с семьей, родители смогут заняться детьми, провести с ними большее количество времени;
  • правильная организация семейного досуга, поездки к родным, путешествия улучшат показатели физического и психического здоровья каждого члена семьи;
  • полноценный отдых в государственные праздники
  • возможность восстановить силы за неделю,
  • обеспечивает психологический комфорт ребенка, снижает психоэмоциональную нагрузку на организм.

При появлении дополнительного выходного родители обязаны правильно организовать досуг ребенка: плавание, прогулки, кино, занятия спортом, совместные выезды и путешествия. Освобожденные часы следует тратить бережно, не перегружая ребенка занятиями дома.


Похожие записи: