Принципы и финансовые основы страхования Российской Федерации в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы и финансовые основы страхования Российской Федерации в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Под финансовым механизмом госстрахования в России понимается совокупность:

  • существующих и возможных к появлению в будущем денежно-финансовых отношений между субъектами;
  • порядков формирования фондов за счет установленных источников финансирования и расходования средств;
  • форм управления страховыми финансами и резервами;
  • норм законов о федеральном бюджете на очередной календарный год и плановый период.

Принципы и финансовые основы страхования Российской Федерации в 2021 году

В Российской Федерации формирование фондов государственных страховщиков по ОПС, ОМС и другим видам обязательного страхования осуществляется за счет основного и дополнительного источников.

Основным источником являются страховые взносы, которые уплачиваются работодателями в определенном процентном отношении к заработной плате работников. В целях устойчивости системы, законодательством были также предусмотрены и дополнительные источники, в частности:

  • доходы, получаемые страховщиком, от инвестирования специальными управляющими компаниями, находящимися в его ведении, свободных средств фонда в различные активы;
  • штрафы и пени, которые начисляются за просрочку уплаты работодателями взносов за своих сотрудников;
  • трансферты из федерального бюджета, направленные на покрытие дефицита бюджета внебюджетного фонда;
  • финансы, которые получает страховщик в результате предъявленного им регрессного требования к гражданину или организации, по вине которых наступил страховой случай.

Внимание! Похожие источники составляют также и финансовую основу системы страхования вкладов (см. Главу 5 ФЗ № 177 от 23. 12. 2003 года “О страховании…”).

Страховые выплаты – это одна из составляющих финансовой основы обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского и других подобных видов.

Страховые выплаты осуществляются в пользу лиц, у которых возник страховой случай, указанный в соответствующем законе о конкретном виде обязательного соцстрахования (например, при ОПС – это старость, инвалидность или потеря кормильца).

Страховое обеспечение – это основная статья расходования средств внебюджетного фонда, наряду с материально-техническим обеспечением текущей деятельности страховщика, проведением профилактических мероприятий, направленных на снижение степени страхового риска, и др.

Финансовый механизм частной страховой компании, осуществляющей деятельность в Российской Федерации, представляет собой совокупность организационных мер, направленных на извлечение прибыли от основной деятельности путем увеличения положительных денежных потоков и уменьшения отрицательных различными способами, например:

  • повышение доли собственного капитала;
  • совершенствование мер, направленных на выявление прибыли прошлых лет;
  • увеличение выручки от инвестиционной деятельности – от полученных дивидендов, от продажи ценных бумаг, от погашения займов, которые были предоставлены другим организациям и др.

Минтруд представил проект бюджета Фонда соцстрахования на 2021 год

Страховые компании управляют финансами в соответствии с целями своей деятельности, текущей плановой стратегией и с нормативно-правовыми актами РФ.

Управление денежными потоками и оттоками включает в себя обязательный учет:

  • нетто- и брутто страховых премий;
  • основных средств и нематериальных активов;
  • числа заключенных договоров;
  • сумм выплаченного страхового возмещения по результатам отчетного периода;
  • налогов и сборов.

Важно! В процессе управления финансами страховщик должен соблюдать основы обязательных требований к финансовой устойчивости и платежеспособности, указанные в ст. 25 Закона № 4015-1 от 27. 11. 1992 года.

Вид страхования Премии, 2020, млрд рублей, оценка Оценка темпов прироста взносов, 2020/2019, % Прогноз базовый, 2021, млрд рублей (%) Прогноз консерва-тивный, 2021, млрд рублей (%) Ключевые факторы, оказывающие влияние на прогноз
Страхование жизни 433 5,8 530 (20-25%) 510 (15-20%) Положительное влияние окажут: снижение ставок по депозитам и кредитам, рост интереса граждан к инвестиционным продуктам, снижение минимальной суммы для входа, различные медицинские и прочие опции.
Страхование от несчастных случаев и болезней 200 6,7 210 (5-6%) 205 (2-3%) Поддержку сегменту окажут снижение ставок по кредитам, продление на 2021 год программы льготной ипотеки. Сдерживать развитие будут замедление темпов кредитования, изменение потребительского поведения населения
Добровольное медицинское страхование 180 -0,4 170 (минус 5-6%) 165 (минус 8-10%) Положительный эффект за счет распространения франшиз и полисов с ограниченным набором услуг, а также включение телемедицинских услуг взамен классических. Давление окажут снижение спроса на продукт ДМС в связи с сокращением расходов предприятиями.
Страхование автокаско 169 -0,9 173 (2-3%) 165 (минус 2-3%) Давление окажет снижение платежеспособности населения, позитивное влияние – низкие ставки по кредитам
Страхование прочего имущества ЮЛ 113 9,4 118 (3-5%) 113 (~ 0%) Инфляционный рост, влияние общеэкономических трендов, возможны единоразовые эффекты от заключения или отказа от заключения (переноса) крупных контрактов
Страхование имущества граждан 70 -2,6 75 (6-8%) 72 (2-3%) Драйверы роста – продвижение полисов банками, снижение ставок по ипотеке
ОСАГО 215 0,0 215 (~ 0%) 215 (~ 0%) Стагнация в условиях отсутствия драйверов роста
Прочие виды страхования 150 4,8 159 (4-6%) 155 (2-3%)
Страховой рынок non-life 1 097 2,4 1 120 (2-3%) 1 090 (0 – минус 1%)
Страховой рынок в целом (life + non-life) 1 530 3,3 1 650 (7-9%) 1 600 (4-5%)

Пандемия коронавируса и связанные с ней экономические последствия радикально изменили потребности, привычки и ожидания потребителей и сотрудников, заставив при этом трансформировать операции страховщиков, практически, до мгновенного исполнения операций.

Многие уже быстро адаптировались, но страховщики все еще сталкиваются с сохраняющимися препятствиями на пути роста и прибыльности в предстоящем году. Глобальный прогноз, проведенный Центром финансовых услуг компании «Делойт», показал, что многие страховщики знают, что им все еще не хватает работы, даже после того, как большую часть 2020 года они потратили на адаптацию к последствиям эпидемии.

48% из 200 опрошенных руководителей страховых компаний согласились с тем, что пандемия «показала, насколько неподготовлен наш бизнес к этому экономическому шторму», и только 25% полностью согласились с тем, что у их собственников и регулятора есть «четкое видение и план действий по поддержанию операционной и финансовой устойчивости» во время кризиса.

“48% руководителей (из 200 опрошенных) подтвердили, что эпидемия “показала насколько неподготовлен наш бизнес к этому экономическому шторму”

Пандемия и другие катастрофические убытки сильно ударили по многим страховщикам в 1 половине 2020 года, особенно по тем, которые отменяют различные мероприятия и выплачивали компенсацию работникам. Например, страховые компании в США и Канаде, специализирующихся на страховании имущества столкнулись с падением операционной рентабельности собственного капитала по GAAP в первом полугодии с 8,3% до 2,8% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, в значительной степени из-за понесенных убытков в размере 6,8 млрд USD, связанных с COVID-19 и одновременного снижения начисленной страховой премий по ключевым направлениям. В целом по 9 месяцев 2020 г. совокупная доходность индекса страховой отрасли S&P с начала 2020 года до указанной даты отставала от более широкого индекса S&P 500 на 24,6 %.

Учитывая влияние пандемии на занятость, деловую активность и торговлю, ожидается, что в 2020 году мировые премии, не связанные с жизнью, останутся неизменными, включая снижение на 1% на развитых рынках. Однако ожидается, что есть потенциал роста страхового рынка до 3% в 2021 году, в первую очередь, за счет потенциального роста развивающихся рынков на 7%.

Ожидается, что пандемия и ее последствия по-прежнему будут сильнее сказываться на имущественном страховании (больше, чем по другим видам). Например, продажи страховок работникам были подорваны массовым сокращением рабочих мест, и прогноз Deloitte в США предполагает, что объемы могут вернуться к уровню до пандемии только после 2022 года. Кроме того, страховые взносы по СМБ (среднему и малому бизнесу), пострадавшие от остановки и банкротств, также скорее всего будут медленно восстанавливаться, если закроются множество других магазинов розничной торговли, ресторанов и т.д.

“Ожидается, что есть потенциал роста страхового рынка до 3% в 2021 году, в первую очередь, за счет потенциального роста развивающихся рынков на 7%.

Многие автостраховщики в США столкнулись со значительным снижением полученных страховых премий, за счет предоставления клиентам скидок и снижения ставок по полисам, поскольку они пытались сгладить влияние пандемии на потребительский рынок, при этом они уже ощутили повышение прибыльности, за счет снижения частоты происшествий.

Компании должны одновременно управлять тремя ключевыми фазами кризиса COVID-19

  • реагировать,
  • восстанавливаться и
  • процветать.

Когда возникла пандемия, страховщики отреагировали, приняв незамедлительные меры для обеспечения непрерывности бизнеса и помощи клиентам и их сообществам в решении этой проблемы17. В 2021 году страховщикам следует подумать о сочетании наступательных и защитных действий для ускорения долгосрочных усилий по восстановлению и перехода к фазе процветания, когда рост будет вновь подчеркнут, несмотря на сложные экономические условия.

Прогноз «Делойта» на третий квартал в США включает 55% вероятность того, что при наиболее вероятном сценарии, когда население будет вакцинировано в течение 2021 года, все еще может произойти «значительное замедление экономического роста».

Хуже того, существует 25% вероятность столкнуться с проблемой Сценарий «без конца и края», при котором вакцинация откладывается, что приводит к длительной слабости экономики.

Перспективы страхового рынка 2021 по версии Deloitte

В операциях страховых организаций усилия по управлению расходами, которые начались задолго до пандемии, по-прежнему имеют решающее значение не только для компенсации дополнительных затрат, понесенных в ответ на вспышку, но и для финансирования более быстрых инноваций, ускорения восстановления и стимулирования будущего роста.

61% респондентов ожидают сокращения затрат на 11–20% в течение следующих 12–18 месяцев. Представители Азиатско-Тихоокеанского региона (APAC), особенно Австралия и Япония, ожидают более строгих сокращений: 35% ожидают сокращения более чем на 20%, по сравнению с 19% в Европе и 11% в Северной Америке.

Однако большинство страховщиков изменяют приоритеты, сокращают несущественные расходы и откладывают менее важные инвестиции, чтобы высвободить капитал для областей-настоящих и будущих драйверов роста.

Новые типы страхового покрытия могут быть отчасти вызваны пандемией, например, запуск более параметрических полисов. По такому типу договоров выплата происходит при наступлении триггерного события, а не по заявлению о страховом событии.

Это было названо главным приоритетом разработки продуктов среди респондентов из Северной Америки и Европы и третьим в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эта концепция, которая уже приобрела все большее значение в освещении имущественных катастроф, может найти применение в будущих вирусных вспышках. Lloyd’s of London недавно ввел параметрическую политику прерывания бизнеса для малых и средних компаний, страдающих от сбоев в работе ИТ.

Страховщики также могут иметь возможность вводить больше инноваций. Многие из респондентов указали на предпочтение большей индивидуализации продуктов.

Молодые покупатели, в частности, проявили интерес к более широкому диапазону покрытия, например, дающего возможность иметь страховку не на одну машину, а на любую.

40% опрошенных руковожителей ожидают увеличения инвестиций в прямые онлайн-продажи,

более 50% респондентовуказали, что они хеджируют свои риски, поддерживая агентов и брокеров различными способами – от исследований до управления продажами.

40% опрошенных ожидают увеличения инвестиций в прямые онлайн-продажи, что неудивительно, поскольку большинство клиентов, вероятно, не хотели встречаться лицом к лицу со страховыми продавцами во время пандемии – тенденция, которая может сохраниться в долгосрочной перспективе. Тем не менее, большинство страховщиков указали, что они хеджируют свои риски, поддерживая агентов и брокеров различными способами – от исследований до управления продажами.

Многие европейские респонденты назвали прямую финансовую помощь испытывающим трудности дистрибьюторам своим главным приоритетом, хотя в Северной Америке этот вариант занял восьмое место. Такая помощь, вероятно, будет приветствоваться, поскольку почти половина опрошенных Независимыми страховыми агентами и брокерами Америки сообщили о потере клиентов в коммерческом секторе и снижении доходов в 2020 году, в то время как 70% получили ссуду в рамках Программы защиты заработной платы или какой-либо другой грант или финансовую помощь. помощь во время пандемии.

Усиление кибербезопасности для преимущественно удаленных продавцов во время пандемии было вопросом номер один для респондентов в Северной Америке, занимая второе место в Азиатско-Тихоокеанском регионе и третье в Европе.

Многие страховщики находятся на ранних стадиях проектов трансформации андеррайтинга, выходящих далеко за рамки автоматизации рутинных трудоемких задач по сбору и обработке данных.

Конечная цель – более эффективно использовать искусственный интеллект (ИИ), альтернативные источники данных и более продвинутые модели прогнозирования для расширения возможностей андеррайтера и, в конечном итоге, перевода их на высокоуровневые многогранные роли, такие как управление портфелем и более тесное взаимодействие с брокерами и крупными клиентами.

Хороший пример – компания по страхованию жизни Ping An Life Insurance Company (КНР) имеет широкую модель рисков на своей ИТ платформе интеллектуального андеррайтинга, которая обслужила более 18 миллионов клиентов в прошлом году и одобрила 96% полисов с помощью автоматического андеррайтинга, сократив среднее время выполнения работ с 3,8 дней ручного андеррайтинга до 10. минут.

Вопрос в том, будут ли страховщики достаточно инвестировать в это, чтобы быстро реализовать, хотя бы в краткосрочной перспективе.

Согласно опросу, повышение автоматизации было главным приоритетом андеррайтинга среди респондентов в Северной Америке, но занимало только четвертое место среди опрошенных в Европе и пятое место в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Расширение использования ИИ в андеррайтинге заняло восьмое место в Северной Америке по сравнению со вторым в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе, в то время как улучшение прогнозного моделирования занимало пятое или ниже место во всех исследованных регионах.

Ускорение восстановления рынка после пандемии и надежды на процветание

1. Настоящие Методические рекомендации (далее — Рекомендации) разработаны в целях реализации положений:

Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»;

Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2021 г. N 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (далее — Правила);

приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2014 г. N 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» (далее — Положение N 796н);

приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения»;

приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 7 апреля 2011 г. N 79 «Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования» (далее — Общие принципы), а также обеспечения единообразия реализации обязательного медицинского страхования в части информационного сопровождения застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи (далее — сопровождение застрахованных лиц).

Рекомендации носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом.

2. Участниками информационного взаимодействия являются территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее — территориальный фонд), страховые медицинские организации и медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации (далее — медицинские организации), органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (далее — Участники).

3. Информация о функционировании, в том числе о режиме работы контакт-центров («Горячая линия») территориального фонда и страховых медицинских организаций размещается на официальных сайтах территориальных фондов, страховых медицинских организациях, а также на информационных стендах медицинских организаций, информационных интерактивных панелях, средствах телекоммуникационной связи.

4. Информационный обмен между Участниками осуществляется на основе программного комплекса территориального фонда, работающего в круглосуточном режиме и связанного с информационными системами территориального фонда по персонифицированному учету сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам (далее — информационный ресурс).

Регистрация и учет поступивших обращений граждан, результатов их рассмотрения осуществляется территориальным фондом и страховыми медицинскими организациями, в электронном журнале обращений граждан, требования и порядок ведения которого устанавливается Общими принципами (далее — Электронный журнал).

5. Работа с обращениями граждан, зарегистрированными в Электронном журнале, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

6. Информационное сопровождение застрахованных лиц — информирование застрахованных лиц и их законных представителей страховыми представителями на всех этапах оказания им медицинской помощи (пункт 231 Правил).

7. Индивидуальное информирование — персонализированное информационное сопровождение конкретного застрахованного лица или его законного представителя (пункты 233, 234, 235 и 267 Правил).

8. Электронный журнал — совокупность записей в базе данных информационной системы (Приложение И Общих принципов).

9. Контакт-центр («Горячая линия») — комплекс организационных мероприятий и технических средств, обеспечивающих возможность устного обращения граждан по телефону «Горячей линии» по вопросам в сфере обязательного медицинского страхования (пункт 233 Правил, Приложение И Общих принципов).

Для реализации работы «Горячей линии» территориальный фонд и страховые медицинские организации выделяют линию с прямым городским и федеральным телефонным номером, привлекают организацию по обработке звонков на условиях аутсорсинга или организует интеграцию имеющихся служб информирования населения многоканальными телефонами.

10. Администратор контакт-центра («Горячая линия») — специалист территориального фонда, осуществляющий контроль и анализ работы с обращениями граждан, поступившими по телефону, разрабатывающий предложения и мероприятия, направленные на обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи, эффективной работы страховых медицинских организаций (Приложение И Общих принципов).

11. Оператор 1 уровня — специалист контакт-центра («Горячая линия»), непосредственно осуществляющий работу (фиксирование входящих звонков, переадресация) с устными обращениями граждан, поступившими по телефону, в соответствии со стандартами обслуживания по вопросам обязательного медицинского страхования справочно-консультационного характера (типовые вопросы) (Приложение И Общих принципов).

12. Оператор 2 уровня — специалист территориального фонда или иной организации, взаимодействующей с контакт-центром («Горячая линия») на территории субъекта Российской Федерации, деятельность которого направлена на предоставление информации по вопросам обязательного медицинского страхования справочно-консультационного характера, на принятие мер в случае неудовлетворенности застрахованных лиц доступностью и качеством медицинской помощи в медицинских организациях, а также работой страховых медицинских организаций (Приложение И Общих принципов).

13. Страховой представитель — уполномоченное лицо страховой медицинской организации, которое осуществляет информационное сопровождение застрахованных лиц и их законных представителей на всех этапах оказания им медицинской помощи в том числе по обращениям застрахованных# (пункт 231 Правил).

Информирование застрахованных лиц страховыми представителями осуществляется, как по телефону контакт-центра («Горячая линия»), так и иными способами информирования, доступными для застрахованного лица (CMC-уведомление, мессенджеры, почтовые рассылки, памятки, брошюры, листовки и др.), при визите застрахованного лица в медицинскую организацию, в страховую медицинскую организацию.

14. Страховой представитель 1 уровня — специалист контакт-центра («Горячей линии») страховой медицинской организации, прошедший подготовку на базе страховой медицинской организации, предоставляющий по устным обращениям граждан информацию по вопросам обязательного медицинского страхования справочно-консультационного характера (типовые вопросы) и осуществляющий маршрутизацию вопросов, требующих рассмотрения иными специалистами (пункт 233 Правил).

Страховой представитель 1 уровня осуществляет телефонный опрос застрахованных лиц в целях уточнения своевременности исполнения медицинской организацией мероприятий по организации привлечения населения к прохождению профилактических мероприятий, выяснения причин отказов от них.

15. Страховой представитель 2 уровня — специалист страховой медицинской организации, прошедший специальную подготовку на базе образовательной организации высшего образования по утвержденной программе с получением подтверждающего документа, деятельность которого направлена на защиту прав и законных интересов застрахованных лиц, в сфере обязательного медицинского страхования, на организацию информирования и сопровождения застрахованных лиц при оказании им медицинской помощи, в том числе при прохождении профилактических мероприятий (пункт 234 Правил). Страховой представитель 2 уровня осуществляет работу с обращениями граждан, обеспечение организации информирования и сопровождения застрахованных лиц при оказании им медицинской помощи, в том числе при профилактических медицинских осмотрах, диспансеризации, лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, организацию индивидуального информирования застрахованных лиц о необходимости прохождения профилактических мероприятий и диспансерной явки, мониторинг и анализ результатов профилактических мероприятий, в том числе профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, подготовку предложений для медицинских организаций по организации профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.

Деятельность страхового представителя 2 уровня осуществляется в страховой медицинской организации, в медицинской организации (в соответствии с графиком работы) (пункт 231 Правил).

Медицинская организация безвозмездно предоставляет страховой медицинской организации доступное для пациентов место для размещения информационных ��атериалов о правах застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования и средств информирования, в том числе информационных стендов, информационных интерактивных панелей, средств телекоммуникационной связи, а также для деятельности представителей страховой медицинской организации) (пункт 231 Правил).

17. Территориальный фонд и страховые медицинские организации ведут Электронный журнал, расположенный на защищенном ресурсе территориального фонда.

18. Порядок ведения Электронного журнала должен предусматривать автоматический учет и регистрацию технологических операций по введению данных с автоматическим присвоением порядкового номера каждому обращению граждан, а также формированием электронных записей, соответствующих форме Электронного журнала, и формированием требуемых отчетных форм.

19. Круг ответственных лиц, имеющих право доступа и внесения информации в Электронный журнал, определяется руководством территориального фонда, страховой медицинской организации.

20. В Электронном журнале подлежат регистрации обращения граждан, поступающие в территориальный фонд и страховые медицинские организации в письменной форме (по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования) или устной форме (на личном приеме, по телефону контакт-центра («Горячей линии»).

21. На каждое обращение создается индивидуальная регистрационно-контрольная карта.

22. При регистрации обращения, ответственный работник заполняет все поля регистрационно-контрольной карты, проверяет соответствие введенных данных информации, изложенной в обращении.

23. Информация, внесенная в поля регистрационно-контрольной карты, должна излагаться лаконичным и точным языком, позволяющим сделать однозначные выводы о проведенных мероприятиях.

40. Медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, посредством информационного ресурса предоставляет в территориальный фонд в срок не позднее 31 января текущего года:

1) сведения о лицах, из числа выбравших данную медицинскую организацию для оказания первичной медико-санитарной помощи, включенных в списки для проведения профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризации и диспансерного наблюдения в соответствии с планом проведения профилактических мероприятий в медицинской организации на текущий календарный год;

2) планы-графики проведения профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации, и диспансеризации на текущий календарный год с поквартальной/помесячной разбивкой в разрезе терапевтических участков (участков врача общей практики, фельдшерских участков) не позднее двух рабочих дней с даты утверждения (изменения) указанного плана;

3) сведения о застрахованных лицах, находящихся под диспансерным наблюдением в медицинской организации на текущий календарный год;

4) график работы медицинской организации, в том числе отделений (кабинетов) для прохождения гражданами профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе в вечерние часы и в субботу, а также выездных мобильных бригад с указанием адресов их работы (пункт 253 Правил).

41. Страховые медицинские организации и медицинские организации получают доступ к информационному ресурсу и используют информацию, размещенную на указанном ресурсе, для осуществления сопровождения застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи.

Обновление данных в информационном ресурсе осуществляется не реже одного раза в сутки в соответствии с установленным территориальным фондом графиком передачи информации медицинских организаций и страховых медицинских организаций (пункт 250 Правил).

42. Медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, ежедневно не позднее 09.00 часов местного времени по рабочим дням осуществляет обновление в информационном ресурсе сведений о застрахованных лицах:

а) прошедших профилактический медицинский осмотр, в том числе для выявления болезней системы кровообращения и онкологических заболеваний, формирующих основные причины смерти населения;

б) начавших прохождение диспансеризации;

в) завершивших первый этап диспансеризации;

г) направленных на второй этап диспансеризации;

д) завершивших второй этап диспансеризации.

Страховая медицинская организация не позднее трех рабочих дней после индивидуального информирования застрахованных лиц осуществляет размещение сведений об указанном информировании в информационном ресурсе (пункт 258 Правил).

43. Страховая медицинская организация ведет учет застрахованных лиц:

1) подлежащих профилактическим медицинским осмотрам, диспансеризации и диспансерному наблюдению в текущем календарном году;

2) начавших прохождение диспансеризации;

3) завершивших первый этап диспансеризации;

4) направленных на второй этап диспансеризации;

5) завершивших второй этап диспансеризации;

6) прошедших профилактический медицинский осмотр, в том числе для выявления болезней системы кровообращения и онкологических заболеваний, формирующих основные причины смерти населения.

Страховая медицинская организация осуществляет в течение года публичное информирование застрахованных лиц о целях и задачах профилактических осмотров, в том числе диспансеризации, и порядке их проведения через публикации в средствах массовой информации, распространение брошюр и памяток, выступления в коллективах застрахованных лиц, через размещение информации на официальном сайте, а также индивидуальное информирование застрахованных лиц о праве прохождения профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризации и диспансерного наблюдения (пункт 264 Правил).

44. Страховая медицинская организация получает сведения, внесенные каждой медицинской организацией в информационный ресурс в срок не позднее 31 января текущего календарного года, о лицах из числа выбравших данную медицинскую организацию для оказания первичной медико-санитарной помощи, в отношении которых планируется осуществление профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения в очередном календарном году, в том числе поквартально, а также о лицах, находящихся под диспансерным наблюдением в медицинской организации в текущем календарном году: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, номер полиса (пункт 265 Правил).

АСВ – основная компания, которая занимается управлением системой страховки. Алгоритм возмещения средств действует в нашей стране следующим образом:

  1. Клиент открывает депозит. Если банк входит в особый реестр системы страхования, то автоматически, без подписания дополнительного договора, начинает действовать страховка.
  2. Страхование оформляется на весь срок действия депозита. Клиенту не нужно доплачивать за такую меру защиты. Отчисления осуществляет банк за свой счет. Каждый квартал (раз в 3 месяца) банковская организация отчисляет от 0,1% до 0,25% на счет АСВ. АСВ распоряжается специальном фондом ФСВ (фонд страхования вкладов), куда и поступают средства с депозитов. Деньги, полученные по такой схеме, не только хранятся на счету фонда, но и вкладываются в перспективные государственные и коммерческие проекты. Прибыль от них идет обратно в ФСВ, что помогает АСВ выплачивать компенсации даже при закрытии нескольких крупных компаний.
  3. Фиксируется страховой случай. Под ним подразумевается прекращение работы банковской фирмы. Тогда АСВ направляет клиенту, который потерял свой депозит, извещение. Через 2 недели назначается третья сторона – определенный банк, через который фонд будет отправлять деньги для застрахованных потребителей. У этой третьей стороны и можно получить положенную выплату.

Обязательной страховке подвергаются только те депозиты, которые были открыты в предприятии, сотрудничающем с АСВ. На момент окончания 2018 года таких предприятий было свыше 400. Узнать полный перечень банковских компаний, включенных в реестр АСВ, можно онлайн. Сведения представлены на главной странице АСВ в разделе «Страхование депозитов» -> «Список банков».

Узнать, входит ли учреждение в перечень, можно и по горячей линии. Она работает круглосуточно, звонок и консультация бесплатны.

Если общая сумма нескольких депозитов или всего один превышает установленную максимальную сумму, клиент получит не более 1,4 млн. Компенсация распределяется пропорционально сумме на счету. Пример:

  1. Иван открыл два счета – на 1,8 млн и на 1 000 000 р. Общая сумма – 2,8 млн, что на 1,4 млн больше лимита.
  2. С первого счета будет выплачено 900 тыс., со второго – 500 тыс. Клиент получит 1,4 млн, а потеряет еще столько же.

Средства, превышающие сумму лимита, необязательно будут утеряны. Согласно закону, банк с отозванной лицензией должен погасить задолженность перед клиентом. Произойдет это только в том случае, если после продажи имущества и активов ликвидируемого банка останутся средства, достаточные для возмещения. Потребителю придется подождать, пока процесс ликвидации завершится.

Узнать, какие вклады застрахованы государством, можно в официальном документе – ФЗ. К их числу относятся срочные и бессрочные депозиты, средства со счетов физических лиц и ряд других денежных активов. Но существуют и категории счетов, по которым не предусмотрена выплата компенсации.

Какие вклады не застрахованы:

  • деньги, отданные потребителем под контроль фирмы;
  • нефиатные деньги, например, криптовалюта, другой электронный эквивалент;
  • корпоративные счета таких специалистов, как нотариус, юрист;
  • вклады, которые были открыты в отечественных банках, но при этом в офисах, расположенных за границей РФ;
  • счета с обеспечением драгоценными металлами.

Федеральный закон от 16.07.99 N 165-ФЗ

Страхованию в системе АСВ подвергаются только вклады, открытые на фиатную валюту – государственные ассигнации (рубли, евро и т.д.). Металлический счет подразумевает, что вкладчик отправляет на сохранение определенный объем драгоценного металла, и проценты начисляются в граммах этого металла. По этой причине владелец металлического счета не может рассчитывать на компенсацию.

Чтобы после ликвидации учреждения не столкнуться с крупными финансовыми потерями, необходимо соблюсти несколько простых советов.

Во-первых, при оформлении депозита стоит выбирать тот тип вклада, который поддается обязательной страховке. Металлические счета, средства в доверительном управлении банка и т.п. не могут быть застрахованы АСВ. Лицам с небольшими активами от таких вложений лучше отказаться.

Во-вторых, доверять свои средства следует только банку, который входит в систему страхования вкладов (ССВ). Сейчас почти все классические финансовые корпорации входят в ССВ. Без участия в этой системе практически невозможно получить лицензию от Центробанка. Но это не значит, что клиенту не нужно соблюдать осторожность. Перед открытием счета лучше поинтересоваться, включена ли фирма в программу.

В-третьих, нужно обязательно проверить, не проводит ли банк мошеннические схемы. Некоторые недобросовестные предприятия скрывают от АСВ факт открытия депозита. Они заключают фиктивный договор и не выводят зачисленные клиентом средства на баланс фирмы. В итоге страховые премии в АСВ не отчисляются, и потребитель не может рассчитывать на компенсацию. Чтобы избежать таких проблем, рекомендуется ежемесячно проверять личный кабинет на предмет наличия официально открытого вклада. Если депозит вдруг перестал отображаться, нужно немедленно начать разбирательство. Дополнительно нужно взять копию договора и ежемесячно делать выписки со счета, чтобы были аргументы для оформления возмещения.

Наконец, сумму возмещения по вкладам можно увеличить, а одновременно с этим свести к нулю риск потери денег. Для этого следует открывать депозиты в разных учреждениях. Если открыть счет на 1 000 000 р. в «Сбербанке», а затем на ту же сумму в «ВТБ», при закрытии обоих предприятий клиент получит в совокупности 2 000 000 р., не дожидаясь полной продажи имущества компаний.

  • Автострахование
    • ОСАГО
    • КАСКО
  • Недвижимость
  • Жизнь и здоровье
    • ОМС
    • ДМС
  • Пенсионное и социальное
  • Бизнес
  • Финансы
    • Инвестиции
    • Кредит
  • Туризм
  • Ещё
    • Страховые компании РФ

Конституция Российской Федерации в статье 41 гарантирует оказание в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатной медицинской помощи, в том числе, за счет средств страховых взносов. Правоотношения, предметом которых являются права и обязанности сторон в связи с оказанием указанной медицинской помощи, регламентируются федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об ОМС»). Под данным видом обязательного социального страхования нормативный акт понимает систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая (заболевание или иное состояние здоровья застрахованного лица) гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи.

Положения Конституции уточняются в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» где указывается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации и устанавливает перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, для которых оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно.

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливается базовая программа обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС медицинской помощи на всей территории Российской Федерации. Территориальная программа ОМС определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Эффективность системы обязательного медицинского страхования, между тем, ставится под сомнение не только плательщиками взносов и пациентами, но и врачами, а также экспертами, включая аудиторов Счетной палаты. Так, еще в 2017 году Счетная палата выявила, что в листе ожидания находились пациенты, для которых наличествовала возможность оказания медицинской помощи ранее, планируемые объемы на год были не выполнены, в том числе, федеральными медучреждениями. Например, Военно-медицинская академия им. Кирова в 2016 г. получила объемы на 3 трансплантации, из которых была осуществлена только одна. При этом, объемы высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на платной основе, росли кратно.

В целях повышения эффективности обязательного медицинского страхования и обеспечения доступности медицинской помощи, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.09.2020 г. № 2492-р в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 1027750 — 7. После ряда корректировок проекта, система обязательного медицинского страхования была трансформирована вследствие издания федерального закона от 08.12.2020 № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Изменения потребовали разработки ряда подзаконных актов.

В данной статье подробно рассматриваются новеллы законодательства, регулирующего систему обязательного медицинского страхования, которые начнут работать в 2021 году.

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» субъектами обязательного страхования являются, в том числе, страхователи, обязанные уплачивать страховые взносы, застрахованные лица, которые имеют право на страховое обеспечение, и страховщики, осуществляющие при наступлении страхового случая страховые выплаты или иные виды обеспечения.

Для целей регулирования ОМС выделяют две группы акторов:

субъект участник
  • застрахованные лица:
    • граждане Российской Федерации;
    • отдельные категории иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев
  • ТФОМС – территориальный фонд обязательного медицинского страхования
  • страхователи:
    • работодатели;
    • частнопрактикующие лица;
    • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для неработающих
  • страховые медицинские организации
  • ФФОМС – федеральный фонд обязательного медицинского страхования
  • медицинские организации

По общему правилу, полномочия страховщика были распределены между ФФОМС (в части базовой программы ОМС, действующей на всей территории Российской Федерации), ТФОМС (в части территориальной программы ОМС, действующей в конкретном субъекте) и страховыми медицинскими организациями, которые заключают договоры о финансовом обеспечении ОМС с ТФОМС.

Изменения в ФЗ «Об ОМС» вводят дополнительное основание классификации медицинских организаций:

медицинские организации
функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее — медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти) иные
характеризует осуществление и финансовое обеспечение деятельности
в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС опционально: территориальной программой ОМС по территориальным программам ОМС
на основе договора
на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с ФФОМС; опционально: на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией

Следовательно, исключение из правоотношений с первой группой медицинских организаций ТФОМС и страховых медицинских организаций влечет переход к ФФОМС всего объема полномочий страховщика в части организации оказания и оплаты медицинской помощи застрахованным лицам.

Новеллы повлекли изменение и статусов базовой и территориальной программ ОМС в составе программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Теперь непосредственно базовой программой регулируются особенности оплаты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.

Стратегия развития страховой отрасли Российской Федерации на 2019-2021 годы

Каждая категория лиц, перечисленных выше, обладает правами и несет определенные обязанности в сфере ОМС.

Права и обязанности страхователей не затронуты изменениями: как и прежде, они должны зарегистрироваться и своевременно уплачивать взносы, и вправе получать соответствующую информацию.

Поскольку федеральные медицинские организации приобрели специфический статус, они заключают договоры на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС непосредственно с ФФОМС, который и осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Соответственно, медицинские организации приобрели право обжаловать заключения ФФОМС по оценке предоставления медицинской помощи. Среди новых обязанностей таких медицинских организаций – предоставление напрямую в ФФОМС частных сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и общих сведений о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи. Кроме того, теперь медицинские организации вправе использовать средства нормированного страхового запаса ФФОМС для организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретения и проведения ремонта медицинского оборудования.

У застрахованных лиц, помимо прав на бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая, выбор врача и страховой медицинской организации, их замену, появилось право выбрать медицинскую организацию, подведомственную федеральному органу исполнительной власти. При этом, право на получение достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи реализуется непосредственно ФФОМС.

Права и обязанности страховых медицинских организаций существенно затронуты изменениями, при этом, вопрос касается не только изъятия некоторых полномочий страховщиков. По заключаемым страховыми организациями договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования ТФОМС предоставляют средства, предназначенные на расходы на ведение дела по ОМС в пределах норматива, которые являются собственными средствами страховой организации. Норматив расходов на ведение дела по ОМС устанавливается законом о бюджете территориального фонда в размере не менее 0,8 процента и не более 1,1 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (в действующей редакции ФЗ «Об ОМС»). Ранее норматив расходов был установлен в размере не менее одного процента и не более двух процентов от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Первоначальная версия проекта № 1027750 — 7 предполагала их сокращение до минимальных половины процента и максимальных одного процента.

У ФФОМС, в свою очередь, появились дополнительные расходы на ведение дела по ОМС в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (и, конечно, собственно расходы на оказание такой помощи). Также ФФОМС приобрел право требования о возмещении расходов на оплату медицинской помощи к лицу, причинившему вред здоровью застрахованному лицу в соответствии со статьей 31 ФЗ «Об ОМС». Кроме того, ФФОМС ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи, включающий в себя сведения об экспертах качества медицинской помощи, которая оказывается медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.

Порядок направления застрахованных лиц в медицинские организации, функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования утвержден Приказом Минздрава России от 23.12.2020 № 1363н и зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2020 № 61884.

В соответствии с указанным документом направление пациента в федеральную медицинскую организацию будет осуществляться лечащим врачом той медицинской организации, которая в рамках территориальной программы проводила диагностику пациента и предоставляла первичную или специализированную медицинскую помощь.

Показаниями к оказанию специализированной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями являются:

  • нетипичное течение заболевания или отсутствие эффекта от лечения;
  • необходимость в отсутствующих в медицинской организации регионального подчинения методов лечения;
  • риск хирургического лечения в связи с осложнениями;
  • потребность в повторных хирургических вмешательствах;
  • повторное обследование в диагностически сложных случаях;
  • повторная госпитализация по рекомендации федеральной медицинской организации.

Вопрос о госпитализации пациента решается врачебной комиссией.

На этапе обсуждения законопроекта высказывались опасения относительно ограничения права пациента на выбор медицинской организации. Однако, обновленный порядок предусматривает обязанность врача проинформировать пациента о возможности выбора федеральной медицинской организации в случае, если помощь при заболевании (состоянии) пациента имеют возможность оказать несколько учреждений.

Тем не менее, в отсутствие правоприменительной практики, остается неясным, будут ли у лечащего врача стимулы фактически обеспечивать полноту информации о возможности направления пациентов в федеральные медицинские организации при наличии иных медицинских организаций, оказывающих аналогичную специализированную медицинскую помощь, или же новый порядок станет очередным коррупциогенным фактором в медицине. Сергей Готье, директор НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова, полагает, что попасть в федеральные медицинские организации пациентам станет проще, однако, Юрий Демин, генеральный директор СМК «РЕСО-Мед», напротив, считает поправки фактическим ограничением права на выбор медицинской организации.

Еще до первого чтения на законопроект обрушилась критика. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку раскритиковал уменьшение установленного нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, отметив, что существенное изменение действующих подходов приведет к снижению роли страховых медицинских организаций в системе ОМС, что не соответствует определенным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» стратегическим национальным приоритетам в части обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и завершения ее перехода на страховые принципы. При этом, сокращение финансирования страховых медицинских организаций при сохранении обязанностей, возложенных на них законодательством об ОМС и Национальной программой развития здравоохранения, отразится на их финансовой устойчивости. Отток с рынка страховых медицинских организаций и их представителей, имеющих достаточный опыт по обеспечению защиты прав застрахованных лиц, из сферы ОМС, неблагоприятным образом отразится на качестве защиты прав и законных интересов застрахованных лиц. Комитет отметил, что экономия от изъятия части средств страховых организаций может быть сопоставима с затратами на формирование собственной системы контроля качества медицинской помощи ФФОМС, тем более что средства на эти цели не заложены. Отмечен и потенциальный конфликт интересов ФФОМС и медицинских организаций, а «передача функции экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных медицинских организациях, от страховых медицинских организаций в ведение ФФОМС лишает систему медицинской экспертизы в обязательном медицинском страховании второго контура контроля».

Счетная палата указала, что в проекте закона усматриваются риски отхода от страховых принципов в системе ОМС и ее финансовой устойчивости. Целесообразность решения о сокращении средств, предоставляемых ТФОМС на ведение дел страховым организациям, не подтверждена обосновывающими материалами. Помимо этого, Счетная палата отметила, что несмотря на то, что предполагается ведение федерального реестра экспертов качества медицинской помощи, источник затрат на его формирование и сопровождение не определен.

При прохождении законопроекта в Совете Федерации Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам также отметил риски снижения доходов страховых организаций, и, соответственно, ликвидации собственно компаний или рабочих мест, и в связи с необходимостью недопущения негативных последствий рекомендовал Правительству Российской Федерации осуществлять мониторинг ситуации с возможностью оперативной корректировки в случае необходимости.

Разумеется, представители страховых организаций первыми выразили обеспокоенность инициативой экономии бюджета за счет снижения нормативов на ведение дел, выступили с публичными заявления о том, что новшества приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, повысят риски бюрократизации и коррумпированности отрасли. Снижение объемов финансирования страховых медицинских организаций, кроме того, приведет к сокращению рабочих мест и даже банкротству некоторых из них. Всероссийский союз страховщиков потребовал публичного обсуждения проекта, к диалогу подключились Российский союз промышленников и предпринимателей, Всероссийский союз пациентов. Неоднозначность предстоящей реформы освещалась ведущими СМИ, такими как Forbes, ТАСС, Коммерсантъ, критика звучала даже в Российской газете. Лидер страхового лобби Игорь Юргенс направлял обращения ключевым политическим фигурам и добился компромиссного варианта текста закона, который был, в конце концов, поддержан.

Стоит отметить, что изменения в текст ФЗ «Об ОМС» подразумевают корректировку ряда подзаконных актов. Однако, до настоящего времени отсутствуют изменения в Постановление Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», которые бы позволили медицинской организации реализовать право на использование средств нормированного страхового запаса ФФОМС на обучение и ремонт. Согласно введенной части 3.1. статьи 26 ФЗ «Об ОМС» средства нормированного страхового запаса ФФОМС предоставляются получателям указанных средств, определенным в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса ФФОМС, на основании соглашений, типовые формы и порядок заключения которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.12.2010 № 1229н «Об утверждении Порядка использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования», зарегистрированный в Минюсте России 08.02.2011 № 19744 действует в редакции от 13.02.2020, соответственно, вряд ли в ближайшее время медицинские организации фактически смогут осуществить свои права в указанной части.

Целью реформирования системы ОМС является обеспечение доступности медицинской помощи гражданам, которые нуждаются в медицинской помощи с использованием современных методов лечения. Медицинские организации федерального подчинения, подавшие соответствующую заявку и включенные в единый реестр, смогут заключить договоры непосредственно с ФФОМС и предоставлять специализированную медицинскую помощь (в том числе, высокотехнологичную) в рамках базовой программы ОМС. Федеральные медицинские организации параллельно могут оказывать первичную помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.

ФФОМС будет проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями федерального подчинения.

Реформа повлекла снижение нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом ОМС страховой медицинской организации, на расходы на ведение дела по ОМС, который устанавливается в диапазоне от 0,8% до 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (ранее от 1% до 2%).

Разумеется, преобразования в системе здравоохранения вызвали острую общественную дискуссию.

Представители Министерства здравоохранения убеждены, что нормативы отчислений на ведение дел во многих регионах и без того невысоки, изъятие средств сопряжено с возвратом части полномочий страховщика ФФОМС, издержки страховых организации снижаются за счет подключения сервисов госуслуг и многофункциональных центров.

Сторонники реформы отмечают, что недофинансирование федеральных центров со стороны субъектов приводило к оттоку квалифицированных специалистов. С другой стороны, высокотехнологичная помощь является дорогостоящей и неподъемной для некоторых региональных бюджетов, а новый порядок позволит расширить доступ пациентов к ней. Прямое финансирование, по мнению спикера Государственной Думы В. Володина, позволить исключить «лишнее» звено в виде страховых медицинских организаций.

Некоторые эксперты высказываются о поспешности легализации двух подсистем ОМС вместо ранее существовавшей единой, поскольку такой подход может породить неравные возможности получения медицинской помощи для разных категорий пациентов. Кроме того, тот факт, что тарифы для федеральных и иных медицинских организаций будут формироваться по-разному, вызывает опасения их возможное несправедливое неравенство.

Кроме того, страховые организации, будучи независимыми, по мнению ряда экспертов, способны более эффективно контролировать качество предоставляемой медицинской помощи, чем «огосударственный» ФФОМС в отношении «прогосударственных» медицинских организаций. Правительство утверждает, что к проведению контроля будут привлекаться независимые эксперты.

Таким образом, можно заключить, что централизация свойственная всем сферам общественной жизни, нашла выражение в медицине.

Очевидно, что для медицинских организаций федерального подчинения изменения повлекут, как минимум, увеличение бюрократической нагрузки – подача заявок, заключение договоров с ФФОМС в рамках базовой программы и параллельно с ТФОМС и страховыми организациями в целях реализации территориальной программы и администрирование финансовых потоков из различных источников.

Вместе с тем, рынку страховых медицинских организаций реформа дает негативный сигнал, объявляя их «лишним» звеном, по крайней мере, в части обеспечения инновационного лечения. Остается открытым вопрос, почему применительно к одному и тому же учреждению, в оставшейся части услуг, они по-прежнему необходимы и будет ли в дальнейшем урезаться их сфера деятельности.

Кроме того, на первом этапе пациенты также могут столкнуться с неопределенностью в части инстанции, куда следует обращаться при ненадлежащем лечении. Вряд ли все из них способны четко классифицировать течение своей болезни по видам оказанной медицинской помощи. Долгое время пациенты вообще не знали, как защитить свои права, но на сегодняшний момент, благодаря СМИ, люди привыкли звонить по номеру горячей линии, указанному в полисе ОМС. Теперь же некоторым их них придется освоить еще один канал подачи жалоб, который, к тому же, территориально удален от ряда регионов по сравнению с региональными страховыми организациями.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 190-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 05.03.2004 N 10-ФЗ, от 14.07.2008 N 117-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 01.12.2014 N 407-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 03.08.2018 N 306-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 24.02.2021 N 20-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
9 июня 1999 года

Одобрен
Советом Федерации
2 июля 1999 года

Усиление банковского и финансового контроля в 2021 году. 208-ФЗ

Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. (в ред. Федеральных законов от 05.03.2004 N 10-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее также — страховые взносы). (в ред. Федеральных законов от 05.03.2004 N 10-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на обязательное государственное страхование, регулируемое специальным законодательством Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:

страховой взнос — обязательный платеж на обязательное социальное страхование;

тариф страхового взноса — ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц; (в ред. Федеральных законов от 05.03.2004 N 10-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

страховой случай — свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 190-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее — страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ)

страховой стаж — суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов; (в ред. Федеральных законов от 05.03.2004 N 10-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

средства обязательного социального страхования — денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования; (в ред. Федерального закона от 05.03.2004 N 10-ФЗ)

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов; (в ред. Федеральных законов от 05.03.2004 N 10-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Направления по развитию страхования до 2020 года

1. Субъекты обязательного социального страхования — участники отношений по обязательному социальному страхованию.

2. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

Страховщики — коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

3. Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.

Отечественная страховая отрасль, являясь важной частью финансовой индустрии страны, развивается неотрывно как от национального, так и глобального контекста.

Международный финансовый, а значит, и страховой рынок испытывает на себе в настоящее время воздействие разнонаправленных тенденций. С одной стороны, взрывной рост новых технологий ведет к усилению финансовых взаимосвязей и доступности услуг между странами, предприятиями, физическими лицами. С другой стороны, политическое вмешательство приводит к созданию новых торговых барьеров и финансовому протекционизму.

Самыми насущными проблемами глобальных финансовых рынков являются несовершенство регулирования, цифровая революция и макроэкономические риски.

С точки зрения проблемы регулирования Россия является частью системы, созданной после мирового финансового кризиса членами G-20 и координируемой Советом по финансовой стабильности (СФС).

Во исполнение решений двадцатки и СФС Банк России осуществляет меры по совершенствованию регулирования и оптимизации регуляторной нагрузки на участников финансового рынка.

В отношении банковского сегмента введено пропорциональное регулирование и реализованы международные стандарты Базель II и Базель III.

Аналогичные меры предполагается предпринять и в страховом секторе при реализации международного стандарта Solvency II.

Неотъемлемой частью внедрения этих нововведений являются оценка их последствий и эффективные консультации регулятора и участников рынка с целью исключения избыточного регулирования и повышения нерациональной нагрузки. Подобная работа Банком России и объединением страховщиков ведется на постоянной основе.

Кроме того, в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе, заключенном в 2014 году, Минэкономразвития России, Минфин России и Банк России участвуют в работе по гармонизации законодательства государствчленов ЕАЭС в сфере регулирования финансового рынка и формирования к 2025 году единого рынка в области банков, ценных бумаг и страхования.

Правительство Российской Федерации и Банк России уделяют особое внимание развитию взаимодействия с партнерами по БРИКС.

Активное участие в международных интеграционных процессах, в том числе в таких как сотрудничество между странами БРИКС в области международных финансов и построение общего финансового рынка государств ЕАЭС, наряду с позитивными возможностями создания максимально благоприятных условий для населения и бизнеса, а значит, обеспечения устойчивого экономического роста, влечет за собой необходимость постоянной и системной оценки рисков и своевременного реагирования на сопутствующие таким процессам внешние вызовы.

Влияние цифровой революции кардинально меняет финансовые рынки с точки зрения каналов дистрибуции, управления активами и защиты персональных данных. Кроме того, цифровая революция добавляет в матрицу риск-менеджмента всех (и финансовых, и не финансовых) организаций новые информационные риски (киберриски), которые должны быть учтены для обеспечения непрерывности операционных бизнес-процессов.

Цифровизация устранила ряд традиционных барьеров входа на рынок и расширила линейку предложения. Все это приводит, с одной стороны, к росту конкуренции и децентрализации, но с другой, появление гигантских технологических компаний, таких как Фейсбук, Алибаба, Самсунг и т.п. создает предпосылки для доминирования финтехплатформ в результате возможности агрегирования больших данных, не поддающегося ограничению при нынешнем уровне регулирования.

В КНР, к примеру, 92% студентов осуществляют все свои платежи через мобильные устройства, используя при этом возможности, предоставленные облегченными режимами регулирования для сегмента недорогих товаров и услуг[1]. К глобальным макроэкономическим рискам, в первую очередь, относятся реальные и номинальные низкие ставки, как в кратко, так и долгосрочном плане. Устойчивые низкие ставки могут негативно сказаться на финансовой системе двояким образом: стимулируя аппетит к риску за пределы сдержанности и создавая проблемы для устойчивости генераторов «длинных денег», в частности страховщиков жизни и пенсионных фондов. (К примеру, по данным Европейского управления страхованием и профессиональными пенсиями более 50% европейских страховщиков жизни гарантировали своим клиентам инвестиционный доход, превышающий процент по 10-летним облигациям[2]). Это не может не сказываться на финансовой устойчивости и ведет к попытке ее восстановления за счет более высокорисковых операций.

На уровне государственной политики это подталкивает к попытке повлиять в свою пользу на глобальный спрос путем проведения протекционистской политики и конкурентной девальвации. Для того чтобы избежать негативных последствий подобной политики, которая уже проявилась в торговых войнах и санкционных режимах, нужны скоординированные международные действия.

Вышеуказанные мировые тенденции находят свое отражение в деятельности российского мегарегулятора – Центрального банка Российской Федерации. В Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации (ОНФ РФ) на каждый очередной период они анализируются и адаптируются к национальным целям и мероприятиям по развитию.

Необходимо отметить, что Банк России при подготовке ОНФ РФ проводит консультации с объединениями банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов. Такой подход, очевидно, обусловлен

стремлением регулятора к консолидации усилий всех участников финансового рынка для реализации своих инициатив.

Применительно к страхованию ОНФ РФ определяют такие значимые векторы взаимодействия и реализации как:

— обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации;

— повышение уровня доступности и качества финансовых услуг для населения;

Потенциал страховой отрасли можно раскрыть, определив основные направления и сформировав стимулы для ее развития. Переход к целевой модели развития страхового рынка позволит ему в большей мере выполнять свою ключевую миссию – поддержание экономической безопасности, обеспечение социальной защиты граждан и предоставление долгосрочных инвестиций для развития экономики.

Развитие страхового рынка носит инерционный характер. За последние пять лет доля страхования в ВВП России выросла на 0,2 п.п.: в 2012 году значение показателя было на уровне 1,2%, по итогам 2017 года оно составило 1,4%. Для сравнения, в странах Евросоюза отношение страховой премии к ВВП по различным источникам составляет в среднем от 6,13%[3] до 8%[4]. Уровень проникновения страхования в России также невысок (по итогам 2017 года объем страховой премии в расчете на одного жителя России составил всего 8,7 тыс. рублей), что, помимо низких доходов населения, и низкой доли среднего класса – основного потребителя страховых услуг, также свидетельствует об отсутствии действенных стимулов к приобретению страховой защиты и недостаточно высоком доверии к институту страхования.

В то же время, страховой рынок имеет значительный потенциал, который можно реализовать, определив основные направления развития, выявив и преодолев имеющиеся препятствия.

В настоящей Стратегии рассматриваются те основополагающие задачи, выполнение которых требует законодательных изменений. При этом на базе Всероссийского союза страховщиков на постоянной основе осуществляется деятельность, направленная на развитие и решение проблем страхового рынка.

Ключевые меры, предложенные в Стратегии, направлены на расширение страхового рынка и развитие его инфраструктуры, реализацию потенциала страхования жизни, повышение доверия к институту страхования, противодействие страховому мошенничеству, исключение избыточной регуляторной нагрузки, совершенствование ОСАГО и реформирование сферы ОМС.

Страховой рынок сегодня:

Реализуемая в настоящее время в Российской Федерации модель осуществления обязательного медицинского страхования (ОМС) не базируется на классических страховых принципах, предусматривающих передачу ответственности за управление рисками страховым медицинским организациям (СМО). Отсутствуют такие основные страховые функции, как рисковая и инвестиционная, существенно урезана организационная составляющая деятельности СМО. Все это препятствует полноценному использованию страховых механизмов для финансирования оказания медицинской помощи гражданам. Кроме того, на рынке отсутствует взаимосвязь между обязательным (ОМС) и добровольным медицинским страхованием (ДМС), что приводит к дублированию одних и тех же услуг в рамках указанных видов страхования и не способствует экономии затрат ни бюджетных средств, ни средств компаний-страхователей по ДМС.

Сфера ОМС в России требует совершенствования в свете развития отечественной системы здравоохранения в направлении пациентоориентированности: повышения качества и доступности медицинской помощи.

Обязательное медицинское страхование является одним из действенных механизмов решения государственных задач по повышению основных показателей здоровья населения и увеличению продолжительности жизни в стране.

Современная российская модель финансирования здравоохранения может быть охарактеризована как смешанная, в рамках которой одновременно действуют как формальные институты ОМС, так и механизмы государственно-распределительной системы. При наличии в сфере ОМС конкурирующих страховых медицинских организаций (СМО) их потенциал на текущий момент используется недостаточно. В настоящее время СМО при осуществлении деятельности по обязательному медицинскому страхованию не несут страховых рисков, они выполняют важный, но ограниченный набор административных функций, не располагая при этом адекватным механизмом влияния на повышение качества и эффективности работы медицинских организаций, поведение потребителей и снижение издержек в сфере ОМС.

В сфере ОМС отсутствуют механизмы, способствующие рациональному потреблению застрахованными медицинских услуг. Несмотря на динамичный рост затрат на здравоохранение, очевидно требуется повышение мотивации к применению концепции «бережливое производство».

Несмотря на то, что определение границ ОМС является необходимым и важнейшим направлением дальнейшего реформирования системы здравоохранения, и, в том числе самой сферы ОМС, в настоящее время программа государственных гарантий не конкретизирована и не лимитирована – не соблюден баланс между финансовой обеспеченностью и заявленными гарантиями бесплатной медицинской помощи. Отсутствие конкуренции между медицинскими

организациями; размытие средств обязательного медицинского страхования, предназначенных для оплаты случая лечения, через ежемесячное финансирование медицинских организаций по подушевому нормативу прикрепленного населения, исключает принцип «деньги идут за пациентом» и провоцирует развитие необоснованных платных медицинских услуг и теневых платежей.

СМО, являясь плательщиком за оказанную медицинскую помощь, не имеют достаточных возможностей влиять на тарифную политику в сфере ОМС. Тарифы устанавливаются соглашением между членами Комиссии по разработке территориальной программы ОМС субъекта Российской Федерации. У СМО нет права на их дифференциацию в зависимости от качества предоставляемой

медицинской помощи застрахованному контингенту.

Объемы медицинской помощи, подлежащие оплате за счет средств ОМС, распределяются между СМО и медицинскими организациями указанной Комиссией в рамках утвержденных объемов и стоимости территориальной программы ОМС на соответствующий год. Риски по оплате сверхнормативных объемов медицинской помощи, оказываемых медицинскими организациями, из всех участников отношений в рамках обязательного медицинского страхования несут только СМО, при отсутствии возможности формирования соответствующих резервов, то есть, не имея соответствующих источников финансирования.

Механизма дофинансирования медицинской помощи сверх утвержденных программой ОМС объемов нет. Данный вопрос законодательно не урегулирован.

В действующей модели обязательного медицинского страхования отсутствует система перераспределения медицинской помощи между медицинскими организациями с учетом качественных показателей и потребностей ее предоставления застрахованным. СМО в настоящее время не имеет возможности направлять граждан в другие медицинские организации, оказывающие более качественную медицинскую помощь, что не способствует повышению качества и доступности медицинской помощи.

У СМО отсутствуют действенные механизмы влияния на медицинские организации, позволяющие существенно ограничить практику приписок и назначения необоснованного лечения, что впрямую влияет на эффективность расходования государством ресурсов.

Из-за отсутствия дифференциации размера штрафных санкций к СМО страховые организации вынуждены платить Территориальным фондам обязательного медицинского страхования штрафы, несоразмерные тяжести допущенных нарушений. Это отвлекает средства, передаваемые государством СМО для выполнения возложенных на них действующим законодательством Российской Федерации функций.

Концепция развития страхования в Российской Федерации

Необходимые меры:

8.1. Проработка поэтапного перехода к модели ОМС, основанной на классических страховых принципах (рисковой модели), с закреплением статуса СМО, проведение пилотных проектов в отобранных регионах.

8.2. Подготовка предложений по конкретизации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в ее составе программы ОМС по перечню медицинских услуг и условиям их предоставления.

8.3. Проработка вопроса об организации контроля за деятельностью СМО территориальными фондами ОМС в рамках построения риск-ориентированной модели.

8.4. Решение проблемы возникновения сверхнормативных объемов медицинской помощи. Установление принципа распределения медицинской помощи между медицинскими организациями с учетом качественных показателей и потребностей ее предоставления застрахованным.

8.5. Внесение изменений в часть 13 статьи 38 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части дифференциации размера штрафных санкций к СМО, которые должны быть соразмерны тяжести нарушений.

8.6. Законодательное закрепление статуса страховых представителей.

[1] The global financial and monetary system in 2030 World Economic Forum, May 2018,

Теперь обязательному контролю будут подвергаться любые сделки с недвижимостью на сумму от 3 млн. рублей и выше, в наличной или безналичной форме. Ранее это касалось только сделок, предполагающих переход права собственности, теперь — всех, без исключения. Например, сделок по аренде, доверительному управлению, передаче недвижимости в залог и т.д.

Финансовый мониторинг таких сделок обязаны будут проводить не только банки, но и любые другие субъекты, участвующие в сделке. Например, нотариусы, риэлторы.

Под обязательный контроль теперь попадут и все почтовые денежные переводы в сумме от 100 тыс. рублей и выше. То есть, теперь, если вы придете на почту получать или отправлять такой денежный перевод, с вас потребуют документы, подтверждающие назначение данного перевода. И если вы не сможете их предоставить — вам вправе отказать в проведении операции.

Также с 2021 года обязательному контролю будут подвержены операции вывода средств со счетов мобильных операторов в сумме от 100 тыс. рублей и выше. Даже в том случае, если вы сами внесли эту сумму на счет и теперь хотите ее вывести.

Ранее такую схему иногда использовали при продаже товаров или услуг или просто для осуществления денежных переводов: один человек пополнял счет мобильного оператора другого человека, а тот потом выводил эти средства себе на карту или на счет. Теперь для крупных сумм это будет невозможно: подобные операции могут быть заблокированы.

Теперь под обязательный контроль попадут не только выигрыши в лотереях, казино, букмекерских конторах, но и сделанные в них ставки в сумме от 600 тыс. рублей и выше.

То есть, если человек захочет сделать ставку в такой сумме, с него обязаны затребовать документы, подтверждающие законность происхождения этих средств. Ранее обязательному мониторингу подвергались только выигранные суммы.


Похожие записи:

Добавить комментарий