Как узнать включено ли предприятие в базу начисления налога на имущество по кадастровой стоимости в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как узнать включено ли предприятие в базу начисления налога на имущество по кадастровой стоимости в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основание: Закон Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК (ред. от 27.11.2020) «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 08.10.2015 N 549-ПК (ред. от 06.11.2019) «О регулировании действия законодательства Пермского края о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков, с которыми заключен специальный инвестиционный контракт, об установлении налоговых ставок по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций для указанной категории налогоплательщиков и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 28.02.2018 N 197-ПК (ред. от 23.08.2018) «Об установлении налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в границах территорий индустриальных (промышленных) парков, технопарков в сфере высоких технологий»

По среднегодовой стоимости облагается недвижимость, которая:

  • не облагается по кадастровой стоимости в соответствии с региональным законодательством;
  • принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • принята к учету в составе основных средств и отражена на счетах 01 или 03.

Недвижимость, которая получена по концессионному соглашению и отражена на забалансовых счетах тоже облагается налогом по среднегодовой стоимости.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются ежеквартально. Расчет за квартал ведется согласно следующей формуле:

Налог на имущество по среднегодовой стоимости = Средняя за отчетный период стоимость ОС × Ставка налога / 4

Например, для расчета авансового платежа за первый квартал нужно сложить остаточную стоимость недвижимости на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля. Полученный результат делится на 4. Для расчета по итогам года порядок аналогичный.

Обособленные подразделения платят налог по ставке того региона, где зарегистрировано подразделение. Если недвижимость расположена не по месту регистрации головной организации или подразделения, то налог рассчитывают по ставке того региона, где недвижимость находится.

Налоговая база вычисляется сложением показателей остаточной стоимости каждого объекта на первое число каждого месяца и на последний день расчетного периода. Налоговая база амортизированных объектов — нулевая, но объекты включают в отчет.

Остаточная стоимость объекта ОС:

  • 1 января — 150 000 рублей
  • 1 февраля — 145 000 рублей
  • 1 марта — 140 000 рублей
  • 1 апреля — 135 000 рублей
  • 1 мая — 130 000 рублей
  • 1 июня — 125 000 рублей
  • 1 июля — 120 000 рублей
  • 1 августа — 115 000 рублей
  • 1 сентября — 110 000 рублей
  • 1 октября — 105 000 рублей
  • 1 ноября — 100 000 рублей
  • 1 декабря — 95 000 рублей
  • 31 декабря — 90 000 рублей

Авансовый платеж за 1 квартал

Налоговая база = (150 000 + 145 000 + 140 000 + 135 000) / 4 = 142 500 рублей
Платеж = 142 500 × 2,2% / 4 = 783,75 рублей

Авансовый платеж за полугодие

Налоговая база = (150 000 + … +125 000 + 120 000) / 7 = 135 000 рублей
Платеж = 135 000 × 2,2% / 4 = 742,5 рублей

Авансовый платеж за 9 месяцев

Налоговая база = (150 000 + … + 105 000) / 10 = 127 500 рублей
Платеж = 127 500 × 2,2% / 4 = 701,25 рублей

Доплата налога за год

Налоговая база = (150 000 + … + 90 000) / 13 = 120 000 рублей
Платеж = 120 000 × 2,2% – (783,75 + 742,5 + 701,25) = 412,5 рублей

Налог на имущество в 2020 и 2021 году

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.

В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

По состоянию на: Остаточная стоимость, тыс. руб.
01.01.19 100
01.02.19 95
01.03.19 90
01.04.19 85
01.05.19 80
01.06.19 75
01.07.19 70
01.08.19 234
01.09.19 207
01.10.19 191
01.11.19 174
01.12.19 146
31.12.19 118

Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.

Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

Налогоплательщиками являются организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения. Ими могут быть:

1) российские организации;

2) иностранные организации, имеющие постоянные представительства на территории РФ;

3) иностранные организации, которые не имеют постоянного представительства в России, но владеют недвижимым имуществом на территории РФ.

Кто не платит налог на имущество организаций? Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т.д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

  • ЕСХН – только в отношении имущества, которое они используют при производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и при оказании услуг;
  • УСН – в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость;
  • ЕНВД – в отношении имущества, которое используется для осуществления «вменённой» деятельности и налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость этого имущества.

Для российской организации объектом обложения является:

1) недвижимость, которая учитывается на балансе как основное средство, если налоговая база в отношении неё определяется как среднегодовая стоимость. Облагать эту недвижимость нужно, даже если она:

  • передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
  • передана в доверительное управление (кроме передачи в ПИФ);
  • внесена в совместную деятельность;
  • получена по концессионному соглашению;
  • получена вами как управляющей компанией ПИФ;

2) недвижимость, находящаяся в РФ и по общему правилу принадлежащая организации на праве собственности (праве хозяйственного ведения), полученная по концессионному соглашению, если налоговая база в отношении неё определяется как кадастровая стоимость .

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектом обложения является недвижимость, которую использует представительство. Налог они уплачивают в тех же случаях, что и российские организации .

Если недвижимость к деятельности представительства не относится, то она будет объектом обложения в тех же случаях, что и у иностранных организаций, у которых нет представительств в РФ.

Вопрос: Является ли жилье, которое не числится как ОС, объектом обложения налогом на имущество для иностранной организации с представительством в РФ?

Ответ: Да, является, если по общему правилу:

  • недвижимость находится в РФ и принадлежит организации на праве собственности (получена по концессионному соглашению);
  • налоговая база в отношении такого имущества определяется как кадастровая стоимость.

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектом обложения является недвижимость, которая по общему правилу:

  • находится на территории РФ и принадлежит таким организациям на праве собственности;
  • получена по концессионному соглашению;
  • налоговая база в отношении такого имущества определяется как кадастровая стоимость.

Налог на имущество организаций — основные изменения с 2021 года

Движимое имущество и земля налогом не облагается. Налог надо платить только с недвижимости – либо по кадастровой, либо по балансовой стоимости.

Организации, применяющие специальные налоговые режимы – УСН и ЕНВД, должны платить налог только с недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости.

Что касается отчётности, то необходимо сдать декларацию и уплатить налог по месту нахождения недвижимости. Обращаю ваше внимание на то, что с 2020 года организации не сдают промежуточную отчётность.

По объектам, расположенным в одном регионе и облагаемым по балансовой стоимости, можно сдавать одну декларацию. Для этого ежегодно до 1 марта направляйте в УФНС уведомление.

Недвижимость, подлежащая обложению налогом, должна быть включена в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Этот перечень формирует уполномоченный орган исполнительной власти вашего субъекта РФ (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Перечень на текущий год должен быть сформирован не позднее 1 января. Он направляется в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости и размещается на официальном сайте исполнительного органа или на сайте субъекта РФ.

Обратите внимание, в перечне приводится конкретный объект недвижимости (например, здание), с указанием его кадастрового номера, полного адреса и кода КЛАДР. Если свою недвижимость в перечне вы не обнаружили, процедура расчета закончена.

Подробнее о том, какие объекты могут войти в перечень, читайте в материале «По каким объектам недвижимости налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости?».

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, который является налоговым периодом (п. 2 ст. 375 НК РФ). Следовательно, уплата налога возможна только если эта стоимость определена. Если нет, обязанность по уплате налога у вас не возникнет в связи с отсутствием налоговой базы (п. 2 ст. 375, подп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

После того, как вы установили кадастровую стоимость, можно переходить к определению налоговой базы и расчету налога (авансовых платежей).

О том, где можно выяснить величину нужной кадастровой стоимости, читайте в статье «Как узнать кадастровую стоимость имущества?».

Внимание! Если кадастровая стоимсоть установлена судом с учетом НДС, то налогооблагаемой базой признается стоимость иущества без учета налога. Подробности см.здесь.

Ставки налога на имущество устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 380 НК РФ).

При этом ставка по «кадастровой» недвижимости, начиная с 2016 года, не может быть больше 2%, независимо от региона (п. 2 ст. 380 НК РФ).

Рассмотрим как правильно осуществить расчет налога на имущество по кадастровой стоимости.

Согласно действующим нормам фискального законодательства, расчет имущественного налога зависит от того, что конкретно является налогооблагаемой базой.

ВАЖНО! С 01.01.2019 правила расчета изменены. Теперь налоговая база по налогу на имущество — это недвижимость. Движимые активы полностью исключены из налогооблагаемых объектов. Введено законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ.

Имущественный взнос — региональное обязательство. Ставки, срок уплаты авансовых платежей, льготы и освобождения обязаны устанавливать органы власти соответствующего региона, субъекта или области.

Чиновники определили, что расчет налога на недвижимость ведется двумя способами. Первый, общепринятый вариант, — это исчисление налогооблагаемой базы исходя из среднегодовой стоимости недвижимых активов. Второй — расчет по кадастровой цене. Второй вариант более простой, но применяют его только в отношении закрытого перечня объектов. Все имущество, стоимость которого определяется по кадастру, указано в п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ.

Если на балансе одной компании имеются обе категории имущественных активов, то исчислять налоговые обязательства придется отдельно по каждой категории объектов. Иными словами, в расчет среднегодовой стоимости имущества для налога на имущество нельзя включать объекты, по которым начисляется налог по кадастровой стоимости, и наоборот. Требуется отдельный учет и подсчет.

О том, как рассчитать и учесть налоги кадастровой стоимостью, мы рассказали в специальной статье «Учет налога на имущество юрлиц, исходя из кадастровой стоимости».

Вычисление осуществляем по формуле:

СрГодСт = (ОС1 + ОС2 + … + ОСп1 + ОСп2) / (М + 1),

где:

  • СрГодСт — среднегодовая стоимость имущества за налоговый период;
  • ОС1, ОС2… — остаточная стоимость (ОС) имущества на 1-ое число каждого месяца налогового периода;
  • ОСп1 — ОС имущества на 1-ое число последнего месяца налогового периода;
  • ОСп2 — ОС имущества на последнее число последнего месяца налогового периода;
  • М — количество месяцев в налоговом периоде.

По общим правилам, налогоплательщики обязаны исчислять и уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов (кварталов). Например, чтобы рассчитать авансовый платеж за 9 месяцев 2021 года, в знаменателе укажите 10 (9+1). Полученную сумму разделите на 4, и только потом примените налоговую ставку.

Налоговики наказывают за существенные ошибки в расчетах налоговиков. Чтобы исключить неточности в исчислении фискальных платежей, рассчитывайте налог на имущество в 2021 году для бюджетных учреждений и коммерческих организаций, используя бесплатный онлайн-калькулятор.

Для проверки потребуется указать текущую ставку налогового обязательства и внести сведения об остаточной стоимости недвижимых активов, которые признаны налогооблагаемыми объектами.

ВАЖНО! Данные в онлайн-калькулятор вносите на основании отчетных данных бухгалтерского учета. Для этого подготовьте заранее оборотную ведомость или карточки по счетам 01 и 03 на соответствующие учетные даты в разрезе объектов учета.

Помимо физических лиц собственниками недвижимости могут быть и юридические лица. Они обязаны уплачивать налоги авансовыми платежами поквартально, а по истечении налогового периода сдавать декларацию по уплате налога. В отличие от физических лиц организации обязаны самостоятельно рассчитать налоги согласно действующему законодательству.

Налог на имущество организаций это региональный налог и регламентируется главой 30 Налогового кодекса.

Что касается налогов на имущество физ. лиц, такое как хозяйственные постройки, гаражи и недостроенные объекты – они также облагаются налогом, если учтены государством.

Имущественные и земельные налоги платятся физическими лицами до 1 декабря следующего года за отчетным (за 2020 год надо заплатить до 1 декабря 2021). При этом из налоговой приходит налоговое уведомление, где указана сумма, подлежащая уплате, а также порядок расчета налога.
Организации платят налоги в течение года (раз в квартал) и оставшуюся сумму в начале следующего года за отчетным (срок устанавливается местным законодательством).

Пошаговая инструкция по расчету налога на имущество с кадастровой стоимости

Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ[3] п. 1 ст. 386 НК РФ был дополнен нормой, согласно которой в налоговую декларацию включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Новшества вступили в силу с 01.01.2021 и применяются начиная с представления деклараций по налогу на имущество организаций за налоговый период – 2020 год.

Сегодня объектом обложения налогом на имущество организаций является недвижимое имущество. Возникает резонный вопрос: зачем в налоговую декларацию включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств, если оно не облагается налогом?

Можно предположить, что все-таки будут реализованы планы в отношении налога на имущество организаций, приведенные в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В разделе «Актуальные вопросы налогообложения на перспективу» документа сказано, что прорабатывается возможность отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной ставки налога на имущество организаций. То есть все вернется на круги своя: движимое имущество вместе с недвижимым будет облагаться налогом на имущество. При этом будет снижена налоговая ставка.

Возможно, такие изменения будут приняты в связи с тем, что заинтересованные министерства и ведомства никак не могут установить единые критерии отнесения имущества к недвижимости. Предполагается, что результатом станут упрощение администрирования налога и снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам.

При этом необходимо определить оптимальный размер предельной налоговой ставки, обеспечивающий, с одной стороны, недопущение роста налоговой нагрузки на бизнес, а с другой – соблюдение интересов бюджетов субъектов РФ. Напомним, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам (ст. 14 НК РФ).

Теперь в декларацию по налогу на имущество организаций включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. В нее добавлен соответствующий раздел, который заполняется за истекший налоговый период в разрезе по субъектам РФ. Если организация представляет декларации в несколько налоговых органов, то раздел со сведениями о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества может входить в любую из них.

Раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств» заполняется российскими и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, учитывающими на балансе организации в качестве объектов основных средств объекты движимого имущества. Он заполняется организацией один раз в одной из представляемых ею деклараций за соответствующий налоговый период.

Раздел состоит из двух граф:

  • в графе «Субъект Российской Федерации (код)» указывается код субъекта Российской Федерации в соответствии с приложением 7 «Коды субъектов Российской Федерации» к порядку заполнения декларации;

  • в графе «Среднегодовая стоимость объектов движимого имущества (в рублях)» – отличная от нуля среднегодовая стоимость объектов движимого имущества, учитываемых на балансе организации либо обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в субъекте РФ, код которого указан в соответствующей графе «Субъект Российской Федерации (код)».

При отсутствии у организации объектов налогообложения по налогу разд. 4 не заполняется.

В Письме от 21.01.2021 № 03-05-04-01/3279 Минфин дал разъяснения по вопросу включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ сведений о среднегодовой стоимости движимого имущества.

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 386 НК РФ в такой декларации отражаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества установлен абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ, согласно которому среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Представители Минфина пришли к выводу, что при определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ следует применять положения абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ.

Данные разъяснения доведены до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций, включая проведение камеральных налоговых проверок, Письмом ФНС РФ от 22.01.2021 № БС-4-21/659@.

Теперь напомним порядок уплаты налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве оперативного управления.

Согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается:

1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ;

2) недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что установленный ст. 378.2 НК РФ порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости не распространяется на объекты недвижимого имущества, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления, в связи с чем налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 14.08.2020 № 03-05-05-01/71386).

В приложении 6 «Коды налоговых льгот» к порядку заполнения декларации наименования льгот с кодами 2010501 и 2010505 приведены в соответствие ст. 2 Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ[4].

Данные льготы действуют в отношении организаций, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, которые были освобождены от уплаты налога на имущество за II квартал 2020 года и в части установленной законом субъекта РФ налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Внесенными поправками были уточнены виды организаций, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, которые освобождаются от уплаты налогов за II квартал 2020 года.

Кстати, ФНС рекомендовала применять данные коды налоговых льгот в таком варианте еще в Письме от 20.10.2020 № БС-4-21/17206@.

* * *

В форме декларации по налогу на имущество организаций появился новый раздел 4, в котором указываются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. При определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ нужно руководствоваться положениями абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ. Также было изменено приложение 6 «Коды налоговых льгот» формы.


[1] «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@».

[2] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@».

[3] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Пример расчета налога на имущество организаций

Самым важным нововведением принятого закона для налогоплательщиков является кардинальная смена политики начисления налога на имущество юридических лиц на основании его кадастровой стоимости. С 2021 года у юридических лиц отпадает необходимость сверяться с перечнем объектов недвижимого имущества, для которых в качестве базы для исчисления налога используется его кадастровая стоимость.

Не несет позитивные перемены новый закон и для юридических лиц на УСН — с 2021 года им также придется платить налог на имущество исходя из его кадастровой стоимости. Это актуально при условии, что такая стоимость была определена ранее.

Тогда отпадает необходимость сверяться с региональным перечнем — юридическому лицу все равно придется заплатить именно «кадастровый» налог.

Исходя из всего вышесказанного, непонятно, зачем будут нужны региональные перечни. Тем не менее, их актуальность не отпадет в 2021 году.

Это связано с тем, что УСН могут выбрать не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели (ИП), а новый закон никак не затрагивает исчисление налога на имущество для них. ИП по-прежнему будут сверяться с региональными перечнями для выбора базы начисления налога на имущество.

На данный момент пользователи спецрежимов (УСН, ЕНВД, патент, ЕСХН) налог на имущество юридических лиц не платят. В общем случае.

Однако есть целый ряд объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости. На такие объекты льгота по налогу на имуществу не распространяется.

Процедура отнесения конкретной недвижимости налогоплательщика к подобным объектам достаточно трудоемкая:

  • Должна быть проведена кадастровая оценка объекта.
  • Недвижимость должна соответствовать определенному типу объекта, указанному в НК РФ (торговые центры, офисы и т. д.).
  • Данный тип объекта должен быть подтвержден региональным законом как объект налогообложения.
  • Регион должен составить перечень конкретных объектов, которые будут облагаться налоговом исходя из кадастровой стоимости. В перечне указываются точные адреса /кадастровые номера объектов недвижимости.

Несмотря на то, что большинство субъектов РФ подготовили достаточно обширные перечни, подавляющая часть недвижимости в них все же не попала. Т. е. подлежала обложению налогом на имущество исходя из остаточной, а не кадастровой стоимости, и не подлежала налогообложению вовсе в случае с пользователями спецрежимов.

С 1 января 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 29.09.2020 № 325-ФЗ, который фактически упраздняет данную льготу для пользователей спецрежимов и меняет порядок расчета налога на имущество для всех остальных.

Налог на имущество по кадастровой стоимости нужно будет начислять по всей недвижимости, если у нее определена такая стоимость. Не будет иметь значения, упомянута ли недвижимость в региональном перечне, к какому типу относится эта недвижимость и т. д.

Произойдет это из-за изменения пп. 4 п.1 ст. 378.2. На данный момент в этом пункте в качестве объектов налогообложения указаны жилые дома/помещения, которые не являются основными средствами в целях бухгалтерского учета, то есть, например, купленные/построенные для перепродажи.

После изменения формулировка будет следующая:

«4) иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренные в подпунктах 1 — 3 настоящего пункта.».

Напомним, что с начала 2021 года законодательно отменено налогообложение движимого имущества, поэтому все изменения касаются только объектов недвижимости. Обязательным условием для налогообложения этих активов является запись о них в ЕГРН либо наличие документов, подтверждающих невозможность перемещения.

  1. Обновлен список объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. С 2021 года предприятие будет уплачивать НИ при владении такими объектами, за которые налог платят физлица, например, жилые помещения, хозяйственные строения, гаражи и машино-места. Базой для расчета НИ становится кадастровая стоимость этих активов (п. 69, 70 ст. 2 закона № 325-ФЗ).

Переход к расчету налога на имущество юридических лиц в 2021 г. по кадастровой стоимости должен быть законодательно утвержден региональной властью. По имуществу с неопределяемой стоимостью по кадастру, НИ в текущем периоде исчисляют исходя из его среднегодовой стоимости (п. 3 ст. 375 НК РФ). При этом объект должен числиться на балансе компании.

Наряду с этим сокращено количество облагаемых НИ активов, расположенных в специальных административных районах (п. 10 ст. 2 закона № 324-ФЗ) – Калининградской области, Приморском крае — не уплачивают НИ с водных и гражданских воздушных судов, зарегистрированных в соответствующих реестрах.

  1. Упразднен критерий обязательности наличия права собственности для уплаты налога, т.е. компании, распоряжающиеся активами по праву хозяйственного ведения или концессионному соглашению, должны рассчитывать и перечислять НИ по кадастровой стоимости так же, как если бы эти активы были у них в собственности (п. 69 ст. 2 закона № 325-ФЗ).
  2. Ставка налога на имущество в 2021 году снижена. С 01.01.2020 максимальный размер ставки налога на имущество, облагаемое исходя из кадастровой стоимости — 2% (ст. 380 НК РФ). Теперь она применяется во всех регионах (ранее действовали территориальные ограничения), региональные власти не вправе устанавливать размер ставки, превышающий этот уровень.

Отменены ограничения по ставкам объектов, являющихся неотъемлемыми технологическими частями (магистральным трубопроводам, линиям электропередач и т.п.).

Налог на имущество является региональным налогом и вводится в действие местными законами. Регионам дано право:

  • устанавливать порядок уплаты НИ;
  • определять ставки налога, не превышающие утвержденные налоговым законодательством (ст. 380 НК РФ);
  • формировать перечни льготируемого имущества;
  • устанавливать срок уплаты налога на имущество 2021 и срок перечисления авансов по этому налогу.

Отчитаться по НИ за 2021 год компании обязаны не позднее 30 марта 2021г. (ст. 386 НК РФ). Сдавать декларацию, а также уплачивать налог или перечислять авансы по нему необходимо по месту нахождения имущества.

Напомним, что в отношении других имущественных налогов – на транспорт и на землю отменена обязанность компаний по сдаче деклараций, начиная с отчетов за 2021 год. Но с 01.01.2021 предприятия обретут еще одну новую обязанность – им придется сообщать в ИФНС об имеющихся транспортных средствах или земельных участках, если налоговики не пришлют уведомлений по начислению налога.

К сообщению необходимо прилагать регистрационные документы по этому имуществу (п. 3 ст.

1 закона № 325-ФЗ).

С налогового периода 2021 года станет возможно представлять единую налоговую отчетность по налогу на имущество организаций, что будет закреплено в п. 1.1 ст. 386 НК РФ.

Новшество предполагает следующие возможности для налогоплательщика: если он состоит на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, то он вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему усмотрению. Но об этом желании он должен поставить в известность налоговый орган по субъекту РФ.

Стоит отметить, что представление единой налоговой отчетности нельзя применять в случае, если законом субъекта введены нормативы отчисления от налога на имущество организаций в местные бюджеты.

Представление единой декларации является не обязанностью, а правом налогоплательщика. Поэтому он может представлять декларацию по налогу на имущество в каждый налоговый орган, в котором состоит на учете по месту нахождения объектов недвижимости.

С 2015 года в ряде регионов страны начали определять налогооблагаемую базу по некоторым объектам налогообложения для расчета имущественного налога с использованием кадастровой стоимости объекта.

С 01.01.2020 расширен перечень объектов, которые могут облагаться налогом по кадастровой стоимости. К таковым могут относиться жилые помещения, гаражи, машино-места и прочее (подп. 4 п. 1 ст. 378.2). По каким именно объектам платить налог исходя из кадастровой стоимости, будут решать регионы.

Информацию о виде стоимости имущества, используемом в процессе налогового расчета, необходимо уточнить на сайте региональной администрации или в территориальном органе ФНС.

Кадастровую цену на все имущественные объекты плательщик может выяснить самостоятельно в органах Росреестра.

Кадастровая цена в отношении части имущественного объекта (например, доли в праве на здание) определяется как соразмерное процентное значение, рассчитанное от общей кадастровой стоимости объекта. Если в собственности плательщика находится административно-деловой или торговый центр либо какая-то часть указанных объектов, то для расчета налога для подобных зданий, помещений и их частей берется исключительно кадастровая стоимость недвижимости, независимо от их включения в перечень (письмо ФНС РФ от 16.03.2017 № БС-4-21/4780).

Важно! С 2021 г. если стоимость торговой или офисной недвижимости, включенной в региональный перечень, не определена на начало года, надо начислять налог по среднегодовой стоимости.

Для отнесения имущества к налогооблагаемому должны быть выполнены следующие требования:

— недвижимое имущество учитывается на балансе в качестве основных средств (если налоговая база в отношении него установлеан как среднегодовая стоимость);

— недвижимое имущество находится на территории РФ и принадлежит организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или по концессионному соглашению (если налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости).

В налоговую базу должны быть включены все используемые основные средства. Это касается и тех имущественных объектов, в отношении которых нет подтверждения наличия зарегистрированных прав, а также документов, регламентирующих ввод в эксплуатацию и перевод на балансовый счет 01.

Важно! Собственники имущества, для которого кадастровая стоимость определена, обязаны уплачивать имущественный налог, даже если они используют упрощенную систему налогообложения.

Расчет налога на имущество за 1 квартал 2021 года рекомендовано проводить по следующему алгоритму:

1. В первую очередь определяемся со всеми объектами налогообложения, для которых рассчитывается налог на имущество. Далее уточняем в региональном законодательстве, какие льготы и преференции могут быть применены плательщиком.

2. Устанавливаем размер налоговой базы для каждого объекта имущества. Возможные варианты: среднегодовая или кадастровая стоимость имущества. Выбор зависит от региона местонахождения имущества и его включения в региональный кадастровый перечень. В случае расчета среднегодовой стоимости имущества плательщика остаточная стоимость формируется на установленную дату по правилам ведения бухгалтерского учета согласно ПБУ 6/01, а со следующего 2022 г. — согласно ФСБУ 6/2020.

3. Уточняем ставку налога, установленную региональными органами власти. Максимально возможная ставка при расчете по среднегодовой стоимости — 2,2 %, при расчете по кадастровой стоимости — 2%. Необходимо помнить, что для разных имущественных объектов ставки, установленные властями субъекта РФ, могут отличаться.

4. Рассчитываем сумму по имущественному налогу к уплате в бюджет.

Формулы для расчета авансовых платежей и имущественного налога

Авансовый платеж = Налоговая база х Ставка налога / 4

Сумма налога к доплате за год = Налоговая база х Ставка налога — Сумма авансовых платежей

Налоговая база при кадастровой стоимости имущества = Кадастровая стоимость имущества по данным
Росеестра

Налоговая база при среднегодовой стоимости = Ост. ст. на 01.01 + Ост. ст. на 01.02 + Ост. ст. на 01.03 + Ост. ст. на 01.04…+ Ост.ст. на 1-е число месяца, следующего на отчетным кварталом / количество отчетных месяцев + 1
Ост. ст. — остаточная стоимость имущества
Ост. ст. = первоначальная стоимость — амортизация

Как быть, если плательщик владеет имуществом неполный год?

Налог на имущество по кадастровой стоимости при неполном годе владения = Кадастровая стоимость х Ставка х Число месяцев владения имуществом / Количество месяцев в отчетном периоде

Налог на имущество по оценочной стоимости при неполном годе владения = Оценочная стоимость (среднегодовая) х Ставка х Число месяцев владения имуществом / Количество месяцев в отчетном периоде

Важно! С 2019 года приказом ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ были введены новые формы декларации по имущественному налогу. За 2020 год нужно было отчитываться на бланке в редакции приказа от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@. Возможно будут изменения и в бланке за 2021 год. Если у плательщика возникнет необходимость в представлении уточненных деклараций за прошлые периоды, следует оформить их на бланках, действовавших в соответствующий период.

Действующее законодательство устанавливает для налога на имущество ежеквартальное внесение авансовых платежей. Властям региона дано право окончательно определять необходимость и срок перечисления квартальных авансов. С прошлого года отменено ежеквартальное представление расчетов по авансовым платежам. Представление декларации по налогу на имущество за 2021 год и непосредственная уплата налога производятся по месту нахождения плательщика.

Однако предусмотрены два исключения:

— уплата налоговых платежей на имущество, находящееся на балансе обособленных подразделений, осуществляется в месте нахождения таких подразделений;

— по фактическому местонахождению недвижимости платится налог на имущество, не включенное в баланс организаций и обособленных подразделений.

Важно! В случае наличия у представительства иностранных организаций балансового имущества уплата налога производится ими по своему местонахождению, кроме объектов, база по которым определена в виде кадастровой стоимости (налог подлежит перечислению в бюджет по местонахождению имущества).

Отчетными периодами, по прошествии которых уплачиваются авансовые платежи, являются квартал, полугодие, 9 месяцев (п. 2 ст. 379 НК РФ). Для плательщиков, владеющих имуществом с кадастровой оценкой, отчетными периодами считаются кварталы (п. 2 ст. 379 НК РФ).

***

В 2021 году авансовые расчеты по налогу на имущество в налоговые органы представлять не нужно, они были отменены еще в прошлом году. Для оговариваемого налога предусмотрена только годовая отчетность. Определяя сумму авансового платежа за 1 квартал, необходимо выяснить, входит или нет имущество плательщика в кадастровый перечень. Ставки налога и возможность применения льготных условий налогообложения установлены законодательством субъекта РФ. Налоговую базу, рассчитанную индивидуально по каждому объекту, следует суммировать для дальнейшего перемножения со ставкой налога.

Источники:
Налоговый кодекс, часть 2
Приказ ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@

Минфин обновил форму декларации по налогу на имущество организаций

С 2021 года налог на недвижимое имущество нужно уплатить до 1 декабря. Распространялось это и на 2021-2021 года. Рассылка оповещений по уплате налога на имущество, землю и транспортные средства производится ФНС до наступления ноября.

С текущего года список видов объектов, по которым применяется среднегодовая стоимость при отсутствии кадастровой, включает почти все виды «кадастровых» объектов (кроме имущества иностранных организаций).

Перечень на текущий год должен быть сформирован не позднее 1 января. Он направляется в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости и размещается на официальном сайте исполнительного органа или на сайте субъекта РФ.

С текущего года список видов объектов, по которым применяется среднегодовая стоимость при отсутствии кадастровой, включает почти все виды «кадастровых» объектов (кроме имущества иностранных организаций).

Налог на имущество с кадастровой стоимости рассчитывается для всех налогоплательщиков вне зависимости от применяемой системы налогообложения. Как правильно рассчитать налог с кадастровой стоимости? Какую ставку применять? Где узнать стоимость объекта налогообложения? Какие льготы предусмотрены для этого налога?

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В течение 2020 года организация, имеющая налоговые льготы, намерена ликвидироваться. За период с начала 2020 года до ликвидации организации каким образом можно заявить налоговые льготы?

В частности, теперь при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах учитывают только:

  • изменения кадастровой стоимости вследствие установления рыночной стоимости объекта, если сведения о таких изменениях внесены в ЕГРН;
  • изменения кадастровой стоимости в соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке.

Приобретение в собственность подразумевает, что гражданин либо организация вложили собственные средства в покупку недвижимости. Любая покупка, вплоть до самой мелкой, уже включает в себя налогообложение. То есть, приобретая, к примеру, квартиру, гражданин уже оплатил все налоговые сборы. И тут вступает в силу юридический нонсенс.

В силу ст. 387 НК размеры налога определяются подзаконными региональными актами на уровне муниципальных органов самоуправления в зависимости от кадастровой стоимости земли.

Справочная информация предоставляется на каждый объект недвижимости. Процедура проводится в онлайн-режиме. Данные отражены в разделе «Электронные услуги и сервисы».

Для поиска сведений можно внести в строку:

1. кадастровый номер объекта;

2. условный номер;

3. адрес расположения недвижимости.

После анализа система выдаст информацию об объекте, в том числе и его стоимость.

В ней отражены сведения, которые внесены в ЕГРН. Для поиска информации нужно ввести в строку кадастровый номер. Если данные не обнаружены, то стоит использовать расширенный поиск.

В отношении каждого объекта предоставляются:

1. кадастровая стоимость;

2. площадь помещения;

3. индивидуальные характеристики;

4. кто проводит обслуживание.

Важно! Полученные данные нельзя использовать в качестве официального подтверждения. Информация носит ознакомительный справочный характер.

3 июля 2016 года был издан ФЗ №237, который отражает особенности государственной кадастровой оценки. Согласно ему, определен период для перехода процедуры оценки в новый режим, в соответствии с измененными правилами. Сделать это необходимо с 1 января 2017 года до 1 января 2021 года.

Чтобы провести оценку, нужно знать правила процедуры. Они отражены на уровне субъектов РФ в фонде данных государственной кадастровой оценки.

Иногда граждане не согласны с тем, на сколько было оценено имеющееся во владении имущество. Они имеют право оспорить результаты двумя способами. Если имеется комиссия по решению таких дел, стоит обратиться в нее. При ее отсутствии дело рассматривается в судебном порядке.

Если регион не перешел на новые правила осуществления оценки имущества, то продолжает действовать старый порядок. В этом случае ориентироваться необходимо на ФЗ №135, который был издан 29 июля 1998 года.

Результаты оценки можно оспорить в суде и комиссии. Последняя создается на основе управления Росреестра в конкретном регионе. Процедура проводится на основании № 237-ФЗ, изданного 3 июля 2016 года.

Гражданину не обязательно сначала обращаться в созданную комиссию. Ему можно сразу подать иск в суд. Но если выбран первый вариант решения проблемы, то с порядком работы комиссии можно ознакомиться на официальном сайте региональных органов управления.

Оспорить результаты вправе некоторые категории:

физические лица, которые владеют или не владеют имуществом;

юридические лица, если результаты оценки затрагивают их права, обязанности;

органы госвласти или местного самоуправления (если объект находится в их собственности).

Чтобы определить, имеются ли основания для пересмотра стоимости объекта, заявитель может уточнить заказчика работ по установлению данного значения. Сделать это не составит труда. Сведения размещаются в:

1. фонде данных государственной кадастровой оценки;

2. территориальном управлении Росреестра.

Заказчику отводится неделя на предоставление запрашиваемых заявителем сведений. Отсчет начинается с момента, когда было зарегистрировано заявление.

Если гражданин желает узнать, как была установлена кадастровая стоимость, нужно посетить территориальный филиал ФГБУ «ФКП Росреестра». Ему будет предоставлена информация, проводилась ли государственная оценка, осуществлялся кадастровый учет или были применены измененные правила процедуры.

Вместе с заявлением нужно передать в орган:

1. выписку из ЕГРП;

2. копию правоустанавливающей или удостоверяющей право бумаги, которая заверена в нотариальной конторе (при наличии у лица прав на данный объект);

3. подтверждение факта, что в реестр вписаны недостоверные сведения в отношении имущественного объекта (при обращении по этой причине);

4. оценочный отчет, который подготовлен на бумаге или передан на электронном носителе.

При отсутствии полного комплекта заявление рассматриваться не будет. Также могут потребоваться иные подтверждения и справки.

Гражданин может передать заявление об оспаривании в комиссию. Для этого должны иметься основания. Ими могут быть:

1. указание в реестре недостоверных сведений об объекте, что приводит к неправильному расчету кадастровой стоимости;

2. установление рыночной стоимости на момент, когда была использована кадастровая стоимость.

Заявление направляется непосредственно в орган или МФЦ. Передать его можно несколькими способами:

1. при личном посещении;

2. почтовым отправлением;

3. через интернет с помощью портала Госуслуги.

Срок обращения ограничен. Сделать это можно с момента, когда данные были внесены в реестр. Не получится обратиться, если кадастровая стоимость будет определена уже на основании новых правил, а сведения вписаны в базу. Также не удастся изменить их, если уже ранее было проведено оспаривание.

К заявлению прикладывает комплект документов. В него входят:

1. выписка из ЕГРП, где имеются сведения об объекте, стоимость которого оспаривается;

2. документ, подтверждающий права заявителя на недвижимость;

3. отчет, который был выдан после определения рыночной стоимости (составляется на бумаге, а также в электронном виде).

Основные принципы начисления налога на имущество, его объекты и субъекты регламентированы главой 32 Налогового кодекса РФ. Налог платят физлица, в собственности которых находятся:

  • частный дом;
  • квартира, комната;
  • выделенная доля в квартире, доме;
  • машино-место или гараж;
  • единый недвижимый комплекс;
  • иные постройки, сооружения, помещения.

Величина ставки налога для частных лиц составляет от 0,1 до 0,3%% от кадастровой цен объектов.

К таким объектам относятся:

  • недостроенные здания из жилого фонда;
  • квартиры, комнаты, дома и прочие помещения;
  • места для автомобилей и гаражи;
  • комплексы, в которые входит жилой дом;
  • хозяйственные постройки (до 50 кв.м) на земли, которая выдана для индивидуальных построек, садоводства, огородничества, личного подсобного или дачного хозяйства.

Для ряда объектов нежилого имущества, например, торгово-административных центров, и недвижимости дороже 300 млн руб., ставка составит 2% (п.7 статьи 378.2 НК РФ, 2 абзац 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ)

Для всех остальных объектов ставка будет равна 0,5%

Если расчет выполняют по инвентаризационной оценке — от 0 до 2% (в зависимости от вида недвижимости и региона).

Чтобы подсчитать налог по инвентаризационной стоимости, ее умножают на коэффициент-дефлятор. Итоговая цифра рассчитывается от полученной суммы. В 2021 году — 1,518 (Приказ Минэкономразвития от 30.10.2021 г. № 595).

Основные ставки по инвентаризационной оценке:

  • до 300 тыс. руб. — до 0,1% (включительно);
  • от 300 до 500 тыс. руб. — от 0,1% до 0,3% (включительно);
  • более 500 тыс. руб. — от 0,3% до 2,0% (включительно).

Расчет по кадастровой стоимости применяют в 74 регионах РФ. Этим принципом начали пользоваться с 2015 года в первых 28 субъектах. С 2021 года к ним добавился 21 регион, а в 2021 году — еще 14, 7 регионов — в 2021 и 4 — в 2021. Тем не менее 11 субъектов до сих пор применяют для расчета инвентаризационную стоимость.

Разный размер ставок в субъектах РФ может зависеть от:

  • вида объекта;
  • кадастровой или инвентаризационной стоимости;
  • расположения недвижимости;
  • вида зоны, на территории которой он расположен.

Ставки для конкретного региона можно посмотреть на сайте ФНС.


Похожие записи:

Добавить комментарий