Отчет об использовании отходов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчет об использовании отходов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Отчетность об использовании отходов обязательна для тех, кто относится к малому и среднему бизнесу. Если мусора не было, то сдавать её всё равно нужно. При этом отмечают, что отходов за соответствующий период не было. В частности, подача обязательна, если фирма не работала в это время, или если она использует труд наёмных работников.

Не отчитываются те, кто создаёт наиболее опасные типы мусора (третьего и второго классов). Это связано с тем, что у них имеется своя, более сложная отчётность.

Не должны сдавать отчет о размещении отходов те, кто производит экологически полностью безвредный мусор, относящийся к пятому классу опасности. Примерами таких организаций являются школы и детские сады.

Форма отчетности об образовании отходов — куда сдавать отчет МСП

Отчет об обезвреживании отходов состоит из трёх разделов. Документ заполняют в соответствии с образцом. Здесь указывается следующая информация:

  1. Пишут общие данные о юридическом лице: коды ИНН/КПП, ОГРН, ОКВЭД. Вписывают полное и краткое название фирмы, указывают юридический адрес. Обязательно предоставляют контактные данные: номер телефона и адрес электронной почты.
  2. Если сбором, переработкой, утилизацией, обеззараживанием, хранением занимаются другие фирмы, во 2 разделе указывают их данные. На каждого из них будет заполняться отдельный лист. В них проставляются их коды, названия и другие общие данные. Нужно указать номер лицензий, на основании которых они действуют.
  3. Последний, третий раздел содержит информацию об отходах. По каждому из них указывают код ФККО, объём и класс опасности.

В тех случаях, когда фирма самостоятельно проводит размещение или переработку мусора, у неё должна быть соответствующая лицензия, полученная от Росприроднадзора. На первом листе отчета по отходам должен быть её номер, а также дата выдачи.

После того, как всё заполнено, необходимо в качестве приложений предоставить данные об имеющихся лицензиях для работы с отходами. Это нужно делать только в том случае, если субъект предпринимательской деятельности вывозит и перерабатывает отходы самостоятельно. При этом необходимо сделать копии соответствующих лицензий.

Если в этой сфере действуют сторонние контрагенты, то необходимо предоставить копии имеющихся у них лицензий. Дополнительно приложить копии договоров о транспортировке и переработке отходов, сдаче металлолома. Также потребуется предоставить копии актов сдачи.

1. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) в настоящих указаниях используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом N 89-ФЗ;

твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. При отнесении отходов к ТКО в целях заполнения формы целесообразно руководствоваться приложением;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 Закона N 89-ФЗ (энергетическая утилизация);

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо представленного им на иных правах;

сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

9. Раздел I. «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления; сведения об образовании и передаче твердых коммунальных отходов региональному оператору, тонна» заполняют:

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;

региональные операторы;

операторы по обращению с ТКО.

10. Операторы по обращению с ТКО заполняют информацию в отношении ТКО, представленную в графах 1, 2, 14, 29, а также в графе 28 в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

11. В каждой заполняемой строке формы в графах с 1 по 29 проставляются сведения о массе отходов, в отношении которых произведена операция согласно наименованию графы. В случае если операция не производилась, отражается 0. Все строки раздела нумеруются последовательно сквозной нумерацией во всех разделах начиная с первой строки первого раздела (подраздела).

12. В графе А указывается номер строки.

В графе Б приводится наименование видов отходов.

В графе В указывается код отхода по ФККО.

В графе Г отражается класс опасности отхода.

В графе 1 показывается все количество отходов производства и потребления (в том числе ТКО), накопленных в течение предыдущих лет, по состоянию на начало отчетного года, находящихся как на территории респондента, так и за ее пределами в эксплуатируемых респондентом местах хранения, накопления.

В графе 2 приводится количество отходов производства и потребления (в том числе ТКО), образовавшихся в течение отчетного года (без учета отходов, поступивших от других юридических и физических лиц).

В графе 3 указывается количество отходов производства и потребления (в том числе ТКО), поступивших к респонденту от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В графе 4 из общего количества отходов производства и потребления, указанных в графе 3, выделяется количество отходов, поступивших в течение отчетного года из других субъектов Российской Федерации.

В графе 5 из общего количества отходов производства и потребления, указанных в графе 3, выделяется количество отходов, поступивших в течение отчетного года по импорту из других государств.

В графе 6 приводится общее количество отходов производства и потребления (в том числе ТКО), поступивших к респонденту с собственных (расположенных в других муниципальных образованиях, с учетом требований абзаца девятого п. 3 Раздела «Общие положения» Указаний по заполнению настоящей формы) объектов обращения с отходами за отчетный год.

В графе 7 из общего количества отходов, указанных в графе 6, выделяется количество отходов производства и потребления, поступивших к респонденту с собственных объектов обращения с отходами из других субъектов Российской Федерации за отчетный год.

В графе 8 приводится количество отходов производства и потребления (в том числе ТКО), образовавшихся после обработки в течение отчетного года (данные отходы не учитываются в общем объеме образовавшихся в течение отчетного года указанных в графе 2).

В графе 9 приводится количество отходов, обработанных на объектах обработки отходов, принадлежащих респонденту на праве собственности или иных законных основаниях, в течение отчетного года.

В графе 10 приводится количество отходов, утилизированных на объектах утилизации отходов, принадлежащих респонденту на праве собственности или иных законных основаниях, в течение отчетного года.

В графе 11 из общего количества отходов производства и потребления, указанных в графе 10, выделяется количество отходов, утилизированных на объектах утилизации отходов, принадлежащих респонденту на праве собственности или иных законных основаниях, в течение отчетного года с целью повторного применения отходов по прямому назначению (рециклинг). (в ред. Приказа Росстата от 13.11.2020 N 698)

В графе 12 из общего количества отходов производства и потребления, указанных в графе 10, выделяется количество отходов, предварительно прошедших обработку, на объектах обработки отходов, принадлежащих хозяйствующему субъекту на праве собственности или иных законных основаниях, в течение отчетного года в целях последующей утилизации отходов.

Приказ Росстата от 09.10.2020 N 627

13. Раздел II. «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления, представляемые региональными операторами, осуществляющими деятельность с твердыми коммунальными отходами, тонна» заполняют:

региональные операторы;

операторы в субъекте Российской Федерации, в котором не выбран региональный оператор и (или) региональный оператор не осуществляет деятельность (далее — оператор в субъекте);

юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, не заключившие договоры с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (далее — юридические лица с собственными объектами размещения ТКО);

оператор, осуществляющий обработку ТКО, заключивший договор на оказание услуг по утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов после обработки ТКО (код ФККО 7 41 110 00 00 0) с другим оператором, осуществляющим деятельность по утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов после обработки ТКО в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, либо самостоятельно утилизирующий, обезвреживающий, захоранивающий отходы после обработки ТКО (далее — оператор, не передающий отходы после обработки ТКО региональному оператору).

14. Оператор, не передающий отходы после обработки ТКО региональному оператору, заполняет информацию только в отношении отходов после обработки ТКО в части группы (код ФККО 7 41 110 00 00 0), представленную в графах 1, 6, 9, 12 — 15, 18 — 27, 29.

15. Региональный оператор, оператор в субъекте заполняют информацию в отношении отходов после обработки ТКО:

в части группы (код ФККО 7 41 110 00 00 0) только в графах 1, 6 — 8, 12 — 15, 18 — 27, 29;

в части группы (код ФККО 7 41 119 00 00 0), во всех графах Раздела II, кроме граф 2, 4, 10, 11, 16, 17.

16. В каждой заполняемой строке формы в графах с 1 по 29 проставляются сведения о массе отходов, в отношении которых произведена операция согласно наименованию графы. В случае если операция не производилась, отражается 0. Номера строк нумеруются натуральными числами начиная с 1 и далее по порядку возрастания.

17. В графе А указывается номер строки.

В графе Б приводится наименование видов отходов.

В графе В указывается код отхода по ФККО.

В графе Г отражается класс опасности отхода.

В графе 1 показывается все количество ТКО по состоянию на начало отчетного года, находящихся как на территории регионального оператора, оператора в субъекте, оператора, не передающего отходы после обработки ТКО региональному оператору, так и за ее пределами в эксплуатируемых региональным оператором, оператором в субъекте, оператором, не передающим отходы после обработки ТКО региональному оператору, местах накопления, находящихся как на территории юридических лиц, с собственными объектами размещения ТКО, так и за ее пределами в местах накопления.

В графе 2 приводится количество ТКО, образованных у регионального оператора, оператора в субъекте юридических лиц с собственными объектами размещения ТКО, за отчетный год.

В графе 3 приводится количество ТКО, поступивших к региональному оператору, оператору в субъекте от других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения в течение отчетного года.

В графе 4 из общего количества ТКО, указанных в графе 3, выделяется количество ТКО, образованных в жилых помещениях, поступивших к региональному оператору, оператору в субъекте за отчетный год.

В графе 5 из общего количества ТКО, указанных в графе 3, выделяется количество ТКО, поступивших к региональному оператору, из других субъектов Российской Федерации в соответствии с соглашением, заключенным между субъектами Российской Федерации, за отчетный год.

В графе 6 приводится количество образованных ТКО после обработки в течение отчетного года.

В графе 7 из общего количества ТКО, указанных в графе 6, выделяется количество ТКО после обработки, образованных на объектах обработки, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании региональному оператору, оператору в субъекте, юридическим лицам с собственными объектами размещения ТКО, за отчетный год.

В графе 8 из общего количества ТКО, указанных в графе 6, выделяется количество ТКО после обработки, образованных на объектах обработки оператора, передающего ТКО после обработки региональному оператору, оператора в субъекте, за отчетный год.

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

  • Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц
  • В соответствии с пунктом 2 статья 18 ФЗ от 24 июня 1998 “Об отходах производства и потребления” нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатывают юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность на объектах I и II категорий.
  • Пунктом 4 статьи 19 Закона определено, что юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность на объектах II категорий, определённых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объёме или о массе образовавшихся и размещённых отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии в законодательством в области охраны окружающей среды.
  • В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённых приказом Минприроды России № 349 от 05 августа 2014 г., в целях подтверждения соблюдения утверждённых нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшиеся за отчётный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и предоставляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчёт по обращению с отходами.
  • Приказом Минприроды России №50 от 25 февраля 2010 г. утверждён Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (Порядок), которым в том числе определено, что технический отчёт предоставляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовыми отправлениями с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на из размещение.
  • Применение вышеуказанного Порядка возможно в части, не противоречий действующему законодательству и другим нормативным и правовым актам в области охраны окружающей среды.

не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом[20].

Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту НВОС и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом в табличной форме[21].
Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года включают в себя[22]:

  • титульный лист, оформляемый в свободной форме;
  • сводные данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями №№ 2 («Обобщенные данные учета в области обращения с отходами») и 3 («Данные учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов») по итогам очередного квартала и очередного календарного года.

Отчет малого бизнеса по экологии-2018: шпаргалка

Ответственные за учет в отношении мусора (которые должны прописываться в соответствующих приказах) назначаются руководителем. В их ведении и под их ответственностью все моменты, касающиеся организации хранения, утилизации, передачи третьим лицам отходов организации.

Чаще всего это одно МОЛ (материально ответственное лицо). Иногда назначаются его заместители для непредвиденных случаев.

Обучение сотрудника, его инструктаж и введение в курс дела по отношению политики компании с отходами является неотъемлемой частью всего процесса. Причем процесс прохождения обучения тоже должен быть отражен в документации учреждения.

Основываясь на этой бумаге, можно рассчитать плату за утилизацию отходов организации (об этом упоминается в письме Ростехнадзора от 04 июня 2007 года N 04-09/673).

Контролирующие организации также обращают особое внимание на соблюдение лимитов размещения отходов.

Как фактическое соответствие, так и отображение записей в журнале не должны их превышать. Иначе дальнейшее размещение в тот же временной период будет считаться сверхлимитным. Также цель журнала в следующем:

  • Статистическом анализе внутри организации. Зная, сколько отходов фактически хранится или утилизируется, можно разрабатывать нормативы.
  • Помощи работнику в составлении ежегодной экологической отчетности.
  • Вспомогательной функции при ежегодной инвентаризации.
  • Отражении объема оплаты промышленных и других производственных предприятий за негативное влияние на окружающую среду.
  • Предоставлении данных для всероссийской Госстатистики.

Ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает, что начисление штрафа возможно в случаях:

  • Когда журнал образования и движения отходов не ведется ни в одной из форм (электронной или бумажной).
  • Когда нет паспортов на опасные виды отходов.
  • В организации нет утвержденных нормативов образования отходов (они не соблюдаются) либо нет лимитов на их размещение.
  • Не предоставлена отчетность формы 2-ТП. Она носит название «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Если для частных лиц штрафы за подобные нарушения минимальны – 1-2 тыс. руб., то для должностных лиц сумма многократно возрастает: может составлять до 300 тыс. руб. А если в подобных нарушениях доказана виновность юридического лица, то административная ответственность выражается штрафом от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Предусмотрено ведение журнала как в электронном, так и в печатном виде. Если выбран второй вариант, то на каждом его листе обязательно наличие двух подписей: ответственного лица и руководителя. Без второй подписи документ будет недействительным.

Каждый новый лист документа подшивается к предыдущим сверху. Так проверяющий может в любой момент увидеть свежую информацию. Причем обновляться данные должны минимум 1 раз в отчетный квартал. В идеале лист журнала заполняется при каждом фактическом действии с отходами любого класса.

Описанный выше эпизод – это показательный случай недобросовестности чиновников. Не принять отчет они не имеют права. В этом случае субъект может написать жалобу в вышестоящий орган, местные органы власти, прокуратуру, а также обратится в суд.

Исключение, которое дает право чиновникам не принимать отчет, – грубые нарушения. Это отсутствие подписи, явно неправильное заполнение, не указан субъект, из-за чего его нельзя идентифицировать.

В остальных случаях ошибки и неточности, неправдивая информация – все это дает основание для привлечения субъекта к административной ответственности по ст.ст. 8.5, 13.19 КоАП РФ. Максимальный штраф по ним – до 150 т.р.

Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчётность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчётность, изменились коренным образом.

Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]

До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.

Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.

Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчётность по отходам. Такую отчётность теперь должны сдавать только объекты III категории.

При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.

Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.

Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.

Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.

Принят новый порядок учета в области обращения с отходами

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

Вторичное использование отходов — применение или переработка вещей, которые прошли через цикл рационального способа утилизации и стали сырьем для производства. Процесс отбора, выбор метода переработки называется рециклинг. Он связан с несколькими факторами:

  • ограниченное количество источников ресурсов;
  • длительное время на восполнение;
  • вред, наносимый экологии;
  • вторсырье — материал, который обходится производителям дешевле, чем добыча нового.

Многократное использование — технология, применяемая в развитых странах. В России это направление находится на начальной стадии.

Журнал образования и движения отходов

Порядок предоставления отчетности по обезвреживанию и использованию отходов регламентирован законодательно. Он имеет конкретные требования к форме документа и установленные правила.

Это правило распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Мелкие и средние предприниматели направляют отчетность в территориальные органы Росприроднадзора. Отчетный период приравнивается к одному календарному году. Сдавать отчет в минприроды нужно не позднее 15 января каждого года. Если деятельность началась в середине года, то отсчет времени идет с момента регистрации.

В тексте указываются:

  • общие сведения о предпринимателе;
  • баланс отходов, которые были образованы, использованы, обезврежены или переданы другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
  • если они переданы, то указываются общие сведения о юридическом лице или предпринимателе;
  • приложения (копии сопроводительных документов).

Реестр объектов по использованию отходов — это документ, в котором указан перечень всех организаций и сооружений, задействованных в обращении с мусором. Обязанность ведения реестра возлагается на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

К этому документу обращаются в ситуациях, когда:

  • требуется организация мусоропереработки;
  • небходимо составить заявку на получение разрешения или захоронение мусора.

Документ содержит:

  • название организации и реестровый номер;
  • код и название отходов;
  • адрес и телефон собственника;
  • вид деятельности: использование собственных отходов, возможность принятия от сторонних организаций.

Каждый год количество мусора увеличивается. Перспектива отправлять на свалки мусор для гниения десятилетиями не радует никого. “Вторая жизнь” некоторых вещей сокращает затраты на поиск сырья и энергии. Мусороперерабатывающие заводы используют ресурсы, но недостаточно. Некоторые виды не перерабатываются, поэтому прессуются и направляются на свалку. Находчивые борцы за экологию придумали нетрадиционные методы использования отходов.

  1. Шлепанцы — популярный вид пляжной летней обуви.
    Пляжи города Найроби, находящегося в Кении были завалены ими. Их выбрасывало на берег приливами и сильными волнами океана. Джулия Черч стала изобретать из них яркие и мягкие игрушки в форме животных Африки. Сначала тапочки тщательно промываются и склеиваются между собой. После полного высыхания начинается процедура вырезания необычных ярких скульптур. Такие игрушки легкие и мягкие. Они стали любимым сувениром у туристов.
  2. Автомобильные покрышки относятся к одному из опасных видов мусора.
    Во многих странах уже налажена переработка их в мелкую крошку для использования в качестве покрытия на детских игровых площадках. Финляндия и Колумбия в этом вопросе шагнули значительно вперед. Они наладили производство сумок, ремней, кошельков и даже мебели. Они стали популярными среди жителей. Более того, они стали альтернативой натуральной коже, при этом они водонепроницаемы и более износостойкие.
  3. Пластиковые бутылки — очень удобная емкость, применяемая во всем миру.
    Их переработка — дорогой процесс, поэтому они стали прекрасным материалом для строительства домов в Нигерии. Это страна, страдающая от нищеты. Жители остро ощущают нехватку в жилье, поэтому лондонской компанией запущен проект по строительству домов из бутылок. Они засыпаются песком и укладываются. Склеивают их глиной и цементом. В таких домах поддерживается нормальная температура. Они устойчивы к погодным условиям, человеческому фактору (пожары) и катаклизмам (землетрясениям).

Пластиковые бутылки уже давно используются для создания необычных скульптур для выставок. В штате Мичиган прошла выставка “Тысяча солнц”. Художник создал из бутылок желтые цветы.

В городе Рубе, расположенном во Франции из пластиковых бутылок строят шарообразные комнатки для свиданий.

В будущем из них могут начать добывать топливо.

  1. Автомобильные запчасти, лом метала, ненужные детали от велосипедов тоже становятся материалом для создания скульптур, роботов и сувенирной продукции.

В вопросе переработки и вторичного использования мусора можно подключать как научный подход, так и фантазию. В любом случае это будет демонстрировать озабоченность мирового сообщества текущей экологической ситуацией и возможными путями улучшения. В противном случае люди задохнутся от увеличивающихся объемов мусора, а природные ресурсы иссякнут.

Команда нашего журнала убеждена, что правильная утилизация отходов поможет улучшить экологическое состояние на нашей планете. В свою очередь это повлияет на повышение качества жизни граждан.

Миссия:
Улучшить качество жизни Россиян, посредством информирования граждан о правильности обращения с бытовыми и строительными отходами.

Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

В документе необходимо:

  • Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
  • Указать их количество;
  • Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
  • Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.

Факты передачи отходов должны иметь документальные подтверждения: договоры с лицензированными компаниями на передачу отходов, акты выполненных работ.

Сроки сдачи экологической отчетности — ежегодно до 15 января за предыдущий календарный год в управление Росприроднадзора. Форма отчетности пока законодательством не установлена.

Экологическая отчетность 2021

Под обязательную подачу этой отчетности попадают объекты I и II категорий НВОС. Технический отчет нужно разрабатывать исходя из НООЛР компании. В п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ пояснена необходимость получения комплексного экологического разрешения (КЭР) для объектов I категории и подготовки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы являются неотъемлемой частью КЭР.

Объектам II категории необходимо представить технический отчёт на основании декларации НВОС не позднее окончания срока действия полученной ранее разрешительной документации.

В случае получения разрешительных документов до 2019, допускается подать заявку на КЭР или декларацию НВОС до окончания срока действия этих разрешений. Полученные ранее документы будут действительны до получения КЭР или подачи декларации НВОС в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ.

В настоящее время НООЛР утверждают на 5 лет, если объект НВОС ежегодно представляет технический отчет. Сроки подачи отчета — ежегодно с даты утверждения нормативов в течении 10 дней. Если документ в рамках экологической отчетности будет сдан не вовремя, то плату будут взимать за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

Обратите внимание! При отсутствии категории объекта НВОС у организации, разработка НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

Работаем с 2012 годав топ 10 входят компании которые мы сопровождаемболее 15 млн
сэкономили на штрафахЛучшие экологи города

Это статистическая отчетность со сведениями об использовании воды. Такой отчет сдают организации, которые используют водные объекты или получают воду из систем водоснабжения. Сроки подачи статистики – до 22 января 2021 в территориальный орган Росводресурсов.

Отчет по форме 2-ТП рекультивация

Форма также представляет собой статистический отчет для организаций, которые разрабатывают месторождения полезных ископаемых, проводят строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательные работы, а также размещают отходов. Сроки подачи экологической отчетности – 1 февраля 2021 в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.

Такой отчет представляют организации, которые вносят плату за НВОС, проводят природоохранные мероприятия или эксплуатируют очистные сооружения. Эта отчетность необходима для статистики, хотя и обязательна для компаний, соответствующим вышеуказанным критериям.

Форма 4-ОС – это сведения о расходах компании на проведение мероприятий по охране окружающей среды за предыдущий календарный год. В перечень может входить, например: зарплата эколога, траты на вывоз и управление отходами, затраты на мероприятия по производственному контролю. За подачу статистических данных компании получают определенные льготы.

Исключение для подачи — организации, затраты которых на ООС составили менее 100 тыс. руб. в год.

Подавать экологическую отчётность требуется в электронной виде. Форма N 4-ОС направляется компанией в территориальный орган Росстата Санкт-Петербурга в срок до 25 января.

Количество отчетов зависит от наличия филиалов и заполняется для каждого филиала отдельно, и также потребуется сдать общий отчёт по юридическому лицу. Исключение – это филиалы, которые расположены в одном районе города с непрерывной производственной деятельностью. В таком случае документ потребуется один.

Декларацию НВОС подают организации, эксплуатирующие объекты II категории, в случае принадлежности к Федеральному государственному экологическому надзору — в территориальные органы Росприроднадзора Санкт-Петербурга, в других случаях — в органы исполнительной власти субъектов РФ.

Декларация НВОС непосредственно является разрешительным документом для объектов II категории, поэтому получать дополнительную разрешительную документацию нет необходимости.

Уровень надзора и категорийность указаны в свидетельстве о постановке объекта НВОС на учет.

Декларация можно подать в письменном или электронном виде, но для последнего потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Декларация НВОС будет действовать 7 лет после ее подачи, если ряд процессов останутся неизменными:

• Ключевые технологические процессы предприятия;

• Качество и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также стационарных источников.

Расчеты нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов являются приложениями к декларации НВОС, поэтому подаются совместно. Отметим, что нормативы утверждаются только организацией.

Первичные сроки подачи декларации не установлены, так как по закону еще действует прежняя разрешительная документация:

  • Разрешения на выбросы загрязняющих веществ;
  • Разрешения на сбросы загрязняющих веществ;
  • Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Дата подачи ДВОС ограничивается сроком действия вышеуказанных разрешений.

Отчетность об использовании отходов: перечень объектов, реестр

Отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля сдают ЮЛ и ИП в рамках программы экологического контроля, в случае эксплуатации объектов НВОС I — III категорий.

Программа ПЭК разрабатывается и утверждается непосредственно предприятием и, по сути, является внутренним документом организации. Другие утверждения данной программы законодательством не требуются.

Программа ПЭК и отчетность не требуется от объектов IV категории НВОС и некатегорийных объектов.

В основе ПЭК лежат данные из проектов ПДВ, НООЛР, НДС, отчеты инвентаризации выбросов, сведения об источниках образования и объектах размещения отходов. Программа разрабатывается для планирования мониторинга НВОС: выбросов, сбросов и объектов размещения отходов. Также ПЭК должна содержать перечень мероприятий в целях ООС, описание методов документирования информации и хранения данных по ООС.

С 2018 года необходимо ежегодно отчитываться по выполнению программы ПЭК. Отчет необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора Санкт-Петербурга. Срок подачи отчетности — ежегодно до 25 марта текущего года.

В отчет необходимо включить следующую информацию:

  • Об ответственных сотрудниках за проведение ПЭК в компании;
  • Об организации экологических служб на объектах;
  • О технологиях, используемых на предприятии;
  • О результатах проведенного ПЭК за год.

В отчетность потребуется включить копии протоколов лабораторных исследований компонентов окружающей среды.

\n\n

Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.

\n\n

Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

\n\n

Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.

\n\n

Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.

\n\n

\n\n

За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2021 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.

\n\n

Отчет № 2-ТП (отходы) относится к формам статистического наблюдения.

\n\n

В общем случае этот отчет представляют организации и ИП, «осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления». Под данное определение подходит большинство компаний, оставляющих после себя какой-либо мусор.

\n\n

Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:

\n\n

    \n\t

  • более 10 тонн по одному объекту;
  • \n\t

  • от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.
  • \n

\n\n\n

СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.

\n\n\n

Для чего необходима отчетность об использовании отхода

\n\n

Отчет № 2-ТП (рекультивация) является формой статистического наблюдения. Это отчет обязаны представлять организации и предприниматели, которые занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых (торфа и др.). Плюс к этому респондентами являются компании и ИП, которые проводят изыскательные, лесозаготовительные, мелиоративные или строительные работы. Наконец, указанную форму должны сдавать те, кто размещает твердые бытовые, промышленные и строительные отходы.

\n\n

Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.

Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.

Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.

За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2021 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.

В течение всего 2019 г. оставался открытым вопрос: по какой форме и в какие сроки представлять отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов?

Проблема главным образом заключалась в том, что отсутствовали правовые нормы, регулирующие порядок представления отчетности в отношении объектов III категории.

Примерно известно было одно — куда представлять отчетность:

• в отношении объектов, подлежащих федеральному надзору, — в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (понятно было, что это Росприроднадзор — в лице своих территориальных органов);

• в отношении объектов, подлежащих региональному надзору, — в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (т.е. в орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора).

Тем не менее основные моменты, связанные с представлением отчетности, оставались под завесой тайны.

В отсутствие понятных правил игры приходилось делать вывод, что в законе говорится о самостоятельном виде отчетности, которую придется представлять в свободной форме (пока не появятся обязательные требования к ее составлению и представлению в уполномоченный госорган).

Обратите внимание

В конце 2019 г. в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) были внесены изменения. Так, в ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ появилось уточнение: отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов представляется в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК).

Большая часть вопросов к порядку исполнения данной обязанности была закрыта:

1) отчетность объектов III категории должна быть представлена в составе отчета о результатах ПЭК (форма которого утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261; далее — Приказ № 261);

2) отчетность должна быть представлена либо в территориальный орган Росприроднадзора, либо в орган, уполномоченный на осуществление регионального госэконадзора (в зависимости от поднадзорности объекта);

3) отчетным периодом для представления отчетности является календарный год;

4) отчетность должна быть представлена до 25 марта года, следующего за отчетным.

Оставалось только понять: как должна выглядеть такая отчетность.

Надо признать, что регулятор немного затянул с внесением изменений в форму отчета о результатах ПЭК, и лишь в ноябре 2020 г. мы узнали, что изменения, которые, казалось бы, направлены на устранение правового пробела, внесены в Приказ № 261: в форму отчета о результатах ПЭК добавлены 2 таблицы:

• таблица 4.2 «Сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за отчетный год»;

• таблица 4.3 «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, от которых получены и (или) которым переданы отходы».

И хотя мы понимаем, что добавление новых таблиц наиболее актуально для правообладателей объектов III категории, нельзя не отметить 2 особенности.

В.А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2021.

Сроки подачи Экологической отчетности 2021-2022 гг.?

  • Отчетная кампания за 2020 год: формы № 2-ТП (воздух) и 2-ТП (отходы)
  • Пример оформления инвентаризации отходов производства и потребления
  • Объекты НВОС III категории: почему рост затрат на охрану окружающей среды не ведет к улучшению ее качества
  • Требования природоохранного законодательства к объектам НВОС разных категорий

За периоды до 1 января 2020 года отчет МСП (отходы) представали все без исключения компании малого и среднего предпринимательства в соответствии с п.7, 8 ст.18 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В настоящее время действует разделение объектов на четыре категории, в зависимости от степени причинения ущерба природе. Для каждой категории установлен свой порядок нормирования отходов, пакет отчетности и разрешительной экологической документации. Категории объектам присваиваются на основании Критериев, утвержденных постановлением Правительства № 1029 от 28.09.2015. Для объектов первой и второй категории требуется получать комплексное экологическое разрешение (КЭР) и сдавать определенные формы экологической отчетности. Четвертая категория полностью освобождена от платы за негативное воздействие и сдачу отчетности НВОС, МСП и т. п. (к ней относятся офисы, школы, детские сады).

В связи с введением значительных поправок в законодательство по экологии и принятием закона № 219-ФЗ от 21.07.2014, отчет МСП Росприроднадзору в 2020г. представляют только субъекты среднего и малого (включая микропредприятия) предпринимательства, владеющие объектами НВОС третьей категории (п.5 ст.18 закона № 89-ФЗ). Все остальные компании от сдачи отчета МСП за 2020 год освобождены.

На сегодня действующей остается форма отчета, утвержденная письмом Ростехнадзора № 00-07-12/2968 от 08.06.2010. Порядок подачи МСП-отчетности субъекта малого и среднего предпринимательства, владеющего объектом НВОС федерального уровня надзора регламентирован приказом Минприроды № 30 от 16.02.2010 г.

Технический отчет по обращению с отходами – документ, предоставляемый ежегодно. Традиционно он подается в следующих целях:

  • подтверждение отходов, которые образовались в рамках отчетного периода (с указанием их степени опасности, разновидностей, объемов);
  • доказательство их фактического использования (с отображением информации по обезвреживанию, размещению, передаче).

Альтернативное название документа – технический отчет о неизменности производственного процесса. Сдавать его нужно, чтобы избежать начисления крупных штрафов со стороны Росприроднадзора, а также аннулирования периода действия ПНООЛР (его максимальный срок функционирования равен пяти годам).

Согласно Приказу Минприроды №349 от 5 августа 2014 года, для подтверждения факта соблюдения нормативов субъекты хозяйствования, действуя в уведомительном порядке, подают технический отчет. Наряду с этим порядки, принципы и нормы его формирования содержатся в следующих документах:

  1. ФЗ №89 от 24.06.1998. В этой норме речь ведется об отходах, образованных вследствие производственной деятельности и потребления. Здесь же сказано, что бумага подается всеми ИП и ЮЛ, которые имеют утвержденные нормативы образования отходов.
  2. Приказ Минприроды России №50 от 25 февраля 2010 года. В нем содержится информация о порядке, в котором производится разработка, а также утверждение нормативов формирования отходов, а также лимитированных значений на размещение.
  3. КоАП РФ (ФЗ №195 от 30 декабря 2001 года). В ст. 8.5 отмечается, что сокрытие или искажение экологических сведений чревато начислением штрафных санкций в сумме 500-1000 руб. для физических лиц, 3000 — 6000 руб. для должностных лиц, 20 000 — 80 000 руб. – для организаций.

Это далеко не весь перечень регламентов, однако он является основополагающим.


Похожие записи:

Добавить комментарий