Заявление о рассрочке налоговых платежей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление о рассрочке налоговых платежей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организации и предприниматели, которые работают в отраслях, наиболее пострадавших из-за коронавируса. Подчеркнем еще раз, что после ряда документов ведомства сошлись на определении пострадавших отраслей по кодам ОКВЭД. Пострадавшие отрасли определяют по основному виду деятельности, который указан в ЕГРЮЛ и ЕГРИП на 1 марта 2020 года. Относится ли заявитель к пострадавшим отраслям, налоговый орган проверит самостоятельно.

Могут претендовать на отсрочку стратегические, системообразующие и градообразующие организации, которые пострадали из-за коронавируса и не относятся к указанным выше сферам деятельности. Такие организации определит правительство отдельными решениями.

На один год — при наличии одного из следующих критериев:

  • снижение доходов более чем на 50 процентов;

  • наличие убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30 процентов;

  • снижение доходов стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, реализующих социально значимые товары (услуги), или организаций, относящихся к категории крупнейших налогоплательщиков, более чем на 30 процентов.

На 9 месяцев — при наличии одного из следующих критериев:

  • снижение доходов более чем на 30 процентов;

  • наличие убытков при одновременном снижении доходов более чем на 20 процентов;

  • снижение доходов стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, реализующих социально значимые товары (услуги), или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, более чем на 20 процентов.

На 6 месяцев — при наличии одного из следующих критериев:

  • снижение доходов более чем на 20 процентов;

  • снижение доходов стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, реализующих социально значимые товары (услуги), или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, более чем на 10 процентов.

На 3 месяца — в иных случаях.

Исходя из п. 2 ст. 64 НК РФ, воспользоваться возможностью по отсрочиванию платежей в бюджет может тот налогоплательщик, который в силу своего финансового состояния не имеет возможности произвести обязательный платеж в установленный налоговым законодательством срок, но у которого в скором будущем такая возможность появится.

Заявляя о предоставлении льготы в виде перенесения сроков налоговых платежей, плательщик налогов должен подтвердить, что у него имеются основания для такого обращения.

К таким основаниям относят (п. 2 ст. 64 НК— так далее по тексту обозначается Налоговый кодекс):

  1. Получение убытков от форс-мажорных обстоятельств, таких как техногенные катастрофы, разнообразные стихийные бедствия и прочие.
  2. Недополучение бюджетных компенсаций, финансирования или субвенций.
  3. Возможность обанкротиться при уплате всех необходимых платежей в бюджет.
  4. Шаткое финсостояние, которое не позволяет единомоментно уплатить всю сумму налогов.
  5. Сезонность хоздеятельности налогоплательщика.
  6. Предусмотренные Таможенным кодексом возможности по перенесению сроков по оплате различных обязательных платежей при пересечении товарами границы.

Консолидированная группа налогоплательщиков не может претендовать на перенос сроков платежей по налогу на прибыль (п. 3 ст. 62 НК).

Также на перенос срока уплаты налогов не смогут рассчитывать налоговые агенты (п. 9 ст. 61 НК).

Об особенностях начисления налога на прибыль агентами читайте в нашей статье «Кто является налоговым агентом по налогу на прибыль (обязанности)?».

Физлица – плательщики налогов, не зарегистрированные как ИП, имеют право на получение рассрочки по налогам, которые они обязаны самостоятельно уплачивать (кроме тех доходов, с которых удержание налогов производится налоговыми агентами). Для оформления переноса сроков уплаты НДФЛ такие заинтересованные лица должны обратиться в свою ИФНС по адресу прописки. Основанием для переноса сроков оплаты для такого физлица является стесненное материальное положение, которое не позволяет сразу уплатить всю сумму налога.

В п. 3 ст. 64 НК говорится о том, что перенос сроков налоговых платежей может быть предоставлен как по одному, так и по нескольким налогам. Для определения максимального размера льготы следует сначала выяснить, на каком основании она будет предоставляться.

Если рассрочка/отсрочка налогового платежа запрашивается по всем вышеуказанным основаниям, кроме несвоевременного поступления бюджетного финансирования, то ее размер не может превышать совокупный размер чистых активов юрлица, которое можно взыскать (п. 2.1 ст. 64 НК). Для определения размера чистых активов надлежит воспользоваться порядком, утвержденным приказом Минфина от 28.08.2014 № 84н.

При этом налогоплательщику начисляются проценты на срок действия отсрочки в размере ½ ставки рефинансирования Центробанка (п. 4 ст. 64 НК). Проценты начисляются на всю сумму долга. Исключением для начисления процентов являются случаи, когда налоговая льгота запрашивается в связи с форс-мажором или из-за отсутствия бюджетного финансирования.

К заявлению следует приложить документы (п. 5 ст. 64 НК), большинство из которых оформляется в справочной форме:

  • банковские справки о денежных оборотах (помесячно — за предыдущие 6 месяцев), а также о помещенных в картотеку неоплаченных документах, справки об остатках на счетах клиента;
  • документы для подтверждения того, что есть основания для предоставления отсрочки/рассрочки;
  • список дебиторов с указанием суммы долга и срока его уплаты (плюс копии договоров с этими дебиторами) – он не нужен физлицу (но не ИП), обращающемуся за отсрочкой;
  • письменное обязательство заинтересованного в рассрочке/отсрочке лица о выполнении всех условий по новым срокам уплаты налогов, а также график уплаты налоговых платежей.

В решении о переносе срока уплаты налогов должно быть указано:

  • сумма долга по конкретному виду налога;
  • срок уплаты данной суммы долга и порядок уплаты как самой задолженности, так и процентов (график);
  • в ряде случаев — документы на имущество для залога, поручительства или оформления банковской гарантии.

Решение вступает в силу с той даты, которая в нем прописана. Если за тот промежуток времени, что прошел с граничной даты уплаты налога до момента принятия решения, насчитана пеня, то эта сумма добавляется к размеру основного долга по налогу. В том случае, если в решении содержится условие о заключении договора залога/поручительства, то решение вступает в силу лишь после подписания этих обеспечительных соглашений.

Однозначный отказ в предоставлении отсрочки/рассрочки по уплате налоговых платежей можно ожидать в таких случаях, когда в отношении заинтересованного лица ведется:

  • расследование уголовного дела, возбужденного в отношении должностных лиц заявителя по ст. 199–199.2 УК России;
  • производство в отношении допуска налоговых правонарушений, административных и иных правонарушений, связанных с нарушением налогового и таможенного законодательства;
  • расследование по подозрению в уклонении от уплаты налогов либо при наличии такого подозрения у уполномоченного ведомства.

Также в новой отсрочке/рассрочке будет отказано, если по предыдущему решению налогоплательщиком были допущены нарушения условий. Анализируется 3-летний период до даты обращения с заявлением.

Отсрочку могут дать только тому плательщику, чье финансовое положение действительно временно не позволяет уплатить какой-либо налог в установленный срок. При этом у плательщика должны быть веские основания для несвоевременной уплаты налога. К числу таковых относится:

  • причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • непредоставление бюджетных ассигнований/неперечисление из бюджета средств в счет оплаты оказанных услуг для государственных, муниципальных нужд;
  • угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога;
  • невозможность единовременной уплаты налогов, пеней и штрафов, начисленных по результатам налоговой проверки;
  • производство и реализация товаров, работ или услуг плательщика носит сезонный характер.

Для получения отсрочки/рассрочки достаточно наличия одного из вышеуказанных условий. Поэтому к заявлению, подаваемому в налоговый орган, плательщик должен приложить перечень документов, подтверждающих то или иное основание.

Что касается невозможности единовременной уплаты налогов и пеней, начисленных по результатам проверки (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ), то это новое основание, введенное в действие Федеральным законом от 14.11.2017 № 323-ФЗ. Для него предусмотрены специальные правила.

Изменение срока уплаты налога и сбора по данному основанию осуществляется только в форме рассрочки. Рассрочка в данном случае может быть предоставлена только при соблюдении следующих условий:

  • сумма начисленных по результатам проверки налогов, сборов, пеней и штрафов составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке за предыдущий год;
  • со дня создания организации, регистрации ИП прошло не менее одного года;
  • в отношении организации, ИП не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  • организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации.

С 06.04.2020 действуют новые правила отсрочки и рассрочки задолженности по налогам, авансовым платежам и страховым взносам (включая взносы «на травматизм»). Они утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 в связи с распространением коронавируса и снижением предпринимательской активности (далее – постановление № 409).

По сути, предлагается два вида отсрочки.

Первый из них – автоматическое продление срока уплаты налогов, взносов (на 3-6 месяцев в зависимости от вида) для отдельных налогоплательщиков.

Второй вид – долгосрочная отсрочка (рассрочка), которая предоставляется по заявлению налогоплательщика. Она предусмотрена Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (далее – Правила).

ФНС России пояснила, как и кто может получить отсрочку (рассрочку) по заявлению.

1. Кто сможет воспользоваться отсрочкой (рассрочкой) по налогам, которая представляется по заявлению?

Отсрочку (рассрочку) могут получить следующие организации и предприниматели (п. 1-3 Правил):

  • налогоплательщик работает в наиболее пострадавших отраслях (определяется по основному ОКВЭД на 01.03.2020). О правилах отсрочки см. подробнее;
  • арендодатели торговых площадей, предоставившие отсрочку по арендной плате;
  • работающие в сфере туризма и гостиничного бизнеса при условии, что они включены в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, а основной код по ОКВЭД на 01.03.2020 назван приложении № 2 к Постановлению 409;
  • стратегические, системообразующие и градообразующие организации, по которым принято отдельное решение Правительства РФ. Правила отбора системообразующих организаций, которые могут получить отсрочку (рассрочку), утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.05.2020 № 651. О правилах отсрочки см. подробнее.

Перечисленные организации и ИП не обязательно должны быть субъектами малого или среднего предпринимательства. Однако на отсрочку они смогут претендовать, если снизился доход более чем на 10 процентов или получен убыток по декларации по налогу на прибыль за периоды 2020 года (если за 2019 год убытка не было). Подробнее о сроках отсрочки в зависимости от уровня снижения дохода читайте в статье.

2. Могут ли применять отсрочку (рассрочку) налогоплательщики, применяющие специальные режимы налогообложения?

Основной мерой поддержки таких налогоплательщиков является автоматический перенос срока уплаты налогов (если они СМП наиболее пострадавших отраслей). Например, для организаций срок уплаты налога при УСН за 2019 год перенесен с 31 марта на 30 сентября 2020 года, срок уплаты авансового платежа за 1-й квартал – с 27 апреля на 26 октября 2020 года (подробнее см. таблицу с переносом сроков).

Если автоматически сроки не перенесены, то предоставляется отсрочка (рассрочка) по заявлению налогоплательщика. Она возможна по тем платежам, срок уплаты которых уже наступил в 2020 году и по ним представлены необходимые декларации (расчеты). О том, как получить отсрочку (рассрочку), читайте в новости.

Однако для применяющих УСН сделано исключение. Им достаточно самостоятельно указать в заявлении о снижении доходов или получение убытка, без представления подтверждающих документов. Налоговая самостоятельно проверит эти данные после представления декларации по УСН за 2020 год (п. 7 Правил).

3. По каким налогам и взносам может предоставить отсрочку (рассрочку) налоговая по заявлению?

Отсрочка или рассрочка предоставляется по федеральным, региональным, местным налогам, страховым взносам, срок уплаты которых наступил в 2020 году (с 01.01.2020).

Для отдельных пострадавших налогоплательщиков (приведены в приложении № 1 к Постановлению № 409) отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена почти по всем налогам и авансовым платежам (включая НДС). К исключениям относятся (п. 2 и 5 Правил):

  • НДПИ, акцизы и налоги, уплачиваемые налоговыми агентами;
  • страховые взносы на накопительную часть пенсии;
  • страховые взносы «на травматизм», так как эту отсрочку предоставляет не налоговая, а ФСС России (см. подробнее).

Формы заявления в ИФНС о предоставлении отсрочки

В статье 62 НК РФ приведены случаи, когда отсрочку/рассрочку не дадут:

  • если в отношении плательщика возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению, ведется производство по налоговому или административному правонарушению;
  • если есть основания полагать, что плательщик скроется сам либо скроет денежные средства и имущество;
  • если в течение 3 лет до подачи заявления выносилось решение об отмене отсрочки.

Под рассрочкой понимается изменение срока уплаты налогов, а также сборов и страховых взносов. В этом случае налогоплательщик получает возможность выплачивать сумму задолженности поэтапно.

Рассрочка предоставляется не более чем на один год. Для уплаты той части налогов, что зачисляется в федеральный бюджет, дается не более трех лет – например, 3% по налогу на прибыль.

Причем Налоговый кодекс не ограничивает перечень налогов, на которые распространяется возможность рассрочки.

Получить ее могут налогоплательщики, чье финансовое положение не позволяет уплатить налоги в установленный законом период. Однако должны быть основания полагать, что в течение срока рассрочки налогоплательщик сможет расплатиться.

Для предоставления рассрочки должно быть установлено одно из обстоятельств, указанных в ст. 64 НК РФ:

  • Причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Например, во время паводка затопило поле, на котором предприниматель выращивал сельхозпродукцию.
  • Непредоставление или несвоевременное предоставление бюджетных ассигнований, достаточных для уплаты налога. В такой ситуации, когда бюджетное финансирование задерживается или прекращается, довольно часто оказываются сельхозпредприниматели.
  • Возникновение признаков банкротства при единовременной уплате налогов.
  • Имущественное положение физического лица исключает возможность уплаты налога. Например, человек для выплаты долгов кредиторам распродал свое имущество. Но он имеет небольшой доход, благодаря которому налоги могут быть уплачены равными платежами в течение года.
  • Производство и реализация товаров, работ или услуг носят сезонный характер. При этом нужно руководствоваться перечнем отраслей, который установлен Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382. Если отрасль налогоплательщика указана в перечне, то применить рассрочку будет можно, если не указана, то нет.
  • Наличие оснований для рассрочки по таможенному законодательству. Например, задержка налогоплательщику финансирования из федерального бюджета, осуществление поставок по международному договору России.
  • Невозможность уплаты налога до истечения срока исполнения требования налогового органа о погашении задолженности.

Чтобы установить, что налогоплательщик не может исполнить денежное обязательство, во внимание принимаются поступления денежных средств на его счет за трехмесячных период до подачи заявления о рассрочке. Поступления должны быть меньше суммы его краткосрочных обязательств по финансовой отчетности (срок погашения которых не превышает 12 месяцев), уменьшенных на доходы будущих периодов.

Например, за три месяца на счет налогоплательщика поступило 100 руб. При этом у него есть долг перед поставщиками – 60 руб. и долг по займу – 50 руб. Доходы будущего периода – 30 руб. Получается: 100 > (60 + 50 – 30) – в данном случае все в порядке. Но если доходов будущих периодов не будет, получаем: 100 < (60 + 50) – т.е. будет считаться, что налогоплательщик не сможет исполнить денежные обязательства.

Для принятия решения о предоставлении рассрочки в связи с риском возникновения банкротства в случае уплаты налогов будет использоваться новая методика. Сначала оцениваются степень платежеспособности налогоплательщика по текущим платежам и текущая ликвидность. Напомним, что ликвидность, это способность активов быстро быть проданными по цене, близкой к рыночной.

Коэффициент ликвидности определяется путем деления оборотных активов на сумму краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов. То есть из баланса на последнюю отчетную дату берем сумму оборотных активов (денежные средства, финансовые вложения, запасы и т.д.) и делим ее на сумму краткосрочных долгов (займы, кредиторская задолженность со сроком погашения не более 12 месяцев и т.д.), из которой предварительно вычтем сумму доходов будущих периодов (будущие денежные поступления в виде арендной платы от арендатора, например).

Если степень платежеспособности > 3 месяцев и коэффициент ликвидности < 1, то проводится анализ:

1) суммы налога, подлежащей уплате;

2) суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности с учетом суммы налога;

3) суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности без учета суммы налога;

4) суммы поступлений денежных средств на счета в банках за трехмесячный период, предшествующей подаче заявления.

На основании этих данных делается вывод: если сумма из п. 4 больше или равна сумме из п. 2, а также если она меньше суммы из п. 3, то рисков нет. В остальных случаях есть угроза возникновения признаков банкротства, и тогда рассрочка будет предоставлена.

Для анализа будут использовать промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за три и более месяцев, а не только годовую, как это было раньше. Это значит, что новый порядок учитывает, например, возможные кассовые разрывы. Так, налогоплательщик в первом полугодии может быть платежеспособен, а в остальные шесть месяцев нет. При оценке платежеспособности в третьем квартале текущего года можно будет воспользоваться данными промежуточной отчетности, а не ждать составления годовой и не пользоваться отчетностью предыдущего года, когда все было хорошо.

Нельзя исключать вероятность возникновения спора по поводу предоставления рассрочки. По этому вопросу накопилось большое количество судебных актов. Например, часто суды принимают решения в пользу налоговых органов, когда налогоплательщики просят о рассрочке по причине сезонности производства и реализации товаров или услуг, но отрасли их бизнеса не включены в перечень сезонных отраслей, установленный постановлением Правительства.

Главное при подаче заявления – сопоставить основания для предоставления рассрочки с имеющимися документами, подтверждающими это право. Можно обратиться к налоговым консультантам, которые помогут в этом.

Кроме того, нужно помнить, что у налогоплательщика есть право на подачу жалобы на акты, действия и бездействие налоговых органов.

  • отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов может быть предоставлена на срок от 1 года до 3 лет;
  • отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена по одному или нескольким налогам;
  • на сумму отсрочки (рассрочки) начисляются проценты в размере ½ от ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ (за исключением случаев форс-мажора или недофинансирования из бюджета);
  • сумма отсрочки (рассрочки) предоставляется организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу — на сумму, не превышающую стоимость его имущества (за исключением случаев недофинансирования из бюджета);
  • при оценке особенностей и оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) не учитывается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством РФ;
  • правила о рассрочке (отсрочке) не распространяются на налоговых агентов.
  • отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена на всю сумму, подлежащую уплате в качестве налога, или на ее часть;
  • в отношении налога на прибыль организаций, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков, изменение срока уплаты налога не производится;
  • региональное законодательство может устанавливать дополнительные основания в предоставлении отсрочки (рассрочки).

Налоговый кодекс Российской Федерации относит предоставление отсрочки (рассрочки) к мерам по изменению срока уплаты налога и сбора. Согласно п. 3 ст. 61 Налогового кодекса Российской Федерации изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. При этом необходимо учитывать, что в силу п. 1 ст. 61 Налогового кодекса Российской Федерации под изменением срока уплаты налога и сбора понимается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Заявление предоставляется в письменном виде, в нем указывается:

  • сумма налога – общая;
  • какие сборы уплачивает субъект;
  • есть ли штрафы или санкции;
  • сумма пени, которая должна быть уплачена;
  • сроки.

К заявлению прилагается еще и определенный пакет документов, в который входит анализ финансового состояния, подтверждающие документы о существовании факторов невыплаты обязательств по налогообложению или возможность их возникновения. График выплат по отсрочке и прогноз доходов фирмы.

При подаче заявления, вам необходимо убедится, что у вас отсутствуют причины для отказа в предоставлении отсрочки в уплате налогов. Помните, отсрочка не будет вам предоставлена если:

  • против заявителя уже возбуждено уголовное дело по статье предусматривающей уплату налогов;
  • против заявителя возбуждено исполнительное производство по части взыскания налогового сбора;
  • у налогового органа будут иметься основания полагать, что рассрочка или отсрочка не приведут к погашению задолженности перед государством;
  • не прошло 3 года с того момента, как налоговый орган вынес решение по отказу в предоставлении рассрочки лицу, подавшему заявление.

Многим доступна отсрочка уплаты налога, за которой следует обратиться в органы, передав документы. Вы можете предоставить пакет документов в налоговый орган как лично, так и через своего представителя. Ваш представитель в лице нашего налогового адвоката Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» не только может грамотно и вовремя подать такое заявление и соответствующие документы, но и оспорить решение налогового органа, в случае отказа вам.

Такой вопрос, отсрочка и рассрочка по уплате налога не раз разбирали наши налоговые адвокаты в ходе консультации. Довольно часто компании или ИП в силу особых обстоятельств могут иметь трудности с уплатой налогов. Именно поэтому государство относится к данной проблеме с пониманием и позволяет каждому желающему отсрочить платежи.

Налоговый консультант нашего бюро поможет Вам добиться времени для уплаты всех налогов: профессионально и в срок. Записывайтесь на консультацию уже сегодня!

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Не можете уплатить налог вовремя? Получите отсрочку!

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

  • Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц

Отсрочка, рассрочка или отсрочка с последующей рассрочкой предоставляются на сумму задолженности по налоговым платежам или пеням, а налоговый кредитом является перенос срока уплаты налога, который еще не наступил.

На какие платежи распространяется?

Указом № 143 установлено, что отсрочка, рассрочка, налоговый кредит распространяются на налоги (сборы), пошлины, полностью уплачиваемые в местные бюджеты, а также арендную плату за находящиеся в государственной собственности земельные участки. Срок уплаты указанных платежей — с 1 апреля по 30 сентября 2020 г.

Перечень налогов (сборов), пошлин, которые полностью уплачиваются в местные бюджеты, установлен в ст. 32, 34, 36 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

Указ № 143 устанавливает альтернативные правила предоставления отсрочки, рассрочки и налогового кредита. Это значит, что местные органы власти не должны учитывать условия предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, установленные в Налоговом кодексе, при рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита на основании Указа № 143.

Подпунктом 2.1. п. 2 Указа № 143 установлено, что претендовать на получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита могут организации и ИП при соответствии одному из критериев:

  • основной вид экономической деятельности юрлица или ИП должен быть включен в перечень видов экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации (утвержден Указом № 143);
  • заявитель является арендодателем (ссудодателем), предоставившим недвижимое имущество (находящиеся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц) юрлицам и ИП (если их вид деятельности включен в Перечень либо если они оказывают бытовые услуги населению), если арендодатели (ссудополучатели) предоставили отсрочку в предусмотренном в подп. 6.1 и 6.2 Указа № 143 порядке. Речь идет о предоставлении отсрочки уплаты арендной платы.

Кроме того, условием пользования отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом является своевременная уплата:

  • текущих налоговых платежей;
  • иных обязательных платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами;
  • в установленный срок налоговых платежей, по которым предоставлена отсрочка, рассрочка.

Налоговые платежи, по которым предоставлена отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, должны уплачиваться ежемесячно равными долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г.

Куда обращаться за предоставлением отсрочки, рассрочки по оплате налоговых платежей и налогового кредита?

Областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения) Советы депутатов либо по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы. Определить нужный государственный орган можно следующим образом:

  • сначала определить налоговые платежи, в отношении которых будет запрошена отсрочка, рассрочка, налоговый кредит;
  • затем определить, в бюджет какого уровня уплачиваются данные платежи.

Например, в бюджет города Минска в полном объеме налог зачисляется налог на недвижимость, исчисленный по объектам, находящимся на территории г. Минска (подп. 1.7. п. 1 ст. 36 Бюджетного кодекса). Следовательно, обращаться за отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом в отношении указанного налога следует в Минский городской совет депутатов либо в Мингорисполком (если рассмотрение документов поручено Мингорисполкому Советом депутатов).

Указом № 143 не установлен перечень документов, которые необходимо предоставить в местные органы власти для получения отсрочки, рассрочки, налогового кредита. Однако такой перечень документов установлен в НК (хотя НК устанавливает иные основания для предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита). Полагаем, что перед подачей документов следует уточнить в местном органе власти, какие документы должны быть приложены к заявлению.

При подготовке документов опираться можно на список, установленный в Налоговом кодексе:

  • заявление, об изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней организации (индивидуального предпринимателя) по форме, утв. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14;
  • годовая и (или) промежуточная индивидуальная отчетность за последний отчетный период, если обязанность составления такой отчетности для плательщика установлена законодательством;
  • справка на последнюю отчетную дату об основных экономических показателях по форме, утв. постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 20.06.2016 № 42.

Опять же, Указ № 143 не устанавливает срок на рассмотрение документов. В НК такой срок составляет 13 рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых документов. В это срок входит запрос о состоянии расчетов плательщика с бюджетом, подготовка заключения о целесообразности предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, а также подготовка проекта соответствующего решения.

  • Бухгалтерский баланс
  • Справка о среднем заработке для определения размера пособия по безработице (стипендии)
  • Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения
  • Отчет о финансовых результатах
  • Расчет по страховым взносам
  • Платежная ведомость
  • Приходный кассовый ордер
  • Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности

Вопрос: Я (ИП) занимаюсь своим делом: имею два небольших магазина. В 2010 году открыла пекарню.

Мною создано 20 рабочих мест.

7 лет я являлась поставщиком продуктов питания в школу-интернат, считалась хорошим поставщиком. Торговая наценка составляла 10%, хотя продукты завозились издалека, за 250 км. Продукты реализовывались через магазин на основании договоров поставки. Реализовывая продукты через магазин, я применяла в качестве налогообложения единый налог на вменённый доход (этот налог применяется для розничной торговли через магазин). По результатам выездной проверки налоговая инспекция начислила налоги по общей системе налогообложения, признав, что поставка продуктов школе является оптовой.

Для моего небольшого предприятия в селе 593289,29 руб. — это очень значительная сумма, учитывая, что надо платить существующие кредиты. Я искала всевозможные выходы из сложившейся ситуации, но ничего решить не могла.

Если есть возможность, помогите решить эту проблему.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и на основании информации, изложенной в обращении, сообщает следующее.

Минфин России не уполномочен принимать решения о прекращении исполнительного производства или об отсрочке исполнения решения налогового органа о взыскании налогов, пеней.

Одновременно обращаем внимание, что главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлены порядок и условия предоставления (отсрочки) рассрочки по уплате налогов, пеней.

Налоговые органы могут предоставить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов.

По федеральным налогам соответствующее решение принимает ФНС России, по региональным и местным — налоговые органы по месту жительства заинтересованного лица.

Отсрочка (рассрочка), в частности, может быть предоставлена лицу, чье финансовое положение не позволяет вовремя внести налог, однако есть основания полагать, что он сможет заплатить его в течение срока отсрочки (рассрочки). Речь идет о ситуации, когда имущественное положение налогоплательщика таково, что единовременная уплата налога исключается.

Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ правом на отсрочку (рассрочку) может воспользоваться заинтересованное лицо, финансовое положение которого не дает уплатить названный налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка.

В этой же норме приведен перечень оснований, когда заинтересованное лицо может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей:

причинение ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;

угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;

производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.

Итак, в соответствии с Налоговым кодексом организация вправе претендовать на отсрочку (рассрочку) по внесению налоговых платежей лишь в четырех случаях.

Что касается таможенного НДС (подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) в отношении данного налога организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Согласно п. 19 Порядка изменение срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов может быть обеспечено:

залогом имущества (ст. 73 НК РФ);

поручительством (ст. 74 НК РФ);

банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ).

При этом договор поручительства, договор залога, банковская гарантия подлежат регистрации в налоговом органе (п. 24 Порядка).

Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель (либо залогодатель) должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (п. 20 Порядка). Рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к Порядку.

О результатах рассмотрения заявлений о возможности заключения обозначенных договоров, а также о результатах рассмотрения банковской гарантии налоговый орган должен известить заинтересованное лицо (поручителей, залогодателей) в течение семи рабочих дней после получения соответствующих документов (п. 23 Порядка).

Непредставление вышеупомянутых документов является основанием для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей. Об этом сказано в п. 13 Порядка.

Кроме того, в п. 1 ст. 62 НК РФ назван еще ряд ситуаций, когда налогоплательщику однозначно откажут в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. К примеру, едва ли организация может рассчитывать на положительное решение, если в отношении нее ведется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).

Был ИП, закрылся в конце 2017г.

Сейчас у приставов появилась куча исполнительных производств по налогам и взносам, когда был индивидуальным предпринимателем. Некоторые исполнительные производства, как оказалось, ведутся с 2013 года.

1) Есть ли срок давности по таким предметам взыскания, как налоги и взносы?

2) Общая сумма взысканий превышает 200 000 руб., готов оплачивать в рассрочку. Пристав заявила, что ни отсрочек, ни рассрочек ФССП не предоставляет, предложила обратиться в суд. Куда подавать заявление, как определить, в какой суд, если решение, как я понимаю, выносила налоговая?

3) Могут ли продать мой автомобиль, находящийся в залоге, если автокредит по нему реструктуризирован до июля следующего года (2019), но сумма долга около 50 000? Автомобиль является единственным средством к существованию, на нём я работаю, это указано в трудовом договоре. Другого образования, кроме водительского, не имею, по другой какой-либо профессии также не работал, только водителем.

4) Если исп. производств в ФССП несколько, как просить рассрочку — все объединить в одном заявлении в суд или по каждому исп. производству отдельно?

Рассрочка по уплате налогов. Особенности правового регулирования

Важно: применение рассрочки или отсрочки платежа доступно для уплаты налогов в федеральный или местный бюджет, так же данное применение допустимо для налогов исчисляющихся по льготной и упрощенной системе.

Налоги, осуществляемые в рассрочку на федеральном уровне:

  • Транспортный взнос;
  • Земельный налог;
  • Торговый сбор;
  • На имущество граждан.

Что представляет собой консолидированная ставка и как составляется соответствующая консолидированная отчетность – читайте тут.

Что такое отсрочка и рассрочка по налогам и какие документы нужны для их получения – смотрите в этом видео:

Согласно НК РФ ст.64 на данную отсрочку или рассрочку могут рассчитывать все без исключения организации и физические лица, у которых на то существуют обоснованные причины, а именно:

  • Получение ущерба предприятием в чрезвычайных ситуациях, на возникновение которых владелец предприятия не имел возможности влиять;
  • Несвоевременное финансирование из бюджета государства, в случаях с муниципальными и государственными организациями;
  • Взнос дополнительных платежей, начисленных в ходе налоговой проверки, которые могут оказаться существенными для бюджета предприятия;
  • Внесение таможенных платежей во время экспорта и импорта товара;
  • Сезонность выполненных работ;
  • В случае физлиц при доказательстве неплатежеспособности доступна отсрочка налоговых обязательств.

Так как государством предусмотрена уплата различных платежей на различном государственном уровне необходимо обращаться в ту инстанцию, которая отвечает за сбор данного платежа:

  • Если не уплачен налог федерального уровня необходимо обращаться в местное отделение ФНС;
  • По сборам, касающимся местного бюджета необходимо обращаться в налоговые органы по месту нахождения;
  • Если дело касается транзита товара, следует обращаться в Федеральную таможенную службу;
  • Относительно госпошлин, в орган, который уполномочен заниматься сбором данных платежей;
  • Рассрочка по взносу единого социального взноса оформляется в Федеральном органе исполнительной власти.

Важно: после подачи заявления, заявитель получает ответ в течение 30 дней, плюс еще 3 дня на направление решение об отсрочке в налоговую инстанцию по месту учета.

Для получения отсроченного платежа к заявлению необходимо приложить пакет документов:

  • Заявление соответствующей формы;
  • Справка об отсутствии задолженностей по любым платежам из местного налогового органа;
  • Выписка из банка за последние полгода о состоянии средств, их движении;
  • Расписка о соблюдении предоставленных сроков отсрочки и формирование приблизительного графика платежей при рассрочке;
  • Копии договоров с контрагентами и указание их дебиторской задолженности. В каком порядке осуществляется списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности – читайте здесь;
  • Документы подтверждающие непредвиденные обстоятельства или прочие причины, мешающие выполнить уплату:
  • В случае непредвиденных обстоятельств – документ, подтверждающие размер полученного ущерба и факт наступления обстоятельства;
  • В случае задержки финансирования государством следует приложить справку из финансового учреждения о размере финансирования и периоде его задержки;
  • Если уплату не может выполнить физлицо в силу своей неспособности, необходимо предоставить выписку о состоянии своих счетов и документы на движимое и недвижимое имущество, которое в данном случае выступит залогом;
  • В случае сезонной деятельности, необходимо предоставить справку от местных органов власти, что данная деятельность обеспечивает не менее 50% от прибыли предприятия.

При этом следует быть готовым к тому, что органы обращения могут потребовать гарантий возврата средств – залог, банковские выписки и прочее.

  • Заявление на предоставление рассрочки/отсрочки необходимо составить в установленной форме, указав в нем:
  • Наименование и реквизиты организации, которой оно адресуется;
  • Наименование самого документа;
  • Реквизиты и наименование предприятия или ФИО заявителя, указать ИНН, КПП;
  • Указать необходимую форму изменения срока уплаты;
  • Указать в отношении какого платежа необходимо изменение срока уплаты и зафиксировать сумму платежа прописью;
  • Сделать акцент на основания данной возможности в качестве статьи Налогового Кодекса;
  • Дата и подпись.

Важно: основаниями для отсрочки платежа является глава 9 ст.61 – 68 НК РФ. В начале 2017 года произошли определенные изменения, на основании которых отсрочку платежа по НДФЛ обязан предоставлять руководитель регионального ведомства Налоговой службы России, согласование разрешения на отсрочку с финансовыми структурами также входит в его обязанности.

При необходимости он имеет право переложить данную обязанность на руководителя территориального ИФНС.

Следующим изменением является возможность рассрочить любую сумму налога при имеющихся на то основаниях.

Отсрочка/рассрочка по уплате налога – это изменение срока его уплаты. Общие принципы и условия переноса сроков уплаты налогов содержатся в ст. 61-64 НК РФ, а сам порядок получения отсрочки регулируется приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

Отсрочку предоставляют на срок до трех лет с единовременным либо поэтапным внесением платежей в бюджет. Конкретный срок отсрочки/рассрочки определяется видом налогов, по которым она предоставляется.

Так, по федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет, отсрочка может быть предоставлена на срок до трех лет. То же самое касается и страховых взносов. По всем другим налогам срок не может быть перенесен более, чем на 1 год. При этом срок уплаты может быть изменен в отношении всей суммы налога или ее части.

Рассрочка предоставляется в заявительном порядке. Перечень документов, подаваемых совместно с заявлением, установлен п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Отсрочка/рассрочка по уплате налога – это изменение срока его уплаты.

2. Право на перенос срока уплаты налогов и страховых взносов гарантировано налогоплательщикам главой 9 НК РФ.

3. Отсрочку предоставляют на срок до трех лет с единовременным либо поэтапным внесением платежей в бюджет. Конкретный срок отсрочки/рассрочки определяется видом налогов, по которым она предоставляется.

4. Рассрочка предоставляется в заявительном порядке.

5. Перечень документов, подаваемых совместно с заявлением, установлен п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

6. У плательщика должны быть веские основания для несвоевременной уплаты налога.

7. Список плательщиков, которые не могут рассчитывать на изменение сроков уплаты налогов, приведен в ст. 62 НК РФ. Например, срок уплаты не изменят, если в отношении плательщика возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению.

8. Решение по заявлению об отсрочке/рассрочке уплаты налогов принимается налоговиками в течение 30 дней со дня его получения.

При этом полного пакета документов еще недостаточно для переноса сроков уплаты налога. Налоговики могут потребовать от плательщика предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате долга и процентов. Таким обеспечением является имущество, которое может быть предметом залога, поручительство или банковская гарантия (п. 5.3 ст. 64 НК РФ).

По общему правилу предоставление отсрочки/рассрочки не порождает для плательщика никаких новых обязанностей. Но в заявлении, подаваемом в налоговую, плательщик принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности по налогам (п. 5.2 ст. 64 НК РФ). Проценты начисляются исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центробанка, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Обязанность по уплате процентов напрямую зависит от оснований предоставления отсрочки/рассрочки. Если невозможность уплаты налога обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы либо неуплатой плательщику денег государственным/муниципальным заказчиком, проценты на сумму долга не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ).

Отсрочку могут дать только тому плательщику, чье финансовое положение действительно временно не позволяет уплатить какой-либо налог в установленный срок. При этом у плательщика должны быть веские основания для несвоевременной уплаты налога. К числу таковых относится:

  • причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • непредоставление бюджетных ассигнований/неперечисление из бюджета средств в счет оплаты оказанных услуг для государственных, муниципальных нужд;
  • угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога;
  • невозможность единовременной уплаты налогов, пеней и штрафов, начисленных по результатам налоговой проверки;
  • производство и реализация товаров, работ или услуг плательщика носит сезонный характер.

Для получения отсрочки/рассрочки достаточно наличия одного из вышеуказанных условий. Поэтому к заявлению, подаваемому в налоговый орган, плательщик должен приложить перечень документов, подтверждающих то или иное основание.

Что касается невозможности единовременной уплаты налогов и пеней, начисленных по результатам проверки (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ), то это новое основание, введенное в действие Федеральным законом от 14.11.2017 № 323-ФЗ. Для него предусмотрены специальные правила.

Изменение срока уплаты налога и сбора по данному основанию осуществляется только в форме рассрочки. Рассрочка в данном случае может быть предоставлена только при соблюдении следующих условий:

  • сумма начисленных по результатам проверки налогов, сборов, пеней и штрафов составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке за предыдущий год;
  • со дня создания организации, регистрации ИП прошло не менее одного года;
  • в отношении организации, ИП не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  • организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации.

Список плательщиков, которые не могут рассчитывать на изменение сроков уплаты налогов, приведен в ст. 62 НК РФ. Так, срок уплаты не изменят, если в отношении плательщика:

  • возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению;
  • проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов;
  • имеются достаточные основания полагать, что плательщик скроет деньги, имущество, либо уедет из РФ на постоянное жительство;
  • в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки.

Кроме того, срок не может быть изменен по заявлению налоговых агентов, а также в отношении налога на прибыль организаций, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков.

Лайфхак месяца: налоги в рассрочку!

Какими документами подтвердить право на отсрочку (рассрочку), зависит от основания, на которое вы сошлетесь в заявлении.

Если вы рассчитываете получить отсрочку (рассрочку) из-за ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возьмите справку о сумме ущерба (из полиции, страховой компании, от оценщика). Кроме того, потребуется документ, подтверждающий факт пожара, аварии, затопления, и т. д.

Если вы претендуете на отсрочку или рассрочку из-за задержки бюджетного финансирования, нужно представить сведения о сумме бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены фирме.

Для получения отсрочки (рассрочки) по этим двум основаниям необходимо, чтобы сумма налога, срок уплаты которого вы просите перенести, не превышала величину ущерба или недофинансирования из бюджета.

Если налогоплательщик просит отсрочку в связи с сезонным характером деятельности, он должен представить документ, подтверждающий, что доля сезонных работ приносит ему не менее 50% общего дохода от реализации.

Нередко «упрощенцы» просят предоставить отсрочку или рассрочку по уплате единого налога, если их имущественное положение не позволяет заплатить налог единовременно. В этом случае к заявлению о переносе срока уплаты налога нужно приложить документы, перечисленные в пунктах 5 и 5.1 статьи 64 НК РФ.

В частности, к ним относятся сведения о движимом и недвижимом имуществе. Также потребуется договор поручительства, залога или банковская гарантия. Договор поручительства или договор залога со стороны налоговой инспекции заключается территориальным управлением ФНС России (письмо Минфина России от 24 октября 2016 г.

№ 03-02-08/61822).

Все перечисленные документы сдайте в ФНС в том месяце, когда они были подписаны. Затем копию заявления на отсрочку (рассрочку) представьте в свою налоговую инспекцию. Сделать это нужно в течение пяти дней после передачи документов в ФНС. Решение об отсрочке (рассрочке) либо отказе в ней налоговая служба принимает в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления и документов от фирмы.

После 30-дневного рассмотрения ваших бумаг налоговая служба должна принять решение о предоставлении вам отсрочки (рассрочки) или отказе в ней с изложением причин отказа. Этот документ вам пришлют по почте. Один его экземпляр направят в вашу налоговую инспекцию в течение трех дней после принятия решения.

Обратите внимание: отказать в предоставлении отсрочки или рассрочки вам могут, только если (п. 1 ст. 62 НК РФ):

  • на руководителя вашей фирмы возбуждено уголовное дело, связанное с нарушением налогового законодательства;
  • в отношении вашей фирмы ведется производство по делу о налоговом нарушении;
  • в отношении фирмы заведено дело об административном нарушении в области налогов или таможенного дела в части налогов, которые платят при экспорте (импорте) товаров;
  • у ФНС «имеются достаточные основания полагать», что с помощью отсрочки (рассрочки) вы намерены уклониться от уплаты налога;
  • в течение трех предыдущих лет ваша фирма уже воспользовалась правом отсрочки или рассрочки и нарушила взятые на себя обязательства.

Исключение предусмотрено только для фирм, которые просят отсрочку (рассрочку) ввиду угрозы банкротства или сезонности производства. Им могут отказать и по другим, дополнительным причинам. Например, чиновников может не устроить имущество, которое вы готовы передать в залог, либо предоставленное поручительство.


Похожие записи:

Добавить комментарий