Аттестация педагогических работников в 2017 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аттестация педагогических работников в 2017 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с последними изменениями, внесенными в Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности является обязательной процедурой для всех работников образовательных организаций, ведущих педагогическую практику более 2 лет. От прохождения процедуры оценивания уровня профпригодности освобождаются:

  • педагоги, ранее получившие квалификационную категорию;
  • беременные сотрудницы, обязанные пройти аттестацию не ранее, чем через два года после выхода из декретного отпуска;
  • педработники, отсутствующие на рабочем месте по ряду причин сроком более месяцев. Такие педагоги могут аттестоваться по прошествии календарного года с даты официального возвращения на рабочее место.

Аттестация педагогических работников 2017 обязательна для всех сотрудников образовательных организаций, которые проходили процедуру проверки более 5 лет назад, не имеют квалификационной категории и не входят в число работников, указанных в п. 22 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России № 276 от 7 апреля 2014 г (далее — Порядок).

Решение о соответствии занимаемой должности аттестационная комиссия может принимать только в присутствии не менее двух третей членов от общего состава. В случае отсутствия на заседании аттестуемого допускается два варианта действий:

  • при условии отсутствия по уважительным причинам (должны быть подтверждены документально и внесены в протокол заседания) аттестация педагогического работника 2017 переносится на другую дату. Сотрудник должен быть ознакомлен с внесенными изменениями под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до даты новой аттестации.
  • при условии отсутствия без уважительных причин аттестационная комиссия проводит работу на общих основаниях.

В ходе работы члены аттестационной комиссии принимают решение о соответствии профессионального уровня требованиям занимаемой должности на основании положений Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.

Результаты аттестации педагогических работников 2017 на соответствие занимаемой должности вносятся в протокол заседания комиссии, и в трехдневный срок секретарь комиссии знакомит под роспись с этими данными руководителя ОО. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с педагогом, не прошедшим обязательную аттестационную проверку, по ст. 81 Трудового Кодекса РФ.

Аттестация педагогических работников в 2017 году предусматривает новые правила, подразумевающие её проведение за 2 этапа. На первом педагогу нужно убедительно показать, что он пригоден для занятия своим благородным делом. А затем учителю предстоит отстоять свою претензию на обладание очередной педкатегорией. Квалификационный уровень педагога повышается после соответствующего решения специально созванной комиссии, членами которой происходит оценка того, насколько педагог компетентен как специалист своего дела и в принципе способен к работе с детьми и к тому, чтобы уметь дать им высокий уровень знаний.

Изменения в аттестации педагогических работников

Новая аттестация педагогических работников в 2017 году распространяется на всех без исключения работников сферы образования. Напомним, что на данный момент времени в России есть сразу два вида аттестации: обязательная и добровольная. Первую проходят те педагогические работники, которые, по требованию государства, непосредственно нуждаются в проверке знаний. Комиссия определяет уровень состоятельности определенного учителя, после чего делает вывод, подходит ли стране такой человек или нет, то есть соответствует ли он своей должности или попросту занимает чье-то место.

В то же время добровольная аттестации будет интересна в первую очередь тем педработникам, которые преследуют цель повышения своего настоящего квалификационного уровня.

Обязательная аттестация педагогических работников, начиная с 2016 года, будет проводиться для тех, кто проходил ее 5 лет назад. В 2017 году от обязательного прохождения аттестации освобождаются педагоги с уже имеющейся квалификационной категорией и беременные женщины.

Следует отметить, что аттестация может быть проигнорирована теми педагогами, которые состоят на службе в учебных заведениях последние 2 года. Декретный отпуск дает право получить квалификацию и подтвердить свою учительскую состоятельность уже после выхода на работу. Важно помнить, что с этого момента и до аттестации должно пройти не менее двух лет.

Аттестация не распространяется на тех работников учебных заведений, которые в силу разных причин отсутствовали на рабочем месте последние 4 месяца (и выше этого срока). Для них обязательной аттестация становится лишь по истечении одного календарного года, начиная с момента своего официального возвращения на работу.

Наверное, каждый человек (не только учитель — любой другой специалист) хочет повысить свой квалификационный уровень на более высокий, преследуя цель продвигаться по карьерной лестнице и совершенствоваться. Таким людям, кто желает улучшать себя, будет интересна добровольная аттестация. Новая форма аттестации учителей в 2017 году, в целом, во многом схожа с уже знакомым порядком дел.

Если мы говорим о сфере образования, то конкретно учитель, намереваясь повысить свою квалификацию, для начала должен обратиться за помощью в решении данного вопроса непосредственно к своему начальству, после чего написать соответствующие заявление. В документе следует в обязательном порядке уточнить, что добровольная аттестация будет проведена с целью установления новой квалификационной категории.

Добровольная аттестация будет интересна как преподавателям без категории, так и тем педагогам, у которых она уже есть, но в то же время конкретно им еще есть, куда расти.

Чтобы получить наивысший разряд из возможных, нужно быть учителем, который не только решительно настроен, а также уже получил ранее первую категорию. Отметим, что с того момента до очередного повышения должно пройти не менее двух лет.

В то же время нельзя не сказать, что наивысшая категория присваивается тем педагогам, у которых уже есть таковая вообще. В их случае они подтверждают свою квалификацию, добытую ранее. Категории выдаются на 5 лет, после чего они более не нуждаются в дальнейшей пролонгации.

Обязательная аттестация учителей в 2017 году в России проводится под контролем специальной аттестационной комиссии. Ее состав формируется из представителей образовательной организации. Руководителем, который подтвердил приказ о назначении комиссии, утверждается состав: председатель, заместитель, секретарь и остальные члены комиссии. В назначенный день проводится заседание комиссии.

Добровольная аттестация подразумевает предварительную подачу заявления от самого работника. В нем указывается его должность и текущая категория. Комиссия будет проверять знания педагога в назначенный день.

Проверка заявления может занимать до 30 дней, после чего выдается заключение комиссии. Продолжительность проведения аттестации, включая выдачу заключительного решения комиссии, составляет не более 60 дней.

Аттестация учителей в 2017 году

Новая аттестация учителей: «Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

«Маршрут» педагога при прохождении аттестации. Презентация подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования….

Новый подход к оценке знаний педагогических работников заденет всех представителей этой области. Нововведения в законе РФ 273 допускают совершенно иное отношение к аттестации, которую теперь будут проводить в две стадии:

  • засвидетельствование целесообразности должности (качество компетентностей должно быть достаточным для эффективной работы, проверяется умение взаимодействовать с детьми, определяется имеющаяся ступень категории);
  • повышение уровня квалификации (такую возможность получают учителя после положительного результата прохождения первой стадии проверки).

Сейчас в России преподавателям присваивается первая и высшая категории. Претенденты на получение первой могут аттестоваться впервые или иметь законченный срок этого же разряда.

Сейчас в РФ существует обязательная и добровольная разновидности оценочного мероприятия. Первый вид проводится государственными субъектами с целью определения степени состоятельности учителя, его соответствия занимаемой должности, а второй – на непринудительной основе по желанию сотрудника.

Обязательной оценке компетентности подвергаются учителя, что аттестовались 5 лет назад. Отстраняются от нее те, которые уже обладают категорией или находятся в положении.

Был изменен порядок и место подачи документов на прохождение проверки. Прежде учителя, целью которых было повышение степени педагогического мастерства или присвоение категории, составляли заявку в своем районе. Сейчас за осуществление «инспекции» знаний отвечают вышестоящие общеобразовательные учреждения государственного уровня.

Ниже предоставлен перечень документации, которую необходимо предоставить тем, кто собирается подвергаться проверочной процедуре:

  • заявление, подписанное лично;
  • копия листа предыдущей аттестации (если пройдена);
  • копия диплома;
  • копия листа о приобретении квалификационной категории;
  • профессиональное портфолио, иллюстрирующее достижения в работе;
  • копия дополнительных документов, нужных для подтверждения истинности и соответствия данных (например, при смене фамилии);
  • желательно (но не обязательно) приложить характеристику с рабочего места или сопроводительное письмо с описанием качеств воспитателя в контексте его работы.

В течение месячного термина подававшему запрос придет уведомление по указанному адресу. В нем будет сообщаться дата и время, на которые назначено аттестационное мероприятие.

В 2017 году проверке соответствия занимаемому рабочему месту подвергается каждый сотрудник образовательной сферы. Не затронет она тех, кто попадает под следующие утверждения:

  • «новоиспеченных», которые проработали на своем месте не больше 2 лет;
  • пребывающих в декрете (выйдя из которого надо поработать минимум 2 года, чтобы получить возможность подвергнутся аттестационным шагам);
  • которые не работали на своем месте больше 4 месяцев (они допускаются к «ревизии» знаний только через год возвращения на рабочее место);
  • беременных.

При необходимости вышеперечисленные субъекты имеют право написать заявление на прохождение необязательной, если это совпадает с их карьерными интересами и выгодами.

Обновленные правила проверочных действий преследуют задание оценить соответствие занимаемой рабочей позиции конкретного специалиста. В случае неподтверждения компетентности он замещается подходящим кандидатом.

Аттестационные действия могут проводиться без ее участника. Чтобы присутствовать при оглашении результатов, надлежит вместе с основной документацией подать прошение об этом.

Вне зависимости от присутствия испытуемого при выдаче заключения комиссия формирует протокол. В него записывают оценочные результаты, персональные данные проверяемого и другую нужную информацию. Итог проверочного мероприятия заносится в аттестационный лист. При положительном решении происходит подтверждение соответствия компетентности педагога занимаемой им должности.

Новый порядок аттестации педагогических работников подразумевает больше затрат временных и силовых ресурсов на подготовку. Возможно, не каждому он придется «по душе», что заставит некоторых, в первую очередь «старожилов», преждевременно прекратить учительское дело.

Не исключено, что такая проверка может напугать и молодых кандидатур, неуверенных в своей работоспособности. Чтобы зря не переживать, необходимо сделать акцент на преждевременной подготовке. Можно соглашаться или нет с нововведениями, но если быть решительно настроенным развиваться и расти в своей сфере деятельности, важно их просто принять и начать требуемые подготовительные мероприятия.

Чтобы в средних учебных заведениях процесс образования совершенствовался, педагоги должны постоянно обучаться, это касается компьютерных технологий и других инноваций. Минобрнауки, в лице зам министра Н.Третьяк, даже обратилось в правительство России с предложением об изменении подхода к аттестации педагогических работников, а именно: ввести модуль на знание IT-технологий и коммуникации, то есть умения разрешения конфликтных ситуаций с учащимися и их родителями. Это унифицирует критерии соответствия педагогов современным требованиям, позволит выявить общие пробелы и затруднения, и ввести их в программу институтов повышения квалификации. Пока это только предложение, но есть и утвержденные изменения по проведению аттестации педагогов 2016-2017. С этого года все преподаватели должны будут раз в 5 лет подтверждать свою квалификацию. Аттестация будет двух видов – обязательная и добровольная, первая касается всех работающих педагогов за исключением:

  • новичков, стаж которых 2 и менее лет;
  • беременных;
  • находящихся в декретном отпуске, они будут проходить данную процедуру через 2 года после возвращения на работу;
  • работников, отсутствующих более 4-х месяцев по каким-либо причинам, для них аттестация пройдет через 1 год после восстановления.

Однако все вышеперечисленные педагоги по желанию смогут пройти комиссию вместе со всеми. Новая аттестация педагогический работников, пожелавших добровольно пройти проверку с целью повышения категории, будет проходить в два этапа. На первом потребуется подтвердить существующую квалификацию, на втором – доказать свое соответствие более высокому разряду.

При обязательной аттестации педагогу, не сумевшему подтвердить свою квалификацию, разряд аннулируется. Уточним, чем характеризуется квалификация — это уровень знаний предмета, навыки, способность передачи материала, применение современных методик, все стандарты устанавливаются по квалификационным справочникам.

Подобные проверки стимулируют педагогов к совершенствованию и повышению своих знаний, выработке и применению новых методик, основанных на прогрессивных технологиях. Аттестации не дают возможности кое-как, по-старинке вести занятия, требуют всплеска инициативы и активности, ведь никому не хочется лишиться авторитета, имеющегося ранга, и, в конце концов, – части зарплаты. Новая аттестация педагогов не признает оправданий возрастом, не соответствующие нормам учителя могут быть даже уволены, это предусмотрено законом. В конечном итоге, проведение должностных проверок подталкивает педагогов к личностному росту, что в конечном итоге ведет к общему подъему образовательного уровня отдельной школы и в общем по стране.

Претенденты на аттестацию должны за 60 дней до начала работы комиссии подать документы в Управление образования согласно графику аттестации, который известен заранее. С 2016 года изменился перечень документов, теперь он состоит из:

  • личного заявления;
  • диплома об образовании;
  • копия документа о смене фамилии (если таковое происходило);
  • копии заключения прошлой аттестации;
  • характеристики с места работы, отражающей компетентность, профессионализм, личные качества претендента.

Приказ Минобрнауки РФ от 07.04.2014 N 276

Сегодня, в условиях пандемии, активность в виртуальном пространстве только растет. И в социальных сетях все сильнее размываются грани между личной сферой и деловой. Острее становится вопрос о влиянии поведения в соцмедиа на личный бренд. Особенно он важен для людей публичных профессий, к которым также относится профессия педагога.

Как же вести себя педагогу в социальных сетях? Стоит ли добавлять в друзья своих учеников, размещать свои фотографии в купальнике и рассуждать об острых политических ситуациях? Узнайте мнение эксперта и учителей из разных стран.

Аттестация педагогических работников в 2017 году будет проходить по изменившимся правилам и положениям. Процедура переаттестации проводится каждые пять лет. Процесс необходим для подтверждения профпригодности, повышения знаний, навыков с целью получения соответствующей категории.

Комиссия оценивает подготовку участника. Педагог доказывает профессионализм и находчивость, другие умения и навыки, которые необходимы в повседневной работе.

Успешное прохождение аттестации позволит:

  • получить повышение категории;
  • подтвердить полученную ранее высшую квалификационную категорию;

Справка

Первичная аттестация учителей проводится для следующих категорий:

  • выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений;

  • лиц со высшим или средним профессиональным образованием, не имеющих опыта работы учителем;

  • лица, которые не работали учителями в последние 5 лет.

Аттестация на базе центра оценки педагогических компетенций должна быть проведена в течение трёх лет с момента начала работы учителя, но по истечении первого года педагогического стажа. Выпускники вузов и учреждений СПО по педагогическим специальностям и направлениям подготовки могут сдать экзамен в своем учебном заведении во время итоговой государственной аттестации.

В исключительных случаях может проводиться первичная аттестация учителя, прошедшего аттестацию на соответствие занимаемой должности и сменившего место работы, но не ранее, чем через два года после начала работы в новом учебном заведении.

Проверка проводится в форме профессионального экзамена по всем профессиональным компетенциям. Для прохождения аттестации необходимо набрать не менее 50% от максимального числа баллов.

В случае неудачи претендент получает свидетельство о прохождении профессионального экзамена. Успешно сдавшим экзамен выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет.

Аттестация на соответствие

Аттестация на соответствие занимаемой должности предназначена для подтверждения соответствия квалификации учителя профессиональному и образовательным стандартам.

Она включает профессиональный экзамен по всем профессиональным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.

Аттестация проводится каждые 5 лет на основании приказа по образовательной организации. Исключение составляют женщины, находившиеся в отпуске по беременности и родам, лица, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Их аттестация проводится через два года после возвращения на работу. Также не проводится аттестация учителей, имеющих первую или высшую квалификационные категории.

Аттестационная комиссия формируется самой образовательной организацией в составе не менее 9 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей образовательных организаций, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебного заведения.

Минимум баллов по всем аттестационным процедурам устанавливается самой образовательной организацией, а методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – её учредителем.

В случае недостижения необходимого минимума учитель получает свидетельство о прохождении процедуры оценки квалификации. Успешно прошедшим аттестацию выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет. Также выдаются рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства.

Подача заявлений в Управление образования Сроки осуществления экспертизы Заседание аттестационной комиссии МО
01.08.2016 с 07.09 по 23.09 19.10.2016
10.08.2016 и 11.08.2016 с 26.09 по 21.10 09.11. 2016
01.09.2016 и 02.09.2016 с 10.10 по 11.11 01.12.2016
09.11.2016, 10.11.2016, 11.11.2016 с 13.12 по 20.01 09.02.2017
14.12.2016, 15.12.2016, 16.12.2016 с 23.01 по 21.02 15.03.2017
19.01.2017 и 20.01.2017 с 20.02 по 24.03 19.04.2017

В 2016 году все педагоги будут проходить аттестацию по двум основным параметрам. Первый этап включает в себя подтверждение соответствия занимаемой должности. Комиссия будет проверять знания и навыки педагога, а также его умение обращаться с детьми. На этом этапе выясняется профпригодность работника и соответствие должности.

На втором этапе встает вопрос о присвоении педагогу той или иной категории квалификации. В настоящем году педработник может претендовать на первую или высшую категорию. Первая присваивается педагогам, которые:

  • не имеют категории, аттестованы на соответствие должности;
  • уже имеют первую категорию, но сроки аттестации подошли к концу (т. е. прошло 5 лет с момента последней аттестации).

    На получение высшей категории претендуют сотрудники, которые:

    • получили первую категорию более двух лет;
    • уже имеют высшую, но после предыдущей аттестации прошло 5 лет.

    Практически в каждом законе есть исключения. То же относится и к Федеральному закону об аттестации педагогических работников. Существуют категории лиц, которые освобождаются от прохождения обязательной аттестации. К ним относятся:

    • педагоги, имеющие общий трудовой стаж менее двух лет;
    • беременные педагоги;
    • женщины, находящиеся в декретном отпуске по уходу за ребенком.

    Однако законодательством не запрещено проходить аттестацию вышеперечисленным лицам, если они сами изъявили на то желание.

    Еще одним нововведением в 2016 году является подача заявления на прохождение аттестации. Ранее педагоги, желающие присвоить себе категорию или повысить уровень квалификации, подавали заявления в своем районе. Теперь же вся ответственность за проведение аттестации возложена на вышестоящие общеобразовательные организации на уровне субъектов РФ.

    Итак, какие бумаги необходимо приготовить для прохождения аттестации:

    • заявление с личными подписями;
    • копия листа прошлой аттестации (если таковой имеется);
    • копия документа, подтверждающая высшее или среднее педагогическое образование (диплом);
    • копия листа о наличии высшей или первой ступени аттестации (если он был получен ранее);
    • личное профессиональное портфолио;
    • в случае изменения фамилии или других личных данных необходима копия документа, подтверждающая правдивость и соответствие данных.
    • желательно иметь на руках характеристику с места работы или сопроводительное письмо, в котором будет описана характеристика вашей личности со стороны профессиональной пригодности.

    Спустя месяц заявителю по месту проживания должно поступить уведомление, в котором указано время и дата проведения аттестационной процедуры.

Обязательность аттестации педагогов установлена статьей 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Цель аттестации педагогических работников очевидна: высокая социальная значимость профессии обязывает подтверждать соответствие педагогов занимаемой должности. Такая процедура принята в отношении педагогов, которые не имеют высшей или первой квалификационной категории.

Вместе с тем отметим, что аттестация педагогов проводится также с целью присвоения педагогу первой или высшей квалификационной категории.

Порядок проведения такой аттестации утвердило Минобрнауки России приказом от 7 апреля 2014 г. № 276. В целом порядок аттестации работников образования в 2017 году будет проходить по прежним установленным правилам.

Периодичность проведения проверки для подтверждения соответствия должности – 5 лет. Один раз в пять лет педагоги, не имеющие первой или высшей категории, в обязательном порядке путем прохождения аттестации должны подтверждать свое соответствие занимаемой должности.

Аттестация для присвоения квалификации проводится по желанию работника и не имеет специальной периодичности. В то же время период действия квалификационной категории составляет 5 лет и этот срок не продлевается на новый период. Поэтому в любом случае, если педагог намерен подтвердить свою квалификационную категорию, он должен также раз в пять лет проходить аттестацию.

В целях проведения проверки педагогических работников работодателю целесообразно разработать локальный акт – Положение о проведении аттестации. В данном документе организация может установить конкретный порядок проведения аттестации и уделить большее внимание оформлению важных для нее вопросов.

В Положение следует включить следующие условия:

  • в каком порядке происходит подготовка к проведению проверки. Здесь следует отразить порядок формирования аттестационной комиссии и количество ее членов. Также следует оговорить квалификационный уровень членов аттестационной комиссии. Также надо отразить вопросы об уведомлении сотрудника о предстоящей аттестации и утвердить форму аттестационного листа.
  • закрепить непосредственный порядок проведения процедуры. Так надо разработать и прописать в Положении этапы проведения аттестации и порядок, в котором они осуществляются. Рекомендуем также установить правила проведения голосования членами комиссии по результатам аттестации.
  • предусмотреть последствия проведенной аттестации. Например, при неудовлетворительном результате проверки сотрудник может быть уволен. Также следует предусмотреть порядок обжалования сотрудником результатов.

Процедура аттестации педагогов. Какие грядут изменения?

Аттестацию педагогических сотрудников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, проводит непосредственно образовательная организация – работодатель.

Для присвоения квалификационной категории формируются специальные квалификационные комиссии в зависимости от подчинения образовательного учреждения. Иными словами на соответствующем уровне (федеральном, региональном или муниципальном) создается центр аттестации педагогических работников.

Порядок проведения аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности работодатель определяет самостоятельно, закрепив его в специальном Положении. Но при разработке этого положения надо учитывать общие правила проведения аттестации, установленные Законом об образовании и Порядком, утвержденным Минобрнауки России.

Аттестация на присвоения квалификационной категории производится по установленным Минобрнауки России правилам.

Итоги аттестации педагогических работников будут зависеть от цели проведения такой аттестации. Так, если аттестация проводилась с целью установления квалификационной категории в качестве результата комиссией могут быть приняты следующие решения:

  • присвоить педагогу первую квалификационную категорию;
  • присвоить педагогу высшую категорию;
  • отказать в установлении квалификационной категории.

Если же аттестация проводилась с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, результат работы комиссии может быть следующий. Комиссия принимает решение:

  • о том, что педагог соответствует занимаемой должности;
  • о несоответствии должности.

Также результатом работы комиссии может быть рекомендация работодателю – образовательной организации о назначении педагога на должность при отсутствии специальной подготовки или стажа работы. Это происходит в ситуациях, когда профстандартом или квалификационным справочником установлены специальные требования по должности, а педагог или не обладает. Но в силу достаточного положительного опыта и компетентности педагога, комиссия принимает решение о том, что он сможет занимать соответствующую должность.

Юридическая компания «Елькин и Партнеры»® имеет многолетний опыт работы на рынке юридических услуг, что выгодно отличает нас от конкурентов.
Мы оказываем полный спектр юридических услуг по правовому сопровождению бизнеса, включая представительство интересов клиента в судах.

Добавить комментарий