Размер земельного налога зависит

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер земельного налога зависит». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ставка земельного налога устанавливается местными советами:

  • за земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%) от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее. Например, нормативная денежная оценка земельного участка составила 30 тысяч гривен. Размер платежа по налогу будет равен 900 грн. (30 000 / 100% х 3%).
  • за земли сельскохозяйственных угодий — ставка налога на землю не может устанавливаться более 1% от нормативной денежной оценки;
  • за земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий — ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки;
  • за земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки — ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.

Отдельно НКУ устанавливает, что налог на землю лесного фонда оплачивается в составе рентной платы за специспользование леса, а в случае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог на землю платится на общих основаниях.

Земельный налог-2020. Кто, когда и сколько должен платить

При определении налоговых обязательств владельца земельного пая необходимо учитывать является ли он физическим лицом либо юридическим лицом.

Земельный налог платят собственники участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи.

Начисление земельного налога для физлиц проводится до 1 июля и присылается в виде налоговых уведомлений, а оплата должна быть осуществлена на протяжении 60 дней со дня вручения налогового уведомления.

Если в течение календарного года изменился собственник земельного участка, то оба лица уплачивают налог:

  • бывший собственник – за период с начала календарного года и до начала месяца, в котором право собственности перешло к другому лицу;
  • новый собственник – за период, начиная с месяца, в котором к нему перешло право собственности, и до конца календарного года.

Земельный налог начисляется по месту нахождения участка.

Кроме того, сумму налогового обязательства, в том числе и земельного налога, всегда можно узнать в налоговом органе по месту нахождения земельного участка.

В аналогичном порядке осуществляется начисление физическим лицам арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, и определяются сроки ее уплаты (п. 288.7 НКУ).

Если физлицо сдает пай в аренду, то плата за землю осуществляется в форме арендной платы, указанной в договоре, однако фактически она не может быть меньше или больше налога на землю.

При этом у владельца земли возникает доход, с которого должен быть уплачен налог с доходов физических лиц (НДФЛ) в размере 18% и военный сбор 1,5%.

Если физлицо сдает земельный участок в аренду субъекту хозяйствования, то подавать декларацию по налогу на доходы ему не нужно. Если сдает в аренду другому физлицу, то арендодатель обязан самостоятельно задекларировать свои доходы и самостоятельно заплатить НДФЛ и военный сбор.

Арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности является одной из форм платы за землю и относится к местным налогам в составе налога на имущество, в отличие от арендной платы за земли частной собственности.

Это обязательный платеж, который взимается с арендаторов участка на основании.

Сумма земельного налога зависит от нормативной денежной оценки, проводится с учетом коэффициента индексации. Также облагаются участки земли, оценку которых еще не проведено.

Земельный налог для участков земли, которым проведена оценка

  • не более 3% от нормативной денежной оценки;
  • для земель общего пользования — не более 1% от нормативной денежной оценки;
  • для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% от нормативной денежной оценки;
  • для лесных земель — не более 0,1% от нормативной денежной оценки.

Земельный налог для участков, оценка которых не проведена

  • за участки за пределами населенных пунктов — не более 5% от оценки по области;
  • для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 5% от оценки по области;
  • для лесных земель — не более 0,1% от оценки по области.

Сроки уплаты земельного налога в 2021 году установлены следующие:

  • граждане Украины — в течение 60 дней после получения налогового уведомления;
  • юридические лица — ежемесячно, в течение 30 календарных дней.

Льготы по оплате налога установлены как для некоторых категорий физических, так и юридических лиц, а также некоторых видов земель.

Освобождаются от платы за землю такие физические лица:

  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • лица, воспитывающие 3 и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны войны;
  • пострадавшие вследствие чернобыльской катастрофы;

Такое освобождение от уплаты налога распространяется только на 1 земельный участок по каждому виду использования в пределах граничных норм:

  • для ведения личного сельского хозяйства — не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений: в селах — не более 0,25 га; в поселках — не более 0,15 га, в городах- не более 0,1 га;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,1 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 га.

От уплаты налога освобождаются на период действия единого налога 4 группы собственники земельных участков, земельных паев и землепользователи при условии передачи участка или пая в аренду плательщику единого налога 4 группы.

Если физическое лицо имеет в собственности несколько земельных участков одного вида использования, то такое лицо до 1 мая текущего года подает письменное заявление в произвольной форме в контролирующий орган по месту нахождения земельного участка о самостоятельном избрании / смене земельного участка для применения льготы. Льгота начинает применяться к выбранному земельному участку с базового налогового (отчетного) периода, в котором подано такое заявление.

Юридические лица, которые освобождаются от уплаты налога:

  • санаторно-курортные и оздоровительные учреждения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов;
  • общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, которые основаны общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являются их полной собственностью, где в течение предыдущего календарного месяца количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 процентов среднесписочной численности штатных работников списочного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25 процентов суммы общих расходов на оплату труда.

Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии разрешения на право пользования такой льготой, предоставляемой уполномоченным органом в соответствии с Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».

В случае нарушения требований этой нормы указанные общественные организации инвалидов, их предприятия и организации обязаны уплатить суммы налога за соответствующий период, проиндексированные с учетом инфляции, а также штрафные санкции согласно законодательству;

  • базы олимпийской и паралимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины.
  • дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от формы собственности и источников финансирования, учреждения культуры, науки (кроме национальных и государственных дендрологических парков), образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов.
  • государственные и коммунальные детские санаторно-курортные учреждения и учреждения оздоровления и отдыха, а также детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины, которые находятся на балансе предприятий, учреждений и организаций, которые являются неприбыльными и внесены контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. В случае исключения таких предприятий, учреждений и организаций из Реестра неприбыльных учреждений и организаций декларация представляется налогоплательщиком в течение 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций;
  • государственные и коммунальные центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства, центры физического здоровья населения, центры по развитию физической культуры и спорта инвалидов, детско-юношеские спортивные школы, а также центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства, детско-юношеские спортивные школы и спортивные сооружения всеукраинских физкультурно-спортивных обществ, их местных ячеек и обособленных подразделений, которые являются неприбыльными и включены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, за земельные участки, на которых размещены их спортивные сооружения. В случае исключения таких учреждений и организаций из Реестра неприбыльных учреждений и организаций, декларация представляется налогоплательщиком в течение 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Центральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере земельных отношений и в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в сфере строительства ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца, а также по запросу соответствующего контролирующего органа по местонахождению земельного участка подают информацию , необходимую для исчисления и взимания платы за землю, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Плательщики платы за землю – юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка налоговую декларацию. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций. При подаче первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (выписка) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.

Плательщик платы за землю имеет право подавать ежемесячно отчетную налоговую декларацию, что освобождает его от обязанности представления налоговой декларации не позднее 20 февраля текущего года, в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

По вновь отведенным земельным участкам или по вновь заключенным договорам аренды земли плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

В случае изменения в течение года объекта и / или базы плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения.

Начисление физическим лицам сумм налога производится контролирующими органами (по месту нахождения земельного участка), которые присылают (вручают) плательщику по месту его регистрации до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога.

В случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника — юридического или физического лица к другому в течение календарного года налог уплачивается предыдущим собственником за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором прекратилось право собственности на указанный земельный участок, а новым владельцем — начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности.

Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Налог физическими лицами уплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.

Физическими лицами в сельской и поселковой местности земельный налог может уплачиваться через кассы сельских (поселковых) советов или советов объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, по квитанции о приеме налоговых платежей.

В случае если контролирующий орган не направил (не вручил) налоговое уведомление-решение в срок, физические лица освобождаются от ответственности, предусмотренной за несвоевременную уплату налогового обязательства. Налоговое обязательство по этому налогу может быть начислено за налоговые (отчетные) периоды (годы) в пределах сроков исковой давности.

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

  • Налоговая декларация

  • Туристический сбор

  • Налог на недвижимость

  • Подоходный налог

Плата за землю – общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (п.14.1.147 ст.14 НКУ). Плательщиками платы за землю согласно ст.269 НКУ являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и постоянные землепользователи1 (бессрочное пользование землей). Кроме того, уплачивать земельный налог необходимо собственникам нежилых помещений (их частей) в многоквартирном жилом доме за площади под такими помещениями (их частями), с учетом пропорциональной доли придомовой территории (п.287.8 ст.287 НКУ).

1 Сноска


1Согласно пп.14.1.73 ст.14 НКУ землепользователи – юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствие с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды.


От уплаты земельного налога освобождаются:

  • плательщики единого налога – за земельные участки, которые используются ими для осуществления хозяйственной деятельности (п.4 п.297.1 ст.297 НКУ);
  • плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога – за земельные участки, которые используются ими для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства (п.«б» п.307.1 ст.307 НКУ, пп.282.1.10 ст.282 НКУ).

Плательщиками арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности являются арендаторы земельных участков (п.288.2 ст.288 НКУ).

  • земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании (пп.270.1.1 ст.270 НКУ);
  • земельные доли (паи), находящиеся в собственности (пп.270.1.2 ст.270 НКУ).

Объектами налогообложения при взимании арендной платы являются земельные участки, предоставленные в аренду (п.288.3 ст.288 НКУ).

База налогообложения установлена в ст.271 НКУ. В соответствии с данной нормой на выбор базы налогообложения земельным налогом влияет наличие нормативной денежной оценки (НДО) по тому или иному земельному участку. В зависимости от наличия НДО базой налогообложения может быть:

  • нормативная денежная оценка (НДО) земельных участков с учетом коэффициента индексации;
  • площадь земельных участков (если их НДО не проведена).

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (п.286.1 ст.286 НКУ).

Что касается базы налогообложения для арендной платы, то она НКУ не определена. Объясняется это тем, что согласно п.288.4 ст.288 НКУ размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором с соблюдением ее минимального и максимального пределов, предусмотренных п.288.5 ст.288 НКУ.

Ставки земельного налога установлены ст.272 – 280 НКУ. На размер ставки налога существенное влияние оказывает наличие нормативной денежной оценки (НДО) по тому или иному земельному участку. Помимо этого, ставки налога зависят также от местонахождения земельных участков, а также к какой категории они относятся (см. Таблицу 1). Ставки земельного налога выражаются:

  • для оцененных земель – в относительных величинах (в процентах от НДО);
  • для земель, по которым денежная оценка не проведена, – в абсолютных величинах (грн. за единицу площади).

Земельный налог для физлиц: что нужно знать

Основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка (ст.288 НКУ).

Размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором. В тоже время, п.288.5 ст.288 НКУ предусмотрены ограничения на размер арендной платы (см. Таблица 3).

Для определения размера земельного налога и арендной платы используется нормативная денежная оценка (НДО) земельных участков.

Данные о НДО оформляются в виде выписки из технической документации , которая выдается плательщику платы за землю соответствующими органами исполнительной власти по вопросам земресурсов.

Нормативная денежная оценка земли, исходя из которой рассчитывается сумма платы за землю и арендной платы, подлежит индексации. Ежегодно центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов обязан рассчитывать величину коэффициента индексации НДО земель, на который индексируется НДО сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января текущего года, по формуле приведенной в п.289.2 ст. 289 НКУ. В расчете коэффициента учитывается индекс потребительских цен за предыдущий год. Согласно п.289.2 ст. 289 НКУ, в случае если индекс потребительских цен не превышает 110 %, такой индекс следует применять со значением 110. В соответствии с п.289.3 ст. 289 НКУ ежегодно не позднее 15 января информация о коэффициенте индексации НДО земель должна быть доведена до органов ГНС, землевладельцев и землепользователей.

Коэффициент индексации НДО земель применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения НДО земель. Т.е., общий (кумулятивный) коэффициент индексации по каждому участку рассчитывается как произведение ежегодных коэффициентов индексации, начиная с коэффициента за тот год, в котором получена такая справка (выписка), и заканчивая годом, предшествующим отчетному.

В 2020 году кардинальных изменений в уплате земельного налога не предусмотрено, однако, стоит напомнить новшества 2018-19 годов:

1. Было снято ограничение для льготников на количество участков по каждому виду пользования (ранее льгота распространялась только на один участок по каждому виду).

2. Установлены льготы для горнодобывающих компаний и разработчики полезных ископаемых – ставка налога составляет 25% от суммы налога.

3. Отменена ответственность за неуплату налога в случае, если налоговая не отправляла либо не вручала уведомление об оплате налога. Срок, за который насчитывается налог, ограничен тремя годами. Т.е. если, к примеру, налоговая не уведомила плательщика об уплате налога за 2017 год, то в таком случае налог за 2017 год может быть насчитан в 2018-20 годах.

4. Уточнен минимальный размер государственной арендной платы, так размер аренды не может быть менее размера замельного налога в размере:

  • для земельных участков, нормативную оценку которых проведено — в размере не более 3% оценки, для земель общего пользования — не более 1% оценки, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% оценки;
  • для земельных участков, нормативную оценку которых не проведено, — в размере не более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценкт единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области;

Разделение труда — вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ — платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

Анна Кравченко

глава отдела бухгалтерии
кандидат экономических наук

При рассмотрении вопроса о том, что такое налог на землю, стал очевидным субъектный состав плательщиков налога. Подытожим, что плату за землю осуществляют следующие физические и юридические лица, а также нерезиденты:

  • собственники земельных долей (паев);
  • собственники земельных участков;
  • арендаторы земельных участков госсобственности (в т.ч. постоянные).

От уплаты земельного налога освобождаются налогоплательщики-«единщики» при условии, что земельный участок используется в предпринимательских целях.

Освобождаются от налога на землю:

  • сельхохугодья зон зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля,
  • химически загрязненные сельхозугодия, на которые введены ограничения по ведению сельского хозяйства;
  • сельхозугодия, находящихся во временной консервации или в стадии освоения;
  • земли гос сортоиспытательных станций и питомников, которые используются для испытания сортов сельскохозяйственных культур;
  • земли дорожного хозяйства дорог общего пользования;
  • земли сельхозяйпредприятий всех форм собственности, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений;
  • земли кладбищ, крематориев и колумбариев.
  • земли, на которых расположены дипломатические представительства.
  • земли, предоставленные для строительства и обслуживания культовых зданий

Объектом налогообложения предприятий и физлиц являются:

  • находящиеся в собственности или пользовании земельные участки;
  • находящиеся в собственности земельные доли (паи).

Базой налогообложения (т.е. стоимостной характеристикой объекта налогообложения) являются:

  • нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации. При этом коффициент ежегодно расчитывается Госкомземом по формуле Кi = І:100, где І — это индекс потребительских цен за прошлый год.
  • площадь земельных участков (при отсутствии нормативной денежной оценке).

Ставка земельного налога устанавливается местными советами, но не может быть более:

  • за земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%)от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее. Например, нормативная денежная оценка земельного участка составила 20 тысяч гривен. Размер платежа по налогу будет равен 600 грн. (20 000 / 100% х 3%).
  • за земли сельскохозяйственных угодий — ставка налога на землю не может устанавливаться более 1% от нормативной денежной оценки;
  • за земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий — ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки;
  • за земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки — ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.

Отдельно НКУ устанавливает, что налог на землю лесного фонда оплачивается в составе рентной платы за специспользование леса, а вслучае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог на землю платится на общих основаниях.

Как предприниматели платят земельный налог

Как было ранее до 2015 года

Налоговый кодекс содержал в себе конкретные ставки и коэффициенты в зависимости от количества населения. вида земель и т.д. Как это выглядело: рассмотрим расчет суммы налога на примере. Земельный участок без оценки, площадью 150 кв.м, находился в столице. Налоговый кодекс предусматривал случаи значительного колебания численности населения. Но поскольку Киев всегда был и остается городом-миллионником, используем ставку 3,66 грн., применим коэффициент. Сумма налога составляла: 150 кв.м х 3,66 грн. х 3 = 1647 грн. Предположим, что аналогичный участок земли находился в Одессе. Учитывая, что город отнесен к числу курортных населенных пунктов, сумма налога будет увеличена в два раза в связи с применением коэффициента – 2.

Как налог на землю расчитывается в 2020 году

Установление как ставок земельного налога, так и нормативной денежной оценки передано к полномочиям местных советов. Местные советы обязаны ежегодно устанавливать как ставки налога на змелю, льгот по нему, так и нормативную денежную оценку землельных участков, находящихся на территориии населенных пунктов.

Коэффициент индексации устанавливается ежегодно Госкомземом в зависимости от роста потребительских цен, при этом если рост потребительстких цен не превышает 100%, то коэффициент не пересчитывается. Напомним, что ранее коэффициент не пересчитывался при показателе не превышающем 110%.

Следовательно, для расчета налога на землю необходимо знать:

  • нормативную денежную оценку земель
  • коэффициент индексации

Основанием для начисления арендной платы выступает договор аренды земельного участка, в котором указываются размер и условия внесения платы. Следует обратить внимание на то, что договор аренды в данном случае носит административный характер. Поскольку арендодателем выступает орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, то говорить о свободе установления договорных условий в полной мере не приходится. Закон «Об аренде земли» содержит оговорку о том, что сроки внесения арендной платы при передаче в аренду коммунальной или государственной земли определяются налоговым законодательством (ст. 21). НКУ устанавливает нижний и верхний пределы размера арендной платы за землю. Так размер годовой суммы платежа устанавливается договором аренды, однако, размер аренды не может быть:

1. менее размера замельного налога в размере:

  • для земельных участков, нормативную оценку которых проведено — в размере не более 3% оценки, для земель общего пользования — не более 1% оценки, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% оценки;
  • для земельных участков, нормативную оценку которых не проведено, — в размере не более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценкт единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области «.

2. не должен превышать 12% от нормативной денежной оценки

Однако превышение размера арендной платы в любом случае допускается, если имеется несколько претендентов на получение земельного участка и арендатор определяется на конкурсной основе. Если договор аренды не запрещает передачу земли в субаренду, то вне зависимости от наличия прямого указания в договоре плата за субаренду не может превысить размера самой арендной платы. Следовательно, закон не позволяет получать доход от передачи в субаренду государственного или коммунального имущества (земли).

Из рассмотренного следует, что при определении размера земельного налога и арендной платы в качестве налоговой базы во многих случаях выступает нормативная денежная оценка земельных участков (ст. 289 НКУ). Она не остается неизменной из года в год, а корректируется в соответствии с коэффициентом индексации, полученным на основе индекса потребительских цен за прошлый год по состоянию на 1 января текущего года. Величину коэффициента индексации поручено рассчитывать центральному органу исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (Государственному агентству земельных ресурсов).

НКУ предусматривает льготы по уплате земельного налога и для физических, и для юридических лиц (ст.ст. 281, 282 НКУ).

От уплаты налога на землю освобождаются следующие физические лица:

  • инвалиды І и ІІ групп;
  • лица, имеющие на воспитании 3 и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»;
  • лица – пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
  • лица и землепользователи, передавшие земельные участки (паи) в аренду плательщикам единого налога 4-ой группы

Следует учесть, что лица освобождаются от уплаты налога только в отношении всех земельных участков по каждому виду использования в рамках граничных норм:

  • 2 га – для ведения индивидуального сельского хозяйства;
  • 0,01 га – для строительства личного гаража;
  • 0,12 га – дл ведения садоводства и т.д.

Указанные ограничения не относятся к лицам, передавшим землю в аренду плательщикам единого налога 4-ой группы.

Освобождение от уплаты налога за земельный участок в рамках норм его площади – логичное и обоснованное решение законодателя. Во-первых, нормы установлены в пределах, необходимых для целевого использования земельных участков (например, для строительства гаража вполне достаточно 100 кв.м земли). Во-вторых, установление норм предотвращает злоупотребления со стороны налогоплательщиков. В истории законодательства имеются примеры, когда из-за пробелов освобождались от налогообложения объекты, которые активно использовали (в том числе, в предпринимательской деятельности) члены семьи льготника.

НКУ устанавливает льготы для юридических лиц определенных категорий:

  • санаторно-курортные, лечебные учреждения организаций инвалидов;
  • организации инвалидов, предприятия таких организаций, при условии пребываняи в штате не менее 50% инвалидов и расходов на зарплату инвалидам в размере не менее 25% от фонда оплаты труда.
  • базы олимпийской и паралимпийской подготовки

Как видим с 2015 года перечень льготников значительно сузился.

Своевременная уплата налога является одной из основных обязанностей владельцев и пользователей земельных участков (ст.ст. 91, 96 ЗКУ). Сумма налога уплачивается ежемесячно равными долями в течение 30 календарных дней после завершения налогового (отчетного) месяца (п. 287.3 НКУ). Выбранный вариант предоставления отчетности (единожды в начале года либо ежемесячно) не будет влиять на порядок платежей. При ежемесячной подаче декларации срок для исполнения налогового обязательства будет таким же. Но, ради правоты, следует сказать, что установлен он нормами совсем других статей. Так пункт 57.1 НКУ предусматривает уплату суммы налогового обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем​​ граничного срока представления налоговой декларации (то есть по истечении 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным).

Физическое лицо осуществляет плату за землю в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения (п. 287.5 НКУ). Отменена ответственность за неуплату налога в случае, если налоговая не отправила либо не вручила уведомление об оплате налога. Срок, за который насчитывается налог, ограничен тремя годами.

Декларация состоит из шапки и трех разделов. Для отчетности по земналогу следует верно заполнить шапку декларации, а также разд. І и ІІІ.

Шапку декларации заполнить просто. Так как там в основном указываются всем известные данные, а именно реквизиты плательщика и налогового органа, в который подается декларация, а также код КОАТУУ территории, на которой размещены земли, за которые начисляется земналог.

Из особенностей заполнения выделим только правила заполнения стр. 1 шапки, а именно:

— в поле «Порядковий номер за рік за видом декларації» следует указать номер, который равен последовательно нарастающему числу поданных соответствующих деклараций. Декларации с отметкой «земельний податок» нумеруются отдельно от деклараций с отметкой «орендна плата» и отдельно проводится нумерация по типу деклараций («Звітна», «Нова звітна», «Уточнююча»);

— отчитываясь по земналогу, отметку «Х» следует указать напротив того вида платы за землю (в нашем случае — «земельный налог»), по которому подаете декларацию, а также в поле 01 «Звітна», поскольку подаем отчетную декларацию;

— указываете в поле «за 20__ рік» период, за который подаете декларацию. Если подаете годовую декларацию, то вам следует заполнить только это поле. Если же вы избрали вариант с ежемесячной отчетностью, то, кроме этого поля, вам следует заполнить и поле «за __ місяць». В этом поле следует указать номер месяца, за который отчитываетесь. Порядковый номер месяца проставляется арабскими цифрами (для чисел из одной цифры в первом поле проставляется «0»).

После заполнения шапки следует переходить к заполнению основной части декларации, а именно разд. І и ІІІ. Именно в этих разделах происходит начисление налоговых обязательств.

В разд. І декларации юрлицо начисляет налог по каждому отдельному земучастку. Правила заполнения разд. І для месячных и годовой декларации один и те же. Напомним их в таблице.

Порядок заполнения разд. І декларации по плате за землю

Номер колонки

Название колонки

Правила заполнения

2

Категорія земельних ділянок

Указывают четырехзначный код (формат XX.XX) относительно категории / целевого назначения земель. Этот код должен соответствовать информации, указанной в правоустанавливающих документах на земучасток или справке об НДО. Искать такие коды следует в Классификации земель

3-4

Документи, які засвідчують/ підтверджують право власності/ користування

Отражают информацию, взятую в правоустанавливающих документах на земучасток, а именно:

— в к. 3 указываете вид права собственности: 1 — собственность, 2 — постоянное пользование;

— в к. 4 указываете серию и номер документа, который подтверждает право собственности или пользования землей, то есть серию и номер госакта на землю или свидетельства о праве собственности

5-6

Державна реєстрація прав власності/ користування (у разі наявності)

Здесь указывают информацию о регистрации вещных прав на землю. Берут ее из Свидетельства о регистрации вещных прав на недвижимость,

В к. 5 указываете дату регистрации в формате: две цифры месяца, четыре цифры года.

Земельный налог — 2021: начисление

База налогообложения установлена в ст.271 НКУ. В соответствии с данной нормой на выбор базы налогообложения земельным налогом влияет наличие нормативной денежной оценки (НДО) по тому или иному земельному участку. В зависимости от наличия НДО базой налогообложения может быть:

  • нормативная денежная оценка (НДО) земельных участков с учетом коэффициента индексации;
  • площадь земельных участков (если их НДО не проведена).

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (п.286.1 ст.286 НКУ).

Что касается базы налогообложения для арендной платы, то она НКУ не определена. Объясняется это тем, что согласно п.288.4 ст.288 НКУ размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором с соблюдением ее минимального и максимального пределов, предусмотренных п.288.5 ст.288 НКУ.

Начисление земельного налога проводится контролирующими (налоговыми) органами. Налоговики до 1 июля должны выдать (отправить) решение-уведомление о необходимости уплаты налога на землю. Граждане должны уплатить земельный налог в течение 60 дней с даты вручения налогового уведомления-решения. То есть земельный налог в 2017 году нужно уплатить до 29 августа текущего года.

В сельской и поселковой местностях плата за землю может осуществляться через кассы сельсоветов по квитанции о принятии налоговых платежей. Если налоговое уведомление-решение не пришло, есть смысл самостоятельно обратиться в налоговую по месту расположения земельного участка.

Согласно п 8 подразд 6 разд ХХ НКУ, индекс потребительских цен за 2016 год, который используется для определения коэффициента индексации НДО земель, применяется со значением:

  • для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) – 100 %;
  • для земель несельскохозяйственного назначения – 106 %.

То есть для расчета земельного налога на 2017 год к НДО нужно применять следующие коэффициенты:

  • для сельхозугодий – 1,0;
  • для земель несельскохозяйственного назначения – 1,06.

Ставки земельного налога в 2017 году Ставки земельного налога устанавливают органы местного самоуправления по местонахождению земельных участков (п 284 1 НКУ).

Следовательно, ставка налога для каждого конкретного земельного участка определяется решением органа местного самоуправления, на территории которого находится этот участок. Решение о ставках земельного налога и предоставленных относительно него льгот подается органу ГФС по местонахождению земельного участка до 25 декабря года, предшествующего отчетному. Если в указанный срок орган местного самоуправления не принял решение о размере ставок земельного налога, то в текущем году применяются ставки, которые действовали до 31 декабря предыдущего года.

В ст. 281 НКУ регламентируется, что от оплаты земельного налога освобождаются:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • физические лица, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей;
  • пенсионеры, вышедшие на заслуженный отдых по возрасту;
  • ветераны войны и лица, приравненные к ним;
  • пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС.

При этом льготная нулевая ставка налога относится только к тем приусадебным территориям, чей размер не превышает 0,25 га в селах, 0,15 га в поселках и 0,12 га в городах. Если земля предназначена для ведения личного крестьянского хозяйства, то ее размер может составлять до 2 га. Важно понимать, что льготные условия касаются только одного участка, находящегося в собственности у лица, по каждому виду использования.

Для перечисленных лиц льготы устанавливаются в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства – не больше 2 г;
  • для садоводства – не больше 0,12 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений в селах не более 0,25 г, в поселках – не больше 0,15 г, в городах – не больше 0,1 г.

Льготы распространяются исключительно на один земельный участок по каждому виду целевого назначения. Например, если физическое лицо является собственником четырех земельных участков – две для садоводства и две для индивидуального дачного строительства, то льготы будут распространятся на один земельный участок для садоводства и один для индивидуального дачного строительства.

Если право на льготу возникает у плательщика в течение календарного года, от обязанности на льготу он освобождается со следующего месяца (ст. 284 НКУ). Задача физического лица – своевременно предоставлять в налоговую инспекцию документы, подтверждающие право на соответствующую льготу. Остальное контролеры сделают сами и до 1 июля текущего года пришлют плательщику налоговое уведомление-решение с готовой суммой к уплате.

Такое же правило действует и в том случае, когда льготные возможности утеряны (например, один из детей достиг совершеннолетнего возраста). Кроме того, владельцы земли, которые относятся к одной из льготных категорий, но сдают свою собственность в аренду, оплачивают земельный налог на общих основаниях.

Получите совет юриста за 15 минут!

От уплаты налога на землю освобождаются те сельскохозяйственные предприятия, которые выступают в качестве плательщиков четвертой группы плательщиков ЕН. Однако, следует отметить, что в данном случае речь идет лишь о ту землю, что используется для производства продукции сельскохозяйственного назначения, при чем освобождение касается только земельного налога, а не арендной платы, которую они должны платить в полном размере.

Как отмечено в 20-м разделе Налогового кодекса Украины, плата за землю в 2017 году в Украине снимается в том случае, если она находятся на захваченной оккупантами территории. Также это касается тех сел или поселков на востоке Украины, где на данный момент происходят военные действия.

Что касается уплаты налога на землю, то, согласно 282-й статье НК, его могут не уплачивать:

  • санаторно-оздоровительные учреждения;
  • учреждения для реабилитации людей с физическими недостатками;
  • культурные, образовательные учреждения, а также учреждения, занимающиеся охраной здоровья;
  • базы для подготовки спортсменов-олимпийцев и параолимпийцев.

Правила взимания платы за землю в 2020 году не претерпели кардинальных изменений по сравнению с прошлым годом. Это значит, что в 2020, как и в 2018 году, плату за землю — собственники земли и арендаторы будут платить в двух формах:

  • земельного налога (п.п. 14.1.72 НКУ);
  • арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (п.п. 14.1.136, ст. 288 НКУ).

Кадастровая стоимость земли — это альтернатива рыночной стоимости, в основе которой лежат разделение земли на категории и вид использования. В Украине для определения кадастровой стоимости земли существует сравнительный метод оценки — он заключается в оценке участка с аналогичным ему, стоимость которого уже известна.

Для упрощения оценки, а также для исключения завышенной или заниженной цены земли в настоящее время используется специальное программное обеспечение. Поэтому обжаловать установленную кадастровую стоимость фактически невозможно, поскольку параметры по каким земля оценивается не доступны обычному пользователю.

Если земельные участки у физических лиц находятся на правах собственности или пользования (подтверждается государственным актом), плата взимается в виде налога на землю. Следует знать, что даже если у физического лица нет документа о праве собственности или использования земли, такое лицо все равно обязано уплачивать налог на землю, поскольку получение такого документа является добровольным и налог насчитывается не по факту наличия государственного акта, а по данным государственного земельного кадастра.

Важно! Если участком владеют несколько лиц, то налог платит каждый владелец отдельно и пропорционально своей части.

Ставка и размер земельного налога зависят от площади земельного участка, от того, где он находится и как его используют. Для физических лиц расчет земельного налога с учетом всех требований законодательства проводит налоговый инспектор на основании имеющихся данных по состоянию на 1 мая. Информация ежеквартально поступает в налоговые органы от соответствующих организаций, в том числе нотариусов, БТИ и Госкомзема Украины.

Для сведения. Налог рассчитывается либо в процентах от денежной оценки земли (при ее наличии), либо по утвержденным законом ставкам (с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от статуса населенного пункта, отнесения его к курорту, ежегодному коэффициенту согласно закону о Госбюджете, решения органов местного самоуправления в соответствии с предоставленными полномочиями).

Следует иметь в виду, что для участков, на которых расположено жилье, индивидуальные гаражи, хозяйственные здания и сооружения, а также дачи, существуют определенные налоговые послабления: владельцы платят всего 3% налога на землю. Так, если за дачный участок площадью 0,6 га начислен земельный налог в размере 100 гривен, владелец должен уплатить 3% этой суммы — 3 гривни.

Ставка налога на землю в 2020 году зависит от того, проведена ли нормативная денежная оценка земельного участка. Нормативная денежная оценка земель, которые находятся в пределах населенных пунктов, проводится на основании решения органов местной власти и должна быть опубликована до 15 июля года, который предшествует отчетному году. В противном случае она в текущем году не применяется.

В любом случае ставка налога, которая устанавливается местными коммунальными органами, не может превышать 3% от нормативной денежной оценки, а для земельных участков, которые пребывают в постоянном пользовании — не больше 12%.

Ставка налога на землю сельхозназначения также ограничивается рамками: не меньше 0,3% и не больше 1% от нормативной денежной оценки.

Если нормативная денежная оценка не проведена, тогда налог на землю рассчитывается исходя из площади участка. Речь идёт об участках, размещенных вне населенных пунктов.

Ставка налога на землю на 2020 год для таких участков не может превышать 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области, а для земельных участков сельскохозяйственного назначения — не меньше 0,3% и не больше 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни соответствующей области.

Как платить налог на землю в Украине

Предприятия и предприниматели – владельцы и пользователи земли должны были подать декларацию по налогу на землю за текущий год до 20 февраля. Второй вариант предусматривает ежемесячную подачу налоговой декларации в течение 20 дней месяца, следующего за отчетным месяцем.

Что касается простых граждан (не предпринимателей), то на них такая обязанность по подаче налоговой отчетности не возлагается.

Если предприятия и предприниматели обязаны самостоятельно высчитывать размер земельного налога, то в отношении физических лиц расчет налога на землю проводят налоговые органы. Так же как и в случае с налогом на недвижимое имущество, налоговые органы обязаны прислать плательщику налога на землю налоговое уведомление-решение до 1 июля. В таком решении должен быть указан размер налога и реквизиты для оплаты.

Такие письма из налоговой должны отправляться по месту прописки плательщика вне зависимости от того, живёт он по адресу или нет. Если вы не получите уведомление-решение в связи с тем, что по месту прописки не проживаете, то от уплаты налога и дальнейшего начисления штрафов в случае несвоевременной оплаты это вас не освободит.

Узнать размер налога на землю можно также путем обращения в налоговую службу с письменным заявлением для проведения сверки данных, во время которой уточняется площадь участка, наличие льгот, ставка и окончательная сумма налога.

Если между вашими данными и данными налоговой будут расхождения, то при наличии оригиналов документов, подтверждающих ваши данные (например, документов о наличии льгот), налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней сделать новый расчет. Обжаловать любые решения местной налоговой службы можно в вышестоящую налоговую инстанцию или в суд.

Заплатить налог нужно в течение 60 дней с момента получения уведомления-решения.

Если же решение вами не получено по причине того, что налоговая его не выслала на ваш адрес (а не по причине окончания срока хранения или вашего отказа в его получения), тогда обязанность уплачивать налог не возникает и никакие штрафы не начисляются.

  1. Размер земельного налога зависит от местонахождения земельного участка, поскольку ставки налога на землю должны утверждать местные органы власти. Также необходимо учитывать находится ли земельный участок в пределах населенного пункта или вне его пределов.
  2. Налоговым кодексом предусмотрено освобождение от уплаты налога на земельный участок для пенсионеров. Кроме того, существует еще несколько льготных категорий, которые не будут платить этот налог. Вместе с тем, льгота распространяется только на 1 земельный участок по одному целевому назначению в границах установленных законом норм.
  3. Физическим лицам (то есть не предпринимателям) не нужно самостоятельно высчитывать размер налога, за них это делает налоговая служба, отправляя плательщику письменное решение с расчетом налога. В случае вашего несогласия с его размером или же для того, чтобы узнать размер насчитанного налога, вы имеете право обратиться в налоговую службу по месту нахождения участка для сверки данных, а в дальнейшем обжаловать действия налоговой, если они неправомерны.

Налог на землю в Украине 2021: Как рассчитать и оплатить

^К началу страницы

Начиная с 2021 года (за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды) налогоплательщики-организации налоговые декларации по земельному налогу не представляют.

Уточненные налоговые декларации за налоговый период 2019 года и ранее представляются в налоговый орган по месту учета организации по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

Налогом на землю в Украине облагаются:

  • земельные участки (собственные или в пользовании);
  • собственные земельные доли (паи).

Размер налога на землю в Украине зависит от нормативной денежной оценки с учетом коэффициента индексации. Земельные участки, оценка которых еще не проведена, облагаются налогом по единой, установленной государством ставке.

Читай также: Рынок земли в Украине: Какие документы отменят

Каков размер налога для оцененных участков:

  • не более 3% от нормативной денежной оценки для участков, которым проведена оценка;
  • не более 1% от нормативной денежной оценки для земель общего пользования;
  • не менее 0,3% и не более 1% от нормативной денежной оценки для сельскохозяйственных угодий;
  • не более 0,1% от нормативной денежной оценки для лесных земель;

Каков размер налога для неоцененных участков:

  • за участки за пределами населенных пунктов – не более 5% от оценки по области;
  • для сельско-хозяйственных угодий – не менее 0,3% и не более 5% от оценки по области;
  • для лесных земель-не более 0,1% от оценки по области.

Читай также: Земельная реформа: в Украине хотят ввести электронные торги

Сроки уплаты налога на землю в Украине установлены следующие:

  • граждане Украины должны оплатить налог в течение 60 суток после получения налогового уведомления;
  • юридические лица должны оплачивать налог ежемесячно, в течение 30 календарных дней.

Уплачивать можно так, как удобно — через онлайн или через кассу банка. При этом отменена ответственность за неуплату налога, если налоговая не прислала уведомление.

Читай также: Сколько стоит земля в Украине 2021: обзор цен

  • Наличный рынок
  • НБУ
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать

Как рассчитать налог на землю в 2020 году в Украине?

Использование собственности на землю не должно причинять ущерб правам и свободам граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные свойства земли.

Земельные отношения — это общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей.

Земельные отношения регулируются Конституцией, Земельным кодексом, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Земельные отношения, возникающие при использовании недр, лесов, вод, а также растительного и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются Земельным кодексом, нормативно-правовыми актами о недрах, лесах, водах, растительном и животном мире, атмосферном воздухе, если они не противоречат Земельному кодексу.

Субъекты земельных отношенийграждане, юридические лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти.

Объекты земельных отношенийземли в пределах территории Украины, земельные участки и права на них, в том числе на земельные доли (паи).

Задачей земельного законодательства является регулирование земельных отношений в целях обеспечения права на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства, рационального использования и охраны земель.

Земельное законодательство основывается на следующих принципах:

  • объединение особенностей использования земли в качестве территориального базиса, природного ресурса и основного средства производства;
  • обеспечение равенства права собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства;
  • невмешательство государства в осуществление гражданами, юридическими лицами и территориальными общинами своих прав по владению, пользованию и распоряжению землей, кроме случаев, предусмотренных законом;
  • обеспечение рационального использования и охраны земель;
  • обеспечение гарантий прав на землю;
  • приоритет требований экологической безопасности.

К землям Украины относятся все земли в пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению делятся на категории, имеющие особый правовой режим:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли жилой и общественной застройки;
  • земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения;
  • земли оздоровительного назначения;
  • земли рекреационного назначения;
  • земли историко-культурного назначения;
  • земли лесохозяйственного назначения;
  • земли водного фонда;
  • земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Земельные участки каждой категории земель, не предоставленные в собственность или пользование гражданам или юридическим лицам, могут находиться в запасе.

По плате за землю на населенные пункты приходится сравнительно небольшая часть территории государства (11,8%), но по денежной оценке — больше половины общей стоимости земли. На этих землях проживает основная часть населения, размещено подавляющее большинство производственных и социальных объектов, они лучше всего обустроены с точки зрения инфраструктуры, а потому их рыночный потенциал очень высокий, что определяет приоритетность и первоочередность включения таких земель в экономический оборот.

Украина за пределами своей территории может иметь на праве государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответствующей страны.

В связи с проведением в государстве реформирования аграрного сектора экономики, а также в результате изменения форм собственности на землю осуществляется значительное перераспределение земель между собственниками и землепользователями.

Учитывая это, а также с принятием новой редакции Земельного кодекса и Закона об аренде земли существенно расширяются права на аренду земли и возможности операций с землей по гражданско-правовым соглашениям. А потому решение проблем взимания платы за землю в настоящее время актуально.

Полнота наполнения местных бюджетов средствами от платы за землю в значительной мере зависит от успешности реформирования земельных отношений и в первую очередь от регистрации прав на землю и недвижимое имущество, введения института частной собственности на землю, повсеместного проведения оценки земель, развития рынка земли.

Плата за землю в полном объеме зачисляется в местные бюджеты по месту расположения земельных участков и является весомым источником наполнения местных бюджетов.

В соответствии со ст. 9 Налогового кодекса плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) относится к общегосударственным налогам и сборам.

Использование земли в Украине — платное (ст. 206 Земельного кодекса). Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от денежной оценки земель. Размеры налога за земельные участки, денежная оценка которых не установлена, определяются до ее установления в порядке согласно разделу ХІІІ «Плата за землю» Налогового кодекса.

Собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, кроме арендаторов и инвесторов — участников соглашения о распределении продукции, уплачивают земельный налог. За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата.

Взимание земельного налога за земельные участки, предоставленные в пользование в связи с заключением соглашения о распределении продукции, заменяется распределением произведенной продукции между государством и инвестором на условиях такого соглашения.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей.

Плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев), а также землепользователи.

Объектом платы за землю являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, а также земельная доля (пай), находящаяся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды.

Налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), занятые жилищным фондом, автостоянками для хранения личных транспортных средств граждан, используемые без получения прибыли гаражно-строительными, дачно-строительными и садоводческими обществами, индивидуальными гаражами, садовыми и дачными домами физических лиц, а также за земельные участки, предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, взимается в размере 3% суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Налогового кодекса.

Налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов) на территориях и объектах природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, использование которых не связано с функциональным назначением этих территорий и объектов, взимается в пятикратном размере налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Налогового кодекса.

Налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов) на территориях и объектах историко-культурного назначения, использование которых не связано с функциональным назначением этих территорий и объектов, взимается в размере, исчисленном в соответствии со статьями 274 и 275 Налогового кодекса, с применением следующих коэффициентов:

  • международного значения — 7,5;
  • общегосударственного значения — 3,75;
  • местного значения — 1,5.

Налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), предоставленные для железных дорог в пределах полос отвода, для горнодобывающих предприятий для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезных ископаемых, а также за водоемы, предоставленные для производства рыбной продукции, взимается в размере 25% налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Налогового кодекса.

При предоставлении в аренду земельных участков (в пределах населенных пунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями другим субъектам налог за площади, предоставляемые в аренду, исчисляется в соответствии со ст. 274 Налогового кодекса от нормативной денежной оценки, определенной с учетом применения соответствующего коэффициента функционального использования этих площадей (в зависимости от вида экономической деятельности арендатора), и ст. 275 этого Кодекса.

Налог за земельные участки (в пределах и за пределами населенных пунктов), предоставленные для размещения объектов энергетики, вырабатывающих электроэнергию из возобновляемых источников энергии, взимается в размере 25% налога, исчисленного в соответствии со статьями 274, 275, 278 — 280 Налогового кодекса.

От уплаты налога освобождаются:

  • инвалиды I и II групп;
  • физические лица, воспитывающие троих детей и более в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры (по возрасту);
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона № 3551;
  • физические лица, признанные законом пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы.

Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебных участков): в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;
  • для садоводства — не более 0,12 га.


Похожие записи:

Добавить комментарий