Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что важно знать о правах ребенка в России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Правовое регулирование всех возникающих вопросов касательно защиты прав ребёнка основывают на Конвенции. Именно это документ – основополагающий среди всех перечисленных законов. Другими словами, Конвенция служит гарантией прав ребёнка в РФ. Но это не всё: есть многие другие моменты, которые требуется упомянуть.
Декларация прав ребёнка содержит ещё многие пункты относительно защиты детей и их жизни. В ней упоминается о защите сиротства, правах детей-инвалидов, защите от сексуального насилия, жестокого обращения. Ещё Декларация прав ребёнка содержит следующие гарантии:
- Защиту жилого пространства.
- Тайну телефонных переговоров и переписки.
- Неразглашение личных сведений, в частности, об усыновлении, личной жизни и т.д.
- Возможность получить помощь в случае лишения семьи. В таких случаях права несовершеннолетних детей защищает государство.
- Защиту от принуждения работать на вредном производстве.
Основные права несовершеннолетних детей в России
Соблюдение прав каждого малолетнего человека – обязанность государственных органов. В частности это задача учреждений, отвечающих за опеку и попечительство. При возникновении серьёзных конфликтных ситуаций могут вмешаться прокуратура и суд.
Для этого сам ребёнок (или его родители) могут заполнить специальную форму заявления и отправить его в прокуратуру. Далее дело перейдёт в суд, который и будет регулировать права ребёнка.
Законом детей разделили на две категории – малолетние и несовершеннолетние. В зависимости от категории детей в РФ, является ли он малолетним или несовершеннолетним детям и их родителям законом предусмотрены различные права и свободы. Малолетним считается ребёнок от рождения до четырнадцатилетнего возраста.
В 14 лет подросток становится несовершеннолетним. Права и свободы каждого ребёнка зависят от того, к какой категории он относится. Так до того, пока ему исполнится 14 лет, все вопросы решают его родители (опекуны, усыновители).
В 14 лет человек уже имеет право самостоятельно принимать решение о совершении мелких сделок, а по достижении совершеннолетия приобретает права взрослого человека, становится полностью дееспособным и обладает всеми гражданскими правами и обязанностями, что и другие граждане государства.
В семейном праве говорится: чтобы ребёнок мог полноценно и гармонично развиваться, ему нужна любовь и понимание, что может дать только семья – родные или приёмные родители, опекуны.
Материальная и моральная обеспеченность, атмосфера любви в семейном кругу, ответственность родителей – всё это обеспечивает счастливое детство каждого малыша. Самое важное право несовершеннолетних детей – всегда оставаться с матерью и только в исключительных случаях допускается разлука с нею. Общество и органы публичной власти обязаны заботиться о соблюдении прав детей-сирот, у которых нет семьи и средств на существование.
Что важно знать о правах ребенка в России
Образование – важнейшее условие, от которого зависит не только карьера, но и благосостояние каждого гражданина. Поэтому в гражданском кодексе РФ говорится, что каждый ребёнок может бесплатно обучаться в школе. Причем государство законодательно регулирует так систему образования, чтобы она помогла каждому ученику:
- культурно развиваться;
- развивать личное суждение;
- воспитывать моральную ответственность.
Всё это поможет каждому со временем приносит пользу обществу, давшему ему все эти возможности.
Ответственность за качество образования лежит не только на образовательных учреждениях, но и на родителях: ребёнку нужно обеспечить все условия для обучения, а также игр, цель которых – улучшение образования.
Что касается охраны здоровья, в права ребёнка в Конституции РФ имеются и пункты относительно охраны здоровья. В них говорится, что каждый несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами в области медицинской помощи. Он может:
- Лечиться и проходить наблюдение в диспансере.
- Пользоваться льготными условиями по питанию и медицинской помощи.
- Получать информацию о своем состоянии здоровья в такой форме, которая, согласно защите прав детей, доступна его возрасту.
- Учиться и трудиться в тех условиях, которые исключают неблагоприятное воздействие на его здоровье разных факторов.
Что очень важно, защита прав ребёнка в РФ позволяет несовершеннолетним, достигшим 15-летнего возраста, добровольно согласиться или отказаться от медицинского вмешательства в письменной форме.
- Поменять имя, фамилию и отчество
- Жить за счет родителей
- Выбирать, с кем из родителей жить после развода
- Общаться с родными после развода родителей
- Получить прописку по месту жительства родителя, даже если другие собственники против
- Не соглашаться на усыновление, опекунство и восстановление родителей в правах
- Делать покупки в магазине, получать призы и подарки с 6 лет
- Подписывать договоры и совершать сделки с 14 лет
- Распоряжаться своими деньгами и вкладами с 14 лет
- Иметь свои вещи и не разрешать родителям ими пользоваться
- Не платить штрафы, налоги и не возмещать причиненный вред
- Учиться и лечиться за счет государства
- Ходить в сад и школу рядом с домом
- Учиться дома, а не в школе
- Работать с 16 лет
- Отказаться от лечения, прививок и обследований с 15 лет
- Водить мопеды и легкие мотоциклы с 16 лет
- Заниматься бизнесом и подрабатывать
- Вступать в брак с 16 лет
- Получать наследство, даже если завещание на других людей
- Использовать налоговые вычеты при покупке недвижимости
- Ездить за границу без сопровождения взрослых
- Получить долю в доме или квартире, если на их покупку потратили маткапитал
- Получить гражданство РФ
- Защищать свои права и интересы
- Требовать уведомления родителей при задержании
- Участвовать в производстве по уголовным делам в присутствии родителей и педагога
Очевидно, что для полноценной реализации любым субъектом его прав и свобод они должны быть закреплены на законодательном уровне, иначе они попросту не существуют. В этом плане государство действует последовательно: нормативно-правовые документы, касающиеся правомочий ребенка, представляют собой обширную систему, состоящую как из внутренних законодательных и подзаконных актов, так и международных договоров и конвенций.
Что характерно, нормативно-правовые акты, о которых пойдет речь, не только декларируют перечень прав ребенка, но и обеспечивают гарантии их реализации и защиты. Предлагаем рассмотреть список основных законодательных норм подробнее.
Куда больше прав и обязанностей появляется с 14 лет. Теперь несовершеннолетний может оформить паспорт, получает право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав, может устроиться на работу, при согласии на то родителей может заключать сделки, самостоятельно распоряжаться получаемым заработком и стипендией, открывать вклады в банках.
Вместе с этим расширяется объем его ответственности: так, по некоторым преступлениям он может быть привлечен к уголовной ответственности, может быть исключен из школы, а также обязан самостоятельно отвечать по имущественным сделкам, если у него хватает имущества.
В 16 лет дети в исключительных случаях могут вступать в брак, учиться водить автомобиль, вступать в кооперативы, заниматься предпринимательской деятельностью и работать почти на тех же условиях, что и взрослые.
Кроме того, с 16 лет дети в полной мере могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности. При достижении 17 лет у парней возникает обязанность стать на воинский учет. И только с 18 лет у них возникает полная дееспособность, то есть возможность обладать всеми правами и обязанностями.
Интересно, что получить весь объем прав и обязанностей дети могут и до 18 лет, в частности, если они оформляют брак или признаются эмансипированными. В таком случае несовершеннолетние теряют статус ребенка и, несмотря на недостижение 18 лет, теряют связанный с детством объем прав.
Права ребенка, хоть и находятся под основательной законодательной защитой и гарантируются государством, полноценно могут быть реализованы лишь благодаря родителям. Именно на них или на лиц, их заменяющих, возлагается вся полнота ответственности за реализацию прав несовершеннолетних.
Учитывая, что значительная часть личных прав детей связана с их семейным воспитанием, самоустранение родителей от их обязанностей приводит к невозможности полноценной реализации прав несовершеннолетних. А потому именно сохранение семей должно стать приоритетом государственной политики в отношении детей на будущие годы.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Подросткам нельзя гулять по улице ночью без сопровождения их законных представителей. С 22 часов до 6 часов детям запрещено посещать скверы, парки или различные питейные заведения.
Подросткам нельзя ходить в ночные клубы и рестораны без родителей. Время с 22 до 6 часов считают ночным и региональные власти самостоятельно изменяют этот период (по сезону).
Несовершеннолетним считают гражданина РФ до 18 лет. Согласно Семейному кодексу РФ, дети пользуются имущественными или иными вышеприведенными правами и выполняют конкретные обязанности. Подросток получает необходимое образование, медицинские государственные услуги и др.
Родители, опекуны, усыновители должны соблюдать законодательство РФ о защите всех законных прав ребенка. Иначе эти граждане будут наказаны по всей строгости закона.
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
Права несовершеннолетних детей
Уже начиная с того момента, как только малыш появился на свет, у него появляются права гражданина Российской Федерации.
В этом возрастном периоде он имеет право получить имя, получать воспитание в семье и проживать в ней же (если это представляется возможным). Он может жить совместно со своими родителями и знать, кто они (но только тогда, если нет никаких противоречий с интересами малыша).
Что касается остальных прав, то они будут добавляться с каждого конкретного возраста.
Малыш может участвовать в совершении мелких сделок, которые носят бытовой характер.
Согласно нормам права детей в конституции рф в этом же возрастном периоде и старше, дети уже могут участвовать в совершении сделок, где им разрешено распоряжаться средствами с согласия своих родителей.
Средства при этом могут быть даны как самими родителями малыша или лицами их заменяющими, так и другими людьми (тетями, дядями, дедушками и т.д.).
Подросток может участвовать в различных организациях общественного характера. Начиная с этого возрастного периода его мнение должно обязательно учитываться во время решения абсолютно любых моментов, касающихся его семьи.
Помимо перечисленного, у детей с 8 лет появляются права на согласие или же, напротив, категорическое несогласие в случае смены своей фамилии или имени. Малыш также может быть участником восстановления в родительских правах своего родителя.
Дети начиная с восьмилетнего возраста и намного старше, могут давать согласие или, наоборот, не давать его для передачи их на удочерение или усыновление.
Права ребенка конституция рф распространяет на получение паспорта, требования отмены усыновления и самостоятельного обращения в государственные инстанции с целью получить защиту.
Помимо перечисленного, дети могут соглашаться или не соглашаться на смену статуса своего гражданства и требовать у судебных инстанций установить отцовство.
Подросток, начинаяс четырнадцатилетнего возраста уже может устраиваться на работу, но делать это он должен во время, не мешающее учебе (к примеру, на летних каникулах). Такое право наступает у любого человека в этом возрасте, но всего на 4 часа в сутки и превышать это время нельзя согласно трудовым нормам.
Дети могут сами заявлять права на изобретения, литературные произведения и остальные продукты, созданные с помощью своей деятельности (авторское право).
Иные права и обязанности детей конституция рф связывает с участием в общественно значимых организациях, учебой вождению на мотоцикле и управлении велосипедным транспортом.
С 16 лет подросток имеет возможность работать на льготных условиях, которые записаны в Трудовом Кодексе РФ, но не больше 24 часов за всю неделю.
Важно! С 16 лет подросток вправе заключать брак, если на то есть уважительные причины. Для этого необходимо получить соответствующее разрешение органов местного самоуправления.
Что касается работы, то трудовую деятельность можно осуществлять не больше 36 часов за всю неделю. Подросток также вправе учиться вождению легковой машины или управлять мопедом на дорогах.
В Конституции РФ прописаны не только права, но и обязанности детей. Так, например, начиная с шестилетнего возраста они должны получить основное образование по 9 класс включительно. При этом дети обязаны четко соблюдать дисциплину в учебном заведении и порядки, установленные там.
Обязанности детей по конституции рф в возрасте 8 лет и старше, связаны с соблюдением школьного устава, а также правил общественных организаций.
Начиная с 14 лет подросток должен выполнять все поручения, которые связаны с трудовыми обязанностями. В эту категорию входит соблюдение трудового законодательства и распорядка труда, если он работает.
Кроме того, обязанности ребенка по конституции рф в этом возрасте связаны с соблюдением правил, установленных различными организациями и соблюдением школьного устава.
Начиная с семнадцатилетнего возраста прибавляется обязанность встать в военкомате на учет как военнообязанный (если подросток мужского пола). У женского пола таких обязанностей нет.
Прежде, чем вести дальнейший разговор о правах ребенка, необходимо определиться в понятиях:
ребенок — это лицо, недостигшее 18-летнего возраста (статья 54 Семейного кодекса РФ);
малолетний ребенок — это несовершеннолетний до 14 лет (статья 28 Гражданского кодекса РФ);
родители — это те лица, которые обязаны заботиться о детях и их воспитании (статья 38 Конституции РФ).
Также достаточно часто встречаются понятия, которые законодательно не опрелены, но определены правоприменительной практикой. К таким понятиям относятся:
-
единственный родитель;
-
законный представитель;
-
мать — одиночка (одинокая мать).
- Афиша
- Новости
- Объявления
- Статьи
- Видеотека
Закон о правах ребенка в России
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
В соответствии с этими принципами:
1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».
В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.
К 2002 документ ратифицировало 191 государство. Все они каждые 5 лет предоставляют в Комитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в их странах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают при реализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем. На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовит экспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратить особое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какие существуют методы их решения и т.п.
Помимо этого, диалог между международным экспертным сообществом, международными и национальными организациями по защите прав детей ведется за рамками ООН – на специальных международных встречах.
Так представительная международная встреча на высшем уровне прошла 29–30 сентября 1990 в Нью-Йорке. На ней была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-e годы. Кроме того, был выработан План действий по осуществлению этого документа. Он включил в себя практические мероприятия, направленные на:
– улучшение условий жизни детей и повышение их шансов на выживание путем расширения доступа к медицинскому обслуживанию для женщин и детей;
– сокращение распространения поддающихся профилактике заболеваний;
– создание более широких возможностей для получения образования;
– решение продовольственной проблемы; защита детей, оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаци��.
Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) – Детский фонд ООН.
За последнее десятилетие XX века в результате войн и гражданских беспорядков около 1 млн. детей стали сиротами или были оторваны от родителей, 12 млн. остались без крова и около 10 млн. были травмированы психологически. ЮНИСЕФ помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Для решения особых проблем, возникающих в связи с военными действиями, ЮНИСЕФ организует оказание помощи детям по обеим сторонам конфликта. ЮНИСЕФ выступил инициатором и пропагандирует концепцию «дети как зона мира» для обеспечения лучшей их защиты.
Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.
В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.
ЮНИСЕФ привлекает звезд кино, шоу-бизнеса и спорта к участию в своих проектах. Один из наиболее известных послов доброй воли ЮНИСЕФ была покойная Одри Хепберн.
Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.
Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.
Идея особого отношения к детям, совершившим преступление, имеет в истории правосудия давнюю традицию. Еще в античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». К сожалению, средневековье, с его пониманием ребенка как «маленького взрослого», отвергало этот принцип.
По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, для средневековых правовых актов была характерна «примитивная жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности». Исходя из принципа «злой умысел восполняет недостаток возраста», к детям применяли все виды наказаний, вплоть до смертной казни. Семилетнего малыша могли заточить в тюрьму, привести к присяге, пытать.
Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей «школами преступности».
Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 – начале 20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.
Правда, первый опыт по созданию новой судебной системы для работы с детьми относится опять-таки к США. 2 июля 1899 в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних. Новшество быстро распространилось по всей Америке и за ее пределами – в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Германии (1922), Австрии (1923). В 1931 ювенальные суды существовали в 30 странах.
В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, «Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. – До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних»».
Однако в 1918 Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.
Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний – фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.
Многие эксперты считают, что эти акты надолго «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.
Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:
– Конституция Российской Федерации.
– Семейный кодекс Российской Федерации.
– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
– Федеральный закон об образовании.
– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в составе программы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». С 1999 – ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов.
Детское население России сократилось с 1996 по 2001 на 4,4 млн. Здоровье подрастающего поколения постоянно ухудшается: по данным Министерства здравоохранения (февраль 2001), общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась на 10,2% по всем классам болезней, рост заболеваемости туберкулезом достиг 21,8%.
Из положительных моментов можно отметить снижение коэффициента младенческой смертности: в 1990 он составлял 17,4 промилле, в 2000 – сократился до 15,3. Также за период с 1990 по 2000 показатель смертности детей в возрасте от 1 до 14 лет сократился на 20%.
Кроме того, период с 1990 по 2000 отмечен стабилизацией показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет: в 1990 – 21, 4, в 1999 – 21.
Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.
Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные – «социальные сироты» при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений – 173,4 тыс. человек.
Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2000 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.
В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны «необучаемыми». Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.
Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные «необучаемыми», в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.
Опыт многих западных стран (Швеции, Дании, Германии, США и др.) наглядно демонстрирует, что специальные службы поддержки семей детей с интеллектуальными нарушениями, темы интеграционного образования, а также система государственного контроля за соблюдением их прав позволяют таким детям (а впоследствии, взрослым) вести активную социальную жизнь: учиться, работать, общаться с другими людьми.
Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.
Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.
Важно соблюдать: какие права имеет ребенок в России
Статья 46
Настоящая Конвенция открыта для подписания ее всеми государствами.
Статья 47
Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья 48
Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья 49
1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.
2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи таким государством на хранение его ратификационной грамоты или документа о присоединении.
Статья 50
1. Любое государство-участник может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь затем препровождает предложенную поправку государствам-участникам с просьбой указать, высказываются ли они за созыв конференции государств-участников с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если в течение четырех месяцев, начиная с даты такого сообщения, по крайней мере одна треть государств-участников выскажется за такую конференцию, Генеральный секретарь созывает эту конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на этой конференции, представляется Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на утверждение.
2. Поправка, принятая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, вступает в силу по утверждении ее Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и принятия ее большинством в две трети государств-участников.
3. Когда поправка вступает в силу, она становится обязательной для тех государств-участников, которые ее приняли, а для других государств-участников остаются обязательными положения настоящей Конвенции и любые предшествующие поправки, которые ими приняты.
Статья 51
1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций получает и рассылает всем государствам текст оговорок, сделанных государствами в момент ратификации или присоединения.
2. Оговорка, не совместимая с целями и задачами настоящей Конвенции, не допускается.
3. Оговорки могут быть сняты в любое время путем соответствующего уведомления, направленного Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который затем сообщает об этом всем государствам. Такое уведомление вступает в силу со дня его получения Генеральным секретарем.
Статья 52
Любое государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Денонсация вступает в силу по истечении одного года после получения уведомления Генеральным секретарем.
Статья 53
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций назначается депозитарием настоящей конвенции.
Статья 54
Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.
Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230–239.
В семейном своде РФ говорится о неотъемлемом праве несовершеннолетнего жить со своими родителями и получать от них ФИО, гражданство, защиту, заботу и прочее (закон о правах ребенка).
Данный перечень норм – один из самых важных ввиду того, что воспитание в семье дает возможность детям нормально развиваться физически, нравственно и интеллектуально.
И в случае пренебрежения ими предусмотрена ответственность, прописанная Административным и УК РФ.
Какими еще правами обладают дети с момента рождения?
К правам ребенка относится возможность получения образования, включая и дополнительное. Например различного рода кружки и спортивные секции.
Несовершеннолетние могут проводить свой досуг так, как им захочется. Они имеют неоспоримое право высказывать своё мнение.
Например, с десятилетнего возраста родители должны считаться с мнением своего чада, если хотят принять решение, его касающегося.
В нормативные права ребенка относятся правила детского здоровья и отдыха.
Всем, не достигшим 18 лет гарантируется, бесплатная медицинская помощь и лечение в санатории.
Детям с хроническими и трудно излечимыми болезнями полагаются бесплатные лекарства.
По законодательству РФ, несовершеннолетние могут работать, но с установленным сокращенным режимом. Также им полагается отпуск по желанию, возможность совмещать работу с учебой и прочее.
Нормы рабочих часов при совмещении с работой среднего образования:
- От 14 до 15 лет не более двух с половиной час
- От 15 до 16 лет 5 часов в день и не больше 24 часов в неделю.
- От 16 до 18 лет 4 часа в день, но не более 36 часов в неделю.
Защиту детских прав до достижения ими 18 летнего возраста осуществляют родители или органы, их заменяющие:
- Прокуратура.
- Суд.
- Орган попечительства.
Дееспособные дети до 18 лет могут сами отстаивать свои обязанности и права на защиту. В том числе, и различные правонарушения опекунов по отношению к ним.
Когда попечители совершают беззаконие и не выполняют свои обязательства, ребенок может обратиться в органы опеки.
Если на момент преступления потерпевшему уже исполнилось 14 лет, он может обращаться в судебные органы и прокуратуру.
Даже в случае расторжения брака, детские права остаются неизменными, а всем малышам полагаются алименты для благополучной жизни и гармоничного развития. И эту прерогативу не должны ущемлять даже после разрыва отношений между родителями.
Так, при раздельном проживании, ребенок в России имеет право продолжать общаться как с мамой, так и папой даже если кто-то из них проживает в другой стране.
Если супругов лишают родительских прав, то обязанности по развитию, образованию и воспитанию берет на себя государство. (ч.1 ст. 56 СК РФ).
Для большинства сделок в случае развода родителей требуется согласие от органов опеки. Потому что нормы, касающиеся имущественных дел, соблюдают очень строго.
При разделе имущества за несовершеннолетним будет закреплена его доля. И до совершеннолетия никто не сможет отнять у ребенка его собственность.
Кроме того, дети по достижению 14 лет могут распоряжаться своими доходами, как им захочется.
Соблюдение прав детей в РФ обеспечивают:
- Инспекторы по труду.
- Исполнительная власть.
- Органы опеки.
Нужно понимать, что, ущемляя детские права, взрослые могут нарушить административные и уголовные нормы.
Различные правонарушения и злоупотребления:
- Насилие.
- Наркомания.
- Алкоголизм.
- Жестокое обращение.
- Ненадлежащее выполнение обязательств по воспитанию и создания благоприятных условий.
- И просто халатное отношение.
Могут привести к тому, что ребенка у родителей просто отберут (ст.69-СК РФ). Кроме того, такие проступки наказываются, на родителей накладывается административный штраф 100-500 рублей.
Если опекуны укрывают несовершеннолетнего и запрещают ему общаться с остальными родственниками не по его воле, то на них накладывается штраф уже от 2000 до 3000 тысяч.
В ситуациях, когда законные представители ребенка повторно преступают закон, нарушителя могут посадить на пять суток или обязать выплатить штраф в районе 4000-5000 тысяч рублей.
В случае, когда представители ребенка не только не защищают его интересы, но и жестоко обращаются и издеваются над ним, то по статье 156 уголовного кодекса, такие граждане штрафуются на 100 тысяч рублей или на доход полученный за год.
Кроме штрафа нарушителям могут быть назначены исправительные работы в среднем в 440 часов или 2 года.
Родители, которые издевались над своим ребенком, вынуждали заниматься противоправными действиями, могут расстаться со своей свободой на срок до 7 лет.Если вовлечение в махинации и другие более тяжкие нарушения произошло по вине группы лиц, то мать или отца могут посадить на 5-8 лет.
Существует свод законов, направленный на защиту прав ребенка от информации, которая может нанести вред их психическому и физическому развитию в целом.
Например:
- Пропаганда алкогольных напитков.
- Табачных изделий.
- Порнографических материалов.
- Психотропных веществ.
Защиту от такого вида информации обеспечивают нормы Административного и Уголовного Кодексов.
Опекунов, по вине которых ребенок начал употребление психотропных веществ и алкоголя, могут посадить на 4 года, либо на полгода арестовать.
Такое же наказание грозит на случай, если родители принуждали ребенка заниматься бродяжничеством и попрошайничеством.
Когда человек достиг 18 лет, он, по закону, наделяется множеством прав и обязанностей, но несмотря на возрастную категорию, у каждого человека есть возможность пользоваться какими-либо привилегиями. По СК РФ, права ребенка возникают с момента рождения, а с возрастом их перечень будет лишь возрастать.
В соответствии с текстом семейного закона, с момента появления на свет, ребенок обладает следующими правами:
- получить имя, фамилию и отчество;
- иметь гражданство;
- проживать в полноценной семье;
- быть уважаемым окружающими;
- всесторонне развиваться;
- на получение преференций от государственных органов в виде льгот и пособий;
- быть защищенным со стороны родителей или опекунских учреждений;
- обладать какой-либо собственностью.
По закону, перечень прав малышей растет с возрастом. Особенно в следующие годы — в полтора, в 3, 6, 7, 10, 14, 15, 16 и 18. Вместе с возрастом и с приобретением все большего количества прав, у ребенка появляется большее количество обязательств. А у его родителей наоборот, чем старше их ребенок, тем меньше их ответственность за него.
В Семейном Кодексе Российской Федерации (далее — СК РФ) глава под номером 11 посвящена теме прав детей, не достигших совершеннолетнего воздуха.
Детьми, которые не достигли возраста совершеннолетия, принято считать граждан в возрасте от 14 до 18 лет, исходя из Уголовного Кодекса Российской Федерации.
В главе под номером 11 СК РФ разграничиваются права детей как отдельных участников семейных правоотношений в полной независимости от родителей. Такой формат был зарекомендован вместе с Конвенцией ООН о правах детей. Будущее страны зависит от самих граждан, а дети рассматриваются как личность с сохранением прав и обязанностей на личное пространство и свободу.
Все права детей закреплены в семейном законе, а именно в 11 главе. Согласно ее положениям, ребенок обладает перечнем прав:
- воспитываться в семье, где он будет получать развитие и образовательные навыки. Данные положения охарактеризованы в 54 ст;
- несовершеннолетний имеет право общаться с родителями и с другими людьми, с которыми они связаны родственными узами. Подобное правило предусматривается 55 ст настоящего кодекса, оно действует даже если родители не состоят в официальных брачных отношениях;
- в 56 статье указывается, что каждый ребенок вправе рассчитывать на защиту его законных интересов;
- каждый ребенок, вне зависимости от своего возраста, может выражать свои мысли и взгляды, при чем с его мнением должны считаться (ст 57);
- согласно 58 статье СК РФ самыми главными правами (иметь имя, фамилию и отчество) он наделяется законодательством с рождения;
- в 59 ст. указывается, что несовершеннолетний имеет право сменить свои личные данные по достижению 14 лет, когда будет получать паспорт России;
- все малыши с рождения имеют право на предоставление им части жилья от родителей. Это правило указывается в 60 ст.
За детьми закреплена возможность жить в семейном окружении, где получать соответствующее воспитание. Поэтому он вправе точно знать, кем являются его биологические мать и отец. Функция воспитания реализуется посредством проживания детей с ними, а также постоянной заботе. Если зафиксирован факт того, что воспитание по разным причинам не осуществляется, то действующим законодательством предусматривается возможность лишения прав родителей. Как правило, это происходит в таких семьях, где взрослые много пьют, употребляют наркотики или проявляют агрессию, избивают своего малыша. Также такое решение принимается, если родитель не обеспечивает должный уровень состояния своего жилья.
Если ранее при лишении прав дети направлялись исключительно в интернат, то сегодня распространенными являются и такие формы воспитания, как опека, усыновление или размещение в детдоме семейного уклада.
Доклад на тему Права ребенка сообщение
Дети могут быть активными участниками развода родителей и других семейных взаимоотношений. У них есть права не только сообщать свое мнение по вопросам, которые касаются их интересов (например, с кем из родителей они будут проживать после развода), но и участвовать в судебном заседании и заявлять свою позицию в ходе процесса.
В первом чтении уже разработаны поправки в ГПК РФ, в соответствии с которыми дети до 16 лет могут участвовать в суде вместе с психологом или учителем. Сами судебные заседания должны быть в этом случае короткими (без перерыва не более 2-4 часов).
Детей также могут привлекать для дачи показаний как свидетелей, если это не опасно для их психического здоровья и не окажет негативного влияния на последующую жизнь.
Пока наиболее распространено участие детей в гражданском процессе все же с законными представителями – родителями или усыновителями.
Учёт мнения ребёнка в возрасте от 10 лет по всем важным семейным вопросам – обязателен. В случаях когда предполагается смена фамилии, имени, восстановление родительских прав, усыновление или его отмена, решение принимается только с согласия несовершеннолетнего.
Ребенок должен получить при рождении имя, отчество и фамилию. Выбором имени занимаются родители, отчество присваивается в основном по имени отца, фамилия зависит от фамилии родителей: одного из них либо вариант с двойной фамилией, но не более двух слов.
Разногласия по поводу того, как назвать ребенка и какую фамилию ему взять, разрешаются органом опеки и попечительства. Если отец неизвестен, имя ребёнку даётся по указанию матери, а отчество – по имени лица, записанного в качестве отца.
Основные функции выполняет орган опеки и попечительства. Он выполняет свои обязанности с помощью обеспечения необходимыми правами и гарантиями всех несовершеннолетних, а также полностью берет на себя ответственность, если дети остались без попечения родителей.
Но по законодательству есть еще ряд органов, которые будут защищать несовершеннолетних, их права или гарантии. Среди них:
- прокуратура;
- ОВД;
- общественные организации, в том числе международные.
Читать так же: Регистрация брака при беременности
Все указанные органы осуществляют деятельность на основе правовой нормативной базы, которая установлена законодательством РФ.
Дополнительно есть определенная категория лиц, которые уполномочены в данной сфере. Омбудсмен занимается как региональными, так и федеральными делами, связанными с гражданами, не достигшими совершеннолетия.
Начинать разговор о правах ребенка можно, если в семье права ребенка не нарушаются. Однако родители могут и не осознавать, что своими действиями они препятствуют соблюдению прав своего ребенка.
Часто в поведении родителей появляются моменты, которые мешают общению с детьми и воспитанию в них самоуважения:
- Преобладание приказов и предупреждений несет неуважение к ребенку;
- Частые угрозы вызывают привыкание, и ребенок перестает на них реагировать;
- Мораль, нравоучения и проповеди в сложных ситуациях вызывают у детей скуку и неприятие;
- Готовые решения, навязываемые родителями, показывают, что ребенок не способен справиться с ситуацией сам, демонстрируют неуважение;
- Постоянные нотации и лекции перестают действовать на детей;
- Критика и обвинения вызывают у ребенка неуверенность в своих силах;
- Догадки и интерпретации поведения ребенка заставляют его уходить от контакта;
- Постоянные вопросительные предложения не дают почувствовать самостоятельность, нарушают личное пространство;
- Сочувствие на словах, уговоры, применение одинаковых речевых конструкций в разных ситуациях заставляют ребенка почувствовать безразличие родителей.
Хорошей помощью родителям будет опыт человечества, сохраненный в сказках. Ведь они – замечательная иллюстрация нарушения прав человека и последующего восстановления справедливости. Нужно не только читать сказки, но и обсуждать их с ребенком. Чудесные истории помогут удержать внимание малыша, а приключения героев — хороший материал для понимания правильности или неправильности их поступков.
Сказки, наглядно демонстрирующие нарушения прав:
- «Золушка» — нарушено право на досуг и отдых;
- «Три поросенка» — нарушение права на неприкосновенность жилища;
- «Красная Шапочка» — нарушено право на неприкосновенность жизни.