Практика фас по 44 фз

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Практика фас по 44 фз». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Без электронной подписи в госзакупках никуда, поэтому не стоит ограничиваться единственной ЭЦП на всю организацию. Может произойти такая неприятность: в последний день подписания документа лицо, на которого оформлена ЭЦП, отсутствует на работе. Даже если причина очень уважительная, контролеров это волновать не будет. В итоге сроки пропущены, а виноват заказчик.

Это подтверждается постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.07.2018 № Ф02-2565/2018. Заказчик не смог вовремя подписать контракт, поскольку отсутствовал специалист с электронной подписью. Победитель аукциона подал жалобу, и ФАС признала ее обоснованной. Суд поддержал победителя и Антимонопольную службу.

Если от исполнителя требуется лицензия, нужно внимательно отнестись к ее параметрам. При указании в закупке места выполнения услуг важно проследить за тем, чтобы в лицензии был нужный адрес деятельности. И если его не будет, заявку необходимо отклонить.

Вывод подтверждается в определении ВС РФ от 10.08.2018 № 301-КГ18-2640. В закупке медицинских услуг заказчик указал место их оказания. К участию был допущен исполнитель, в лицензии которого нужного адреса деятельности не значилось. В ФАС посчитали, что это нарушение.

Заказчик обратился в суд и поначалу выиграл. Судьи всех трех инстанций пришли к выводу, что отсутствие в лицензии нужного адреса деятельности не должно мешать участию исполнителя. Ведь можно либо переоформить документ, либо привлечь соисполнителя.

А вот Верховный суд с этим не согласился. В лицензии должны быть сведения о месте, где разрешено осуществлять указанную деятельность. Закон о лицензировании запрещает оказывать услуги по другим адресам. Заказчик должен был отклонить заявку с такой лицензией.

Если исполнитель хочет получить плату за свои услуги, то оказывать их следует строго в рамках контракта. А когда его срок истек, делать этого не следует, поскольку могут не заплатить. Даже если есть документ о принятии результата.

Поставщик по госконтракту оказывал заказчику услуги по предоставлению и эксплуатации строительной техники с экипажем. Срок контракта вышел, но поставщик продолжил оказание услуг. Заказчик их принял и подписал документы, но не оплатил.

Исполнитель обратился в суд, но его претензия была оставлена без удовлетворения. В постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.06.2018 № Ф03-2428/2018 сказано, что плата за оказанные услуги для государственных нужд не может быть взыскана, если отсутствует госконтракт.

Если ввязаться в исполнении госконтракта с нереальными сроками, скорее всего, они будут нарушены. И заказчик будет обязан начислить пени. Конечно, лучше избегать таких условий. Но если это уже произошло, можно оспорить положение контракта в части сроков доказать, что они нереальные.

Есть примеры, когда поставщикам это удавалось. В частности, арбитры поддержали исполнителя в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.07.2018 № Ф02-2720/2018. Заказчик начислил пени за нарушение сроков исполнения строительно-монтажных работ, но подрядчик не спешил их уплатить. Закачку пришлось обратиться в суд. И тогда исполнитель выставил встречное требование — отменить установленные в госконтракте сроки.

Была проведена судебная экспертиза, которая подтвердила, что исполнить указанные работы в установленный заказчиком срок невозможно. Требования исполнителя об отмене этого срока удовлетворено, а начисление пени заказчиком признано неправомерным.

С 1 июня 2018 года статья 448 Гражданского кодекса изложена в новой редакции. Теперь в ней сказано, что победитель торгов не вправе уступить свои права, которые возникли из заключенного договора, за исключением требований по денежному обязательству. Другими словами, право поставщика уступить требование оплаты по госконтракту теперь закреплено законодательно.

Практика по 44-ФЗ (ФАС и Арбитраж)

  1. Обязан ли Заказчик принять в подтверждение опыта согласно ч. 2 ст. 31 44-ФЗ следующее:

— опыт по договору субподряда на строительство объекта капитального строительства;

— опыт по договору субподряда на строительство объекта капитального строительства;

— опыт по договору субподряда на капитальный ремонт объекта капитального строительства.

  1. Является ли правомерным допустить заявку в случае, если паспортные данные не включены в состав второй части заявки отдельным документов (информацией), а присутствуют в Решении о назначении генерального директора?
  1. Будет ли правомерным допуск заявки, в случае если в составе второй части заявки предоставлено решение о крупной сделке без указания конкретной сделки (предмета и НМЦ контракта, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения контракта), а указано одобрение о заключение контрактов по результатам электронных аукционов до определенной суммы?
  1. Будет ли правомерным допуск заявки, в случае если в составе второй части заявки не предоставлено решение о крупной сделке, а предоставлена справка о том, что сделка не является крупной с указанием предмета и НМЦ контракта, суммы обеспечения исполнения контракта, но без указания суммы обеспечения заявки?

Ответ.

По вопросу 1. Обязан ли Заказчик принять в подтверждение опыта согласно ч. 2 ст. 31

44-ФЗ следующее:

— опыт по договору субподряда на строительство объекта капитального строительства;

— опыт по договору субподряда на строительство объекта капитального строительства;

— опыт по договору субподряда на капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Согласно части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации может

быть установлено к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых

осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов,

закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов,

дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

31, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления таких требований заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (ч. 4 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Такая информация указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.

Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1

настоящей статьи.

Таким образом, Комиссия Заказчика по осуществлению закупок (единая комиссия, конкурсная и аукционная комиссия) обязывает участников закупок подтверждать соответствие дополнительным требованиям, установленных в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ,

установленные в извещении и документации о закупке (конкурсной или аукционной).

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием,

двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об

установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ,

услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их

технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или

специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики

(подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов,

подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» в

соответствии с приложением № 1.

В соответствии с указанным приложением, указаны наименование товаров, работ, услуг,

дополнительные требования к участникам закупки и документы, подтверждающие

соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

  1. ПРАКТИКА МОСКОВСКОГО УФАС
  2. МОСКОВСКОЕ УФАС ПРАКТИКА
  3. Практика отклонения заявок
  4. ПРАКТИКА УФАС: ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК У МСП
  5. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА МОСКОВСКОГО УФАС
  6. Cрок действия решения об одобрении крупной сделки
  7. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ПРОЕКТ СМЕТА
  8. Открытый конкурс в электронной форме на строительные работы
  9. ЗАКУПКА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
  10. ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

По результатам проведения электронного аукциона Участник закупки был признан победителем. Но в сроки, установленные законом не смог по техническим причинам подписать проект контракта, направленный Заказчиком. В связи с данным обстоятельством Заказчик направил в антимонопольный орган сведения о Победителе аукциона для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Компании грозило ограничение на участие в государственных закупках в течение 2 лет.

Мы помогли Участнику закупки собрать доказательственную базу, подтверждающую добросовестность его поведения на стадии заключения контракта, подготовили возражения по вопросу включения сведений о Компании в реестр недобросовестных поставщиков. Наш специалист представил интересы Победителя аукциона на заседании УФАС по Ленинградской области.

В документах, представленных в уполномоченный орган, мы привели нормативную базу, сделали ссылку на аналогичную практику судебных органов, подтверждающих отсутствие оснований для включения сведений о Компании в РНП.

По результатам рассмотрения представленных нами возражений Комиссия УФАС по Ленинградской области решила не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения о Победителе аукциона, который не смог в срок подписать проект контракта. Благодаря юридической помощи наших представителей удалось добиться принятия решения в пользу Компании, которая избежала двухлетнего запрета на участие в государственных закупках и негативной репутации.

2019

Мы помогли Участнику закупки собрать доказательственную базу, подтверждающую добросовестность его поведения на стадии заключения контракта, подготовили возражения по вопросу включения сведений о Компании в реестр недобросовестных поставщиков. Наш специалист представил интересы Победителя аукциона на заседании УФАС по Санкт-Петербургу.

В документах, представленных в уполномоченный орган, мы привели нормативную базу, сделали ссылку на аналогичную практику судебных органов, подтверждающих отсутствие оснований для включения сведений о Компании в РНП.

Компания заключила государственный контракт на поставку оборудования на сумму более 233 000 000 рублей. По условиям контракта Государственный заказчик обязался перечислить аванс, но существенно просрочил исполнение данного условия, вследствие чего Поставщик не смог поставить часть оборудования в сроки, установленные контрактом.

Более того, когда Компания была готова поставить недостающее оборудование, Заказчик сообщил, что не имеет возможности принять его. По указанным причинам произошла просрочка в поставке оборудования по вине Заказчика. Тем не менее, Заказчик своей вины в просрочке не признал, а решил применить штрафные санкции к Поставщику и потребовал выплатить пени в размере 20 228 188 рублей.

Поставщик обратился к юристам нашей компании для оказания правовой поддержки в данном деле, связанном с государственными закупками.

Нами был подготовлен отзыв на заявление Истца, в котором мы указали, что действующим законодательством РФ предусмотрена возможность освобождения от ответственности за просрочку исполнения своих обязательств поставщиком, если просрочка была допущена по вине заказчика, а также привели соответствующую судебную практику, подтверждающую данный довод.

Наши юристы указали на неверный расчет суммы пени, произведенный Истцом, и помогли собрать необходимую доказательственную базу. Довод Истца о том, что просрочка в выплате аванса не может служить основанием для освобождения от ответственности за просрочку в поставке оборудования, был отвергнут нашими специалистами. Также мы смогли доказать необоснованность довода Заказчика о недействительности дополнительного соглашения о продлении сроков поставки оборудования.

Суд учел наши возражения о том, что своими действиями Заказчик нарушил условия контракта и виноват в возникшей просрочке в поставке оборудования.

Пример жалобы в ФАС на действия закупочной комиссии

1) Прежде всего, будьте готовы к тому, что нарушения у вас найдутся обязательно, даже если вы – честнейший человек, а ваша фирма работает безупречно.

Первым делом следует провести внутренний аудит всех отделов вашей организации, которые будут подвергнуты проверке. Можно пригласить независимых экспертов, чтобы они подготовили ваших специалистов к процедуре проверки, в том числе и непосредственному общению с членами проверочной комиссии.

2) Важно: проверять вас по законодательству могут только сотрудники ФАС, упомянутые в уведомлении о проверке!

Поэтому не стесняйтесь попросить документы у проверяющих. Тех, кто не упомянут в уведомлении, вы имеете полное право не пускать на территорию предприятия (тем более давать допуск к документации).

3) Если личность проверяющих удостоверена, вы должны обеспечить им помещение, создать все указанные в уведомлении возможности для работы и ни в коем случае не препятствовать процедуре проверки. Впрочем, предоставлять им документы, которые они не требуют, или не знают об их существовании, тоже не нужно.

4) Не следует оставлять проверяющих наедине с документами, кроме того, рекомендуется заранее снять копии со всех документов, которые могут затребовать проверяющие. Поскольку за пропажу вашей документации в недрах ФАС никто ответственности нести не будет.

5) Комиссия ФАС правомочна потребовать для экспертизы оригинальные экземпляры вашей документации, и вы должны будете их предоставить. Но все передачи следует сопровождать соответствующими актами о приемке/передаче документации.

6) Несмотря на огромные полномочия ФАС, проверяющие не имеют права превышать свою власть. Для этого следует пригласить к участию в проверке юриста-профессионала, который сможет защитить ваши права. Кроме того, рекомендуется фиксировать всеми возможными средствами всю процедуру проверки, в случае судебного разбирательства это может вам пригодиться.

  • Взыскание задолженности
  • Сопровождение процедур банкротства юридических лиц
  • Строительные споры
  • Сопровождение деятельности юридических лиц
  • Споры по договору поставки / оказания услуг
  • Налоговые споры

АО «Солид-товарные рынки» против ФАС России
Суды подтвердили тождественность институтов торгов и биржевых торгов. А значит, выявление ФАС России признаков нарушения при проведении биржевых торгов в рамках контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства не выходит за пределы полномочий службы. Следовательно, приказ службы о возбуждении антимонопольного дела против нефтетрейдеров соответствует закону, так как издан в пределах ее компетенции.

По мнению ФАС России, в 2018 г. на биржевых торгах нефтепродуктами «Солид-товарные рынки» и ООО «А-Ойл» манипулировали рынком, по договоренности совершая сделки между собой по завышенным ценам. Реализация единой стратегии поведения в ходе торгов привела к поддержанию и повышению цен, а также могла привести к установлению цен по внебиржевым сделкам на товарном рынке.
Служба обвинила компании в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении и возбудила дело по п. 1 и 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
«Солид-товарные рынки» оспорило решение регулятора, посчитав, что он вышел за пределы своих полномочий.
Суд первой инстанции требования удовлетворил, подчеркнув, что:

  • биржевые торги не относятся к торгам в целях применения п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона. Поэтому к действиям их участников состав этого антимонопольного правонарушения неприменим;
  • ФАС России вышла за пределы своих полномочий, т. к. спорные действия должны квалифицироваться по Федеральному закону от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», соблюдение которого контролирует ЦБ РФ.

Апелляция сочла обоснованным довод ФАС России о правомерности проверки действий компаний на предмет соблюдения норм Закона о защите конкуренции. Однако указала, что нефтетрейдеры не могли достичь антиконкурентного соглашения, поскольку при совершении биржевых сделок не были конкурентами (находились в отношениях покупателя и продавца). Решение службы признано незаконным.
Суд округа отменил судебные акты, заключив, что антимонопольный орган действовал в рамках своих полномочий.
«Солид-товарные рынки» подало кассационную жалобу в ВС РФ.

Обзор судебной практики. Топ антимонопольных споров. Выпуск № 12/2020.

ООО «Научно-производственное предприятие „Доступная среда“» против Хабаровского УФАС России
УФАС обязано внести сведения о недобросовестном поставщике в РНП в течение трех рабочих дней с момента утверждения соответствующего решения. Несоблюдение этого срока приводит к нарушению прав поставщика: он не может рассчитывать на своевременное исключение такой записи из реестра. Суды обязали антимонопольный орган удалить сведения из реестра по истечении двух лет с даты, когда орган должен был их внести, а не когда фактически внес.

Заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке из-за нарушений его условий поставщиком (НПП «Доступная среда») и обратился в антимонопольный орган. 8 августа 2019 г. УФАС приняло решение включить сведения о поставщике в РНП, они должны были быть занесены не позднее 13 августа 2019 г. Но сделано это было только 11 октября 2019 г.
Предприятие обжаловало решение УФАС. Суды двух инстанций согласились, что несвоевременное включение сведений в РНП нарушило права НПП «Доступная среда». Регулятора обязали удалить сведения о предприятии из РНП в корректный срок с учетом нарушения, т. е. 13 августа 2021 г.

Окружной суд признал выводы нижестоящих судов правильными, разъяснив:

  • антимонопольный орган проверяет документы и информацию о включении сведений о поставщике в РНП в течение пяти рабочих дней с даты их поступления (ч. 7 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Если факты нарушения подтверждаются, информация подлежит включению в РНП в течение трех рабочих дней с даты их подтверждения;
  • информация исключается из реестра после двух лет с даты включения. Добавление сведений 11 октября 2019 г. нарушает права предприятия, поскольку не позволяет ему рассчитывать на своевременное исключение этой записи из РНП;
  • суды правомерно обязали ФАС России принять меры для исключения из РНП сведений о предприятии с 13 августа 2021 г.

АО «Мостоотряд-99» против ФАС России
Суды, снижая размер штрафа за нарушение антимонопольного законодательства, учли тяжелое финансовое состояние компании, риски банкротства, непривлечение ее к административной ответственности в прошлом и др. Кассация сочла это неверным толкованием норм КоАП РФ, поскольку перечисленные обстоятельства не входят в число смягчающих административную ответственность. Более того, сами по себе они не могут быть основанием для освобождения от ответственности или назначения штрафа ниже низшего предела, ведь для этого требуется наличие исключительных обстоятельств, связанных в первую очередь с характером совершенного правонарушения и его последствиями.

Одно из оснований аннулирования закупочной процедуры с предоставлением контрольным органом предписания – это неправильный выбор способа осуществления конкурентной процедуры, при котором заказчик, к примеру, проводит конкурс вместо электронного аукциона.

Для муниципальных и государственных заказчиков выбор способа закупки жёстко регламентируется. Для каждой из категории товаров (услуг, работ) предусмотрен один способ или электронный аукцион (по выбору заказчика). Электронный аукцион может быть использован заказчиком в ходе закупки любых товаров. В отношениях, которые регулируются Законом № 223, в качестве таких же императивных норм, регулирующих определение формы и способа закупки, выступает требование Правительства России о закупке отдельной продукции электронным способом и нормы положения о проведении закупок.

В соответствии со ст.24 ч.5 Закона «О контрактной системе», заказчик вправе выбирать метод определения поставщика, исполнителя либо подрядчика. Как пример решения, неблагоприятного для заказчика, которое стало следствием нарушения данных правил, приведем Решение ФАС Российской Федерации по делу № ВП-538/16 от 15 ноября 2016 г., где было оспорено избрание в качестве способа государственной закупки вместо электронного аукциона конкурса. По мнению поставщика, этим были нарушены его законные интересы и права.

Согласно ст. 48 ч. 2 Закона Российской Федерации «О контрактной системе», заказчику во всех случаях необходимо осуществлять закупку методом проведения открытого конкурса (исключение составляют случаи, которые предусмотрены статьями 56-57, 59, 72, 83-84 и 93 этого Закона). Данные нормы регламентируют проведение закупки иными способами определения поставщика (кроме открытого конкурса). Помимо этого, правительственным распоряжением № 471 от 21 марта 2016 г. установлен перечень товаров (услуг, работ), для закупки которых заказчик обязан проводить электронный аукцион.

Словом, при избрании метода закупки определяющий фактор – это предмет госконтракта, который должен соответствовать позициям ОКПД (коду ОКПД). Ошибки в выборе метода закупки случаются по причине неправильного выбора кода ОКПД: из практики видно, именно это нарушение чаще всего допускают заказчики.

Выбирая неверный код по ОКПД, устанавливается неправильный способ определения поставщика, тем самым госзаказчик ограничивает круг участников закупки, так как участники, которые специализируются на предоставлении входящих в предмет госконтракта услуг, не имеют информации о проведении государственной закупки.

Таким образом, при неверном выборе способа осуществления закупки (к примеру, проведении вместо аукциона конкурса) конкурентность данной процедуры снижается Если способ закупки устанавливается с нарушением требований законов о контрактной системе, ее результаты нелегитимны, так как, по мнению антимонопольной службы, такое нарушение ограничивает количество потенциальных участников. Это приводит к тому, что антимонопольный орган выносит предписание об аннулировании закупки.

Чтобы правильно определять соответствующий код ОКПД, заказчики должны руководствоваться не только названием предмета закупки, но и смотреть на работы, предусмотренные Техническим заданием. А комплексные (многокомпонентные) услуги, классифицировать которые не представляется возможным на основании одного кода ОКДП, следует классифицировать по той их части, которая более полно характеризует наиболее специфическую или большую часть их компонентов.

Заказчикам необходимо внимательно оценивать группу и подгруппу кода ОКПД, поскольку из практики можно утверждать, что выбранный код не всегда соответствует требуемому разряду и классу. Так, в Московском Арбитражном суде рассматривалось дело от 21 июля 2015 г. № А40-52067/15, касающееся оспаривания предписания антимонопольного органа, в соответствии с которым заказчику аннулировали закупку по причине неверного выбора кода ОКПД. Решение признали соответствующим закону, доводы же заказчика о несоответствии функционала торговой площадки новому ОКПД судом отклонены, так как по указанию суда это обстоятельство не может освобождать заказчика от обязанности выбора правильного кода ОКПД. Такая практика подтверждается решениями Московского Арбитражного суда и вышестоящими актами по делу от 06 июля 2016 г. № А40-7884/16.

Согласно ст.83.2 ФЗ № 44 победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если:

  • в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя
  • не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи
  • не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).

При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

В соответствии со ст. 83.2 Закона о контрактной системе одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего ФЗ, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае:

— неисполнения требований части 6 статьи 83.2 ФЗ № 44

и (или)

— непредставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 ФЗ № 44, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий[1].

[1] См. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17

В УФАС обратился заказчик с заявлением о включении в РНП победителя закупки, в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной уборке служебных помещений и прилегающих территорий. При рассмотрении данного дела антимонопольный орган установил, что победитель процедуры не подписал в установленный срок контракт и не направил его обеспечение . Данный участник закупки пояснил, что он не успел своевременно оформить банковскую гарантию, уведомив об этом заказчика. На заседании комиссии УФАС для подтверждения своей позиции направил доказательство оплаты за предоставление БГ, свидетельствующее об отсутствии намерений уклониться от подписания контракта. При рассмотрении данного дела антимонопольный орган принял решение не включать победителя закупки в РНП. (Решение УФАС по Челябинской области по делу № 074/06/104-426/2019 от 16.04.2019)

Многие заказчики при формировании закупочной документации прописывают требование об отсутствии участников процедуры в реестре недобросовестных поставщиков[3]. Однако это условие не обязанность, а право организатора закупок, но, как показывает практика, заказчики им активно пользуются и документации без данного требования встречаются очень редко. Согласно ст. 104 Закона о контрактной системе в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Сведения о ненадежных участниках , исключается из такого «черного списка» по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков. Уклонение от подписания контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупочной процедуры не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил для заключения контракта, т.е. создает условия, влекущие невозможность его подписание.

Основанием для включения сведений в РНП является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях[4].

[3]* Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» в соответствии с частью 10 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

* Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

[4] См. Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 ОТ 16.05.2019 г.

РНП служит механизмом защиты не только для заказчиков, работающих по ФЗ № 44, но и для организаторов процедур, осуществляющих свои закупки согласно ФЗ № 223[5].

1. В УФАС поступило обращение заказчика о включении сведений о поставщике в РНП в связи с уклонением от заключения договора участника запроса котировок в электронной форме на поставку телефонов . Комиссия УФАС установила, что победитель процедуры не смог своевременно подписать договор в связи с нахождением ответственного сотрудника в очередном отпуске. По мнению антимонопольного органа, данное обстоятельство не свидетельствует о недобросовестном поведении и нарушении обязательств, принятых обществом при подаче заявки на участие в закупке. (Решение УФАС по Иркутской области №1103/18 от 24.08.2018)

2. В антимонопольный орган обратился заказчик с заявлением о включении в РНП данных об участнике электронного запроса котировок на поставку датчиков для ультразвукового оборудования. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что победитель закупки подписал договор на ЭТП, не приложив иных документов. Данный участник пояснил, что на электронной площадке указано, что обеспечение исполнение договора не предусмотрено. Однако победитель закупки, после обращения к нему заказчика о необходимости предоставления обеспечения, оформил банковскую гарантию в последний день подписания договора. Посчитав, что поставщик уклонился от заключения договора, заказчик разместил соответствующий протокол об отказе. В своем решении комиссия УФАС поддержала участника процедуры, не включив сведения о нем в РНП, поскольку не сочла его действия уклонением от заключения договора. (Решение УФАС по Алтайскому краю №2120/9 от 22.05.2019)

    • На заказчика по 44-ФЗ — в территориальное ведомство ФАС (УФАС).
    • На действия оператора ЭТП — в федеральное ведомство ФАС.

    Ничего страшного не случится, если вы подадите жалобу не в тот территориальный орган. Ее в течение 1 рабочего дня перенаправят в соответствующее территориальное отделение ФАС (п. 3.12 Приказ ФАС РФ от 19.11.2014 г. № 727/14).

    Если решение ФАС вас не устроило, а договор уже заключен, обращайтесь с иском в Арбитражный суд.

    Знать эти временные промежутки важно. Если не успеть обжаловать нарушение в срок, то в дальнейшем нужно будет обращаться в суд. Чтобы не «размазывать» тему сроков подачи жалобы по всей статье, мы систематизировали ее в отдельном пункте.

    Ознакомьтесь с таблицей ниже:

    Что обжалуется? Кто может обжаловать? Сроки
    Положения документации о госзаказе до окончания приема заявок. Любой участник, общественное объединение. До конца срока подачи заявок.
    Положения документации о госзаказе после окончания приема заявок. Только участник, направивший заявку. В 5-дневный срок с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если исполнителя отбирают путем закрытой процедуры, со дня подписания соответствующего протокола.
    Решение комиссии, указанное в протоколе проведения закупки. Только участник, направивший заявку. В 5-дневный срок со дня размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают путем закрытого мероприятия, с даты подписания соответствующего протокола.
    На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.
    Незаконные действия, произошедшие после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. Участник, с которым заключается контракт. До совершения сделки
    Порядок аккредитации оператором ЭТП. Заявитель 30 дней от даты отказа.
    Неправомерные действия, связанные с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой ЭТП. Участник закупки 5 дней со дня размещения на ЭТП протокола проведения аукциона.

    Ключевой задачей федеральных антимонопольных ведомств является контроль принципа свободной конкуренции. Наиболее охотно ФАС рассматривает случаи:

    • когда заказчик злоупотребляет своим положением;
    • завышаются цены путем сговора сторон;
    • лояльное отношение к одному участнику в ущерб остальным;
    • навязывание дополнительных услуг;
    • нарушение закона о рекламе.

    В сфере госзаказа самыми распространенными причинами подачи жалобы являются ошибки в закупочной документации и незаконные действия организатора.

    К сбору пакета документации следует отнестись со всей строгостью и ответственностью. Ваши ошибки сыграют против вас и будут на руку вашему оппоненту. А процесс рассмотрения растянется во времени.

    • Жалоба в ФАС должна быть подготовлена грамотно и без спешки.
    • Если мы говорим о юридическом лице, то обращение пишется от лица представителя организации и подписывается личной подписью либо ЭЦП.
    • Вместе с жалобой следует направлять документы, подтверждающие вашу правоту, и их список.
    • В тексте обращения нужно ссылаться на нормы законодательства, подтверждающие вашу точку зрения.
    • Помните об информации о вас или об организации.

    В правовом отделе ФАС особо заострили внимание на систематических нарушениях, с которыми в ведомстве сталкиваются каждый день при рассмотрении жалоб. В частности, они касаются п. 2 ч. 1 ст. 64 44-ФЗ. Заказчики указывают завышенные требования к товарам, работам или услугам вплоть до физико-химических свойств, требований к результатам испытаний, что, с точки зрения закона, неправомерно.

    Яркий пример — дело № А40-48371/19 от 29.10.2019. В первой части заявки заказчик установил требования к товару — асфальтобетонной смеси, которую было необходимо приобрести исполнителю. В списке требований фигурировал диаметр отдельных компонентов смеси — минеральных зерен, еще требовалось провести определенные испытания. Поскольку закон не обязывает участников иметь товар в наличии для подачи заявки на участие в закупке, ФАС обратилась в суд с требованием признать условия заказчика неправомерными.

    Противоречия в отношении цены контракта также нередко фигурируют среди нарушений 44-ФЗ. Одна из жалоб со стороны участника закупок на подобное нарушение вылилась в дело A40-188750/19.

    В документации заказчик указал условия для исполнителей, не являющихся плательщиками налога на добавочную стоимость (НДС), в том числе находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН). Для них расчетные работы предлагалось провести с учетом коэффициента перерасчета цены контракта, рассчитанной, как соотношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком без учета суммы НДС.

    В ФАС усмотрели нарушение п. 2 ч. 6 ст. 83.1 44-ФЗ и сочли, что она ущемляет права участников закупок, в роли которых выступают любые юридические лица, вне зависимости от системы налогообложения. Суд позицию антимонопольного ведомства поддержал.

    Еще одно нарушение, связанное с НДС, выявили на стадии заключения контракта (дело № А40-146460/19). Победитель закупок не являлся плательщиком налога на добавочную стоимость и попросил исключить из проекта контракта фразу «включая НДС», но получил отказ.

    В типовых контрактах, разработанных органами исполнительной власти, предусмотрена вариативность цены: включая НДС (для плательщиков НДС) и без учета НДС (для тех, кто его не платит). Сумма контракта от вида налогообложения участника не меняется. Следовательно, отказ заказчика — нарушение закона. На это обстоятельство обратила внимание ФАС, суд позицию антимонопольщиков поддержал и обязал заказчика изменить проект контракта.

    Процедуру закупок проводят несколькими способами. Наиболее популярны запрос котировок, электронный аукцион, открытый конкурс в электронной форме, закупки у единственного поставщика.

    Но отдельные товары, входящие в так называемый аукционный перечень, можно закупать только путем проведения аукциона. В него, в частности, входят закупки на проведение работ по капитальному ремонту. Один из заказчиков не заострил внимания на такой детали и выбрал исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме. Итог — дело № А40-250900/19.

    Это не единственное допущенное заказчиком нарушение. ФАС установила, что в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) нет ни проектной документации, ни сметы, а есть только акт, содержащий перечень дефектов по объекту, на котором предполагалось выполнение работ.

    В суде пришли к выводу, что поскольку указанных документов нет и отсутствует информация о технических характеристиках, требованиях к безопасности, к результатам работ, определить потребности заказчика невозможно, а значит, нельзя и сформировать предложение по выполнению госконтракта. В итоге ФАС выдала заказчику предписание о необходимости аннулировать закупку.

    Перед участием в госзакупках и решении спорных вопросов не забудьте изучить все нюансы Федерального закона № 44-ФЗ, а при необходимости получить необходимую юридическую консультацию. Напомним, что с 01.01.2020 вступил в силу ряд изменений. Теперь участникам закупок нужно обязательно регистрироваться в ЕИС, указывать страну происхождения товара, пользоваться новым перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов при закупке лекарственных средств.

    Решение ФАС РФ от 16.01.2020 по делу N 20/44/99/13

    • О правомерности выполнения строительно-монтажных работ, а также проведения строительного контроля одной организацией (149)
    • В извещении нельзя использовать фразы-отсылки к документации о государственной закупке, не указав пункты (129)
    • Ответственность участников за предоставление недостоверной информации в государственных закупках хотят ужесточить (119)

    Спорные ситуации между заказчиком и участником закупок могут быть разнообразными.

    Например, подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ возможно в следующих случаях:

    • нарушены положения закона о госзакупках в отношении обеспечения контракта – заказчик может выдвигать необоснованные требования к виду обеспечения;
    • заказчик незаконно отказал компании или предпринимателю в допуске к торгам или препятствует исполнению контракта;
    • заказчик «искусственно» ограничил количество участников закупки путем формирования требований, отраженных в закупочной документации;
    • в документацию о закупке включены положения, согласно которым участники должны предоставить сведения или документы, предоставление которых не является обязательным в силу закона.

    Это далеко не полный список тех нарушений, которые могут быть допущены заказчиком и обжалованы в ФАС. Понять, как действовать в той или иной спорной ситуации с заказчиком, поможет профессиональный юрист по 44-ФЗ. Обращение к юридическому специалисту по госзакупкам нашей компании поможет вам добиться справедливости и отстоять честное имя своей компании.

    Закон позволяет обжаловать любому участнику закупки действия/бездействия не только самого заказчика, но и следующих лиц:

    • специализированной организации;
    • комиссии по осуществлению закупок;
    • членов комиссии по осуществлению закупок;
    • должностных лиц контрактной службы;
    • контрактного управляющего;
    • оператора электронной площадки.

    Обратите внимание! Ваша жалоба в ФАС не может являться основанием для отказа в судебном обжаловании действий заказчика. Это означает, что если вас не устроит решение антимонопольной службы по вашему вопросу, вы можете с тем же вопросом обратиться и в суд.

    В п. 3-6 ст. 105 44-ФЗ перечислены сроки для передачи жалобы. Жалоба в отношении положения закупочной документации передается до окончания сроков подачи заявки. Жалоба на действия или бездействия заказчика передается в течение 10 дней после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, запросе котировок и предложений или размещения на электронной площадке протоколов определения результатов аукциона.

    Жалоба на действия или бездействие заказчика при рассмотрении второй части заявки на участие в аукционе подается до срока подписания контракта.

    Когда указанные сроки истекли, жалоба передается в суд.

    Антимонопольный орган вправе вернуть жалобу из-за несоответствия требованиям, согласно ч. 11 ст. 105 44-ФЗ, или рассмотреть ее. В ЕИС должно быть опубликовано уведомление о принятом ФАС решении. С его текстом необходимо ознакомить заказчика, поставщика и оператора.

    Как минимум за 2 рабочих дня до даты рассмотрения спора участники должны направить в антимонопольную службу свои обоснования и возражения.

    Основаниями для отказа в рассмотрении жалобы по существу могут являться:

    1. Отсутствие контактных сведений отправителя, ФИО должного лица и адрес, по которому отправляется ответ.
    2. Жалоба содержит нецензурные и оскорбительные высказывания.
    3. Текст обращения нечитабельный.
    4. Обращение содержит вопрос, на который уже неоднократно передавались разъяснения.
    5. В случае если для обращения требуется разглашение гостайны.
    6. Текст обращения написан с использованием латиницы.
    7. Жалоба была передана в электронном виде, но не подписана ЭЦП.

    После того как жалоба была зарегистрирована, у антимонопольной службы будет три рабочих дня на уведомление заявителя о месте и времени ее рассмотрения.

    Антимонопольная служба будет рассматривать жалобу по существу в течение 5 рабочих дней. Решение инстанции подготавливается в письменном формате в течение 3 рабочих дней после оглашения резолюции и публикуется в ЕИС.

    По результатам рассмотрения жалобы контролеры могут принять решение о ее признании необоснованной, частично обоснованной или полностью обоснованной. В последних двух случаях заказчику может быть выдано предписание об устранении нарушений, с которыми контролеры столкнулись в ходе разбирательств.

    Если решение ФАС заявителя не удовлетворяет, то он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3 месяцев после принятия (на основании ч. 1, 4 ст. 198 АПК). На это участникам и заказчику отводится не более 3 месяцев.

    Заказчик потребовал привести в заявке среди прочего химический и компонентный состав товаров. Также он запросил сведения, которые можно получить только по результатам испытаний.

    Контролеры признали это неправомерным. Такие требования ограничивают конкуренцию. Предоставить эти данные могут лишь те участники, у которых есть товар. Закон N 44-ФЗ не обязывает иметь продукцию на момент подачи заявки.

    Суды поддержали антимонопольный орган.

    Отметим, что на практике контролеры и суды не ограничиваются формальным подходом к этой проблеме. Решения принимаются с учетом всех факторов в каждом конкретном случае.

    Так, при схожих обстоятельствах заказчик сумел обосновать, для чего ему нужна столь детальная информация. УФАС посчитало, что ограничения конкуренции не было.

    Ранее, в другом деле, ВС РФ признавал, что спорные характеристики пригодятся заказчику в будущем.

    В документации установлено требование к товару: «толщина стали от 3,5 мм». Значение приведено без пробела после запятой. По правилам русского языка это читается как «3 целых 5 десятых».

    Заказчик пояснил, что имелись в виду два отдельных значения.

    В инструкции по заполнению заявки сказано: «значения дробной десятичной части чисел отделяются от целой части с использованием точки». Антимонопольный орган выяснил: требования к другим товарам приведены через запятую, но после нее стоит пробел. Это значит, что требования установлены одновременно к двум значениям показателя.

    Контролеры посчитали, что инструкция составлена неоднозначно. А значит, нет оснований, чтобы не допускать участников к закупке.

    Если заказчик в закупке требует привлечь субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, то нужно использовать типовые условия контракта.

    Контрольный орган может наказать, даже если не учтено хотя бы одно такое условие.

    Ранее ФАС отмечала, что типовые условия не применяются, если в закупке победил СМП или СОНКО. Привлекать субподрядчиков из их числа в этом случае тоже не надо. Также рекомендовано включать в проект контракта соответствующую оговорку.

    Документы:

    Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (сентябрь 2020 года)

    Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (сентябрь 2020 года)

    Можно выделить 2 группы решений ФАС:

    1. Решения, принимаемые на основании жалоб, поступивших в порядке, предусмотренном гл. 6 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). При этом антимонопольный орган может одновременно:
      • вынести предписание об устранении нарушения;
      • возбудить дело об административном правонарушении.

      Как правило, жалобы подают участники закупки, интересы которых были нарушены.

      Основные виды нарушений, по которым принимаются решения и выдаются предписания на этом этапе, можно сгруппировать следующим образом:

      • Нарушение требований к закупочной документации (описанию предмета, условиям проекта договора и др.). Например, постановлением АС ЗСО от 22.03.2016 по делу № А46-5839/2015 признано незаконным решение ФАС по всем 3 указанным в нем несоответствиям закупочной документации.
      • Нарушение правил установления требований к участникам закупки. Например, необоснованное требование о наличии лицензии или неуказание требования о ее наличии.
      • Неопределенность нестоимостных критериев, ограничивающая число участников закупки (об этом идет речь в постановлении АС ПО от 02.02.2016 № Ф06-4967/2015).
      • Несвоевременное размещение информации о закупке.

      На этапе отбора заявок и подведения итогов в судебной практике ФАС по проверке решений известны такие наиболее распространенные примеры:

      • необоснованное отклонение заявки или необоснованный допуск (подобная претензия антимонопольного органа была отклонена постановлением АС УО от 23.05.2016 № Ф09-4479/16, о необоснованном допуске говорится в постановлении АС СКО от 18.05.2016 № Ф08-2930/2016);
      • нарушения при оценке соответствия заявок установленным критериям, выявление которых иногда представляет сложность (см. постановление АС СЗО от 24.05.2016 № Ф07-3500/2016);
      • неполнота протокола конкурсной или аукционной комиссии.

      На последующих этапах возможно уклонение победителя от заключения договора (см. постановление АС МО от 18.01.2016 по делу № А40-21126/15).


      Похожие записи:

Добавить комментарий