Статус педагога в законе об образовании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статус педагога в законе об образовании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Понятие Профстандарта было введено в ТК РФ еще в конце 2012 года с включением в него ст. 195.1. Как это влияет на условия работы педагога? Что важно знать педагогу, чтобы защитить свои права в случае неправомерных действий образовательного учреждения?

Текст самих поправок занимает ровно одну страницу (две — вместе с фамилиями авторов и заголовками). В них разъясняется, что же такое «просветительская деятельность» — это «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации». Упоминается, что «не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни». Также в случае принятия этих поправок образовательным организациям придется согласовывать с Минобрнауки и Минпросвещения все международные договоры и работу с иностранными учеными.

  • Vkontakte
  • Facebook
  • Одноклассники

Главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов отмечает увеличение случаев нападения на учителей, их избиения, оскорблений и унижений. «К сожалению, местные органы власти после таких случаев заявляют об увольнении учителей, не разбираясь в инциденте, вставая на сторону учащихся и их родителей. Мне кажется, здесь есть некий перекос», — сказал он ТАСС.

«Законопроект будет включать положения об охране труда и здоровья учителей, ряд аспектов, включая отмену необходимости предоставлять избыточную отчетность, штрафы за требование такой отчетности, защиту прав в конфликтных ситуациях», — рассказал Хасавов.

По словам главреда основной профильной газеты, учителя жалуются на свое бесправное положение. «На них скидывается все, что угодно, любая дополнительная нагрузка, начиная от субботников и заканчивая выборами, дети могут оскорблять и бить, но нет механизма для защиты прав учителя. Ученик может призвать учителя к ответу, а учитель нет», — заявил он.

Хасавов заверил, что газета будет вести экспертную работу совместно с депутатами: на следующей неделе будет запущена онлайн-платформа, которая будет привлекать любые предложения от учителей, родителей учащихся и экспертов, к обсуждению подключат и профсоюз работников образования.

В Казахстане принят закон «О статусе педагога»

Мы руководствуемся правилами педагогической этики – для нас это и есть присяга. Если учитель нарушает правила педагогической этики, естественно, он должен нести ответственность – от дисциплинарного взыскания до административной ответственности. Поэтому нужно ли учителям дополнительно приносить присягу, как дают клятву Гиппократа врачи? Я считаю, что достаточно правил педагогической этики.

Учителя с принятием Закона «О статусе педагога» не освобождаются от ответственности в своей профессиональной деятельности. Здесь никто не говорит, что учитель получит статус неприкосновенности. Если сотрудников полиции оскорбляют при исполнении ими служебных обязанностей, то это карается законом. Значит, если учитель выполняет свои профессиональные обязанности, и при этом со стороны ученика или родителя поступают некорректные высказывания в его адрес – это тоже должно преследоваться, по крайней мере, административным законом.

Я считаю отмену плановой госаттестации прекрасным решением. Если у педагога много благодарственных писем и нет дисциплинарных взысканий, если его ученики показывают хорошие результаты, то каждые пять лет подвергать такого учителя госаттестации – выражать ему недоверие неправильно, тем более, если учитель достиг определённого возраста, если за его плечами 25, а то и 30 лет стажа.

Сейчас у учителей возникает вопрос: как тогда мы будем присваивать категорию, ведь от неё зависит материальная надбавка? Получение определённой категории является для молодых преподавателей стимулом для роста. В законе всё обтекаемо: государственная аттестация упраздняется, но что будет вместо неё, в какой форме? Я считаю, что должно быть чётко прописано, за какие заслуги учитель может автоматически получать или не получать определённую категорию, и какую процедуру он должен пройти, чтобы повысить свою квалификацию.

Сейчас учителя, чтобы иметь печатные труды, должны оплачивать свои публикации в журналах. То есть, если они хотят показать свои наработки и поделиться ими с коллегами, то вынуждены публиковаться за свой счёт. Мне кажется, у них должна быть возможность делать это бесплатно.

Нововведения, предусмотренные Законом «О статусе педагога», я поддерживаю однозначно. Мы не требуем к себе какого-то особого внимания, мы просто требуем того, чтобы и родители, и ученики чётко понимали, что они приходят в школу для того, чтобы получать знания.

Мы много слышали о «классной даме» в НИШ, в частных школах (в новом законопроекте исключается понятие «классное руководство». – Авт.). Я считаю, что все учителя поддержат это новшество, потому что это большое благо. Классное руководство это огромная нагрузка, потому что в классе 25-30 учеников. Нужно сводить (детей. – Авт.) в столовую, следить за здоровьем, самочувствием, успеваемостью всего класса. Было бы здорово, если бы отдельно были классные руководители и отдельно предметники. Или хорошо, если бы доплачивали за классное руководство. Сейчас это около 4 000 тенге всего.

Наша школа входит в пилотный проект. Это 10 школ, которые питаются по единому меню. Поначалу это вызвало некоторые сложности, например, по цене – отличается от других. У нас стоит комплексный обед стоит 320 тенге. Я сам ем с детьми, меня всё устраивает. Например, четверг – рыбный день, но не все дети любят те же рыбные котлеты. Мне всё нравится, дают фрукты (апельсины, яблоки). Отразится хорошо (на здоровье и успеваемости. – Авт.), если будут дети питаться сбалансировано.

Правовой статус педагогических работников (краткий обзор законодательства)

Гигантская проблема в том, что в современной системе образования нет оценок и, соответственно, рычага давления на выполнение домашнего задания нет. Год уже как с 5 по 8 класс ученики перешли на обновлённую систему образования, у них оценки выставляются только за четверть. Нет оценок за выполнение домашнего задания, за урок. Мы в дневнике можем только написать «Старайся ещё», «Молодец», «Плохо». И то в последний раз нам говорили, что негативную оценку ребёнку ставить нельзя – либо позитивную, либо нейтральную, то есть мы должны писать «Хорошо», «Молодец», «Постарайся ещё». Дети сами говорят: «А зачем я будут делать домашнее задание, если оценку ставить не будут?».

А как МОН будет штрафовать родителей? Вдруг у них не будет денег? Тогда что? Ведь есть закон о том, что каждый должен получить образование. Есть школы хорошие, где родители заинтересованы в успехе ребёнка и там делают домашние задания, а есть районы, где в школах учатся дети, родители которых работают по 10 часов в сутки, и взрослым некогда делать домашние задания.

Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ дается определение понятия «педагогический работник»:

  • педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

п.21 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018)

Таким образом, под педагогическим работником понимается:

  • лицо, которое находится в ТРУДОВЫХ и служебных отношениях с образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность;

  • в случае, если трудовых отношений не имеется, а отношения носят, к примеру, гражданско-правовой характер, статуса педагогического работника лицо не имеет.

В соответствии с Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности:

  • педагогическим работникам в РФ предоставляются права и свободы,

  • меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня,

  • условий для эффективного выполнения профессиональных задач,

  • повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Статья 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Правовой статус педагогического работника не распространяется:

  • на работников иных профессионально-квалификационных групп, например, на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный персонал;

  • однако в рамках внутреннего совместительства или совмещения работник, не являющийся по своей основной должности педагогическим работником, может выполнять должностные обязанности педагогического работника;

  • в части этих должностных обязанностей на работника образовательного учреждения будет распространяться статус педагогического работника.

Правовой статус педагогического работника:

  • это совокупность прав и свобод, в том числе академических прав и свобод,

  • трудовых прав,

  • социальных гарантий и компенсаций,

  • ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

ч. 1 статьи 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статьей 46 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ регламентированы требования к лицам, которым разрешено заниматься педагогической деятельностью.

Исходя из части 1 данной статьи, право на занятие педагогической деятельностью имеют:

  • лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и

  • отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Данные требования являются базовыми требованиями к квалификации любого педагогического работника в РФ. При этом требования к образованию и опыту работы могут быть конкретизированы профессиональными стандартами, а также в квалификационных справочниках для должностей, профессиональные стандарты для которых еще не разработаны.

Деление педагогических работников на те или иные виды, группы существенного правового значения не имеет:

  • несомненно, педагогические работники могут быть классифицированы в зависимости от занимаемой должности, при этом будут отличаться требования к их квалификации, их должностные права и обязанности, например, профессиональные стандарты для различных должностей педагогических работников устанавливают различные квалификационные требования, а также по-разному описывают трудовую функцию работников;

  • однако в остальном статус педагогических работников, занимающих различные должности, весьма схож.

Номенклатура должностей педагогических работников учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, утверждается Правительством РФ:

  • в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

  • Орал КАППАСОВ (1974) — директор департамента по контролю в сфере образования по Костанайской области Серикбай Оспанов (1945) – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры педагогики Костанайского государственного педагогического университета им. У. Султангазина
  • МОН РК: Повышение зарплат коснётся полумиллиона работников образования (160 666)
  • ОПУБЛИКОВАН СПИСОК ГРАНТОВ на 2019/2020 учебный год по каждой группе образовательных программ (98 578)
  • Какой язык самый сложный в мире? Рейтинг 10 самых сложных языков мира (80 010)
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Министерство образования и науки решительно настроено работать в направлении повышения качества подготовки преподавателей и учителей. В 2020-2021 годах уже 33 вуза лишились 110 приложений к лицензиям и восемь – генеральных лицензий. 36 вузов потеряли возможность выдавать гранты. Среди них были и педагогические. В министерстве отметили, что эти учебные заведения существовали для «штампования дипломов», не давая качественного образования.

Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов отметил, что мера по автономизации вузов – отмене общего государственного диплома, должна стимулировать студентов получать качественные знания, а не диплом. Теперь в РК сам по себе диплом вуза не будет ничего означать, после выпуска специалист должен будет пройти профессиональную сертификацию, которая укажет на уровень подготовки. Чтобы стать учителем, нужно будет сдать национальный квалификационный тест, который даст квалификацию педагога.

Министр сказал об обновлении учебных программ для будущих учителей: Надо сегодня открыто сказать, что программы педагогических вузов намного отстали, по сравнению с тем, что реализуется в школах. Мы сейчас обновляем 100% учебных программ, внедряем новый формат педпрактики и в пилотном режиме вводим сдачу квалтеста всеми выпускниками педагогических специальностей.

Педагогическое образование можно получать дистанционно почти без ограничений в вузах России. Полноценное российское образование признается в Казахстане без подтверждения по соглашению ЕАЭС 2015 года. А для получения квалификации педагога нужно проходить тест в 2021 году любом случае, независимо от принадлежности вуза к стране.

В России можно учиться удаленно в коммерческих или государственных педагогических вузах сразу после школы. В Казахстане полностью дистанционное обучение по педагогическому профилю не разрешено, как и удаленное обучение после 11 класса.

Формат существует и практикуется учебными заведениями больше 30 лет. Технологии отработаны и совершенствуются каждый год. Преподаватели учатся тому, как правильно подавать материал и удерживать внимание на вебинарах и конференциях. Сам материал создается командой профессиональных редакторов, режиссеров, дикторов, методистов и предметников. Это делается так, чтобы электронный курс было легко воспринимать без присутствия, удобно запоминать в условиях загруженности, так как большинство студентов совмещают учебу и работу.

По данным МОН РК, зарплата педагогов варьируется от 70 до 200 тысяч тенге. Зависит она от многих факторов. На августовской конференции работников педагогических работников президент РК Касым-Жомарт Токаев и вовсе заявил, что средняя зарплата учителя составляет лишь 65% от средней по стране. Именно тогда он и поручил Правительству повысить зарплату педагогов в два раза в течение четырёх лет.

В беседе с Informburo.kz депутат Мажилиса Ирина Смирнова заявила, что средняя зарплата учителя с большим стажем работы составляет примерно 160 тысяч тенге, у начинающих педагогов – 80 тысяч.

Для сравнения: по данным Комитета по статистике МНЭ РК, среднемесячная зарплата в Казахстане на ноябрь прошлого года составляла 199 151 тенге.

Теперь зарплаты педагогов повышаются на 25% с начала 2020 года. В Министерстве образования пояснили, что на четверть повысится реальный оклад учителей, а не базовый должностной оклад. По словам вице-министра образования и науки РК Бибигуль Асыловой, в среднем в этом году зарплаты педагогов вырастут на 30-40 тысяч тенге.

«За четыре года зарплата должна повыситься в два раза. С учётом всех надбавок к 2024 году у простого учителя с полной нагрузкой зарплата в среднем увеличится на 268%», – заявила Бибигуль Асылова на брифинге в СЦК.

И если сейчас учителя получают от 70 до 200 тысяч тенге, то с ростом на 268% их зарплаты будут варьироваться от 257 600 до 736 000 тенге к 2024 году, обещают в министерстве. Однако достичь потолка зарплаты смогут лишь те учителя, которые взяли на себя классное руководство, проверку тетрадей, ведут уроки на английском языке, а также нужен наивысший уровень квалификации.

Зарплата учителя напрямую зависит от доплат, которые он получает. И чтобы достичь реального роста доходов педагогов, в два раза увеличены доплаты за классное руководство и проверку тетрадей.

Возможно, эти меры позволят привлечь в профессию больше специалистов с соответствующим высшим образованием. Ведь государство ежегодно выделяет огромное количество грантов на обучение по педагогическим специальностям. А проблема дефицита учителей так и остаётся актуальной.

«Вопрос не в том, что учителей физически нет. Вопрос именно в том, что мы выпускаем достаточно большое количество педагогов, но привлекательность профессии сегодня невысокая. Просто не идут в школы», – заявил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов на встрече с жителями столицы в октябре прошлого года.

Повышение зарплат даст реальные плоды примерно через 10 лет, считает бывший школьный учитель Серик Алим.

«Чтобы не только количественно, но и качественно улучшить педагогический состав, нужна конкуренция. Сейчас молодые люди учатся на педагогов или воспитателей, но после окончания вуза не идут работать по специальности. И если в два раза зарплаты повысятся только через четыре года, то и абитуриенты, которые действительно хотят стать педагогами, появятся в вузах в 2024-2025 годах», – говорит экс-педагог.

Он предположил, что только тогда начнётся разрешаться проблема с дефицитом кадров. Ведь эти самые абитуриенты, получив диплом, пойдут работать в школы, детсады, колледжи.

«Конкуренция порождает качество, как говорится. Чтобы сохранить свои места, учителя должны будут развиваться профессионально, разрабатывать новые методики преподавания. Вот тогда рост качества среднего и дошкольного образования стоит ждать. К тому времени, надеюсь, ещё много школ и детсадов откроют. Так что рабочих мест будет много», – добавил он.

Помимо потенциального роста конкуренции, мотивировать педагогов могут и нововведения, предусмотренные новым законом. К примеру, появилась новая государственная награда «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы». Победитель получит единовременно 1 000 МРП (2,651 млн тенге).

Педагог, подготовивший победителя или призёра международной олимпиады, получит премию в размере трёх должностных окладов. Вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова сообщила, что сейчас министерство готовит перечень олимпиад, за победу в которых будет присуждаться премия.

Также МИО могут сами присуждать награды педагогам за различные достижения. Они должны быть не меньше 300 МРП (795 300 тенге).

Чтобы работать учителем или воспитателем, теперь нужно соответствующее образование. Если его нет, то нужно пройти курсы переподготовки, которые будут проходить на базе организаций высшего или послевузовского образования.

Это правило не распространяется на тех, кто работает в сфере дополнительного образования.

Однако вне зависимости от полученного образования в самом начале карьеры к молодому педагогу приставят более опытного наставника. Организация образования должна сделать это в течение пяти рабочих дней после выхода приказа о принятии на работу.

За наставничество опытный педагог будет получать доплату в размере 17 697 тенге. БДО установлен постановлением Правительства РК в 2015 году (введён в действие с 1 января 2016 года).

Елдос Нурланов был членом рабочей группы по разработке нового закона. Он считает внедрение наставничества одной из самых важных новелл закона.

«В первый год обучения молодой специалист испытывает наибольшие затруднения. И если в этот момент он не получит поддержки, совета опытного коллеги, то молодой педагог покинет профессию. И потом эти люди в образование вообще не возвращаются. Это где-то каждый третий молодой педагог», – сказал собеседник Informburo.kz.

Он считает, что наставничество снизит отток молодых специалистов из профессии.

Также раз в пять лет педагог обязан подтверждать или повышать квалификацию. В зависимости от квалификации полагается доплата в размере 30-50%:

  • педагог-модератор – 30% от должностного оклада;
  • педагог-эксперт – 35% от должностного оклада;
  • педагог-исследователь – 40% от должностного оклада;
  • педагог-мастер – 50% от должностного оклада.

При желании можно досрочно повысить или подтвердить квалификацию.

Ольга Бедер: Учителей надо перестать считать за рабов

Также престиж профессии педагогов снижало то, что их часто привлекали к несвойственным функциям или могли потребовать не связанные с образовательной деятельностью отчёты.

К примеру, в феврале прошлого года Министерство образования и науки РК распространило сообщение, где говорилось, что некоторые руководители территориальных управлений и отделов образования, а также руководства школ принуждали учителей чаще заходить на ресурс BilimLand. Так они хотели достичь нужных показателей по посещаемости портала.

Также проблему привлечения к несвойственным функциям на августовской конференции поднимал Касым-Жомарт Токаев. Он заявил, что акиматы привлекают учителей к мероприятиям, не имеющим никакого отношения к образованию.

Теперь за привлечение педагога к несвойственным функциям, за требование непредусмотренной отчётности, а также за не предусмотренных законом проверок идёт предупреждение. Если нарушение совершено повторно в течение года, то штраф составит от 20 до 120 МРП (от 53 020 тенге до 318 120 тенге).

Учитель одной из школ Акмолинской области Елена (собеседница попросила сменить имя и не указывать фамилию) не уверена, что улучшится положение педагогов из сельских организаций образования.

«Привлекают к несвойственным функциям – это мягко сказано. Скорее принуждают. Если пожаловаться на это, то оштрафуют руководство школы, детского сада, колледжа или местного органа по образованию. В городе ты хотя бы в другую организацию уйти можешь, не меняя профессию. А что делать тем, кто работает в сёлах или в небольших городах, где таких организаций по пальцам сосчитать можно?» – задаётся вопросом педагог.

Она пояснила, что после такой жалобы руководство школы может сделать всё, чтобы не дать педагогу работать.

«Представьте, в селе одна школа. Куда потом пойдёт работать этот педагог? Место жительства, что ли, из-за этого менять? Мало того что на работе могут начать давить на тебя, так ещё ведь в деревнях все знают друг друга, вдруг слухи какие пойдут», – добавила Елена.

Также теперь за оскорбление педагога предусмотрен штраф:

  • для физических лиц – 30 МРП (70 530 тенге). Если в течение года оскорбление совершено повторно, то 40 МРП (106 040 тенге) либо административный арест до пяти суток;
  • если оскорбил несовершеннолетний, то штраф налагается на родителей или законных представителей в размере 20 МРП (53 020 тенге). При повторном нарушении штраф вырастет до 30 МРП (70 530 тенге).

Особый статус педагогов был прописан в Законе «Об образовании» и раньше. Но штрафов за привлечение к несвойственным функциям, оскорбление или требование лишней отчётности не предусматривалось.

«И на деле законодательство не соблюдалось по факту. То есть нужен был дополнительный механизм для тех случаев, когда нарушаются права педагогов. Я думаю, что штраф за оскорбление чести и достоинства педагога предусмотрен в продолжении нормы о том, что любое разбирательство в отношении педагога предаётся огласке только с его согласия», – считает Елдос Нурланов.

Такая норма действительно вошла в новый закон. Она действует в рамках работы советом по педагогической этике. Такие советы должны быть открыты во всех организациях образования. В Минобре пояснили, что сейчас ведомство разрабатывает подзаконные акты, которые будут регулировать деятельность советов.

  • Новости
  • Колонки
  • Аналитика
  • Интервью
  • Рецензии
  • Видео
  • Образовательная политика
  • Экономика
  • Качество образования
  • Интервести
  • Big data

Закрепляется норма по снижению нормативной учебной нагрузки с 18 на 16 часов для организаций среднего образования с 1 сентября 2021 года. Нарушение педагогами норм педагогической этики приравнивается к дисциплинарным проступкам, влекущим дисциплинарную ответственность, предусмотренную к трудовому кодексу, а не к административному, как было ранее.

Как изменится жизнь учителей в Казахстане

Надежда Унгефуг


Похожие записи: