Аттестация Рабочих Мест В 2021 Году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аттестация Рабочих Мест В 2021 Году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы понятно было, как грамотно провести СОУТ, нужно понимать порядок проведения специальной оценки условий труда и знать “основу основ” при проведении спецоценки на предприятии – это федеральный закон № 426 от 28.12.2013г. А теперь еще и с учетом нововведений, вступивших в силу в 2020 году.

Если вам некогда вникать во все тонкости, читая и изучая нормативку, следуйте пошаговой инструкции и организуете спецоценку «без сучка, без задоринки».

Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2021 года

Все на руках есть комиссия и график, которого в своей работе она должна придерживаться, теперь нужно определить, какие же рабочие места у вас есть на предприятии и какое их количество. Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места, всем поголовно проводить не стоит, можно, так сказать, сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают. Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.

Здесь есть еще такой момент, как определить аналогичные рабочие места. Что это вообще такое? Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:

  • название должности;
  • наименование оборудования;
  • одинаковые должностные и функциональные обязанности;
  • помещение;
  • оснащение и прочее.

Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются.Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.

Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные. Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.

А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места. Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.

Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных. С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест. Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.

Регистрация специализированной организацией по проведению спецоценки в реестре ФГИС – это нововведение и было включено в алгоритм проведения СОУТ с 2020 года Федеральным законом N 451-ФЗ от 27.12.2019 г. До начала работ по проведению СОУТ должен быть получен специальный идентификационный номер.

Этот номер получает организация, проводящая специальную оценку условий труда в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора, который будет фигурировать в итоговом отчете. В базу Минтруда заносится следующая информация:

  1. Полное наименование компании.
  2. Основной регистрационный номер.
  3. ИНН.
  4. Номер рабочего места, численность работников и их СНИЛСы.

Посмотреть этот номер можно в реестре Минтруда и организация-подрядчик, должна отправить вам его в течение 3-х рабочих дней до начала работ заказным письмом или на электронном носителе, подписанным ЭЦП. Проверьте наличие номера в базе Минтруд, если вы его там не обнаружите, специальная оценка условий труда будет недействительна. Такие проблемы никому не нужны, поэтому перестраховывайтесь и всегда проверяйте.

Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

  • штатное расписание;
  • СНИЛСы работников;
  • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
  • продолжительность рабочего дня;
  • график работы
  • должностные инструкции на каждого работника;
  • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
  • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
  • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

  • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП;
  • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:

  1. Сводная ведомость.
  2. План мероприятий по улучшению условий труда.

Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Новые правила в сфере охраны труда 673.1 КБ

  • Новый порядок медосмотров: ответы на вопросы работодателей
  • Важное в феврале: медосмотры, внеплановые инструктажи и декларация соответствия условий труда
  • Охрана труда в ограниченных и замкнутых пространствах в 2021 году
  • Как правильно организовать работу дистанционных сотрудников. Рекомендации работодателям
  • Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок в 2021 году
  • Экологический сбор — 2021: кому придется платить и по каким ставкам

О нас

Реклама

Карта сайта

Общие правила форума

Использование материалов

Пользовательское соглашение

ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.

Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.

Размеры штрафных санкций (по тексту ст. 5.27.1 КоАП):

  • на руководство фирмы — от 5 до 10 т. рублей;
  • на фирму — от 60 до 80 т. рублей;
  • на предпринимателя — от 5 до 10 т. рублей.

Стоит отметить, что при повторном нарушении штраф на организацию может достигать 200 т. рублей, а на руководителя (и ИП) — до 40 т. рублей. Штраф на руководителя и юрлицо, которым он руководит, может быть выписан одновременно. Штраф может быть заменен приостановкой работы фирмы на срок до 90 суток.

СОУТ не проводится, если работник трудится на дому, работает дистанционно, трудится у физического лица (не ИП). Отсутствует необходимость проводить СОУТ в отношении вакантных рабочих мест – работники отсутствуют, условия их труда оценить невозможно.

Из сказанного следует, что если у объекта малого предпринимательства все работники выполняют свои обязанности дистанционно, а руководитель работает с документацией и решает проблемы функционирования фирмы из дома, оценка условий труда не требуется. Организационная структура, размеры МП и микрофирм позволяют без ущерба для бизнеса иметь такой «дистанционный» штат.

  1. Спецоценку условий труда (СОУТ) подавляющему большинству хозяйствующих субъектов нужно завершить до конца текущего года.
  2. Для малых предприятий исключений не предусмотрено.
  3. Для проведения СОУТ заключают договор со специализированной сторонней организацией.
  4. Цены на услуги спецоценки не столь высоки, как штрафы за нарушение законодательства.
  5. Малые предприятия находятся в выгодном положении, поскольку имеют небольшое количество рабочих мест.
  6. Если в штате МП надомники или дистанционные работники, СОУТ они могут не проводить.

Аттестация рабочих мест в 2021 году

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению СОУТ, число членов которой должно быть нечетным. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

  1. утверждает перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест*;
  2. утверждает результаты идентификации вредных и (или) опасных факторов;
  3. принимает решение о декларировании или проведении исследований и оценки вредных и (или) опасных факторов;
  4. формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям
  5. принимает решение об использовании результатов производственного контроля при проведении СОУТ (по представлению эксперта);
  6. принимает решение о невозможности проведения исследований в случае, угрозы для жизни работников и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу;
  7. принимает решение о снижении класса условий труда по результатам оценки эффективности СИЗ на основании заключения эксперта
  8. подписывает и утверждает отчет о проведении специальной оценки условий труда.

.

  1. Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей».
  2. Приказ Минтруда России от 14.11.2014 № 882н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252».
  3. Приказ Минтруда России от 18.05.2015 № 301н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов».
  4. Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 996н «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах».
  5. Приказ Минтруда России от 27.01.2015 № 46н «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений».
  6. Приказ Минтруда России от 18.02.2015 № 96н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы».
  7. Приказ Минтруда России от 19.02.2015 № 102н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды»
  8. Приказ Минтруда России от 24.04.2015 № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда».
  9. Приказ Минтруда России от 01.06.2015 № 335н «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта».
  10. Приказ Минтруда России от 16.12.2019 № 796н «О внесении изменений в Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9.12.2014 г. № 996н».
  11. Приказ Минтруда России от 27.04.2020 № 213н «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (Зарегистрирован 21.08.2020 № 59378).

Порядок, сроки и стоимость зависят от ряда факторов:

  • число мест на предприятии, подлежащих аттестации, наличие рабочих мест, идентичных по производственным параметрам,
  • количество и виды замеряемых параметров,
  • обеспеченность средствами индивидуальной защиты,
  • профессиональная специфика предприятия,
  • виды эксплуатируемого в компании оборудования и так далее.

По итогам аттестационного аудита по условиям труда предприятие получает следующие отчёты:

  • Аттестационная карта рабочего места, выданная на каждое место или на определенное число аналогичных мест,
  • Протокол оценки травматической безопасности рабочего места,
  • Протокол анализа обеспеченности рабочих мест средствами индивидуальной защиты и их состояния,
  • Ведомости с результатами измерений, содержащие оценку условий труда на рабочих местах для каждого подразделения,
  • Сводная ведомость для всего предприятия,
  • Рекомендации и общий план мероприятий для улучшения условий труда на предприятии.

В течение 10 календарных дней с момента подписания приказа об окончании АРМ и утверждения отчёта о ней, работодатель обязан направить в госинспекцию труда в своём субъекте Российской Федерации:

  • сводную ведомость аттестации,
  • сведения об аттестующей организации

Специалисты нашей испытательной лаборатории обладают большим опытом и выполняют аттестацию рабочих мест в Москве и регионах Российской Федерации. Процедура аттестации проводится в учреждениях различных сфер: производственной, бытовых услуг, образовательной — с учётом их индивидуальной специфики, с минимальными затратами и в сжатые сроки!

Охрана труда — ряд необходимых мер для создания благоприятной трудовой обстановки на предприятии, обеспечения безопасности труда и эффективной работы системы управления. Обращаясь в наш центр, вы получите гарантированный результат!

Если вы желаете надежно и быстро провести аттестацию рабочих мест, свяжитесь с нами удобным для вас способом.

Процедура проведения спецоценки представляет собой комплекс работ, состоящий из следующих этапов:

  • создание комиссии по проведению СОУТ, которая определит перечень мест работы, подлежащих проведению оценки, и установит, какие из них являются аналогичными;
  • выбор специализированной организации, имеющей право проведения СОУТ, и заключение договора с этой компанией;
  • установление специалистами этой компании наличия вредных или опасных факторов, которые воздействуют на организм сотрудников в ходе выполнения работ;
  • выявление степени интенсивности влияния таких факторов на организм работников в случае их выявления;
  • определение класса условий труда работников по результатам выполненных обследований и измерений;
  • оформление отчетной и иной документации по результатам проведения СОУТ;
  • утверждение отчета работодателем;
  • направление соответствующей информации в Федеральную систему учета результатов СОУТ;
  • организация ознакомления сотрудников с результатами СОУТ и размещение этих данных на официальном сайте организации;
  • другие действия, предусмотренные для конкретной ситуации действующим законодательством.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

В случае нарушения указанных требований действующим КоАП для работодателей предусматриваются достаточно серьезные санкции. При этом нужно учитывать, что статья 5.27.1 устанавливает одинаковые наказания за нарушение действующих правил проведения СОУТ или ее непроведение. Такие санкции зависят от того, кто именно выступает в роли субъекта, ответственного за невыполнение требований законодательства:

  • в отношении должностных лиц за такое нарушение применяется предупреждение или штраф размером 5-10 тыс. руб. При повторном нарушении сумма штрафа увеличивается до 30-40 тыс. руб. Он может быть заменен дисквалификацией на период сроком 1-3 года;
  • в отношении предпринимателей применяется штраф размером 5-10 тыс. руб. В случае повторного нарушения штраф увеличивается до 30-40 тыс. руб. или заменяется остановкой работы предпринимателя на срок до 90 дней;
  • в отношении организаций применяется штраф размером 60-80 тыс. руб. При повторном нарушении штраф увеличивается до 100-200 тыс. руб. или заменяется остановкой работы компании на срок до 90 дней.

Собственно процедура проведения спецоценки в 2020 году, как ожидается, останется неизменной. Однако контролирующие органы, которые занимаются проверкой проведения СОУТ на предприятиях, анонсируют существенное ужесточение системы наказаний за несоблюдение требований к ее организации или непроведение процедуры.

Особенностью 2020 года станет то, что предусмотренные законом штрафы будут начисляться в автоматическом режиме. Это станет возможным благодаря тому, что к рассматриваемому периоду должно быть полностью завершено формирование информационных баз, которые позволят проводить эту операцию без участия людей. Суть этой проверки будет заключаться в сопоставлении данных о сроке регистрации компании и сведений о проведении ею спецоценки, которые должны поступать в Федеральную систему учета результатов СОУТ. Если в ходе автоматического мониторинга будет обнаружено, что компания действует уже более одного года, но не проводила спецоценку, ей будет автоматически начислен штраф в соответствии с положениями статьи 5.27.1 КоАП.

В настоящий момент эти штрафы пока применяются в ручном режиме. Полномочиями по вынесению соответствующих постановлений обладает Трудовая инспекция, которая выносит решения о наложении штрафа по результатам плановых и внеплановых проверок. Очевидно, что с введением автоматической системы наложения санкций под ее действие подпадет гораздо большее количество организаций.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) заменила собой аттестацию рабочих мест. Вместе с тем нельзя сказать что она полностью копирует аттестацию, хотя общих положений действительно немало.

Проводится СОУТ всеми работодателями в отношении каждого рабочего места. Подразумеваются не только производственные или подобные рабочие места, но и офисные. Периодичность — не реже одного раза в 5 лет. По действующему правилу, без СОУТ могли работать те, кто не более 5 лет назад проводил аттестацию рабочих мест. Однако это позволено лишь до конца 2018 года.

Проводить спецоценку можно поэтапно. Однако это не распространяется на рабочие места, труд на которых связан со вредом и опасностью. Если конкретно, то не подразделяется на этапы СОУТ рабочего места, если:

  • работник имеет право на досрочную пенсию;
  • работник имеет право на дополнительные гарантии и компенсации, которые связаны с вредными условиями;
  • по итогам ранее проведенной аттестации рабочее место было признано вредным либо опасным.

Спецоценка проводится раз в 5 лет, но иногда ее нужно провести чаще. Это следует сделать, если:

  • введено новое рабочее место;
  • получено предписание трудовой инспекции о проведении внеплановой спецоценки;
  • изменился технологический процесс, состав используемого в работе сырья или материалов, изменились средства индивидуальной или коллективной защиты, и это может оказать влияние на уровень вредности и опасности труда;
  • на рабочем месте произошел несчастный случай или выявлено профзаболевание;
  • на этом настаивает профсоюз, и его требование мотивировано.

В зависимости от того, чем вызвана внеплановая проверка, устанавливаются сроки ее проведения. Так, если введено рабочее место, то провести спецоценку нужно в течение года. А если получено предписание трудовой инспекции, то для СОУТ отводится 6 месяцев.

В первую очередь, руководитель работодателя издает приказ о создании комиссии по проведению СОУТ. В приказе следует перечислить членов комиссии, а также указать, что директор компании является ее председателем. Это обязательное требование закона 426-ФЗ.

В составе комиссии не может быть менее трех человек. Если их больше, то общее число должно быть нечетным. Среди членов комиссии должен быть сотрудник, отвечающий за охрану труда. Если компания небольшая, то таким специалистом может быть сам руководитель.

Комиссия должна утвердить перечень мест, которые будет оценивать. Если в компании есть аналогичные рабочие места, то нужно оценить лишь 1/5 от их числа, но не менее двух.

Аналогичные рабочие места имеют общие характеристики:

  • они расположены в однотипных помещениях;
  • они одинаково освещаются, отапливаются, вентилируются;
  • работники, занятые на них, имеют одинаковые должности, специальности, профессии, одинаковый режим работы, выполняют одни и те же функции, используют аналогичное оборудование, сырье и т. д.

Затем комиссия должна составить график проведения спецоценки, а директор — утвердить его своим приказом.

Затем следует выбрать специализированную организацию для проведения СОУТ. Все они включены в реестр, который ведется на сайте Минтруда.

Следующий шаг — заключение с выбранной организацией договора. После этого следует предоставить ей всю необходимую документацию, которая может охарактеризовать условия труда. Это различные технические документы, схемы, сертификаты на материалы и так далее.

Теперь в процесс вступает специализированная организация. Она изучает предоставленные компанией документы и выявляет опасные для труда факторы. Если таковые обнаруживаются, комиссия работодателя должна этот факт утвердить. Затем оценивается, насколько эти факторы опасны или вредны, то есть производится их измерение.

Когда все рабочие места подобным образом оценены, производится их классификация. Все они подразделяются на четыре категории: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Эта информация включается в отчет о проведении спецоценки условий труда. Все члены комиссии должны его подписать, после чего он утверждается руководителем работодателя (председателем комиссии). Если кто-то из комиссии не согласен с отчетом, он вправе изложить свои соображения в письменном виде — они должны прилагаться к отчету.

Спецоценку рабочих мест в офисах могут упростить

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ)

Федеральным законом № 426-ФЗ установлена правовая основа проведения специальной оценки условий труда в Российской Федерации, в том числе обязательные требования к процессу проведения СОУТ, в том числе, к исследованиям (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, к организациям и экспертам, проводящим специальную оценку условий труда, к экспертизе качества специальной оценки условий труда.

Перечень статей, содержащих обязательные требования:

  • Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  • Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда.
  • Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда.
  • Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда.
  • Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьёй 25 Федерального закона № 426-ФЗ Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона возложен на Роструд и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 3 постановления Правительства № 599).

Постановлением устанавливаются обязательные требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда при допуске к деятельности по проведению специальной оценки условий труда (п. 5 – 7 постановления Правительства № 599).

Постановлением урегулированы вопросы приостановления деятельности (п. 15 постановления Правительства № 599), а также исключения из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (п. 20 постановления Правительства № 599).

Постановлением определен порядок аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи и аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее соответственно – аттестация, сертификат эксперта), а также срок его действия.

Правилами, утвержденными постановлением Правительства № 614 (далее – Правила), установлены обязательные требования к лицам, претендующим на получение сертификата эксперта (п. 2 – 7 постановления Правительства № 614).

Правилами установлен порядок прохождения аттестационного испытания претедентом (13 – 27 постановления Правительства № 614). Тестирование проводится в территориальном органе Роструда в субъекте Российской Федерации, где проживает допущенный Минтрудом России в установленном порядке к аттестации претендент. По результатам тестирования Минтруд принимает решение о выдаче сертификата эксперта (или отказе в выдаче сертификата).

Правилами установлен порядок аннулирования сертификата эксперта (п. 41 – 42 постановления Правительства № 614).

  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2021 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2021 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2021года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

В действующем законодательстве предусмотрена только одна статья, по которой назначат штраф за отсутствие СОУТ в 2021 году, — ст. 5.27.1 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи позволяет наказывать работодателей и их должностных лиц за отсутствие или нарушение порядка проведения оценки. При повторном нарушении их привлекут к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанные нормы распространяются на ситуации, когда работодатель не ознакомил работников с результатами спецоценки, поскольку это нарушение порядка проведения исследований рабочих мест.

С 1 января 2021 года организации, не успевшие провести СОУТ, попадают под действие статьи 5.27.1 КоАП РФ, что грозит юридическому лицу штрафом в размере до 80 000 рублей. Большинство малых и средних предприятий не провело специальную оценку условий труда до 31 декабря 2021. Каковы последствия? Всех оштрафуют или можно избежать наказания? Отвечаем на актуальные вопросы.

С 2021 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы, пенсионного фонда и ФГИС. Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки. Но такую отсрочку получат только организации, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки.

При указанных обстоятельствах штраф за непроведение СОУТ в 2021 году ИП не грозит. Также Роструд пообещал, что в течение 2021 года при выявлении нарушений будет действовать система предупреждений. Вначале работодатель, своевременно не организовавший специальную оценку условий труда, получит письменное уведомление (предостережение) о допущенном неисполнении закона и требованием устранить нарушение в обозначенный срок. Только если предостережение будет проигнорировано, на предприятие или ИП наложат административный штраф.

16-го января 2021 года Министерство труда РФ дало Разъяснения по вопросам проведения СОУТ индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом. Ведомство напомнило, что в соответствии с законом № 426-ФЗ от 28.12.2013, спецоценка условий труда проводится всеми работодателями.

Остался всего месяц у тех образовательных организаций, которые еще не завершили спецоценку рабочих мест. Им необходимо приложить все усилия для того, чтобы выполнить свои обязанности по охране труда, ведь штрафы обойдутся значительно дороже! Напоминаем, что спецоценке подлежат абсолютно все рабочие места в организации. Поэтому и отсутствие СОУТ по отдельным рабочим местам расценивается как отдельное правонарушение, а, следовательно, штраф в размере 60-200 тыс. рублей может быть за каждое «неоцененное» рабочее место!

Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д. Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона. Поэтому в случае, если за организацией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.

  • трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
  • специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2021. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.
  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).

Сведения об итогах СОУТ напрямую влияют на размер тарифов, уплачиваемых работодателем на страхование своих сотрудников от несчастныхслучаев, производственных травм и профессиональных заболеваний. Поэтому такие данные в обязательном порядке должны быть переданы в ФСС.Для этих целей предусмотрена специальная форма 4-ФСС: она утверждена приказом ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381.

Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2020 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2020 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2020года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

Проведение СОУТ осуществляется на основании нормативов РФ:

  • Закон № 426-ФЗ;
  • КоАП (ст. 5.27.1);
  • Трудовой кодекс;
  • Уголовный кодекс (ст. 143);
  • Постановление Правительства РФ №290 14.04.2014 (содержащее список рабочих зон, в отношении которых обозначены особенности проведения проверок).

Законодательно прописанные в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП штрафы за СОУТ в январе 2020, увеличены практически вдвое, чем при раннее действующей аттестации рабочих зон. Остается наедятся, что эти санкции заставят предприятия, регулярно нарушающие закон, задуматься, о том, что дешевле организовать СОУТ, чем попасть под штрафы из-за мошенничества.

Если непроведение СОУТ повлекло смерть сотрудника на предприятии или ухудшение его здоровья, то гендиректор и специалист по ОТ привлекаются к уголовной ответственности. В УК РФ (ст. 143) прописаны наказания:

  • денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
  • до 4 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
  • до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).

Повторное и последующее отступления от правил проведения СОУТ в силу ч.5 ст.5.27.1 КоАП предусматривает наказание:

  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

Работодатель может проводить проверку только совместно со спец. организациями, требования к которым прописаны в ст.19 Закона №426-ФЗ. Таких организаций не так много. Их перечень можно найти на сайте Минтруда.

Результаты проверок совместно с иными организациями, согласно тому же закону, будут недействительны.

После утверждения данных проверки их знакомят с сотрудниками под подпись. Если работник не согласен с результатами, он имеет право обжаловать их в суде (ст.5 Закона №426-ФЗ).

Государственная инспекция уполномочена проверять и контролировать работу спец организаций проводящих СОУТ. При нарушении утвержденных способов проверки и исследований, фальсификации результатов, эксперты по СОУТ также подвергаются административным взысканиям, вплоть до временного отстранения от выполнения работы.

Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2018. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2020 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.

Но вновь созданным организациям на СОУТ дается 12 месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест. И не важно, относится производство к микробизнесу или среднему предпринимательству. Поскольку вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ, на уровне правительства решен давно: наказывать надо всех, кто нарушит требования закона.

По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».

Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.

Руководитель предприятия с любым количеством наемных работников обязан был провести аттестацию рабочих мест.

Исключение:

  • Организации, работающие без наемных работников, имеющие надомников или дистанционных работников.
  • Работодатель – религиозное учреждение.
  • Физические лица (самозанятые).

Срок проведения первичной спецоценки по ФЗ № 426 истек с 1 января 2020 года. С этого момента для учреждений любой формы трудовой деятельности наступил срок автоматического наложения штрафных санкций на неисполнение закона.

ВНИМАНИЕ! На рабочие места, признанные оптимальными, составляют декларации. Их направляют в трудовую инспекцию. Это служит основанием для отмены спецоценки. Если за 5 лет на р.м. не было травм или профзаболеваний СОУТ не проводят (Письмо Минтруда №15 от 30.08.19).

Исходя из требований закона о завершении первичной спецоценки 31.12.2019 года, в последующие периоды наступает неотвратимость наказания нарушителей в соответствии КоАП РФ ч.2, ст. 5.27.1.

Размеры штрафов за отсутствие СОУТ:

  • Руководителю – 5 000-10 000 руб.;
  • Организации – 60 000-80 000 руб.;
  • ИП – 5 000-10 000 руб.

Для сравнения, денежный начет на руководителя и ИП примерно равен стоимости проведения спецоценки на 2 р. м.

На оценку нового рабочего места, введенного в эксплуатацию дается год. Вакантные места не входят в перечень. На некоторые специальности действует отсрочка по СОУТ, если они были аттестованы по АРМ.

Контролирующие организации считают необоснованным наказывать предприятие, если оно приступило, но не закончило оформление СОУТ.

  • Продолжение работы комиссии, не все раюочие места успели обследовать.
  • Предприятие готово, но специализированная структура приняла заявку на проведение СОУТ в течение 2020 года.

Только внимательное отношение к процедуре, правильное ведение документации может помочь при решении спорных ситуаций. Руководителю следует знать, любые санкционные меры последуют не автоматически, а после уведомления, полученного от надзорного органа.

Федеральным законом № 426-ФЗ установлена правовая основа проведения специальной оценки условий труда в Российской Федерации, в том числе обязательные требования к процессу проведения СОУТ, в том числе, к исследованиям (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, к организациям и экспертам, проводящим специальную оценку условий труда, к экспертизе качества специальной оценки условий труда.

Перечень статей, содержащих обязательные требования:

  • Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  • Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда.
  • Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда.
  • Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда.
  • Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьёй 25 Федерального закона № 426-ФЗ Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона возложен на Роструд и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Постановлением определен порядок аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи и аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее соответственно — аттестация, сертификат эксперта), а также срок его действия.

Правилами, утвержденными постановлением Правительства № 614 (далее — Правила), установлены обязательные требования к лицам, претендующим на получение сертификата эксперта (п. 2 — 7 постановления Правительства № 614).

Правилами установлен порядок прохождения аттестационного испытания претедентом (13 — 27 постановления Правительства № 614). Тестирование проводится в территориальном органе Роструда в субъекте Российской Федерации, где проживает допущенный Минтрудом России в установленном порядке к аттестации претендент. По результатам тестирования Минтруд принимает решение о выдаче сертификата эксперта (или отказе в выдаче сертификата).

Правилами установлен порядок аннулирования сертификата эксперта (п. 41 — 42 постановления Правительства № 614).

Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2020 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда. Этот механизм контроля за СОУТ заключается в направлении работодателям письменных предупреждений о недопустимости нарушения требований охраны труда и закона о СОУТ. Таким образом, надзорные органы не сразу прибегают к такой форме наказания, как штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест, обычно сначала работодатель получает уведомление. В таком предостережении специалисты Роструда должны установить срок устранения возможного нарушения.

Еще один важный момент: кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки? Помимо сотрудников Роструда, правом на проведение проверки наделены:

  • трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
  • специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2019. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.

Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.

В Минтруде рассчитывают, что такой подход даст возможность добросовестным и ответственным работодателям устранить нарушения без наложения административных штрафов.

В соответствии с положениями нормативных актов, административный штраф за отсутствие аттестации рабочих мест — не единственное возможное наказание за отсутствие СОУТ. Если в результате несчастного случая причинен тяжкий вред здоровью сотрудника или наступила его смерть, администрацию привлекут по ст. 143 УК РФ. Наказания предусмотрены различные в зависимости от наступивших последствий, среди них есть и серьезные денежные взыскания (до 400 000 рублей) и лишение свободы на продолжительный срок (до 5 лет).

Она предусмотрена специальной статьей КоАП РФ — 4.54. За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — в размере от 20 000 до 30 000 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности. Эксперт по данной статье несет ответственность как должностное лицо.

НА 2021 ГОД ЗАПЛАНИРОВАНЫ ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОХРАНЕ ТРУДА

Базовые требования к срокам выполнения СОУТ зафиксированы в статье 8 426-ФЗ. В этом разделе закона указывается, что компания обязана проводить оценку каждые пять лет. Течение действия этого срока начинается с даты утверждения отчета о предыдущей спецоценке. Однако тот же самый закон содержит несколько случаев, когда пятилетний срок выполнения этой процедуры может быть пересмотрен – как в большую, так и в меньшую сторону.

Нужно учитывать, что процедура СОУТ считается законченной, когда выполнены все ее этапы, вплоть до утверждения отчетности работодателем. Он обязан в трехдневный срок проинформировать о своем решении исполнителя. Срок действия отчетной документации отсчитывается именно с даты утверждения.

Так, если говорить о сокращении этого срока, то для понимания действующих правил законодательства важно ознакомиться со статьей 17 426-ФЗ. Она полностью посвящена такому вопросу как организация внеплановой оценки условий труда. Согласно этому разделу закона внеочередная СОУТ проводится в нижеперечисленных обстоятельствах.

Основание для выполнения внеплановой СОУТ Срок для ее выполнения
Организация новых рабочих мест в уже действующей компании 12 месяцев
Получение предписания об организации внеплановой СОУТ от Государственной инспекции труда в связи с обнаруженными нарушениями 6 месяцев
Изменение используемой производственной технологии или установка нового оборудования, которая приводит к изменению интенсивности воздействия вредоносных факторов на работников 12 месяцев
Изменение параметров применяемых материалов или сырья, которое приводит к изменению интенсивности воздействия вредоносных факторов на работников 6 месяцев
Изменение используемых средств защиты работников от воздействия негативной производственной среды, которое ведет к изменению интенсивности воздействия вредоносных факторов на работников 6 месяцев
Несчастный случай на производстве или возникновение профессионального заболевания 6 месяцев
Получение работодателем обоснованного предложения о выполнении СОУТ со стороны представителей профсоюзной организации 6 месяцев

Создание новой организации трактуется аналогично ситуации, когда в компании создаются новые рабочие места. Новое предприятие должно организовать спецоценку в течение 12 месяцев с даты регистрации.

Такие обстоятельства как изменение названия компании, ее организационно-правовой формы наименования рабочего места или личных данных индивидуального предпринимателя не всегда означает необходимость организации внеплановой спецоценки. Она может потребоваться только тогда, когда такие изменения в самом деле влекут за собой увеличение или снижение интенсивности воздействия вредоносных факторов на работников. Окончательное решение по этому вопросу должно приниматься комиссией по СОУТ.

Иногда организациям предоставляется возможность не выполнять оценку в установленные сроки, хотя по закону специальная оценка условий труда проводится раз в пять лет. Это возможно при соблюдении особых условий, прописанных в статье 11 426-ФЗ. Этот раздел закона полностью посвящен вопросу оформления декларации соответствия условий труда действующим государственным требованиям, а также правилам ее оформления.

Такая декларация составляется работодателем в случае, если по результатам спецоценки в его компании обнаружены только два типа рабочих мест: оптимальные и допустимые. Первая категория рабочих мест предполагает полное отсутствие вредного воздействия на работников либо ситуацию, когда такое воздействие находится в пределах разрешенных нормативов. Вторая категория – это места, на которых такое воздействие также не выходит за пределы разрешенных норм, а изменения в организме работника, полученные в результате их влияния, полностью исчезают к началу следующей смены.

Итак, работодатель, имеющий в компании эти два типа рабочих мест, составляет декларацию и подает ее в территориальное отделение Роструда. С этого момента начинается отсчет пятилетнего срока ее действия. По окончании этого периода ее действие может быть продлено автоматически, но только если за эти пять лет на предприятии не произошло следующих событий:

  • несчастные случаи;
  • случаи возникновения профессиональных заболеваний;
  • выявление нарушений трудовых прав работников при проведении проверки со стороны ГИТ.

Если все эти условия соблюдены, срок действия СОУТ в организации автоматически продлевается еще на пять лет: работодателю не нужно предпринимать для этого какие-то действия или собирать пакет документов. А вот если такое событие все же произошло, стоит подготовиться к внеплановой спецоценке.

На крупных предприятиях может быть целесообразно проводить спецоценку в несколько этапов, оформляя результаты каждого из них отдельным отчетом. Это может быть удобно, если в состав организации входят несколько относительно независимых подразделений, например, расположенных в разных городах. Такая возможность допускается положениями 426-ФЗ. Главное в этой ситуации – помнить, что срок действия каждого отчета будет исчисляться отдельно. Поэтому по истечении пятилетнего срока с момента проведения СОУТ в одном из подразделений следует запланировать новую спецоценку – даже если в других филиалах этот срок еще не прошел.

СОУТ – это специальная оценка критериев трудовой деятельности, которая имеет цель: классификация уровня опасности и вредности на рабочем месте. По итогам проведения руководитель имеет право улучшить условия труда сотрудников.

Данный процесс относится к комплексу спецмероприятий, целью которых является идентификация опасных и вредных факторов осуществления профессионально-трудовой деятельности. В результате проверки может оказаться, что условия труда на производственном объекте не соответствуют стандартам, установленным правительством. В этом случае представители проверяемой организации должны будут реализовать рекомендации по устранению негативного воздействия.

Важно! СОУТ является процессом, который формирует среду для организации трудовой деятельности и условия, необходимые для защиты работника.

Согласно ст. 212 ТК РФ все компании и ИП обязаны проводить СОУТ в отношении рабочих мест нанимаемых работников, участвующих в производственном и технологическом процессах.

Вопрос № 1. Какие вредные факторы не включаются для оценки в график СОУТ?

Ответ: Следующие факторы не учитываются в графике СОУТ:

  • микроклимат на открытой местности;
  • естественное освещение;
  • коэффициент пульсации света, яркость;
  • освещение рабочей поверхности в производственных помещениях;
  • электромагнитные поля, создаваемые ПК;
  • большинство показателей трудоемкости;
  • травма на рабочем месте;
  • психологический и эмоциональный стресс.

Вопрос № 2. Каковы требования к составлению графика СОУТ?

Ответ: Они указаны в ч.1 ст.9 ФЗ № 426 от 28.12.2013. Среди них:

  • нет законодательно утвержденной формы. Можно разработать в компании самостоятельно;
  • в графике обязано указание сроков и этапов;
  • график может быть как отдельный приказ, так и приложением к приказу о проведении СОУТ;
  • все члены комиссии должны быть ознакомлены с графиком под роспись.

Вопрос № 3. Какова ответственность работодателя за нарушение условий составления графика?

Ответ: В соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ:

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 т.р., на ИП : от 5 до 10 т.р., на юрлиц: от 60 до 80 т.р.;
  • при повторном нарушении – дисквалификация сроком от 1 года до 3 лет.

Для того, чтобы завершить спецоценку и поставить финальную точку в этом мероприятии, необходимо издать соответствующий приказ. Он составляется в произвольной форме.

В приказе на завершение СОУТ указываем:

  • Распоряжение о том, что спецоценка завершена
  • Есть ли разногласия по результатам работы
  • Если нужно, определить мероприятия по доведению рабочих мест до соответствия результатам спецоценки. Или же разработать такие мероприятия

Кроме того, на заключительном этапе спецоценки нужно:

  1. Подписать отчет о проведении СОУТ
  2. Ознакомить работников с результатами проведенной оценки
  3. Если выявлено несоответствие, привести все документы в надлежащий вид в соответствии с законодательством

Спецоценка условий труда была введена Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ, она сменила аттестацию рабочих мест. Всем организациям и ИП давалось 5 лет, чтобы провести новую процедуру, но многие, как это обычно бывает, любят всё откладывать в долгий ящик.

А многие и не знают о том, что это вообще нужно сделать. Ведь раньше от аттестации рабочих мест освобождались офисные рабочие места, то есть такие рабочие места, на которых сотрудники большую часть своего рабочего времени проводят за компьютером. Теперь же и их условиях труда нужно проверять.

Результатом проведения спецоценки становится определение класса условий труда. Работник может получить доплаты и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом, а работодатель поймёт, должен ли он закупать спецодежду и выдавать за вредность молоко.

Кроме того, в зависимости от результатов СОУТ производится расчёт страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Только специально аттестованные организации, все они зафиксированы в Единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда. Мы проводим СОУТ при поддержке нашего партнёра, который, в свою очередь, и является аттестованной организацией. Самому себе провести спецоценку никак не получится.

Специалисты этих фирм должны обладать определёнными знаниями и необходимыми приборами, а также иметь сертификаты на свою деятельность. Эти эксперты придут к вам, посмотрят, сделают необходимые на их взгляд замеры и напишут об этом в отчёте. Исходя из него можно будет составить декларацию о проведённой СОУТ.

Все подробности можно узнать, заполнив простую форму заявки на нашем сайте. Мы перезвоним и всё расскажем.

Специальная оценка условий труда включает 4 основных этапа:

  1. Определение круга потенциально вредных или опасных факторов, которые относятся к производственной среде и трудовому процессу. Проводится сопоставление тех факторов, которые присущи рабочему место, с теми, которые указаны в классификаторе. После этого принимается решение о том, нужно ли проводить исследование (измерение) выявленных потенциально вредных факторов.
  2. Проведение исследований и измерений выявленных факторов. Оно осуществляется в лаборатории организации, которая проводит СОУТ.
  3. Отнесение выявленных условий труда в компании к различным классам условий труда (либо подклассам). Это зависит от степени отклонения фактических показателей по рабочим местам в фирме от установленных гигиенических и других нормативов.
  4. Подготовка отчета о СОУТ условий труда.

После утверждения отчета производятся следующие шаги:

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2019 году

При указанных обстоятельствах штраф за непроведение СОУТ в 2021 году ИП не грозит. Также Роструд пообещал, что в течение 2021 года при выявлении нарушений будет действовать система предупреждений. Вначале работодатель, своевременно не организовавший специальную оценку условий труда, получит письменное уведомление (предостережение) о допущенном неисполнении закона и требованием устранить нарушение в обозначенный срок. Только если предостережение будет проигнорировано, на предприятие или ИП наложат административный штраф.

16-го января 2021 года Министерство труда РФ дало Разъяснения по вопросам проведения СОУТ индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом. Ведомство напомнило, что в соответствии с законом № 426-ФЗ от 28.12.2013, спецоценка условий труда проводится всеми работодателями.

Остался всего месяц у тех образовательных организаций, которые еще не завершили спецоценку рабочих мест. Им необходимо приложить все усилия для того, чтобы выполнить свои обязанности по охране труда, ведь штрафы обойдутся значительно дороже! Напоминаем, что спецоценке подлежат абсолютно все рабочие места в организации. Поэтому и отсутствие СОУТ по отдельным рабочим местам расценивается как отдельное правонарушение, а, следовательно, штраф в размере 60-200 тыс. рублей может быть за каждое «неоцененное» рабочее место!

Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д. Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона. Поэтому в случае, если за организацией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.

Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2020 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда. Этот механизм контроля за СОУТ заключается в направлении работодателям письменных предупреждений о недопустимости нарушения требований охраны труда и закона о СОУТ. Таким образом, надзорные органы не сразу прибегают к такой форме наказания, как штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест, обычно сначала работодатель получает уведомление. В таком предостережении специалисты Роструда должны установить срок устранения возможного нарушения.

Еще один важный момент: кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки? Помимо сотрудников Роструда, правом на проведение проверки наделены:

  • трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
  • специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2019. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.

Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.

В Минтруде рассчитывают, что такой подход даст возможность добросовестным и ответственным работодателям устранить нарушения без наложения административных штрафов.

В соответствии с положениями нормативных актов, административный штраф за отсутствие аттестации рабочих мест — не единственное возможное наказание за отсутствие СОУТ. Если в результате несчастного случая причинен тяжкий вред здоровью сотрудника или наступила его смерть, администрацию привлекут по ст. 143 УК РФ. Наказания предусмотрены различные в зависимости от наступивших последствий, среди них есть и серьезные денежные взыскания (до 400 000 рублей) и лишение свободы на продолжительный срок (до 5 лет).

Она предусмотрена специальной статьей КоАП РФ — 4.54. За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — в размере от 20 000 до 30 000 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности. Эксперт по данной статье несет ответственность как должностное лицо.

Не обязательна спецоценка только для предприятий — ИП, без работников и с работниками, нанятыми по аутсорсингу, и для новых рабочих мест (напомним, что на их оценку дается 12 месяцев). Кроме того, в отношении рабочих мест, где не выявлены вредные или опасные условия, подается только декларация в трудинспекцию. Соблюдая эти условия, можно наказаний избежать. Кроме того, не рекомендуется игнорировать предупреждения контролирующих органов, направленные в превентивном порядке.

Иных специальных положений для различных групп предприятий не предусмотрено. Так, отпадает вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ: да, будут, так как никаких льгот для этой категории работодателей не установлено.

16-го января 2021 года Министерство труда РФ дало Разъяснения по вопросам проведения СОУТ индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом. Ведомство напомнило, что в соответствии с законом № 426-ФЗ от 28.12.2021, спецоценка условий труда проводится всеми работодателями.

Главное отличие данных штрафов состоит в том, что административный штраф выписывается как физическому (должностному) лицу, так и компании. Уголовную ответственность всегда несет только физическое лицо, признанное вменяемым и достигшее возраста, при котором эта ответственность наступает (ст.19 УК РФ). По 143-й статье УК она наступает в 16 лет (ст. 20 УК РФ).

Данные в ФГИС СОУТ заносятся с 2021 года, но в первый год в систему попали не все результаты. Точные данные, которые можно использовать, чтобы наказать работодателей, которые не провели спецоценку, есть только с 2021 года, автоматически штрафовать работодателей начнут с 2021. До этого времени штраф грозит только предприятиям, которые инспекция труда в 2021 году проверит по плану или вне плана.

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Штрафы за отсутствие спецоценки в 2021 году». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • трудовые договоры;
  • трудовые книжки;
  • личные карточки работников;
  • табель учета отработанного времени;
  • штатное расписание;
  • устав;
  • сведения об отпусках;
  • больничные листы;
  • ведомости о выплатах заработной платы;
  • документы об охране труда (и документы, подтверждающие, что работники знакомы под подпись с этими положениями).

По результатам проверки составляется пакет отчётных документов в установленной форме. На основании сделанных отчётов заполняется бланк декларации, которую нужно регистрировать в региональном отделении ФС труда. Если не возникает необходимости повторно начинать мероприятие во внеплановом порядке, действует документ пять лет. Подробнее о том, что такое СОУТ, описано у нас на сайте.

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Уже сегодня сотрудникам проверяющей инспекции доступна информация о компаниях, не выполнивших требования, оповещающие о своевременном проведении «СОУТ». В ближайшее время все данные будут обращены в электронный вид.

  • трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
  • специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2021. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.
  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).

До начала 2021 года руководству предприятий и прочих юридических лиц следовало провести специальную оценку условий труда (СОУТ), которая в 2021 году пришла на смену процедуре аттестации рабочих мест. 31 декабря 2021 года сертификаты,полученные по итогам последней, прекратили свое действие. Соответственно не своевременно проведенная СОУТ или вовсе ее отсутствие чревато довольно серьезными проблемами. В роли санкций выступают штрафы. Причем суммы таковых весьма значительны.

  • при выявлении нарушений без личного взаимодействия с юр лицом в 2021 году,отсрочка для проведения СОУТ будет составлять 6 месяцев;
  • извещения о нарушениях, найденных в автоматизированном режиме, планируется использовать для реализации мер по плановому надзору в дальнейшем;
  • не устранение недочетов выступает основанием для проведения контроля во внеплановом порядке.

Специальная оценка условий труда – комплекс мероприятий, направленный на выявление степени опасности факторов трудового процесса и оценку уровня ее влияния на работников. Согласно параграфу 8 закона № 426-ФЗ (пункт 4) проверку требуется проводить каждые 5 лет.

В связи с этим возникали вопросы: когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ? Свои полномочия контролирующие органы уже реализуют в полном объеме: с Таким образом, штраф за отсутствие спецоценки условий труда в году последует, если работодатель не имеет на руках результатов проведения СОУТ. Но некоторые из них смогут избежать ответственности, если выполнят рекомендации Минтруда России.

Неправильно проведенная СОУТ может повлечь уголовную ответственность. Если следствием нарушения станет несчастный случай травма, авария и т. Все вопросы организации и оплаты данной процедуры предприятие должно брать на себя. Таким образом, ответственность за отсутствие или некорректно осуществленную спецоценку полностью возлагается на работодателя. В году Роструд начнет штрафовать за отсутствие СОУТ предприятия после плановых и внеплановых проверок. Однако в случае, если это нарушение выявят с помощью автоматизированной проверки, организации-нарушителю направят предостережение и дадут полгода на проведение процедуры.

С 1 января 2021 года организации, не успевшие провести СОУТ, попадают под действие статьи 5.27.1 КоАП РФ, что грозит юридическому лицу штрафом в размере до 80 000 рублей. Большинство малых и средних предприятий не провело специальную оценку условий труда до 31 декабря 2021. Каковы последствия? Всех оштрафуют или можно избежать наказания? Отвечаем на актуальные вопросы.

Главное отличие данных штрафов состоит в том, что административный штраф выписывается как физическому (должностному) лицу, так и компании. Уголовную ответственность всегда несет только физическое лицо, признанное вменяемым и достигшее возраста, при котором эта ответственность наступает (ст.19 УК РФ). По 143-й статье УК она наступает в 16 лет (ст. 20 УК РФ).

СОУТ, то есть специальная оценка условий труда, введена законодателями взамен аттестации рабочих мест, которая проводилась до 2021 г. (Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.2021). Работодатели должны были провести СОУТ до конца 2021 года, и тем, кто этого не сделал, начали выписывать штрафы. Их размеры довольно внушительны. Например, максимальный штраф за отсутствие СОУТ достигает 200 000 рублей – по ст 5.27.1 КОАП РФ.

На проведение спецоценки работодателям был отведен период до 31 декабря 2021 года. К этому времени не только необходимо завершить саму процедуру, но утвердить отчет и в течении 3 рабочих дней уведомить об утверждении экспертную организацию, проводившую СОУТ. После этого экспертная организация в десятидневный срок направляет в Федеральную государственную информационную систему учета (ФГИС) сведения о результатах.

Неправильно проведенная СОУТ может повлечь уголовную ответственность. Если следствием нарушения станет несчастный случай (травма, авария и т.д.), 143 статья Уголовного кодекса предусматривает для работодателя наказание в виде лишения свободы на срок 2 и более лет. Помимо пребывания в «местах не столь отдаленных», придется оплачивать моральный и материальный ущерб пострадавшим.

По ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013, проведение спецоценки является обязанностью работодателя, то есть проблемы организации и оплаты процесса учреждение решает самостоятельно. Ответственность за отсутствие СОУТ или нарушения в ее проведении лежит на работодателе.

Процедура СОУТ введена вместо аттестации с 2014 года. Финальный этап проведения процедуры на предприятиях, которые были образованы до вступления закона в силу, завершился 31.12.2018. Работодателям предоставлен длительный переходный период и организации разных форм собственности должны были закончить в этот срок проведение СОУТ, а по ее результатам обозначить в трудовых соглашениях с сотрудниками классы условий их работы. Статья 15 ФЗ № 426-ФЗ предусматривает необходимость довести до сведения сотрудников итоги спецоценки в срок не больше 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ.

Для новых рабочих мест и для организаций, которые созданы после вступления закона в силу, спецоценку необходимо провести не позже 12 месяцев с даты их ввода в действие (п. 1 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ). Аналогичный период установлен для перемещенного в новое помещение рабочего места (Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169).

В том же 426-ФЗ говорится, чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест, — штрафом. Окончание переходного этапа значит, что с 01.01.2019 работодатель, который не организовал в течение предусмотренного длительного периода СОУТ на всех рабочих местах, считается нарушившим законодательство и подвергается административному взысканию в виде денежных сумм или предупреждения по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2020 года достигает 80 000 рублей. Сумма зависит от того, кто стал нарушителем, и в какой по счету раз.

Минтруд РФ, основываясь на положениях ФЗ № 426-ФЗ, подготовил разъяснения от 16.01.2019, в соответствии с которыми процедуру проводят все работодатели, которыми по ТК РФ являются физические и юридические лица, имеющие трудовые отношения с сотрудником. Штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2020 году грозит работодателям всех форм собственности.

Есть ряд исключений — работодателей, которые не должны проводить оценку и, соответственно, не подвергнутся наказанию (ст. 3 ФЗ-426). К таковым отнесены:

Оценку не проводят

Признаки

ИП

Нет сотрудников по найму, с которыми заключено трудовое соглашение

Привлек дистанционных работников на дому по договору ГПХ, и у них нет рабочих мест (Разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019)

Работодатель-физлицо или религиозная организация

Привлек сотрудников дистанционно по трудовому соглашению (ст. 3 ФЗ-426)

Работающие на дому и дистанционные работники

(ст. 3 ФЗ-426)


Похожие записи:

Добавить комментарий