Приватизация государственного и муниципального имущества в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация государственного и муниципального имущества в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • страница1

Апрель

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Стандартный перечень документов для приватизации жилья:

  • Паспорта всех участников процесса, свидетельства о рождении детей.
  • Договор социального найма.
  • Ордер (при наличии). Если ордер утерян, следует взять копию распоряжения о предоставлении квартиры в городском архиве.
  • Справка о неучастии в приватизации для всех членов семьи (БТИ) – нужна, если гражданин менял место прописки с 1991 года.
  • Согласие на приватизацию от всех зарегистрированных в квартире лиц. Дети от 14 до 18 лет ставят подпись в присутствии родителей (опекунов), от лица детей до 14 лет подают заявление родители.
  • Выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года.
  • Заявление на приватизацию.

Скачать заявление на приватизацию муниципальной квартиры (образец/бланк)

Скачать образец заполнения заявления

Итак, кто имеет право на приватизацию жилья в собственность? Претендовать на это вправе лишь обычные граждане и негосударственные организации.

К подобным субъектам законом отнесены:

  1. Физические лица. Это любые граждане России. Законодательство предусматривает право каждого гражданина раз в жизни получать от государства землю безвозмездно.
  2. Юридические лица, зарегистрированные и учреждённые на территории РФ.

В исключительных случаях государство предоставляет землю либо помещение вместе с землёй под ним представительствам иностранных государств. Так что объекты приватизации имущества непосредственно определяют, кто может их приватизировать.

Любые вопросы, связанные с приватизацией объектов недвижимости лицами, не являющимися резидентами России, решаются в индивидуальном порядке соответствующими гос. учреждениями и властями сельского поселения.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

В основном выделяют следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

  1. Непосредственная подача заявления на приватизацию абсолютно любого объекта, что допускается переводить в распоряжение частных лиц.
  2. Льготная приватизация муниципального жилья лицами, кому в соответствии с нормами законодательства предоставляются те или иные льготы. К примеру, инвалиды могут рассчитывать на получение жилья от государства на льготных условиях и снижение социальных расходов. А дети-сироты получают от государства временное жильё, что они впоследствии смогут приватизировать.
  3. Безвозмездное отчуждение гос. имущества. Допускается лишь в отношении жилья, предоставляемого из государственного либо муниципального фонда согласно программам обеспечения людей жильём.

Каждый человек должен определиться, каким именно способом он хочет и может осуществить процедуру. К примеру, приватизировать жильё бесплатно могут лишь те граждане, которым гос. жильё уже выдано по соответствующему соглашению во временное пользование.

Существуют категории земель, которые не могут быть переданы в частные руки по закону:

  • земли, на которых находятся заповедные зоны;
  • земли, на которых расположены публичные национальные парки;
  • земли общественного пользования (городские территории: улицы, площади и т.п.);
  • изъятые из оборота земли;
  • земли лесного и водного фондов;
  • участки, расположенные ближе 100 метров к береговой линии.

Тем не менее земли этих категорий могут быть переданы в долгосрочную аренду.

Что меняется для гражданина после приватизации земельного участка? Сравним две категории прав: право собственности и право пожизненного наследуемого владения. В первом случае, кроме прав владения и пользования, к гражданину переходит еще и право распоряжения: продажи, дарения, переобустройства и т.д. Во втором случае за владельцем закрепляется право возведения на территории строений и оформления права собственности хотя бы на них. Но построенная таким образом недвижимость может оказаться под угрозой сноса, если собственник – муниципалитет – примет решение о строительстве дороги или нового микрорайона на этой земле.

Как и любая другая административная услуга, приватизация государственной собственности требует сбора определённого перечня документации. В основном это удостоверительная и справочная документация, которую необходимо запрашивать у гос. учреждений и уполномоченных органов.

Условно перечень необходимой документации можно разделить на следующие группы:

  • документы, удостоверяющие статус лица;
  • справочная документация;
  • правоустанавливающая документация.

В качестве примера документации, удостоверяющей статус лиц, можно привести:

  • паспорта;
  • удостоверения личности;
  • свидетельства о рождении и так далее.

Справочная документация содержит в себе информацию временного характера.

Приватизация государственного и муниципального имущества

В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

1. Утвердить прилагаемые прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2020 — 2022 годы.

2. Минэкономразвития России обеспечить в установленном порядке реализацию прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2020 — 2022 годы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2020 — 2022 годы (далее — план приватизации) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» и с учетом основных задач социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

В план приватизации включены находящиеся в федеральной собственности предприятия (организации), не относящиеся к субъектам естественных монополий и не являющиеся организациями оборонного комплекса, хозяйственные общества, учрежденные Российской Федерацией либо созданные путем приватизации соответствующих федеральных государственных унитарных предприятий в рамках исполнения прогнозных планов (программ) приватизации федерального имущества на предыдущие плановые периоды, а также акции акционерных обществ, переданные юридическими или физическими лицами на безвозмездной основе, выморочное имущество, акции акционерных обществ, поступившие в федеральную собственность в результате реорганизации хозяйственных обществ, по решению суда, по решению Правительства Российской Федерации либо приобретенные за счет средств федерального бюджета, за исключением:

организаций, включенных в перечень стратегических акционерных обществ и стратегических предприятий, которые будут включаться в план приватизации после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий;

миноритарных пакетов акций акционерных обществ, находящихся в собственности Российской Федерации, а также акций акционерных обществ, являющихся дочерними обществами вертикально интегрированных структур и планируемых к последующему перераспределению среди соответствующих интегрированных структур;

организаций, зарегистрированных за пределами территории Российской Федерации.

В план приватизации также включены хозяйственные общества, федеральные государственные унитарные предприятия и имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, приватизация которых не завершена в предыдущем плановом периоде.

Также в план приватизации включены федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие в настоящее время ограничения на приватизацию, в целях преобразования указанных предприятий в акционерные общества после снятия в установленном порядке ограничений на их приватизацию.

Основными целями, определенными государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», являются:

создание условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами государственной власти Российской Федерации, и отчуждение федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте;

достижение оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизация состава федеральных организаций, действующих в конкурентных секторах экономики;

повышение эффективности продажи акций крупных компаний с государственным участием с целью создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики.

Для повышения эффективности реализации плана приватизации будут организованы мероприятия, направленные на:

повышение открытости приватизационных процедур;

расширение маркетинга приватизируемого имущества;

завершение оформления прав на имущество федеральных государственных унитарных предприятий, для чего Росимуществом на основе предложений территориальных управлений, федеральных органов исполнительной власти и предприятий должны быть утверждены планы-графики соответствующих мероприятий и обеспечено их выполнение.

Реализация плана приватизации направлена на достижение основных целей и задач, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», а также на совершенствование механизмов управления федеральным имуществом в соответствии с разделом XII Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р.

Поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, ожидаются в 2020 — 2022 годах в размере 3,6 млрд. рублей ежегодно (в том числе за счет федерального имущества, приватизация которого не завершена в 2017 — 2019 годах).

Прогноз доходов от продажи федерального имущества может быть скорректирован в случае принятия Правительством Российской Федерации отдельных решений о приватизации акций крупнейших компаний, имеющих высокую инвестиционную привлекательность.

Принимая во внимание аспекты долгосрочного развития акционерных обществ, их инвестиционные потребности, необходимые для реализации стратегий развития, а также нормативы достаточности капитала (применительно к банкам), Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации могут быть приняты решения о приватизации путем снижения доли государства в уставном капитале общества за счет дополнительной эмиссии и направления вырученных средств на докапитализацию самого акционерного общества.

Доля в уставном капитале общества, планируемая к приватизации (процентов уставного капитала)
Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях
Воловская инкубаторно-птицеводческая станция, Тульская область, р.п. Волово 100
Производство пищевых продуктов
Этна, г. Челябинск 46,5
Ремонт и монтаж машин и оборудования
ТЭВОС, г. Санкт-Петербург 100
Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами, и их ремонт
Формат, г. Екатеринбург 100
Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
Аптека № 21, Московская область, г. Электросталь 100
Аптека медико-санитарной части № 170, Московская область, г. Королев 100
Царскосельская коллекция, г. Санкт-Петербург 10
Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность
Дорожное эксплуатационное предприятие № 186, Вологодская область, Чагодощенский район, пос. Сазоново 100
Деятельность издательская
Научно-техническое издательство «Судостроение», г. Санкт-Петербург 100
Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализ
Бийская машиноиспытательная станция, Алтайский край, г. Бийск 100
Учебный научно-производственный центр «Экология», г. Владикавказ 100
Деятельность в области здравоохранения
Санаторий «Мечта», Краснодарский край, г. Анапа 73
Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений
Водно-спортивная база «Галс», Московская область, городской округ Мытищи, д. Болтино 100

Приватизировать муниципальное и госимущество будут по-другому

«Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, г. Москва

«ЦИТО» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва

Инженерно-технический центр Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва

«102 Предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации, г. Севастополь

«Оборонпромэкология» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва

«Дирекция строящихся объектов» Федерального медико-биологического агентства, г. Москва

«Ремонтно-строительное управление» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Московская область, г. Химки

Национальная корпорация развития туризма («Ордена «Знак Почета» «ГИПРОТЕАТР»), г. Москва

Федеральный закон о приватизации государственного и муниципального имущества

Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251; 2007, N 18, ст. 2117; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 23, ст. 2788; 2011, N 29, ст. 4292; N 50, ст. 7343; 2014, N 30, ст. 4266; 2015, N 27, ст. 3971; 2016, N 27, ст. 4299; 2019, N 14, ст. 1458) следующие изменения:

1) в статье 8:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 8. Разработка прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества»;

б) в абзаце третьем пункта 2 слова «прогнозного плана (программы) приватизации федерального» заменить словами «прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального»;

2) в пункте 2 статьи 9:

а) в абзаце первом слова «имущественных комплексов» исключить, после слов «акционерных обществ» дополнить словами «, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью», дополнить словами «, а также информацию в соответствии с формами отчетов об итогах исполнения прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утверждаемыми Правительством Российской Федерации»;

б) абзац третий признать утратившим силу;

3) в статье 10:

а) пункт 1 дополнить словами «в соответствии с порядком разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, установленным Правительством Российской Федерации»;

б) в пункте 2 слова «Правительство Российской Федерации или» исключить, дополнить словами «в соответствии с формами отчетов об итогах исполнения прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утверждаемыми Правительством Российской Федерации»;

4) в статье 101 слова «прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, акты планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» заменить словами «прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества»;

5) в статье 15:

а) в абзаце первом пункта 1 слова «прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества» заменить словами «прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества»;

б) в пункте 7 слова «прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, акты планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества» заменить словами «прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества»;

в) в пункте 8 слова «прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, акты планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества» заменить словами «прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества»;

6) в пункте 2 статьи 302 слова «прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в документ планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, или муниципального имущества» заменить словами «прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества».

Президент Российской Федерации В. Путин

Перечень областных государственных унитарных предприятий, которые планируется приватизировать в 2021–2023 годах

Наименование и местонахождение областных государственных унитарных предприятий

Среднесписочная численность работников
на 1 января
2020 года (чел.)

Стоимость основных средств на 1 января 2020 года (тыс. рублей)

Сроки
привати­зации, квартал,
год

1

2

3

4

Непроизводственная сфера

1. Государственное унитарное предприятие Ростовской области
«Дон-медиа», Ростов-на-Дону,
ул. Суворова, 26

88

29 347,0

IV,
2021

Дорожное хозяйство

2. Государственное унитарное предприятие Ростовской области «РостовАвтоДор»,
Ростовская область, г. Азов,
ул. Пушкина, 110

1 204

771 214,0

IV,
2022

Транспорт

3. Государственное унитарное предприятие Ростовской области
«Сальское пассажирское автотранспортное предприятие»,
Ростовская область, г. Сальск,
ул. Фрунзе, 39

92

88 013,0

IV,
2022

В 2022–2023 годах на основании предложений областных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирова­ние в соответствующих отраслях, будет дополнительно сформирован состав подлежащего приватизации государственного имущества Ростовской области и продолжена работа по приватизации:

областных государственных унитарных предприятий путем преобра­зования в акционерные общества либо в общества с ограниченной ответст­венностью;

находящихся в государственной собственности Ростовской области акций ранее созданных акционерных обществ;

иного государственного имущества казны Ростовской области.

Приватизация земельного участка

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий). (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций; (в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 60-ФЗ)

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

Подпункт 8 пункта 2 статьи 3 применяется к правоотношениям, возникающим после дня официального опубликования Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий; (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 68-ФЗ)

1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением: (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 01.07.2017 N 155-ФЗ, от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Абзац пятый — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Понятие «контролирующее лицо» используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков. (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

Абзац 2 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

3. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

4. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ

1. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

2. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

2.1. Внесение находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ осуществляется без внесения изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

3. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

4. Акции открытого акционерного общества «Газпром», Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России», открытого акционерного общества, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального закона. (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)

Под приватизацией федерального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Правовую основу приватизации федерального имущества составляет Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № 806.

Основными целями и задачами государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в настоящее время являются:

  • сокращение избыточного объёма государственной собственности;
  • привлечение инвестиций и современных технологий новыми собственниками, заинтересованными в долгосрочном развитии приватизированных предприятий;
  • повышение эффективности управления за счёт усиления ответственности собственников;
  • оптимизация структуры государственной собственности, в том числе путём её концентрации и преобразования ФГУП в ОАО;
  • создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего малого и среднего.

Приватизация также является одним из источников бюджетных доходов.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2009 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2010 и 2011 года утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. № 1272-р.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2010 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 и 2012 года утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. № 1805-р.

Во времена Советского Союза все имущество было государственным, а граждане только получали документы о том, что собственность переходит к ним в пользование. Это значило, что они не могли продать комнаты или поставить другие условия для сделки. После распада СССР начался активный процесс приватизации, т.е. переоформления государственной собственности в частное владение. Услышав термин «приватизация», все задумываются о получении жилья (комнаты, квартиры) от государства на безвозмездной основе, не зная, что гласит федеральный закон. Однако на практике переоформить можно любое имущество, находящееся во владении государства. Как это сделать, знают не все. Чтобы разобраться в представленном вопросе, необходимо подробно изучить федеральный закон от 2001 года и другие ФЗ, действующие в указанной сфере, составить план действий и продумать условия. Альтернативным решением станет обращение за консультацией к опытному юристу.

  • Жилья. Подавать документы в 2021 году, чтобы оформить государственную квартиру в частную собственность, нужно в местные жилищный комитет при администрации города. Процедура может проводиться на безвозмездной основе или власти попытаются продать объект.
  • Предприятий. Приватизация госсобственности может осуществляться не только физическими, но и юридическими лицами, организациями и предприятиями. Получить в 2021 году права на распоряжение объектами такого значения, согласно ФЗ, можно только, если государство захочет их продать.
  • Земли. Федеральный закон предусматривает, что земельный участок россияне в 2021 году могут выкупить у государства или получить бесплатно. Безвозмездная процедура предусмотрена для тех, кто располагает правом бессрочного владения землей.

Приватизация государственной собственности в 2021 году имеет ряд плюсов и минусов. К основным преимуществам можно отнести право самостоятельно распоряжаться имуществом — продать его, провести обмен, завещать, подарить, разделить его на части и составить новый план и т. д. Без согласия собственника никто не будет иметь возможности пользоваться объектом. У владельца больше шансов выручить за частное имущество крупную сумму, если появится шанс продать объект. Перед тем, как приватизировать муниципальную квартиру или государственный объект, необходимо учитывать, что сделка имеет и несколько недостатков, которые можно увидеть, изучи федеральный закон. Главным минусом станет обязанность платить налоги за жилье, землю или предприятие, которым вы владеете. Ставку поможет рассчитать план объекта с его площадью и эксплуатационными характеристиками. Также свое имущество нужно обслуживать, обеспечивать его в хорошем состоянии, оплачивать коммунальные услуги. В 2021 году в России действует много ФЗ, которые предусматривают наказание за нарушение установленного порядка.

Как устанавливает федеральный закон, приватизация комнаты, дома, квартиры, земли и другого государственного имущества осуществляется в несколько этапов. Первым шагом, чтобы провести обмен и переоформление, станет планирование, для которого нужны определенные условия. Прогнозный план является стратегически важным документом. Процедура проводится на высшем правительственном уровне или в муниципальном масштабе. Затем в государственных структурах должны составить акт, подтверждающий, что гражданин в курсе по каким принципам и условиям осуществляется приватизация. Также этот документ должен содержать принципы и критерии, по которым определяются последующие шаги процедуры. И заключительным этапом, через который нужно пройти, станет обмен государственной собственности в приватизированное имущество, по правилам, которые установил федеральный закон.

Категория: Приватизация
Дата: 28.02.2016

Сам приватизационный обмен в 2021 году также можно разделить на несколько пунктов, по которым осуществляется переоформление. Изначально гражданам предстоит собрать и грамотно подготовить документы, которые определяются индивидуально. Перечень справок и бумаг может варьироваться в зависимости от индивидуальных обстоятельств. Документы нужны будут в администрации города, где после их проверки на соответствие ФЗ 178, должностное лицо уведомит заявителя о том, разрешено ли ему приватизировать комнату. С разрешением следует обращаться в Росреестр.

Здесь гражданам выдают свидетельство о праве собственности, которое лучше иметь, если вы захотите продать или провести обмен комнаты. Его можно будет оформить в 2021 году, если предоставить кадастровый план на объект, паспорт заявителя, выписки из БТИ, налоговой службы и жилищного комитета. Также за выдачу свидетельства придется заплатить государственный сбор. Проверять документы в Росреестре будут около2-4 недель. Чтобы стать полноправным владельцем комнаты или земельного участка, лучше за свои средства подготовить план объекта, в котором будут подробно отображены все его эксплуатационные характеристики и условия. Когда гражданин получит свидетельство о праве собственности, он сможет сам распоряжаться своим имуществом — продать его, сдать в аренду, завещать, подарить и т. д.

ФЗ 178 о приватизации государственного и муниципального имущества 2021 года

Стандартный срок оформления приватизации занимает 2 месяца. Внесение данных в реестр недвижимости проводится в течение недели, если подавать документы непосредственно в отделение Росреестра. Если оформлять через Многофункциональный центр, то срок регистрации увеличится примерно на 2 дня, так как сами сотрудники процедурой не занимаются, а передают бумаги в Росреестр.

При приватизации выкупать муниципальную квартиру не нужно. Но это не значит, что никаких расходов не потребуется. Проведение процедуры сопровождается пользованием различными услугами, за которые необходимо платить.

Максимальная сумма – 2000 рублей, которая платится за проведение регистрации права собственности на квартиру или частный дом. Это государственная пошлина, поэтому оплата требуется обязательно.

Если требуется составить отказ от принятия участия в приватизации в нотариальной конторе, понадобится заплатить за услуги нотариуса примерно 500 рублей. За подготовку технического паспорта также вносится госпошлина в размере 1000 рублей.

Если в помещении была проведена незаконная перепланировка, то при переоформлении данный факт будет выявлен. Это повлечет за собой наложение административного штрафа, величина которого составляет 2000 рублей.

Таким образом, приватизация выйдет примерно в тысяч 3,5-5.

Человек, снимающий у государства жилье, имеет возможность переоформить на себя только комнату. Но есть один нюанс. Из обычного жилища отделить долю невозможно, местные власти на это не согласятся. Оформлять на себя отдельную часть допускается только после того, как вся квартира будет переведена в частное владение.

Муниципальные власти разрешают переоформлять на себя только те комнаты, которые находятся в коммунальных квартирах. При этом гражданин должен проживать в помещении на основании соглашения с администрацией. В этом случае даже не требуется согласие соседей по коммуналке. Решение о проведении приватизационной процедуры принимается единолично.

Раньше законодательство требовало сначала получать одобрение иных жильцов коммунальной квартиры, чтобы в частную собственность переводилась сразу вся недвижимость. Но со временем данное предписание было отменено и государство разрешило заниматься процедурой по своему усмотрению.

ВАЖНО! Согласие иных жильцов требуется только в том случае, если они проживают непосредственно с нанимателем в одной комнате. Им потребуется написать заявление, в котором указать, что они не против переоформления. Также необходимо их присутствие при осуществлении процедуры.

Порядок, как приватизировать комнату в муниципальной квартире, почти ничем не отличается от переоформления всей недвижимости. Нанимателю также требуется собирать бумаги, в список которых входит паспорт, бумаги из БТИ, справка об отсутствии задолженностей и прочее.

Коммунальные квартиры имеют важное отличие от других жилых помещений. Оно заключается в наличии мест, предназначенных для общего использования. К ним относится кухня, санузел, коридор, кладовка, прихожая. Пользоваться этими частями недвижимости все жильцы имеют право в равной степени. Порядок пользования определяется ими согласованно.

Нанимателю потребуется выделить долю из этих мест. Рассчитывается она следующим образом: складываются все площади жилых комнат, сумма разделяется на площадь комнаты, переведенной в частное владение. В итоге получится значение, которое и будет считаться долей нового собственника во всех местах общего доступа.

После определения доли необходимо зафиксировать ее документально. Все жильцы коммуналки должны подписать бумагу, тем самым подтверждая, что они не против размера доли. Если кто-то из проживающих лиц не желает ставить свою подпись, можно обратиться в суд.

Выделение долей не означает, что каждый жилец будет пользоваться только частичкой помещения, к примеру, половиной ванны. Это физически невозможно. Выдел необходим для того, чтобы просто закрепить свое право на места общего пользования.

После получения права собственности гражданин имеет возможность продавать свою комнату, сдавать другим людям и совершать прочие сделки, доступные каждому владельцу недвижимости.

Совершать гражданско-правовые сделки с недвижимым имуществом допускается только его собственникам. Если жилье не приватизировано, наниматель не является его владельцем, а значит не имеет права продавать, дарить, менять, завещать помещение.

В данном случае собственник – государство. Оно в полной мере может распоряжаться своим имуществом, в том числе продавать и обменивать.

В 2021 году с молотка планируется пустить более 300 предприятий, которые сейчас находятся в государственной собственности. Многие из них прибыльные, другие в минусе, однако имеют стратегическое значение для страны, в том числе и в части национальной безопасности. В связи с этим представители сразу нескольких фракций направили премьеру Михаилу Мишустину записку с просьбой оценить итоги приватизации 1990-х годов, чтобы не допустить разграбления страны уже в настоящее время. Планы у Минфина грандиозные – в 2021–2023 годах распродавать имущество в среднем на 3,5 миллиарда рублей в год. Это обстоятельство вызывает жёсткую реакцию лидера КПРФ в Государственной Думе Геннадия Зюганова:

Силуанов внёс предложение под диктовку МВФ распродать последнюю собственность, которая обеспечивает стабильность. Продолжение той преступной приватизации – это уничтожение последней экономической базы, которая может обеспечить возрождение страны и элементарную стабильность.

  • страница1

Январь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Для понимания процесса приватизации следует ознакомиться с несколькими терминами.

Жилое помещение – квартира, дом, комната, иной изолированный объект, специально предназначенный для жизни людей по своим характеристикам.

Конкурс – способ приватизации, когда от покупателей требуется выполнение нескольких условий. Например, сохранение численности работников, инвестирование определённого объёма средств и т.д.

Аукцион – публичные торги. Приватизирует имущество тот гражданин (или организация), который предложил наибольшую цену.

Государственное имущество условно разделяется на:

  • приватизируемое по решению государства;
  • подлежащее передаче гражданам по заявительному принципу;
  • не подлежащее приватизации.

Приватизация регулируется несколькими нормативными актами.

  • Правовой основой данного процесса является ФЗ-178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. Этим нормативным актом установлены правила продажи собственности в частные руки: процедуры, требования к покупателям, виды имущества и т.д.
  • Законом № 159-ФЗ от 22.07.2008 года установлены особые условия для предпринимателей, которые арендуют государственную собственность. Указанные лица имеют преимущественное право покупки занимаемых объектов недвижимости.

Действие ФЗ-178 не распространяется на отчуждение:

  • жилых помещений муниципального и государственного фонда;
  • недр;
  • земли (кроме участков, на которых расположена недвижимость);
  • собственности РФ, расположенной за пределами госграниц;
  • имущества на основании судебного решения;
  • предметов, продаваемых по международным договорам;
  • движимого имущества;
  • собственности, передаваемой религиозным и некоммерческим организациям;
  • иного имущества.

С полным перечнем можно ознакомиться в статье 3 закона № 178-ФЗ.

Закон о приватизации жилья предполагает следующий алгоритм действий.

  • На первом этапе происходит планирование приватизации. Жильцы помещения должны решить, нужно ли им право собственности на это помещение. Также следует получить от каждого нотариально заверенное согласие, собрать пакет необходимых документов.
  • Далее заинтересованное лицо подаёт документы в местный департамент по имуществу. Наступает этап рассмотрения. Специалисты в течение 2 месяцев анализируют, соблюдены ли требования законодательства. При положительном ответе гражданин направляется в местный орган власти для подписания соглашения о безвозмездной передаче квартиры в собственность.
  • После чего следует обратиться в Росреестр для регистрации права собственности. В течение 5 рабочих дней вносятся изменения в реестр. Гражданину выдаётся экземпляр договора с отметкой о регистрации и выписку из ЕГРН.

Приватизация гособственности осуществляет в бессрочном порядке.

Каждый год срок завершения процесса переносился на следующий.

Планировалось, что приватизация будет продлена до 2020 года и для отдельных категорий граждан до 2021 года. Однако в 2020 году правительство решило, что будет справедливо и логично данный процесс сделать бессрочным.

Есть несколько важных аспектов процесса приватизации, на которые следует обратить особое внимание при подаче документов.

Если в квартире зарегистрированы несовершеннолетние, то заявителю обязательно нужно получить согласие органа опеки и попечительства.

Как отказаться от приватизации в пользу родителей? Читайте далее.

Как правило, в ходе приватизации имущественное положение детей улучшается, ведь они становятся собственниками недвижимости. Поэтому проблемы с получением разрешения от госорганов не возникает.

  • Жители столицы имеют небольшое преимущество в области приватизации жилищного фонда. В этом городе функционирует система «Мои документы», через которую можно обратиться за разгосударствлением жилого помещения.
  • Также перечень документов, необходимых для представления, меньше, чем в иных регионах. Не требуется представлять выписку из ЕГРН, технический паспорт, сведения о количестве зарегистрированных лиц. Вся необходимая информация запрашивается специалистами в электронном виде.

Процедура приватизации зависит от объекта, отчуждаемого государством.

Для жилых помещений и земельных участков, переданным физическим лицам, предусмотрен упрощённый порядок.

Для остальных случаев применяется закон № 178-ФЗ.

Несмотря на то, что начало передачи имущества в собственность было объявлено несколько десятилетий назад, еще большое количество объектов жилого фонда не приватизированы. Большое количество недвижимости передано в частные руки из муниципального фонда, это теперь усложняет процесс выдачи бесплатной жилплощади различным категориям льготников.

Им нужно будет длительное время ждать появления новых муниципальных квартир. Но ситуация сложилась именно так. Особенно остро встает вопрос нехватки муниципального жилья, когда нужно в срочном порядке переселить семьи из аварийных домов или из тех, что пострадали в следствие стихийного бедствия, пожара.

Государство дало длительный срок на приватизацию, потом на правительственном уровне она несколько раз продлевалась. При этом некоторые законодатели были против продления таких сроков, так как приватизацией было уменьшено количество квартир в муниципальном и государственном фонде.

Когда в 1992 году было объявлено о начале приватизации жилья, занимаемого гражданами, предполагалось, что процесс будет бессрочным. Но потом все же было решено ограничить срок для оформления имущества в собственность.

Сроки менялись несколько раз, за это время было оформлено множество приватизированных квартир.

Если было решено продлить передачу недвижимости в собственность, значит для этого были определенные основания.

По нормам законодательства жилье может быть приватизировано теми, кто проживает на жилплощади по договору социального найма и имеет прописку на ней. Но также в процессе могут участвовать и некоторые родственники жильцов.

Сколько человек зарегистрировано в доме или в квартире, столько и может принимать участие в процессе приватизации, в том числе и дети. Но, нужно помнить об ограничении на количество приватизаций.

ВНИМАНИЕ! Воспользоваться правом и приватизировать квартиру можно только один раз в жизни.

Вопросами процесса приватизации занимаются органы государственной и муниципальной власти. С соответствующим заявлением нужно обращаться к ним. Какие полномочия были предоставлены чиновникам, ответственными за передачу объектов имущества в частную собственность?

  • Отвечают на вопросы, связанным с переоформлением жилья в собственность.
  • Также такие ответственные лица информируют о необходимых для процесса документах.
  • Направляют запросы в структуры ЖКХ.
  • Должны регистрировать соответствующие документы в внутреннем реестре.
  • Чиновники принимают заявления, папку с подготовленными документами, сверяют их с теми данными, которые выдает БТИ.
  • Важная функция — оформление договора о передаче муниципального имущества в собственность гражданского лица.
  • Должна проводиться проверка документов, правильность их заполнения.
  • На последнем этапе такие работники передают доку��енты на приватизированное жилье в Росреестр.

Закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» был принят в 1991 году и продолжает действовать и сегодня. Таким образом, все желающие вправе пройти эту процедуру и в 2021 году. К 2000 году в частную собственность перешло до 47% недвижимости, 2010 году – 75%, 2016 году – уже около 80%. Данные показатели варьируются в зависимости от региона: например, в Москве доля приватизированного жилья превышает 85%.

Приватизация может быть признана недействительной в принудительном порядке. Такое допускается, если при приватизации будут нарушены законодательные нормы. Например:

  1. Договор приватизации составили в обход законодательных нормативов, и он не содержит существенных условий.
  2. Приватизация являлась фиктивной (то есть она не преследовала формирование обязательных прав и обязанностей сторон).
  3. Приватизация выступала для прикрытия другой сделки.
  4. В приватизации приняли участие лица, которые не обладали на это правом (например, недееспособное лицо подписывало документы без согласия органов опеки).

Также решение о передаче приватизированного жилья муниципалитету может принять сам собственник и отказаться от приватизации добровольно.

Подводя итоги, выделим то, что россиянам необходимо знать о процедуре приватизации:

  1. Квартиру, которая сейчас используется по договору социального найма, можно приватизировать в 2021 году.
  2. Процедура приватизации квартиры представляет собой процесс переоформления недвижимости из собственности муниципалитета в частную собственность.
  3. Российское законодательство предоставляет возможность всем гражданам единожды пройти процедуру приватизации безвозмездно.
  4. Эта процедура распространяется на квартиры, которые были оформлены по договорам социального найма до 2005 года. Нельзя приватизировать квартиру, которая не пригодна для постоянного проживания.
  5. Для регистрации права собственности на квартиру необходимо вначале собрать комплект подтверждающих документов, передать их на проверку текущему собственнику-муниципалитету и подписать договор приватизации квартиры.
  6. Предварительно следует получить согласие на приватизацию от всех зарегистрированных лиц либо официальный отказ от них. При отказе кого-либо пройти процедуру приватизации придется попытаться убедить их в том, что эта процедура принесет им выгоды, или обратиться в суд.
  7. Процедура окончательного оформления квартиры в собственность проводится в Росреестре. Основанием для этого является договор приватизации, подписанный с муниципальным образованием.

Все сделки по приватизации в Российской Федерации регулируются следующими нормативными актами:

  • ФЗ-№178 от 21.12.2001;
  • ФЗ-№366 от 03.07.2016;
  • ФЗ-№1541-1 РФ от 04.07.1991;
  • Жилищным Кодексом;
  • Земельным Кодексом.

В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.

Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.

У кого есть право Что могут приватизировать
Граждане и индивидуальные предприниматели Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости
Юридические лица Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость
Федеральные и муниципальные объединения Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее)

Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:

  • оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
  • если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
  • основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
  • временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
  • процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.

Существует несколько способов переоформления права собственности:

  • переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
  • приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
  • приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
  • покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
  • получение имущества в форме вклада в уставной капитал.

Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.

Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.

Порядок приватизации имущества:

  • составляется план процедуры;
  • издается акт;
  • осуществляется само переоформление объекта в частную собственность;
  • формируется отчет о проделанной работе.

После подачи заявления с копиями необходимых документов в муниципалитет, последний решает, в чьем ведении находится отчуждаемое имущество, возможно ли передать заявленные объекты и на каких условиях. Все решения с отчуждением объектов государственного и муниципального имущества согласовываются с его собственником и последнее слово остается за ним.

Этапы приватизации:

  1. Составляется план. Написание документа осуществляется с учетом мониторинга объектов, которые подлежат передаче в частную собственность. Окончательный вариант передается для утверждения Правительству Российской Федерации.
  2. Подготовительный этап. Выбирается вариант приватизации. Согласно 14 статье ФЗ №178, в окончательном решении должны содержаться следующие сведения:
  • об объекте приватизации;
  • о владельце;
  • о выбранном способе;
  • о кадастровой или рыночной стоимости недвижимости;
  • о рассрочке.
  1. Приватизация. Имущество передается в собственность физических или юридических лиц, с последующей государственной регистрацией прав в органе Росреестра.
  2. Отчет о приватизации. Составляется муниципальным образованием и передается Государственной Думе РФ, каждый год до 1 мая. В документе перечисляется приватизированные объекты, описывается способа их приватизации, сроки, расходы и т.д.

Перечень документов при различных видах приватизации различен. Такое же условие применяется и при сборе документов физическими и юридическими лицами.

Какие документы необходимы:

  • заявление лица, желающего приобрести имущество;
  • паспорт (для детей до 14 лет свидетельство о рождении);
  • правоустанавливающий документ и технический паспорт на жилое помещение;
  • выписка из ЕГРН;
  • расширенная выписка из поквартирной/домовой книги;
  • справка подтверждающая отсутствие задолженностей перед коммунальщиками;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Дополнительно может понадобятся:

  • письменное согласие на сделку второго супруга;
  • свидетельство о браке или о разводе;
  • разрешение от органа опеки и попечительства на сделку (если участвуют дети);
  • нотариально заверенная доверенность (если от лица инициатора действует его назначенный представитель);
  • финансовые документы (для юридических лиц).

Регламентирование приватизации закреплено на правительственном уровне. Юридические вопросы находят свое отражение в Жилищном, Гражданском, Земельном, Налоговом и иных кодексах. Приватизация описывается в постановлениях и актах Правительства России, а также в Указах Президента РФ.

Чем регулируется приватизация:

  • Федеральный закон № 178 «О приватизации…» от 21.12.2001 – определяет вопросы приватизации федерального и муниципального имущества, порядок, стоимость и нюансы процедуры;
  • Указ Президента РФ В.В. Путина от 24.02.2017 – признание приватизации жилья бессрочной;
  • Постановления Правительства РФ № 584 и 585 от 12.08.2002 (редакция за 18.07.2016) – утверждают порядок проведения аукционов и торгов государственным и муниципальным имуществом;
  • Указ Президента РФ № 596 «Об утверждении прогнозного плана…» от 7.05.2012 – определяет основные направления экономической политики и программы приватизации жилья в России;
  • Глава 4 Жилищного кодекса – принципы и нормативы реализации права на бесплатную приватизацию объектов в РФ.

Основные положения о приватизации принимаются на уровне государственных органов. Муниципальные власти могут издавать локальные акты по регулированию отношений в пределах района.

Процедура приватизации подчиняется общим правилам. Закон четко определяет субъектов – тех, кто имеет право на приватизацию, и объектов – имущества, которое может перейти от государства в частную собственность.

Приватизация государственного и муниципального имущества не различается по срокам. Общее время процедуры – 2-3 месяца, а если это упрощенный порядок – от 14 до 30 дней.

Случается, что приватизация происходит через суд. Например, если власти отказывают в предоставлении имущества частным лицам. Если действовать через суд, срок увеличится до 6 месяцев.

Возможность бесплатной приватизации муниципальной недвижимости имеется у всех без исключений граждан РФ, которые по каким-либо причинам не сделали этого раннее. Именно об этом указано в подписанном законе от 22 февраля 2017 года.

Согласно ему старый период действия возможности бесплатного оформления в частную собственность отменяется (ранее он действовал до 1 марта 2017 года).

“После принятия решения об отмене завершения периода действия бесплатной приватизации, мы видим возможность выровнять права жителей РФ по всем регионам, которые по каким-либо причинам не смогли либо же не захотели оформить в частную собственность муниципальное жилье”, — заявил заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной Палаты РФ по предпринимательскому делу в сфере экономической недвижимости.

Виктором Журбой было отмечено, что право на бесплатное оформление в частную собственность муниципального жилья получили свыше 1 миллиона жителей РФ. Причем большая часть все-таки смогла ранее воспользоваться такой возможностью.

Со слов самого чиновника, если же граждане РФ не готовы в данный период времени оформить в частную собственность аварийную жилплощадь, либо же наоборот, двухкомнатную квартиру в центре города, то это их личное право, которое закрепляется за ними Конституцией РФ.

Со слов Журбы, после принятия нововведений, граждане, проживающие в муниципальных квартирах, не должны переживать за то, что их могут выселить оттуда в любое время. Законодательством РФ это категорически неприемлемо. При возникновении подобных ситуаций необходимо сразу обращаться в правоохранительные органы.

Гражданам Российской Федерации, проживающим в государственных квартирах или планирующим получить муниципальное жилье, необходимо знать о возможных законодательных инновациях, которые будут действовать в будущем:

  1. Приватизировать государственные квартиры могут российские граждане, которым на момент подачи документов исполнилось 14 лет.
  2. Если в муниципальной квартире проживает несколько человек, то человеку, планирующему перевести в собственность объект недвижимости, необходимо от каждого домочадца получить письменное согласие либо отказ в участии;
  3. Жильцы, которые не достигли совершеннолетия, имеют право на часть муниципальной квартиры, в которой они проживают, именно поэтому они также, как и взрослые, должны принимать участие в приватизации;
  4. Бесплатно человек может принять участие в такой программе только один раз в жизни;
  5. Для оформления в собственность муниципального объекта недвижимости претендент должен подать в соответствующий орган заявление и полный пакет документации.

Изначально Государственная Дума планировала продлить действие программы приватизации на весь 2021 год, объясняя это тем, что такого срока будет достаточно для проведения всех этапов переоформления. Но по инициативе Владимира Путина было внесено предложение об отмене временных лимитов бесплатной приватизации жилого фонда для россиян. В 2021 году программа приватизации жилого фонда в России считается продленной на неопределенный срок.

Какая основная цель закона, спросите вы. Регламент призван создать условия для ведения личного выбора у каждого свободного гражданина на удовлетворение его желаний, касающихся жилищного выбора. Ещё одним важным фактором является сохранение и более улучшенное использование фонда жилищных домов.

Вступить в правовую собственность на конкретную площадь можно, более того после приватизации у каждого гражданина появляется шанс максимально плодотворно вкладывать свои финансовые средства. Человек, благодаря закону о приватизации свободно может:

  • Накапливать недвижимую собственность (дома, квартиры, жилищные комплексы и так далее);
  • Свободно продавать, а также покупать жилища на рынке;
  • Беспрепятственно владеть своими домами.

Первая статья: Любой род приватизации, бесплатной передачи жилищ третьим лицам, а также бронирование помещений осуществляется в соответствии со всеми требованиями всероссийского закона о приватизации.

Вторая статья: Все граждане РФ вправе претендовать на приватизацию любого имеющего на территории страны жилищного комплекса. Также можно осуществить разгосударствление и взять конкретное жильё в собственность, только при условии, что все остальные претендующие напишут письменное согласие, о том, что они не имеют никакой необходимости в приватизации этого здания.

Жилые дома, квартиры и другие комплектующие жилищного фонда передаются людям, чей возраст равен четырнадцати годам по письменной просьбе родителей. Также помещения, в которых находятся несовершеннолетние, могут передаться в их собственность, также и по письменному заявлению усыновителей. Также в случае непредвиденной кончины одного или сразу обоих родителей или опекунов, Специальные ведомства оформляют в течение нескольких месяцев документ, который говорит, что отныне этот жилищный комплекс принадлежит несовершеннолетним детям, которые остались без родителей.

Оформленный акт о возможной передачи жилого помещения несовершеннолетним, готовится исключительно за счёт финансовых средств людей, которые являются владельцами этого помещения.

Приватизировать запрещено помещения, которые являются:

  • Аварийными, или непригодными для проживания;
  • Общежитиями;
  • Домами в военных городках;

Исключением обладают дома, находящиеся в различных сельскохозяйственных совхозах. Также если вы являетесь собственником, какого ни будь фонда, но одновременно за этим комплексом закреплена комиссия жилищного владения, вы не можете в полной мере владеть вашим помещением.

Стоит помнить, что непосредственная передача помещений, речь идёт о квартирах, домах и других жилых комплексах, происходит только собственниками этого владения. Но бывает, что передача может осуществиться специальным муниципальным учреждением, так как некоторые здания могут быть закреплены не за одним человеком, а за конкретным предприятием или органом. Во время передачи оформляется специальный документ, который называется договор передачи. Заключают этот документ органы власти или местное само управленское поселение, если таковое имеется. Приятным бонус является то, что документ не требует нотариального заверения, и за него нет необходимости платить государственную пошлину. В акт передачи можно внести также несовершеннолетние лица, которые будут также иметь право владеть этим жильём в полной мере.

Несмотря на то, что многие статьи были убраны из закона о разгосударствлении, на их место пришли другие положения, которые компенсируют их недостаток. Выше были предоставлены самые основные положения.

В этой статье вы узнали, какие внесены изменения в закон о приватизации. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.

Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.

С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.

Приватизация государственного и муниципального имущества 2021 год

Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:

  • Классическая бесплатная приватизация жилья.
  • Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
  • Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
  • Прямая продажа объекта на торгах.

Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.

Список требуемых бумаг также отличается от ситуации к ситуации. Если взять усредненно, то выглядеть он будет примерно так:

  • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Это может быть как паспорт гражданина РФ, так и свидетельство о регистрации юридического лица.
  • Согласия всех жильцов приватизируемой недвижимости либо отказ от участия в процедуре (актуально в первую очередь для объектов жилого фонда).
  • Договор социального найма, аренды или бессрочного пользования. Первый актуален именно для жилья, второй и третий встречаются при приватизации земли. Для платной приватизации такая бумага не нужна.
  • Техпаспорт, кадастровый план или иные аналогичные документы.

Перечень документов для приватизации может отличаться не только в зависимости от объекта и/или субъекта процедуры, но и от региона нахождения недвижимости.

Бесплатная приватизация жилого фонда объявлена бессрочной. Землю бесплатно получить в собственность можно до 2020 года. Любые другие объекты приватизируются платно и потому конкретных сроков, ограничивающих процедуру, также не существует.

Если активно заниматься данным вопросом, то квартиру, например, можно приватизировать примерно за 2-4 месяца. Землю – быстрее, но только при условии, что межевание уже проведено и кадастровый паспорт есть на руках. С нежилой недвижимостью все сложнее, так как каждый случай рассматривается фактически в индивидуальном порядке, но и тут можно постараться справиться в срок до полугода.

Если воспользоваться услугами представителей-юристов, которые точно знают, что и в каком порядке нужно делать, сроки можно значительно сократить, как и усилия заявителя.

Приватизация может быть признана недействительной в принудительном порядке. Такое допускается, если при приватизации будут нарушены законодательные нормы. Например:

  1. Договор приватизации составили в обход законодательных нормативов, и он не содержит существенных условий.
  2. Приватизация являлась фиктивной (то есть она не преследовала формирование обязательных прав и обязанностей сторон).
  3. Приватизация выступала для прикрытия другой сделки.
  4. В приватизации приняли участие лица, которые не обладали на это правом (например, недееспособное лицо подписывало документы без согласия органов опеки).

Также решение о передаче приватизированного жилья муниципалитету может принять сам собственник и отказаться от приватизации добровольно.

Подводя итоги, выделим то, что россиянам необходимо знать о процедуре приватизации:

  1. Квартиру, которая сейчас используется по договору социального найма, можно приватизировать в 2021 году.
  2. Процедура приватизации квартиры представляет собой процесс переоформления недвижимости из собственности муниципалитета в частную собственность.
  3. Российское законодательство предоставляет возможность всем гражданам единожды пройти процедуру приватизации безвозмездно.
  4. Эта процедура распространяется на квартиры, которые были оформлены по договорам социального найма до 2005 года. Нельзя приватизировать квартиру, которая не пригодна для постоянного проживания.
  5. Для регистрации права собственности на квартиру необходимо вначале собрать комплект подтверждающих документов, передать их на проверку текущему собственнику-муниципалитету и подписать договор приватизации квартиры.
  6. Предварительно следует получить согласие на приватизацию от всех зарегистрированных лиц либо официальный отказ от них. При отказе кого-либо пройти процедуру приватизации придется попытаться убедить их в том, что эта процедура принесет им выгоды, или обратиться в суд.
  7. Процедура окончательного оформления квартиры в собственность проводится в Росреестре. Основанием для этого является договор приватизации, подписанный с муниципальным образованием.

Правила приватизации довольны просты, процедура должна соответствовать следующим принципам:

  • Переоформление недвижимости осуществляется на бесплатной основе. Оплате подлежат только государственные пошлины.
  • Приватизация проводится исключительно добровольно.
  • Соглашение о приватизации обладает стандартной формой на всей российской территории.
  • Возможность приватизировать долю в муниципальной квартире, а не только все помещение сразу.
  • Соглашение о переходе прав на имущество составляется в одном экземпляре независимо от того, сколько людей принимало участие в процедуре. При необходимости все участники имеют возможность сделать копию и заверить ее нотариально.

Существует два варианта переоформления:

  1. В долевое владение. В этом случае каждый член семейства будет владеть определенной частью имущества.
  2. В совместное владение. При таком способе оформления жилище будет принадлежать всем участникам процедуры.

Рекомендуется приватизировать в долях, что в случае развода не нужно было делить жилище.

В случае, если наниматель проживал в муниципальной квартире, которая была признана ветхой или аварийной, не стоит торопиться с приватизацией. Лучше дождаться, когда дом будут расселять, предоставят новое жилье, которое впоследствии и переоформить на свое имя.

Квартиры, выдаваемые на основании службы в правоохранительных органах или вооруженных силах, приватизировать не допускается. Однако, есть возможность получить согласие от ведомства на переведение недвижимости в собственность местных властей. Тогда только можно заняться приватизацией муниципального жилья в стандартном порядке.

При приватизации выкупать муниципальную квартиру не нужно. Но это не значит, что никаких расходов не потребуется. Проведение процедуры сопровождается пользованием различными услугами, за которые необходимо платить.

Максимальная сумма – 2000 рублей, которая платится за проведение регистрации права собственности на квартиру или частный дом. Это государственная пошлина, поэтому оплата требуется обязательно.

Если требуется составить отказ от принятия участия в приватизации в нотариальной конторе, понадобится заплатить за услуги нотариуса примерно 500 рублей. За подготовку технического паспорта также вносится госпошлина в размере 1000 рублей.

Если в помещении была проведена незаконная перепланировка, то при переоформлении данный факт будет выявлен. Это повлечет за собой наложение административного штрафа, величина которого составляет 2000 рублей.

Таким образом, приватизация выйдет примерно в тысяч 3,5-5.

Человек, снимающий у государства жилье, имеет возможность переоформить на себя только комнату. Но есть один нюанс. Из обычного жилища отделить долю невозможно, местные власти на это не согласятся. Оформлять на себя отдельную часть допускается только после того, как вся квартира будет переведена в частное владение.

Муниципальные власти разрешают переоформлять на себя только те комнаты, которые находятся в коммунальных квартирах. При этом гражданин должен проживать в помещении на основании соглашения с администрацией. В этом случае даже не требуется согласие соседей по коммуналке. Решение о проведении приватизационной процедуры принимается единолично.

Раньше законодательство требовало сначала получать одобрение иных жильцов коммунальной квартиры, чтобы в частную собственность переводилась сразу вся недвижимость. Но со временем данное предписание было отменено и государство разрешило заниматься процедурой по своему усмотрению.


Похожие записи:

Добавить комментарий