Исчисление налога на прибыль иностранных организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исчисление налога на прибыль иностранных организаций». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Налоговыми агентами по налогу на прибыль признаются российские организации или иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и производящие выплаты иностранным организациям не связанным с постоянным представительством в РФ, доходов от источников в РФ.

При этом не имеет значения, является ли организация, выплачивающая доход плательщиком налога на прибыль. Согласно нормам НК РФ, организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕСХН, ЕНВД) не освобождены от исполнения обязанностей налогового агента при выплате доходов иностранной организации (п.4 ст.286, п.3 ст. 346.1, п.2 ст. 346.11, п.4 ст. 346.26 НК РФ).

Исчисление налога и его удержание налоговый агент обязан произвести непосредственно при выплате дохода, а перечислить удержанную сумму налога в бюджет налоговый агент должен не позднее дня, следующего за днем выплаты (или иной передачи) дохода иностранной организации (п. 2 ст. 287 НК РФ).

Налоговая база при этом определяется в полной сумме дохода, за исключением доходов от реализации акций (пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ) и доходов от продажи недвижимого имущества, находящегося на территории РФ (пп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ). По таким доходам налоговая база может быть уменьшена на понесенные расходы в соответствии со ст. 268 и 280 НК РФ. Естественно, расходы иностранной организации должны быть подтверждены документально.

Налоговая база по доходам иностранной организации и сумма удержанного налога исчисляется в валюте, в которой иностранная организация получает свой доход (п. 5 ст. 309 НК РФ).

По итогам отчетного (налогового) периода, в сроки, установленные НК РФ для представления декларации по налогу на прибыль, налоговый агент представляет в налоговый орган по месту своего учета налоговый расчет о суммах дохода, выплаченных иностранным организациям (п.4 ст.310, п.3 и п. 4 ст.289 НК РФ). Форма налогового расчета и инструкция по его заполнению утверждена Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

В общем случае за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок суммы налога для налоговых агентов предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% от суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению ( ст. 123 НК РФ). Кроме этого с налогового агента могут быть взысканы пени (п.п. 3, 4, 7 ст.75 НК РФ).

При этом надо учитывать активно применяемую налоговым органом судебную позицию, что в случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, письма ФНС России от 10.08.2016 N СД-4-3/14590@, от 22.08.2014N СА-4-7/16692).

Если налогоплательщик своевременно (т.е. при выплате иностранной организации денежных средств) не удержал налог на доходы, впоследствие решил «исправиться» за счет собственных средств, ему следует учесть, что Минфин РФ против уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму налога, уплаченного «за иностранца». Аргументы Минфина РФ — в силу прямого указания положения пп.1 п.1 ст.264 НК РФ, позволяющего включать в расходы, связанные с производством и реализацией суммы налогов и сборов, применяется исключительно налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль, и не может применяться налоговым агентом (письмо Минфина РФ от 09.12.2016 г. N 03-03-06/2/73664).

Федеральная налоговая служба в связи с обращением сообщает следующее.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Федеральная налоговая служба обязана бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Порядок осуществления указанного информирования утвержден приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» (далее — Административный регламент).

В соответствии с пунктом 21 Административного регламента одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в части бесплатного информирования (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, являются содержащиеся в запросах просьбы о проведении экспертиз договоров, учредительных или иных документов.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральная налоговая служба не наделена полномочиями по проведению информирования в отношении конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем ФНС России обращает внимание на следующее.

Критерии признания лица лицом, имеющим фактическое право на доходы, установлены в статье 7 Кодекса. При этом согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 24.08.2018 N 03-12-12/2/60389, для признания лица в качестве фактического получателя дохода необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но и это лицо также должно быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Кодекса при выплате доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо (лица), имеющее (имеющие) фактическое право на такие доходы, то доходы, выплачиваемые иностранному лицу, не имеющему фактического права на такие доходы, считаются выплаченными лицу (лицам), имеющему (имеющим) фактическое право на выплачиваемые доходы. При этом в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора Российской Федерации применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть) в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1.1 статьи 312 Кодекса в случае, если в отношении доходов от источников в Российской Федерации иностранная организация признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов, положения международных договоров Российской Федерации и (или) Кодекса могут быть применены к иному лицу, если такое лицо имеет фактическое право на такие доходы, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, документов, указанных в статье 312 Кодекса.

Если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация — источник выплаты дохода не располагает подтверждением, предусмотренным пунктом 1 статьи 312 Кодекса, то она на основании положений статьи 310 Кодекса обязана произвести удержание налога по ставке, закрепленной в пункте 1 статьи 310 Кодекса (в отношении соответствующего вида дохода).

Согласно пункту 3 статьи 312 Кодекса в случае, если налоговый агент, выплачивающий доход, удержал налог с дохода иностранной организации без применения пониженных ставок (освобождений от налогообложения), предусмотренных международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, сумма такого налога признается суммой излишне уплаченного налога, а лицо, имеющее фактическое право на получение этого дохода, вправе обратиться за зачетом (возвратом) этого налога в порядке, установленном Кодексом, с предоставлением документов, указанных в статье 312 Кодекса, в налоговый орган по месту нахождения налогового агента.

Налог на прибыль с доходов иностранных организаций в 2018 году

Зарубежным компаниям, которые контролируются российским собственником/собственниками, посвящена новая глава 3.4 в Налоговом Кодексе. Как уже было сказано, изменения, вносимые в российское налоговое законодательство по контролируемым иностранным компаниям, связаны с деоффшоризацией.

Так, отныне все российские собственники обязаны уведомлять о наличии компаний, приносящих доход за рубежом, а с 2017 года – и уплачивать налоги с получаемого за границей дохода. Причем в зависимости от репутации страны, в которой расположен этот бизнес, можно будет избежать двойного налогообложения или уменьшить налоговое бремя, либо же уплачивать налог со всех доходов полностью в России.

См. также:

  • «Что такое контролируемые иностранные компании?»;
  • «Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения».

Зарегистрированная за рубежом организация признается контролируемой, если она не зарегистрирована в РФ как резидент, при условии, что лицо из России, контролирующее ее деятельность, является налоговым резидентом в Российской Федерации (ст. 25.13 НК). Налог на прибыль по общеустановленным в России ставкам обязано уплачивать юридическое лицо, которое имеет определенную долю участия в контролируемой иностранной организации.

При этом доля участия юрлица в контролируемой иностранной организации должна составлять более 25 либо свыше 10%, если совокупная доля всех владельцев-резидентов из России превышает 50% (п. 3 ст. 25.13 НК).

От налогообложения освобождается доход контролируемых зарубежных фирм лишь на условиях, прописанных в п. 7 ст. 25.13 НК. При этом важно предоставить все документы, подтверждающие право на льготы и переведенные на русский язык, в территориальную ИФНС (п. 9 ст. 25.13 НК).

Налоговой базой для исчисления налога на прибыль служит доход контролируемой заграничной фирмы, подтвержденный ее финансовой отчетностью и, при наличии, заключением аудитора. Все эти документы должны быть переведены на русский язык. Они предоставляются вместе с налоговой декларацией контролирующего их юрлица.

Аудиторское заключение обычно требуется составлять вместе с финотчетностью в соответствии с личным законом иностранной компании (т. е. налоговом законодательством, действующим в стране регистрации такой компании).

Налог на прибыль контролируемой зарубежной организации исчисляется с суммы прибыли, переведенной в рубли по среднему курсу инвалюты, установленному Центробанком России (п. 2 ст. 309.1 НК). При подсчете прибыли контролируемой зарубежной компании суммируются доходы, перечисленные в п. 4 ст. 309.1 НК, за исключением сумм, указанных в п. 3 данной статьи.

См. также статью «Как правильно заполнять декларацию по налогу на прибыль при выплате дивидендов»

Сумма налога на прибыль уменьшается на суммы удержания с этой прибыли, уже взысканные в другом государстве, а также в РФ. Для подтверждения уплаты налога предоставляется соответствующее документальное подтверждение (п. 11 ст. 309.1 НК).

При расчете налогооблагаемой базы налогоплательщик – контролирующее лицо учитывает доход контролируемой заграничной организации лишь тогда, когда он превысил 10 млн руб. в эквиваленте (п. 7 ст. 25.15 НК).

В случае неуведомления об участии в зарубежных фирмах или о том, что юрлицо является контролирующей организацией в соответствии с гл. 3.4 НК, на нарушителя накладывается штраф в размере 50 000 руб. и 100 000 руб. соответственно (ст. 129.6 НК).

Непредоставление в ИФНС декларации по налогу на прибыль и приложений в составе с финотчетностью контролируемой организации и другими обязательными документами либо предоставление таких документов с искаженными сведениями грозит наложением штрафа в сумме 100 000 руб. (п. 1.1 ст.126 НК).

См. также статью «Как верно заполнить декларацию по налогу на прибыль нарастающим итогом?»

Особые нюансы для исчисления налога на прибыль для иностранных организаций появляются лишь в случаях, когда:

  • Нерезидент не имеет постоянного представительства в РФ, но имеет доход от источников, находящихся на территории России. Налог на прибыль удерживается налоговым агентом, производящим выплату дохода.
  • Зарубежная компания является контролируемой собственником (собственниками), находящимся на территории России. При этом доля участия такого российского владельца не должна быть менее 25%. Либо группа российских совладельцев, доля каждого из которых не менее 10%, обладают мажоритарным пакетом (более 50% доли участия в зарубежной компании). В общих ситуациях исчисление налога на прибыль контролируемой организации производится из суммы прибыли зарубежной компании за вычетом уплаченного налога с нее за границей. Ставка налогообложения в России составляет 20%.

В других случаях заграничные компании (у которых есть постоянное представительство в РФ и источник дохода находится на территории России) признаются как российские налогоплательщики. Они исчисляют и уплачивают налог на прибыль, как и все остальные налогоплательщики в России.

Расчеты с инофирмами: как посчитать налог на доходы

Ответ на поставленный вопрос требует обращения к Налоговому кодексу. В ст. 306-2 присутствует термин «постоянное представительство», которое может выступать в виде:

  • филиала;
  • собственно представительства;
  • отделения;
  • бюро;
  • конторы;
  • агентства;
  • любого подразделения обособленного характера, места деятельности фирмы.

Плательщиками налога на прибыль могут быть все названные отделения.

Постоянное представительство, кроме того что представляет отделение иностранного юрлица, должно соответствовать еще двум признакам:

  • занимается предпринимательством в нашей стране;
  • ведет такую деятельность регулярно.

Постоянное представительство подчиняется, с одной стороны, законодательству РФ, а с другой — имеют место межгосударственные налоговые соглашения. Они заключаются с намерением избежать двойного налогообложения иностранного юрлица или его отделения на территории РФ. Практические вопросы взимания налогов и, в частности, налога на прибыль регулирует НК РФ.

Если постоянного представительства у фирмы в России нет, но имеет место получение прибыли по договору, ее российский или иностранный партнер выступает в роли налогового агента. Он обязан удержать налог и перечислить его в российский бюджет.

Все указанные выше моменты имеют практическое значение для расчетов налога на прибыль представительства иностранного юрлица.

Статья 306 НК РФ устанавливает возможный перечень направлений предпринимательской деятельности, которые могут осуществляться постоянным представительством иностранной фирмы и, соответственно, облагаться налогом:

  • использование природных ресурсов и недр;
  • строительство, монтажные работы, сборка, наладка, обслуживание, использование механизмов, оборудования;
  • реализация товаров;
  • произведение работ, сфера услуг;
  • иная коммерческая сфера.

Если деятельность иностранной фирмы носит подготовительный, вспомогательный, а не коммерческий характер, о постоянном представительстве говорить нельзя (ст. 306-4). К примеру, если фирма хранит запас товара в строго определенном месте или отделение предназначено только для закупки товара, подписания контрактов, ведения учета, информационных, рекламных целей.

  1. Налоговые обязанности иностранной организации в связи с деятельностью на территории Республики Беларусь через постоянное представительство
  2. Понятие постоянного представительства иностранной организации
  3. Постановка на учет иностранных организаций в связи с деятельностью на территории Республики Беларусь через постоянное представительство
  4. Особенности для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через несколько постоянных представительств
  5. Особенности представления налоговых деклараций (расчетов) и исполнения налоговых обязательств
  6. НДС
  7. Налог на прибыль
  8. Налоги, по которым иностранные организации признаются налоговыми агентами
  9. Проведение мероприятий налогового контроля
  10. Снятие иностранной организации с учета

1. Налоговые обязанности иностранной организации в связи с деятельностью на территории Республики Беларусь через постоянное представительство

Иностранные организации отнесены к плательщикам налогов, сборов (ст. 14 НК).

Иностранная организация исполняет налоговые обязательства (ч. 2 п. 3 ст. 15 НК):

  • по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь,
  • в отношении доходов от источников в Республике Беларусь,
  • в отношении имущества, расположенного на территории Республики Беларусь.

Обязанности иностранной организации как плательщика (ст. 22 НК):

  • стать на учет в налоговых органах в случаях, установленных НК;
  • уплачивать установленные законодательством налоги, сборы (пошлины);
  • вести учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена налоговым или таможенным законодательством;
  • представлять в налоговый орган по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и (или) информацию, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), и т.д.

2. Понятие постоянного представительства иностранной организации

Постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признаются (ст. 180 НК):
А. постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Республики Беларусь;
Б. организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.

Если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь, место их выполнения / оказания признается постоянным представительством при условии, что указанная деятельность осуществляется в течение 180 дней непрерывно или в совокупности в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (п. 3 ст. 180 НК).
Строительная площадка, монтажный или сборочный объект признаются постоянным представительством, если они существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (ч. 1 п. 4 ст. 180 НК).

МНС отмечает, что в качестве критерия для определения постоянного представительства также необходимо принимать во внимание сроки, установленные международными договорами об избежании двойного налогообложения.
Например:

Согласно ст. 21 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица проводится посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Функции аккредитации обособленных подразделений иностранных юридических лиц, а также ведение реестра обособленных подразделений иностранных юридических лиц выполняют аккредитующие органы, в том числе Государственная регистрационная палата при Минюсте России, Торгово-промышленная палата и др.

Соответственно, для того чтобы определить, необходима ли аккредитация филиала иностранной компании в РФ, нужно понять, создается ли собственно «филиал». Следует отметить, что Закон об иностранных инвестициях не содержит строгого определения термина «филиал иностранной компании», описывая лишь цель его создания.

Филиал де-факто создается, если подразделение иностранного юридического лица:

  • расположено вне места нахождения юридического лица;
  • выполняет все функции или часть функций юридического лица;
  • выполняет функции представительства (представляет интересы юридического лица и ведет их защиту).

Общие условия принятия НДС к вычету закреплены в ст. 171, 172 НК РФ и включают:

  • приобретение товаров (работ, услуг) в целях ведения операций, облагаемых НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ);
  • принятие товаров (работ, услуг) налогоплательщиком на учет на основании соответствующих первичных документов;
  • предъявление НДС налогоплательщику выставлением счета-фактуры, оформленного надлежащим образом, т. е. в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению.

Местом реализации отделочных работ, проводимых в Российской Федерации, является Российская Федерация независимо от места деятельности исполнителя или заказчика.

Должен ли налог уплачиваться по месту постановки на учет конкретного отделения, по месту нахождения которого ведутся облагаемые НДС операции? Например, ФАС Восточно-Сибирского округа при вынесении Постановления от 14 января 2005 г. по делу № А19–11 585 / 04-45-Ф02–5593 / 04-С1 признал, что иностранная организация, обязанная уплатить НДС, должна исполнять эту обязанность по месту нахождения каждого обособленного подразделения, через которое совершаются операции, облагаемые НДС. Суд отказал налоговому органу во взыскании пеней и штрафов, руководствуясь тем, что вследствие уплаты НДС через московское отделение (вместо других подразделений) у иностранной организации не образовалось недоимки перед федеральным бюджетом. Однако суд взыскал штрафные санкции за непредставление налоговых деклараций по месту учета каждого обособленного подразделения.

В Постановлении от 30 мая 2002 г. по делу № КА-40 / 3386-02 ФАС Московского округа указал, что «одно отделение иностранной организации не может нести обязанность по исчислению и уплате НДС за другие отделения и не может вычитать из общей суммы налога налог, уплачиваемый по месту нахождения других отделений».

Такую судебную практику нельзя признать сформировавшейся. Из НК РФ следует, что любой НДС (независимо от того, совершались ли налогооблагаемые операции через обособленное подразделение или нет) должен уплачиваться иностранной организацией по месту учета в Российской Федерации. То есть отсутствует прямая связь между представительством облагаемых НДС операций и возникновением обязанности уплаты НДС.

Учет в налоговых органах

Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.

Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:

  • инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
  • услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.

Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:

  • при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
  • оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
  • Cтатьи
  • Лучшее
  • Автоматизация учета
  • Аудит
  • Бухучет
  • Консалтинг
  • Оценка
  • Управление персоналом
  • Юриспруденция

Революция в бухгалтерии: от документа до банковского кабинета

Налоговики выигрывают 8 из 10 дел, по необоснованной налоговой выгоде

25.09.2020 Итоги семинара » Кадровые моменты. Переход на применение электронных трудовых книжек. Электронный больничный и пилотный проект. «

Если порог прибыли превышен и невозможно применить никакую льготу (напр, для компаний, получающих дивиденды или компаний, сдающих в аренду /продающих недвижимость и др) — необходимо произвести расчет налога с прибыли КИК для учета получившегося значения в декларации 3-НДФЛ контролирующего лица и уплаты с него НДФЛ.

Напомню, что прибыль КИК учитывается при определении базы у контролирующего лица пропорционально доле его участия в КИК.

Формула расчета налога (Х) прибыли КИК:

Х (декларируется в 3-НДФЛ) = доля участия к.л. х (Прибыль КИК до налогообложения — Распределенные дивиденды (общая сумма) — Убытки прошлых периодов в порядке их получения) х 13% — Иностранный корп налог КИК х доля участия к.л.

Нюансы исчисления налога на прибыль иностранными организациями

В соответствии с п.66 ст.217 НК РФ — не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физического лица, полученные от КИК в виде дивидендов, если доход в виде прибыли этой компании был указан этим налогоплательщиком в декларации 3-НДФЛ.


Как следует из методики расчетов выше, возможность зачитывать НДФЛ против иностранного корпоративного налога и законодательное освобождение будущих дивидендов, обложенных НДФЛ на уровне прибыли КИК от повторного налога предоставляет некоторую возможность оптимизировать НДФЛ. Например, прибыль КИК на Кипре за 2019 фин год составила 150 тыс. ЕВРО (10,86 млн руб.), далее возможны 2 сценария со следующими налоговыми последствиями:

1-й ВАРИАНТ — Распределение дивидендов в 2020 году
150 тыс ЕВРО х (курс на дату распределения (дата валютирования по личному счету) 88,86 руб (курс на 17.09.2020) х 13% = 1.732.770 руб. (сумма НДФЛ к уплате в бюджет РФ)

2-й ВАРИАНТ — Декларирование нераспределенной прибыли КИК, распределение дивидендов в 2021 году
150 тыс ЕВРО х (средний курс за 2019 год) 72,4101 руб х 13% — 12,5% (корпоративный налог на Кипре) = 54.307 руб. (сумма НДФЛ к уплате в бюджет РФ). Фактически к доплате после зачета корп налога остается 0,5% с прибыли КИК вместо 13%.

Дивиденды, выплачиваемые, начиная с 2021 года (из нераспределенной прибыли КИК, с которой было уплачено фактически 0,5%) — освобождаются от НДФЛ в соответствии с п.66 ст 217 НК РФ.

Недостатки варианта:
— необходимо отложить выплату дивидендов на 1 год
— выгодно, если в юрисдикции инкорпорации компании withholding tax на дивиденды = 0% (напр. Кипр, Сингапур)

3-й ВАРИАНТ — Разница в курсах валют
Как Вы также могли увидеть, в случае выплаты дивидендов сумма дивидендов в валюте пересчитывается в рубли по курсу на дату валютирования по личному счету. При этом в случае декларирования нераспределенной прибыли КИК без выплаты дивидендов — величина нераспределенной прибыли пересчитывается в рубли по среднему курсу за финансовый год КИК. В зависимости от скачков курса возможно принимать соответствующее решение — выплачивать ли дивиденды или уплачивать НДФЛ с нераспределнной прибыли КИК.



РГ + Вести-24: Новая форма налоговой декларации

Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 июня 2008 г.

Регистрационный N 11790

В соответствии со статьями 80 и 81 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2001, N 53, ст. 5016; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 28, ст. 31) в целях реализации положений главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 2, ст. 6; N 28, ст. 2886; N 52, ст. 5030; 2004, N 31, ст. 3220; N 34, ст. 3520, ст. 3522, ст. 3525; N 35, ст. 3607; N 41, ст. 3994; 2005, N 1, ст.30; N 24, ст. 2312; N 30, ст. 3128; 2006, N 3, ст. 280; N 23, ст. 2382; N 31, ст. 3436, ст. 3443; N 45, ст. 4627; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 31, ст.39; N 21, ст. 2462; N 22, ст. 2563, ст. 2564; N 31, ст. 3991, ст. 3995, ст. 4013; N 49, ст. 6045, ст. 6071; N 50, ст. 6237, ст. 6245) приказываю:

1. Утвердить форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций согласно приложению N 1.

2. Утвердить Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций согласно приложению N 2.

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2008 года.

4. Установить, что с вступлением в силу настоящего приказа утрачивают силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 24н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 февраля 2006 г., регистрационный номер 7528; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 11, 13 марта 2006 г.; «Российская газета», N 41, 1 марта 2006 г.);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 января 2007 г. N 1н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 24н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 февраля 2007 г., регистрационный номер 8924; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 10, 5 марта 2007 г.; «Российская газета», N 44, 2 марта 2007 г.).

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации
А. Кудрин

Приложение N 2

Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций

Раздел 1. Состав Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные и налоговый периоды

1.1. В состав Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее — Декларация) обязательно включаются: Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1, Лист 02, Приложения N 1 и N 2 к Листу 02.

Подразделы 1.2 и 1.3 Раздела 1, Приложения N 3, N 4 и N 5 к Листу 02, а также Листы 03, 04, 05, 06, 07 включаются в состав Декларации и представляются в налоговый орган, только если налогоплательщик имеет доходы, расходы, убытки или средства, подлежащие отражению в указанных подразделах, листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом или в его состав входят обособленные подразделения.

Подраздел 1.2 Раздела 1 не включается в состав Декларации за налоговый период.

Приложение N 4 к Листу 02 включается в состав Декларации только за I квартал и налоговый период.

Лист 06 заполняется только негосударственными пенсионными фондами.

Лист 07 заполняется организациями при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), при составлении Декларации только за налоговый период.

Формула расчёта налога стандартная: Налоговая база * Налоговая ставка.

А вот базу по налогу на прибыль определить непросто. Алгоритм такой:

  • рассчитывается прибыль либо убыток от реализации;
  • рассчитывается прибыль или убыток от внереализационных операций;
  • итоговая база по налогу: прибыль (убыток) от реализации + прибыль (убыток) от внереализационных операций — убытки прошлых лет, которые можно перенести на текущий период.

Если прошлые периоды закончены в минус, убытки можно полностью или частично вычесть из налоговой базы.

Основная задача при исчислении налога на прибыль заключается в правильном определении доходов и расходов.

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.

приобретение услуг у иностранного юрлица, НДС, налог на прибыль

Основная, но не единственная, ставка налога на прибыль — 20%. Она распределяется между бюджетами двух уровней. Налог на прибыль 2021 года делится так: 3% — в федеральный, 17% — в региональный бюджеты. После 2024 года распределение изменится. Ниже представлена подробная таблица ставок.

К чему применяется / когда действует ставка

Размер ставки

Основная ставка (действует, если не оговорено иное)

20%, которые делятся таким образом:

  • с 2017 до 2024 год — 17% в региональный бюджет, 3% — в федеральный;
  • до этого периода и после него — 18% в региональный бюджет, 2% — в федеральный.

По решению властей субъекта для отдельных организаций ставка может быть понижена до 12,5% (после 2024 года — до 13,5%)

Прибыль по некоторым ценным бумагам российских компаний

30%

Прибыль от добычи углеводородов на новом морском месторождении

20% полностью в федеральный бюджет

Некоторые доходы иностранных организаций

Доходы от государственных, муниципальных и иных ценных бумаг

15% (по некоторым муниципальным бумагам 9%)

Дивиденды иностранной компании по российским акциям или от участия в компании из РФ

Дивиденды российской организации

13%

Доходы по депозитарным распискам

Отдельные доходы от аренды иностранных организаций

10%

Доходы сельхозпроизводителей, организаций медицинской, образовательной сфер, соцобслуживания и другое. Полный список — в статье 284 НК РФ

0%

Налоговым периодом по данному платежу является календарный год. Организации должны исчислять и уплачивать авансы по налогу на прибыль ежемесячно или раз в квартал.

Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:

  • по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
  • по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.

По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.

Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:

  • аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
  • база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
  • авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
  • налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.

Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны 2 варианта расчёта ежемесячных платежей:

  • исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
  • исходя из фактической прибыли.

По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.

Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.

Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.

При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.

Например, налогооблагаемый доход организации составил:

  • за январь — 90 000 рублей;
  • за февраль — 150 000 рублей;
  • за март — 120 000 рублей.

По итогам каждого месяца следует уплатить:

  • в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
  • в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
  • в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.

Все, кто платит налог на прибыль организаций, подают в ИФНС декларацию. Периодичность подачи внутри отчётного года зависит от того, как производятся авансовые платежи:

  • если ежемесячно, исходя из фактической прибыли, декларации нужно подавать до 28 числа следующего месяца (12 деклараций в год);
  • если поквартально либо раз в месяц, но по данным за прошлый период, декларации нужно подавать по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев. Последний день представления — 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала.

Годовую декларацию все должны подать до 28 марта года, следующего за отчётным. Уплата налога на прибыль, исчисленного по итогам года, производится также до этой даты. То есть налог на прибыль 2021 года нужно будет уплатить не позднее 28 марта 2022 года.

Приложение N 2
к Инструкции по заполнению
Налоговой декларации
по налогу на прибыль
иностранной организации,
утвержденной приказом МНС России
от 7 марта 2002 года N БГ-3-23/118
(дополнительно включено
с 17 февраля 2004 года приказом МНС России
от 5 января 2004 года N БГ-3-23/1)

СПРАВОЧНИК
«Субъекты Российской Федерации»


Код

Наименование

Код

Наименование

01

Республика Адыгея (Адыгея)

46

Курская область

02

Республика Башкортостан

47

Ленинградская область

03

Республика Бурятия

Приложение N 3
к Инструкции по заполнению
Налоговой декларации
по налогу на прибыль
иностранной организации,
утвержденной приказом МНС России
от 7 марта 2002 года N БГ-3-23/118
(дополнительно включено
с 17 февраля 2004 года приказом МНС России
от 5 января 2004 года N БГ-3-23/1)


СПРАВОЧНИК
«Виды документов, удостоверяющих личность налогоплательщика»


Код

Наименование документа

Примечание

02

Загранпаспорт гражданина СССР

Паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ, образца до 1997 года

03

Свидетельство о рождении

Для лиц, не достигших 16-летнего (с 01.10.97 — 14-летнего) возраста

04

Удостоверение личности офицера

Для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов)

05

Справка об освобождении из места лишения свободы

Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы

06

Плательщиками налога на прибыль, кроме российских организаций, являются иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ (Пункт 1 ст. 246 НК РФ). И если ваша организация выплатила доход иностранной компании, не имеющей постоянного представительства в РФ, вполне вероятно, что ей придется выступить в роли налогового агента (Пункт 1 ст. 24, п. п. 2, 2.1 ст. 275, п. 4 ст. 286 НК РФ). Причем независимо от применяемого режима налогообложения. То есть вам нужно будет удержать с дохода иностранного контрагента и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на прибыль.

Внимание! Даже если ваша организация применяет специальные налоговые режимы (УСНО, ЕСХН, ЕНВД), она может стать агентом иностранной организации по налогу на прибыль (Пункты 2, 3 ст. 275, п. п. 4, 5 ст. 286, ст. 310, п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

А станете вы налоговым агентом или нет, зависит от вида выплаченного дохода.

Примечание
Физические лица, в том числе предприниматели, не являются агентами по налогу на прибыль при выплате доходов иностранным организациям (Пункт 4 ст. 286, п. 1 ст. 310 НК РФ; Письмо Минфина России от 17.06.2008 N 03-08-13).

Если с дохода, который вы собираетесь выплатить иностранцу, нужно исчислить и удержать российский налог на прибыль, вам нужно правильно определить налоговую базу и своевременно перечислить налог в бюджет.

Определяем налоговую базу

Удерживаем и уплачиваем налог

Внимание! За непредставление налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов или представление его позже установленного срока может быть взыскан штраф в размере 200 руб. (Пункт 1 ст. 126 НК РФ).

Однозначно подавать расчет не нужно в отношении доходов, которые не относятся к полученным от источника в РФ (например, по услугам, оказанным вне территории РФ, перевозкам исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ).

Российская компания становится агентом по налогу на прибыль в случае выплат иностранным компаниям:

  • Процентов и дивидендов с размещенных средств по сделкам РЕПО, ценным бумагам, включая муниципальные и государственные (подп. 1 п. 4 ст. 282 НК РФ, п. 6 ст. 282.1 НК РФ, п. 5 ст. 286 НК РФ, ст. 310.1 НК РФ).
  • Распределенной прибыли (дивидендов) от участия в отечественных организациях (п. 1, 3 ст. 275 НК РФ).
  • Доходов нерезиденту без зарегистрированного представительства в России, связанных с (п. 1 ст. 309 НК РФ):
    • правами на интеллектуальную собственность;
    • реализацией недвижимости и финансовых инструментов (в том числе имущественных прав в виде акций и долей предприятий), состоящих из нее более чем на 50%;
    • сдачей недвижимости в аренду, лизинговых операций;
    • взиманием штрафных санкций в связи с нарушением договорных обязательств;

[2]

Пример см. здесь.

  • реализацией паев в ПИФ рентного типа или фондах недвижимости;
  • иных доходов.

ВАЖНО! П. 1 ст. 310 НК РФ говорит о том, что лишь юридические лица могут выступать фискальным агентом для заграничных корпораций. Это означает, что индивидуальные предприниматели не обязаны удерживать и перечислять налог, а также сдавать расчет о выплате вознаграждения нерезидентам (письмо Минфина от 27.03.201203-03-07/9).

П. 2 ст. 310 предусматривает освобождение отдельных категорий выплат нерезидентам от удержания налога. В таких случаях российская организация не становится посредником в перечислении налоговых сумм и не сдает соответствующую отчетность.

Особенности налогообложения для иностранных организаций

Обязанность по предоставлению расчета выплаченных компаниям-нерезидентам сумм закреплена п. 4 ст. 310 НК РФ и возникает в том отчетном периоде, в котором такая выплата была произведена.

Отчет подается по месту регистрации российской организации до 28-го числа месяца, следующего за завершением отчетного квартала. При сдаче годовой отчетности предусмотрен срок до 28 марта. Если же компания оплачивает налог на прибыль с помощью авансовых платежей раз в месяц, тогда для сдачи отчета предусматривается срок до 28-го числа месяца, следующего за отчетным. Подавать расчет в ФНС можно как в бумажном, так и в электронном виде.

Форма и порядок заполнения расчета регламентированы приказом ФНС России «Об утверждении формы расчета о выплаченных иностранным фирмам доходах и удержанных налогах и порядка ее заполнения» от 02.03.2016 № ММВ–7–3/115 (далее — Порядок заполнения).

Форма отчета предусматривает титульный лист и три раздела:

  • рассчитанный объем налога на прибыль к уплате;
  • расчет налогов с выплат нерезидентам;
  • расчет выплаченного компаниям-нерезидентам вознаграждения и сумм удержанного налога.

Расчет подлежит заполнению по принципу нарастающего итога с 1 января очередного года. Валюта выплаты вознаграждения является основной и для заполнения отчета. При этом суммы в российских рублях округляют до целых, а суммы в инвалюте оставляют без округления.

Так как каждый следующий раздел выполняет расшифровочную функцию для предыдущего, осуществлять заполнение отчета следует с конца. При этом нет надобности в заполнении раздела 3, если нерезиденты в отчетном периоде выплат не получали (письмо ФНС «О заполнении налогового расчета» от 13.04.2016 № СД-4-3/6435).

Количество разделов 3 определяется в расчете на всех контрагентов-нерезидентов, которым производились выплаты с разбивкой по признаку получателя (код строки 010). Если выплаты одному и тому же контрагенту относятся к разным кодам, то на каждый код заполняем отдельный раздел.

Например, в отчетном периоде иностранной компании российским депозитарием был выплачен дисконт по ценным бумагам и сумма по одному из оснований, указанных в п. 1 ст. 309 НК. Раздел 3 на подобного нерезидента будет заполнен дважды.

Налог на прибыль иностранных организаций исчисляется в соответствии с главой 25 НК. Причем зарубежные компании, которые признаются налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным соглашением по вопросам обложения налогами, или те, которые управляются из РФ, приравниваются к российским компаниям (п. 5 ст. 246 и подп. 2, 3 п. 1 ст. 246.2 НК РФ).

Исчисление налога на прибыль иностранных организаций

Доходы зарубежных компаний от источников в России, не осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства в РФ, определяются в соответствии со ст. 309 НК. Налог на прибыль с таких доходов удерживается российской компанией, которая осуществляет выплату полученного контрагентом дохода (п. 1 ст. 310 НК).

При этом важно, заключен ли международный договор по вопросам налогообложения между РФ и страной, где зарегистрирована эта зарубежная фирма. Ссылка на приоритетность норм международного соглашения содержится в ст. 7 НК.

Чтобы налоговый агент применял специальные нормы в соответствии с заключенным РФ международным договором для исключения двойного налогообложения, зарегистрированная за рубежом компания должна предоставить ему сведения о месте своей регистрации, переведенные на русский язык. Все такие специальные нормы прописаны в ст. 312 НК.

Зарубежным компаниям, которые контролируются российским собственником/собственниками, посвящена новая глава 3.4 в Налоговом Кодексе. Как уже было сказано, изменения, вносимые в российское налоговое законодательство по контролируемым иностранным компаниям, связаны с деоффшоризацией.

Так, отныне все российские собственники обязаны уведомлять о наличии компаний, приносящих доход за рубежом, а с 2017 года – и уплачивать налоги с получаемого за границей дохода. Причем в зависимости от репутации страны, в которой расположен этот бизнес, можно будет избежать двойного налогообложения или уменьшить налоговое бремя, либо же уплачивать налог со всех доходов полностью в России.

Зарегистрированная за рубежом организация признается контролируемой, если она не зарегистрирована в РФ как резидент, при условии, что лицо из России, контролирующее ее деятельность, является налоговым резидентом в Российской Федерации (ст. 25.13 НК). Налог на прибыль по общеустановленным в России ставкам обязано уплачивать юридическое лицо, которое имеет определенную долю участия в контролируемой иностранной организации.

При этом доля участия юрлица в контролируемой иностранной организации должна составлять более 25 либо свыше 10%, если совокупная доля всех владельцев-резидентов из России превышает 50% (п. 3 ст. 25.13 НК).

От налогообложения освобождается доход контролируемых зарубежных фирм лишь на условиях, прописанных в п. 7 ст. 25.13 НК. При этом важно предоставить все документы, подтверждающие право на льготы и переведенные на русский язык, в территориальную ИФНС (п. 9 ст. 25.13 НК).

Налоговой базой для исчисления налога на прибыль служит доход контролируемой заграничной фирмы, подтвержденный ее финансовой отчетностью и, при наличии, заключением аудитора. Все эти документы должны быть переведены на русский язык. Они предоставляются вместе с налоговой декларацией контролирующего их юрлица.

Аудиторское заключение обычно требуется составлять вместе с финотчетностью в соответствии с личным законом иностранной компании (т. е. налоговом законодательством, действующим в стране регистрации такой компании).

Налог на прибыль контролируемой зарубежной организации исчисляется с суммы прибыли, переведенной в рубли по среднему курсу инвалюты, установленному Центробанком России (п. 2 ст. 309.1 НК). При подсчете прибыли контролируемой зарубежной компании суммируются доходы, перечисленные в п. 4 ст. 309.1 НК, за исключением сумм, указанных в п. 3 данной статьи.

Сумма налога на прибыль уменьшается на суммы удержания с этой прибыли, уже взысканные в другом государстве, а также в РФ. Для подтверждения уплаты налога предоставляется соответствующее документальное подтверждение (п. 11 ст. 309.1 НК).

При расчете налогооблагаемой базы налогоплательщик – контролирующее лицо учитывает доход контролируемой заграничной организации лишь тогда, когда он превысил 10 млн руб. в эквиваленте (п. 7 ст. 25.15 НК). При применении п. 7 ст. 25.15 НК в 2015–2016 гг. прибыль учитывается при определении базы для определения налога на прибыль в соответствии с п. 1 этой статьи при условии, что ее величина составляет:

  • за 2015 г. – 50 млн руб.;
  • за 2016 г – 30 млн руб. (п. 2 ст. 3 закона № 376-ФЗ).
  • Налоговое планирование
  • Аудит налогов
  • Организация налогового учета
  • Учетная политика
  • Возврат налогов
  • Налоговая нагрузка
  • Налоговые льготы
  • Налоговая ответственность
  • Налоговые споры
  • Налоговые проверки
  • Оффшоры
  • Оптимизация налогов
  • Налоговая отчетность
  • Налог на прибыль
  • НДС
  • Страховые взносы
  • Налог на имущество
  • НДФЛ
  • Транспортный налог
  • Земельный налог
  • УСН
  • ЕНВД
  • ЕСХН
  • Регистры налогового учета

Для удобства мы показали их в таблице.

Вид дохода

Максимальная
налоговая
ставка <*>,
%

Дивиденды

15

Доходы от распределения прибыли или имущества организаций,
в том числе при их ликвидации или выходе участника из ООО

20

Проценты по долговым обязательствам любого вида

20

Доходы от использования в РФ прав на объекты
интеллектуальной собственности, в частности:
— лицензионное вознаграждение (роялти);
— платежи по договору коммерческой концессии (франчайзинга)

20

Отметим, что, по мнению Минфина, российским налогом на прибыль такие
платежи облагаются, даже если само право пользования объектами
интеллектуальной собственности будет использоваться за пределами РФ.
Доходы от продажи исключительных прав не подлежат налогообложению
у источника выплат

Доходы от реализации акций (долей) российских организаций,
более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества,
находящегося на территории РФ, а также финансовых
инструментов, производных от таких акций, за исключением:
— акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке
ценных бумаг в соответствии с п. 3 ст. 280 НК РФ;
— ценных бумаг, а также производных от них финансовых
инструментов, реализованных на иностранных биржах через
иностранных организаторов торговли

20

Доходы от продажи недвижимого имущества, находящегося
на территории РФ

20

Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества
(за исключением морских или воздушных судов, транспортных
средств, а также контейнеров, используемых в международных
перевозках), используемого на территории РФ, в том числе
доходы от лизинговых операций (за вычетом возмещаемой
стоимости лизингового имущества)

20

Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских или
воздушных судов, транспортных средств, а также контейнеров,
используемых в международных перевозках

10

Доходы от международных перевозок, если пункт назначения или
отправления находится на территории РФ

10

Экспедиторские услуги не относятся к перевозкам, поэтому доходы от них
не облагаются российским налогом на прибыль

Штрафы и пени за нарушение договорных обязательств

20


Похожие записи:

Добавить комментарий