Для чего образованы федеральные округа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для чего образованы федеральные округа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Понятие «федеральный округ» вошло в жизнь россиянина с началом 21 века и одним из указов президента о его полномочном представителе. В этом документе нет трактовки того, чем в политическом или юридическом смысле является федеральный округ. В указе дан только перечень таких округов с входящими в них областями и автономиями. Ясно только одно: инициатором создания федеральных округов является гарант конституции.

Для чего образованы федеральные округа?

Итак, федеральный округ – объединение территориальных единиц РФ. Подобные объединения в основном создаются для совместного решения органами власти ряда вопросов, касающихся ее нормального функционирования в государстве. Значит, федеративные округа созданы с целью:

  • координации работы органов административной власти в регионах с органами власти на высшем уровне;
  • контроля исполнения федерального законодательства гарантом конституции — президентом;
  • анализа результативности деятельности правоохранительных структур;
  • реализации проектов развития социальной сферы в регионах высшими органами исполнительной власти;
  • взаимодействия регионов с президентом по вопросам культурного развития;
  • совместной работы всех территориальных образований России в направлении безопасности и обороны.

Национальная экономика страны определяется эффективностью организации производственного процесса, распределением благ, их реализацией и потреблением. В больших странах принято административно-территориальное деление на регионы для повышения управляемости территориями, хозяйственными связями. Кроме того, деление на регионы предоставляет им самостоятельность в организации собственного функционирования.

Деление на федеральные округа позволяет реализовывать региональную экономическую политику. Она включает в себя все формы общественного вмешательства, позволяющие улучшить территориальное распределение хозяйственной деятельности. В развитых странах региональная политика позволяет скорректировать перекосы, сложившиеся в период свободной торговли. В них построение этого направления политического курса включает в себя:

  1. Определение проблем региона, поиск причин их происхождения.
  2. Постановку целей.
  3. Формирование стратегии, которую необходимо реализовать.
  4. Подбор инструментов, выстраивание тактики.
  5. Оценка проводимой политики.

Для того, чтобы правильно обозначить регион используются следующие параметры. Сначала выбираются существующие административно-территориальные единицы, которые могут стать объектами региональной политики. Затем определяется набор социально-экономических показателей, на основе анализа которых происходит отнесение территории к тому или иному региону. В процессе внедряется типология региона, необходимая для корректного подбора инструментов экономической политики. Далее осуществляется выделение полюсов роста, определяется число поддерживаемых регионов, а именно, доля населения, проживающая в районах финансового стимулирования. В случае, если проведенное деление не даст положительных результатов, могут применяться механизмы перекройки текущего административно-территориального деления, использоваться специальная сетка регионов.

Россия пережила ряд экономических потрясений при переходе от командно-административной к рыночной модели отношений. Сформировались диспропорции в планомерном размещении производительных сил. Центр внимания региональной политики сместился на субъекты федерации. Еще одним изменением стало формирование новых федеративных отношений, что позволило учитывать интересы регионов, согласовывать их с общими интересами государства. Так же появилась возможность распределить функции между федеральными и региональными уровнями управления.

Основная проблема сегодняшнего федеративного устройства заключается в организации целостного подхода к экономическому развитию. Для этого необходимо обеспечить сближение условий хозяйственной деятельности, сформировать условия интеграции на основе взаимовыгодного объединения усилии. Перечисленные шаги позволят повысить эффективность решения общегосударственных проблем.

Положительным итогом деления на федеральные округа можно назвать:

  1. Сосредоточение ресурсного потенциала.
  2. Замыкание хозяйственных связей.
  3. Повышение эффективности государственного регулирования.
  4. Обеспечение управляемости.
  5. Надежность, маневренность, гибкость региональной политики.
  6. Совмещение социально-экономических и административных элементов.
  7. Широкая комплексность хозяйства.

На уровне федеральных округов применяются различные экономические и социальные программы, придерживающиеся общегосударственного курса и законодательства. Деление на федеральные округа позволяет государству более точечно решать общенациональные проблемы. Например, решать вопросы демографического кризиса, регулировать потоки миграции, улучшать качество и экономику, социальную составляющую жизни регионов. Повышается возможность создавать и развивать инфраструктуру с учетом потребностей территории, обеспечивать свободное перемещение готовой продукции, стимулировать перераспределение благ.

Когда и зачем образованы Федеральные округа в России?

Развитие экономики России очень тесно связано с историческими, природными и региональными особенности этой страны. Здесь огромнейшая территория и большие запасы природных ресурсов, большинство из которых могут оставаться до сих пор неизведанными. Следовательно, роль централизованного управления власти всегда была высокой. Кроме границ и центра, также необходимо иметь ячейки для управления на всем пространстве страны. Учитывая очень большое количество регионов, а также их стремление к расширению суверенитета, что ослабляет власть, было принято решение создать отдельные центры управления регионами, которые руководились бы непосредственно Москвой.

Государство – это не только географическое пространство с четко определенными границами, где работают и живут граждане. Прежде всего, это законы, дисциплина и порядок. Недопустимо, когда принятые в регионах правовые акты противоречат основному закону страны, а конституции республик вообще расходятся с ним, между областями и краями устанавливаются пограничные столбы, торговые барьеры. Это может повлечь за собой серьезные последствия. Конечно, необходимо было предпринять какие-либо действия, ведь следить за 89 регионами из столицы было невозможно. Особенно подобное решение выглядит актуальным, поскольку некоторые регионы вообще вводили свои постановления и распоряжения, которые могли противоречить не просто федеральным законам, но и Конституции. Следовательно, после распада СССР в России практически не существовало эффективных инструментов для управления отдаленными регионами. Управляемость была близкой к нулевой.

Управлять огромной территорией России всегда было сложно. Даже при Российской Империи у императора наблюдались проблемы с контролем процессов, происходящих в государстве. В результате были предприняты попытки проведения реформ. Так, уже при Петре Великом страна была поделена на губернии, в каждой из которых находился губернатор. Но и тогда некоторые области по площади превосходили многие европейские государства, поэтому даже введением нового звена управления удерживать власть было сложно. Потребовалось разделение на более мелкие губернии, что в итоге дало возможность центру оперативно и эффективно управлять даже отдаленными регионами. Но даже тогда не существовало четкой структуры подчинения.

Нынешнее деление России на федеральные округа – это всего лишь один из этапов истории, когда власть пытается создать удобное управление регионами путем введения своих непосредственных представителей в крупных городах-центрах. И ничего принципиально нового в этом нет.

Стоит отметить, что никаких конституционных полномочий для представителя Президента в ФО не предусмотрено. Он является просто работником администрации Президента и его представителем. Вне зависимости от того, какой федеральный округ представляет тот или иной представитель, его функции следующие:

  1. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти (в пределах своего округа).
  2. Сотрудничества с межрегиональными ассоциациями и разработка программ экономического и социального развития регионов.
  3. Организация эффективного взаимодействия органов исполнительной власти с представителями местного самоуправления, общественными и религиозными группами, политическими партиями и органами государственной власти.
  4. Участие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Слежение за исполнением законов, распоряжений и указов Президента, постановлений Правительства, реализацией федеральных программ.

Естественно, все эти функции возлагаются на представителя, который может действовать только в территориальных рамках округа. То есть представитель Центрального федерального округа может лишь сотрудничать с представителем другого округа, однако принимать непосредственное участие в жизни его региона он не может.

Часто имеют место противоречия между регионами и центром, однако благодаря делению страны на округа острота этих противоречий существенно снизилась.

Все же, большинство экспертов утверждает, что существующая сегодня система трехуровневого контроля является достаточно эффективной. Благодаря ей центр получил возможность управления отдаленными регионами, чего ранее не было. Сегодня в РФ существует 9 ФО, хотя совсем недавно их было 7. Так что нельзя предположить на будущее, что их количество вновь не будет изменено, а их состав пересмотрен. Все существующие 9 подразделений подчиняются представителю президента и на данный момент такая система управления полностью устраивает власть.

Федеральные округа — это что такое? Федеральные округа Российской Федерации

Основная статья: Центральный федеральный округ

Центр федерального округа — город Москва

Основная статья: Северо-Западный федеральный округ

Центр федерального округа — город Санкт-Петербург

Основная статья: Южный федеральный округ

Центр федерального округа — город Ростов-на-Дону

Основная статья: Северо-Кавказский федеральный округ

Центр федерального округа — город Пятигорск

Федеральные округа: история возникновения, функции, институт управления

Основная статья: Уральский федеральный округ

Центр федерального округа — город Екатеринбург

Основная статья: Сибирский федеральный округ

Центр федерального округа — город Новосибирск

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА В РОССИИ: УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА

Э.М. Коломейцев

Кафедра национальных и федеративных отношений Российская академия государственной службы при Президенте РФ просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606

В статье исследуется опыт Российской Федерации по формированию нового уровня территориального деления страны, а также анализируются причины создания федеральных округов.

Ключевые слова: федеральные округа, политический процесс в России, политическое управление, федерализм.

В 2000 г. территория России была разделена на семь федеральных округов, при этом статус и само существование подобных макрорегионов не отражены в Конституции. Тем не менее, законодательно четко определены не только территориальные границы новых образований, но и административные, правовые и политические рамки их функционирования. В федеральном округе, в отличие от субъектов Российской Федерации, отсутствуют органы государственной власти, собственное законодательство и иные определяющие статус образования признаки. Фактически федеральные округа представляют собой не территориальные единицы, а лишь абстрактные совокупности субъектов Российской Федерации.

Отметим, что Россия не является единственным федеративным государством, использующим в своем административно-территориальном устройстве специально созданные округа, тем не менее лишь в нашей стране эти образования имеют такой специфический статус и настолько важные для развития федеративных отношений задачи.

Как отмечалось, кроме России, федеральные округа встречаются и в других федеративных государствах, таких как США, Аргентина, Бразилия, Мексика и др. Однако, как правило, при этом федеральный округ бывает единственным и представляет собой столицу с прилегающими окрестностями (Аргентина, Венесуэла и др.); такие единицы называются федеральными столичными округами. Подобные федеральные округа, наряду с другими административно-территориальными образованиями, являются составной частью государства, хотя и с особым статусом, что обусловлено политическим значением столицы. В некоторых государствах федеральный округ имеет, кроме прочих рычагов влияния, свое представительство в парламенте (США, Нигерия, Бразилия). Таким образом, во всех федеративных государствах, имеющих федеральный округ, этот округ является субъектом внутрифедеративных отношений с особым статусом.

Округа как неполитические надстройки над территориальными образованиями также находят применение в мировой практике. Так, во Франции вся терри-

тория государства делится на 22 региона, кроме которых существует целый ряд других специальных округов — это военные, судебные, школьные и другие округа, границы которых не всегда совпадают с границами административно-территориальных единиц. Вся деятельность округа осуществляется в рамках соответствующего национального законодательства, не должна противоречить в целом политике Правительства Франции, наносить ущерб ни государственному единству, ни территориальной целостности.

В свою очередь, в США насчитывается около двух десятков разновидностей специальных округов, среди которых школьные, пожарные, санитарные, парковые, природоохранные, водо- и энергоснабжения, здравоохранения и проч.

Основной посыл центральной власти при формировании федеральных округов в России был следующим. Деятельность органов государственной власти субъектов Федерации нуждается в контроле со стороны федерального центра для обеспечения эффективности общего управления государством. Создание надтер-риториального, межрегионального уровня контроля и управления и установление связей качественно нового уровня с центральной властью, с одной стороны, и упорядочение управления субъектами Федерации, приведение административных воздействий и коммуникаций к единой системе, с другой стороны, привело к созданию института федеральных округов в России.

В 2000 г., когда Президент В. Путин принял решение о создании федеральных округов, уход от национально-территориальных основ деления в устройстве Российской Федерации по ряду причин был невозможен или крайне затруднителен.

Учитывая совокупность подобных факторов, а также фиксируя новые приоритеты в определении субъектов, в их взаимоотношениях, высшее руководство страны было фактически вынуждено постепенно изменять структуру государства с тем, чтобы уменьшить чрезмерно большое количество субъектов федеративных отношений в сочетании с высокой степенью дифференциации регионов. Без решения этой проблемы было невозможно сформировать оптимальную систему вертикали власти, которая была бы максимально приспособленной для решения политических, правовых, территориальных, административных и других проблем, а также для обеспечения прав человека и гражданина.

Основная статья: Южный федеральный округ

Центр федерального округа — г. Ростов-на-Дону

  • Республика Адыгея
  • Республика Калмыкия
  • Краснодарский край
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Ростовская область

Основная статья: Северо-Западный федеральный округ

Центр федерального округа — г. Санкт-Петербург

  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Город федерального значения Санкт-Петербург
  • Ненецкий автономный округ

Основная статья: Дальневосточный федеральный округ

Центр федерального округа — г. Хабаровск

  • Республика Саха (Якутия)
  • Камчатский край
  • Приморский край
  • Хабаровский край
  • Амурская область
  • Магаданская область
  • Сахалинская область
  • Еврейская автономная область
  • Чукотский автономный округ

Основная статья: Сибирский федеральный округ

Центр федерального округа — г. Новосибирск

  • Республика Алтай
  • Республика Бурятия
  • Республика Тыва
  • Республика Хакасия
  • Алтайский край
  • Забайкальский край
  • Красноярский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область

Федеральные округа Российской Федерации

Основная статья: Приволжский федеральный округ

Центр федерального округа — г. Нижний Новгород

  • Республика Башкортостан
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Чувашская Республика
  • Кировская область
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Ульяновская область

Россия всегда была огромным территориальным образованием, эффективное управление которым представляет определенные трудности. Российская империя держалась за счет самодержавной власти императора, который с аппаратом бюрократии контролировал даже мельчайшие процессы, именно с огромным масштабом страны связаны довольно частые реформы управления регионами. Первый раз это произошло в правление Петра Великого, который разделил всю территорию страны на губернии во главе с губернаторами, при этом главы регионов также были подотчетны особым коллегиям, таким образом царь пытался ввести трехстепенную систему управления государством. Однако некоторые области были по территории равны некоторым европейским странам, поэтому было дополнительно произведено разделение на большее количество губерний. В целом реформа в некой степени упорядочила управление, и центр получил возможность более оперативного контроля над отдаленными регионами. Однако все еще не было четкого соподчинения.

Исправляя ситуацию, императрица проводит новую реформу. В 1775 году последовал указ о разделении России на 51 губернию, которые, в свою очередь, делились на уезды. Во главе, как и раньше, находился губернатор, а вот далее были произведены значительные изменения. Для контроля вводится пост генерал-губернатора, который под своим началом объединял несколько областей, всего с 1775-го по 1917-й было создано 20 генерал-губернаторств и особая административно-территориальная единица — Кавказское наместничество. Как видим, такая система очень напоминает федеральные округа Росси, состав которых также неоднократно изменялся. Правительство Екатерины II сделало это с целью усилить надзор над местными властями, поставить под контроль действия губернаторов и снизить вероятность народных выступлений и недовольства. Действительно, это позволило в значительной мере повысить эффективность административно-бюрократического аппарата.

Революция 1917 года внесла свои коррективы в управление страной. Большевики первоначально дали окраинам и отдаленным территориям значительную власть. Что впоследствии привело даже к свержению советской власти в некоторых регионах. Осознав свою ошибку, СНК быстро стал менять тактику и стратегию управленческого устройства. При формировании СССР были заявлены федералистские принципы организации государства, но на самом деле всю власть контролировали партийные чиновники, и если провести аналогию с Российской империей, то станет ясно, что суть не поменялась. А изменилось только название. Так, вместо губернаторов и прочих областных администраторов вводились разного уровня партийные секретари, которые поддерживали железную дисциплину во вверенных им «вотчинах». Степень централизации в советский период достигла своего апогея и по своему уровню была гораздо выше имперской.

Для чего были созданы Федеральные округа?

  • Статья
  • Обсуждение
  • Читать
  • Просмотр
  • История

Россия всегда была огромным территориальным образованием, эффективное управление которым представляет определенные трудности.

Российская империя держалась за счет самодержавной власти императора, который с аппаратом бюрократии контролировал даже мельчайшие процессы, именно с огромным масштабом страны связаны довольно частые реформы управления регионами.

Исправляя ситуацию, императрица проводит новую реформу. В 1775 году последовал указ о разделении России на 51 губернию, которые, в свою очередь, делились на уезды. Во главе, как и раньше, находился губернатор, а вот далее были произведены значительные изменения.

Для контроля вводится пост генерал-губернатора, который под своим началом объединял несколько областей, всего с 1775-го по 1917-й было создано 20 генерал-губернаторств и особая административно-территориальная единица — Кавказское наместничество.

Как видим, такая система очень напоминает федеральные округа Росси, состав которых также неоднократно изменялся. Правительство Екатерины II сделало это с целью усилить надзор над местными властями, поставить под контроль действия губернаторов и снизить вероятность народных выступлений и недовольства.

Действительно, это позволило в значительной мере повысить эффективность административно-бюрократического аппарата.

Крах СССР и последующий «парад суверенитетов» поставил РФ практически на грань распада. Многие части государства вводили свое законодательство, которое шло вразрез с федеральным, управляемость регионов из столицы была практически нулевой. В этой ситуации президент РФ В. В.

Путин решил возродить межрегиональное управление с четкой и жесткой схемой соподчинения. В мае 2000 года последовал указ президента «О федеральных округах». Всего было создано 7 единиц. Вот сколько в России федеральных округов было первоначально. Границы были взяты по аналогии с делением управлений Генеральной прокуратуры РФ.

Начинает выстраиваться четкая трехуровневая система административного контроля. Количество федеральных округов в России изменялось не единожды, это было связано и с политическими событиями, и с географическим удобством. Нормативно-правовая база этих изменений представлена широким спектром федеральных законов.

Назначение на должность полномочного представителя президента в федеральном округе производит глава государства.

А сколько в России федеральных округов на данный момент, учитывая последние трансформации (в частности из состава Южного Федерального Округа был выделен Северо-Кавказский ФО)? В марте 2014 года в связи с политическим событиями в Украине и референдумом в Крыму был образован еще один федеральный округ -Крымский ФО. Таким образом, можно сказать, что всего насчитывается 9 федеральных округов, отвечая на вопрос о том, сколько в России федеральных округов. Создание такой системы власти позволило укрепить контроль федерального центра над регионами, не нарушая основных принципов асимметричной федерации, коей РФ является по Конституции. Законодательная база субъектов России была приведена в полное соответствие с федеральным правом. Федеральные округа России на карте страны выделены разным цветом, что позволяет быстро разобраться, где какой округ, и какие регионы входят в данную административно-территориальную единицу.

Список субъектов, входящих в округ:

1. Белгородская область

2. Брянская область

3. Владимирская область

4. Воронежская область

5. Ивановская область

6. Калужская область

7. Костромская область

8. Курская область

9. Липецкая область

10. Московская область

11. Орловская область

12. Рязанская область

13. Смоленская область

14. Тамбовская область

15. Тверская область

16. Тульская область

17. Ярославская область

18. Город федерального значения Москва

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Калининградская область

6. Ленинградская область

7. Мурманская область

8. Новгородская область

9. Псковская область

10. Город федерального значения Санкт-Петербург

11. Ненецкий автономный округ

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Алтай

2. Республика Бурятия

3. Республика Тыва

4. Республика Хакасия

5. Алтайский край

6. Забайкальский край

7. Красноярский край

8. Иркутская область

9. Кемеровская область

10. Новосибирская область

11. Омская область

12. Томская область

Федеральные округа (ФО) являются самостоятельными административными единицами, позволяющими с одной стороны интенсифицировать процессы самоуправления, а с другой — активизировать государственные программы общественного и социального характера. В России подобная система администрирования была законодательно утверждена относительно недавно, на основании предварительно проведенного анализа опыта других развитых стран со значительными территориями. Основные особенности федерального деления в Российской Федерации заключаются в следующем:

  1. Организация федеративного деления была осуществлена на основании Указа президента, № 849, то есть деление произведено директивным, искусственным путем. Все вопросы администрирования регламентированы документом “О полномочном представителе Президента …”, принятом 13.05. 2000 года.
  2. Округ – не относится к субъектам власти и не является частью конституционного управления государства на территории России.
  3. Деление по данному типу производилось по территориальному принципу, аналогично тому, как создавались военные округа и экономические районы, входящие в РФ.

Начало делению территории государства было положено в 2000 году, первыми были семь федеральных округов. Важно! При организации ФО было использовано лучшее из опыта администрирования в России во времена СССР как самой большой союзной республики. В организации самоуправления на выделенных территориях в границах, определенных на карте, в современных условиях был использован большой опыт Немецкой Федеративной Республики, Аргентинской Республики и Австралийского Союза.

Федеральные округа:цели и задачи создания

Немного сведений о том, когда и на основании какого документа был организован тот или иной регион. На сегодня в Российскую Федерацию входят девять отдельных самостоятельных единиц РФ. Их список:

  1. Центральный или ЦФО, столица Москва, дата образования — 13.05.2000 г. на основании Указа № 849.
  2. Северо-Западный, СЗФО, Санкт-Петербург, — // -.
  3. Южный ФО, Ростов-на-Дону, образован 13.05.2000 г. на основании Указа № 849, изменения внесены 19.01.2010 г. Указом № 82. Впоследствии, через 10 лет от Южного ФО был отделен Северо-Кавказский Административный Округ.
  4. Северо-Кавказский ФО, Пятигорск, образован на основании Указа № 82 от 19.01.2010.
  5. Приволжский или ПФО, Нижний Новгород, образован 13.05.2000 г. на основании Указа № 849.
  6. Уральский или УрФО, Екатеринбург, — // -.
  7. Сибирский ФО, Новосибирск, — // -.
  8. Дальневосточный ФО, самый восточный из всех, центр в городе Хабаровск, — // -.
  9. АО Крым, Симферополь, Декларация Крымского ВС о независимости от 11.03.2014 года.

Важно. Изначально, при реструктуризации было учреждено семь единиц самоуправления. В перспективе возможны дальнейшие изменения и нужные доработки в аспекте повышения эффективности руководства, сколько их будет в будущем – неизвестно.

  • Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
  • Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
  • Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
  • Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
  • Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
  • Наследственное право Махмутова М.М.
  • Международное публичное право Шевчук Д.А.
  • Международное право Глебов И.Н.
  • Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
  • Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.

Основная статья: Центральный федеральный округ

Центр федерального округа — город Москва

Основная статья: Северо-Западный федеральный округ

Центр федерального округа — город Санкт-Петербург

Сколько в России федеральных округов и для чего они предназначены?

Основная статья: Северо-Кавказский федеральный округ

Центр федерального округа — город Пятигорск

Основная статья: Приволжский федеральный округ

Центр федерального округа — город Нижний Новгород

Основная статья: Уральский федеральный округ

Центр федерального округа — город Екатеринбург

Основная статья: Сибирский федеральный округ

Центр федерального округа — город Новосибирск


Похожие записи:

Добавить комментарий