Предоставление земельных участков многодетным семьям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление земельных участков многодетным семьям». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В России принято считать многодетной семью, на воспитании которой находится три и более ребенка, в том числе усыновленные (не путать с попечительством, опекунством или патронатом).

Однако в вопросе выделения земельных участков главным является не наличие детей, а факт присвоения многодетного статуса. В соответствии с пп. а) п. 1 указа Президента № 431 от 05.05.1992, каждый регион РФ может сам определять, сколько в семье должно быть детей, чтобы она получила право на многодетный статус.

Большинство регионов исходят из расчета три ребенка на семью. Однако данная норма позволяет учитывать культурные и национальные традиции в субъектах РФ, в связи с чем в традиционно многодетных регионах планка значительно завышена.

Например, в Ингушетии до недавнего времени льготный статус возникал лишь у семей с пятью и более детьми (сегодня – три и более).

Бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям

Признавая многодетные семьи незащищенной категорией населения, законодатель устанавливает для них ряд льгот как на федеральном, так и на региональном уровне. Обычно конкретный объем помощи зависит от региона проживания семьи, однако почти всегда она выражается в совокупности финансовых, материальных и натуральных средств поддержки.

В число гарантированных семьям льгот обычно входят:

  • субсидия на коммуналку в размере 30-50%;
  • льготы на проезд;
  • бесплатное школьное питание, выделение комплектов спортивной и школьной формы;
  • единовременное и ежемесячное пособие, предоставление продуктовых наборов;
  • внеочередной прием в общеобразовательные учреждения, льготы при поступлении в ВУЗ;
  • предоставление бесплатной юридической помощи;
  • выделение бесплатных лекарств детям до 6 лет, санаторно-курортное лечение и так далее.

Одной из форм такой помощи является улучшение условий проживания, на которое и направлено выделение земли.

Полномочиями определять, сколько соток земли положено многодетным семьям, также наделены власти субъектов федерации. Поэтому предельные размеры земельного участка, выделяемого в каждом регионе, могут значительно отличаться.

Обычно выделяются участки площадью от 0,06 до 0,15 га.

Так, в столице диапазон составляет 0,10-0,15 га, в Санкт-Петербурге – 0,12-0,15 га, в Чувашии – 0,5-0,15 га, в Карелии – 0,6-0,15 га, в Кемеровской области – 0,04-0,1 га, а в Татарстане вообще 0,06-0,20 га.

Обеспечение землей осуществляется лишь при наличии участка необходимого размера в собственности муниципалитета.

Несмотря на исключительно региональное регулирование вопроса выделения земли, практически всегда действует общий порядок оформления ходатайства, характерный для каждого региона. Получение земли обычно осуществляется в таком порядке:

  1. Признание семьи в качестве многодетной → получение удостоверения.
  2. Подготовка документов → подача пакета документов вместе с заявлением по месту жительства.
  3. Принятие органами самоуправления положительного решения → постановка семьи на учет.
  4. Принятие решения о выделении земли → оформление земли в собственность.

Учитывая особенности каждого из этапов предлагаем в подробностях рассмотреть, как получить земельный участок многодетной семье.

Земельные участки выделяются в собственность многодетных семей лишь единожды – повторное обращение и постановка на учет исключены. В случае такого обращения заявитель гарантированно получит отказ в постановке на учет.

Участки могут иметь разное целевое назначение – оно должно быть обязательно указано в ходатайстве на выделение земли. Это влияет на:

  • размер участка. В некоторых регионах земля для ведения садово-огородного или сельского хозяйства выделяется в значительно больших объемах, чем земля для жилищного строительства;
  • сроки, в которые происходит распределение земельных участков многодетным семьям. Желающих получить землю для постройки жилья значительно больше, а потому им приходится дольше ждать.

Участок должен использоваться с учетом его целевого назначения. Например, в Нижегородской области оформить право собственности на землю можно лишь по окончании строительства.

Земля выделяется в общую долевую собственность всей семьи, а не только конкретного заявителя. Распоряжаться ею можно лишь с учетом интересов всех ее собственников, в том числе малолетних.

Обращение в администрацию от многодетной семьи оформляется заявлением. Унифицированного бланка не существует, но можно выделить аспекты, которые должны быть отражены в ходатайстве.

Заявление оформляется на имя главы администрации и содержит:

  • причины отсутствия жилья или необходимости его замены;
  • краткую характеристику имеющегося жилья: количество комнат, площадь, состояние;
  • просьбу рассмотреть вопрос включения в очередь;
  • ФИО заявителя с указанием регистрационных данных удостоверения многодетной семьи;
  • ФИО членов семьи с указанием дат рождения, серий и номеров паспортов / свидетельств о рождении, места регистрации и фактического проживания;
  • согласие с заявлением совершеннолетних членов семьи;
  • список приложений.

Чтобы ознакомиться с примерным формуляром заявления, рекомендуем скачать бланк заявки.

Предельный срок рассмотрения заявки обычно регулируется законодательством субъекта федерации. Например, в Московской и Ростовской областях он составляет 30 дней, в Республике Крым – 45 дней с момента регистрации заявки, в Омской области – 1 месяц.

Обращаем внимание, что отсчет срока начинается с момента регистрации заявки, а не ее подачи. На регистрацию региональное законодательство отводит еще 2-3 рабочих дня.

После принятия решения органу самоуправления предоставляется до 5 дней для направления копии решения заявителю.

Таким образом, с момента подачи заявки и до получения по почте копии решения в зависимости от региона может пройти от 40 до 55 дней.

В соответствии с пунктом 7 комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1119-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 27, ст. 3842; 2013, № 28, ст. 3839), приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.

Министр И.Н. Слюняев

1. Настоящие методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее — Методические рекомендации), разработаны в соответствии с пунктом 7 комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1119-р.

2. Целью Методических рекомендаций является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков (далее — земельные участки), и практики предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

3. В Методических рекомендациях содержится круг вопросов, решение которых предусмотрено в рамках нормативного правового регулирования при установлении законами субъектов Российской Федерации случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, а также рекомендуемый порядок реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками.

4. Положения Методических рекомендаций носят рекомендательный характер и могут быть использованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в практической деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при предоставлении гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков.

Земля для многодетной семьи: как получить бесплатный земельный участок

22. При установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства рекомендуется принимать во внимание требования Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Федеральный закон № 66-ФЗ).

23. Учитывая, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в целях ведения садоводства, огородничества или дачного строительства не может рассматриваться как создание условий для реализации указанными гражданами права на жилище, рекомендуется не устанавливать требование о нуждаемости таких граждан в улучшении жилищных условий и нахождении в связи с этим на соответствующем учете в качестве основания для принятия на учет в целях обеспечения садовыми, огородными или дачными земельными участками.

24. Рекомендуется принимать во внимание, что в соответствии с требованиями Федерального закона № 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.

25. Законом субъекта Российской Федерации рекомендуется установить внеочередное (или первоочередное) право семей, имеющих трех и более детей, на бесплатное предоставление земельных участков в целях ведения садоводства, огородничества или дачного строительства.

26. Учет семей, имеющих трех и более детей, в целях предоставления им земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства рекомендуется осуществлять в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации для иных категорий граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

При этом установление законом субъекта Российской Федерации внеочередного (первоочередного) права граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства на основании требований части 2 статьи 13 Федерального закона № 66-ФЗ позволит включать указанных граждан в отдельные списки в целях предоставления соответствующих земельных участков.

27. При установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в целях ведения садоводства, огородничества или дачного строительства рекомендуется принимать во внимание, что в соответствии с требованиями части 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 66-ФЗ.

28. Рекомендуется учитывать, что исходя из требований статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ земельные участки предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан после государственной регистрации такого объединения. Земельные участки в собственность членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ на основании выбранного варианта размещения земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание право граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях реализации прав таких граждан на бесплатное предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства рекомендуется установить порядок формирования персонального состава садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, все члены которого являются гражданами, имеющими трех более и детей, и приняты на соответствующий учет.

29. При установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства рекомендуется принимать во внимание требования Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее — Федеральный закон № 112-ФЗ).

30. В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 112-ФЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Согласно статье 4 Федерального закона № 112-ФЗ для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

В связи с установленными особенностями использования гражданами приусадебных земельных участков и полевых земельных участков рекомендуется вести дифференцированный учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях предоставления им приусадебных или полевых земельных участков на основании их волеизъявления.

31. При установлении в законе субъекта Российской Федерации размеров земельных участков, предоставляемых бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, а также условий, необходимых для принятия граждан, имеющих трех и более детей, на учет в целях предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, рекомендуется принимать во внимание требование пункта 5 статьи 4 Федерального закона № 112-ФЗ, в соответствии с которым максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

32. При установлении условий для принятия граждан, имеющих трех и более детей, на учет в целях предоставления приусадебного земельного участка рекомендуется учитывать требование пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 112-ФЗ, в соответствии с которым приусадебный земельный участок используется в том числе для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Таким образом, предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, приусадебных земельных участков направлено на создание условий для реализации указанными гражданами права на жилище.

В связи с чем может быть установлено условие, при котором граждане, имеющие трех и более детей, принимаются на учет в целях предоставления приусадебного земельного участка в случаях, если они приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Указанное условие рекомендуется устанавливать в субъектах Российской Федерации дифференцированно, с учетом складывающейся социально-экономической и демографической ситуации.

33. Принимая во внимание, что приусадебный земельный участок находится в границах населенного пункта, при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, приусадебных земельных участков рекомендуется установить требования по обеспечению указанных земельных участков объектами инфраструктуры, аналогичные требованиям, рекомендуемым настоящими Методическими рекомендациями при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

34. При установлении условий для принятия граждан, имеющих трех и более детей, на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства рекомендуется принимать во внимание, что такое предоставление направлено на создание условий для реализации указанными гражданами права на жилище.

В связи с этим может быть установлено условие, при котором граждане, имеющие трех и более детей, принимаются на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в случаях, если они приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Указанное условие рекомендуется устанавливать в субъектах Российской Федерации дифференцированно, с учетом складывающейся социально-экономической и демографической ситуации.

35. При установлении порядка отбора земельных участков в целях их предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства рекомендуется принимать во внимание, что для целей жилищного строительства, в первую очередь, необходимо рассматривать земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, установленный вид разрешенного использования которых позволяет осуществлять индивидуальное жилищного строительство или которые могут быть использованы для такого строительства в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования, в том числе после изменения вида их разрешенного использования.

Земельные участки, расположенные в зонах перспективной застройки за границами населенных пунктов, могут рассматриваться в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства с учетом сроков их предполагаемого включения в границы населенных пунктов.

36. В случае передачи органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях предоставления для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется учитывать, что согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ принятие органом государственной власти решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки в границах земельных участков, осуществление полномочий по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации. Принимая во внимание, что безвозмездная передача земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства является формой государственной поддержки таких семей, в закон субъекта Российской Федерации, регулирующий указанные правоотношения, рекомендуется включить норму, согласно которой предоставление земельных участков таким гражданам допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

37. Рекомендуется учитывать, что в соответствии с требованиями подпунктов 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно требованиям пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, обеспечение земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры может осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий, установленных статьей 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.

При этом рекомендуется принимать во внимание, что согласно пункту 3.1 статьи 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ имущество, созданное в процессе реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в порядке, утвержденном законодательством Российской Федерации, для использования в целях, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).

38. Рекомендуется учитывать, что согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 15, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.

Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

39. При планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.

До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

40. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принимать во внимание, что согласно требованиям части 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расх��дных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей

Заявитель, заинтересованный в предоставлении земельного участка, предварительно ознакомившись с местоположением земельных участков, указанных в Перечне, подает по месту проживания в орган местного самоуправления письменное заявление только на один земельный участок, указанный в Перечне, по форме согласно Приложению № 6

В случае подачи в течение 20 календарных дней с момента публикации решения представительного органа муниципального образования об утверждении Перечня нескольких заявлений от различных заявителей на предоставление одного и того же земельного участка заявления рассматриваются в порядке очередности постановки заявителей на учет. По истечении указанного срока заявления рассматриваются в порядке очередности их подачи.

В течение не более 30 календарных дней с момента регистрации заявления орган местного самоуправления проверяет заявителя на соответствие условиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, и принимает решение:

— о предоставлении земельного участка в аренду;

— об отказе в предоставлении земельного участка в аренду с обоснованием отказа.

Заявитель, по заявлению которого принято решение органом местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в связи с более поздней постановкой на учет или поздней подачей заявления на предоставление земельного участка в аренду, имеет право на повторную подачу заявления на другой земельный участок, включенный в перечень.

Орган местного самоуправления не позднее чем через 5 рабочих дней со дня принятия решения выдает заявителю под роспись или направляет заказным письмом с уведомлением копию принятого решения, а в случае положительного решения — с приложением трех экземпляров проектов договоров аренды.

Заявитель, в отношении которого принято решение о предоставлении земельного участка в аренду, должен в течение 30 календарных дней с момента получения проекта договора аренды обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации права на земельный участок и не позднее трех рабочих дней с момента государственной регистрации договора представить органу, принявшему решение о предоставлении земельного участка, один экземпляр зарегистрированного договора аренды земельного участка. В случае невыполнения данного требования решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка подлежит отмене с одновременной постановкой заявителя снова на учет с даты принятия решения об отмене.

Земельный участок предоставляется заявителю сроком на 20 лет.

Права по договору аренды земельного участка не подлежат переуступке третьим лицам (кроме детей, супругу или супруге).

В течение срока договора аренды земельного участка заявитель должен использовать арендуемый земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования и разместить на нем индивидуальный жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей. С момента возникновения права собственности на размещенный индивидуальный жилой дом у заявителя возникает право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, на котором он расположен. Для прекращения договора аренды заявитель подает заявление в орган местного самоуправления с приложением копии документа, подтверждающего право собственности на индивидуальный жилой дом, а орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю в собственность бесплатно и прекращает договор аренды.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Сегодня 01 апреля 2021

Обращаться следует в органы муниципальной власти по месту регистрации семьи. Кстати, землю не предоставляют по вашему выбору. То есть дадут то, что будет на данный момент в земельном фонде. Если вас не устраивает земельный участок, на котором, например, нет коммуникации или имеется неразвитая инфраструктура, то тогда можно без последствий отказаться и вам должны предложить другой участок.

При обращении в органы муниципальной власти подается заявление и предварительно собранный пакет правоустанавливающей документации. В заявлении указывается, как семья планирует в дальнейшем пользоваться участком. Например, использовать его для возведения дома или же применять как земли сельскохозяйственного назначения.

В муниципалитете обязаны принять и проверить ваши документы, проведя обязательную юридическую экспертизу. Согласно нормам Земельного кодекса сроки рассмотрения заявления от многодетных семей составляют тридцать календарных суток.


Как многодетной семье бесплатно получить земельный участок?

  • Наличие не менее трех родных или усыновленных детей;
  • Нахождение мужа и жены в официальном браке;
  • Пребывание на льготном учете;
  • Постоянное проживание детей только с родителями (проживание в интернате исключает получение земельного надела в личную собственность);
  • Родители не должны быть лишены родительских прав в отношении всех своих детей;
  • Адрес проживания и регистрации должен быть единым и постоянным;
  • Гражданство Российской Федерации;
  • Срок проживания в регионе по месту регистрации должен составлять не менее пяти календарных лет.

Поговорим также о пакете документов, который должен предоставляться в органы муниципальной власти. Представить с заявлением следует копии паспорта, справку, которая будет подтверждать то, что родители многодетные, справка о том, что родители не лишены родительских прав, заявление о пребывании на очередь на земельный участок, подтверждающие справки об усыновлении ребенка, справка с места проживания, свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении детей.


Вам потребуется в первую очередь собрать все правоустанавливающие документы для того, чтобы подтвердить свой льготный статус, помогающий получить в собственность земельный участок. Также надо выбрать удобное время и обратиться в органы муниципальной власти по месту проживания и официальной регистрации.

Далее следует подать документы и ждать в течение тридцати календарных дней отказ или одобрение в получении земельного участка. В случае одобрения вам следует получить уведомление от муниципальный органов и специальный учетный номер. Районная администрация может не удовлетворить заявку многолетний семьи, несмотря на принадлежность к льготной категории. Заявка будет отклонена, в следующих случаях:

  • Если не предоставлен полностью необходимый комплект документов;
  • Члены многодетной семьи отказываются от гражданства или же не являются российскими гражданами;
  • Были предоставлены некорректные сведения;
  • Были проигнорированы общие сроки обмена паспорта гражданина Российской Федерации по возрасту;
  • Брак между родителями не был официально оформлен;
  • Достижение ребенком возраста совершеннолетия (в некоторых случаях заявление можно подать, если ребенок учится в среднем или высшем учебном заведении, и он не достиг возраста двадцати трех лет).

В случае несогласия с решением местных властей заявитель имеет право оспорить его в суде по месту жительства путем подачи административного иска в районный суд общей юрисдикции.


Процесс получения многодетными семьями бесплатного земельного участка состоит из нескольких шагов.

Шаг 1. Изучение существующих в регионе проживания правил. В каждом есть свои ограничения по площади, порядок формирования очереди, размер денежной компенсации.
Для получения денег требуется собрать отдельный пакет документов, перечень регулируется постановлениями местных органов управления. Условия значительно отличаются.

Шаг 2. Подтверждение статуса многодетной семьи. Такой статус присваивается отделами социальной защиты на основании поданного заявления. На руки должна выдаваться справка государственного образца.

Шаг 3. Подача заявления. В нем указывается, кому и для каких целей требуется земельный участок, прилагается пакет требуемых документов. В него входят:

• копии свидетельств о рождении детей;
• документы для подтверждения личности родителей;
• справка о месте регистрации жительства;
• свидетельство о браке и справка о статусе многодетной семьи.

В выделении участка может быть отказано в таких случаях:

• решением судебных органов родители лишены прав;
• любой член семьи на момент подачи заявления получает государственную материальную помощь (находится на материальном обеспечении);
• один из родителей не имеет гражданства РФ или поменял его на момент принятия решения;
• при проверке документов обнаружены заведомо ложные сведения.

Все остальные случаи отказа можно обжаловать в судебном порядке или обратиться в прокуратуру с просьбой о привлечении к ответственности виновного чиновника.

Если соискатели предоставили неполный перечень документов по непониманию или невнимательности, то они возвращаются с замечаниями ответственного исполнителя. Срок повторной подачи не регламентируется.

В 2020 году по причине недостатка свободных площадей общероссийская программа должна прекратить свое существование, каждый регион самостоятельно принимает решение, большинству предлагается денежная компенсация. Статистика свидетельствует, что за все время действия программы фактически получили землю лишь 40% многодетных семей, подавших документы.

Как видно из статьи, получить бесплатно землю многодетной семье не так просто, как кажется на первый взгляд. Решение вопросов на практике отдано местным органам власти, только от них зависит окончательное решение. При нежелании выделять землю найдется множество причин, и все они будут законными. Стоит задать себе риторический вопрос – кто имеет больше шансов бесплатно получить участок: депутат и чиновник или многодетная семья? Тем более в престижном регионе? Ответ очевиден.

Дополнительная информация по теме

Как оформить землю под гаражом в собственность

Судебная практика по наложению границ земельного участка

Получаем налоговый вычет и уменьшаем налог на недвижимость

Земельный участок многодетным семьям. Как получить землю от государства ?!

Март

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Сразу разберёмся, что такое многодетная семья. Согласно официальной формулировке, это семья, в которой кроме родителей есть 3-е детей, младшему из которых нет 16 либо 18 лет (в зависимости от места обучения).

Но некоторое время назад закон №138 ФЗ утратил свою силу. Теперь выдача земли многодетным семьям возлагается на плечи региональных органов власти, которые и распоряжаются территориальными ресурсами.

Они имеют право выдвигать дополнительные требования для многодетных семей, например, постановку на учёт как лиц, нуждающихся в жилье.

Стоит отметить, что пожелания семьи не учитываются при выборе участка: региональные органы сами определяют местность, размер земли и т.д.

Норм, которые касаются объёмов и размещения земли нет. Если ориентироваться на опыт других семей, то размеры участка обычно составляют от 6-ти до 15-ти соток.

Для того, чтобы претендовать на владение земельным участком, желательно ознакомиться с перечнем требований в региональном органе управления, который отвечает за выдачу земли.

Чтобы претендовать на получение земли, необходимо обратиться в соответствующий муниципальный орган, который отвечает за выдачу.

При этом, следует приложить некоторые документы, которые подтверждают ваше право на такое благо, как земля многодетным семьям:

  1. Если семья полная, то необходимо свидетельство о браке;
  2. Заявка для семьи, которая желает осуществить постановку на очередь для получения земельного участка;
  3. При наличии несовершеннолетних детей необходимо принести копии их свидетельств о рождении;
  4. Регистрация по месту проживания, которое должно находиться в том же регионе, а который вы обращаетесь за получением земли;
  5. Справка о том, что родители не лишены и не лишались родительских прав;
  6. Документ, который подтвердит состав семьи;
  7. Если у вас есть усыновлённые дети, но необходимо принести справки о том, что усыновление было официальным, а также о том, что оно не было отменено;
  8. Копии паспорта родителей и взрослых детей.

Как правило, рассмотрение ваших документов не занимает больше, чем 30 дней, скорее, понадобится даже куда меньше времени.

А вот после того, как ваше прошение было одобрено, вашей семье присваивается определённый номер, который определяет порядок в очереди на получение земельного участка.

То есть, от него напрямую зависит то, насколько оперативно вы получите желанную землю.

Стоит отметить, что по законодательству РФ данная процедура не может затянуться более, чем на 1 год, какой бы долгой ни была очерёдность. В течение этого периода участок уже должен быть передан семье.

После того, как земельный участок поступает в ваше распоряжение, вы можете заниматься в нём любой деятельностью: от садоводства до сдачи его в аренду.

Семья может полноценно распоряжаться землёй, полученной от государства бесплатно. Участок можно, в том числе, и продать или же застроить.

Деньги от продажи не придётся возвращать или делить, они полностью перейдут в вашу собственность.

Правда, бывают случаи, когда люди остаются недовольны полученным участком, а потому хотят его поменять.

Как правило, это возможно, но вот только придётся повторить все бюрократические процедуры с самого начала, становится на учёт и ждать очереди.

Отметим, что возможность получения участка многодетной семьёй предусмотрена только в одноразовом режиме, то есть, даже если у вас 6 детей, то претендовать на 2 участка невозможно.

Стоит сказать, что сами условия, на которых выдаётся участок, могут быть весьма разными.

Еще в 2011 году был подписан специальный закон №138 Медведевым, на основании которого каждая многодетная семья имеет право совершенно безвозмездно получить землю, которая может применяться для разных целей.

Допускается даже возводить на таком участке частный дом, предназначенный для постоянного проживания семьи. Земля многодетным семьям назначается не только для полных семей, поскольку даже отцы и матери-одиночки, занимающиеся воспитанием более 2-х детей, имеют право на участок.

При этом неважно, являются ли дети родными или усыновленными.

Однако данная поправка утратила силу в 2015 году, поэтому только на региональном уровне обеспечиваются и устанавливаются разные условия, на основании которых предоставляется земля многодетным семьям.

Некоторые региональные власти применяют множество требований к таким семьям, причем только при их удовлетворении имеется возможность получить бесплатно участок.

Наиболее частым требованием считается необходимость постановки на учет семей, которые нуждаются в жилой недвижимости.

Власти разных регионах устанавливают, где именно будут располагаться участки земли, передаваемые многодетным семьям, каков будет их размер, а также на каких условиях они передаются гражданам.

Усредненным размером таких участков по всей стране является показатель в 8 соток. Максимально размер достигал 15 соток.

Не во всех регионах предлагается возможность получить участок непосредственно в городе, поскольку в большинстве субъектов выделяется земля, находящаяся вне черты города.

О ходе выполнения поручений Президента Правительству

Земля многодетным семьям выдается только после написания соответствующего заявления и подготовки следующих документов:

  1. копии свидетельств о рождении всех людей в семье, которые являются несовершеннолетними;
  2. копия свидетельств а о браке, причем данный документ должен приноситься только в случае, если претендует на землю полная семья;
  3. выписка, полученная из домовой книги, в которой указывается, что все члены семьи проживают в одном месте;
  4. справка о составе семьи;
  5. справка, которая выдается опекой, в которой указывается, что один или оба родители не лишались родительских прав на детей;
  6. копии паспортов родителей;
  7. если в семье имеются не только рожденные, но и усыновленные малыши, то должны приносить копии соответствующих документов.

После передачи необходимой документации органам местного самоуправления, семья должна подождать, пока будет принято решение. Если не нарушатся какие-либо требования и правила, то оно обычно является положительным. Как правило, узнать о нем можно в течение 30 дней с момента передачи документации.

Закон №138 ФЗ указывает, что земля может выдаваться многодетной семье на совершенно разные цели. Допускается построить здесь полноценную дачу или вовсе жилой частный дом. Можно заниматься на участке садоводством или разводить сельскохозяйственных животных.

Наиболее часто земля используется для ведения подсобного хозяйства.

Решение относительно использования земли должно приниматься многодетной семьей заранее, причем оно указывается в заявлении на получение участка, чтобы получить тот объект, который будет предназначен для тех или иных задач.

Многодетная семья может рассчитывать только на один участок, причем он будет находиться на территории региона, в котором она живет. Допускается сразу продавать участки или начинать на них процесс строительства. Можно отказаться от земли, если она не устроит по разным параметрам людей, после чего вновь подается заявление на получение другой территории.

В 2016-2017 году программа по обеспечению многодетных семей землей во многих регионах прекратит действовать. Это связано с отсутствием земли для бесплатного распределения. Возможно, в будущем власти примут меры, чтобы улучшить ситуацию густонаселенных районов России. Пока еще можно успеть «заскочить в последний поезд», ориентируясь на региональные новости.

Общие действующие безотносительно региона условия, при которых предоставляются льготные земли многодетным семьям, в 2016 году не изменились. Необходимо:

  • наличие 3-х и более детей с возрастом до 18 лет;
  • если есть дети до 23 лет, не приносящие доход, но учащиеся ВУЗов;
  • семья обязана быть прописана в данном регионе по сроку не меньше 5 лет;
  • между отцом и матерью брак должен быть законно оформлен;
  • все члены семьи обязаны быть гражданами России;
  • получить участок, можно при условии не имея территории России другой земли.

Ответ на вопрос «можно ли получить землю от государства за третьего ребенка» однозначен. Можно. Только следует учитывать, что статус «многодетной» семья получает, только если все три ребенка в семье — несовершеннолетние. Если ребенок перерос этот предел и не является студентом ВУЗа, то в число детей для определения статуса семьи он не входит.

По закону на участок могут претендовать отец и мать, в одиночку воспитывающие детей. Все члены семьи получают право на равную долю владения землей. Участок можно использовать для любых целей: построить жилой дом, летнюю дачу, заниматься фермерством.

Отказ для предоставления земельного надела может быть вынесен, если:

  • у родителей есть постановление о лишении родительских прав;
  • если хотя бы один член из семьи полностью материально содержится государством;
  • предоставлена ложная информация;
  • при смене гражданства кого-то из родных.

Чтобы подробно узнать все требования на получение надела земли, лучше заранее ознакомиться с местными законодательными актами своего региона, требования везде очень разные.

Перед тем как собирать документы для выделения участка, надо подтвердить, что соответствуете всем условиям многодетной семьи. Что для этого необходимо сделать:

  1. Направиться в отдел соц. защиты населения с заявлением о причислении семьи к многодетным. После этого идет сбор документов. Рассмотрение заявления и сбор справок процедура бесплатная.
  2. После того, как заявление рассмотрено, сотрудник соцзащиты сообщает о своем решении по делу. Если оно положительное, родителям выдается свидетельство подтверждающее семью как многодетную. С ним можно направиться в местную администрацию.

Как получить землю многодетной семье в Московской области

В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон № 161-ФЗ от 24.07.2008, в рамках которого ведется политика содействия развитию жилищного строительства. В данном законе указано, на каком основании и при каких условиях многодетная семья может стать в очередь на земельный участок и когда она сможет его получить. Именно благодаря данному закону семья при появлении 3 ребенка, независимо от того, родной он или приемный, может рассчитывать на бесплатное выделение в пользование земельного участка с возможностью последующего приобретения его в личную собственность.

За предоставление земли в нашей стране отвечают местные органы власти. Так, если в наличии имеются подходящие участки, собирается комиссия, которая принимает решение о том, что определенная земля может быть передана во владение многодетных семей. Данное решение закрепляется документально, после чего составляется утвержденный перечень объектов.

В Законе № 161-ФЗ не сказано, на какой участок может рассчитывать многодетная семья, но исходя из практики, сложившейся в регионах нашей страны, размер предлагаемой площади варьируется в зависимости от региона проживания в пределах от 6 до 15 соток.

Если государство не может выделить участок соответствующего размера, то по согласию будущего собственника ему может быть выдан меньший надел, а недостающий размер компенсируется в денежном выражении. Решение о компенсации принимается комиссией по социальной политике.

В настоящее время норма права о получении земли является действующей, несмотря на то, что уже не один год ведутся обсуждения по поводу отмены выделения таких наделов многодетным. К сожалению, в реальности правом на получение участка воспользоваться не так уж и просто: под социальные цели выделяют крайне мало земли, а если и выделяют, то далеко от города, невысокого качества и с полным отсутствием инфраструктуры в окрестностях.

На сегодняшний день выделение бесплатного земельного надела доступно следующим категориям граждан:

  1. семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
  2. семьям, воспитывающим не менее трех детей, ставшим на учет в качестве многодетных;
  3. жителям сельской местности, а также пенсионерам, прожившим в определенном месте не менее 5 лет;
  4. молодым гражданам (до 35 лет), работающим в сфере сельского хозяйства, культуры, образования или здравоохранения;
  5. семьям военнослужащих, погибших при боевых действиях;
  6. семьям, у которых на иждивении находятся ветераны ВОВ;
  7. военнослужащим, проходящим службу по контракту;
  8. жертвам репрессий;
  9. другим категориям граждан в зависимости от региона.

Несмотря на то, что в конце 2017 года Закон №161-ФЗ претерпевал незначительные изменения в тексте редакции, условия получения земельного участка остались нетронутыми.

Так, для выделения государством земли необходимо соответствовать следующим требованиям.

  • Наличие троих детей. Максимальный возраст детей – 18 лет, за исключением случаев, когда ребенок учится в высшем учебном заведении и официально является иждивенцем. При такой ситуации «расчетный» возраст ребенка повышается до 23 лет.
  • Брак между родителями официальный и зарегистрирован в органах ЗАГС.
  • Семья имеет постоянную прописку в регионе, где планируется получение участка и где лица стоят на очереди, на протяжении не менее 5 лет.
  • Все члены семьи являются полноправными гражданами РФ;
  • В собственности членов семьи нет иного земельного участка.

Также по решению местных органов в соответствии с законом участок может быть выделен одиноким матерям и отцам, воспитывающим ребенка.

В предоставлении надела может быть отказано в следующих случаях:

  1. родители лишены прав в отношении детей;
  2. кто-либо из членов семьи не проживает с семьей, а содержится в государственном учреждении (интернат, детский дом и т. д.);
  3. передача в государственный орган недостоверной информации для решения вопроса о выделении земли;
  4. смена гражданства членами семьи.

Для того чтобы государство «заметило» многодетную семьи и приняло во внимание наличие как минимум троих детей для выдачи земельного участка на бескорыстной основе, следует пройти определенную процедуру, позволяющую в будущем получить заветные сотки.

  1. Официально закрепить за своей семьей статус многодетной (встать на учет в органах социальной защиты населения по месту проживания). Для этого подается заявление, к которому прилагается необходимый пакет документов. После поступления заявление рассматривается, позже заявитель уведомляется о принятом решении. Если решение положительное, то на руки выдается свидетельство о статусе многодетной семьи.
  2. Подать заявление о необходимости получения участка с соответствующим пакетом документов. В заявлении в обязательном порядке отражается целевое назначение просимого участка. В дальнейшем сотрудник местного органа проверяет документы, предоставляет их на рассмотрение жилищной комиссии. Если все хорошо, то семья ставится на очередь. На принятие решения у комиссии имеется один месяц.

Если семья по каким-то причинам отказалась от того участка, который ей был выделен, то необходимо заново пройти процедуру постановки на учет, т. е. подать заявление на выделение нового участка, независимо от того, какие проблемы послужили причиной такого отказа.

Не стоит забывать о том, что после получения участка на семью ложится ряд обязанностей – например, по своевременному и целевому освоению земли. Так, первым делом следует создать топографическую схему местности и предоставить ее на утверждение в местное управление архитектуры. На согласовании указанная схема может находиться до 2 месяцев. После этого необходимо заняться межеванием участка. Это также влечет за собой дополнительные расходы. Перед строительством дома обязательно следует получить паспорт объекта и зарегистрировать землю в Российском реестре.

Как многодетным семьям получить выплату на жилье

Земельных участков с каждым годом выделяется все меньше, а количество желающих их получить становится только больше. Поэтому семьям, которым не хватило земельного надела, предлагают получить субсидию – денежную компенсацию стоимости участка согласно нормативам земли, установленным в определенном регионе.

Порядок предоставления денег таков, что для их получения семья должна выразить свое согласие в письменной форме посредством написания заявления. Если такое заявление не поступает, семья продолжает находиться в списке нуждающихся и двигается вперед в порядке очередности.

Нельзя с уверенностью заявить, что местные муниципальные органы выдадут денежную компенсацию. Этот вопрос отнесен к ведению каждого региона и зависит от финансового положения и наличия нужного количества денежных средств.

После постановки семьи на очередь льготников следует узнать, к какой из имеющихся очередей вас отнесли. Так, есть две группы многодетных семей:

  • претендующие на надел в первую очередь;
  • получающие участок на общих основаниях.

В некоторых регионах действуют особые правила очередности – есть категории граждан, которые могут получить землю вне очереди:

  • находящиеся в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • имеющие на иждивении не менее 5 детей;
  • воспитывающие ребенка-инвалида (либо в семье один из родителей имеет инвалидность).

Положено ли вашей семье внеочередное получение участка земли, можно узнать в местной администрации.

Как только прошло 30 дней с момента подачи заявления в администрацию, семья вносится в очередь под определенным порядковым номером либо же получает отказ в получении участка. С течением времени очередь двигается, следовательно, порядковый номер, принадлежащий конкретной семье, должен стремиться к убыли.

Рекомендуется периодически отслеживать свое местоположение в очереди. Делать это можно одним из следующих способов.

  1. Непосредственное обращение в администрацию, в отдел, ведающий земельными вопросами.
  2. Обращение в МФЦ, где по предъявлению паспорта вас быстро найдут в имеющемся списке претендентов на участок.
  3. Отслеживание очередности через интернет: на официальных сайтах местных администраций списки выкладываются в свободном доступе.

Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям 183-ФЗ был принят 14 июня 2011 года. Он дополняет статью 16 другого нормативно-правового акта под названием «О содействии развитию жилищного строительства». Он содержит данные о предоставлении жилищных льгот малоимущим и многодетным семействам. Положения включают в себя сведения:

  • о размере предоставляемых территорий;
  • о порядке получения места в очереди;
  • о процедуре получения и оформления земельных наделов;
  • о причинах отказа постановки в очередности.

Все представленные правила могут дополняться региональным законодательством. В 2011 году был разработан законопроект, согласно которому семьи с родившимся третьим ребенком вправе претендовать на землепользование, а позже и на оформление участка в собственность. Основные нормы установлены центральной властью, а порядок распределения территорий и их величина формируются местными регламентами.

Сразу после подачи документов в государственный орган супруги задумываются о продолжительности рассмотрения заявки. Как долго власть изучает бумаги? Здесь все зависит от региона. Существует негласное правило, в соответствии с которым, уведомление о постановке на учет должно прийти в течение месяца.

Если документация была подана через портал «Госуслуг», то заявителю придет уведомление на электронную почту. Обычную бумагу вышлют родителю, который подавал справки непосредственно в государственный орган. В большинстве городов России письмо приходит уже через 3 дня. Это не касается Москвы и Петербурга – там ожидание значительно дольше.

ФЗ №138 является бессрочным нормативным актом, а потому заморозка программы в ближайшее время не планируется. Многодетные граждане, попавшие под условия действия субсидии, имеют возможность на получение участков в любую дату.

Проблемы, однако, имеются, причем существенные. В немалой части российских регионов программа действует недостаточно эффективно. Некоторые субъекты и вовсе не располагают свободным запасом земли. Путем судебных споров отдельные получатели субсидии пытаются выбить денежную компенсацию за недостающие клочки территории.


Похожие записи:

Добавить комментарий