Спецоценка Условий Труда Для Малых Водителей В 2021 Году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Спецоценка Условий Труда Для Малых Водителей В 2021 Году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы понятно было, как грамотно провести СОУТ, нужно понимать порядок проведения специальной оценки условий труда и знать “основу основ” при проведении спецоценки на предприятии – это федеральный закон № 426 от 28.12.2013г. А теперь еще и с учетом нововведений, вступивших в силу в 2020 году.

Если вам некогда вникать во все тонкости, читая и изучая нормативку, следуйте пошаговой инструкции и организуете спецоценку «без сучка, без задоринки».

Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2021 года

Все на руках есть комиссия и график, которого в своей работе она должна придерживаться, теперь нужно определить, какие же рабочие места у вас есть на предприятии и какое их количество. Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места, всем поголовно проводить не стоит, можно, так сказать, сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают. Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.

Здесь есть еще такой момент, как определить аналогичные рабочие места. Что это вообще такое? Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:

  • название должности;
  • наименование оборудования;
  • одинаковые должностные и функциональные обязанности;
  • помещение;
  • оснащение и прочее.

Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются.Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.

Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные. Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.

А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места. Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.

Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных. С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест. Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.

Регистрация специализированной организацией по проведению спецоценки в реестре ФГИС – это нововведение и было включено в алгоритм проведения СОУТ с 2020 года Федеральным законом N 451-ФЗ от 27.12.2019 г. До начала работ по проведению СОУТ должен быть получен специальный идентификационный номер.

Этот номер получает организация, проводящая специальную оценку условий труда в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора, который будет фигурировать в итоговом отчете. В базу Минтруда заносится следующая информация:

  1. Полное наименование компании.
  2. Основной регистрационный номер.
  3. ИНН.
  4. Номер рабочего места, численность работников и их СНИЛСы.

Посмотреть этот номер можно в реестре Минтруда и организация-подрядчик, должна отправить вам его в течение 3-х рабочих дней до начала работ заказным письмом или на электронном носителе, подписанным ЭЦП. Проверьте наличие номера в базе Минтруд, если вы его там не обнаружите, специальная оценка условий труда будет недействительна. Такие проблемы никому не нужны, поэтому перестраховывайтесь и всегда проверяйте.

Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент. После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации. Примерно так…

Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

  • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП;
  • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:

  1. Сводная ведомость.
  2. План мероприятий по улучшению условий труда.

Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

  • не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;
  • условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Заметим, что бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.

Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.

Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.

Исключение составляют случаи (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Новые правила в сфере охраны труда 673.1 КБ

ОПРЕДЕЛЕНЫ НОВЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ В 2021 ГОДУ

СОУТ водителей автомобиля начинается с определения комиссии, графика, экспертной организации и количества рабочих мест, подлежащих процедуре. Если в штатном расписании более ста человек состоит на должности водителя, то провести замеры можно на двадцати рабочих местах, применив правило аналогичности.

Проведение замеров проходит, когда транспорт или специальная техника работает в штатном режиме. Если речь о спецтехнике, дополнительно оснащенной навесным и прочим оборудованием, то замеряется уровень пыли, вибрации, шума в процессе его использования.

Учитывается также и хронология рабочего дня, проводятся специальные замеры, после чего эксперты составляют отчет и предлагают его на рассмотрение комиссии. Подготовленная на его основе декларация направляется в надзорные органы. Если за пять лет автопарк организации не изменится, документ может пролонгироваться, в противном случае нужна СОУТ новой техники.

В отличие от АРМ, СОУТ водителей теперь предусматривает идентификацию. Процедура проводится представителем аккредитованной экспертной организации, который обязан выявить факторы, влияющие на водителей, и сравнить их с предложенным Минтрудом классификатором. Проводившаяся ранее аттестация рабочих мест предусматривала оценку ряда факторов:

  • особенности освещенности;
  • присутствие в воздухе негативно влияющих на здоровье соединений и параметры микроклимата;
  • уровень вибрации, как общий, так и локальный;
  • напряженность рабочей обстановки;
  • шумность и наличие инфразвука;
  • тяжесть труда.
  • параметры освещенности могут влиять только на особо точные работы;
  • оценка микроклимата применяется, если оборудование на рабочем месте является его источником;
  • виброакустический фактор берется в расчет, если имеется оборудование, которое служит его источником.

Эти особенности проведения СОУТ водителей повлияли на количество льгот, которые раньше получали сотрудники на данной должности.

Специальная оценка условий труда водителей автомобилей может привести к сокращению количества льгот. Чтобы избежать этого — сохранить класс вредности, а с ним и объем компенсации — нужно выполнить следующие рекомендации:

  1. Внести предложения по коррекции перечня изучаемых факторов. Специалист экспертной организации может не учесть отдельные факторы, руководствуясь общим представлением об идентификации, однако в приложении к приказу Минтруда №31 от 2014 года есть конкретная информация, что конечный список факторов формируется комиссией работодателя, а не экспертом. Потому можно провести оценку тех воздействий, на которые жаловались работники, привлечь факторы, влияющие на развитие профессиональных заболеваний и дополнить предложение ссылкой на СП 4616-88.
  2. Если когда-либо проводилась АМР, следует проанализировать полученный результат. Если уже есть факторы, которым присваивался вредный класс, они должны учитываться и в процессе СОУТ.
  3. Оценить напряженность трудового процесса. В процессе идентификации, при анализе документов, касающихся режима труда и отдыха, нужно уделить внимание среднему количеству сигналов, как звуковых, так и световых, поступающих за час работы. Допустимое число 175 за час, но оно может достигать и четырехсот. Итоговый класс, присвоенный рабочему месту, будет зависеть от количества часов управления за смену.

Следуя таким рекомендациям, можно добиться сохранения вредного класса для сотрудников на водительской должности.

Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке

Чем отличается спецоценка водителей от оценки, которая осуществлялась при аттестации?

СОУТ водителя легкового автомобиля отличается от АРМ тем, что не каждый фактор из списка, который раньше рассматривался при определении объема льгот и компенсаций, сегодня учитывается экспертом. Проводится процедура идентификации. Если работодатель не подойдет к вопросу разумно, сотрудник может потерять компенсации, так как рабочие условия будут признаны допустимыми.

Проведение СОУТ водителей является обязательным, как и специальная оценка рабочих мест в любых других отраслях. Работодатели обязаны проводить процедуру, иначе к ним могут предъявляться штрафные санкции.

ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.

Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.

Размеры штрафных санкций (по тексту ст. 5.27.1 КоАП):

  • на руководство фирмы — от 5 до 10 т. рублей;
  • на фирму — от 60 до 80 т. рублей;
  • на предпринимателя — от 5 до 10 т. рублей.

Стоит отметить, что при повторном нарушении штраф на организацию может достигать 200 т. рублей, а на руководителя (и ИП) — до 40 т. рублей. Штраф на руководителя и юрлицо, которым он руководит, может быть выписан одновременно. Штраф может быть заменен приостановкой работы фирмы на срок до 90 суток.

СОУТ не проводится, если работник трудится на дому, работает дистанционно, трудится у физического лица (не ИП). Отсутствует необходимость проводить СОУТ в отношении вакантных рабочих мест – работники отсутствуют, условия их труда оценить невозможно.

Из сказанного следует, что если у объекта малого предпринимательства все работники выполняют свои обязанности дистанционно, а руководитель работает с документацией и решает проблемы функционирования фирмы из дома, оценка условий труда не требуется. Организационная структура, размеры МП и микрофирм позволяют без ущерба для бизнеса иметь такой «дистанционный» штат.

  1. Спецоценку условий труда (СОУТ) подавляющему большинству хозяйствующих субъектов нужно завершить до конца текущего года.
  2. Для малых предприятий исключений не предусмотрено.
  3. Для проведения СОУТ заключают договор со специализированной сторонней организацией.
  4. Цены на услуги спецоценки не столь высоки, как штрафы за нарушение законодательства.
  5. Малые предприятия находятся в выгодном положении, поскольку имеют небольшое количество рабочих мест.
  6. Если в штате МП надомники или дистанционные работники, СОУТ они могут не проводить.

Стандартный порядок организации СОУТ предполагает последовательную реализацию следующих этапов:

  • работодатель создает в организации комиссию по СОУТ для определения списка рабочих мест, подлежащих оценке, и выбирает исполнителя работ;
  • после подписания договора исполнитель согласовывает с работодателем график выполнения работ и приступает к их реализации;
  • специалистами уполномоченной организации проводится идентификация наличия вредных и опасных факторов на местах работников;
  • в случае, если такие факторы обнаружены, проводится измерение степени интенсивности их воздействия на работников;
  • по результатам выполненных замеров исполнителем составляется отчет, который передается на утверждение работодателю;
  • после согласования отчета стороны выполняют необходимые процедуры, предусмотренные законодательством, включая информирование сотрудников об условиях работы, публикацию результатов СОУТ на сайте организации и проч.

Список категорий работников, в отношении мест которых применяются особые правила выполнения спецоценки, определен постановлением Правительства от 14 апреля 2014 г. N 290. Этот нормативный документ содержит четкое указание на несколько профессий и специальностей, для которых должны быть сформированы специальные правовые акты, устанавливающие порядок организации СОУТ. Что касается водителей разных видов транспорта, то упоминание об этой профессии содержится в пункте 14 приведенного постановления: его действие распространяется на водителей внутригородского пассажирского транспорта наземного типа. Это значит, что процедура спецоценки для остальных представителей этой профессии, включая СОУТ водителя грузового автомобиля, проводится по общим правилам.

Для водителей внутригородского пассажирского транспорта в самом деле разработан отдельный приказ Минтруда от 30 июня 2017 г. № 543н, который содержит особые правила выполнения СОУТ. В сравнении со стандартной процедурой, например, СОУТ водителя погрузчика, процесс спецоценки рабочих мест лиц, управляющих наземным пассажирским транспортом, характеризуется следующими особенностями:

  • работодатели, которые эксплуатируют одинаковые транспортные средства в пределах одного населенного пункта, могут объединяться для выполнения СОУТ. В этом случае они могут признавать рабочие места, подлежащие спецоценке, идентичными с применением критериев, прописанных в части 6 статьи 9 закона № 426-ФЗ, и создавать общую комиссию для этих целей и составления списка позиций, подлежащих оценке;
  • выполнение необходимых замеров и других служебных процедур производится во время специального рейса, в котором участвуют сотрудники уполномоченной организации, производящей спецоценку. Правила выполнения такого рейса устанавливаются работодателем и фиксируются комиссией по СОУТ;
  • при организации измерений и других служебных процедур запрещается применение приборов и аппаратуры, содержащих опасные вещества и элементы, включая ртуть, токсичные и летучие соединения и проч.;
  • в случае, если в транспортном средстве, которым управляет водитель, отсутствуют инструменты для регулирования температуры в салоне, то степень вредности условий труда для этой позиции повышается на одну ступень;
  • для всех категорий водителей наземного транспорта, выполняющего перевозку пассажиров, степень вредности условий труда повышается на одну ступень в сравнении с результатам измерений в связи с повышенным уровнем ответственности и психологической нагрузки при осуществлении работ. В соответствии с положениями приказа № 543н, этот подход обусловливается такими факторами как дефицит времени на принятие решений, высокая значимость потенциальной ошибки при их принятии и проч.

Выполнение измерений вредоносного воздействия на рабочих местах водителей производится с учетом положений статьи 13 закона № 426-ФЗ, который содержит общий список факторов, подлежащих замерам. Оценка степени интенсивности их влияния и последующее определение класса условий труда производится с применением методики, зафиксированной в приказе № 33н. При этом часть 5 приказа № 543н уточняет, что для водителей пассажирского транспорта наземного типа измерению подлежат следующие факторы:

  • уровень шума;
  • характер воздействия виброакустических факторов;
  • характеристики микроклимата;
  • степень тяжести труда;
  • степень напряженности труда.

Для водителей электрического пассажирского транспорта, то есть троллейбусов и трамваев, предусмотрено также проведение измерения параметров электростатического поля. Кроме того, при проведении замеров нужно учитывать, что водителю в ходе выполнения своих должностных обязанностей приходится одновременно следить за показаниями приборов транспортного средства и осуществлять управление им, контролировать процессы, происходящие в салоне транспорта и на дороге, а также активность пешеходов, которые осуществляют посадку и высадку.

  1. разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  2. информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  3. обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
  4. осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  5. организация в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  6. установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
  7. установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  8. расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  9. обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  10. подготовка статистической отчетности об условиях труда;
  11. решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  12. рассмотрение и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
  13. определение в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  14. принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  15. оценка уровней профессиональных рисков;
  16. иные цели, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению СОУТ, число членов которой должно быть нечетным. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

  1. утверждает перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест*;
  2. утверждает результаты идентификации вредных и (или) опасных факторов;
  3. принимает решение о декларировании или проведении исследований и оценки вредных и (или) опасных факторов;
  4. формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям
  5. принимает решение об использовании результатов производственного контроля при проведении СОУТ (по представлению эксперта);
  6. принимает решение о невозможности проведения исследований в случае, угрозы для жизни работников и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу;
  7. принимает решение о снижении класса условий труда по результатам оценки эффективности СИЗ на основании заключения эксперта
  8. подписывает и утверждает отчет о проведении специальной оценки условий труда.

.

  1. Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей».
  2. Приказ Минтруда России от 14.11.2014 № 882н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252».
  3. Приказ Минтруда России от 18.05.2015 № 301н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов».
  4. Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 996н «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах».
  5. Приказ Минтруда России от 27.01.2015 № 46н «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений».
  6. Приказ Минтруда России от 18.02.2015 № 96н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы».
  7. Приказ Минтруда России от 19.02.2015 № 102н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды»
  8. Приказ Минтруда России от 24.04.2015 № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда».
  9. Приказ Минтруда России от 01.06.2015 № 335н «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта».
  10. Приказ Минтруда России от 16.12.2019 № 796н «О внесении изменений в Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9.12.2014 г. № 996н».
  11. Приказ Минтруда России от 27.04.2020 № 213н «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (Зарегистрирован 21.08.2020 № 59378).

Спецоценке подлежат все оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не по штатному расписанию. Ведь в штатном расписании указаны должности, а не рабочие места. К тому же при многосменном режиме на одном рабочем месте может, сменяясь, работать несколько человек, должности которых указаны в штатном расписании. Или же на имеющемся оборудованном рабочем месте может никто не работать, так как эта должность в штатном расписании в момент проведения спецоценки вакантна.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, согласно части 5 статьи 12 Федерального закона № 426-ФЗ, могли самостоятельно подбирать методики (методы) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

  • при выявлении нарушений без личного взаимодействия с юр лицом в 2021 году,отсрочка для проведения СОУТ будет составлять 6 месяцев;
  • извещения о нарушениях, найденных в автоматизированном режиме, планируется использовать для реализации мер по плановому надзору в дальнейшем;
  • не устранение недочетов выступает основанием для проведения контроля во внеплановом порядке.

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2019 году

Ранее, обязанность по исполнению СОУТ распространялась в основном на предприятия с опасными и вредными условиями труда. Остальные компании имели право выбора. С 2021 года процедура обязательна для всех. Словом, подвергать проверке потребуется даже обычные рабочие места, скажем, в офисных помещениях.

Процедура выполняется за счет денег организации или ИП. Оценка рабочего места с 01.01 2021 проводится для каждого места работы персонала. Отступить от этого правила позволит наличие совпадающих по всем параметрам объектов контроля. Такие зоны должны находиться в одном или очень похожем помещении, иметь аналогичные показатели по освещенности и отапливаемости. В этом случае оценивается пятая часть рабочих мест (от двух).

В последнее время спецоценка условий труда изменилась и проводится по методике, утвержденной законодательством РФ. Чтобы начать СОУТ, руководитель предприятия заключает договор с компетентным подрядчиком.

  • информацию об исполнителе — аккредитованной организации;
  • перечень оцененных рабочих мест;
  • карты СОУТ с данными о классах вредности;
  • протоколы исследований и измерений, анализ эффективности средств индивидуальной защиты и т. д.;
  • сводную ведомость СОУТ
  • рекомендации фирме-работодателю;
  • заключение эксперта по важным вопросам (составляют в произвольной форме).
  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Работодатели могут не проводить СОУТ для рабочих мест «физиков», с которыми заключили гражданско-правовые договоры. Это связано с тем, что предметом спецоценки считают именно рабочие места сотрудников. Если исполнителя нанимают по договору ГПХ, то рабочего места у него нет. Ведь для таких «физиков» компания не является работодателем (п. 1 ст. 1 Закона № 426-ФЗ, ст. 20 ТК). Данные выводы можно сделать из разъяснений Минтруда от 16.01.19 № б/н. Чтобы избежать споров с контролерами, не создавайте рабочие места для исполнителей, которые работают по ГПД. Также, не ведите учет его рабочего времени. Иначе ревизоры могут признать ваши отношения с ним трудовыми.

Также, компании и бизнесмены не должны проводить спецоценку вакантных рабочих мест. Это связано с тем, что сотрудник отсутствует, а значит, на таком рабочем месте не происходят штатные производственные процессы. Однако, помните, что когда работника примут на вакантную должность, придется провести внеплановую спецоценку. Это правило качается и случаев, когда появляются временные рабочие места. Об этом сказано в пункте 15 Методики, утв. приказом Минтруда № 33н (письма Минтруда от 14.03.16 № 15-1/ООГ-1041, от 07.06.17 № 15-1/ООГ-1568).

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

В проверяющей компании должна быть аккредитованная испытательная лаборатория. При этом аккредитация — «по проведению испытаний и измерений вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса». Проверяющая компания вправе привлекать сторонние испытательные лаборатории. Это не противоречит законодательству РФ (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2021 № 426-ФЗ).

Если руководство компании вовремя не позаботилось об организации специальной оценки условий труда, либо на фирме был нарушен порядок проведения проверки, закон предусматривает следующие меры ответственности:

  • для юридических лиц – штраф в размере 60-80 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей и руководителей организаций – штраф в размере 5-10 тысяч рублей.

Ошибка: Руководство предприятия составило список аналогичных рабочих мест и распорядилось о проведении проверки 1 рабочего места из их числа.

Комментарий: Должна быть проведена проверка как минимум одного рабочего места из числа аналогичных рабочих мест.

Ошибка: На предприятии была проведена специальная оценка условий труда, по итогам которой выяснилось, что работники трудятся во вредных для здоровья условиях. Руководство внесло пункт о «вредности» производства в договора с новыми работниками, но не изменило условий трудовых отношений с принятыми ранее сотрудниками.

Комментарий: Необходимо внести изменения в трудовые договоры с принятыми на работу сотрудниками или подпись дополнительное соглашение к договору, в котором сообщалось бы о наличии вредных факторов производства и дополнительных гарантий, связанных с данным фактом.

Вопрос №1: Последняя аттестация рабочих мест на предприятии была проведена сравнительно недавно. Необходимо ли позаботиться о том, чтобы была проведена специальная оценка условий труда в 2021 году, или можно провести данное мероприятие позднее?

Ответ: В Вашем случае специальная оценка условий труда может быть проведена через 5 лет после завершения последней аттестации рабочих мест.

Вопрос №2: Как найти специализированную организацию, имеющую законное право на проведение специальной оценки условий труда на предприятиях?

Ответ: Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Министерства труда РФ.

Первый этап подготовительный, проводится силами предприятия. Задачи первого этапа спецоценки условий труда:

  • проанализировать, на каких рабочих местах производить оценку;
  • сформировать список рабочих мест, где нужно провести СОУТ.Это для технического задания — основы договора на спецоценку;
  • выбор экспертной организации.

Определите какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда — те, на которых за текущие полгода закончится предыдущая СОУТ.

Важно!

Спецоценка новых рабочих мест осуществляется в течение 12 месяцев после их создания. Места, где произведена замена оборудования и сырья проверяются в течение полугода. Это условие для внеплановой специальной оценке условий труда.

Совет

Аналогичными считаются места, расположенные в идентичных помещениях, оснащенных одинаковым оборудованием, инструментарием, системами вентиляций, отопления, освещения и т.д.. Обязательна принадлежность работников к одинаковой должности, профессии, специальности и выполнение одних и тех же трудовых обязанностей.

На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.

Параллельно подготовьте пакет документов:

  • приказ о проведении СОУТ с перечислением тех, кто входит в комиссию;
  • утвержденный график проведения;
  • перечень мест, подлежащих оценке;
  • проект договора с экспертной организацией.

С 1 сентября спецоценку условий труда нужно проводить по измененным правилам

Основная задача эксперта — определить реальный класс условий труда работников. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится для всех мест, подлежащих СОУТ. Результаты заносятся в карту. Эту информацию надо довести до сведения сотрудника. Ставя свою подпись под ознакомлением, он подтверждает, что знает параметры своего рабочего места и согласен на выполнение работ.

Совет

Эти сведения занесите в трудовой договор (составьте допсоглашение) с работником. Их отсутствие часто вызывает претензии от ГИТ при проверках.

Во время проверки эксперты осматривают рабочие места и оборудование, анализируют режим работы сотрудников.

Классы рабочих мест по приказу Минтруда 33н и №426-ФЗ

Класс

Характеристика

Описание

1

Оптимальный

Вредного влияния нет или оно минимально

2

Допустимый

Есть опасность, не выходящая за гигиенические нормы. Организм работающего успевает восстановиться от негативного воздействия к началу следующей смены

3

Вредный

Эта группа содержит четыре подкласса. Вызывают:

  • профессиональные заболевания;
  • травмы, патологии, обусловленные исполнением трудовых обязанностей.

Различаются степенью тяжести патологических состояний, вызываемых тяжкими условиями или вероятностью утери профессиональной или общей трудоспособности

4

Опасный

Представляют опасность для жизни работника

После завершения обследования и замеров экспертная организация передает работодателю отчет. Он содержит:

  • сведения об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, где проводили СОУТ, с перечислением вредных опасных производственных факторов;
  • карты СОУТ со сведениями об установленном экспертами классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения испытаний, измерений найденных вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии);
  • сводная ведомость СОУТ;
  • рекомендации по улучшению условий и охраны труда для тех мест, где проводилась СОУТ;
  • заключение эксперта, проводившего СОУТ.

С отчетом знакомятся, его подписывают члены комиссии. При наличии замечаний составляется отдельный документ и прикладывается к отчету.

СОУТ — Специальная оценка условий труда пришла на замену Аттестации рабочих мест в 2014 году. Основной целью СОУТ является выявление опасных и (или) вредных факторов на рабочих местах. Аккредитованными экспертами проводятся инструментальные замеры на рабочих местах и отнесение к классам условий труда (1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс). Каждому классу полагаются свои гарантии и компенсации. К таким компенсациям относится повышение оклада, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя.

Требование об обязательном проведение СОУТ изложено в статье 212 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан обеспечить:

проведение СОУТ в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Основным законодательным актом по организации и проведении СОУТ является Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее — 426-ФЗ). Который был обновлен в 2020 году. Проведение СОУТ с невыполнением указаний данного ФЗ, приведет к штрафным санкциям со стороны Инспекции труда. Данный документ по большей части описывает действие Работодателя.

Второстепенным законодательным актом является Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда (далее — Приказ 33н). Разработан он для Экспертов и аккредитованных лабораторий проводящий СОУТ в организациях заказчика.

Специальная оценка условий труда: водители

Пункт 3, статьи 3, 426-ФЗ допускает не проводить СОУТ на рабочих местах:

СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП, или с работодателями — религиозных организаций

Пункт 2, статьи 8, 426-ФЗ указывает что СОУТ проводится Работодателем совместно с Аккредитованной организацией по гражданско-правовому договору. Перед заключением договора с такой организацией, обязательно запросите следующие подтверждающие документы:

  • наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (пункт 2, статья 19, 426-ФЗ);
  • наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ);
  • аккредитация в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ).

пункт 4, статьи 8, 426-ФЗ, указывает что СОУТ требуется проводить на каждом рабочем месте не реже 1 раза в 5 лет. Срок исчисляется с даты внесения отчета СОУТ в информационную систему ФГИС аккредитованной организацией проводящий СОУТ. В среднем, это 10 дней после даты утверждения отчета.

согласно пункту 1, статьи 17, 426-ФЗ, основанием для проведения внеплановой оценки может быть только:

Требуется провести в течение 12 месяцев после появления:

  • ввод в эксплуатацию нового рабочего места;
  • изменение техпроцесса или оборудования способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;

Требуется провести в течение 6 месяцев после появления:

  • НС по вине работника или профзаболевание;
  • изменение используемых материалов, сырья, применяемых СИЗ способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;
  • мотивированное предложение профсоюза или работников, при замечании к проведенной СОУТ;
  • предписание инспектора ГИТ при выявленных нарушениях.


Похожие записи:

Добавить комментарий