Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плановые и внеплановые налоговые проверки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Среди проверок, проводимых налоговыми органами, встречаются не только плановые и внеплановые, но и такие виды как выездная и камеральная. Чем они отличаются друг от друга?
Камеральная проверка:
- проводится непосредственно в ФНС РФ;
- налогоплательщик о ней далеко не всегда узнаёт;
- объектом проверки становится сданная в налоговую отчётность;
- может быть основанием для назначения выездной налоговой проверки;
- стандартный срок проведения составляет 2 месяца, но он при необходимости продлевается на месяц;
- по декларациям по НДС осуществляется автоматически.
Выездная проверка:
- осуществляется на базе предпринимателя (в офисе, инспекторы также могут посетить производственные помещения);
- стандартно длится 2 месяца, но может быть продлена до 6 или приостановлена, а впоследствии возобновлена;
- объектом является начисление по конкретному налогу, если проверка тематическая, а также налоговая и бухгалтерская отчётность как таковая за последние 3 года, если проверка – общая;
- возможно привлечение других правоохранительных органов, например, проведение проверки совместно с сотрудниками ОЭБиПК, если есть основания подозревать, что было совершено экономическое преступление;
- в настоящем в большинстве случаев приводит к доначислению налогов.
Все проверки проводятся с целью контроля правильности расчёта и отчисления налогов, а также ведения соответствующей отчётности. Большое значение имеет и своевременность. Даже если налогоплательщик всё правильно выплатил, он всё равно может получить штраф при неграмотном подходе к ведению документации.
Налоговая проверка – это всегда большой стресс для компании или ИП. И такие мероприятия негативно сказываются на бизнесе не только в связи со штрафами, но ещё и потому, что отвлекают на себя значительную часть ресурсов. Поэтому их по возможности стоит избегать.
Выездная налоговая проверка чаще всего назначается, когда инспекторы обнаруживают нарушения или же получают серьёзные основания заподозрить наличие проблем. Чаще всего к вам могут прийти, если:
- среди ваших контрагентов есть фирмы-однодневки;
- вы нерегулярно подаёте декларации и другую отчётность;
- официально у вас нет прибыли или она очень маленькая;
- при низком уровне дохода вы постоянно пользуетесь налоговыми льготами;
- в поступающей из разных источников информации в связи с вами обнаружилось какое-то противоречие;
- имеется обрыв по цепочке НДС;
- на вас поступила жалоба в налоговые органы от контрагента или же от бывшего работника.
Проверить могут любую документацию по вам, то есть как данные по конкретной сделке, так и всю информацию по определённому налогу. Но инспекторам ничто не мешает потребовать документы по всей налоговой отчётности за последние 3 года.
Гарантированного способа избежать налоговой проверки нет. Но можно серьёзно снизить риски её назначения. Для этого стоит придерживаться следующих рекомендаций.
-
Налоговая нагрузка должна быть не ниже 12%. В противном случае вы рискуете привлечь к себе нежелательное внимание.
-
Не отражать убытки в бухгалтерской и налоговой отчётности. Естественно, это не касается первых месяцев, когда такое положение дел вполне нормально.
-
Налоговые вычеты должны соответствовать налоговой нагрузке.
-
Не допускать роста расхода над ростом доходов. Следите за этим пунктом.
-
Контролируйте среднемесячную заработную плату. Ваш показатель не должен выбиваться по рынку.
-
Держать на контроле число сотрудников. Слишком маленькое, например, при явно большом производстве вызывает подозрения.
-
Контролировать показатели расходов к показателям доходов (не должны сближаться). Выход на «ноль» тоже опасен.
-
Избегать компаний, которые находятся в списке недобросовестных налогоплательщиков. Нужно внимательно проверять контрагентов.
-
Оперативно реагировать на требования налоговой о предоставлении пояснений. Отвечайте на любые запросы грамотно и в срок.
-
Не менять налоговые органы без крайней необходимости.
Учтите, что даже при соблюдении этих негласных правил к вам могут прийти. Но вероятность всё же будет ниже.
Налоговая проверка может быть проведена внепланово по следующим основаниям:
- истёк срок, отведённый налоговым органом на устранение нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки;
- руководителем надзорного органа на основании требования прокурора был издан приказ о проведении внеплановой проверки;
- решение суда.
Если к вам уже пришли, то нужно выполнять все требования инспекторов. Но вообще крайне желательно ничего подобного не допускать. А для этого необходимо внимательно следить за формированием налоговой отчётности (и бухгалтерской, если вы обязаны её вести).
Оптимальный вариант – поручить всё профессионалам на аутсорсинге. Или, как минимум, консультироваться с ними по сложным вопросам. В любом случае решать вам.
Такой вид проверок проводится при наличии обстоятельств, которые могут повлечь за собой нарушение правил безопасности, а также если не были устранены во время замечания предыдущих проверок. Еще одним основанием могут быть обращения граждан или требование прокуратуры.
Для осуществления документарной проверки необходимо направить определенный перечень документов по месту нахождения проверяющего органа.
Выездная проверка проводится в том случае, если в ходе изучения документов не представляется возможным составить полного представления.
Уведомление о внеплановой проверке направляется не позднее, чем за 24 часа. Если в основании лежат факты, представляющие какую либо угрозу вреда жизни и здоровью, то уведомление не будет сделано.
Основные государственные органы, уполномоченные осуществлять проверки:
- ИФНС;
- Роспотребнадзор;
- Роструд;
- Ростехнадзор;
- МЧС.
Отраслевые проверяющие — Министерство образования, Ространснадзор, Росздравнадзор и таможенный контроль. А также проверки могут быть проведены органами прокуратуры.
Выделяют камеральные и выездные варианты проверочных мероприятий. Первые проходят без выезда инспекторов на предприятие. То есть сотрудники просто изучают сданную налоговую документацию и расчеты компании. Поэтому вы можете даже не догадываться, что такая проверка проходит в отношении вас.
Ко второму типу относятся мероприятия, организованные со стороны начальства инспекции ФНС. Чаще всего о таких проверках не сообщается, однако они проводятся в рамках общего плана. Фактор внезапности — это важный нюанс в работе налогового органа. Однако бывают случаи, когда выездная проверка проходит в отношении компании, которой не было в плане.
В Налоговом кодексе можно найти только одно основание для них — реорганизация или ликвидация фирмы. Однако даже в этом случае ИФНС может не назначить проверку. Это происходит в случае, если у фирмы нет сомнительной репутации или у налоговой просто нет к ней претензий.
Однако внеплановые ревизии могут коснуться и тех, кто не планирует закрываться или реорганизовываться. Основания для этого перечислены в ФЗ-294. К ним относятся жалобы от граждан и предписания от прокуратуры по поводу несоблюдения налогового законодательства. То есть, если в ФНС поступают сведения о том, что вы не добросовестный налогоплательщик, то она может проверить вас внепланово.
Первым этапом часто выступает предварительная проверка. Она проводится в случае, если на вас пожаловались недоброжелатели или прокуратура. ФНС может запросить у того, кто направил запрос, дополнительные разъяснения, изучить документы, которые находятся в налоговой, провести дополнительные контрольные мероприятия. Затем ИФНС может запросить у фирмы пояснения по вопросам претензий прокуратуры или других лиц. Если факт нарушения налогового законодательства подтверждается или появляются существенные доказательства, что оно имело место, то привлечь компанию к ответственности нельзя. Зато можно назначить внеплановую проверку.
Дальше все происходит стандартно. ИФНС выбирает период и налоги, которые она будет проверять. Определяются круг лиц, которые будут проводить проверку. Налоговая может запросить документы у вас, ваших контрагентов и других организаций. Например, получить выписки из банка с вашего счета, чтобы посмотреть движение средств на нем. То же касается ваших контрагентов. Налоговая может осмотреть офис, склад и другие помещения, которые принадлежат компании или находятся у нее в аренде.
Разумеется, на этапе внеплановой проверки проводится опрос свидетелей. Это может быть гендиректор, простые сотрудники, уволенные специалисты, бухгалтер, то есть любое лицо, владеющее полезной для ИФНС информацией.
Если у инспекторов есть сомнения касательно стоимости имущества, то они могут провести соответствующие экспертизы.
Срок проведения проверки — 2 месяца. Однако ее могут продлить при наличии оснований. Однако чаще всего проверка длится очень долго. Потому что после каждого этапа или запроса она приостанавливается и продолжается вновь, когда нужно получить новые сведения.
Ревизия заканчивается составлением акта и справки. В первом фиксируются нарушения, которые выявила инспекция. Фирма всегда может подать возражения, чтобы доказать их отсутствие. При принятии окончательного решения начальник инспекции всегда руководствуется доказательствами, предоставленными лицом, в отношении которого проходила проверка.
Таким образом, понять, предстоит ли вам внеплановая проверка, очень сложно. Единственный вариант, если вы решили закрыть или реорганизовать бизнес. Тогда у вас есть реальный риск попасть под прицел ИФНС. Еще одно основание полагать, что вы находитесь под прицелом налоговой — это конфликт с сотрудниками или партнерами.
Самое главное, если вас коснулась внеплановая проверка, то первое, что нужно сделать — это успокоиться. Второе — тщательно ознакомиться с ее причинами и претензиями со стороны налоговой. Третье — проконсультировать своих сотрудников, чтобы они ни в коем случае не предпринимали экспрессивных действий, вели себя спокойно и отвечали на поставленные инспектором вопросы. В конце концов, нужно будет найти доказательства собственной невиновности и предоставить их инспектору в качестве возражений.
Как подготовиться к приезду налоговой
Если по итогам проверки был установлен факт несоблюдения налогового законодательства, то возможно привлечение к административной или налоговой ответственности. Например, возможно, будет достаточно факта погашения задолженности и пени.
Если же сумма неуплаченных налогов превысила пороговые значения, то налоговая передаст результаты проверки в прокуратуру для возбуждения уголовного дела. Напомним, что такой показатель для юридического лица составляет 5 млн. рублей, для ИП — 900 тыс. рублей.
Если избежать внеплановой выездной проверки не удалось, и инспекторы уже стоят на пороге, необходимо помнить: даже во время ревизии у вас есть права, а у полномочий сотрудников ИФНС – ограничения. Поэтому с правилами проведения проверок и составления акта выездной проверки лучше ознакомиться заранее, на этапе предварительного анализа. Таким образом, в руки к налоговикам не попадут лишние документы и прочие доказательства.
Не менее внимательно следует ознакомиться и с решением о проверки, убедиться, что незваные гости действительно сотрудники ИФНС.
Проверяющих лучше максимально быстро изолировать и лишить возможности случайно получить не предназначенную для них информацию. Необходимо проинформировать сотрудников компании как себя вести в случае ВНП, а также что на рабочих местах должен соблюдаться порядок и все документы должны храниться надлежащим образом, а доступ к компьютеру должен блокироваться при отлучении от рабочего места. В офисе не должно находиться незаконных документов, предметов и бумаг, принадлежащим другим организациям.
Михаил Носков
Количество выездных налоговых проверок существенно снизилось: сейчас это 0,18% от всех предприятий за год. Причём гораздо чаще проверяют крупные компании, то есть для небольшого бизнеса вероятность попасть на проверку в разы меньше. Но шанс всё равно ненулевой, да и невозможно гарантировать, что ваша компания не встретит ни одну проверку за всё время работы.
На всякий случай давайте разберёмся, в каких случаях проверяют малый бизнес, что именно вправе запрашивать инспекторы и как действовать при проверке.
Самое главное, что нужно знать — какие ограничения закон накладывает на инспекторов.
-
Налоговая проверка может охватывать только текущий год + 3 предыдущих.
-
Инспекторы действуют в рамках своей компетенции, например, они не имеют права самостоятельно наказывать за неправильное оформление трудовых договоров. Для этого необходимо участие трудовой инспекции.
-
Инспекторы должны иметь на руках решение о проведении проверки и служебные удостоверения определённого образца. Документы важно рассмотреть, потому что порой мошенники притворяются инспекторами, находят нарушения и предлагают «договориться».
-
По результатам инспекторы обязаны составить акт налоговой проверки и отправить вам один из экземпляров в течение 2 месяцев после окончания. Если этого не произошло, проверку можно оспорить. Если акт прислали, но вы с ним не согласны, можете записать свои возражения прямо в документе.
В определённых случаях закон позволяет выиграть время и отложить начало выездной проверки. Например, по ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право присутствовать при проверке. Представлять интересы ИП может только он сам — соответственно, если предприниматель находится в командировке, он может прислать в налоговую официальное письмо об этом и попросить перенести срок.
План выездных налоговых проверок: можно ли узнать, когда к вам придут
Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:
- проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
- предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
- назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
- срок выездной проверки составляет два месяца;
- в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
- максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.
Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.
Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.
- Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
- Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
- В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.
Относят к ним следующее:
- Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.
Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.
- Некорректные суммы вычетов.
Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».
- Низкий уровень заработной платы.
Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.
- Убыточность компании, длящаяся два года и более.
Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.
- Высокий темп роста расходов.
Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.
- Высокие налоговые риски.
Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.
- Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.
Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.
Прохождение налоговой проверки для юридических лиц занимает конкретно установленный срок. Как было указанно ранее, период проведения контрольных мероприятий в части налогообложения составляет 2 месяца. Если выездная проверка ИФНС носит самостоятельный характер, то срок сокращается до 1 месяца.
Порядок выездной налоговой проверки допускает продление сроков дом 4 и 6 месяцев. Это возможно в следующих случаях:
- если субъект проверки признается крупнейшим налогоплательщиком;
- если требуется дополнительная поверка в связи с получением сведений о нарушении законодательства;
- при наличии нескольких подразделений компании;
- налогоплательщиком по требованию службы в установленный срок не были представлены документы;
- иные обстоятельства.
При этом выездная проверка не может превышать 3 года, несмотря на возможность продления этого периода.
Исчисление срока проверки осуществляется со дня вынесения решения руководством ФНС. Завершающей является дата составления справки о проделанной работе.
Законом также предусмотрено приостановление срока проверки. Это допускается при следующих обстоятельствах:
- направление запросов в иностранные государственные органы в рамках международных договоренностей;
- проведение экспертизы;
- привлечение переводчика и перевод документов на русский язык.
Задержка сроков со стороны налогоплательщика (несвоевременное предоставление документов, ограничение доступа к объектам) может рассматриваться как препятствование проведению выездной проверки ФНС.
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Налоговый орган учитывает наличие смягчающих или полностью исключающих вину обстоятельств.
Решение должно быть принято в течение 10 дней. Срок отсчитывается сразу после истечения 15 дней для подачи возражений. Далее налоговый орган уведомляет плательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. При этом его участие необязательно, так он может приехать лично, либо назначить представителя.
После вынесения решения плательщику дается 10 дней на обжалование. Срок отсчитывается с момента непосредственного получения документа. После истечения указанного периода решение вступает в законную силу.
Задача ФНС — с наибольшей вероятностью определить злостного налогового неплательщика. Как это делается? Основных четыре метода:
I. Математическая модель налогоплательщика. Анализирует виды деятельности организации, денежный оборот по расчетному счету, наличие филиальной и торговой сети, численность работающих, операции с наличностью, активы предприятия и др. Все это позволяет с точностью до 5-10% определить реальный доход от бизнеса и понять, насколько эти цифры отличаются от тех, которые вы указали в бухгалтерской отчетности.
II. Налоговый портрет налогоплательщика. Что смотрят? Объем, детализацию и регулярность уплачиваемых налогов, попытки возмещения уплаченного в бюджет НДС, уровень официальных зарплат сотрудников, результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, попытки внесудебного и судебного урегулирования налоговых споров. Полученные данные сравниваются с показателями компаний, занимающихся аналогичной деятельностью, но признанных добросовестными налогоплательщиками.
III. Юридический портрет налогоплательщика. Проверяют, где находится фирма, соответствует ли этот адрес юридическому и почтовому, есть ли у фирмы необходимые разрешительные бумаги?
IV. Деловой портрет налогоплательщика: торговые, производственные помещения, склады, офисы, наличие и содержимое интернет-сайта, рекламы в открытых источниках, медиаактивность, интенсивность и подробность деловой переписки, место компании в рейтингах, деловая и кредитная репутации компании, ее собственников и топ-менеджеров.
В результате специалисты ИФНС могут с высокой точностью определить сумму поступлений от добросовестного налогоплательщика. И если цифры, которые «выведут» налоговики, более чем на 20-25% отличаются от ваших, вы с вероятностью в 90% попадете в список выездных проверок на ближайший год.
Самая частая претензия со стороны ФНС — работа с фирмами-однодневками или уход от налогов. Приготовьте доказательства того, что вы проверили компанию на «добросовестность»:
- ознакомились с ее уставом, учредительным договором, образцами договоров, лицензиями и иными разрешительными документами, образцами продукции, описанием услуг и т д.;
- встречались с руководством фирмы-партнера (вплоть до приложения к протоколу встречи фотографий и видеозаписей), убедились, что учредители, гендиректор и главбух не являются «массовыми»;
- вели протоколы переговоров и подробную интенсивную деловую переписку (оферты, акцепты оферт, спецификации товара, описание услуг и т п.).
1. Перед началом работы знакомьтесь с первичными регистрационными документами контрагента. Перед подписанием основного договора составьте и подпишите соответствующий протокол. Это будет дополнительным свидетельством вашей налоговой добросовестности.
2. Проверяйте соответствие печатей и подписей. Необходимо быть уверенным в том, что печать и подпись — подлинные, что они совпадают с соответствующими образцами (как правило, образцами в банковской карточке, копию которой можно попросить предоставить). Несоответствие подписей или печати делает документ юридически ничтожным.
3. Активно используйте возможности электронного документооборота. Использование электронного инструментария «однодневками» по ряду технических причин невозможно или крайне затруднительно.
4. Проверяйте сквозную нумерацию счетов-фактур, договоров и прочих документов. Несовпадение их номеров на первых и вторых экземплярах существенно увеличивает риск доначислений при проверке. Если счет-фактура, на основании которого НДС принимается к зачету, будет признан при проверке неправильно оформленным, он будет аннулирован.
5. Финансово-хозяйственные документы должны быть подписаны должностными лицами предприятия, имеющими право подписи. Если документы подписываются сотрудниками, не имеющими права подписи, то такие документы считаются юридически ничтожными. Следует проверить действительность полномочий лиц, назначаемых приказом или решением учредителей (акционеров). Может оказаться, например, что полномочия генерального директора закончились три месяца назад и не продлены решением общего собрания акционеров. Данная ситуация, кроме рисков бизнеса, несет в себе риски налоговых доначислений, если договор с вашим контрагентом носил характер затрат, включенных в себестоимость вашей продукции (услуг).
6. Избегайте систематической непрофильной деятельности вашей компании, навязываемой вашими бизнес-партнерами. Например, партнер вашей строительной компании, будучи сам добросовестным налогоплательщиком, предлагает, ссылаясь на общую необходимость снижения издержек, «прокрутить займы» для уменьшения суммы НДС в текущем квартале и поделиться полученной выгодой. Или вам предлагают стать участником тендера «с гарантией победы», но при этом выполнить несвойственные вашей компании функции агента, то есть фактически стать на время транзитной фирмой для денежного потока. Подобные варианты чреваты проверками как со стороны налоговой, так и МВД.
7. Ориентируйтесь на отзывы и рекомендации заслуживающих доверия бизнес-партнеров вашего контрагента и банка, работающего с ним.
8. Изучайте отзывы о данной компании в интернете и других открытых источниках.
- Как долго и насколько успешно она работает на рынке?
- Входит ли в профессиональные ассоциации?
- Имела ли проблемы с государственными структурами и контрольными органами?
Пригласите аудитора, который в течение года несколько раз проверит бухгалтерскую отчетность, разъяснит порядок исчисления и уплаты налогов и подскажет, как своевременно устранить ошибки в отчетности и распознать «схемные» налоговые риски.
В отношении каждого налогоплательщика ФНС имеет свой план по сбору налогов, и организация должна соответствовать его минимальным показателям, в крайнем случае не дотягивать до них 10%. Важно поддерживать у налоговиков убеждение, что вы небогатый, но добросовестный налогоплательщик.
С точки зрения приоритетности по отраслевым показателям:
- на первом месте традиционно НДС;
- на втором — страховые сборы с фонда заработной платы;
- далее — налог на прибыль, НДПИ, налог на имущество, подоходный налог.
Поступают запросы о движении средств по расчетному счету
Налоговые инспекторы могут использовать информацию о динамике входящих и исходящих платежей при определении соответствия предприятия отраслевым налоговым показателям, а также для определения уровня его налоговых рисков.
Поступают запросы к контрагентам
Инициируя запросы о предоставлении документов, подтверждающих деятельность, к контрагентам, отдел предпроверочного анализа ИФНС готовится к вынесению рекомендации о выездной или камеральной проверке вашей компании.
Звучат требования к контрагентам о встречных проверках
Это прямой сигнал о том, что решение о проверке вашего предприятия в ИФНС уже принято.
Ваш расчетный банк систематически требует предоставить информацию (договоры, счета, счета-фактуры, накладные и т п.), подтверждающую правомерность входящих и исходящих платежей
Скорее всего, служба финансового мониторинга банка заинтересовалась вопросами законности деятельности вашей фирмы и уже передала запрос о проведении проверки в Росфинмониторинг и параллельно в налоговый орган.
Вас вызвали в налоговую инспекцию для дачи объяснений по хозяйственной деятельности
Это одно из предпроверочных или «психологических» мероприятий, имеющих цель заставить налогоплательщика платить больше налогов, чем сейчас (вызов «на комиссию»). Достаточно часто протокол подобной беседы становится основанием для вынесения постановления о проверке.
Для проведения выездной проверки налоговой должно быть основание, в качестве которого выступает согласно ст. 89 НК РФ решение руководителя налогового органа или его зама.
Послужить причиной для принятия вышеуказанного решения о проверке может следующее:
- если налоговая нагрузка у подлежащего проверке лица ниже среднего уровня в конкретной сфере;
- если организация осуществляет свою деятельность с убытками на протяжении нескольких лет подряд и отражала соответствующие убытки в налоговой отчетности;
- если в отчетности указаны значительные суммы налоговых вычетов за тот или иной период;
- если работникам выплачивается зарплата, которая ниже среднеотраслевого уровня в субъекте РФ;
- если налогоплательщик неоднократно снимался с учета и вставал на учет в налоговых органах, меняя места нахождения;
- если налогоплательщик не представил пояснения в ответ на уведомление налоговиков о выявлении несоответствий показателей ведения деятельности, или не представил в налоговую документы, которые запрашивались;
- по иным причинам.
Виды проверок и их основные отличия
Выездная налоговая проверка осуществляется в срок не превышающий два месяца. Указанный отрезок времени начинается со дня принятия решения о проведении проверки и заканчивается днем составления справки, подтверждающей проведение контрольного мероприятия.
Срок проведения налоговой проверки по решению руководителя УФНС либо лица его замещающего может быть увеличен до шести месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ), а в случае если контролирующий орган приостанавливал налоговую проверку, максимальный срок может составить один год. Законодателем оставлен открытым перечень для увеличения периода проверки, что фактически оставляет данный вопрос на усмотрение налогового органа.
Стоит отметить, что срок проведения налоговой проверки обособленного структурного подразделения организации составляет один месяц и не может быть продлен.
Наиболее благоприятным вариантом для налогоплательщика является отсутствие каких-либо последствий после проведения налоговым органом выездной проверки. При таком раскладе руководителем или заместителем УФНС выносится решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, а в акте, составленном УФНС по завершении контрольного мероприятия отсутствуют сведения о выявлении нарушений и необходимости произведения доначислений.
На практике это скорее редкость, чем распространенный вариант. Основной целью выездной налоговой проверки является выявление недобросовестных налогоплательщиков, фактов уклонений от уплаты налогов, а это в свою очередь означает, что девять из десяти налоговых проверок приведут к дополнительным начислениям налогов, пеней, штрафов. В зависимости от размера выявленной задолженности будет рассмотрен вопрос об уголовной ответственности проверяемого лица, а также субсидиарной ответственности налогоплательщика за ущерб, причиненный бюджету неуплатой предусмотренных налогов.
Возражения на акт налоговой проверки
Результатом проверки должен быть соответствующий акт, который подлежит вручению лицу, которое проверяли.
Получив акт лицо должно с ним ознакомиться. Если после изучения акта лицо, которое проверяла налоговая, будет не согласно с фактами, отраженными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, то оно праве в течение одного месяца со дня, когда получило акт, предоставить в налоговую возражения в письменной форме на акт.
В возражениях лицо указывает реквизиты акта, с которым не согласно, а далее отражает, с какой информацией в акте не согласно и почему, каким обстоятельствам не соответствуют факты, указанные в акте и чем это подтверждается. В подтверждение своих возражений лицо может приложить документы к возражениям. Возражения подлежат направлению в адрес налоговой, которая проводила проверку и составила акт.
Полностью исключить вероятность проведения выездной налоговой проверки в какой-либо организации не представляется возможным, но и налоговые органы не в состоянии проверить всех. Для того, чтобы свести к минимуму вероятность проведения выездного контрольного мероприятия следует учитывать риск-ориентированный подход УФНС при составлении плана проверок. Иными словами, чем выше риски финансово-хозяйственной деятельности, тем выше вероятность налоговой проверки, следовательно, для того, чтобы избежать налоговой проверки следует уменьшать следующие экономические риски:
- отражение в отчетности убытков в течение двух и более лет;
- налоговая нагрузка ниже среднего в регионе в аналогичной сфере;
- низкая рентабельность;
- рост расходов превышает рост доходов;
- частая смена налогового органа, в котором организация поставлена на учет;
- заработная плата сотрудников ниже, чем в среднем в регионе;
- иные обстоятельства, которые лучше уточнить у нашего адвоката в ходе консультации.
Тщательный анализ и профилактика указанных финансово-хозяйственных рисков способна свести к минимуму вероятность проведения в отношении подобного юридического лица выездной налоговой проверки, но полностью обезопасить бизнес от дополнительных пеней и штрафов можно только при полном соблюдении налогового законодательства.
При осуществлении проверки налоговой у конкретного налогоплательщика, такая проверка может сопровождаться со стороны налогоплательщика привлеченными третьими лицами, которые обладают юридическими знаниями в области налогового права и/или работают в соответствующей сфере и знают налоговое и бухгалтерское законодательство.
При сопровождении налоговой проверки третьим лицом, последнее оказывает помощь в подготовке и предъявлении документов проверяющим, в общении с проверяющими, в отстаивании интересов налогоплательщика при предоставлении возражений, при обжаловании действий и решений налоговой.
Наши налоговые адвокаты готовы оказать помощь по сопровождению налоговых проверок, а также по защите интересов доверителя.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости плательщику налогов досконально изучать реквизиты, нормативное обоснование нарушений, выводы налоговой, указанные в документах, трезво подвергая все сомнению. А в случае возникновения вопросов – обратиться к нам за получением юридической помощи.
Читайте еще по вопросам налоговой проверки
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлевается до конца 2021 года. Такое постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Решение принято по поручению Президента России. Оно не распространяется на компании, чья деятельность сопряжена с рисками причинения вреда окружающей среде или здоровью людей.
По итогам первого моратория, действовавшего в период с 2016 по 2018 год, от плановых проверок освободили более 500 тыс. малых предприятий. Эта мера доказала свою эффективность и впоследствии была продлена ещё на два года.
-
Из вступительного слова Михаила Мишустина на совещании с вице-премьерами 30 ноября 2020 года
В документе содержится ещё несколько положений, направленных на снижение административной нагрузки. Фиксируется, что контролирующий орган может заменить многодневную выездную проверку коротким инспекционным визитом. Одновременно с этим закрепляется возможность вести надзор в дистанционном формате – с помощью аудио- и видеосвязи. Эти послабления коснутся как небольших, так и более крупных компаний.
Принятое постановление позволит ускорить восстановление бизнеса, а также сократит количество личных контактов между контролёрами и предпринимателями, что особенно важно в условиях пандемии.
Работа Правительства:
- Малое и среднее предпринимательство
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)
- страница1
Март
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Мораторий на проверки на срок с 1 апреля по 31 декабря текущего года установлен Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438.
Распространяется он на все виды проверок, которые проводятся в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294). Для налоговых, валютных и таможенных проверок запрет на проведение наложен на основании других постановлений, о чем будет сказано ниже.
Мораторий распространяется на следующие виды проверок:
Вид проверки |
Надзорный орган |
---|---|
Лицензионный контроль |
Орган, выдавший лицензию |
Экспортный контроль |
ФСТЭК России |
Миграционный контроль |
Управление по вопросам миграции МВД России |
Транспортный надзор |
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта |
Контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси |
Госавтоинспекция |
Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права |
Федеральная трудовая инспекция |
Государственный пожарный надзор |
МЧС России |
Строительный надзор |
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и другие – в зависимости от объекта строительства |
Жилищный надзор, контроль |
Госжилнадзор, соответствующий орган местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде таким органом является городская администрация |
Земельный надзор, контроль |
Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии и другие (земельный надзор), соответствующие органы местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде данная функция возложена на Управление административно-технического и муниципального контроля администрации города |
Надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
Роспотребнадзор |
Также мораторий распространяется на иные проверки, исключенные из сферы применения Закона № 294 (ч. 3, 3.1 ст. 1):
Вид проверки |
Надзорный орган |
---|---|
Проверки при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия |
Органы, на которые возложены соответствующие полномочия, например ОВД, ОФСБ, СК России, органы прокуратуры и др. |
Проверки при осуществлении прокурорского надзора, правосудия, административного расследования |
|
Проверки при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий |
|
Проверки при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юрлиц, государственному и муниципальному имуществу |
|
Контроль за осуществлением иностранных инвестиций |
ФАС России |
Государственный контроль за экономической концентрацией |
|
Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере |
Счетная палата (внешний контроль), Федеральное казначейство (внутренний контроль) |
Государственный портовый контроль |
Росморречфлот |
Контроль за уплатой взносов в ФОМС, ФСС, ПФР |
ФНС России |
Контроль на финансовых рынках Внеплановые налоговые проверкиВнеплановые проверки отменены, но для всех юрлиц и ИП действуют исключения (п. 1, 2 Постановления № 438). Разрешено осуществлять:
Плановые выездные таможенные проверки в текущем году не назначаются (п. 12 Постановления № 438). Внеплановые проверки также отменены, но есть исключения. Разрешено проводить:
Ранее назначенные таможенные проверки подлежат приостановлению (п. 13 Постановления № 438). Мораторий установлен на основании п. 4 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409. Распространяется он на всех налогоплательщиков – физлиц, в том числе ИП, и юридических лиц. Приостановлены:
Приостановлено течение сроков осуществления следующих мероприятий (Письмо ФНС от 9 апреля 2020 г. № СД-4-2/5985@):
Мораторий действует до 30 июня 2020 г. Назначенные проверки возобновляются с 1 июля 2020 г. без вынесения налоговым органом специального решения. До особого распоряжения приостановлено проведение мероприятий налогового контроля, подразумевающих контакт проверяющих с другими лицами (п. 2 Приказа ФНС от 20 марта 2020 г. № ЕД-7-2/181@). Это касается тех мероприятий, в ходе которых проверяющие находятся на территории налогоплательщика (ст. 91 НК РФ), а также осуществления допросов (ст. 90 НК РФ), осмотров (ст. 92 НК РФ), вызовов в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ), выемок (ст. 94 НК РФ) и др. Проведение налоговой проверки в период действия моратория влечет недействительность ее результатов (п. 14 ч. 1 ст. 101 НК РФ). Налоговики имеют право проводить следующие процедуры:
Перед тем, как начать выездную налоговую проверку, налоговикам нужно подготовить основной документ, который дает право на осуществление данной процедуры — решение о проведении выездной налоговой проверки, и вручить его проверяемому юридическому или физическому лицу. В решении должна быть отражена следующая информация:
Обычно выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев. Однако, налоговикам дано право приостанавливать ее или продлевать. Налоговая выездная проверка может приостановиться на срок не более полугода, при этом оснований для приостановки проверки немного:
Правительством РФ на период 2020 года принято решение о приостановлении проведения плановых административных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства: Нормативно-правовая база: — ст. 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» — Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ПП РФ № 438) и некоторых иных подзаконных нормативных правовых актах. Запрет на проведение плановых проверок субъектов МСП (в рамках 294-ФЗ): — Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
Запрет на проведение проверок не распространяется на: — Налоговый и финансовый контроль; Не были приостановлены: • Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований; Если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок, в частности, медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294). Исключение из реестра плановых проверок Решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть приняты органами контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу ПП РФ № 438 (п. 3). Данное Постановление вступило в силу 14 апреля, а значит уже до 23 апреля организации, которые числились в реестре плановых проверок на 2020 год, должны быть оттуда исключены. Внеплановые проверки по прежнему могут проводится: • Выявлены факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью. • Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. • Проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. • Поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя. • Требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (например, в случае поступления в прокуратуру обоснованной жалобы от пациента на нарушение его прав). • Поступление в Росздравнадзор заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о выдаче лицензии на медицинскую деятельность. • Ходатайство медицинской организации о проведении Росздравнадзором внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания об устранении нарушений. • Проверка исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Как быть с теми проверками, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020? Сейчас бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера» вы можете купить на 9 месяцев всего за 10 980 рублей вместо 16 980 рублей. То есть вы получите скидку 6 000 рублей и доступ к бератору на 3 месяца в подарок.
У вас будет:
Просто заполните форму, и мы вышлем вам на почту письмо с льготным счетом. Могут ли налоговики сейчас проверять малый бизнес?Чаще всего проведение внеплановой проверки инспекторы должны согласовать с прокуратурой. О проведении внеплановой выездной проверки фирма (предприниматель) уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения. Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в пункте 10 «Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875). С учетом дополнения, внесенного Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2016 № 1213, основаниями к внеплановой проверке служат следующие. 1. Истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. 2. Поступление в федеральную инспекцию труда: а) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной, местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших:
б) обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; в) запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте. 3. Наличие приказа руководства Роструда или территориальной инспекции о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Напомним, что своевременная выплата заработной платы является требованием статьи 136 Трудового кодекса, а установление ее в размере не меньше федерального МРОТ – статьи 129 Трудового кодекса. Необходимым условием для внеплановой проверки фирмы (предпринимателя) является угроза причинения вреда жизни и здоровью сотрудников, вред окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. При таких обстоятельствах уведомлять о проверке прокуратуру Роструд не должен. Самостоятельным основанием для внеплановой проверки (независимо от наличия угрозы) с 11 января 2018 года стало сообщение любого лица (юридического лица и гражданина, включая ИП), а также информация от органов государственной власти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ в Роструд о том, что работодатель:
Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 502-ФЗ внес в статью 360 Трудового кодекса новый абзац 5, устанавливающий это дополнительное основание для внеплановой проверки Роструда. После сообщения проверка последует незамедлительно. Согласования с прокуратурой в связи с такой проверкой не требуется, хотя обязанность известить ее остается. А вот работодатель, на которого пожаловались, никакого уведомления о проверке не получит — к нему комиссия придет без предупреждения. Пункт 4 статьи 5.27 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Это штрафы в размере:
Даже если разногласия работодателя и жалобщика урегулированы после подачи жалобы, трудовая инспекция все равно ее рассмотрит и может прийти в компанию с внеплановой проверкой. Законодательство о труде не предусматривает отзыв жалобы. Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению (ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). В обращении гражданин в обязательном порядке указывает:
Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Результаты рассмотрения жалобы направляются заявителю. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 года № 166 установлено, что контролирующий орган вправе не выходить на внеплановую проверку, а вместо этого направить в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. На это предостережение получатель вправе:
Объявят предупреждение (а не назначат внеплановую проверку), если из сведений, поступивших в орган контроля, следует, что произошло или может произойти нарушение обязательных требований, но:
Предостережение составят и направят не позднее 30 дней со дня получения сведений. В нем не должно содержаться требование о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов. Предостережение должно содержать:
Там должно быть указано, что получатель в срок не менее 60 дней со дня направления предостережения должен направить уведомление об исполнении предостережения. В уведомлении об исполнении предостережения указываются (со ссылкой на дату и номер предостережения) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. Данный документ оформляется при отсутствии возражений на предостережение и направляется контролирующему органу в установленный срок. В возражениях указывается (со ссылкой на дату и номер предостережения) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований. Контрольный орган рассматривает возражения и по итогам направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ. В дальнейшем результаты рассмотрения возражений используются при организации и проведения различных профилактических мероприятий. Весь документооборот осуществляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или по электронной почте с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Похожие записи: |