Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязан ли водитель подчинятся требованиям стажора инспектора дпс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
За разъяснениями мы обратились к главе Госавтоинспекции Тюменской области Геннадию Лоточкину. Он рассказал, что на дежурстве стажеры находятся вместе с инспекторами ДПС, у них есть документы, есть должностная инструкция. Если инспектор занят проверкой документов, стажер имеет право остановить транспортное средство за нарушение правил дорожного движения.
2. У стажера такие же права как и у штатного сотрудника, кроме принятия процессуальных решений. То есть, он может остановить транспорт, проверить документы, сообщить водителю о том, какие пункты правил им были нарушены.
Ст. 59 ТК РФ к правам и обязанностям стажера отношения не имеет. Она свидетельствует лишь о том, что он принимается для обучения и стажировки. А как проходит эта стажировка определяется нормативными актами и приказами МВД РФ.
По пункту 1.
Объясняю еще раз. Стажер может работать самостоятельно, если работает в наряде с любым сотрудником ДПС. Сотрудник ДПС не должен стоять рядом с ним, а только быть в зоне видимости.
Стажировка для того и назначается, чтобы понять способен стажер самостоятельно работать в ДПС или нет.
У стажера такие же права как и у штатного сотрудника, кроме принятия процессуальных решений. То есть, он может остановить транспорт, проверить документы, сообщить водителю о том, какие пункты правил им были нарушены и передать документы штатному сотруднику ДПС для составления протокола об административном правонарушении.
Приказ МВД России от 05.05.2021 № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» в соответствии с п. 4 ст. 28.
- поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях ;
- привлекать стажера к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в случаях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав и свобод человека и гражданина;
- знакомить стажера с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.
По поводу одежды можно сказать следующее:
п. 1.2 ПДД РФ гласят ,что:
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Светоотражающий жилет и жезл в руках как раз и являются отличительным знаком и экипировкой.
п. 2.4. ПДД РФ гласит : Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам…….
Обязан ли водитель подчинятся требованиям стажора инспектора дпс
1 ПДД прямо требует от водителя «иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства». Без всяких условий и оговорок — обязан передавать и точка. При это не важно, законна ли была остановка, представился ли сотрудник полиции, назвал ли он причину своего интереса к вашему ТС или нет. Водитель обязан предоставить патрульному требуемые документы в полное полицейское распоряжение. Как бы ни было при этом страшно стать жертвой «развода на деньги». И применение при этом стеклопластикового «блокпакета» с документами, прикованного цепью к машине означает, что водитель препятствует полицейской проверке. Не передает свои документы то есть.
Работники ОВД проходят служебно-боевую подготовку. В ее рамках они изучают акты о деятельности полиции по защите прав человека от различных посягательств и порядок применения мер принуждения (в частности, физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия). Сотрудники правоохранительных органов вырабатывают соответствующие навыки и умения.
В приказе Министерства внутренних дел №664 изложены основаниях, на которых инспектор ГИБДД имеет право останавливать транспортное средство. Сюда входят:
С другой, та же статья 32 ФЗ «О полиции» регулирует, что привлечение лиц такого статуса к службе осуществляется в порядке, определённым законодательством. И в 2020 году есть 2 нормативно-правовых акта, регулирующих деятельность лиц такого положения, и оба они устанавливают, что эти «лица» должностными никак не являются:
В первую очередь следует обратить внимание на то, что в данном пункте не говорится о запрете на проверку документов вне стационарного поста. В нём говорится о проверке документов как основании для остановки.
Обычно это вызвано несколькими причинами: неуверенность в своих навыках вождения, незнание причин остановки водителя и незнание, как себя вести при остановке на посту ДПС – что говорить, какие документы нужны и т.п. Но этот страх необходимо перебороть, потому что в процессе вождения вы ни один раз встретите полицию у себя на пути.
Самое главное нововведение — сотрудники ГИБДД получили право останавливать водителей где угодно. Обычная проверка документов теперь является формальной причиной для остановки транспортного средства в любом месте.
Таким образом, стажёр выполняет все полномочия и обязанности и обладает правами сотрудника МВД, но не является сотрудником – должностным лицом. Кроме того, обучающийся на полицейского фактически не имеет власти над водителями автомобилей. И вот почему!
Сегодня, 12 февраля, Верховный суд рассматривал заявление юриста из Перми Константина Рудакова, который оспаривал право инспекторов останавливать машины вне стационарных постов для проверки документов п. Как указывал заявитель, это необоснованно ограничивает права водителей, противоречит ч. Кроме того, он указал, что норма, по сути, разрешает скрытно наблюдать за участниками дорожного движения, поскольку машина ДПС может располагаться вне зоны видимости, в тени или деревьях. С этим были не согласны представители МВД, которые поделились своими возражениями на заседании ВС сам Рудаков не смог приехать и попросил рассмотреть дело в его отсутствие. Никакие права водителей, тем более конституционные, не нарушаются, заверил Сергей Кайперт. По его мнению, регламент не противоречит правилам дорожного движения.
Сначала разберёмся с предысторией вопроса. В 2009 году был принят Административный регламент ГИБДД (Приказ МВД от 02.03.2009 N 185), обрадовавший многих водителей, как профессионалов, так и обычных автовладельцев. Согласно п. 63 старого Регламента, остановка транспортного средства для проверки документов могла быть осуществлена только на специально оборудованных постах. Такое решение было принято в рамках проведения антикоррупционных мероприятий в системе МВД.
Исполнение сотрудниками конкретных административных действий в рамках исполнения административных процедур должно осуществляться непосредственно после наступления юридического факта, являющегося основанием для начала соответствующего юридического действия, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 47 (4 абзац) , 61, 109 (6 и 7 абзацы) , 201 и 216 настоящего Административного регламента.
Действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в порядке, установленном разделом V настоящего Административного.
Задержанный водитель имеет право на уведомление родственников, руководства на работе или учебе и юридического защитника. Сотрудники ГИБДД должны незамедлительно осуществить его требование.
- «п. 194. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
- п. 195. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители». Приказ №185 от 02.03.2009
Задержанному водителю сотрудниками ГИБДД в обязательном порядке разъясняются его права и обязанности, об этом делается соответствующая пометка в протоколе об административном задержании. В нем также указываются:
- дата и место составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о задержанном водителе;
- время, место и мотивы задержания.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и водителем. В случае, если водитель не согласен с действиями сотрудников и не собирается подписывать протокол, в нем делается соответствующая отметка. И еще один важный момент — копия протокола о доставлении предоставляется водителю только по его просьбе.
- «п. 197. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
- п. 198. Об административном задержании в соответствии с положениями статьи 27.4 Кодекса составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания». Приказ №185 от 02.03.2009
Хотя, по закону вы не обязаны выполнять требования стажёра ДПС, мы всё же настоятельно не рекомендуем применять это знание на практике, потому как стажёры никогда не стоят на дороге одни – с ними всегда находится по меньшей мере один настоящий сотрудник ГИБДД.
Статья будет полезна водителям транспортных средств, особенно начинающим. Из статьи вы узнаете, какие права и обязанности имеются у водителя, автомобиль которого остановил инспектор ДПС ГИБДД, какими правами наделен инспектор, какие у него обязанности связанные с остановкой транспортного средства. Изложение прав и обязанностей сопровождается ссылками на законодательство, действующее на момент написания статьи.
Данной статьей можете воспользоваться как шпаргалкой в случае, если вас остановили сотрудники ДПС. Чтобы долго не искать ее, добавьте ссылку на статью в свою учетную запись в социальных сетях, для этого ниже есть кнопки «поделиться».
Внимание!
20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 года № 664, а точнее указанный Приказ «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»
В связи с этим некоторые положения, указанные в данной статье претерпели изменения с обозначенной даты. Однако много того, что написано ниже настоящего примечания перекочевало в новый Регламент, чему-то не нашлось в нем места.
Первое что хочется отметить, это то, что по старому 185 Приказу МВД от 02.03.2009 года остановка автомобиля не на стационарном посту ДПС для проверки документов являлась нарушением со стороны инспектора указанного Приказа. Новый Административный регламент дает право инспектору ДПС ГИБДД остановить автомобиль для проверки документов в любом месте, за исключением мест, в которых в соответствии с ПДД остановка запрещена.
Одновременно ужесточились требования к проверке документов. По новому Регламенту, где бы не остановил инспектор ГИБДД для проверки документов, на стационарном посту, или в ином месте, ему теперь нужны для этого основания (п. 106 нового Регламента).
Остальные основания для остановки транспортного средства, указанные в Приказе №185 остались прежними, однако к ним добавилось еще несколько. Например, сотрудник ГАИ может останавливать транспортные средства для обеспечения проезда автомобилей специального назначения, в том числе скорой помощи, МЧС и иных машин аварийно-спасательных служб.
Кроме того работнику ДПС предоставлено право проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров. Однако такое право возникает тогда, когда имеются основания подозревать, что они совершили преступление или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.
Также в старом Регламенте было четко определено, что водитель вправе при общении с инспектором ГИБДД снимать его действия на видео или вести аудиозапись, а инспектор в свою очередь не вправе препятствовать этому. Новый Административный регламент такое право водителя не содержит. Зато право инспектора производить видео или аудио запись осталось. Значит ли это, что водители лишились права запечатлеть общение с сотрудниками ДПС ГИБДД? Об этом читайте в одной из следующих статей раздела блога – «Дела дорожные».
В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.
Ссылки на новые публикации раздела блога – «Дела дорожные», имеющие отношение к правам и обязанностям водителя, а также инспектора при остановке им автомобиля, будут даны ниже в настоящем примечании.
Ссылки на статьи:
Можно ли снимать на видео сотрудника ДПС ГИБДД с 20 октября 2017 года?
Законодательно закреплены 10 оснований для остановки транспортного средства, перечень которых содержит Административный регламент, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 (далее – Административный регламент или Регламент). Эти основания указаны в п. 63 Регламента.
Основаниями к остановке являются:
-
установленные визуально или зафиксированные техническими средствами нарушения ПДД;
-
наличие данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступлению или административному правонарушению;
-
наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также, если имеются основания полагать, что т/с находится в розыске;
-
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
-
необходимость привлечения водителя в качестве понятого;
-
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
-
необходимость использования транспортного средства (транспортные средства граждан могут быть использованы сотрудниками полиции в исключительных случаях, например, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств и др. неотложных случаях);
-
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
-
проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, находящихся в них лиц и перевозимых грузов (такие мероприятия проводятся на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции;
-
проверка документов, таких как водительское удостоверение, доверенность, полис ОСАГО документов на транспортные средства и перевозимые грузы, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Разумеется, может. Было бы наивно полагать обратное, ведь тогда по дорогам нашей страны жулики всех мастей беспрепятственно перевозили бы контрабанду, наркотики, оружие, пленных людей и так далее. Сотрудник полиции имеет полное право вскрывать контейнеры, находящиеся под таможенным контролем, следующие под таможенными пломбами. Единственная дополнительная обязанность для инспектора в таком случае — доложить в дежурное отделение подразделения ДПС и получить “добро” (п. 205 Регламента). Отдельный привет всем, кто считает, что если перевозить опасные грузы по «двойным документам» под пломбой, ничего не будет потому что сотрудник ГИБДД не сможет проверить груз в опломбированном грузовике.
32 ФЗ О Полиции:
Сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.
Согласно п. 10 Приложения к Приказу МВД России от 15.08.
2011 N 942 О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ, А ТАКЖЕ СТАЖЕРОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ВОЗЛОЖЕННЫХ НА ПОЛИЦИЮПри привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушенияхпривлекать стажера к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в случаях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав и свобод человека и гражданина;знакомить стажера с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.
Запрещается ношение и хранение стажерами огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением средств индивидуальной защиты.
По поводу одежды можно сказать следующее:п. 1.2 ПДД РФ гласят ,что:»Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование.
Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Светоотражающий жилет и жезл в руках как раз и являются отличительным знаком и экипировкой.
п. 2.4. ПДД РФ гласит : Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам…….
Таким образом, на основании вышеизложенного, при предъявлении своих документов стажер ГИБДД обладает частью прав ИДПС. Он имеет право останавливать Вас и просить Вас предъявить документы на право управления т/с, в случаях предусмотренных действующим законодательством .
На днях меня остановил стажер ГИБДД. Имеет ли он на это право?
Р. Юнусов.
На вопрос отвечает адвокат Янаульского филиала Башкирской республиканской коллегии адвокатов Ринат Гарипов:
— В соответствии со ст.
Согласно ПДД пункт 2.4 «Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.
14 («Пункт контроля международных автомобильных перевозок») контрольных пунктах – также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со светоотражателем.
Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком».
Пункт 1.2 гласит: «Регулировщик – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.
Милиционер-стажер, выходя на пост, не имеет права одевать служебную форму сотрудника полиции (ДПС), и тем более не имеет служебного жетона. Таким образом, человек в гражданской одежде, даже имея при себе специальную экипировку, регулировщиком не является и, соответственно, отвечая на вопрос, имеет ли права стажер ДПС останавливать ТС, можно с уверенностью ответить — нет, не имеет.
Совершенно таким же образом можно ответить и вопросы, типа «имеет ли право ППС останавливать машину» или «имеет ли право участковый останавливать транспортное средство». Не имеют они такого права, так как не наделены функцией регулировки дорожного движения.
Полезно узнать, какие имеет полномочия участковый полицейский, а также какое наказание предусмотрено за управление автомобилем без прав?
20 октября 2017 года вступил в силу обновленный Административный регламент МВД. Был введен в действие Приказом №644 от 23.08.2017 года.
Административный регламент — внутренний приказ МВД, инструкция для инспекторов, который водители не обязаны учить наизусть, но с которым не помешает ознакомиться. Регламент находится в свободном доступе.
Узнаем, могут ли сотрудники ГИБДД проверять документы вне стационарного поста, на каком основании инспектор может останавливать автомобиль.
Новая редакция регламента позволяет сотрудникам ДПС осуществлять остановку ТС вне стационарного поста для проверки документов. Теперь сотрудники имеют право останавливать машины для проверки документов в любом месте.
Но место выбирается не по желанию сотрудника, а по приказу руководства. Остановка автомобиля сотрудником ДПС вне стационарного поста во многом обусловлена резким сокращением постов за последнее время.
А это явление объясняется значительным сокращением кадрового состава в Госавтоинспекции.
По сути, инспекторам ДПС и ранее разрешали останавливать машины вне стационарных постов при проведении различных специальных мероприятий и рейдов. По этой причине нововведение мало изменило фактический порядок, особенно в городах.
Перечень тех, кто может остановить транспортное средство, указан в пункте 2.4 ПДД РФ. В документе четко прописано, что таким правом обладают регулировщики. Также есть уточнение, касающееся международных автобусов и грузовых автомобилей. На контрольных пунктах такая возможность появляется еще и у сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. То есть Ространснадзор имеет право останавливать транспортное средство, однако его представители обязательно должны иметь при себе форменную одежду, а для остановки грузовика или автобуса использовать диск со световозвращателем или красным сигналом, чтобы их хорошо было заметно даже поздним вечером, в сумерках и по ночам. Любое лицо, останавливающее транспортное средство, должно представиться, а по первому требованию предъявить служебное удостоверение.
Только нужно понимать, что под регулировщиком в данном случае понимают не только сотрудника правоохранительных органов, который пытается разрулить движение автомобильных потоков на оживленном перекрестке. В Правилах дорожного движения РФ, которых обязаны придерживаться все инспекторы ГИБДД, регулировщиком считается должностное лицо, по своим функциональным обязанностям наделенное правом осуществлять регулирование дорожного движения с помощью специальных сигналов.
Что же касается непосредственно сотрудников полиции, то важно понимать, кто имеет право останавливать ТС и при каких условиях. Под определение регулировщиков в первую очередь попадают инспекторы батальонов, рот и полков дорожно-патрульной службы. Если вас останавливают на стационарном посту, то это может сделать и инспектор технического надзора.
Важный момент: на дорогах можно встретить не только сотрудников дорожной полиции, но и стажеров ДПС. Так вот, им запрещено останавливать любые транспортные средства. Это специально прописано в приказе федерального Министерства внутренних дел от 2011 года. В частности, в этом приказе отмечается, что при привлечении стажера к патрулированию сотрудникам полиции строго запрещается поручать ему самостоятельно осуществлять следственные действия, регулировать движение на улицах, составлять документы о дорожно-транспортных происшествиях и оформлять соответствующие протоколы о нарушениях административного законодательства. Так что стажер ДПС официально не является регулировщиком, у которого есть право на остановку автомобиля или любого другого транспортного средства.
Кстати, есть некоторые нюансы и в тех случаях, когда вас останавливают сотрудники ДПС. Только на первый взгляд может казаться, что тут не бывает никаких подводных камней. В действительности это не так. Если не знать нюансов, то кажется, что у обычного сотрудника ДПС есть право останавливать любое транспортное средство.
Конечно, такое право у него есть, но только тогда, когда он находится на службе при исполнении своих обязанностей. Подтверждением того, что сотрудник ДПС находится на службе, будет не только наличие служебной формы и удостоверения, но и нагрудного значка, а также жетона с личным номером, которые выдаются сотрудникам, заступающим на службу. После того как наряд дорожной полиции получает приказ о прекращении дежурства, нагрудный знак сдается в соответствующее подразделение. То есть по наличию этого нагрудного знака и можно определить, находится ли инспектор в данный момент на службе.
Как только вас останавливает инспектор ГИБДД, обратите внимание, есть ли у него этот нагрудный знак. У сотрудников ДПС он округлой формы, в отличие от представителей других работников правоохранительных органов, у которых этот знак овальный. На значке должен быть изображен российский герб (двуглавый орел), а под ним надпись «ДПС», далее указывается код региона и личный номер самого инспектора, по которому его всегда можно идентифицировать.
Теперь подробно разберемся в вопросе, кто имеет право останавливать транспортное средство из числа иных стражей порядка. По закону сотрудники полиции, которые не состоят в Госавтоинспекции, могут нести службу на дороге, но только вместе с инспекторами ГИБДД или по прямому приказу руководителя отделения полиции. При этом другие сотрудники правоохранительных органов, находящиеся при исполнении, имеют право оформлять протоколы за нарушение правил дорожного движения, и им не обязательно являться инспекторами ГИБДД. Это подтверждает и существующая российская судебная практика.
То есть ППС имеет право остановить транспортное средство, если сотрудники службы работают совместно с инспекторами ГИБДД или получили конкретный приказ от начальства. При этом в уставе ППС даже отдельно прописано, что в обязанности постовых входит предотвращение и предупреждение управления транспортными средствами пьяными водителями, несовершеннолетними, когда возраст водителя очевиден или известен полицейскому. Также они обязаны пресекать другие правонарушения, которые могут нести угрозу жизни и здоровью окружающих.
Что делать, если инспектор требует остановиться в запрещенном месте
Порядок остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД подробно прописан в законе. Требуя остановиться, инспектор должен явно указать, где автомобиль необходимо припарковать. Это должно быть разрешенное для остановки места, за исключением особых случаев, описанных выше.
Остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен назвать свое имя и должность, сообщить о причине остановке. Кстати, ему разрешено скрыть от водителя истинную причину, по которой остановлен автомобиль, но только в том случае, если водителя или кого-то из его пассажиров подозревают в участии в преступлении или организации ДТП. Их задержание входит в обязанности сотрудников Госавтоинспекции.
Обратите внимание, что по правилам остановки сотрудникам ГИБДД запрещается требовать, чтобы водитель вышел из транспортного средства. Есть только несколько исключений, когда требования сотрудника ДПС выполнить необходимо. Водитель обязан выйти, если его подозревают в том, что он находится в состоянии наркотического, алкогольного или токсикологического опьянения, а также для устранения поломки авто или при выявлении нарушений правил транспортировки грузов, в случае если водители или пассажиры подозреваются в преступлении или помощь нужна другим водителям.
Также инспектор должен предъявить служебное удостоверение. Но тут есть оговорка, что делать это необходимо только по требованию водителя. Конечно, не все на такое решаются, может возникнуть психологический барьер при общении с представителем власти, преодолеть его не всегда удается. Предъявляя удостоверение, сотрудник дорожной полиции не должен передавать его в руки водителю, но должен по требованию сообщить номер своего нагрудного знака. Если остановка произошла по причине нарушения, то полицейский обязан подробно и ясно объяснить, в чем было нарушение.
В этой статье мы уже рассказали об основных должностных лицах, которые имеют право останавливать автомобили на российских дорогах, но в российском законодательстве хватает нюансов и исключений, в которых необходимо тщательно разобраться. Поэтому расскажем о том, кто может остановить транспортное средство, кроме ДПС.
Относительно недавно в отечественной системе правоохранительных органов появилась новая структура — Федеральная служба войск национальной гвардии РФ. Большинству она известна под сокращенным названием Росгвардия. Она была создана весной 2016 года на базе внутренних войск федерального МВД. Это военизированная государственная организация.
Перечень задач сотрудников Росгвардии достаточно обширен, не все знают, могут ли сотрудники Росгвардии останавливать транспортное средство. К основным задачам этого подразделения относится обеспечение общественного порядка на улицах России, поддержание территориальной целостности российского государства, контроль за работой вневедомственной охраны, регулирование оборота оружия, деятельности частных охранных предприятий.
Так как задачи сотрудников этого подразделения представляют особую важность, то им это разрешено. Поэтому у вас не должно возникать сомнений, могут ли сотрудники Росгвардии останавливать транспортное средство. Правда, им разрешено устанавливать личность пассажиров или самого водителя. Для проверки автомобиля или другого транспортного средства потребуется ориентировка, либо рядом должен находиться наряд ДПС, с которым они будут работать заодно.
Каждого водителя хотя бы один раз за весь его опыт вождения останавливал инспектор ГИБДД. Происходит это, как правило, для проверки документов или в рамках поисковой операции. Неподчинение сигналам должностного лица влечет за собой наказание, поэтому не каждый решится его игнорировать. Сигнал подается жестом или при помощи громкоговорителя, с указанием места для парковки.
Важно знать! Когда сотрудник ГИБДД подает сигнал об остановке, водитель обязан подчиниться. В противном случае его ждут неприятные последствия.
Одним из вариантов является игнорирование ситуации. Такое часто происходит с мототранспортом, что породило миф, что преследовать их запрещено законодательно. На самом деле, это опасно в первую очередь для водителя мотоцикла, так как высока вероятность ДТП с тяжелыми травмами. Но такое бывает не всегда. Самыми распространенными последствиями игнорирования указаний инспектора являются следующие ситуации.
Самым распространённым вариантом является фиксация номера и ситуации, и передача сведений дежурному или наряду. Если есть подозрение, что водитель нетрезв или скрывается с места аварии (имеются видимые повреждения на ТС), то составляется ориентировка. Наряд может преследовать нарушителя и принудительно его остановить.
Делается это на служебном автомобиле, с включенными световыми и звуковыми сигналами, с объявлением о необходимости совершить те или иные действия по громкоговорителю. Принудительная остановка осуществляется с использованием следующих средств:
- С задействованием огнестрельного оружие (сотрудники инспекции чаще всего стреляют только по колесам, не желая причинить вред водителю).
- С размещением на дороге крупногабаритного грузового транспорта.
- Перекрытие дороги поперек служебным автомобилем с включенными световыми сигналами.
- С установкой на трассе лица, регулирующего движения или светофора (за проезд на красный свет в этом случае также предусмотрен штраф).
- С использованием средств, провоцирующих принудительную остановку (шипы на дороге, ограничители проезда и другое).
Наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС не полагается, если водитель не заметил сигнала, из-за трудного маневра или вероятности создания аварийной обстановки на дороге, при перестраивании. Тут умысла нет, поэтому такие «нарушители» редко получают квитанции. В остальных случаях без последствий из ситуации не выйти.
Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля
Штраф за не остановку по требованию инспектора ДПС небольшой, но не все хотят его платить, если он был выписан незаконно. Если есть уверенность в своей правоте, то его можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Порядок действий:
- В первую очередь обратиться к начальнику регионального отделения, выразив свое несогласие в письменной форме. Он обязан проверить законность действия своих сотрудников.
- С полученным ответом обратиться в вышестоящее ведомство, приложить доказательства своей правоты, аргументировать позицию.
- При отказе в разбирательстве обратиться в судебную инстанцию, предоставив все ответы от государственных органов.
Ни один инспектор не в праве приказать водителю выйти из машины. Но предложить выйти он может в отдельных ситуациях:
- Когда есть надобность в устранении технических неисправностей автомобиля;
- Когда речь идет о нарушении правил перевозки грузов;
- Если у водителя присутствуют признаки наркотического или алкогольного опьянения, или же болезненное состояние;
- Когда нужно сверить номера агрегата;
- В ситуации для оказания помощи пострадавшим.
- Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
- Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
- Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
- Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
- Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
- Необходимость использования транспортного средства*(75).
- Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
- Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
- Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
- Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
- Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства*(76).
- Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
- Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
- Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
При остановке автомобиля по требованию, сотрудник ГИБДД, в соответствии с новым дорожным регламентом, вправе проверить следующие документы:
- водительское удостоверение;
- свидетельство о регистрации авто (СТС);
- полис ОСАГО (если страховка оформлялась через интернет, предъявляется распечатанная версия электронного полиса е-ОСАГО);
- сопроводительную документацию на перевозимый груз;
- документы, удостоверяющие личность любого пассажира.
В иных случаях, если есть приказ о поиске преступника либо пропавшего имущества, сотрудник дорожной полиции может провести:
- личный досмотр водителя и его пассажиров;
- сверить имеющееся имущество, находящееся в ТС, со списком пропавших вещей;
- осмотреть перевозимый груз, в случае необходимости – наложить на него арест;
- запретить пользование ТС в особых случаях, предусмотренных Законом;
- задержать водителя и его пассажиров.
Тщательно досматривать и обыскивать имущество сотрудник ГИБДД может только по разрешению вышестоящего руководства, инспектор обязан предъявить соответствующий документ водителю.
Весь процесс осмотра вещей может быть снят водителем на любое записывающее устройство.
Помните, что любая проверка, должна быть обоснована сотрудником ДПС.
Подробно ознакомиться с правилами досмотра авто сотрудниками ГИБДД, вы можете прочитав соответствующую статью.
Что могут сотрудники ДПС и как вести себя при остановке на дороге
19.08.2013 Правительством РФ было вынесено Постановление №716, четко регламентирующее порядок и причины остановки любого транспортного средства, уточняющее положения ПДД.
Правом остановки наделены:
- регулировщики транспортных потоков;
- сотрудники Федеральных Служб в сфере надзора за транспортными средствами;
- инспектора ГИБДД;
- сотрудники полиции.
Если вам непонятны какие-то положения приказа, то вы можете обратиться к нашим юристам за дополнительными разъяснениями, оформив запрос в конце статьи.
При рассмотрении дела о водителе, который не остановился по требованию сотрудника ГИБДД, следствие обязательно будет учитывать все обстоятельства ситуации. Например, часто бывают случаи, когда по вине самого инспектора или в силу некоторых причин автовладелец не смог остановить автомобиль (если было темно, работник дорожной службы некорректно подал сигнал об остановке, человек выполнял трудный маневр, во время которого остановить машину невозможно).
Вас остановят на любом участке дороги, — говорит Лычев.
Кроме того, во многих случаях “ гаишники ” могут тормозить машины и требовать документы, даже если водитель ничего на нарушил, например если похожий автомобиль находится в розыске. Или же если у ГИБДД есть ориентировка, что на машине такой марки и цвета совершили преступление. Также на дорогах часто проводятся оперативно-профилактические рейды по выявлению пьяных водителей, незаконных мигрантов, фактов перевозки наркотиков и так далее.
Также следует учитывать, что у водителя могут быть объективные причины не останавливаться.
Рассмотрим их ниже:
- На трассе, где произошла ситуация, было слишком темно. На неосвещенных участках дороги лучше не рисковать и не останавливаться, даже если на первый взгляд кажется, что остановка происходит представителями службы ГИБДД. Мошенники и преступники могут маскироваться под сотрудников полиции. После остановки автомобиля водитель может стать их жертвой;
- Автовладелец решил не останавливаться, так как это было бы грубым нарушением правил дорожного движения. Как известно, на трассах присутствуют такие участки, на которых остановка строго запрещена (например, железнодорожные переезды и тому подобное). В таком случае водитель имеет право проигнорировать требование сотрудника ГИБДД, чтобы не создать почву для аварийных ситуаций на дороге.
На самом деле, причин не остановки человека по требованию представителя дорожной службы, достаточно мало. Но если они действительно объективны, суд обязательно примет их во внимание и сочтет это смягчающим обстоятельством.
Итак, из всех прав, которыми наделены сотрудники МВД, стажёру запрещено:
- регулировать дорожное движение – останавливать машины,
- прямого запрета проверять документы у водителей нет, но обязанности передавать их стажёру нет у водителей,
- составлять любые виды протоколов (о нарушении, досмотра, отстранения, задержания и иные) и выписывать постановление со штрафом на водителя,
- оформлять ДТП,
- выполнять любые действия (точнее, запрещено поручать такие действия руководителями стажирующегося), которые могут быть связаны с безопасностью самого стажёра, а также с ущемлением прав и свобод граждан,
- носить оружие,
- знакомиться с документами, составляющими гостайну.
Данную позицию поддерживают также суды
Вот, например, выдержка из решения суда (ссылка на данное решение есть в описании к видео)-
«Данный Административный регламент регулирует действия сотрудников полиции, а не водителей и иных участников дорожного движения, как ошибочно полагает заявитель жалобы».
Но, возникает вопрос, обязаны ли мы выполнять указания сотрудника ДПС основанные на Административном регламенте?
Да обязаны.
Как мы помним, водитель обязан выполнять законные требования сотрудника ДПС, в КоАП РФ даже статья имеется на этот случай, чтобы наказать водителя в случае неподчинения.
Что значит законные, т. е. основанные на нормах Конституции, федеральных законов и принятых на их основании подзаконных нормативных актах.
Как мы знаем, административный регламент принят приказом МВД. Следовательно, если сотрудник ДПС попросит Вас:
- Дыхнуть
- Открыть багажник без составления акта досмотра
- Перестать снимать его действия на камеру.
То можете смело ему отказать, т. к. его действия незаконны. Почему незаконны да так как ни в одном нормативном акте вы не увидите, что сотрудник ДПС имеет право потребовать водителя дыхнуть, они должны четко следовать букве закона.
А вот если предъявляемые требование сотрудником ДПС прописаны в Административном регламенте, то водитель обязан их выполнять, т. к. они являются законными.
Самое важное – водитель не должен доказывать свою невиновность, главное, чтобы инспектор доказал обратное. Пожалуй, это главный секрет в таких ситуациях. По поводу протокола нужно отметить, что радар, который заснял превышение скорости, нужно проверить. Все данные должны принадлежать именно вашему автомобилю, нужно проверить, чтобы данные были засняты именно перед остановкой. В любом другом случае инспектор не докажет, что вы нарушили правила.
Зачастую, когда все аргументы у инспектора закончились, можно сказать, что вас остановили за не пристёгнутый ремень. Но в этом случае можно ответить так: управлять автомобилем без ремней безопасности запрещено, а я снял ремни только что, в течение того времени, пока вы подходили. Как ни крути, инспектор должен доказать обратное, но в реальности сделать это сложно.
Из сказанного следует одно: для того чтобы водителя в чём-то обвинить, потребуется предъявить доказательства. В большинстве возникающих ситуаций водитель защищён законом, но иногда даже представления не имеет как пользоваться своими правами. Приказ № 664 внёс существенные изменения в практику инспекторов. Но и водители имеют намного больше прав, особенно если умеют общаться с инспекторами ГИБДД. Не стоит бояться ситуаций, когда вас останавливает инспектор. Если все документы в порядке, если нет никаких оснований полагать, что вы нарушили правила, то вы смело можете отстаивать свои права.