Подбор методических указаний по проведению инвентаризации имущества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подбор методических указаний по проведению инвентаризации имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)

Приказываю:

1. Утвердить Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно Приложению.

2. С изданием настоящего Приказа не применяются на территории Российской Федерации письма Министерства финансов СССР от 30 декабря 1982 г. N 179 «Об Основных положениях по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов», 27 марта 1984 г. N 51 «О дополнении Основных положений по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов», 10 ноября 1987 г. N 212 «О дополнении Основных положений по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов».

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ

По заключению Министерства юстиции Российской Федерации
от 19 июня 1995 г. N 07-01-389-95
Приказ в государственной регистрации не нуждается.

Приложение
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 13 июня 1995 г. N 49

1.1. Настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. Под организацией в дальнейшем понимаются юридические лица по законодательству Российской Федерации (кроме банков), включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.

1.2. Для целей настоящих Методических указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами — кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

1.3. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Инструкцией о порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации 4 августа 1992 г. N 67 и Инструкцией о порядке проведения инвентаризации ценностей государственного фонда Российской Федерации, находящихся в Комитете драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденной Приказом Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации 13 апреля 1992 г. N 326.

В связи с утратой силы Инструкции Минфина РФ от 04.08.92 N 67, следует руководствоваться принятым взамен Приказом Минфина РФ от 29.08.2001 N 68н

1.4. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

1.5. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:

при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки — передачи дел);

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

1.6. При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

2.1. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, предусмотренных в пунктах 1.5 и 1.6 настоящих Методических указаний.

2.2. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

2.3. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение (Приложение N 1 к настоящим указаниям) <*> регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (Приложение N 2 к настоящим указаниям).

<*> Формы, приведенные в приложениях N N 1 — 18 к настоящим указаниям, являются примерными.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

2.4. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «…» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

2.5. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации <*> не менее, чем в двух экземплярах.

<*> В дальнейшем «инвентаризационные описи», «акты инвентаризации» именуются «описи».

Примерные формы описей и актов приведены в приложениях N N 6 — 18 к настоящим указаниям.

2.6. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

2.7. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

2.8. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Инвентаризация основных средств

3.1. До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

3.2. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

3.3. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям — указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам — протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам — местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

3.4. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации — изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях проводится по наименованиям с указанием количества этих предметов.

3.5. Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризируются до момента временного их выбытия.

3.6. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

3.7. Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Инвентаризация нематериальных активов

3.8. При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

ПРИКАЗ N _____ (постановление, распоряжение) по _______________________________________________________________ (наименование организации) от «__» _________________ 20__ г. Для проведения инвентаризации в __________________________________ назначается инвентаризационная комиссия (постоянно действующая, рабочая) в составе: 1. Председатель (должность, фамилия, имя, отчество) ______________ __________________________________________________________________ 2. Члены комиссии (должность, фамилия, имя, отчество) ____________ __________________________________________________________________ Инвентаризации подлежат __________________________________________ (имущество и финансовые обязательства) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ К инвентаризации приступить ___________________________ (дата) и окончить _________________________ (дата) Причина инвентаризации __________________________________________ (контрольная проверка, смена __________________________________________________________________ материально ответственных лиц, переоценка и т.д.) Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию __________________ _________________________ не позднее _____________________ 20__ г. Руководитель

Приложение 2
к Методическим указаниям
по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств

В соответствии с законодательными документами инвентаризация непременно назначается к проведению организациями независимо от их формы собственности в следующих обстоятельствах:

  • при реализации, покупке либо сдаче в аренду материального имущества;
  • если организация реорганизуется или официально ликвидируется;
  • когда на том или ином участке сменяется лицо, несущее материальную ответственность;
  • в случаях, когда муниципальная организация или госпредприятие преобразовываются в другую форму собственности;
  • при констатации совершения фактов воровства (хищения), нарушения условий хранения, перемещения и отпуска товаров, выявления злоупотреблений и пр.;
  • после окончания действия внезапно наступивших экстремальных условий – аварийных происшествий, стихийных бедствий, катастроф, иных чрезвычайных ситуаций;
  • при любых обстоятельствах, минимум 1 раз в год перед оформлением годового отчета по бухгалтерии (если инвентаризацию проводили после 01 октября текущего года, этого достаточно).

К СВЕДЕНИЮ! Если материальную ответственность несет не отдельное лицо, а группа, например, бригада, то поводом для инвентаризации может стать как смена руководителя этой группы (бригадира) или более половины ее состава, так и просьба любого члена группы.

Кроме требований закона, изложенных в Методических рекомендациях, все остальные нюансы инвентаризации остаются в ведении руководства организации. Естественно, их необходимо зафиксировать в локальной документации предприятия. Дирекции нужно прояснить следующие вопросы:

  • какое количество инвентаризаций нужно проводить в течение рабочего года;
  • в какое именно время это следует осуществлять;
  • перечисление видов активов, подлежащих проверке;
  • назначение главы и членов инвентаризационной комиссии;
  • возможности выборочной (внезапной) инвентаризации.

В зависимости от того, какие именно активы входят в перечень для инвентаризации, различают ту или иную ее форму:

  • сплошная инвентаризация – весь имущественный фонд, отвечающий правам собственности фирмы, арендованные и/или взятые на ответственное хранение материальные ценности, плюс возможные неучтенные активы и предпринимательские обязательства;
  • выборочная (внезапная) инвентаризация – переучету подвержена означенная доля имущества (например, только активы в ведении конкретного лица, несущего материальную ответственность, либо объединенные территориально).

Объектами инвентаризирования в том или ином сочетании признаются такие группы материальных ценностей и коммерческих обязательств.

  1. Основные средства фирмы.
  2. Товары.
  3. Нематериальное имущество.
  4. Денежные инвестиции.
  5. Незаконченное производство.
  6. Планируемые траты.
  7. Наличность, ценные документы, бланки строгой отчетности.
  8. Расчеты.
  9. Резервы.
  10. Животные, насаждения, посевной материал и т.п. (в соответствующей сфере предпринимательства).

О проведении инвентаризации объектов федерального недвижимого имущества

I. Подготовительные мероприятия.

  1. Руководитель предприятия издает приказ о проведении инвентаризации с указанием сроков и участков инвентаризируемого имущества, состава ревизионной комиссии.
  2. Создаются и утверждаются акты, подтверждающие готовность организации. Первичные документы на имущество направляются в бухгалтерию, все товарно-материальные ценности должны быть оприходованы, а брак списан. На время проведения инвентаризации все операции по приему или отпуску ТМЦ должны быть приостановлены.

II. Основной период.

  1. Проводятся опись имущества, подсчет ТМЦ, денежных средств и других финансовых активов, проверяется правильность оценки и обоснованности определения указанной стоимости в бухгалтерском учете с занесением данных в графу «Фактическое наличие» инвентаризационной описи.
  2. Оформляется инвентаризационная опись в 2-х экземплярах со сквозной нумерацией с обязательным подведением итогов на каждой из страниц. Проставляются подписи лиц, проводивших проверку, подписи членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц.
  3. Оформленная инвентаризационная опись передается в бухгалтерию.

III. Аналитический период.

1. Анализ результатов инвентаризации.

Производится сверка полученных документов с имеющимися данными в бухгалтерском учете, составляется сличительная ведомость. В качестве анализа устанавливаются фактическое местонахождение недостач и возможные причины. Выделяется пересортица. Формируются данные об излишках, определяется их рыночная стоимость. Формируются данные о недостачах излишков.

В некоторых случаях инвентаризация, а следовательно, и ее результаты могут быть признаны недействительными или оспорены при нарушении следующих обязательных норм:

  • нарушение правил оформления документов;
  • присутствие не всех членов комиссии и материально ответственных лиц;
  • нахождение посторонних лиц на территории проведения инвентаризации;
  • сокрытие фактов недостач или хищения имущества, внесение недостоверных сведений в инвентаризационную опись.

2. Отдельными документами оформляется инвентаризация имущества, находящегося на ответственном хранении, арендованного или полученного для переработки. Владельцам ТМЦ предоставляются справка о результатах проведенной работы и копия инвентаризационной описи.

3. Заполняются акты и другие документы, поясняющие расхождения между фактическим и учетным остатками товаров.

4. Принимается решение о взыскании ущерба с виновных лиц.

5. Председатель комиссии утверждает итоги инвентаризации. Издается приказ (распоряжение) руководителя об утверждении результатов и итогов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения записей в регистры бухгалтерского учета.

Бухгалтерские проводки

Недостача Дт 94 Кт 10,41,01,50
Излишки Дт 10,41,01,50 Кт 91
Определение виновности ответственных лиц Дт 73 Кт 94
Взыскание недостач с заработной платы Дт 70 Кт 73
Списание убытков, если виновные не установлены Дт 91 Кт 94

Вывод: Правильно выполненные инвентаризационные процедуры способствуют выработке внутренней дисциплины на предприятии, развивают навыки сегментной проверки, повышают качество ведения внутренней документации.

Порядок и этапы проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов подробно описаны в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее — Методические указания № 49).

При выявлении не принятых на учет ОС комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели (п. 3.3 Методических указаний № 49). Выявленные при инвентаризации активы, отвечающие признакам ОС, указанным в п. 4 ПБУ 6/01, принимаются к бухучету по текущей рыночной стоимости и отражаются по дебету счета 08 (01) в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы».

Срок полезного использования выявленного ОС определяется при его принятии к бухгалтерскому учету. С месяца, следующего за месяцем оприходования ОС, начисляется амортизация.

В целях налогообложения стоимость обнаруженного имущества признается внереализационным доходом. Первоначальной стоимостью ОС признается его рыночная стоимость (п. 20 ст. 250 НК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Эту величину нужно подтвердить документально.

Для этого могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в СМИ и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств. Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию.

Формы документов для оформления проведения и результатов инвентаризации:

  1. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ИНВ-17).
  2. По расчетам с контрагентами (счета 60, 62, 76) составляются акты сверки расчетов. Акт составляется с каждым контрагентом в 2-х экземплярах: один для организации, другой для контрагента. Акт подписывается руководителями организаций и задолженность считается согласованной.
  3. По полученным займам и кредитам (счета 66, 67) задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
  4. По каждому подотчетному лицу (счет 71) необходимо сверить данные о полученных, израсходованных и возвращенных деньгах и об отраженных в бухучете первичных документах.
  5. По расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами (счет 68, 69) обязательно получить от ИФНС, ПФР и ФСС документы, подтверждающие суммы задолженности (п. 74 Положения по ведению бухучета № 34н). Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
  6. По задолженности работникам (счет 70) выявляются невыплаченные суммы заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

Одна из основных задач инвентаризации — выявить просроченную задолженность, подлежащую списанию.

Порядок проведения и оформления инвентаризации имущества

Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, включаются в доходы по результатам проведенной инвентаризации при наличии письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 78 Положения по ведению бухучета № 34н, п. 7, 10.4, абз. 4 п. 16 ПБУ 9/99).

Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности включаются в состав внереализационных доходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (Письмо ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/25307@).

Задолженность может быть признана нереальной ко взысканию и по другим основаниям (например, при исключении организации-контрагента из ЕГРЮЛ). Восстанавливать НДС, принятый к вычету при приобретении товаров (работ, услуг), в связи со списанием просроченной кредиторской задолженности не нужно (письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-07-11/23503).

На счетах бухгалтерского учета операции по списанию кредиторской задолженности отражаются так:

  1. Дебет 41 (10, 08) Кредит 60 — приняты к учету материальные ценности;
  2. Дебет 19 Кредит 60 — выделен НДС;
  3. Дебет 68 Кредит 19 — НДС принят к вычету;
  4. Дебет 60 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов.

НДС, начисленный при получении аванса, следует признать прочим расходом с отнесением в дебет счета 91.«Прочие расходы».

По мнению Минфина России, сумму НДС с полученного аванса налогоплательщик не может принять к вычету и включить в налоговые расходы (письма Минфина России от 10.02.2010 № 03-03-06/1/58, от 07.12.2012 № 03-03-06/1/635, постановление АС Московского округа от 05.03.2015 N Ф05-15737/2014). Вопрос о включении суммы НДС в доходы в составе задолженности законодательством не решен.

Полагаем, если НДС не признается в составе расходов, то в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ НДС, предъявленный покупателю в доходы включаться не должен, т. е. сумма долга должна включаться в доходы за минусом НДС. Включение в доход полной суммы авансовых платежей означало бы уплату налога на прибыль с суммы уже уплаченного в бюджет НДС, что противоречит налоговому законодательству.

  1. Дебет 51 Кредит 62 — получен аванс от покупателя;
  2. Дебет 76.АВ Кредит 68 — начислен НДС с аванса;
  3. Дебет 62 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов;
  4. Дебет 91 Кредит 76.АВ — НДС списан в расход без учета в целях налогообложения.

Особое внимание при инвентаризации расчетов необходимо уделить судебным делам, в которых организация участвует в качестве истца или ответчика. А также признанным претензиям как контрагентами, так и самой организацией. Признанные контрагентами претензии включаются в состав доходов в бухгалтерском и налоговом учете на дату признания должником. Соответственно, признанные организацией претензии включаются в состав расходов также на дату признания.

Доходы по причитающимся штрафам, пени, неустойкам, ущербу, по которым организация выступала истцом, признаются на дату вступления в законную силу решения суда (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 10.2 ПБУ 9/99). Аналогично признаются расходы по штрафам, пени, неустойкам, ущербу, присужденные к выплате организацией (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, п. 14.2 ПБУ 10/99).

Напомним, что Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ст. 180 АПК РФ).

Проведение инвентаризации регламентируется статьями Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России №34н.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определены в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России №49.

Унифицированные формы документов для оформления итогов инвентаризации утверждены постановлениями Госкомстата России №88 и №26.

Используя в своей работе все эти документы, организация сможет правильно оформить всю необходимую в рамках проведения инвентаризации документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Организация обязана провести инвентаризацию в каждом из следующих случаев (п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 27 Положения по бухучету N 34н):

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась начиная с 1 октября отчетного года. При этом Инвентаризацию ОС можно проводить раз в три года;

  • при смене материально ответственных лиц. В этом случае проводится инвентаризация только того имущества, которое было доверено материально ответственному лицу;

  • при выявлении фактов хищения или порчи имущества;

  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

  • при ликвидации или реорганизации организации.

Создание инвентаризационной комиссии оформляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Унифицированная форма данного приказа (форма N ИНВ-22) утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:

  • представители администрации организации;

  • работники бухгалтерской службы (например, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по отдельному участнику);

  • другие специалисты (работники технических (например, инженер), финансовых (например, руководитель финансового отдела), юридических (например, юрист) и других служб).

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.

В комиссию должны входить как минимум два человека.

Помимо состава инвентаризационной комиссии, в этом приказе указываются также сроки и причины проведения инвентаризации, проверяемое имущество и обязательства.

После утверждения приказа генеральным директором этот документ должны подписать председатель и члены инвентаризационной комиссии.

Приказ о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации, который может составляться по форме N ИНВ-23 (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Порядок проведения инвентаризации

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надо получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы.

Полученные документы заверяются председателем инвентаризационной комиссии с указанием «до инвентаризации на «__» __________ 201_ г.», что является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации).

Расписка, оформляемая материально ответственным лицом перед началом инвентаризации, предоставляется инвентаризационной комиссии в день проверки и подтверждает факт того, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы материально ответственным лицом в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны.

Инвентаризационная комиссия определяет:

  • наименования и количество имущества (ОС, МПЗ, денежные средства в кассе, документарные ценные бумаги), имеющегося в организации, в том числе арендованного имущества, – путем натурального подсчета (п. 2.7 Методических указаний по инвентаризации). Одновременно с этим проверяется состояние этих объектов (могут ли они использоваться по назначению);

  • виды активов, не имеющих материально-вещественной формы (например, НМА, финансовые вложения), – путем сверки документов, подтверждающих права организации на эти активы (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);

  • состав дебиторской и кредиторской задолженности – путем проведения сверки с контрагентами и проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования (п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации).

Полученные данные инвентаризационные комиссия заносит в инвентаризационные описи (акты). После этого материально ответственные лица в инвентаризационных описях (актах) должны расписаться в том, что они присутствовали при проведении инвентаризации (п. п. 2.4, 2.5, 2.9 — 2.11 Методических указаний по инвентаризации).

После этого полученные данные в инвентаризационных описях (актах) сверяются с данными бухгалтерского учета.

Если в ходе инвентаризации выявлены излишки или недостача, тогда оформляется сличительная ведомость, в которой указывают расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ее составляют только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных.

Для оформления проведения и результатов инвентаризации можно использовать следующие формы документов:

  • по ОС – Инвентаризационная опись ОС (форма N ИНВ-1) и Сличительная ведомость инвентаризации ОС (форма N ИНВ-18);

  • по МПЗ – Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4) и Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма N ИНВ-19);

  • по расходам будущих периодов – Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11);

  • по кассе – Акт инвентаризации наличных денег (форма N ИНВ-15);

  • по ценным бумагам и БСО – Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16);

  • по расчетам с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами – Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17).

  • При заключении договора об абонентском обслуживании первая письменная консультация любой сложности — бесплатно;
  • При заключении договора на аудит — консультирование бесплатно;
  • Скидка от 10 до 20% от суммы договора с предыдущим подрядчиком по аудиту;
  • АудитОнлайн от 30 тыс. руб. Подробнее
  • Отчетность
  • Налоговый учет
  • Общая система
  • УСН
  • ОСНО и УСН
  • ЕНВД
  • ОСНО И ЕНВД
  • Методология и практика учета
  • Учет по отраслям
  • Консультация аудитора
  • Директору на заметку
  • Трудовые отношения
  • Арбитражная практика
  • На вопросы читателей отвечают специалисты
  • Пошаговые инструкции. Просто о сложном
  • Ваш личный адвокат
  • БУХ-WiKi
  • Выбор редакции
  • Важные документы
  • Актуальные темы
  • Полезная информация

Обязательную инвентаризацию основных средств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, в отличие от других активов, разрешено проводить один раз в три года (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации). Такую инвентаризацию называют годовой.

В рамках этой инвентаризации необходимо проверить все имеющиеся основные средства, потому что ее целью является обеспечение достоверности отчетных данных. Но вы можете распределить основные средства по группам, с тем чтобы ежегодно в пределах трехлетнего периода инвентаризировать только часть объектов.

Периодичность проведения годовой инвентаризации и график для различных групп ОС закрепите в учетной политике.

Обязательную инвентаризацию ОС проводят также в других случаях, установленных законодательством, в частности, при выявлении фактов хищения или порчи основных средств, смене материально ответственного лица, продаже предприятия как имущественного комплекса или передаче его в аренду. При этом проверяют не все объекты, а только те, которые входят в состав имущественного комплекса, находятся в зоне ответственности увольняющегося материально ответственного лица или в помещении с признаками взлома и т.п.

Добровольную инвентаризацию ОС (по инициативе организации) вы вправе провести в любое время.

Образец заполнения приказа о проведении инвентаризации основных средств (форма N ИНВ-22)

При проведении инвентаризации основных средств придерживайтесь общего порядка с учетом следующего.

1) Проверьте наличие (п. п. 3.1, 3.2 Методических указаний по инвентаризации):

• инвентарных карточек, инвентарных книг или других используемых регистров аналитического учета;

• технической документации на объекты основных средств;

• документов, подтверждающих право собственности на основные средства — объекты недвижимости.

Сопоставьте информацию, содержащуюся в различных документах. При выявлении расхождений инициируйте внесение необходимых исправлений или дополнений в регистры бухгалтерского учета.

2) Фактическое наличие объектов основных средств, которые на момент проведения инвентаризации находятся вне организации или в труднодоступных местах (морские и речные суда в рейсе, железнодорожный подвижной состав и автомобили в пути, переданное в ремонт или находящееся в составе сложных объектов оборудование и др.), по возможности проверяйте до момента их временного выбытия (установки) (п. 3.5 Методических указаний по инвентаризации). Если объекты временно выбыли или установлены до проведения инвентаризации, проводите проверку на основе документов (п. 22 Рекомендации Р-46/2013-ОК Нефтегаз «Насосно-компрессорные трубы»).

3) Проверьте и внесите в описи актуальные данные индивидуально по каждому объекту ОС: наименование, прямое назначение, инвентарный номер и основные характеристики (п. п. 3.2, 3.36 Методических указаний по инвентаризации).

Допустимо приводить в описях только наименования с указанием общего количества (количества и массы):

• по однотипным предметам с одинаковой стоимостью (поступившим одновременно в одно структурное подразделение), на которые открыта одна инвентарная карточка группового учета (п. 3.4 Методических указаний по инвентаризации);

• по возрастным и половым группам животных основного стада (за исключением крупного рогатого скота, свиней, племенных животных и рабочего скота), учитываемых групповым порядком (п. 3.36 Методических указаний по инвентаризации).

Указывайте в описях остаточную (балансовую) стоимость каждого объекта или группы объектов ОС. Если будет установлено, что работы капитального характера или частичная ликвидация не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи сведения об измененной балансовой стоимости (в составе данных о фактическом наличии) (п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации).

4) Специально выявляйте основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, а также объекты, длительное время не используемые в производственном процессе или для управленческих нужд. Составляйте на них отдельные описи (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации, п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Это необходимо для того, чтобы своевременно принять в отношении этих ОС решение о списании или продаже (п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 75 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Инвентаризацию недвижимого имущества (земельных участков, зданий, сооружений, иных объектов, прочно связанных с землей, воздушных, морских и речных судов), учтенного в составе основных средств, в целом проводят так же, как и инвентаризацию других основных средств, но с учетом некоторых особенностей.

Помимо прочего, при инвентаризации недвижимости проверьте наличие документов (свидетельств о государственной регистрации права собственности и др.), подтверждающих право собственности на эти объекты (п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации). Убедитесь, что реквизиты документа, подтверждающего право собственности, указаны в инвентарной карточке объекта.

Дополнительно проверьте и укажите в описях основные характеристики объектов недвижимости, например (п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации):

• по зданиям — их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общую полезную площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки;

• по каналам — протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов;

• по мостам — местонахождение, род материалов и основные размеры;

• по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна;

• по земельным угодьям в сельскохозяйственных организациях — балансовую стоимость и сумму начисленной амортизации по капитальным вложениям на коренное улучшение земель, а также местонахождение земельных участков и за кем они закреплены (отделение, бригада, другое структурное подразделение) (п. 34 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях).

Инвентаризация перед годовой отчетностью. Особенности инвентаризации-2020

В ходе инвентаризации основных средств оформляют инвентаризационные описи (акты инвентаризации) отдельно по каждому месту нахождения ОС и материально ответственному лицу. Их составляют как минимум в двух экземплярах (п. п. 1.3, 2.5 Методических указаний по инвентаризации). Один экземпляр передают в бухгалтерию, а второй — материально ответственному лицу.

Для основных средств Госкомстатом разработана унифицированная форма описи N ИНВ-1. Она позволяет сравнить фактическое наличие с данными бухгалтерского учета и предусматривает одну общую графу для указания наименования, назначения и краткой характеристики объекта ОС. Если вам этого недостаточно, то дополните унифицированную форму отдельными графами для основных характеристик объектов и для указания причин, по которым объекты не эксплуатируются, или разработайте форму самостоятельно.

Если ваша организация занимается сельским хозяйством, при инвентаризации многолетних насаждений можно использовать форму инв. N 21-АПК, а при инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных — форму инв. N 20-АПК.

Применяемую форму описи (акта) закрепите в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Для оформления результатов инвентаризации по основным средствам, по которым выявлены отклонения от данных бухгалтерского учета, составляют сличительные ведомости (п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации).

Сличительные ведомости можно составить по форме N ИНВ-18, а можно разработать самостоятельно. Применяемую форму нужно закрепить в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

1.1. Настоящие Методические указания по проведению инвентаризации государственного имущества (далее – Методические указания) устанавливают порядок проведения инвентаризации государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении учреждений с государственной формой собственности и государственных предприятий, государственного имущества, незакрепленного за государственными юридическими лицами, а также финансовых обязательств учреждений с государственной формой собственности и государственных предприятий.

1.2. Для целей настоящих Методических указаний под активами (имуществом) организации понимаются основные фонды (основные средства), запасы, ценности, земельные участки и другие непроизведенные активы, внутренние и внешние финансовые активы.

1.3. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, переданное организацией в пользование другим лицам, в том числе в аренду, доверительное управление,
на ответственное хранение.

1.4. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу (далее – МОЛ), утвержденному на ежегодной основе руководителем организации.

1.5. Основными целями инвентаризации являются:

1) выявление фактического наличия имущества;

2) сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

3) проверка полноты отражения в учете обязательств.

1.6. Проведение инвентаризации обязательно:

1) при передаче имущества в аренду, а также выкупе, продаже имущества;

2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

3) при смене материально ответственных лиц;

4) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

5) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

6) при реорганизации или ликвидации организации;

7) в других случаях, предусмотренных действующим законодательством Кыргызской Республики.

1.7. Ежегодная инвентаризация проводится не ранее 1 декабря отчетного года и не позднее 31 января года, следующего за отчетным.

1.8. В течение отчетного года инвентаризация может проводиться по распоряжению руководителя организации на выборочной основе по существенным активам, а также на основании письменного запроса от контролирующих органов, внутренних аудиторов и внешних независимых аудиторов в ходе их проверки.

2.1. Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации назначается инвентаризационная комиссия (приложение № 1). Приказ регистрируется в книге контроля над выполнением приказов о проведении инвентаризации (приложение № 2).

2.2. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены представители независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

2.3. До проведения инвентаризации члены комиссии:

1) знакомятся с материалами последней инвентаризации, проведенной по данным объектам, с мерами, принятыми по результатам последней инвентаризации;

2) пломбируют подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы;

3) проверяют исправность весоизмерительных приборов, используемых для работы комиссии в процессе проведения инвентаризации, и соблюдение установленных сроков их клеймения;

4) получают последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении имущества, подлежащего инвентаризации.

2.4. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «____­____________» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

2.5. Материально ответственные лица предоставляют расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

2.6. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (в дальнейшем — описи) не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационные описи — документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества на определенную дату не менее чем в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом организации.

2.7. Результаты инвентаризации оформляются в следующих документах:

1) инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по форме 401 по объектам основных средств, предметам малоценного инвентаря, материальным запасам, готовой продукции (приложение № 3);

2) акт инвентаря наличных денежных средств (форма — по наличным денежным средствам, приложение № 4);

3) инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма — по ценным бумагам и бланкам документов строгой отчетности, приложение № 5);

4) акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма — по расчетам, приложение № 6);

5) акт о результатах инвентаризации (форма 835) с прилагаемой к нему ведомостью расхождений по результатам инвентаризации (форма 836).

2.8. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

2.9. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, обмера и взвешивания.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

2.10. Проверка фактического наличия имущества в обязательном порядке производится в присутствии материально ответственных лиц.

2.11. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

4.1. Бухгалтерская служба организации формирует инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам, подлежащим инвентаризации, в количестве не менее двух экземпляров.

4.2. Сличительная ведомость содержит данные по: инвентарному номеру; наименованию основных средств; единице измерения; количеству имущества — по данным бухгалтерского учета; первоначальной стоимости; накопленной амортизации; а также графы «Фактическое наличие» и «Рабочее состояние актива».

4.3. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

4.4. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

4.5. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, переданные в пользование и доверительное управление, а также полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

4.6. Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

Инвентаризация перед составлением годовой отчетности за 2020

Пересортица при инвентаризации

Приказ на проведение инвентаризации: образец – 2019

Как провести инвентаризацию кладбища

Порядок проведения и оформления инвентаризации в 2020 году

Формы документов для оформления инвентаризации

Инвентаризация активов и обязательств — важная процедура, позволяющая установить фактические остатки имеющегося имущества и точный размер имеющихся обязательств. По итогу проверки полученные результаты сопоставляются с данными бухгалтерского учета, выявляются расхождения, которые подлежат корректировке. Уточнение реальных остатков активов и обязательств дает представление о реальной картине имущественного положения организации.

Инвентаризация имущества включает проверку фактического наличия:

  • основных средств;

  • ТМЦ: товаров, запасов, инвентаря, готовой продукции, сырья, прочих материалов;

  • животных и молодняка, в т.ч. крупного рогатого скота;

  • денежных средств в кассе, банке, денежных документов, бланков строгой отчетности;

  • нематериальных активов (НМА);

  • незавершенного производства.

Инвентаризация имеющихся обязательств включает:

  • проверку расчетов: дебиторской и кредиторской задолженности, взаиморасчетов с бюджетом, персоналом; полученных займов и кредитов, расчетов с учредителями;

  • инвентаризацию резервов предстоящих отпусков, платежей, расходов, оценочных резервов, расходов будущих периодов (РБП);

  • ревизию финансовых вложений.

Члены комиссии назначаются приказом руководителя (обычно по форме ИНВ-22), ими могут быть специалисты различных отделов, а не только бухгалтерии: экономисты, инженеры, менеджеры, техники, администраторы и т.д. Также в состав комиссии могут быть включены сотрудники-эксперты независимой специализированной аудиторской фирмы. О начале инвентаризации издается специальный приказ, в котором перечисляется имущество и обязательства, подлежащие проверке, а также дата начала и сроки проведения.

Проведение инвентаризации имущества обязательное требование для любой организации в ряде случаев. Так ежегодно основные средства и иные ценности должны инвентаризоваться в преддверии подготовки бухгалтерской отчетности за год.

Отдельные проверки организуются в связи с возникшими обстоятельствами, определенными законодательством.

Кроме того руководство предприятия может проводить внеплановые проверки в любое время. Но независимо от причины, проводить инвентаризацию следует в соответствии с учрежденным порядком.

Перед инвентаризацией проверяются:

В процессе инвентаризационной проверке проверяется фактическое количество инвентаризуемого имущества, что отображается соответствующими документами.

Итоги подсчета сличаются с учетными данными. Результат инвентаризации отображается в бухгалтерском учете.

По своей сущности инвентаризация является инструментом контроля над сохранностью имущественных ценностей. Проверка заключается в сопоставлении учетных данных с показателями фактического наличия ценностей.

Инвентаризироваться могут как основные средства и ТМЦ, так и любые другие ценности хозяйствующего субъекта. Инвентаризационные проверки бывают двух видов – документальная и натуральная (вещественная).

При инвентаризации документального характера наличие учетных объектов подтверждается документами.

Проверку натуральную применяют относительно материальных и производственных запасов и основных средств, то есть всяких активов, обладающих материально-вещественной формой и какие возможно посчитать, перевесить, обмерить.

При любом типе инвентаризации заполняются инвентаризационные описи и описи по видам имущества. Для их составления применяют унифицированные формы, принятые Постановлением Госкомстата либо самостоятельно разработанные бланки.

Инвентаризироваться должно не только собственное имущество, но и объекты, арендованные или сданные в .

Для этого проверка проводится по месту наличия имущества в присутствии сотрудника, несущего ответственность материального характера.

Инвентаризация: пошаговая инструкция

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. Под организацией в дальнейшем понимаются юридические лица по законодательству Российской Федерации (кроме банков), включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.

1.2. Для целей настоящих Методических указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами — кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

1.3. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Инструкцией о порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации 29 августа 2001 г. № 68н, и Инструкцией о порядке проведения инвентаризации ценностей государственного фонда Российской Федерации, находящихся в Комитете драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденной Приказом Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации 13 апреля 1992 г. N 326.

1.4. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

1.5. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки — передачи дел);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

1.6. При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Инвентаризация имущества и обязательств.

Порядок ее проведения, документального оформления и регулирования результатов инвентаризации.

Для обеспечения достоверности данных б/у и отчетности предприятие проводит инвентаризацию имущества и обязательств – финансовых, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными б/у на определенную дату.

В практике различают 4 вида инвентаризации:

  1. Частичная инвентаризация бывает 1 раз в год для каждого объекта;

  2. Периодическая инвентаризация проводится в конкретные сроки в зависимости от вида и характера имущества;

  3. Полная инвентаризация – это проверка всех видов имущества предприятия. Она проводится в конце года перед составлением годового отчета, а так же при полной документальной ревизии по требованию финансовых и следственных органов.

  4. Выборочная инвентаризация проверяется на отдельных участках производства или при проверке материально ответственных лиц.

Основанием для проведения инвентаризации являются:

  • ПБУ «Учетная политика предприятия» 1/98;

  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ МИН ФИН РФ от 13.16.95 № 49).

Проведение инвентаризации обязательно:

  • При передаче имущества в аренду, выкупе, а так же при преобразовании гос или муниципального унитарного предприятия.

  • Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 01.10.

    отчетного года.

  • При смене материально ответственных лиц.

  • При установлении фактов хищения или злоупотребления, а так же порчи ценностей.

  • В случае пожара или стихийных бедствий.

  • При реорганизации или ликвидации предприятия в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Инвентаризация проводится поэтапно и в следующие сроки:

  1. По ОС 1 раз в 3 года, по библиотечным фондам 1 раз в 5 лет.

  2. По капиталовложениям 1 раз в год, но не ранее 1 декабря отчетного года.

  3. По незавершенному производству и полуфабрикатам собственной выработки, готовой продукции, сырья и материалам не ранее 1 октября отчетного года.

  4. По расчетным средствам в кассе, на расчетных счетах и валютных, кредитам, займам и т.д. – 1 раз в месяц (как правило на 1 число каждого месяца).

В соответствии с установленным порядком приказом руководителя назначается инвентаризационная комиссия (включая главного бухгалтера), а так же, как правило утверждается план проведения инвентаризации. Материально ответственные лица приводят в порядок имеющиеся в наличии ценности, сдают в бухгалтерию все документы о поступлении и выдаче ценностей. Заканчивается работа по обработке документов, по движению имущества и финансовых обязательств, делается записи в учетных регистрах, исчисляются остатки ценностей по счетам материально ответственных лиц.

Бухгалтерия посылает дебиторам выписки из их лицевых счетов с требованием погашения задолженности или письменного подтверждения суммы долга.

От кредиторов должна быть затребована выписка об остатках задолженности с ними, чтобы проверить правильность взаимных расчетов.

Работу по инвентаризации целесообразно проводить в 3 этапа:

  1. Предварительная работа председателя инвентаризационной комиссии:

  • изучаются объекты подлежащие инвентаризации;

  • организуется пломбирование мест хранения материальных ценностей;

  • проверяется правильность весо-измерительных приборов.

  1. Порядок проведения инвентаризации и документы, необходимые для этой цели (ознакомление с инструкцией по проведению инвентаризации, получение инвентаризационных бланков). Инвентаризация проводится в присутствии материально ответственного лица, без него – только в случае смерти или болезни. В инвентаризационной описи подробно описываются:

  • полное наименование ценностей;

  • порядковые номера;

  • сорт, качество, кол-во;

  • цену, общую сумму.

Ведомости заполняются чернилами или химическим карандашом четко, ясно, без подчисток. Описи подписываются всеми членами комиссии, а так же материально ответственным лицом.

Перед подписью данный работник должен произвести следующую запись: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензии к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности перечисленные в описи находятся на моем ответственном хранении».

По окончании инвентаризации могут проводится контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты этих проверок оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности инвентаризации.

  1. Выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете.

В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, показанными в учете, и составляют сличительные ведомости по ценностям, по которым выявлены отклонения (излишек или недостаток).

Эти ведомости подписываются комиссией и материально ответственным лицом.

По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в нем все свои решения и предложения, которые утверждаются рук-лем предприятия, и затем определяют порядок регулирования выявленных ризниц между данными инвентаризации и других проверках, расхождение фактического нахождения имущества с данными б/у.

Выявленные при инвентаризации расхождения редактируются следующим образом:

  1. ОС, ТМЦ, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты с последующим установлением причин о возникновении излишков или недостатков. При этом делаются проводки: Д 01, 10, 50 и др., К 99.

  2. Пересдача имущества, его порчу в пределах норм естественной убыли относят на издержки производства или обращения. Такой порядок применяется только при выявлении фактических недостач. Д 20, 44, К 10.

  3. Недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а так же порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц: Д 84, К 01, 10, 50 и др.; Д 73, К 84.

  4. В тех случаях, когда виновные лица не установлены или во взыскании ущерба с виновных лиц отказано судом, убытки от недостачи и его порчи списываются на финансовые результаты предприятия. Д 84, К 01, 10, 50 и др.; Д 99, К 84.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее проведения.

Инвентаризация выступает инструментом определения фактического наличия имущества и обязательств данным б/у. Она выполняет функцию контроля за сохранением ОС, ТМЦ и денежных средств, выявляя внутрихозяйственные резервы с целью последующего их исполнения и дает информационный материал, необходимый для принятия продуманных управленческих решений.

  1. Документ

    акции обыкновенные именные бездокументарные в количестве 1 400 (Один миллиард четыреста миллионов) штук номинальной стоимостью 0,003 (Ноль целых три тысячных) рубля каждая,

  2. Публичный отчет

    Заключение на проект закона Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан за 2007 год»

  3. Курсовая

    С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регла­ментации учетного процесса со стороны государства в прошлом в на­стоящее время перешли к разумному сочетанию государственного

Другие похожие документы..

Порядок проведения инвентаризации

Согласно ст. 11 Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации, регулируемого федеральным законом.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухучета. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухучета подлежат регистрации в б/у в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Согласно ст. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета…№ 34н. проведение инвентаризации является обязательным:

  • при передаче имущества государственного предприятия в аренду,
  • приватизации имущества государственного предприятия в акционерное общество,
  • а также в др. случаях, предусмотренных законодательством;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась до 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий и сооружений может проводиться один раз в 3 года, а библиотечных фондов — раз в 5 лет;
  • при смене материально-ответственного лица (на день приема-передачи дел);
  • при установлении фактов краж, порчи ценностей, злоупотреблении или по постановлению судебно-следственных органов;
  • в случае пожара или стихийного бедствия.

В некоторых организациях инвентаризации проводятся не как разовые акции, а как постоянный процесс и носят название перманентных.

Например, контроль за естественной убылью спирта (в учете при этом образуется излишек, отсутствующий в натуре).

Инвентаризация помогает привести учет в соответствие фактическим остаткам. Руководители таких организаций утверждают постоянно действующую комиссию, которая по специальному графику или ежедневно посещает места хранения отдельных ценностей и проводит их инвентаризацию.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации (за исключением ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией) утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 и введены в действие с 1 января 1999 г. Это, например:

Форма № ИНВ-1 Инвентаризационная опись основных средств
Форма № ИНВ-3 Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей
Форма № ИНВ-15 Акт инвентаризации наличных денежных средств
Форма № ИНВ-19 Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей
Форма № ИНВ-22 Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации

Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ-26), утверждена постановлением Госкомстата РФ от 27 марта 2000 г. № 26 и введена в действие с 1 января 2001 г. Указанные формы первичной учетной документации распространяются на юридических лиц всех форм собственности.

Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 527;

№ 2-4-87-5-14

от 17 мая 2013 г.

1. Настоящие методические рекомендации по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны (далее ЗС ГО) устанавливают порядок проведения инвентаризации ЗС ГО на территории Российской Федерации. Порядок проведения инвентаризации ЗС ГО приведен в приложении № 1

2. К объектам, подлежащим инвентаризации, относятся ЗС ГО (убежища и противорадиационные укрытия) независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, которым они переданы в пользование (на баланс).

3. Основными целями и задачами инвентаризации являются:

— выявление фактического наличия ЗС ГО, их характеристик и сопоставление последних с учетными данными;

— определение фактического состояния ЗС ГО и выработка предложений по их дальнейшей эксплуатации;

— сверка учетных сведений (наличие паспорта ЗС ГО);

— приведение учетных данных в соответствие с фактическими параметрами ЗС ГО;

— выявление пользователей, владельцев, установление собственников ЗС ГО;

— выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению ЗС ГО, а также нарушение в их использовании;

— определение мер, направленных на обеспечение сохранности и повышение эффективности использования ЗС ГО;

— выработка предложений для принятия решений о дальнейшем использовании ЗС ГО, не отвечающих требованиям, предъявленным к ЗС ГО;

— корректировка автоматизированной базы данных ЗС ГО;

— определение перечней ЗС ГО, необходимых для осуществления полномочий в области гражданской обороны и защиты населения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Предложения о разграничении права собственности в отношении ЗС ГО формируются исходя из основных рекомендаций:

а) к федеральной собственности относятся:

— ЗС ГО, используемые в интересах федеральных органов исполнительной власти и организаций, находящихся в их ведении;

— ЗС ГО, используемые для защиты работников организаций федеральной формы собственности.

б) к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

— ЗС ГО, используемые в интересах федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— ЗС ГО, используемые для защиты работников организаций, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

— ЗС ГО, предназначенные для укрытия населения соответствующего субъекта Российской Федерации.

в) к муниципальной собственности относятся:

— ЗС ГО, используемые для укрытия населения соответствующего муниципального образования;

— ЗС ГО, используемые для защиты работников организаций, находящихся в муниципальной собственности.

4. Инвентаризация осуществляется ар месту нахождения ЗС ГО территориальными и объектовыми инвентаризационными комиссиями, создаваемыми в каждом субъекте Российской Федерации в соответствие с распоряжениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Председателями инвентаризационных комиссий целесообразно назначать заместителей руководителей республиканских, краевых, областных и районных администраций муниципальных образований, а на объектах экономики заместителей руководителей этих организаций. В состав территориальных комиссий должны входить представители главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (по согласованию), территориальных органов Росимущества (по согласованию), органов управления имуществом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (по согласованию) и органов технической инвентаризации (по согласованию).

В зависимости от местных условий, а также при наличии большого количества ЗС ГО допускается создание инвентаризационных подкомиссий.

Каждая инвентаризационная комиссия обеспечивает сбор и несет ответственность за полноту и точность фактических данных о ЗС ГО, правильность и своевременно��ть оформления материалов инвентаризации.

Сводные показатели инвентаризации оформляются с соблюдением требований по сохранению государственной и военной тайны.

14. До 15.06.2015 г. по итогам проведения инвентаризации Росимуществом по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основании пункта 6 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» готовится проект постановления Правительства Российской Федерации о разграничении права собственности в отношении ЗС ГО в необходимых для осуществления субъектами Российской федерации полномочий в области гражданской обороны.

Добавить комментарий