Экологический мониторинг окружающей среды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический мониторинг окружающей среды». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • обеспечение актуальной информацией об изменениях в экосистеме;
  • наблюдение за химическими, биологическими, физическими процессами;
  • наблюдение за антропогенным загрязнением атмосферы, гидросферы, грунтов, определение последствий такого загрязнения.

Выделяют системы экомониторинга глобального, национального, регионального, местного уровня. Также классифицируют виды экологического контроля:

  • физические: их предмет – отслеживание таких физических и природных явлений как сейсмическая и вулканическая активность, засухи и наводнения, штормы и т.д.;
  • химические: мониторинг химического состава воды в водоемах, осадках и подземных водах, состава грунтов, контроль химического загрязнения среды;
  • биологические: проводятся с использованием специальных биоиндикаторов, состояние которых позволяет сделать выводы об изменениях разного рода.

При этом используемые методы экологического мониторинга могут быть самыми разнообразными. Они включают общенаучные методы, среди которых математические, моделирование и т.д. Используются также конкретно-научные методы: геохимические, геофизические, биогеографические, экономические, социологические, а также специальные прикладные методы. Некоторые из них связаны с полевыми исследованиями, другие проводятся в условиях лаборатории.

Что представляет собой экологический мониторинг?

Основная стратегическая цель – улучшение взаимодействия человека и природной среды и оптимизация хозяйственной деятельности с целью минимизации ущерба для природы. В ходе достижения этих целей решаются такие задачи:

  • планирование и осуществление масштабных наблюдений;
  • выявление источников негативного влияния на природу;
  • мониторинг источников и факторов;
  • анализ состояния природных ресурсов;
  • построение тенденций изменения состояния природной среды.
  • Основные процедуры экологического мониторинга

С целью реализации задач проводят следующие процедуры экологического мониторинга. Прежде всего, выделяется объект наблюдения, определяется его масштаб. Затем производится обследование объекта и составляется информационная модель того, как именно будут осуществляться наблюдения.

Далее составляется план измерений, производится оценка состояния выбранного для мониторинга объекта и идентифицируется его информационная модель. Следующая процедура – составление прогноза изменений объекта наблюдения. Последняя процедура – представление полученной информации в наиболее удобной для использования форме. Это может быть текстовый отчет, инфографика и т.д.

Объектами выступают:

  • промышленные предприятия и сооружения с повышенным экологическим риском (на предприятиях также проводится экологический аудит);
  • отдельные обособленные участки окружающей среды, в том числе вод, воздуха, недр и т.д.;
  • отдельные угрожаемые в экологическом смысле группы населения;
  • уровень радиационного фона на заданной территории.

Проводят мониторинг как государственные и местные органы власти, так и частные организации и даже индивидуальные предприниматели, в зависимости от поставленных целей и масштабов, в которых осуществляется экологический контроль.

Контроль за состоянием объекта состоит из установленных этапов:

  1. Исследование экологической обстановки в выбранной местности.
  2. Взятие образцов почвы, воды и воздуха.
  3. Изучение проб по нескольким показателям в лабораторных условиях.
  4. Определение степени концентрации токсических веществ и сравнение полученных данных со значениями максимально допустимой концентрации.
  5. Выявление территорий, на которых повышен уровень загрязнений.
  6. Проведение мер по очистке загрязнённой местности.

На объектах и предприятиях устанавливают автоматизированные системы, включающие аналитические передвижные лаборатории экологического мониторинга, стационарные пункты, средства связи и т.д. В автоматическом режиме контролируют метеоданные, температуру, радиационное излучение.

Вне зависимости от объекта исследования (экологический мониторинг природного объекта, города, территориального субъекта, Земли) задачи наблюдений следующие:

  1. Выявление источников человеческого воздействия на природу.
  2. Наблюдение за влиянием антропогенного фактора на окружающую среду.
  3. Проведение исследований территорий, подвергшихся загрязнению токсическими веществами.
  4. Формирование информационных данных о состоянии объекта.
  5. Подбор методов борьбы с загрязнениями.
  6. Составление прогноза о дальнейших изменениях экологии в регионе.
  7. Создание правовых и экономических оснований для территорий с повышенной концентрацией загрязнителей.

Основная цель исследований – диагностика человеческого влияния на природу и предупреждение жителей региона о возможных последствиях. Наблюдения проводятся в соответствии с международными требованиями.

Объекты локального и глобального экологического мониторинга различают по происхождению:

  • Природные ресурсы (почва, вода, воздух, озоновый слой, недра).
    Исследуют совокупность условий, необходимую для поддержания жизни на планете.
  • Природные территории.
    Естественные природные комплексы, ландшафты.
  • Объекты, имеющие природно-антропогенное происхождение.
    Местность, обрабатываемая человеком.
  • Промышленные и хозяйственные объекты.
    Воздействуют на окружающую среду и загрязняют её.
  • Группы населения.
    Люди, находящиеся в зоне загрязнения.

Наблюдения за экологией необходимы на месторождениях, в местах добычи ценных ресурсов. Регулируются действующими государственными законами и установленным порядком проведения.

Наблюдения за антропогенным влиянием на природу проводятся на разных уровнях:

  1. Локальный уровень.
    Исследования проходят в пределах отдельного природного объекта. Также локальные измерения организуют на промышленных предприятиях.
  2. Территориальный.
    Наблюдения ведутся в рамках выбранного территориального субъекта (региона, округа, области).
  3. Федеральный.
    Контроль состояния окружающей среды в стране. Оценивает экологию всего государства.
  4. Глобальный.
    Международная система наблюдений за экологией Земли.

Международный контроль проводится в рамках ЮНЕП и Всемирной метеорологической организации. В мире действует 22 сети глобальных наблюдений за экологической обстановкой. Изучают воздействие человека на климат, оценивают состояния мирового океана и грунтовых вод, предупреждают о стихийных бедствиях.

В наблюдениях за окружающей средой используют различные методы контроля. Виды локального экологического мониторинга:

  • Инструментальный.
    Физико-химические методы измерений. Сбор проб в области загрязнения, проведение лабораторного анализа.
  • Расчётный.
    Определение степени загрязнения на основании информации о выбросах на предприятиях.
  • Производственный (ПЭМ).
    Проведение измерений состояния природы на территориях вблизи промышленных объектов и на предприятиях.

Выделяют общественный, биологический, радиационный экологический мониторинг, контроль выбросов отходов. Работа с социальными группами требуется для информирования людей, проживающих на опасных территориях. Биологические измерения нужны для определения степени воздействия человека на состояние растительного и животного мира.

Экологические изыскания необходимы для оценки влияния антропогенного фактора на местность. Особое значение имеют наблюдения в промышленных зонах. С их помощью оценивают опасность выбросов, предупреждают природные катастрофы и создают меры для борьбы с загрязнениями.

Что такое экологический мониторинг?

В систему экологического контроля входит также государственная служба наблюдения — экологический мониторинг.

Под мониторингом (от лат. «monitor» — напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга — непрерывное слежение.

По своей сути, экологический мониторинг окружающей среды призван помочь понять природную среду и защитить ее от любых негативных последствий человеческой деятельности. Этот процесс является неотъемлемой частью оценки воздействия на окружающую среду.

Цели экологического мониторинга:

  1. Установление исходного качества;
  2. Выявление экологических тенденций и любых изменений;
  3. Определение успеха проектов;
  4. Подтверждение того, были ли достигнуты экологические цели.

За последнее десятилетие лишь немногие страны Европы и Центральной Азии смогли поддерживать существующую деятельность по мониторингу. Во многих городах субрегиона мониторинг загрязнения городского воздуха — важного риска для здоровья человека — неэффективен. Мониторинг твердых и опасных отходов является слабым, а промышленные выбросы также не контролируются должным образом, что снижает эффективность таких инструментов политики, как плата за выбросы и штрафы.

Мониторинг трансграничного загрязнения воздуха также нуждается в усилении. Более того, во многих странах Европы и Центральной Азии отсутствуют единые национальные методологии в разных областях оценки, и их системы классификации часто несовместимы с международными стандартами. Поэтому основная задача – привести к общим стандартам государственный экологический мониторинг во всех странах.

Понятие государственного экологического мониторинга установлено в ст.1 ФЗ «об Охране окружающей среды» 2002 г.:

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) —комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.

НПА: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)»

Данное постановление определило порядок организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга, порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга, перечень видов информации, включаемой в государственный фонд, порядок и условия предоставления включаемой в него информации, а также порядок обмена такой информацией.

Осуществляется путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга.

Государственный экологический мониторинг осуществляется:

· Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (объекты животного мира, охотничьи ресурсы)

· Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (земли с/х назначения)

· Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (атм.воздух, внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф, радиационная обстановка)

· Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Государственный мониторинг земель, за исключением с/х земель).

Вне зависимости от объекта исследования (экологический мониторинг природного объекта, города, территориального субъекта, Земли) задачи наблюдений следующие:

  1. Выявление источников человеческого воздействия на природу.
  2. Наблюдение за влиянием антропогенного фактора на окружающую среду.
  3. Проведение исследований территорий, подвергшихся загрязнению токсическими веществами.
  4. Формирование информационных данных о состоянии объекта.
  5. Подбор методов борьбы с загрязнениями.
  6. Составление прогноза о дальнейших изменениях экологии в регионе.
  7. Создание правовых и экономических оснований для территорий с повышенной концентрацией загрязнителей.

Основная цель исследований – диагностика человеческого влияния на природу и предупреждение жителей региона о возможных последствиях. Наблюдения проводятся в соответствии с международными требованиями.

Мониторинг антропогенных изменений окружающей среды представляет собой процесс, при котором будут использоваться различные способы оценки. Используя эти параметры, удается не только производить контрольные замеры, но и выделять особенности, которые оказывают положительное или отрицательное действие.

Воспользовавшись возможностями мониторинга источников антропогенного воздействия окружающую среду сотрудникам компании получили возможность использовать определенные функции и процедуры, делающие исследования максимально полным. К ним относят:

  • выявление объекта наблюдения;
  • сама проверка;
  • планирование и проведение всех видов исследовательских работ;
  • идентификация объекта, согласно действующим информационным моделям;
  • прогнозирование дальнейших изменений, по отношению к состоянию объекта, если ничего не предпринимать.

Рабочие процессы потребуют особого внимания, так как согласно требованиям проводимого исследования будет проще дальнейшее использование всех представленных данных для разработки процессов, позволяющих сократить количество вредных выбросов в окружающую среду.

Экологический мониторинг, виды мониторинга

Объекты локального и глобального экологического мониторинга различают по происхождению:

  • Природные ресурсы (почва, вода, воздух, озоновый слой, недра). Исследуют совокупность условий, необходимую для поддержания жизни на планете.
  • Природные территории. Естественные природные комплексы, ландшафты.
  • Объекты, имеющие природно-антропогенное происхождение. Местность, обрабатываемая человеком.
  • Промышленные и хозяйственные объекты. Воздействуют на окружающую среду и загрязняют её.
  • Группы населения. Люди, находящиеся в зоне загрязнения.

Наблюдения за экологией необходимы на месторождениях, в местах добычи ценных ресурсов. Регулируются действующими государственными законами и установленным порядком проведения.

Мониторинг– система наблюдения, оценки и прогнозирование изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия.

По масштабу ЧС мониторинг разделяется:

· Глобальный – система слежения за общемировыми процессами и явлениями в биосфере, их оценка и прогнозирование возможных изменений

· Региональный – система слежения за процессами и явлениями в определённых регионах, в которых эти процессы и явления отличаются по природному характеру или по антропогенному характеру от естественных биологических процессов, их оценку и прогнозирование

· Импактный — …в особо опасных зонах и местах непосредственно примыкающих к источнику загрязняющих веществ…

· Базовый – система слежения за состоянием природных систем, на которые практически не влияют региональные антропогенные воздействия.

Национальная академия наук осуществляет мониторинг растительности, животного мира, сейсмические М.

Министерство здравоохранения – медицинский и физический

Госкомгидромед – М атмосферного воздуха и радиационный.

Задачи М:

Наблюдения за антропогенным влиянием на природу проводятся на разных уровнях:

  1. Локальный уровень. Исследования проходят в пределах отдельного природного объекта. Также локальные измерения организуют на промышленных предприятиях.
  2. Территориальный. Наблюдения ведутся в рамках выбранного территориального субъекта (региона, округа, области).
  3. Федеральный. Контроль состояния окружающей среды в стране. Оценивает экологию всего государства.
  4. Глобальный. Международная система наблюдений за экологией Земли.

Международный контроль проводится в рамках ЮНЕП и Всемирной метеорологической организации. В мире действует 22 сети глобальных наблюдений за экологической обстановкой. Изучают воздействие человека на климат, оценивают состояния мирового океана и грунтовых вод, предупреждают о стихийных бедствиях.

В задачи мониторинга антропогенных изменений входит выявление источников и факторов воздействия. Необходима идентификация таких факторов, которые ведут к наиболее серьезным, долговременным изменениям качества окружающей среды, сопровождающимся большим экологическим ущербом. При этом приоритет отдается факторам воздействия на человека, его здоровье и благосостояние. На первом межправительственном совещании по мониторингу в Найроби в 1974 г. приоритетность объектов мониторинга загрязнений определялась с учетом следующих основных критериев:

— размер фактического и потенциального воздействия на здоровье человека, климат и экосистемы;

— склонность к деградации в окружающей среде и накоплению ЗВ в пищевых цепочках;

— возможность химической трансформации веществ в более опасные вторичные вещества;

— мобильность, подвижность;

— фактические или возможные тренды концентраций в окружающей среде и человеке;

— частота и (или) величина воздействия.

Экспертной оценкой по наибольшей сумме баллов определялись вещества для мониторинга. Вещества были разделены на 8 классов приоритетов. Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту, возможность организации измерений и другие факторы. Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности, принятая в глобальной системе мониторинга окружающей среды (ГСМОС), представлена в таблице 2.

Полная схема многоцелевого мониторинга антропогенных изменений — очень сложная задача и до настоящего времени не разработана.

Таблица 2

Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности

(Глазовская, 1989)

Класс Загрязняющее вещество Среда Тип программы (уровень мониторинга)
Диоксид серы, взвешенные частицы Воздух И,Р,Ф
Радионуклиды Пища И, Р
Озон Воздух И (тропосфера), Ф (стратосфера)
Хлорорганические соединения и диоксины Биота, человек И,Р
Кадмий Пища, вода человек И
Нитраты, нитриты Вода, пища И
Оксиды азота Воздух И
Ртуть Пища, вода И,Р
Свинец Воздух, пища И
Диоксид углерода Воздух ф
Оксид углерода Воздух и
Углеводороды нефти Морская вода р,ф
Фториды Пресная вода И
Асбест Воздух И
Мышьяк Питьевая сода И
Микробиологические загрязнения Пища И,Р
Реакционноспособные загрязнения Воздух И

По масштабам проведения мониторинг подразделяется на глобальный, региональный, национальный, локальный.

Глобальный (биосферный) мониторинг представляет систему наблюдений на планетарном уровне за объектами биосферы, гидросферы, атмосферы, литосферы, где отслеживаются масштабные изменения и распространение агентов загрязнения, как правило, не связанные с конкретными источниками загрязнения. В конце 1970-х гг. была создана глобальная система мониторинга окружающей среды. Программой ГСМОС предусмотрено изучение реакции различных видов биоты на загрязнение среды. Эта система состоит из 5 взаимосвязанных подсистем: изучение климатических изменений, дальнего переноса загрязняющих среду веществ, гигиенических аспектов среды, исследования Мирового океана и ресурсов суши. При ООН существует специализированное агентство — Всемирная метеорологическая организация (ВМО), которая, используя базовые и региональные станции, осуществляет специальную программу наблюдений. Существуют 22 сети действующих станций глобального мониторинга, а также международные и национальные системы мониторинга. На территории Российской Федерации — несколько станций (расположены в биосферных заповедниках), которые являются частью глобальных международных наблюдательных сетей, ориентированных на решение следующих задач:

организация системы предупреждения угрозы здоровья человеку;

оценка глобального загрязнения и его влияния на климат;

оценка количества и особенностей миграции загрязнителей биосферы;

оценка критических проблем, возникающих в сельском хозяйстве;

изучение реакции наземных экосистем на загрязнение окружающей среды;

оценка загрязнения океана и его влияние на водные экосистемы;

создание разветвленной системы предупреждения о стихийных бедствиях.

Национальный мониторинг ведется отдельными странами по собственной программе в соответствии с собственными приоритетами. В Российской Федерации с 1993 г. создается Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), в рамках которой реализуются: единые требования к средствам измерения и их метрологическому обеспечению, единая система нормируемых и контролируемых параметров, система сбора и передачи данных, типовые службы экологического мониторинга для субъектов Федерации и городов. При этом ЕГСЭМ входит составным звеном в сеть глобального эколог��ческого мониторинга.

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие оценить их состояние и происходящие в них процессы под влиянием техногенной деятельности.

Экологический мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием техногенной деятельности.

Термин «мониторинг» образован от лат. monitor — наблюдающий, предостерегающий (так называли впередсмотрящего матроса на парусном судне). Идея глобального мониторинга окружающей человека природной среды и сам термин «мониторинг» появились в 1971 г. в связи с подготовкой к проведению Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972). Первые предложения по разработке такой системы были выдвинуты Научным комитетом по проблемам окружающей среды. Профессор Р. Мэнн в 1973 г. в постановочном аспекте изложил концепцию мониторинга, которая была обсуждена в феврале 1979 г. на первом Межправительственном совещании по мониторингу (Найроби). Мониторингом Р. Мэнн предложил назвать систему повторных наблюдений одного и более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой.

Экомониторинг по степени исследований и масштабности разделяется на:

  • биоэкологический, на котором анализируются санитарно-гигиенические нормы;
  • геосистемный, в ходе которого изучаются данные хозяйственных и природных угодий;
  • биосферный, для которого составляется общая картина в масштабах планеты.

Для мониторинга состояния окружающей среды собираются различные данные по уровню загрязнения воздуха и водоемов, показатели погоды и состояние неживой природы. Также осуществляется исследование всех климатических данных и изменений. На уровне биологического мониторинга проводится наблюдение за живыми организмами и их состоянием при загрязнении и изменениях окружающей среды. Кроме того, в экомониторинг входит сбор данных заболеваемости и состоянию здоровья людей. Все это позволяет прогнозировать состояние земной биосферы и выявлять экопроблемы.

В целом сбор данных проводится на различных уровнях:

  • детальный – исследования небольшого земельного участка или территории;
  • локальный – проводится в рамках района или населенного пункта;
  • региональный – изучается состояние областного уровня;
  • национальный – осуществляется экомониторинг конкретной страны;
  • глобальный – проводится в рамках программы ООН, изучается изменения в планетарном масштабе.

Под программой системы мониторинга понимают совокупность целей организации, конкретных стратегий поведения и механизмов реализации. Основными составляющими являются:

  • объекты, имеющие территориальную привязку, которые находятся под строгим контролем служб;
  • показатели контроля;
  • допустимые области изменения показателей;
  • временные масштабы.

Каждая программа содержит разработанные карты, таблицы, в которых указаны места и даты, а также методы отбора проб, схемы и другие важные данные. Также в программу заложены методы дистанционного анализа, позволяющие определить состояние окружающей среды.

1. Заготовка древесины – основной вид лесопользования, осуществляется в порядке рубок главного и промежуточного пользования тесом (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также имеющие защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей).

В лесах третьей группы проводятся рубки главного пользования. В лесах второй группы устанавливается режим ограниченной эксплуатации, как и в регионах с недостаточными лесными ресурсами. Наибольшие ограничения устанавливаются в лесах первой группы, ценных в экологическом отношении. Здесь проводятся только такие рубки главного пользования, которые способствуют усилению природоохранных функций данных лесов, использованию запасов перестойных и спелых древостоев и др. В лесах национальных парков, орехопромысловых зон, притундровых и иных, отнесенных к особо ценным лесным массивам, допускаются только рубки промежуточного пользования, выборочные санитарные рубки ухода за лесом.

2. Заготовка живицы осуществляется в хвойных, перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки главного пользования. Порядок оплаты за заготовку живицы устанавливается законодательством РФ и других субъектов РФ.

3. Заготовка второстепенных лесных ресурсов для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться юридическими и физическими лицами без причинения вреда лесу. К второстепенным лесным материалам относятся пни, луб, кора, береста, сосновая и еловая лапы, древесный веточный корм и т. д. Эти материалы отпускаются заготовителям за плату, устанавливаемую местной администрацией.

4. Побочное лесное пользование разделяется:

– на общедоступное – сбор плодов, ягод, грибов, мха, камыша, лекарственного и технического сырья, которое осуществляется населением, как правило, бесплатно и без выдачи специального разрешения, но при соблюдении установленных правил ведения лесного хозяйства;

закрепленное за определенными организациями и гражданами – сенокошение, пастьба скота, пчеловодство, добыча торфа, песка, камня, глины и др. на основании специальных разрешений.

5. Пользование лесом в научно-исследовательских целях осуществляется на специально выделенных участках лесного фонда. Порядок и условия пользования лесным фондом для указанных целей определяются представительными органами субъектов РФ.

6. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

7. Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства осуществляется в порядке и на условиях, установленных специальными правилами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Государственный экологический мониторинг Минприроды России

Как известно, антропогенное воздействие на окружающую среду приводит к возникновению масштабных трудноразрешимых противоречий между интересами развития производства и сохранением природы, поскольку в результате интенсивного использования природных ресурсов происходит разрушение природных систем и интенсивное загрязнение среды. Еще в Стокгольме на Первой международной конференции ООН по оценке состояния природной среды в 1972 г. было признано, что экологическое состояние природной среды в промышленных странах стало угрожать не только здоровью населения, по и самому существованию человечества. Решение проблем, возникающих в связи с катастрофическим ухудшением окружающей природной среды, занимает сейчас центральное место при выработке стратегии экологически устойчивого социально-экономического развития многих стран, в том числе и России.

Состояние окружающей среды в современном мире все больше зависит от степени развития общественного сознания, понимания взаимоотношений природы и человека, вовлеченности населения в решение экологических вопросов. Информирование, образование и воспитание в этой сфере играют немаловажную роль в формировании нашего общего будущего.

Мониторинг — это систематическое наблюдение за состоянием окружающей среды. Мониторинг имеет свои задачи:

  • наблюдение за состоянием окружающей природной среды и отдельных природных объектов, за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека;
  • обобщение и оценку полученной информации о состоянии окружающей природной среды;
  • прогнозирование изменений состояния окружающей природной среды с целью предупреждения его отрицательных экологических последствий;
  • обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

В зависимости от объектов экологического мониторинга он подразделяется на общий — мониторинг окружающей природной среды, и отраслевой — мониторинг природных объектов.

Экологический контроль представляет собой одну из основных функций государственного экологического управления. Его конечной целью является поддержание благоприятного качества окружающей природной среды посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей природной среды.

Исходя из задач экологического контроля, предусмотренных ФЗ «Об охране окружающей среды», можно определить его как совокупность государственных и общественных мероприятий по наблюдению за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке соблюдения экологических требований предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.

Государственный экологический контроль представляет собой один из видов административно-управленческой деятельности и предполагает в отличие от мониторинга не только сбор и анализ необходимой информации, но и проверку соблюдения экологических требований и нормативов субъектами природопользования, выявление нарушений экологического законодательства. Он носит надведомственный характер и включает в свою систему органы общей и специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среда. Особое место среди них занимают специальные природоохранительные инспекции — государственная лесная охрана, охотничья инспекция, рыбоохрана, государственная санитарноэпидемиологическая служба и др.

Организация и проведение государственного экологического контроля и обеспечение межотраслевой координации деятельности государственных органов в этой сфере возложены на Государственный комитет РФ по охране окружающей природной среды.

Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:

  • посещать предприятия, организации и учреждения независимо от их форм собственности и подчинения, знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
  • проверять работу очистных сооружений, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
  • выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;
  • устанавливать по согласованию с органами санитарноэпидемиологического надзора нормативы выбросов и сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
  • назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
  • требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов;
  • привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной и уголовной ответственности, предъявлять иски в суд (арбитражный суд) о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека экологическими правонарушениями;
  • принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Решения государственных органов экологического контроля могут быть обжалованы в суд.

Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций и учреждений (должностными лицами, лабораториями, отделами и т. д. по охране окружающей среды), деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или оказывает влияние на окружающую природную среду. Задача производственного экологического контроля — проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований экологического законодательства на конкретном предприятии, в организации, учреждении. Он может выражаться в контроле за выбросами загрязняющих веществ, за выделением и освоением средств на природоохранные мероприятия, за работой очистных сооружений и т. д.

В рамках общественного контроля граждане и их организации, общественные объединения и экологические движения могут самостоятельно или совместно с государственными органами участвовать в реализации экологических мероприятий, проверке выполнения требований экологического законодательства предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами, выявлении и пресечении экологических правонарушений. В охране окружающей природной среды принимают участие различные массовые общественные организации (профсоюзные, молодежные и др.), а также специализированные экологические формирования (общества охраны природы, экологические партии и др.). Расширяется деятельность экологических движений, объединяющих граждан в защиту отдельных природных объектов и комплексов, в связи с решением зональных экологических проблем (охраной озера Байкал, реки Волги и др.).

Важное звено экологического контроля — экологическая экспертиза, а также предшествующая ей оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые образуют взаимосвязанный комплекс средств, обеспечивающих предупреждение экологически вредной деятельности и учет экологических требований на стадии принятия хозяйственных и иных решений.

В зависимости от территории, охватываемой наблюдениями, мониторинг подразделяется на три уровня: глобальный, региональный и локальный:

• Глобальный мониторинг — слежение за общемировыми процессами (в том числе антропогенного влияния), происходящими на всей планете. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО). Существуют 22 сети действующих станций системы глобального мониторинга. Основными целями программы глобального мониторинга являются: организация системы предупреждения об угрозе здоровью человека; оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат; оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах; оценка проблем возникающих при сельскохозяйственной деятельности и землепользовании; оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды; оценка загрязнения морских экосистем; создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.
• Региональный мониторинг — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то одного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. На уровне регионального мониторинга ведутся наблюдения за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов — бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем.
• Локальный мониторинг — это слежение за естественными природными явлениями и антропогенными воздействиями на небольших территориях.

В системе локального мониторинга наиболее важным является контроль следующих показателей.

Объекты наблюдения и показатели:

Атмосфера

Химический и радионуклидный составы газовой и аэрозольной фаз воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег и дождь) и их химический и радионуклидный составы, тепловое загрязнение атмосферы.

Гидросфера

Химический и радионуклидный составы среды поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т.д.), грунтовых вод, взвесей и донных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

Почва

Химический и радионуклидный составы.

Биота

Химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона, рыб.

Урбанизированная среда

Химический и радиационный фоны воздушной среды населенных пунктов, химический и радионуклидный составы продуктов питания, питьевой воды и т.д.

Население

Численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость и др.), социально-экономические факторы.

Основные задачи экологического мониторинга:

— наблюдение за источниками антропогенного воздействия;
— наблюдение за факторами антропогенного воздействия;
— наблюдение за состоянием природной седы и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;
— оценка фактического состояния природной среды;
— прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

Система пассивного мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.

Активный мониторинг предполагает принятие экологически значимых решений и активных регулирующих мер, что тесно связано с экологическим контролем. Контроль экологический — деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль.

В природоохранительном законодательстве государственная служба мониторинга определена фактически как часть общей системы экологического контроля. Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Задачи мониторинга:

1. Организация системы сбора и обработки данных наблюдений;
2. Обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений;
3. Организация хранения данных экологических баз;
4. Оценка и прогноз состояния окружающей среды;
5. Информационное обеспечение органов власти и населения о состоянии окружающей среды.

Объектами экологического мониторинга являются:

— компоненты природной среды — земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, уровни радиационного и энергетического загрязнения, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
— природные объекты — естественные экологические системы, природные ландшафты и составляющие их элементы;
— природно-антропогенные объекты — природные объекты, преобразованные в процессе хозяйственной деятельности или объекты, созданные человеком и имеющие рекреационное и защитное значение;
— источники антропогенного воздействия на природную среду, включая потенциально опасные объекты.

Мониторинг природных сред и объектов осуществляется на различных уровнях:

— глобальном (по международным программам и проектам);
— федеральном (для территории России в целом);
— территориальном (в пределах территории соответствующих субъектов Российской Федерации);
— локальном (в пределах природно-техногенной системы).

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система выполняемых по научно обоснованным программам взаимосвязанных работ по регулярному наблюдению за состоянием окружающей среды, оценке и прогнозу её изменений под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Основной задачей экологического мониторинга является предоставление своевременной, регулярной и достоверной информации о состоянии природной среды и объектов, а также прогнозов изменения экологической обстановки. Данные мониторинга являются основой информационной поддержки принятия решений, расстановки приоритетов в области природоохранной деятельности с целью выработки экономической политики, адекватно учитывающей экологические факторы.

Система экологического мониторинга представляет собой совокупность взаимно увязанных нормативно-правовых актов, структур управления, научных организаций и предприятий, технических и информационных средств.

Слово «мониторинг» зародилось в латинском языке, затем перекочевало в английский, позднее утвердилось и в русском словаре. Так, monitor означает «напоминающий», «надзирающий», «предостерегающий» и трактуется как целый комплекс регулярных наблюдений, оценок и прогнозов какого-либо объекта, с целью контроля и, если возможно, оптимизации процессов, происходящих с его участием.

Мониторинг бывает самый разнообразный, для создания целостной картины о данном предмете нелишним будет знакомство с его различными видами.

Основываясь на целях и объектах, выделяют санитарно-гигиенический, экологический и климатический мониторинги.

1. Санитарно-гигиенический прежде всего занимается мониторингом загрязнения окружающей среды и сопоставлением ее качества с гигиеническими нормативами ПДК (предельно допустимыми концентрациями), выявленными для защиты, здоровья и охраны благоприятной среды жизнедеятельности населения.

Необходимым условием высококачественного управления свойствами окружающей среды является правильная организация системы мониторинга.

Система МОС включает четыре основных блока:

  1. Наблюдение (подразумевается получение данных об общем состоянии объектов, находящихся под наблюдением). Они осуществляются с определенной периодичностью, через четко установленные интервалы времени, что очень важно для получения полной и ясной картины. Наблюдения могут производиться как отдельными станциями (точечно), так и их целой сетью. Для того чтобы отделить друг от друга антропогенные и естественные (природные) модификации, необходимо хранить данные за прошедшие годы для сравнения с предыдущими показателями. Это даст возможность более точного расчета интенсивности процессов и предсказания их последствий.
  2. Оценка настоящего состояния. Информация, полученная из предыдущего этапа, анализируется специалистами, которые способны с высокой точностью определить степень ухудшения или, наоборот, благополучности состояния объекта, установить причины этого, наметить тенденции последующего варьирования его состояния.
  3. Прогноз состояния. На этом этапе не только предполагается будущее, но и осуществляются попытки подкрепления гипотез определенными доказательствами (расчетами, показателями и т. д.).
  4. Оценка прогноза. Полученные результаты снова подвергаются оценке, а затем доносятся до аудитории в том или ином формате.

27. Регистрационная деятельность в сфере охраны окружающей среды

Законодатель исчерпывающе установил субъекты, организующие и осуществляющие экологический мониторинг окружающей среды в России. Прежде всего, всю систему уполномоченных органов возглавляет Правительство Российской Федерации. В его структуре находятся Минприроды РФ, Минсельхоз РФ и подведомственные им федеральные службы по мониторингу окружающей среды и агентства, компетентные в рассматриваемой области. Например, к таковым относятся: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; центром по мониторингу окружающей среды и гидрометеорологии является одноименная Федеральная служба Российской Федерации, относится сюда и Рыбнадзор, а также другие правительственные органы власти.

На государственном уровне ГЭМОС обозначается, во-первых, в качестве комплексной системы наблюдения за природной средой и ее состоянием, оценивания и прогноза его изменений под воздействием факторов естественного и антропогенного свойства. И во-вторых, как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами федеральной государственной власти и властями субъектов.

Мероприятия по ГЭМОС начались в 30-е годы еще в СССР. Тогда в связи с проблемой водопотребления актуальны были исследования и контроль поверхностных и подземных водоемов.

В 50-е годы проводились первые испытания ядерного оружия, поэтому необходимым стало выявлять и организовывать борьбу с радиационным загрязнением природной среды.

1972 год ознаменован созданием ряда специальных организаций, ведомств и служб, выполняющих сходные функции экологического мониторинга, поэтому их сохранение в обновленной России посчитали нецелесообразным. Поэтому в 1993 году была создана Единая государственная система экологического мониторинга России (ЕГСЭМ), а в качестве основной цели было поставлено обеспечение безопасности и охраны окружающей природы. Задачами выступали наблюдение, хранение и обработка сведений о статусе окружающей среды, а также исследование и комплексный анализ выявленных данных и последующее информирование граждан и заинтересованных лиц в данной сфере. Однако и эта попытка оказалась слабой, система мониторинга окружающей среды дожила лишь до 2003 года. Поскольку ее концепция остановилась в развитии, и цель не была достигнута. На сегодняшний день имеется новое решение Правительства РФ об организации и осуществлении ГЭМОС.

Среди большого их количества можно выделить основные:

  • Осуществление наблюдения за состоянием окружающей среды в местах нахождения факторов антропогенного влияния.
  • Анализ, оценка и выявление тенденций модификаций состояния природной среды под воздействием как биологических, так и антропогенных явлений.
  • Обеспечение нужд государства в целом, его должностных лиц, организаций и граждан полной, компетентной, достоверной информацией о состоянии природной среды. Это важно, поскольку является необходимым для предотвращения или уменьшения отрицательных последствий неблагоприятных изменений.
  • Определение источников влияния антропогенного характера и организация наблюдения за ними;
  • Осуществление широкомасштабных наблюдений за факторами антропогенного воздействия;
  • Организация наблюдения за состоянием окружающей среды, подвергающейся воздействию факторов антропогенного влияния;
  • Формирование информационных данных о текущем состоянии внешней среды и степени ее загрязненности;
  • Принятие решений, исключающих загрязнение природных ресурсов и их очистку от уже имеющихся вредных элементов;
  • Составление прогноза тенденций изменения состояния природной среды;
  • Производство экономических, правовых и социально экологических обоснований для природопользователей, регионов со сложной и бедственной экологической ситуацией.

Экологический мониторинг обязан ориентироваться на следующие показатели:

  1. Соблюдение определённых требований национального и международного значения к антропогенному воздействию;
  2. Проведение диагностики антропогенного воздействия и предупреждение его возможных последствий.

Процесс организации экологического мониторинга основывается на принципах систематичности, унифицированности и комплексности.
Базируясь на указанных аспектах, процедура выстраивания экологического мониторинга обязана содержать в себе следующие фундаментальные составляющие:

  • Определение объекта наблюдения;
  • Формирование сети наблюдательных пунктов;
  • Накопление информации с её последующей обработкой;
  • Анализ собранной информации и оценка экологической обстановки;
  • Определение ряда действий по улучшению экологической обстановки.
  • Проведение экологического мониторинга имеет существенное значение для предупреждения, минимизации либо абсолютного устранения негативного экологического влияния на внешнюю среду. Помимо этого использование данной процедуры является необходимым условием к прохождению Государственных строительных экспертиз и приобретения доступа к строительству.

29. Экологическая экспертиза: понятие, виды и порядок проведения

  • Подробное изучение интересующей местности;
  • Определение мест отбора проб (почвы, воздуха, водных ресурсов);
  • Осуществление взятия проб на местности;
  • Контроль отобранных проб по необходимым показателям (проводимость, температура и т. д.);
  • Осуществление аналитических лабораторных исследований с целью выявления степени концентрации вредных веществ;
  • Сравнительный анализ полученных показателей со значениями их предельно допустимой концентрации;
  • Выявление на основе приобретённых результатов местности, в которой превышен уровень предельно допустимой концентрации вредных веществ;
  • При необходимости подбор способов рекультивации загрязнённых областей;
  • Выполнение на местности работ по рекультивации.

В результате проведения мониторинга составляется подробная карта исследованной местности, на основе которой в дальнейшем разрабатывается необходимая градостроительная, прединвестиционная, предпроектная и проектная документация.

  • Геометрия
  • Информатика
  • Математика
  • Алгебра
  • Алгебра и начала математического анализа
  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Испанский язык
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Физическая культура

30. Экологическое лицензирование

  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение
  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика
  • Технология (мальчики)
  • Технология
  • Технология (девочки)

Являя собой огромную и разветвлённую систему, государственный экологический мониторинг решает множество задач, в частности проверку планов и реализованных мероприятий, направленных на природоохранную деятельность, контроль над соблюдением рационального и правильного применения земельных и водных природных ресурсов, применения средств для оздоровления экологии, осведомление людей о состоянии среды и возникновении опасности для населения. Мониторинг экологической среды должен выявить источники загрязнений, спрогнозировать и оценить опасность от предполагаемых источников и предложить способы устранения следствий негативного воздействия. Решает эти задачи непосредственно служба государственного экологического контроля, являющаяся частью глобальной системы контроля над экологией. Под юрисдикцию службы попадает то, что мы называем, окружающей природной средой (землю, воздух, воду, животные и растений), сегмент производства, хозяйственный сегмент и непосредственно общество, в котором мы живём.


Похожие записи:

Добавить комментарий