Что такое общественное страхование: роль в экономике и место в системе социальной помощи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое общественное страхование: роль в экономике и место в системе социальной помощи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основными отличиями частного страхования от общественного являются:

  • частное осуществляется коммерческими страховыми компаниями, имеющими лицензию на соответствующую деятельность, общественное – государством в лице внебюджетных фондов или иных распорядителей средств;
  • обязательное социальное, общественное страхование более масштабное и охватывает практически всех граждан страны – в отличие от частного, при котором застрахованными является лишь отдельный круг физлиц, изъявивших желание вступить в соответствующие правоотношения со страховщиком;
  • система частного менее защищена, и при значительных изменениях конъюнктуры рынка может видоизменяться, государственное же страхование менее подвержено влияниям различных внешних факторов;
  • развитие частного началось в условиях перехода к рыночной экономике, общественное же появилось и формировалось еще задолго до этого.

Социально-экономическая сущность страхования и его значение

Всю свою историю человечество сталкивалось с разного рода рисками: плохой урожай и перспектива остаться без еды, лишение крова в результате нападения врага или природных ненастий и т.д. Любой из них влечёт за собой ущерб разной степени и рода, но все имеют единую отличительную черту – случайность, то есть опасность, которую невозможно предусмотреть или просчитать конкретно.

Противостояние таким несчастьям возможно тремя основными способами:

  • Целенаправленная борьба с любыми факторами риска.
  • Проведение комплекса всех возможных превентативных мероприятий.
  • Формирование резерва, который поможет эффективно и наименее убыточно возместить последствия любого чрезвычайного случая.

Первые два пункта являются эффективными лишь до определённой степени. Ведь для того, чтобы предотвратить полностью большой убыток необходимо точно предугадать причину, локализацию, характер и время его возникновения. А говоря ещё в начале о рисках мы уже дали определение, что это невозможно.

А вот третий пункт, который и представляет собой страхование, является надёжной защитой от потерь. Ведь изначальное планирование особого баланса на непредвиденные нужды означает оптимизацию производства и исключает причинение ему значимых ущербов. Если в самом начале пути мы делаем некий «неприкосновенный запас» значит используя его в случае необходимости мы ничего не теряем, ведь учли его заранее.

Важно, однако, при этом обозначить конкретные случаи, когда возможно обращение к помощи тех самых скрытых ресурсов. Ведь если в начале изнурительного путешествия мы садимся на первой лужайке и умышленно съедаем все свои продукты, при этом получая ещё и переедание, то вряд ли есть вообще смысл откладывать себе пару бутербродов на всякий случай. Мы всё равно погибнем от голода, но не потому что часть нашего провианта утонула при сложном переходе реки, а потому что мы глупы.

Условия, которые делают помощь реальной и осмысленной:

  1. Происшествие, от которого мы стремимся страховать себя может быть, как закономерным, так и абсолютно непредвиденным. Но важно при этом то, что оно происходит в неизвестный момент времени. В силу того, что в каждом доме есть электрическая проводка, есть вероятность её возгорания. Неизвестно лишь в какой момент времени.
  2. Абсолютное исключение умышленной реализации сценария чрезвычайного происшествия.
  3. Вероятность осуществления рисков, а также их последствия, должны быть осмысленны и поняты не одним только человеком, а всей группой лиц.

Социальное страхование – это всегда материальная гарантия.

Как элемент системы оно выполняет следующие функции:

  • защита – поддержание обычного для человека прожиточного уровня в случае, когда он лишается ежемесячного дохода, а также при возникновении непредвиденных расходов;
  • компенсация – ликвидация ущерба в случае утраты работоспособности;
  • воспроизводство – обязательное страхование компенсирует денежные утраты и поддерживает достойный уровень жизни на всех этапах человеческой жизни (при рождении, в пенсионном возрасте и в случае смерти);
  • перераспределение – за социальные риски несут ответственность все застрахованные; материальные средства перераспределяются между представителями разных слоев населения;
  • стабилизация – согласование интересов субъектов по ряду вопросов.

Социальное страхование основывается на следующих принципах:

  • персональной ответственности;
  • солидарности;
  • организационного самоуправления;
  • общности;
  • обязательности;
  • государственного регулирования.

Этот вид страхования часто приравнивают к гарантиям конституционного права. Но по своей сути оно является основой для их применения.

В системе социальной защиты населения в РФ социальное страхование – это рычаг, которые позволяет выровнять материальное положение разных социальных групп.

Государство здесь выступает посредником между плательщиками сборов и нетрудоспособными личностями. В данном случае оно гарантирует, что одна группа субъектов будет содержать в случае необходимости другую нетрудоспособную часть населения.

Исторически страхование возникло как мера взаимной защиты торговцев от потери товара по тем или иным причинам. Со временем страховать стали не только товары, но и жизнь, ответственность. Наиболее сложным страхованием оказалась область медицины, поддержки престарелых граждан. Все понимают, что практически каждый рано или поздно воспользуется медицинской помощью, утратит способность трудиться и обеспечивать себя в финансовом плане. Не все самостоятельно могут накопить на достойную старость и медицинский уход. Важным становится поддержка общества, где живет гражданин.

Несмотря на возможность осуществлять общественное страхование частными организациями, наибольшее развитие получила именно государственное обязательное страхование.

Государство имеет возможность принудить своих граждан и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории страны к уплате страховых взносов. Создается значительный страховой фонд, который перекрывает объем требующейся компенсации. Российское общественное (социальное) страхование представлено, в первую очередь государственным пенсионным фондом, фондом социального страхования, фондом обязательного медицинского страхования. Кроме этого, функционируют частные страховые компании, работающие в этом направлении. Объектом страхования является жизнь и здоровье человека, страховым событием будет ухудшение состояния здоровья, дожитие до определенного возраста, рождение ребенка. Субъектами будут выступать сам человек, его работодатель, страховые фонды. Страхуется риск потери трудоспособности при определенных факторах.

Механизм общественного страхования достаточно прост. Для страховой защиты от наступления нетрудоспособности при наступлении старости государство, в лице пенсионного фонда, оформляет гражданину страховой полис. В течение всей трудовой деятельности работодатель либо сам гражданин уплачивают обязательные взносы, пропорционально заработной плате трудящегося. Денежные средства аккумулируются в государственном или негосударственном пенсионном фонде (по выбору гражданина). При достижении определенного возраста пенсионный фонд переходит к ежемесячным выплатам. Кроме пенсии по старости существуют другие виды пенсий, например:

  • По инвалидности;
  • За выслугу лет;
  • При потере кормильца.

Соответственно, страховым случаем для их назначения станет смерть старшего работающего члена семьи, признание инвалидности, определенный срок службы в государственных структурах. Фонды социального и медицинского страхования регулируют поступления и расходования средств, направляемых работодателями для защиты финансового положения работника при заболеваниях, в связи с беременностью, родами и отпуском по уходу за ребенком, несчастных случаях и травматизме.

Другой формой общественного страхования являются выплаты разнообразных компенсаций при наступлении неблагоприятных условий, без взимания взносов. Например, человек, потерявший работу, при обращении в службу занятости будет в течение некоторого времени получать пособия по безработице. Размер таких пособий в России находится на границе прожиточного минимума, что, с одной стороны, стимулирует гражданина к поиску работы, а с другой, показывает неготовность общества содержать безработного. В некоторых европейских странах размер пособия настолько велик, что многие предпочитают не работать вообще, ведя при этом достаточно комфортный образ жизни. Источником финансирования станут налоговые сборы, перераспределяемые при составлении бюджетов. Кроме безработицы, обществом будут покрываться ряд других социально значимых расходов.

Слово страхование происходит от старинного выражения «действовать на свой страх и риск», то есть на собственную ответственность. Различные опасности подстерегали человека всегда, и страх перед ними был вполне естественным. Кто умел предусмотреть и оценить опасности, найти способ избежать их, преодолеть и передать другим свой страх, тот добивался успеха. Разделение опасности («страха») с товарищами, передача страха более сильному и умелому и получила название «застраховаться». В дальнейшем это название стало использоваться преимущественно как специальный термин разделения и передачи рисков имущественных потерь, а позже как наименование формы взаимопомощи при заболеваниях, потери трудоспособности, смерти кормильца. Интересно, что в английском языке страхование — insurance имеет другое происхождение — от слова sure (уверенный) и может быть переведено как «быть уверенным».

  1. 13.3. Основные виды социальных пособий
  2. Место и роль социального страхования в системе социальной защиты населения
  3. §1. История обязательного медицинского страхования Организация медицины в дореволюционной России
  4. РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЩИКОВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
  5. Налоги в системе государственного регулирования экономики
  6. «Болезнироста» социального страхования
  7. Пути формирования института социального страхования
  8. Основные направления социальной защиты. Концептуальные .подходы к реформированию системы социальной защиты населения в России
  9. Роль государственных внебюджетных социально-страховых фондов финансирования социальных программ
  10. Система государственного управления России
  11. 2Основные приоритеты и направления социальной защиты
  12. Исторические типы и модели социального страхования в странах Запада и в досоветской России
  13. Генезис российской теории права социального обеспечения и развитие учения о социальном призрении
  14. Теория права социального страхования: от цивилистики к науке трудового права
  15. Социальное назначение и функции права социального обеспечения: светские и религиозные аспекты
  16. Предмет права социального обеспечения и сфера его действия
  17. ГЛАВА 16. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВАИ ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
  1. 6.7. Роль единого социального налога в обеспечении финансирования системы обязательного социального страхования
  2. 26 Социальная защита и поддержка населения: формы и механизмы реализации. Социальные стандарты
  3. Социальное страхование как элемент системы социальной защиты
  4. Внутреннее противоречие в государственной системе социального страхования
  5. Тема 7. Социальная политика государства. Государственные внебюджетные социальные фонды
  6. Фонд социального страхования Российской Федерации, его значение
  7. Тема 7. Социальная политика государства. Государственные внебюджетные социальные фонды
  8. 14.3. Роль государства в обеспечении социальной ориентации экономических преобразований. Современная социальная политика
  9. Социальные пособия и их роль в социальной защите населения
  10. 4 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА – ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОНВЕРСИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
  11. Социальное страхование и социальное обеспечение в банке

Социальное страхование и социальная помощь: их место и роль в рыночной экономике

  • Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства
  • Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства
  • Фонды обязательного медицинского страхования
  • Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства
  • Роль фондов ОМС в реализации социальных программ государства
  • Роль фондов ОМС в реализации социальных программ государства
  • Роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных программ государства

Введение……………………………………………………………………3

  1. Теоретическая часть
  1. Понятие социальной защиты в рыночной экономике

1.1 Понятие социальной защиты…………………………………………..4

    1. Понятие социальной защиты в рыночной экономике…………….5

Деятельность фонда социального страхования Скачать 103834 7 0

… все необходимые выплаты.[19] Фонд социального страхования был создан на основании указа президента РФ от 7 августа 1992 года № 822 «О Фонде социального страхования РФ». Указом президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 координация деятельности Фонда социального страхования РФ возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (5). Фонд социального страхования …

Институт социального страхования возник в результате сочетания двух подходов к управлению рисковыми событиями: социального регулирования и страхования. В рамках первого устанавливались основные социальные ориентиры развития общества, а в рамках второго формировался механизм финансового обеспечения поставленных целей: социальное страхование = социальная политика + страхование.

Однако в процессе формирования и развития социальное страхование в результате взаимопроникновения своих двух составляющих трансформировалось в самостоятельную социально-экономическую систему, отличную как от чисто страховой, так и сугубо социальной системы. Сложность и множественность процессов взаимодействия социального и экономического внутри единой системы не получили адекватной научной оценки и по сей день, а само понятие «социальное страхование» трактуется в диапазоне от государственного социального обеспечения до всех возможных форм страхования социальных рисков. Имеющиеся подходы к толкованию социального страхования условно можно объединить в три направления.

Первое — традиционное (классическое) понимание социального страхования как механизма, обеспечивающего получение социальных выплат при наступлении определенных событий в обмен на периодически производимые отчисления из заработка работника. Наиболее полно и обоснованно эта позиция изложена У.Бевериджем в его знаменитой работе «Social Insurance and Allied Services». Он писал, что «социальное страхование означает обеспечение наличных выплат, обусловленных обязательными взносами, сделанными полностью или частично застрахованными, независимо от ресурсов

индивида на момент наступления ущерба» (183, с. 120). В качестве основных принципов, на которых должна строиться вся система социального страхования, он выделял следующие:

взносы соответствуют той степени защиты, которая необходима гражданину;

выплаты определяются размером и условиями уплаты страховых взносов;

право на получение выплат определяется только обязанностью уплаты взносов и наступлением социального риска без какой-либо проверки нуждаемости в доходе;

социальное страхование вводится государством и является обязательным для всех граждан (183, с. 11-12).

Идеи У. Бевериджа легли в основу многих документов МОТ и получили развитие в работах таких западных ученых, как А.Б. Аткинсон, Дж.А. Бриттейн, П. Ларок, Е.Д. Берковиц, P.M. Болл. Наиболее комплексное определение социального страхования потери заработка от действия социальных рисков предложено представителями Йейлского университета: «это страхование от потери заработка, обязательное, основанное на страховых взносах, независимо финансируемое, без теста на нуждаемость, с правами и выплатами, зависящими от получаемых заработков» (210, с.20).

Существует две формы социального страхования:

  1. Обязательное страхование;
  2. Добровольное страхование.
Определение 2

Обязательное социальное страхование — это вид государственных социальных гарантий, которые обеспечиваются посредством целевых внебюджетные (государственных или общественных) фондов.

Под обязательным социальным страхованием можно понимать систему социальной защиты граждан, состоящую в страховании работающего населения от изменения социального и/или материального их положения, в частности, по независящим от них причинам. Если расшифровать подробно, сюда относится страхование при наступлении нетрудоспособности в связи с инвалидностью, безработицей, наступлением пенсионного возраста, болезнью, материнства.

В обязательном социальном страховании действует принцип неполного самофинансирования. Если фонд имеет дефицит, то государство помогает фонду средствами государственного бюджета.

Можно выделить несколько проблем, присущих обязательному социальному страхованию в Российской Федерации на сегодняшний день:

  • Во-первых, наблюдается доминирование роли государства в управлении данной системой;
  • Во-вторых, весьма существенная проблема – это несбалансированный характер финансовых ресурсов, которые имеют тенденцию к уменьшению;
  • В-третьих, невысокая степень страховой защиты, которая не соответствует реальному уровню жизни.

Таким образом, необходимо снизить роль государства в управлении обязательным социальным страхованием, для того, чтобы более активно развивать институт негосударственных фондов. Далее, с целью роста финансовых ресурсов, усилить ответственность работодателей за использование нелегальных схем при расчете заработной платы, механизма серых и черных зарплат, повысить прозрачность экономической системы в целом.

Замечание 1

Государство является гарантом устойчивости социальных фондов и программ обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование подразделяется на два вида:

  1. Общее страхование;
  2. Профессиональное страхование.

Общее обязательное страхование – это вид страхования, который имеет сферу распространения на всех лиц, которые работают по трудовому договору / контракту.

Обязательное профессиональное страхование – вид страхования, который распространяется на лиц, работающих в сферах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными условиями труда.

Страховые взносы и материальное обеспечение в обязательном профессиональном страховании значительное выше, чем в обязательном общем страховании.

Определение 3

Добровольное социальное страхование — это вид страхования, которое имеет в своей основе принцип коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.

Черты добровольного социального страхования:

  • демократизм и самоуправление в сфере управления страховыми фондами;
  • социальное партнерство работодателей и наемных работников;
  • тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.

Сегодня фонды добровольного социального страхования чаще всего рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию. Это связано с недостаточным уровнем гарантий со стороны государства в системе обязательного социального страхования и высоким уровнем доходов страхователей. Такое взаимное дополнение фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.

Так же в государстве существуют вид частного страхования как разновидность добровольного личного страхования граждан. Частное страхование действует за счет взносов физических и юридических лиц, частных страховых компаний пенсионных фондов.

Принципы частного страхования:

  • рыночная эквивалентность индивидуальной оценки социального риска;
  • зависимость размера возмещения от индивидуальной платежеспособности застрахованного лица;
  • взаимосвязь программы страхования с размером индивидуального взноса застрахованного лица.

Частным страхованием занимаются обычно коммерческие страховые компании.
В стране с развитой рыночной экономикой система страхования включает в себя государственные, коллективные и частные институты, коммерческие и некоммерческие общества.

Роль страхования в социально-экономическом развитии общества

Социальный риск ведет к потере трудоспособности и дохода. Обозначим основные виды социального риска:

  • болезнь;
  • производственная травма;
  • профессиональное заболевание;
  • несчастный случай;
  • материнство и детство;
  • безработица;
  • старость;
  • смерть кормильца.

Каждому риску соответствует своя форма социального страхования.
Специфика социальных рисков заключается в высокой значимости их последствий не только для отдельной личности, но и для общества.
Чем более развитое общество, тем больше роль социального страхования. Это связано с развитием системы социальной защиты населения, расширением программ страхования, ростом оказываемых услуг.

Социальное страхование является способом реализации конституционных прав граждан, гарантируемых государством.
Размеры выплат зависят от величины трудового (страхового) стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности.

Фонд социального страхования образуется за счет следующих источников:

  1. Страховые взносы работников;
  2. Страховые взносы работодателей;
  3. Субсидии государства.

Страховые взносы работников – прямой вычет определенной суммы из их дохода. В сущности — целевой подоходный налог. Ставка взноса зависит от валового заработка, устанавливает в процентах, независима от величины дохода. Предусмотрена годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Страховые взносы работодателей взимаются в процентах от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы. Другими словами суммы, которые превышают этот максимум, не учитываются.

Субсидии государства представляют собой взносы в фонды обязательного социального страхования, которые вносят за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Средства обязательного социального страхования могут использоваться в следующих видах:

  • денежные выплаты;
  • финансирование социальных услуг;
  • предоставление льготных благ.

Основными являются денежные выплаты, представленные пенсиями и пособиями в зависимости от контингента получателей.

Финансирование социальных услуг происходит в здравоохранении, учебных заведениях, санаторно-курортных организациях, при проведении профилактических мероприятий и т.д.

Льготные блага связаны с получением определенного материального блага или услуги. Они являются промежуточным звеном между денежным и натуральным распределением, за счет чего увеличивается потребительская возможность некоторых групп населения.

Выплаты и услуги распределяются на следующие группы:

  1. Выплаты и услуги, предназначенные для поддержания жизнедеятельности. Например, пенсии по возрасту и инвалидности, пособия по нетрудоспособности и прочие.
  2. Выплаты и услуги, которые связаны с дополнительными затратами в связи с рождением и воспитанием детей. Например, пособие на рождение ребенка, пособия на детей и т.д.
  3. Выплаты и услуги для восстановления трудоспособности, которые связаны с медицинской реабилитацией инвалидов, безработных, женщин, возвращающихся к труду после декретного отпуска.
  • 1 Природные условия и население Древней Италии
  • 1 Центральный банк
  • 12 Задания для самоконтроля
  • 14 Влияние науки на практику образования
  • 19.1 Общая характеристика культуры серебряного века

Общественное страхование и его воздействие на экономику.

Социальное и экономическое значение страховки не исчерпывается одной функцией. Она может играть сразу несколько ролей:

  • восполнение потерь в доходах граждан из-за возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение социальной и экономической стабильности в обществе;
  • стимулирование рыночной экономики за счет гарантийного покрытия некоторых страховых рисков;
  • поддержание процесса непрерывной работы предпринимателей.

Оформлением страховки могут заниматься государственные и негосударственные компании, деятельность которых играет важную социальную роль в решении общественных вопросов. Так, например, государство выплачивает социальные пособия при утрате гражданином работоспособности, в случае наступления инвалидности и т.д. Однако сумма этого пособия не покрывает затраты на реабилитацию. В этом случае помогают страховые компании, роль которых сводится к компенсации основных трат на лечение, если гражданин предварительно приобрел страховку.

Законодательство РФ определяет, что участниками страховых правоотношений становятся:

  • страховые компании;
  • агенты, занятые в сфере страхования;
  • страховые брокеры;
  • застрахованные лица;
  • федеральный орган, роль которого сводится к регламентированию исполнений законов в сфере страхового дела.

Под общественным страхованием понимается система правовых, экономических и социальных мер, осуществляемых государством, в отношении определенного круга лиц, указанных в соответствующем законе, в целях минимизации последствий неблагоприятных событий, которые могут возникать у данных граждан с определенной долей вероятности.

Общественное страхование, в зависимости от его конкретного вида, может покрывать следующие риски:

  • риск потери заработка или иного дохода в результате наступления пенсионного возраста;
  • риск несения расходов в связи с необходимостью обращения за медицинской помощью к врачу;
  • риск потери дохода в связи с рождением детей или нахождением на больничном листе;
  • риск неполучения прибыли в связи с инвалидностью или утратой члена семьи, являвшегося единственным кормильцем;
  • риск отсутствия дохода из-за увольнения с работы или невозможности найти подходящую;
  • риск получения ежемесячной прибыли в размере, меньшем чем размер прожиточного минимума пенсионера в соответствующем регионе РФ (в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи – ФЗ № 178 от 17-го июля 1999-го года);
  • иные риски.

Ключевые особенности общественного страхования заключаются в следующем:

  • оно распространяется на физлиц, указанных в законе, вне зависимости от их желания;
  • условия какого-либо вида страхования могут лишь незначительно отличаться в зависимости от категории застрахованного лица, но в целом и общем они одинаковые для всех.

Основными отличиями частного страхования от общественного являются:

  • частное осуществляется коммерческими страховыми компаниями, имеющими лицензию на соответствующую деятельность, общественное – государством в лице внебюджетных фондов или иных распорядителей средств;
  • обязательное социальное, общественное страхование более масштабное и охватывает практически всех граждан страны – в отличие от частного, при котором застрахованными является лишь отдельный круг физлиц, изъявивших желание вступить в соответствующие правоотношения со страховщиком;
  • система частного менее защищена, и при значительных изменениях конъюнктуры рынка может видоизменяться, государственное же страхование менее подвержено влияниям различных внешних факторов;
  • развитие частного началось в условиях перехода к рыночной экономике, общественное же появилось и формировалось еще задолго до этого.

Государство предоставляет гражданам нашей страны и другие виды социальной помощи на случай возникновения непредвиденных и сложных ситуаций в жизни:

  • бесплатная выдача помощи в натуральной форме (одежда, продукты питания) для определенных льготных категорий;
  • путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний;
  • иные меры финансовой помощи, предоставляемые для граждан, по независящим от них причинам не имеющих возможность получать доход наравне с трудоспособными лицами.

При этом система общественно-социального страхования выполняет в общественной жизни важные роли:

  • перераспределяет ущерб в пространстве и во времени;
  • исполняет роль стабилизатора уровня жизни граждан нашей страны, предоставляя им необходимый комплекс мер социальной поддержки при страховых случаях;
  • формирует огромные страховые фонды, средства в которых имеют строгую целевую направленность.

Место и роль социального страхования в системе социальной защиты населения

Страхование — экономическая и коммерческая иерархия на договорной основе, является частной формой финансового управления рисками, наиболее распространенной в современной экономике.

Страхование представляет гарантию возмещения убытков при наступлении страхового случая, предусмотренного договором, основывается на принципе взаимности и аккумулирует риски многих, чтобы сбалансировать их и компенсировать тем, кто в этом нуждается, , приносит защиту более значимою, чем взаимопомощь.

Услуги, представляемые страховщиком, носят почти всегда финансовый характер в силу специфики страховых операций.

Каждый вид страхования, заключенные договора по ним в своей сущности являются гарантией экономической защищенности страхователя от ущерба возможных рисков.

Сущность страхования — солидарная замкнутая раскладка ущерба.

Страхование состоит в образовании страховыми организациями страховых фондов, формируемых из страховых взносов поступающих от юридических и физических лиц, используемого для возмещения убытков понесенных страхователями в результате страховых случаев покрытых страхованием.

Страхование связано с возмещением прежде всего чрезвычайного ущерба в результате последствий страховых случаев.

Страхование является экономической категорией, находящейся в подчиненной связи с категорией финансов. Как и финансы, страхование обусловлено движением денежной формы стоимости при формировании и использовании соответствующих целевых фондов денежных средств в процессе перераспределения денежных доходов и накоплений для возмещения материальных и иных потерь.

Тем самым страхование связано с вероятностным движением денежной формы стоимости.

Страхование занимает большое место в финансировании экономики. В силу инверсии производственного цикла страховые предприятия располагают большими суммами, которые соответствуют в балансе взятым на себя обязательствам их клиентов. Накопленные резервы призваны играть роль инвесторов в развитии экономики.

Федеральной программой Правительства РФ «Развитие национального страхового дела в РФ в 1998-2000 гг.» отмечалось:

Страхование, как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, является внутренне присущим элементом любой формы экономических отношений и в особенности — рыночной экономики.

Страхование является наиболее гибким механизмом компенсации ущерба, возникающего в результате непредвиденных природных явлений, техногенных и социальных обстоятельств, поскольку страховые выплаты производятся в короткие сроки и в размерах устанавливаемых соглашением между страхователем и страховщиком при заключении договоров страхования.

Страхование оказывает большое влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов, обуславливающихся возникновением чрезвычайных событий природного, техногенного и иного происхождения, но и является наиболее стабильным внутренним источником инвестиций в экономику, аккумулируемых страховыми организациями средств.

В этой связи страхование является одним из стратегических секторов экономики. Финансовые возможности национальных страховых компаний по покрытию крупного ущерба остаются низкими. Из-за недостаточных размеров уставных капиталов, объема страховых резервов, развития системы внутреннего перестрахования, российские страховые компании вынуждены осуществлять передачу большинства рисков иностранным страховым компаниям, в результате чего за рубеж в качестве перестрахования уходит часть валютных ресурсов.

В качестве альтернативы приобретению страхования на рынке или дополнения к нему, когда первый уровень (доля) убытка не застрахован на коммерческом рынке, некоторые общественные организации и большие индустриальные концерны откладывают фонды, чтобы покрыть могущие быть застрахованными убытки.

Поскольку риск удерживается в организации, отсутствует рыночная операция покупки и продажи, но такие договорённости имеют общее влияние на фонды рынка в целом и на уровни премий. Фонды рынка в целом и на уровне премий, когда организация удерживает первый уровень (он именуется эксцендентом или «вычитаемым»: если это очень крупная сумма, обычно используется последний термин). Эти организации приняли решение о самостраховании, поскольку они полагают, что они достаточно сильны финансово, чтобы выдержать такие убытки, а также ввиду того, что расходы для них в случае переводов в фонд самострахования ниже, чем уровни коммерческой премии страховой компании, так как они экономят на административных расходах страховщика и его прибыли.

Между самострахованием и страхованием очень явное различие. В последнем случае, не зависимо от того, понимает организация или нет, что есть риск, никаких мер не принимается, чтобы предохранить себя против возможного убытка. Весьма вероятно, что в очень крупном концерне (например, национализированное предприятие или местная администрация) многие убытки могут абсорбироваться общими текущими расходами.

Создается собственный фонд.

Премия должна быть ниже, так как не имеется расходов в отношении брокерской комиссии и нагрузки в отношении административных расходов и прибыли страховщика. Проценты от инвестирования средств фонда принадлежат страхователю. Они могут быть использованы для увеличения фонда или для сокращения дальнейших взносов премии.

Расходы страхователя по премиям не увеличиваются ввиду неблагоприятного развития устойчивости у других фирм.

Имеется прямая заинтересованность снизить и контролировать риск возникновения убытка. Не возникает никаких разногласий со страховщиком по поводу убытков.

Так как решение о самостраховании вероятнее всего будет относиться к крупным организациям, они, вероятно, уже будут иметь квалифицированный страховой персонал среди своих служащих, чтобы руководить фондом.

Прибыль от фонда поступает в распоряжение страхователя.

Страхование — это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика). Объективная потребность в страховании обуславливается тем, что убытки под час возникают вследствие разрушительных факторов, вообще неподконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае, не влекут чьей-либо гражданско-правовой ответственности. Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так, например, физическое лицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не может покрыть ее из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня.

Страховые отношения, закрепленные в письменном договоре страхования как гражданско-правовая сделка, известны, по крайней мере, с эпохи позднего средневековья. Тогда благодаря великим географическим открытиям заметно расширились горизонты морской международной торговли. Предпринимателям потребовались крупные капиталы, чтобы использовать новые горизонты открывшихся возможностей.

Страхование и предпринимательство тесно взаимосвязаны. Для предпринимательства характерны организационно-хозяйственное новаторство, поиск новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, готовность идти на риск.

При этом возникают определенные страховые интересы, обусловленные природой предпринимательской деятельности. Эти страховые интересы закрепленны в соответствующих договорах страхования, ориентируют предпринимателей на овладение перспективными формами развития, на поиск новых сфер приложения капитала.

Как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.

Экономическую категорию страхования характеризуют следующие признаки:

  1. Наличие перераспределительных отношений;
  2. Наличие страхового риска (и критерия его оценки)
  3. Формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщиков;
  4. Сочетание индивидуальных и групповых страховых интересов;
  5. Солидарная ответственность всех страхователей за ущерб;
  6. Замкнутая раскладка ущерба;
  7. Перераспределение ущерба в пространстве и времени;
  8. Возвратность страховых платежей;
  9. Самоокупаемость страховой деятельности.

В рыночной экономике страхование выступает с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, с другой — видом деятельности, приносящим доход.

Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акций предприятий, банковские депозиты, ценные бумаги и т.д.

Страхование служит важным фактором стимулирования производственной активности и обеспечения здорового образа жизни, создает новые стимулы роста производительности труда в соответствии с личным вкладом в производство и обеспечения собственного благополучия.

  1. Формирование специализированного страхового фонда денежных средств, то есть, формирование данного фонда как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке.

    Функция формирования специализированного страхового фонда реализуется в системе запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещений. Если в коммерческих банках аккумулирование средств населения с целью, например, денежных накоплений, имеет только сберегательное начало, то страхование через функцию формирования специализированного страхового фонда имеет сберегательно-рисковое начало. В моральном плане каждый участник страхового процесса, например, при страховании жизни, уверен в получении материального обеспечения на случай несчастного события и при завершении срока действия договора. При имущественном страховании через функцию формирования специализированного страхового фонда не только решается проблема возмещения стоимости пострадавшего имущества в пределах страховых сумм и условий оговоренных договором страхования, но и создаются условия для материального возмещения части или полной стоимости пострадавшего имущества.

    Через функцию формирования специализированного страхового фонда решается проблема инвестиций временно свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры, вложение денежных средств в недвижимость, приобретение ценных бумаг и т.д. С развитием рынка в страховании неизменно будет совершенствоваться и расширяться механизм использования временно свободных средств. Значение функции страхования как формирования специальных страховых фондов будет возрастать.

  2. Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Возмещение ущерба через указанную функцию осуществляется физическим или юридическим лицами в рамках имеющихся договоров имущественного страхования. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями исходя из условий договоров страхования, и регулируются государством (лицензирование страховой деятельности).
  3. Предупреждение страхового случая и минимизация ущерба — предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий. Сюда же относится правовое воздействие на страхователя, закрепленное в условиях заключаемого договора страхования и ориентированное на его бережное отношение к застрахованному имуществу. Мера страховщика по предупреждению страхового случая и минимизация ущерба носят название превенции, В целях реализации этой функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий.

В интересах страховщика израсходовать какие-то денежные средства на предупреждение ущерба, которые помогут сохранить застрахованное имущество в первоначальном состоянии. Расходы страховщика по предупредительным мероприятиям целесообразны, так как позволяют добиться существенной экономии денежных средств на выплату страхового возмещения, предотвращая какой-либо страховой случай. Источником формирования фонда превентивных мероприятий служит отчисление от страховых платежей.

Правильному пониманию сути социальной страховки способствует изучение того, как обустроена система поддержки граждан при наступлении негативных жизненных обстоятельств.

Как следует из определения, соцстрахование предусматривает государственные гарантии получения финансовой помощи при наступлении нетрудоспособности в силу возраста или состояния здоровья, либо при недостаточном уровне доходов в силу определенных причин.

Социально-экономическое значение страхования

Субъекты обязательного социального страхования – это партнеры или участники отношений, которые приравниваются к страхованию.

В жизни любого человека могут возникнуть ситуации, которые подразумевают под собой необходимость получения от государства материальной и финансовой помощи.

Субъекты страхования – это работодатели, страховые компании, застрахованные граждане, а также многие другие органы, компании, организации, предприниматели и граждане. Они определяются при помощи соответствия федеральному закону, в котором учитывается и вид страхования.

Страхователи представляют собой определенные организации, которые имеют любую организационно-правовую форму. Сюда можно отнести граждан, которые имеют определенные обязательства, соответствующие федеральным законам.

В таком случае обязательное социальное страхование осуществляется в виде страховых взносов, которые в первую очередь устанавливаются при помощи действующего законодательства.

В качестве страхователя выступают исполнительные службы, кроме этого, при оформлении выплаты принимают участие в проверке документации и органы местного самоуправления.

Граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию, это:

  • лица, которые работают по договору найма, государственные служащие, муниципальные работники;
  • члены производственных кооперативов, которые принимают непосредственное участие в развитии и деятельности предприятия;
  • священнослужители;
  • лица, которые были осуждены или привлечены к оплачиваемому трудовому времени;
  • жители без гражданства;
  • частные предприниматели, адвокаты, физические лица, которые не были признаны индивидуальными предпринимателями;
  • лица, которые были застрахованы, имеют полное право получать страховое обеспечение, но только при соблюдении всех установленных условий, которые предусмотрены законами;
  • граждане, которые работают по заключенному трудовому договору.

Включает в себя следующие отдельные виды обязательного социального страхования:

  • оплата медицинским учреждениям всех необходимых статей расходов, которые были связаны с предоставлением застрахованному лицу медикаментозного лечения и помощи;
  • выплата пенсии по старости;
  • выплата пенсий по инвалидности;
  • пенсия, которая выдается в случае потери одного из кормильцев;
  • пособия по случаю временной нетрудоспособности;
  • отчисления, которые получены по причине получения производственного несчастного случая — сюда относятся полученные профессиональные заболевания, оплата дополнительных расходов, которые были осуществлены на медицинскую и профессиональную реабилитацию;
  • выплата пособий по беременности и родам;
  • выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3-х лет;
  • многие другие виды обеспечения, которые были специально остановлены при помощи составления федерального закона «Про конкретные виды обязательного социального страхования»;
  • единовременные пособия для женщин, которые встали на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности;
  • единовременные пособия, которые выплачиваются после рождения ребенка;
  • социальное пособие на погребение человека.

Обязательное социальное страхование материнства является системой, которая в полной мере гарантирует полное обеспечение всех застрахованных лиц.

В таком случае им будут выплачены все необходимые пособия и установленные компенсации, которые осуществляются при помощи счета страховых взносов.

Сумма материнского пособия рассчитывается по определенной формуле, фонды страхования видят все взносы на обязательное социальное страхование от работодателя. Исходя из этих данных, производится расчет начислений.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию материнства осуществляется при помощи выплат застрахованным лицам. Это могут быть:

  • пособия на период ухода в отпуск по беременности и на роды;
  • единовременное пособие для женщин, которые встали на учет к специалисту на ранних сроках беременности;
  • единовременное пособие, которое выплачивается при рождении ребенка;
  • пособия, предназначенные для выплаты в период отпуска по уходу за маленьким ребенком.

Пособия могут быть выплачены при необходимости получения санаторного или курортного лечения. Также сюда можно отнести оздоровление детей.

Место и роль социального страхования в социальной политике

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Анализ истории развития социального страхования в России показал, что его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны.

В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую модель социального страхования, которая могла бы быть применима в будущем российском обществе. По всей видимости, сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При это ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.

Можно сделать вывод, что государственное социальное страхование — объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Обоснованная система социального страхования — одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Система социального страхования все более активно используется как высокоэффективный механизм социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум.

Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся: устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как “условно обязательное страхование”. Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.

В работе были рассмотрены и решены следующие задачи:

­ изучена теоретическая и методическая литература по проблеме исследования;

­ определены виды и особенности социального страхования;

­ проанализировано состояние социального страхования в России, его виды и формы;

­ выявлены принципы построения системы социального страхования;

­ рассмотрены модели финансирования социального страхования.

Список используемой литературы

1. Адаманчук В.В., Ромашев О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 345 с.

2. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. — М.: МГТУ, 2002. – 364 с.

3. Бабич А.М., Егоров Е.В. и др. Социальное страхование в России и за рубежом. — М.: РАГС, 2003. – 510 с.

4. Бугаев Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России. //Финансы. — 2003. — № 3. – С. 15-22

5. Бурков В.Н., Заложнев А.Ю., Кулик О.С., Новиков Д.А.
Механизмы страхования в социально-экономических системах
М.: ИПУ РАН, 2001.- 109 с.

6. Ветрова Н.С. Система социального страхования и государственной помощи — М.: Финансы и статистика, 2005. – 78 с.

7. Верховцев А.В. Государственное и социальное страхование. М.: ИНФРА-М, 2002. – 250 с.

8. Волгин Н.А., Ракитинский Б.В. Экономика труда и социальные отношения. — М.: РАГС, 2003. – 198 с.

9. Дегтярев Г.П., Аверчело Е.С., Трубин В.В. Развитие социального страхования в России и роль социального страхования в социальной защите граждан. — М.: Владос , 2001. – 166 с.

10. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. – 2002. – Вып.2.

Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» Воскресенская Н.М., Давлетина Н.В. Демократия: государство и общество. Пособие для учащихся общеобразовательных заведений. — М.:Дрофа,1997.-133 с.

.

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей» Волгин Н.А., Ракитинский Б.В. Экономика труда и социальные отношения. — М.: РАГС, 1998.-13с.

.

Государственное социальное страхование — государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.

Социальное страхование — это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование — установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. — М.: Экзамен, 2003.-8с.. Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:

Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);

Государственное;

Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Коллективное страхование представляет собой самую раннюю форму социальной защиты. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.

Государственное социальное страхование, введенное в Германии в 1883 г. в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети суммы взносов, соответственно.

До 1917 г. социальное страхование в России отражало европейские тенденции, но имело и некоторые черты, определявшиеся особенностями российской истории.

XVII-XIX вв. возникновение и развитие социального
страхования как общественного института;

с 1917 г. до начала 1930-х гг. — свертывание и огосударствление
социального страхования в соответствии с политической и
экономической ситуацией в стране;

начало 1930-х 1980-е гг. — преобладание государственного
социального обеспечения, передача социального страхования в ведение
профсоюзов;

Зарождение добровольного пенсионного обеспечения относится ко второй половине XIX в., когда в России стали образовываться эмеритальные (пенсионные) кассы.

Эмеритальная касса — это организация, в которую человек вносил деньги и из которой через определенное время участия или по выслуге лет выплачивалась ежегодная пенсия (иногда заменяемая единовременным пособием) как самому участнику, так и членам семьи в случае смерти кормильца. Первая эмеритальная касса, устав которой впоследствии был взят за образец для пенсионных касс других учреждений, была основана при Морском ведомстве в 1858 г.

Обязательное устройство страховых касс в России восходит к 1861 г., когда был принят Закон «О вспомогательных товариществах». Эти кассы возникли при казенных заводах. В 1901 г. были приняты Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах.

Наряду с городской и земской медициной во второй половине XIX в. уже существовала фабрично-заводская медицина. В этот период наибольшее значение для охраны здоровья рабочих имели законы: 1866 г., устанавливающий обязанность предпринимателей обеспечивать рабочих медицинской помощью; 1882 г., утвердивший фабричную инспекцию; 1903 г., устанавливающий ответственность работодателей при несчастных случаях. Этот последний вводил необходимость компенсации потерпевшим и их семьям за увечье и смерть в промышленных заведениях. Основанием права на вознаграждение пострадавших от несчастных случаев на производстве являлось понятие профессионального риска. Фабрично-заводская медицина полностью зависела от владельцев фабрик и заводов. Врачи получали жалованье от заводоуправления и должны были информировать предпринимателей о состоянии здоровья рабочих.

Наряду с развитием фабрично-заводской медицины во второй половине XIX в. в России как и в других странах Европы, получает развитие общественная система страхования ремесленников и наемных рабочих, основой которой становятся больничные кассы. К 80-м гг. XIX в. относятся первые проекты государственного социального страхования рабочих. Революция 1905 г. ускорила решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.

В 1912 г. III Государственная дума приняла пакет страховых законов: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих»; «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих»; «Об обеспечении рабочих на случай болезни»; «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве». Общее руководство социальным страхованием в стране осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности. В губерниях и крупных городах учреждались страховые присутствия, наблюдавшие за исполнением страховых законов. Рабочими органами на местах являлись больничные кассы и страховые товарищества. Последние объединяли в страховых целях работодателей по округам. В дореволюционной России действовало несколько тысяч страховых касс и около 10 товариществ.

Органом проведения страхования на случай болезни по закону являлась больничная касса, учреждаемая на каждом предприятии с числом рабочих не менее 200. Мелкие предприятия могли создавать общие больничные кассы. Больничная касса управлялась общим собранием, это было правление и высший исполнительный орган. Общее собрание состояло из представителей рабочих и работодателей. Последним принадлежало 2/3 от числа голосов представителей рабочих. В правлении больничной кассы владелец предприятия имел на, один голос меньше, чем представители рабочих.

Средства больничных касс состояли из взносов рабочих и предпринимателей. При этом, в соответствии с законом, взносы рабочих в полтора раза превышали взносы предпринимателей. Размер взносов устанавливался общим собранием больничной кассы.

Основной функцией больничной кассы была выдача пособий в случае болезни, увечья, родов и смерти. Пособие по временной нетрудоспособности обычно выдавалось с 4-го дня заболевания, но не более 26 недель подряд в течение года или 30 недель в течение года при повторных заболеваниях и составляло для семейных рабочих от 1/2 до 1/3 заработка, а для одиноких от 1/4 до 1/2 заработка. Размер пособий устанавливался общим собранием больничной кассы, которое могло принять решение о выплате пособия с первого дня нетрудоспособности. При увечье срок выдачи пособия был меньше 13 недель. По истечении этого срока пособия выдавались страховыми товариществами, осуществляющими страхование от несчастных случаев. Пособия при родах выдавались только тем работницам, которые проработали на предприятии из менее трех месяцев, в течение двух недель до и четырех недель после родов — в размере 1/2 полного заработка.

Наряду с помощью самим застрахованным по решению общих собраний больничных касс можно было оказывать помощь членам семей. При этом максимальные расходы на все виды помощи последним не должны были превышать 2/3 доходов кассы.

Амбулаторное лечение и первая помощь при несчастных случаях участникам больничных касс по закону должны были обеспечиваться за счет предпринимателя, а стационарная помощь и родовспоможение — на общем основании. Помощь оказывалась при заболевании с утратой трудоспособности в течение четырех месяцев, после чего участник кассы мог получать пособие еще в течение двух месяцев.

Социальное страхование как элемент социальной политики.

Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

§ аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов,
предусмотренных Положением о нем;

§ контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР
страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его
средств;

§ международное сотрудничество по вопросам, относящимся к
компетенции ПФР;

* оказание материальной помощи престарелым и
нетрудоспособным гражданам;

Продолжая исследовать отличительные свойства социального страхования и социальной помощи, рассмотрим их с позиции рисков социального положения.

Социальное страхование формируется как институт компенсирования снижения уровня жизни в связи с утратой заработка (при потере кормильца Ц источника дохода семьи) по причине воздействия определенного ряда рисков. К ним относятся:

Х риск заболевания. Неспособность застрахованного трудиться в период болезни компенсируется полной или частичной выплатой утраченного заработка;

Х риск утраты трудоспособности (инвалидности). Лица, утратившие способность трудиться полностью либо временно, для обеспечения своего жизненного уровня получают пенсии из средств страховых фондов;

Х риски производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Потерявшие трудоспособность вследствие воздействия данных рисков получают соответствующие пенсии и иные компенсационные выплаты, которые обеспечивают поддержание уровня жизни пострадавших, возможность реабилитации. В случае гибели на производстве выделяются пособия членам семьи в связи с потерей кормильца и т. п.;

Х риск старости. По достижении определенного возраста застрахованный получает право на пенсионные выплаты;

Х риск безработицы. Неспособность застрахованного трудиться и самообеспечиваться по уважительным причинам, в связи с полной или частичной утратой занятости и потерей трудового заработка, компенсируется выплатой пособия.

Сфера социальной помощи (имеется в виду властная социальная помощь) не охватывала отмеченный состав рисков и не компенсировала их вредные последствия. Этим преимущественно занимались профессионально групповые объединения, благотворительность и семья. Как исключение можно рассматривать государственную помощь инвалидам (риск полной утраты трудоспособности) и помощи престарелым (риск старости), но эта помощь обязательно была увязана с состоянием материальной необеспеченности, бедностью. Только имеющие крайне низкий уровень жизни (признаваемый как ненормальный) могли рассчитывать на властную помощь.

Государственная социальная помощь оказывалась при воздействии широкого спектра рисков: риска инвалидности (полная потеря либо природное отсутствие трудоспособности), рисков сиротства, вдовства, старости, потери кормильца, голода, пожаров, стихийных бедствий и т. п., но только в том случае, когда эти риски были связаны с риском бедности. Поэтому социальная помощь рассматривала бедность как результирующий риск социального положения, а неспособность индивида самостоятельно преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию Ц как основание для вмешательства общества.

В отличие от социального страхования, концептуально направленного на защиту от утраты заработка как фактора вероятного наступления бедности, то есть на предотвращение бедности экономически активного населения, социальная помощь ориентирована на уже бедных, испытавших воздействие данного риска, направлена на борьбу с бедностью.

Социальное страхование противодействует рискам предопределенным, массовым, объективным, актуальным для экономически активного населения. Социальная помощь действует в сфере рисков случайных, как правило, субъективных, не охваченных системой социального страхования. Она в большей мере актуальна для объективно не способных к самообеспечению индивидов.

Таким образом, социальное страхование и социальная помощь изначально ориентированы на защиту социального положения от различных по своей природе рисков. Сферы их деятельности самостоятельны и практически не пересекаются.

Социальная помощь и социальное страхование имеют общую государственную основу, но если социальная помощь реализуется непосредственно органами власти, то социальное страхование выступает как саморегулируемая структура, действующая под надзором государства, которое обеспечивает права застрахованных.

Цель социальной помощи Ц обеспечение минимального дохода, поддержание уровня жизни граждан и семей в связи с бедностью, трудной жизненной ситуацией. Цель социального страхования Ц компенсирование снижения дохода (заработной платы) в связи с утратой трудоспособности, дохода вообще в связи с потерей кормильца, трудовой занятости, что обеспечивает предотвращение бедности среди членов страховых сообществ.

Принципиально различаются и экономические основы. Социальная помощь имеет государственный, бюджетный характер, основана на перераспределении общественного продукта через консолидированный государственный бюджет, который формируется посредством налогов и сборов.

Социальное страхование имеет внебюджетный характер. Перераспределение осуществляется через социально-страховые фонды и по своей природе корпоративно. В основе перераспределения лежит особый финансово-экономический механизм Ц страхование. Аккумулирование ресурсов происходит во внебюджетных фондах посредством страховых взносов участников страхового сообщества (работников и работодателей), а в ряде случаев Ц государственных дотаций.

Социальное страхование предназначается исключительно для трудозанятого населения. Члены страховых сообществ защищаются от утраты заработной платы, поэтому размер страховых взносов и компенсационных выплат, как правило, напрямую увязан с заработной платой. Получателями страховых выплат могут быть только уплачивающие взносы члены страховых сообществ (исключение может составлять пособие членам семьи по случаю гибели кормильца).

Социальная помощь предназначена, как правило, для нетрудоспособного населения, малоимущих граждан, чье участие в резервировании общественных фондов не состоялось в необходимой мере либо отсутствовало вообще, а также находится в трудной жизненной ситуации. Она не увязана с предшествовавшим уровнем жизни или размером трудового заработка, носит, как правило, временный характер и полагается по праву членов общества в ситуациях, признаваемых обществом уважительными.


Похожие записи:

Добавить комментарий