Нужно Ли Продлевать Разрешение На Строительства Дома На Своем Участке Если Оно Закончелось

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно Ли Продлевать Разрешение На Строительства Дома На Своем Участке Если Оно Закончелось». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Разрешения на строительство продлевают не всем заявителям. Причиной выступает не только истечение срока действия документа.

Важно чтобы одновременно соблюдались следующие основания:

  • заявление с просьбой о продлении подано не позднее 10 дней до истечения срока разрешения или уведомления;
  • предоставлен полный комплект документов;
  • строительство объекта находится в активной фазе.

Продление разрешения на строительство, если истек срок действия

Наилучший вариант посетить офис Многофункционального центра (МФЦ) и подать документы для продления разрешений на строительство капитального объекта.

Пролонгация проходит в пять этапов:

  1. Подача заявления и документов в орган регистрации. Предварительно нужно записаться на приём в МФЦ или подождать в электронной очереди (по талону). Вас пригласят к свободному окошку, где можно оформить заявление на продление РНС.
  2. Регистрация обращения. Сотрудник МФЦ примет пакет с документами, проверит правильность данных в заявлении и отсканирует некоторые документы. Взамен заявителю выдают расписку о регистрации запроса.
  3. Обработка заявки в отделе архитектуры и градостроительства. Поданные через МФЦ документы направят в целевой орган, где и будет проводится проверка. Надзорные органы посетят объект предполагаемой стройки. Задача – оценить масштабы работ и убедиться, что строительство действительно ведется. Вслед за этим акт о проверке передадут в отдел архитектуры.
  4. Принятие решения и продление РНС. Уполномоченный орган еще раз проверит действующее разрешение. Если все в порядке, на бланке проставят запись и штамп о пролонгации документа.
  5. Получить продленное разрешение в офисе МФЦ.

Таким образом, застройщик сможет продолжить строительство в соответствии с новыми сроками.

Органы местного самоуправления всегда указывают, какие документы нужны для оказания услуги. Обычно их вывешивают на сайте мэрии или на стенде уполномоченного органа. Если обращаться через Госуслуги, список представлен в разделе «Документы».

Заявителю нужно предоставить:

  • свой паспорт;
  • готовое заявление установленной формы (по образцу);
  • текущее разрешение на строительство, у которого истекает срок действия;
  • сведения о текущих работах, например – КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ», КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», сметы и прочие планы от строительных организаций;
  • соглашение о поручительстве банка – если заявка подается застройщиком по договорам долевого участия (ДДУ).

Количество попыток обращения за продлением сроков разрешения нигде не регламентировано.

Однако, власти устанавливают новый период не более, чем на 3 года. Именно столько даётся застройщику, чтобы он наконец-то закончил строительные работы, ввёл объект в эксплуатацию и отчитался о результатах.

Если вы не уложитесь и в дополнительный 3-летний срок – повторно его не продлят. Остаётся вариант с получением нового разрешения/уведомления.

Да, отказы встречаются по нескольким основаниям.

Уполномоченный орган вправе отказать, если:

  1. Заявитель не уложился в 10-дневный срок на подачу заявления в отдел архитектуры,
  2. Строительные работы так и не начались, то есть по факту участок «голый».

Также откажут, если застройщик не предоставил необходимые документы или допустил ошибки в тексте заявления. Поэтому не нужно откладывать заявку на последний день. Лучше обратиться за месяц и подстраховаться.

Как продлить разрешение на строительство? Пошаговый порядок

Известно, что по законодательству строительная компания вправе прийти в уполномоченный орган и подать заявку о периоде действия одобрительной документации. При этом бывают ситуации, когда административные органы отказывают в предоставлении услуги или отменяют уже выданное раньше разрешение. В том или ином случае строительной компании приходится обращаться в суд для защиты собственных прав.

В ГрК РФ (в статье 5) легко найти нюансы продления просроченного разрешения на строительство. Причины таких действий должны подтверждаться на официальном уровне, чтобы избежать отказа от уполномоченных органов. Оптимальный вариант — передать документацию, свидетельствующую о начале строительных работ. После этого сотрудники уполномоченной структуры приступают к изучению оснований для продления.

При возникновении препятствий, не позволяющих застройщику приступить к работам, вероятность отказа минимальна. Но это актуально при условии, если причины возникших проблем не зависели от строительной компании. Многие считают, что недостаток финансирования — достаточная причина для замораживания стройки. Это не так. При наличии такого объяснения автоматическое продление разрешения на строительство, если оно просрочено, исключено.

Если срок разрешения на строительство истек, придется заново проходить процесс оформления и собирать необходимый пакет бумаг. В случае продления ситуация проще. Требуется передать в уполномоченную структуру паспорт, первоначальные бумаги по строительству и акт состояния работ. Если же установленный период закончился, потребуется ГПЗУ, правоустанавливающая документация на землю, а также планировочная схема ЗУ.

Как отмечалось, в случае истечения срока действия разрешения на строительства заявитель с большой вероятностью получает отказ. Это возможно и в иных ситуациях, если человек передал неполный пакет бумаг, в документации имеют место несоответствия или она заполнена некорректно (с ошибками). В случае отказа (вне зависимости от причины) остается идти в судебный орган и передавать иск для защиты интересов.

Если исходить из судебной практики, когда закончился срок разрешения на строительство или застройщик не вложился в 60-дневный период, это не является достаточным основанием для отказа. Что касается случаев, когда строительная компания не начала возведение объекта, отказ выдается почти во всех случаях.

Отдельного внимания заслуживают ситуации, когда просрочено разрешение на строительство частного дома или иного объекта. Рассмотренные случаи показывают, что даже при начале строительства одобрительная документация часто не продляется. Уполномоченные органы ссылаются на тот факт, что срок действия закончился, а продление срока в законодательстве не предусмотрен.

Здесь возникает противоречивая ситуация. С одной стороны, реальных оснований для отказа в выдаче разрешения нет, а с другой — застройщик нарушил 60-дневный срок. Большое значение имеет и тот факт, когда закончился срок действия одобрительной документации.

Что касается отмены разрешения, этот процесс вероятен в редких случаях. По законодательству местные органы власти не вправе одобрять или отказывать в выдаче разрешительной документации по собственной инициативе. С учетом действующих правил разрешение на строительство может быть отменено в таких ситуациях:

  • Принудительное прекращение права владения ЗУ.
  • Отказ от права владения или иных прав в отношении надела.
  • Расторжение арендного соглашения.
  • Приостановка прав пользования ЗУ, которое выдано для начала строительных или реконструкционных работ.

Таким образом, уполномоченные структуры вправе отказать в продлении периода действия разрешения. При этом нарушение 60-дневного срока (просрочка) не является достаточным основанием, чтобы отказать в продлении. Если же этот фактор совмещается с отсутствием строительных работ, продление исключено. Все процедуры придется проходить заново.

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления[1] действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Продлением срока действия разрешения на строительство занимается то же ведомство, что первоначально выдавало документ. На проведение процедуры уполномочены госорганы:

  • федеральной и региональной исполнительной власти;
  • местного самоуправления;
  • управляющие использованием атомной энергии;
  • курирующие деятельность по применению ядерных установок и оружия;
  • госкорпорация «Роскосмос» (при строительстве объекта космической структуры).

Уполномоченный госорган вправе отказать застройщику в продлении РНС по следующим причинам:

  1. Заявление на пролонгацию подано позже обозначенного периода (максимальный срок — 10 дней до окончания действия документа).
  2. Строительство так и не начато или в ведомстве отсутствует достаточная доказательная база о проведении работ.
  3. Представлен не весь перечень документов.
  4. Застройщиком-организацией не подано заявление о начале проведения работ.
  5. Выявлены ошибки или недостоверная информация в заявлении.

Отказ в проведении процедуры передается заявителю в письменном виде с обязательным указанием причин такого решения. Однако это не является препятствием для подачи документов на оформление нового разрешения.

При несогласии с отказом застройщик вправе подать жалобу в вышестоящую инстанцию, исходя из обстоятельств дела (заместителю главы администрации, директору МФЦ). Бумага оформляется произвольно, срок ее рассмотрения — 30 дней после получения госведомством. Если проблема не решена, целесообразно обратиться в суд с предоставлением доказательств ведения строительства.

Минстрой разъяснил порядок продления разрешений на строительство

Если на Вашем участке, назначение которого предусматривает строительство жилого дома (ИЖС, садоводство, ЛПХ), ранее не было зарегистрировано строений или строения утрачены (из-за пожара, например), то зарегистрировать строение без разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию можно. По упомянутой Вами дачной амнистии, которую сейчас продлили. То есть для подключения коммуникаций необходимо оформить собственность на жилой дом. Сейчас Вы это можете сделать в упрощенной форме, подав заявление в МФЦ. Возможно, потребуется произвести обмеры нового строения проектной организацией и заплатить пошлину.

Если же Вы реконструируете ранее построенный дом, то на такие реконструкции дачная амнистия не распространяется. Тогда Вам будет необходимо пройти весь цикл: от получения разрешения на реконструкцию до ввода в эксплуатацию.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с приложением N 3 к постановлению правительства N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» информирует о существующих особенностях применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, на период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года.

1. Разрешения на строительство, срок действия которых истекает после дня вступления в силу постановления правительства, продлеваются на один год.

Вместе с тем, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство, уполномоченные на выдачу таких разрешений органы (федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос») продлевают срок действия такого разрешения на срок, указанный в заявлении.

«Мы настоятельно рекомендуем направлять все документы в электронном виде, используя для этого федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг», а также аналогичные региональные порталы», — акцентировал глава Минстроя России Владимир Якушев.

2. В отношении особенностей предоставления государственной услуги по аттестации, переаттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий на период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года:

— с пяти до шести лет продлевается срок действия квалификационных аттестатов, истекающих с 7 апреля 2020 года по 1 января 2021 года;

— с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года прием документов осуществляется исключительно в форме электронных документов с использованием ЕПГУ; — с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года выдача квалификационных аттестатов на бумажном носителе не осуществляется. Сведения о лицах, имеющих право на осуществление профессиональной деятельности по проведению государственной или негосударственной экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий включаются в реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий, размещенный на официальном сайте Минстроя России.

Напоминаем, что в соответствии с Административным регламентом Минстроя России, при подаче заявления через ЕПГУ копия трудовой книжки или иных документов, подтверждающих стаж работы по заявленному направлению деятельности, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью соответствующего лица.

Кроме того, по окончании нерабочих дней, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением COVID-19, проверка знаний в форме тестирования и в форме устного экзамена будет проводиться в установленном Положением об аттестации порядке, в соответствии с планом проведения аттестационных сессий. Эксперты, аттестация которых выпала на период нерабочих дней, будут дополнительно проинформированы о назначении новой даты.


Разрешения на строительство, срок действия которых истекает до конца 2020 г., продлят на год. Однако если застройщик подаст заявление о продлении на иной срок, то срок продлят согласно такому заявлению. Заявление можно подать через портал госуслуг и аналогичные региональные порталы.

Срок действия квалификационных аттестатов на экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, срок действия которых истекает до конца 2020 г., также продлят на год. Документы будут принимать только через портал госуслуг. Документы о стаже при этом должны быть подписаны УКЭП. Выдавать аттестаты на бумажном носителе не будут.

По окончании карантинных выходных проверка знаний в форме тестирования и в форме устного экзамена будет проводиться в установленном порядке.

Написать комментарий

Срок разрешения на строительство обычно большой, а вот продлить его можно максимум на 12 месяцев. Иногда даже меньше – зависит от решения уполномоченного органа, который будет решать этот вопрос. Если продления на 12 месяцев не хватило, можно снова обратиться с заявлением.

Отказ возможен, если

  1. Срок разрешения подходит к концу, а строительство на земельном участке ещё не началось.
  2. Заявитель не донёс необходимые документы, которых не оказалось в первоначальном пакете.
  3. Нет финансовой «подушки»: финансовое учреждение не поручилось за действия застройщика и не взяло на себя ответственность за риски перед участниками долевого строительства.

Увеличивать срок действия разрешения на строительство нужно заблаговременно, иначе в определённый момент работы на объекте окажутся незаконными, и их придётся приостановить. Действия по продлению отсчитываются от дня подачи заявления.

Заявить о необходимости продления разрешения можно:

  • Обратившись лично или через нотариально заверенного представителя в уполномоченный орган, который выдавал это разрешение;
  • По электронной почте, если такой вид связи доступен (уточнить можно в уполномоченном органе, например, по телефону или на его сайте);
  • Документы можно выслать по почте заказным письмом;
  • Подать заявление через МФЦ или портал Госуслуги.

Какие документы нужны, помимо заявления?

  1. Оригинал первичного разрешения – бумаги, которую требуется продлить. Если продление происходит уже не в первый раз – то собрать все разрешительные бумаги за весь период;
  2. Копия проекта строительных работ с определением причины, по которой строительство не было закончено в срок. Для объектов ИЖС это не нужно.

Есть возможность также внести изменения в уже существующее разрешение.

Это потребует немного больше бумаг:

  • Подлинник разрешения;
  • Градостроительный план участка;
  • Документы компании, которая отвечает за участок и строительство (владелец участка, арендатор, подрядчик – на кого было оформлено разрешение);
  • Документы о том, каким образом был сформирован участок (соединение нескольких или отмежевание от большего);
  • Решение экспертов, допускающее внесение изменений в проект, из-за которого требуется изменить разрешение на строительство.

Срок отсчитывается от принятия пакета документов в ведомстве. Бумаги не будут приняты, если пакет неполный.

Рассматривается заявление до 10 дней. Заявитель может выдать:

  • Отказ в продлении или внесении изменений;
  • Согласие. Тогда заявителю придётся подождать ещё 10 дней на получение нового разрешительного документа.
  • Закончилось право использовать землю.
  • Нет оригиналов документов в течение 2 месяцев, если разрешение на строительство было одобрено.
  • Закончился срок действия разрешения, а заявления на продление не было подано.
  • Застройщик отказался вести земельные и строительные работы, либо работы по восстановлению существующего объекта.
  • Земельный участок был по какой-то причине изъят у владельца или арендатора.
  • Строительство велось с нарушением законодательства, СНиПов, было небезопасно.
  • Действие разрешения на строительство прекращено судебным решением.
  • В проект строительства или реконструкции были внесены изменения, которые нужно согласовывать, чтобы получить новое разрешение.

Известно, что по законодательству строительная компания вправе прийти в уполномоченный орган и подать заявку о периоде действия одобрительной документации.

При этом бывают ситуации, когда административные органы отказывают в предоставлении услуги или отменяют уже выданное раньше разрешение.

В том или ином случае строительной компании приходится обращаться в суд для защиты собственных прав.

В ГрК РФ (в статье 5) легко найти нюансы продления просроченного разрешения на строительство.

Причины таких действий должны подтверждаться на официальном уровне, чтобы избежать отказа от уполномоченных органов.

Оптимальный вариант — передать документацию, свидетельствующую о начале строительных работ. После этого сотрудники уполномоченной структуры приступают к изучению оснований для продления.

При возникновении препятствий, не позволяющих застройщику приступить к работам, вероятность отказа минимальна. Но это актуально при условии, если причины возникших проблем не зависели от строительной компании.

Многие считают, что недостаток финансирования — достаточная причина для замораживания стройки. Это не так.

При наличии такого объяснения автоматическое продление разрешения на строительство, если оно просрочено, исключено.

Несмотря на прозрачность законодательства, многие застройщики не знают, что делать, если просрочено разрешение на строительство. Для начала стоит прийти в уполномоченный орган архитектуры и подать заявку.

Сделать это можно лично, через Интернет или МФЦ (при наличии такой услуги). Если исходить из ГрК РФ заявителям доступно продление срока действия в автоматическом режиме на 1,5 года и более.

Допускается продолжение работ по строительству и восстановлению в течение 10 суток с момента появления обстоятельств, не дающих закончить работы.

Распутывая сети

Если срок разрешения на строительство истек, заявитель с большой вероятностью получит отказ в продлении. По законодательству застройщик должен предупредить о намерении за 60 суток и не позже. Кроме заявки подается пакет разрешительной документации.

Что касается заявления, оно оформляется по стандартной форме. Здесь жесткие требования отсутствуют, но некоторые нюансы должны быть отражены в документации:

  • Орган, куда передается заявка.
  • Реквизиты гражданина (физлица) или компании.
  • Сведения о проектно-сметной документации.
  • Информация о государственном контракте и допуске.
  • Данные о субъекте, ответственном за выполнение строительных работ.

В заявлении также указывается день выданного разрешения, номер и подпись.

Если срок разрешения на строительство истек, придется заново проходить процесс оформления и собирать необходимый пакет бумаг. В случае продления ситуация проще.

Требуется передать в уполномоченную структуру паспорт, первоначальные бумаги по строительству и акт состояния работ.

Если же установленный период закончился, потребуется ГПЗУ, правоустанавливающая документация на землю, а также планировочная схема ЗУ.

Подача заявления на разрешения строительства начинается с подготовки необходимых документов:

• Заявление установленного образца. Подается в бумажном виде, заполняется от руки. Бланк можно взять на месте оформления.
• Документы на земельный участок (документ, подтверждающий право собственности, кадастровый паспорт).
• Документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, вид на жительство, удостоверение личности беженца или иностранного гражданина).
• Градостроительный план земельного участка, полученный в БТИ.
• План участка в виде схемы с обозначением места под будущее строительство. Также можно приложить схему планируемой постройки, на которой будут отображены количество и расположение комнат, этажность.

Если за срок, указанный в разрешении, собственнику или арендатору не удалось завершить строительные работы, разрешение можно продлить (однако, подать заявление на продление можно не позднее, чем за 10 рабочих дней до завершения срока действия самого разрешения).

В каких случаях вероятнее всего получить разрешение судьи на продление сроков строительства:

• Были выявлены нарушения со стороны ответственных лиц со стороны администрации.
• Был пропущен срок строительства, но заявление было подано до его истечения.

Причина невозможности своевременного завершения строительства указывается в заявлении, после чего подлежит проверке достоверности. В случае положительного исхода организатор строительства получит письменное уведомление. Если в отведенный период (в данном случае – 10 лет) строительство жилого помещения так и не было начато или проект претерпел сильные изменения в результате строительных работ, что не сопровождалось подачей необходимых документов, получить разрешение на продление строительства не получится, потребуется получение нового разрешения после проверки полного пакета документов.

На положительное или отрицательное решение компетентных органов в вопросе стройки дома влияют не только его параметры, но и разрешенное использование земли, на которой планируется его возведение. Идеально, если оно обозначено под индивидуальное жилищное строительство. Тогда и проблем в этой стороны ждать не стоит.

Можно построить жилой дом и на земле садоводческого товарищества, но потребуется согласие на это от всех его членов. На участках под садоводство и огородничество вообще возможно производить подобные действия только при отсутствии возражений со стороны администрации поселения, к которому земля относится.

Решение о разрешении собственнику земли построить на ней жилой дом выдается администрацией муниципального образования по месту расположения надела. Но существует ряд случаев, когда положительное решение зависит от региональных властей или соответствующего министерства. Это следующие моменты:

  • расположение участка одновременно на территории нескольких муниципальных образований или субъектов РФ;
  • в случае расположения надела в особо охраняемой природной зоне;
  • территория участка относится к закрытому административному образованию;
  • особые случай, которые указаны в Градостроительном кодексе.

После предоставления полного пакета документов хозяин земельного участка может отсчитывать 10 календарных дней, в течение которого происходит его рассмотрение жилищной комиссией в администрации. В результате будет выдано положительное или отрицательное решение.

В первом случае у собственника будет 10 лет на закладку фундамента, строительство и ввод в эксплуатацию. Если в течение этого срока никаких действий не производилось, то потребуется заново получать разрешение.

Отрицательное решение вправе оспорить в суде при предоставлении обоснованных фактов несогласия с мнением местных властей.

Сам документ разрешения на строительство жилого дома выдается бесплатно. Но стоимость бумаг для этого может зависеть от различных ситуаций и обстоятельств. В целом она варьируется в пределах 15-40 тысяч рублей.

Возведение жилого строения без полученного разрешения считается незаконно и влечет за собой ответственность владельца участка, на котором оно построено. По закону это самовольная постройка и получить документ о праве собственности на нее будет невозможно. Последствиями этого будет отсутствие прав распоряжаться строением, в частности его не продать, не подарить и не завещать. То есть любые юридические действия с домом будут запрещены.

Самым неприятным последствием можно назвать вынесенное судом решение о признании здания незаконной постройкой и обязанность его снести за счет собственника земельного участка, где оно находится. Однако, если разрешенное использование земли позволяет возведение на ней жилого строения и оно не создает угрозу жизни и здоровья гражданам, то суд может принять доводы собственника земли и узаконить строение.

К тому же получение технических условий на подключение к коммуникациям осуществляется только специализированными службами. Согласование разрешений происходит на основании разрешительных документов на недвижимый объект. Если их нет, то и подключить дом к водоснабжению, электричеству, газу будет невозможным.

Кроме вышеперечисленных неприятных последствий строительства капитального строения без соответствующего разрешения следует указать и на административную ответственность владельца земли. Если обозначить ее для физического лица, то это будет штраф размером от 2 до 5 тысяч рублей.

Градостроительным кодексом определены случаи, когда не требуется получение разрешения на строительство, это:

  1. Возведение некапитальных строений и иных подсобных построек на землях для ведения дачного хозяйства и садоводства.
  2. Если на участке земли, полученном гражданином не для ведения предпринимательской деятельности, планируется строительство гаража.

Прежде всего, необходимо определить назначение земельного участка. От его категории зависит возможность возведения сооружений определенного типа.

ВАЖНО! Земельный участок может не только пребывать в собственности, но и быть арендованным.

Затем определяется тип возводимого сооружения: индивидуальный жилой или дачный дом, сооружение подсобного, технического или вспомогательного характера, капитальное или не капитальное.

Выяснив эти два параметра, открываем Градостроительный кодекс РФ статья 51, где законодательно установлен перечень сооружений, для возведения которых не нужна разрешительная документация. Вот, что можно построить без разрешения на строительство:

Как узаконить уже построенный дом?

Отвечая на главный вопрос статьи, подытоживаем, что построить на участке дом без разрешения на строительство вполне возможно, также как и узаконить его в дальнейшем. Однако стоимость легализации незаконного сооружения, а главное, время, затраченное на это несопоставимы с трудностями оформления документации необходимой для начала строительных работ.

  • Как построить дом, с чего начать?
  • Основы выбора проекта дома
  • Из чего строить дом: выбираем материал стен
  • Все о фундаментах для дома
  • Выбор кровельного материала для строительства домов
  • Как расположить дом на участке, чтобы не было проблем

Златоустовская администрация (далее — Администрация) в мае 2014 г. распорядилась передать в аренду Обществу земельный участок с целевым назначением «для организации отдыха населения». Участок имел площадь 30 тыс. кв. м и располагался на землях населенных пунктов. Муниципалитет подготовил соответствующий договор и передал Обществу участок в аренду для указанных в распоряжении целей.

Через три месяца Администрация внесла в документ изменения, поменяв целевое назначение участка на «строительство объектов для организации отдыха населения». В указанной части стороны внесли дополнения в договор в сентябре 2014 г.

Общество в этом же месяце обратилось в муниципалитет с просьбой изменить Генплан города и План землепользования и застройки. В заявлении компания указала на необходимость замены лесной зоны на зону, предназначенную для коттеджной и усадебной застройки в отношении арендованного участка.

Заявление было рассмотрено комиссией, итоговый протокол Администрация утвердила своим распоряжением в октябре 2014 г. Через месяц было издано постановление, которым назначены публичные слушания по изменению карты градостроительного зонирования города. После завершения слушаний Собрание депутатов утвердило измененный Генплан и Правила землепользования. Зона для коттеджной застройки была увеличена за счет предоставленного Обществу участка.

В марте 2015 г. Администрация утвердила градостроительный план для участка с указанием в нем вида разрешенного использования — для постройки объектов под организацию отдыха населения.

Разрешение на строительство Общество получило в августе 2015 г. сроком действия на один год. Однако в марте 2016 г. Администрация отменила его из-за допущенных нарушений при выдаче.

Не согласившись с распоряжением Администрации об отмене разрешения на строительство (далее — распоряжение), Общество обжаловало его в арбитраж.

Итогом рассмотрения иска стало решение АС Челябинской области от 25.02.2017 г. о признании недействительным спорного распоряжения.

Жалоба, поданная Администрацией в апелляцию, а затем — в кассацию, не изменила решения суда первой инстанции. Последней инстанцией в данном деле являлся Верховный суд РФ. Дело было передано для рассмотрения в судебную коллегию по экономическим спорам 16 марта 2018 г., которая усмотрела в выводах нижестоящих судов нарушения материального права.

Как было указано в решениях, в спорном акте не имелось указания, на каком из оснований, перечисленных в п. 21.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), Администрация решила отменить выданное разрешение на строительство. Указанное, по мнению судов, привело к нарушению изданным распоряжением прав Истца в экономической сфере.

Суды указали, что вопросы, связанные с порядком предоставления Обществу участка, необходимо было решать при заключении договора аренды и оформления градостроительного плана участка. Так как договор и допсоглашение к нему прошли госрегистрацию в реестре недвижимости, суды признали незаконным принятие Администрацией спорного распоряжения.

Правила передачи участков, принадлежащих государству или находящихся в муниципальной собственности, отражены в статьях 30-32 ЗК РФ. Соблюдение процедуры, прописанной в законе, обеспечивает справедливое и эффективное распоряжение собственностью.

Из документов следовало следующее:

  • Спорный участок поставлен государством на кадастровый учет в 2014 году.
  • Муниципалитет передал землю Обществу для целей, отличных от строительства, в связи с чем проведение торгов не требовалось.

Но нижестоящие суды не учли, что процедура передачи участка под застройку связана с применением иных правил.

Таким образом, заключая допсоглашение об изменении назначения земли, стороны фактически попытались обойти законодательство и оформить арендные отношения без проведения публичных торгов.

Кроме того, судьи не отразили свое мнение относительно довода Истца о том, что в арбитраже находилось иное дело, связанное с недействительностью спорного распоряжения. В АС Челябинской области обратился областной прокурор к Администрации и Обществу с требованием о признании распоряжения недействительным и другими сопутствующими заявлениями, вытекающими из правоотношений сторон.

Продление разрешения на строительство

Получение разрешения на строительство означает, что имеющаяся у застройщика проектная документация соответствует градостроительному плану участка и дает ему право возводить на нем объекты недвижимости. Чтобы получить разрешение, необходимо собрать комплект документов, среди которых закон называет правоустанавливающие документы на землю (п. 1 ст. 7 ГрК РФ).

Нижестоящие суды в качестве таких документов указали зарегистрированные в регпалате договор аренды и допсоглашение к нему, что подтверждало наличие у Общества соответствующих прав на землю. Но суды не учли, что изначально участок имел целевое назначение «для организации отдыха населения», а не для строительства.

Согласно земельному законодательству, у любого участка имеется целевое назначение. Выходить за пределы данного назначения землепользователь не вправе. На определение правового режима участка влияет его категория, вид и цели использования, а также отнесение его к определенной зоне. В ст. 85 ЗК РФ содержится право каждого землепользователя выбирать вид разрешенного использования в рамках допустимых вариантов внутри конкретной территориальной зоны. Но применять данную норму надлежит только во взаимосвязи с другими нормами права.

Реализовать свое право на пользование землей можно через оформление права аренды. Данное право отражается в договоре одновременно с фиксацией вида использования земельного участка.

Как следует из п.1 ст. 615 ГК РФ, пользоваться арендованной землей допускается в точном соответствии с договором. Если в тексте соглашения отсутствует указание на цель использования, то арендатор должен учесть установленное в официальных документах назначение земли.

Таким образом, если назначение участка меняется, то обязательно следует изменение условий заключенного договора. Лицо, предоставившее участок в аренду, не может своевольно изменять назначение участка. При решении данного вопроса оно обязано соблюдать законодательно установленный порядок его предоставления.

Когда нижестоящие суды посчитали возможным изменение цели использования участка на «строительство объектов для отдыха населения» посредством подписания допсоглашения к договору аренды, они не учли, что порядок предоставления участков для новой и существующей цели различен.

Основная мысль судебных актов, принятых по данному спору, сводилась к тому, что у Администрации не было законных причин для отмены распоряжения, так как ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев для подобных действий. Ни к одному из данных случаев сложившаяся ситуация не подходила.

В то же время Закон № 131-ФЗ позволяет муниципалитету отменить или временно прекратить применение изданного им же правового акта (ст. 48). Правда, отменить свой акт Администрация могла только при условии, если данными действиями никому не причинялся вред.

Несмотря на указанные правовые нормы, констатировал ВС РФ, суды были обязаны изучить процедуру передачи земли под застройку, оценить доводы Истца о разрешении строительства в отсутствии соответствующих прав на землю у Ответчика. Указанное явилось причиной для передачи дела на повторное изучение и принятие законного судебного акта.

Отмена разрешения на строительство возможна только по указанным в ГК РФ основаниям. Но в правоприменительной практике встречаются случаи, когда решение муниципалитетом было принято незаконно.

В таких случаях ни одно из прописанных в Кодексе оснований не подходит к возникшей ситуации. В таком случае муниципалитет может сослаться на предоставленное ему законом право самостоятельной отмены ранее принятых актов, если они были выданы с нарушением.

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.

Оба ли эти условия должны выполняться одновременно?

Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления[1] действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

  • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16-10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.

При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.


[1] Федеральный закон от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Суд постановил: разрешение на строительство продлить!

Отказ возможен, если

  1. Срок разрешения подходит к концу, а строительство на земельном участке ещё не началось.
  2. Заявитель не донёс необходимые документы, которых не оказалось в первоначальном пакете.
  3. Нет финансовой «подушки»: финансовое учреждение не поручилось за действия застройщика и не взяло на себя ответственность за риски перед участниками долевого строительства.

Увеличивать срок действия разрешения на строительство нужно заблаговременно, иначе в определённый момент работы на объекте окажутся незаконными, и их придётся приостановить. Действия по продлению отсчитываются от дня подачи заявления.

Заявить о необходимости продления разрешения можно:

  • Обратившись лично или через нотариально заверенного представителя в уполномоченный орган, который выдавал это разрешение;
  • По электронной почте, если такой вид связи доступен (уточнить можно в уполномоченном органе, например, по телефону или на его сайте);
  • Документы можно выслать по почте заказным письмом;
  • Подать заявление через МФЦ или портал Госуслуги.

Какие документы нужны, помимо заявления?

  1. Оригинал первичного разрешения – бумаги, которую требуется продлить. Если продление происходит уже не в первый раз – то собрать все разрешительные бумаги за весь период;
  2. Копия проекта строительных работ с определением причины, по которой строительство не было закончено в срок. Для объектов ИЖС это не нужно.

Есть возможность также внести изменения в уже существующее разрешение.

Срок отсчитывается от принятия пакета документов в ведомстве. Бумаги не будут приняты, если пакет неполный.

Рассматривается заявление до 10 дней. Заявитель может выдать:

  • Отказ в продлении или внесении изменений;
  • Согласие. Тогда заявителю придётся подождать ещё 10 дней на получение нового разрешительного документа.
  • Закончилось право использовать землю.
  • Нет оригиналов документов в течение 2 месяцев, если разрешение на строительство было одобрено.
  • Закончился срок действия разрешения, а заявления на продление не было подано.
  • Застройщик отказался вести земельные и строительные работы, либо работы по восстановлению существующего объекта.
  • Земельный участок был по какой-то причине изъят у владельца или арендатора.
  • Строительство велось с нарушением законодательства, СНиПов, было небезопасно.
  • Действие разрешения на строительство прекращено судебным решением.
  • В проект строительства или реконструкции были внесены изменения, которые нужно согласовывать, чтобы получить новое разрешение.


Похожие записи:

Добавить комментарий