Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как действовать при затягивании ремонта автомобиля по ОСАГО?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Закон отводит 30 рабочих дней на ремонт автомобиля (ФЗ-40) и получить автомобиль раньше этого срока это уже удача. При этом, в договоре и направлении на ремонт страховщик и вовсе мог указать срок еще больше, а вы могли этого не заметить (в законе прописана такая возможность) и тут надо подходить уже индивидуально (изучать обоснованность и думать).
Какая может быть ответственность за затягивание срока
Если станция технического обслуживания не укладывается в отведенный срок, то страховщику грозит неустойка в размере 0,5% от стоимости восстановительного ремонта за каждый день простоя сверх срока. В некоторых случаях можно обосновать еще и упущенную выгоду.
Что из этого вам нужно усвоить? Во-первых, то, что воздействовать на автомастерскую вы никак не можете, пени начисляются страховой компании, она же оплачивает ремонт, отвечает за его сроки и качество и имеет с ним договор. Вы для автомастерской никто и маловероятно, что разговаривать с вами будут, по крайней мере, не обязаны. Во-вторых, сумма пени зависит от стоимости ремонта, и чем дешевле и незначительнее ваш ремонт, тем больше у вас шансов нарваться на просрочку, автомастерская не только может не приступать к ремонту до «мертвой черты», но и вполне может просрочить. Даже если там дел на 2 дня – спешить некуда (огромных штрафов страховой компании не начислят).
Возможность восстановления автомобиля после ДТП
После ДТП возникают множество вопросов о возможности восстановления автомобиля и получении выплаты по ОСАГО. Важно знать свои права и разобраться в процессе обращения в страховую компанию.
Ремонт автомобиля может быть начат в течение 15 дней после ДТП, но возникают разногласия о том, будет ли он полностью покрываться страховой компанией. В РФ с 2023 года предусмотрены изменения в оформлении полиса ОСАГО, и возможны споры по поводу ремонта.
При ДТП можно самостоятельно отремонтировать автомобиль до получения выплаты по ОСАГО, но есть риски. Важное условие — сохранить виновность в аварии и гибдд фиксацию факта ДТП. Возможно обжалование решения страховой компании или компанией экспертизы, если возникли разногласия по ремонту.
Если страховая компания отказывается выплатить ремонт, то можно начать судебные разбирательства. Верховный суд рассмотрит спор о выплате по ОСАГО и примет решение о восстановлении автомобиля после ДТП.
Самому отремонтировать машину можно, но возникают риски, так как страховая компания может отказать в выплате. Важно показать, что ремонт был необходим в результате ДТП и оформить все документы правильно.
При возникновении спора страховая компания может провести свою экспертизу, чтобы определить необходимость и стоимость ремонта. Однако, если возникают разногласия по результатам экспертизы, можно обжаловать решение в суде.
Таким образом, возможность восстановления автомобиля после ДТП до получения выплаты по ОСАГО есть, но следует быть готовым к судебным разбирательствам и обращаться за помощью к специалистам, чтобы обеспечить защиту своих прав и интересов.
Особенности оформления ДТП
Оформление ДТП – это процесс, который требует внимания к деталям и знания правил. Важно знать, что делать сразу после аварии и как оформить все документы правильно.
Если вы стали виновником ДТП, вам необходимо сразу после аварии проявить бдительность, чтобы избежать возможных последствий. Сначала вам нужно вызвать ГИБДД и дождаться приезда сотрудников. Верховный суд РФ рекомендует ожидать приезда ГИБДД на месте до тех пор, пока не будет оформлена дорожная авария.
Зачем оформлять аварию в ГИБДД? Для того чтобы получить экспертизу ДТП, которая будет рассматриваться на суде при решении вопроса о виновности в аварии. Также она требуется для получения выплаты по ОСАГО.
Если виновником ДТП является другой водитель, то вам важно собрать все необходимые документы, чтобы показать свою невиновность и получить выплату от страховой компании.
Важное место в оформлении ДТП занимают европротокол и осмотр повреждений автомобиля. Европротокол составляется на месте аварии и служит доказательством для страховой компании. Осмотр повреждений позволяет оценить степень повреждения автомобиля и определить необходимость ремонта.
Также вам необходимо обратиться в страховую компанию, чтобы они оказали помощь в осуществлении процедуры оформления ДТП и ремонта автомобиля. Они покрывают расходы на ремонт автомобиля по ОСАГО. Полис ОСАГО действует в течение года.
Если возникли разногласия с компанией, вы имеете право обратиться в суд для защиты своих интересов. Однако судебные процессы могут затягиваться, и ремонт автомобиля может быть отложен на непредсказуемый срок.
Если машину необходимо отремонтировать самостоятельно, то важно сделать все в сроки, установленные страховой компанией. Отремонтированный автомобиль должен быть предъявлен для осмотра страховщика и эксперту для оценки степени ремонта.
В случае, если компания откажется выплатить страховое возмещение, вы можете обжаловать решение в суде. Однако этот процесс может затягиваться на длительный срок.
Сроки ремонта на СТО по ОСАГО
Вопросы в отношении сроков восстановительных работ по ОСАГО часто интересуют пострадавших автомобилистов. Причина проста – машины так прочно вошли в жизнь многих людей, что без них просто невозможно справляться со своими делами, а иногда даже водители лишаются заработка. По этой причине для автомобилистов проблемы задержек порой критичны.
Всего существует два типа сроков восстановительных работ:
- Срок ремонта в соответствии со страховым договором ОСАГО. Иногда в договоре обозначаются точные временные рамки проведения восстановительных работ, тогда их следует строго соблюсти независимо от обстоятельств. Важно знать, что отсутствие запасных частей либо инструмента не выступает уважительной причиной от несоблюдения сроков ремонта.
- Понятие «разумных сроков». Оно используется в российском законодательстве, однако точного определения не существует. Под разумными понимаются сроки, в которые реально выполнить необходимые работы с имеющимися ресурсами. К примеру, простую вмятину не должны устранять полгода – это неразумно долго и необоснованно.
Внимание! В соответствии с законом «Об ОСАГО», восстановительные работы не могут длиться больше 30 рабочих дней. В соглашении и направлении на ремонт страховая компания может обозначить и больший срок, а водитель может не заметить этого факта (законодательство предусмотрело данную возможность). В такой ситуации вопрос следует решать индивидуально и обоснованно.
Если автосервис не может уложиться в обозначенный срок, тогда можно обратиться в страховую компанию с требованием заплатить неустойку в размере полпроцента от стоимости ремонта по ОСАГО за каждый день просрочки. Иногда водитель может получить дополнительную надбавку за упущенную выгоду.
Направление на ремонт по ОСАГО должно содержать срок, в течение которого работы должны быть завершены. На его выдачу страховщику отводится 20 дней. Несоблюдение этого срока является причиной для взыскания просрочки в размере 1% от величины страховой выплаты за каждый просроченный день.
Куда можно подавать претензии по ремонту по ОСАГО
Одно из преимуществ при ремонте на станции техобслуживания через страховщика является то, что пострадавший не имеет возможности оценивать репутацию автосервиса. Значительная доля ответственности и требования к качеству выполнения восстановительных работ застрахованному автомобилисту лежит на страховой компании.
Претензии к качеству восстановительных работ нужно предъявлять страховщику. Также их следует подробно описать при составлении акта приёма-передачи транспортного средства. Страховщик несёт ответственность за несоблюдение сроков восстановительных работ. Как только компания получит претензию, у неё остаётся 5 дней, чтобы повторно провести экспертизу, сделать оценку качества и полноты проведённых работ.
К тому же предусмотрена возможность обратиться в Центробанк РФ либо в Союз автостраховщиков и подать претензию.
На сегодняшний день по отношению к ремонту по ОСАГО имеются такие недостатки в сравнении с денежными выплатами:
- Повышение штрафов за отсутствие страховки ОСАГО. Невыгодные условия побуждают автомобилистов уклоняться от оформления полиса. Раньше штраф нужно было платить единожды в месяц. Однако сегодня его могут выписывать ежедневно. Поэтому уклоняться от оформления ОСАГО просто невыгодно.
- Двукратное повышение выплат по Европротоколу. Если раньше по упрощённому оформлению ДТП можно было получить компенсацию до 50 тысяч рублей, то сегодня эта верхняя планка была поднята до 100 тысяч рублей.
- Привязка стоимости страховых услуг к частоте попаданий в аварию. Центробанк РФ установил сетку повышающих коэффициентов для тех, кто регулярно нарушает правила движения. В то же время водители, которые управляют автомобилем аккуратно, получают дополнительную скидку.
- Стоимость страхования. Сейчас базовые тарифы могут изменяться не чаще, чем один раз в год. При установлении своей ставки компания обязана регистрировать её в Центробанке РФ и Союзе автостраховщиков.
Автомобиль не принимают на СТОа
Еще одна из распространенных проблем, когда автомобиль в принципе не принимают на СТО для осуществления восстановительного ремонта обычно это может происходить в силу целого ряда причин:
- причина 1 страховой компании перед СТО есть задолженность
- причина 2 убийство и страховой компании закончился срок действия договора со страховой
- причина 3 у СТО нет ресурсов для восстановления еще одного автомобиля
Негативной стороной способы возмещения по КАСКО в виде ремонта является невозможность выбора организации осуществляющие ремонт с учетом ваших требований относительно:
- качества работ
- сроков выполнения работ
- сроков начала выполнения работ
Недостатки ремонта по ОСАГО
- Невозможно самостоятельно выбрать СТО. Страховщик предложит Вам список станций техобслуживания, с которыми он сотрудничает. Чтобы не ошибиться, Вам придется провести серьезную подготовительную работу – изучить отзывы о техцентрах, рейтинги мастеров и др. Если в перечне есть автосервис официального дилера, смело выбирайте его (особенно, если авто находится на гарантии).
- Невозможно получить деньги на руки и распоряжаться ими по своему усмотрению.
- Отсутствие контроля со стороны страхователя. Проверку Вы сможете осуществить только после завершения ремонта.
- Нежелание страховой компании оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому нередко на СТО используются дешевые запчасти.
Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:
- хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
- максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
- срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
- без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
- автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
- гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
- претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
- жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
- после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.
Нюансы, на которые стоит обратить внимание, получая направление на ремонт
При получении направления на ремонт клиенту могут предложить подписать некоторые документы. Нужно внимательно проверять, что это за бумаги. Как правило, водитель подписывает только заявление в страховую компанию и извещение о ДТП. И делается это еще на этапе сбора документов. Заявление обычно пишется в свободной форме. Если страховая компания предложила свой бланк, поля, не имеющие отношения к получению направления, заполнять не стоит.
Финансовые учреждения иногда хитрят и просят клиентов подписать дополнительные соглашения или иные документы, содержащие следующие невыгодные для водителей поля:
- Согласие на доплату за ремонт автомобиля на СТО, если суммы компенсации не хватит. Эта уловка часто используется в случаях, когда размер ущерба был умышленно занижен.
- Согласие на то, что выбор СТО осуществляет страховщик. В некоторых случаях ремонт должен осуществляться только у официальных дилеров. Подпись под этим пунктом лишает клиента права на него.
- Согласие на использование в ходе ремонтных работ уже не новых (б/у) запчастей.
Случаи, когда возможно получить деньги вместо ремонта по ОСАГО
Денежная компенсация вместо ремонта полагается в следующих случаях:
- Автомобиль нельзя отремонтировать в сервисе.
- Клиент имеет инвалидность и перемещается на специальном транспортном средстве.
- Страховщик и страхователь достигли договоренности о том, что ущерб будет компенсирован деньгами.
- Водитель погиб в ДТП, а его родные не хотят ремонтировать автомобиль.
- Компенсации по полису не хватит, чтобы оплатить все необходимые восстановительные ремонтные работы.
- Есть доказательства обоюдной ответственности сторон.
- Пострадавший получил среднюю/тяжкую степень вреда. Собственник автомобиля при этом предпочёл денежную компенсацию.
- Водитель отказался ремонтировать автомобиль в сервисе, который не является дилерским или представительством изготовителя.
Почему сроки могут быть нарушены
Специально затягивать сроки ремонта по КАСКО не выгодно ни одной из сторон. Страховая не хочет получать негативные отзывы от клиентов, а автосервису не нужно, чтобы машины просто так занимали место на станции. На сроки устранения неисправностей влияют несколько факторов, которые нужно учитывать:
- объем работ. Понятно, что замена разбитой фары не должна занимать месяц. Но если авто повреждено на 60-70%, его невозможно отремонтировать за пару дней;
- наличие деталей. Если марка транспортного средства редкая, скорее всего, запчасти придется заказывать. Ожидание поставки увеличит срок ремонта, но повлиять на это сложно. Проблема особенно актуальна в текущих геополитических условиях, когда все автосервисы сталкиваются с нехваткой оригинальных запчастей;
- очередь на СТО. Такое возможно, когда у страховщика заключен договор только с одной станцией. Очереди могут возникать в традиционные периоды высокой нагрузки – например, когда на дорогах гололед;
- взаимодействие между страховой и СТО. Если коммуникация налажена плохо, сроки могут затянуться во время согласования стоимости работ по восстановлению авто. Также возможны задержки из-за ожидания перечисления аванса в счет ремонта.
Конечно, все эти причины – не повод нарушать сроки. Водитель хочет получить свое транспортное средство скорее, и закон устанавливает допустимое время выполнения работ. При оценке разумных сроков важно учитывать все факторы, влияющие на длительность ремонта по КАСКО. Это поможет понять, адекватны ли причины, или дело в непрофессионализме СТО.
Достоинства страхового ремонта
К основным достоинствам ремонта по ОСАГО относят:
- Отсутствие хлопот по поводу поиска и выбора СТО. Автовладелец передает специалистам автосервиса поврежденный автомобиль, а забирает восстановленный.
- Отсутствие тяжб между страхователем и страховой компанией по вопросам размеров денежной компенсации.
- Гарантия качества. Технический подрядчик отвечает за соответствие проводимых манипуляций стандартам и за качество произведенных работ. Гарантия на кузовные работы составляет 1 год. Подрядчик может использовать только новые детали к авто, запчасти б/у ставятся только в том случае, если страховщик дал свое согласие, заключив с СТО соответствующий договор.
- Оперативность. Как правило, все работы осуществляются быстро, поскольку ни СТО, ни страховщик не заинтересованы в затягивании сроков.
На данный момент процесс реформации не завершен, следовательно, не все аспекты вопроса тщательно проработаны. Поэтому специалисты рекомендуют выбирать страховое восстановление машины в том случае, если в ДТП был поврежден только кузов автомобиля, а в перечне СТО, предложенном страховщиком, представлены техцентры с хорошей репутацией.
Что такое направление на ремонт в ОСАГО?
Это документ, официально дающий потерпевшему в ДТП право на полное возмещение ущерба от него путём восстановления транспортного средства. Обратите внимание, полного восстановления, а не частичного. При выдаче направления и после него есть чётко оговорённые сроки проведения ремонта и ожидания оценки ущерба для получения этой бумаги.
Фактически направление на ремонт – это прямая замена страховой выплаты в ОСАГО, призванная упростить процедуру возмещения за счёт удаления целого звена в процедуре – этапа между полученными деньгами при выплате и до их оплаты за восстановление автомобиля в СТОА. Но на практике легче от этого не стало:
- во-первых, чтобы отремонтировать машину, нужно всё равно обратиться в страховую и получить направление на ремонт – то есть как бы вместо денег Вы получаете просто «сертификат» на восстановительные работы при ущербе,
- во-вторых, у Вас отбирают выбор, в каком автосервисе чинить автомобиль, а по самому ремонту в 2019 году есть некоторые законодательные ограничения.
Ремонт машины по ОСАГО в 2021 году
Несмотря на приоритет восстановительного ремонта, законодательство содержит перечень исключительных случаев, когда он заменяется денежной выплатой. Прописаны они в п. 16.1 ст. 12. ФЗ №40, и включают в себя:
- высокую степень повреждения автомобиля, при которой он не подлежит восстановлению;
- превышение стоимости ремонта над максимальной суммой возмещения (в 2021 году это 400 тыс. рублей);
- гибель потерпевшего (деньги получит семья);
- причинение тяжелого урона здоровью;
- наличие у потерпевшего группы инвалидности (в такой ситуации предоставляется выбор формы возмещения);
- предварительное заключение со страховщиком соглашения о возмещении убытков денежной компенсацией.
Деньги можно получить в кассе страховой компании, либо путем зачисления на банковский счет, указанный в заявлении.
Если автомобилю менее 2 лет, он направляется на ремонт в дилерский центр, но только при указании соответствующего требования в заявлении страховой компании. Страховщик не вправе этому препятствовать, так как ремонт нового авто в стороннем СТО приведет к прерыванию гарантийного срока.
После принятия заявления пострадавшего водителя страховая компания в обязательном порядке заключает договор с его дилером.