Какие поврежления автомобиля считаются тотальным уничтожением

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие поврежления автомобиля считаются тотальным уничтожением». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Тотал или тотальная гибель – это понятие из сферы моторного страхования, означающее, что стоимость причиненного вреда достигает или превышает рыночную стоимость транспорта. Другими словами, автомобиль не подлежит восстановлению, или же производить ремонт нецелесообразно. Когда страховая организация оценивает урон, причиненный имуществу, она учитывает его текущую среднюю стоимость и потенциальные затраты на ремонтные работы. Если стоимость ремонта превышает рыночную цену, то страховщик признает это тоталом. Для клиента данное понятие связано с утратой возможности использовать транспорт (возможно временно). Это значит, что ему запрещается садиться за руль до момента его восстановления.

У меня есть Каско – можно ли обратиться после подачи заявления по ОСАГО?

Как уже было сказано в самом начале нашей статьи, условия по договорам КАСКО, как правило, отличаются от условий ОСАГО. Если последние прописаны преимущественно в законе, то первые зависят во многом от самого договора. И в каждой конкретной ситуации может быть выгоднее обращаться либо по КАСКО, либо по ОСАГО.

Если вы выясните, что по КАСКО получите больше денег, уже после того, как подали заявление по ОСАГО, то можете отказаться и отозвать это заявление, если конечно, страховщик еще не произвел выплату страхового возмещения. Ведь получить деньги 2 раза за один и тот же автомобиль законно нельзя.

Оставят ли вам автомобиль после того, как признают тотал?

Если транспортное средство застраховали по ОСАГО и страховщик его “затоталил”, пострадавший имеет право на возмещение стоимости ТС. Но что будет с самим транспортом? Неужели его отправят на списание? И как быть, если вы не хотите расставаться со своей машиной и планируете ее отремонтировать?

Нет, по ОСАГО в таких ситуациях транспортное средство не забирают. Причем страховщики не станут забирать и рабочие детали, если признают случившееся тоталом. Все годные запчасти перейдут обратно владельцу. А вот как поступать с ними – решать ему самому. Многие захотят их продать, чтобы отбить стоимость утерянного автомобиля.

Но если ситуацию признали экономическом тоталом, вы можете попытаться отремонтировать машину. Это вполне возможно. Но необходимо понимать, что после того, как страховая компания “затоталила” авто, оно уже не может использоваться до восстановления его технических характеристик. Транспорт должен быть отремонтирован таким образом, чтобы его характеристики соответствовали нормам безопасности. Точно так же можно взять битый автомобиль и провести его полноценное восстановление.

Если вы не планируете восстанавливать ТС, то также можете расторгнуть договор страхования и вернуть часть уплаченных средств за неиспользованный период ОСАГО после тотала. Если же он наступил вследствие конструктивной гибели автомобиля, то договор прекратит действовать без необходимости дополнительного вмешательства. После восстановления машины вы сможете повторно приобрести полис моторного страхования и использовать ее дальше.

Когда признается «Тотал»

Тотальная гибель автомобиля может признаваться в нескольких случаях. Часть из них относится к обязательному страхованию, часть — к КАСКО. Самые распространенные случаи:

  • Автомобиль получил повреждения в ДТП — чаще всего довольно серьезные;
  • Транспортное средство угнали;
  • Утопление автомобиля.

В зависимости от условий договора, выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля не выйдет признать и получить в случае:

  • Стихийного бедствия, разрушившего автомобиль;
  • Других форс-мажорных обстоятельств, в том числе государственных беспорядков и митингов.

Подробнее об особенностях выплат по «тоталу» при ОСАГО или КАСКО читайте ниже.

Порядок действий при гибели авто

Если вы столкнулись с проблемой полной гибели автомобиля, то алгоритм действий таков:

  1. Вы собираете нужные документы для страховой компании — перечень обычно указан в приложениях к договору или в правилах страховщиков;
  2. Готовите заявление на получение компенсации;
  3. Страховая компания передает ваш автомобиль на оценку в экспертную компанию, или проводит оценку самостоятельно;
  4. Вам озвучивают сумму компенсации — нужно решить, соглашаетесь ли вы на предложение страховщиков, или будете доказывать, что сумма должна быть иной.

Будьте внимательны — в решении страховой компании будет указано, остается ли автомобиль у владельца, или страховая компания забирает его себе на реализацию. Внимательно проверьте сумму остатков автомобиля, за счет них вычисляется сумма компенсации.

Три стороны страхования

В данном случае, Ингосстрах обратился в суд с иском к виновнику аварии в порядке суброгации (переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки).

Страховая компания при расчете из стоимости ремонта авто вычла максимальную выплату по ОСАГО (та сумма, которую должны были выплатить по договору ОСАГО) и попросила возместить разницу:

561,3 тысячи рублей — 400 тысяч рублей = 161,3 тысячи рублей.

Виновный в аварии не согласился с данным расчетом. Он считал, что по условиям КАСКО необходимо применить правила о полной гибели авто, а не отправлять его в ремонт.

Согласно решению суда, страховая стоимость авто, пострадавшего в аварии, по договору КАСКО составила 771,9 тысячи рублей. Признание тотала (полной гибели автомобиля) возможно лишь в том случае, если бы стоимость ремонтных работ составили более 75% страховой стоимости транспортного средства.

В итоге Ингосстрах оплатил фактическую стоимость ремонта, она составила 561,3 тысячи рублей или 72% от страховой стоимости транспортного средства. По итогам экспертизы рыночная стоимость авто с учетом износа составила 622,6 тысячи рублей или 80% от страховой суммы. Годные остатки эксперты оценили в 385,9 тысячи рублей.

По подсчетам Агентства страховых новостей, в случае признания тотала пострадавший получил бы выплату, равную стоимости автомобиля за вычетом стоимости годных остатков:

771,9 тысячи рублей — 385,9 тысячи рублей = 386 тысяч рублей.

Эта сумма была бы менее максимального размера по ОСАГО. В этом случае Ингосстрах при этом не имел бы права взыскивать деньги с виновного в аварии.

Как же вас будет пытаться обмануть страховая компания?

Все знают, что при стандартной ситуации (когда ТС просто получило повреждения, которые можно исправить) страховая компания будет занижать стоимость ремонта, чтобы заплатить вам меньше.

При гибели ТС ситуация будет совершенно обратной. Ведь выплачивать вам страховая будет, рыночную стоимость вашего авто, на день наступления страхового случая, за вычетом годных остатков, годные остатки это те узлы и элементы автомобиля, которые не пострадали после ДТП и могут быть реализованы, то есть проданы вами. Это запчасти которые подойдут на такие же автомобиля как и ваш, годные остатки остаются у вас и вы их можете продать, битые автомобили покупают авто разборы и разные дельцы, которые знают, что с ними делать.

Но страховая чтобы выплатить вам меньше ,будет всеми возможными способами завышать стоимость годных остатков и будет считать даже поврежденные и непригодные к продаже узлы и детали как полностью годные и готовые к реализации, но вы то не сможете их продать, а также не сможете реализовать детали и узлы по тем ценам, которые вам посчитала СК, а это уже ваши потери и убытки, вам это совершенно не нужно.

Как работает выплата по КАСКО при тотальном ущербе?

И как выплачивается страховая сумма при полной гибели автомобиля. Итак, предположим, что ваше авто застраховано на 1 000 000 рублей (для простоты расчета), и у страховой компании установлен уровень 70% на ущерб, который признается критическим и происходит “тоталь” по КАСКО. Таким образом, если ущерб в СТОА (страховщика) был рассчитан 750 000 рублей, то вам предложат два варианта выплаты:

— страховщик забирает у вас авто и выплачивает сумму по страховке,

— страховая компания оставляет вам ТС (точнее годные остатки, или ГОТС) и выплачивает разницу между страховой суммой и стоимостью ГОТС.

Разберем оба варианта на примере:

  • — стоимость автомобиля 1 000 000 рублей,
  • — франшиза 10 000 рублей,
  • — оплачен первый платеж 25 000 рублей (кредиторская задолженность клиента еще 25 000 рублей),
  • — амортизация -12% в год (опции GAP нет),
  • — предыдущих случаев нет,
  • — автомобиль не в залоге у банка,
  • — ДТП произошло через полгода действия полиса КАСКО.

Тотальное разрушение ТС по страховке КАСКО каждая страховая организация определяет в частном порядке. Если страховое соглашение не включает в себя конкретных пояснений по этому вопросу, вопрос, как правило, решается в судебном порядке. В этой ситуации в расчет берется опыт иных страховых организаций, если быть точнее – процент ущерба, который можно отнести к тотальному разрушению. В большинстве случаев спорным моментом по компенсированию ущерба по КАСКО является тотальное разрушение половины ТС.

При признании тотала, выплата компенсирования происходит двумя разными методами:

  • Выплачивается полный размер компенсирования, указанный в страховом соглашении. Из этого размера компенсации вычитают сумму амортизационных начислений, а годные детали страхователь передает страховщику.
  • Выплата страховой компенсации за исключением амортизации и неповрежденных деталей ТС. Такие детали, при желании, могут быть реализованы страхователем на рынке, специализирующимся на продаже автозапчастей. На держателе полиса лежит ответственность за целостность авто.

В этой ситуации довольно сложно решить, каким образом следует поступать для того, чтобы страхователь остался в выигрыше. Для того чтобы выяснить, какой из способов подходит больше, рекомендуем учитывать следующие параметры:

  • цена годных деталей;
  • сумма амортизации;
  • пункты страхового соглашения;
  • существует ли возможность в частном порядке произвести капитальное восстановление ТС;
  • существует ли возможность реализации ГОТС.

Страхование КАСКО при конструктивной гибели автомобиля

Страхование КАСКО (добровольное страхование) предусматривает покрытие убытков в разных случаях гибели авто, в отличие от автогражданки, где возмещения выплачиваются пострадавшей в ДТП стороне. Каждая машина страхуется на определенную сумму, от которой и зависит величина компенсации.

Владелец транспорта вправе включить в полис все страховые случаи, приводящие к полной гибели автомобиля. Кроме аварий на дорогах, это затопление, вандализм, поджог, случайная порча имущества по собственной вине.

Если сравнивать ОСАГО и КАСКО, касающихся полной гибели автомобиля, то разница состоит в способах проведения выплат, их размере и порядке взаимодействия сторон. Страховые компании вправе устанавливать свои критерии по величине повреждений для признания тотальной гибели. Процентный показатель для фиксирования конструктивной гибели автомобиля по КАСКО варьируется в диапазоне 65-75 %.

Как рассчитывается выплата по ОСАГО при полной гибели транспортного средства

› › Бесплатная консультация юриста: (МСК), (СПБ) Программы автострахования предусматривают случаи гибели автомобиля.

Восстановление такого ТС (транспортного средства) зачастую подразумевает серьёзные убытки для СК (страховых компаний). В таких ситуациях страховая компания фиксирует тотальную гибель автомобиля и совершает установленные компенсационные выплаты.

Порой СК бывает выгодно признавать авто «погибшим», так как в этом случае перед ней открывается возможность существенно сэкономить денежные средства.

Многие автовладельцы, оказавшиеся в такой ситуации, начинают интересоваться порядком оформления тотала по КАСКО и ОСАГО. Некоторые из них ошибочно полагают, что эта процедура идентична для каждой системы страхования. Автомобиль считается тотально повреждённым при получении машиной значительных повреждений, при которых восстановление транспортного средства предполагает серьёзные материальные вложения.

Целесообразно говорить об уничтожении, когда сумма ремонта авто равна или больше её рыночной стоимости, что было зафиксировано до свершения ДТП. СК определяют процентное соотношение сумма ремонта/стоимости автомобиля, при достижении которого авто признаётся погибшим.

Эта цифра варьируется в диапазоне 60-80% и устанавливается индивидуально в каждой СК.

На практике СК зачастую необоснованно признают тотал, чтобы уменьшить размер выплат собственнику ТС. Во время расследования ДТП нужно внимательно следить за всеми действиями, которые производит СК. Если страхователь признаёт машину погибшей, не рекомендуется сразу фиксировать согласие с этим вердиктом.

Стоит обратить внимание на нюансы, принимаемые во внимание при расчёте выплат за полную гибель автомобиля по ОСАГО:

  • Стоимость годных деталей ТС.
  • Период действия страховки.
  • Наличие ремонта по заключённому договору автострахования.

Чем дольше действует страховой полис, тем меньшую компенсацию получит владелец ТС при тотале. Дело в том, что практически все фирмы рассчитывают степень износа авто, и вычитают получившееся значение из суммы к выплате. В среднем, за каждый месяц эксплуатации автомобиля его стоимость уменьшается на 1%.

Несложно подсчитать, что к концу действия договора стоимость ТС снизится на 10-12%.

Порядок возмещения. Что делать и что будет дальше?

Порядок оформления страхового возмещения по полису страхования остается прежним:

  1. Вместе с другим участником ДТП оформите европротокол, сделайте фото или видео, зафиксировав положение и повреждения транспортных средств.
  2. Если есть пострадавшие или в ДТП попало более двух транспортных средств, вызовите инспекторов ГИБДД для оформления ДТП, составьте протокол, установите виновника.
  3. Обратитесь в страховую компанию для получения страхового возмещения или прямого возмещения убытков (в зависимости от вашей конкретной ситуации) с полным комплектом необходимых документов.
  4. Страховщик обязан осмотреть вашу машину в течение 5 рабочих дней. Поскольку мы говорим о том, признается тотал или нет, скорее всего, такое транспортное средство не может участвовать в дорожном движении, и поэтому СК обязана осмотреть транспортное средство на ее месте нахождения, то есть где-то рядом с вашим домом, гаражом или на стоянке. Нет обязанности везти машину к страховщику на эвакуаторе. Даже если компания скажет, что возместит расходы, не стоит этого делать, поскольку страховая компания просто вычтет расходы на эвакуатор из суммы возмещения (в конце концов, закон фактически позволяет им недоплатить 10% ущерба).
  5. Как правило, в течение 20 календарных дней страховщик обязан организовать ремонт вашего авто (выдать вам направление на ремонт) или выплатить возмещение. Если речь идет о полном разрушении, то ремонта быть не может, а оплата производится только наличными.
  6. В течение того же 20-дневного периода страховая компания обязана сообщить об отказе, если она примет такое решение. В этом случае отказ должен быть мотивированным.

Как видите, здесь все очень просто и стандартно!

Если произошло занижение суммы возмещения страховой компанией, заказывайте независимую экспертизу.

Факт признания страховой компанией невозможности восстановления я также может быть оспорен независимой экспертизой. Например, эксперт может определить, намеренно ли СК завышает тариф ремонтных работ, чтобы подтвердить тотал и выплатить владельцу меньшую сумму.

Советы юриста: выгодно ли получать выплату по тоталу

Получать выплаты по тоталу выгодно, если стоимость машины до аварии невысока и сохранившихся запчастей мало. Например, если цена ТС составляет 400 000, а остатков набралось на 50 000, полис предложит около 250-300 000 к уплате, что составляет значительный процент от рыночной стоимости автомобиля.

В то же время выплаты при разрушении дорогих авто с небольшим количеством остатков будут выгодны не страхователю, а скорее выгодны страховой, если машина останется у нее. В этом случае лучше попытаться доказать возможность восстановления автомобиля в суде. Необходимо опираться на перечень и стоимость уцелевших остатков, составляя исчерпывающий список при подсчетах.

Поэтому, если машина получил большой процент повреждений или ее цена меньше стоимости восстановления, велика вероятность начисления страховых выплат по тоталу. Страховые компании часто прибегают к манипуляциям с подсчетами с целью уменьшения суммы уплат, поэтому рекомендуется самостоятельно рассчитать компенсацию или обратиться к независимым экспертам.

Подводные камни варианта №1. Машина остается у владельца

В этом случае страховщик должен произвести выплату за минусом годных остатков, износа и недоплаченной страховой премии. Чаще всего камнем преткновения становятся именно годные остатки автомобиля.

Много лет стоимость ГОТС считали буквально «на глазок», поскольку не существовало никаких законодательных норм их расчета. На сегодняшний день страховщики часто руководствуются Положением Банка России от 19.09.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».

Кроме того, есть Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 25 января 2011 г. N 20 «Об утверждении Номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств». Например, износ не считается для тормозных дисков, тормозных колодок, педалей и многих других запчастей.

Но и это не панацея от некорректной оценки ущерба. Например, автомобиль можно оценить целиком. Эксперты просто изучают стоимость продаваемых ТС с аналогичными повреждениями и делают на основании этого свои выводы. А это бесконечное поле для творчества страховщика и смехотворная выплата клиенту на выходе.

Опять же, считать стоимость годных к продаже или использованию остатков будет «родной» оценщик. А он посчитает их по максимуму и денежная часть выплаты страхователю при этом окажется заниженной.

Важно! Если компания не забирает автомобиль, важно проследить за качеством осмотра и списком деталей, признанных годными. Если не будут учтены мелкие повреждения, деталь будет считаться годной и, соответственно, сумма выплаты уменьшится. Часто именно мелкие комплектующие осматриваются поверхностно, а в результате может набежать существенная разница.

Математика

Например, в полисе значится страховая сумма в 1 млн. р. При лимите признания «тотал» гибели авто в 75% размер ущерба в размере 750 000 руб. и более автоматически отправляет машину в утиль. Из рыночной стоимости вычитается износ и стоимость годных запчастей, остальная сумма выплачивается.
Если авария произошла на 11-й месяц действия договора КАСКО и нас автомобилю больше 2-х лет, то износ составит 11% (110 000 руб.). Предположим, стоимость годных остатков составила 46% от стоимости авто – это еще 460 000 руб.

Итого на руки клиент получит: (1 000 000 – 11%) – 46% = (1 000 000 – 110 000) — 460 000 = 430 000 руб.

То есть вместо ожидаемой выплаты в 1 000 000 руб. клиент получит на треть меньше и мифическую надежду продать запчасти с битой машины. Очевидно, что при продаже деталей «с рук», на авторынке или через онлайн сервисы их стоимость будет существенно ниже. Кроме того, застрахованному автолюбителю придется потратить немало времени, чтобы найти покупателя. Не говоря уж о том, что запчасти могут просто не продаться и зависнуть мертвым грузом на балконе или в гараже.

В результате человек остается без автомобиля и с деньгами, которых едва хватит на первоначальный взнос за какой-нибудь недорогой автомобиль. Конечно, выплату страхователь получит, но его полис КАСКО не выполнит своего главного предназначения – не защитит интересы автовладельца.

Что такое тотальное повреждение автомобиля

Тотальное повреждение автомобиля – это состояние транспортного средства, когда стоимость его восстановления становится выше стоимости автомобиля перед происшествием.

При тотальном повреждении автомобиля страховая компания выплачивает владельцу сумму, равную стоимости автомобиля на момент происшествия минус сумма износа. Именно поэтому крайне важно договориться о правилах страхования, чтобы при наступлении страхового случая получать максимально возможное возмещение.

Часто тотальное повреждение автомобиля возникает в результате ДТП, при котором автомобилю нанесены повреждения не только кузова и деталей, но и двигателя и подвески. Однако, это может произойти и при других обстоятельствах, таких как стихийное бедствие, пожар, угоны и т.д.

Если произошло тотальное повреждение автомобиля, то продавать его на запчасти или ремонтировать нецелесообразно. В этом случае лучше оформить его на свалку или передать на утилизацию.

В конце концов, тотальное повреждение автомобиля – это не только огромный материальный ущерб, но и серьезные психологические травмы и проблемы с передвижением. Поэтому стоит соблюдать правила дорожного движения и быть бдительным на дороге.

Рекомендации по действиям после тотального повреждения

1. Свяжитесь с страховой компанией, представленной на вашем полисе. Специалисты по страхованию оценят степень повреждения и сообщат вам, был ли ваш автомобиль признан тотально убитым. Если да, они должны провести оценку стоимости вашего автомобиля и определить, какую компенсацию вы имеете право получить.

2. Если вы еще не установили контакт с буксировочной компанией, обратитесь к вашей страховой компании для получения рекомендаций на этот счет. Большинство страховых компаний работают с квалифицированными буксировочными службами, которые помогут вам бесплатно доставить ваш автомобиль на место ремонта или поставить его на хранение.

3. Находясь на месте аварии, обязательно получите копии всех документов, которые могут пригодиться при рассмотрении вашего случая в страховой компании, включая отчеты полиции об аварии, фотографии повреждений и свидетельские показания. Это поможет ускорить процесс оценки ущерба и начать процедуру выплаты компенсации.

4. Если ваш автомобиль был куплен в кредит, банк, выдавший кредит, может также требовать дальнейшей информации о степени повреждения. Однако, как правило, страховые компании автоматически уведомляют банки об убытках, связанных с повреждением транспортного средства.

5. Не забывайте, что тотальное повреждение, хотя и неожиданное, не является крахом вашей жизни. Старайтесь сохранять спокойствие и действовать согласно рекомендациям вашей страховой компании. Всегда есть возможность оформить новый автомобиль, а самое главное, что вы сохраняете самое главное – свое здоровье.

Как добиться возмещения от страховой компании

Выплаты по тоталу могут достигать очень больших размеров. Поэтому страховые компании часто пытаются уменьшить их. Для этого они занижают стоимость ремонта, чтобы признать авто подлежащим восстановлению, или завышают стоимость годных остатков. Также на такие страховые случаи часто действует самая большая франшиза.

Также страховая компания может затягивать сроки выплаты компенсации. Она может объяснять это проблемами в работе бухгалтерии или ограничениями банков. Но часто реальных причин для задержек нет — страховщик стремится сохранить выплаты у себя.

В обоих случаях вы имеете право направить в страховую компанию претензию. К ней приложите заключение экспертизы с независимым расчетом ГОТС. Претензию можно направить лично или по почте заказным судом.

Если претензия не помогла — обратитесь в суд. В качестве доказательств приложите заявление на страховую выплату, ответ страховщика с расчетом премии, заключение экспертной комиссии и другие документы, которые подтвердят вашу правоту.


Похожие записи:

Добавить комментарий