Преподаватель без педагогического образования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Преподаватель без педагогического образования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями.

Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть.

Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

Как получить педагогическое образование

Формально обойтись без педагогического образования можно тем, у кого есть диплом по профилю преподаваемого предмета. Фактически же работать с детьми без специальной подготовки сложно. Педагогические способности есть далеко не у каждого человека, и профильное обучение ни для кого не будет лишним.

Для тех, кто хочет преподавать в школе, есть несколько вариантов получения педагогического образования.

  1. Обучение в педагогическом колледже или техникуме.
  2. Обучение в педагогическом ВУЗе или на педагогическом факультете по программе бакалавриата.
  3. Получение второго высшего по программе магистратуры или специалитета.
  4. Прохождение профессиональной переподготовки.

На очное обучение в ССУЗе или на бакалавриате в ВУЗе уйдет 4 года. Но взрослый человек, решивший сменить сферу деятельности, скорее всего пойдет учиться заочно или дистанционно. В этом случае потребуется 5 лет.

Обучение в магистратуре займет 2 года. После бакалавриата человек имеет право на бесплатное обучение, в том числе и по другой специальности. Желательно, чтобы они хотя бы косвенно были связаны. Например, в магистратуру педагогического направления можно пойти с дипломом бакалавра по психологии. Нужно учесть, что не все ВУЗы принимают на магистерские программы бакалавров других специальностей. Также потребуется сдать комплексный экзамен по направлению магистратуры.

Магистратура после специалитета считается вторым высшим образованием и поэтому возможна только на платной основе. Стать педагогом с дипломом магистра можно за 2 года. Чтобы получить квалификацию специалиста, потребуется от 2,5 до 4 лет. В первую очередь это зависит от того, сколько предметов совпадет с программой предыдущего обучения, и перезачтут ли их.

Что нужно знать о профессиональной переподготовке

Профессиональная переподготовка — самый короткий путь к работе в школе. Минимальное время освоения учебного курса составляет 250 академчасов. Если заниматься 5 дней в неделю по 6 часов, можно освоить программу за 2-2,5 месяца.

На практике же такое краткосрочное обучение подойдет только педагогически одаренным людям, а также тем, у кого уже есть минимальный опыт или подготовка. Например, если человек уже преподает без педагогического образования. Остальным лучше выбирать курсы объемом не менее 500 часов. Есть и более углубленные программы, на освоение которых может потребоваться до 2 лет.

Профпереподготовку проводят государственные и частные учебные заведения, а также специализированные образовательные организации ДПО. Главное, на что нужно обратить внимание при подборе места обучения — это наличие лицензии, дающей право преподавать.

Как правило, начать учиться можно сразу же после приема документов и зачисления. Вступительные испытания проходить не надо. Хотя в некоторых местах все же придется пройти собеседование.

В большинстве учебных заведений есть возможность выбрать любую, удобную слушателю, форму обучения:

  • очную;
  • заочную;
  • смешанную — очно-заочную;
  • дистанционную.

Последняя наиболее удобна для взрослых работающих людей. Слушатель сам определяет удобное для себя время и место занятий.

Обучение заканчивается итоговой аттестацией, форма которой определяется на усмотрение учебного заведения. Проверка полученных знаний может проходить в виде экзамена, зачета, теста, собеседования или другим способом. Образовательное учреждение вправе провести один комплексный экзамен или отдельные испытания по каждой пройденной дисциплине.

Слушатели, успешно сдавшие все положенные экзамены, получают диплом о профессиональной переподготовке. Независимо от статуса и организационной формы учебного заведения этот документ должен быть установленного образца, а не государственного. Это означает, что внешнее оформление дипломов разных учреждений может значительно различаться.

Прежде чем окончательно принять решение, нужно ли вам становиться учителем, предлагаем ознакомиться с информацией, какие возможности для осуществления этого намерения существуют в нашей стране. Первая ступень педагогического образования – колледжи, в которых можно получить среднее профессиональное образование. С ним можно вести преподавательскую деятельность в дошкольных учреждениях и начальной школе.

Качества хорошего учителя

Профессия учителя очень древняя и скорее всего будет существовать вечно. Для ребенка учитель – одна из центральных жизненных фигур. Он должен вырастить уверенного в себе, психологически устойчивого и всесторонне развитого взрослого. Для успеха этой миссии педагог должен нести в своем сердце искреннюю любовь к детям и своей профессии, обладать высокими моральными и нравственными качествами, чувством такта, эмпатией.

Делай то, что любишь. Люби то, что делаешь

Наличие или отсутствие диплома о педагогическом образовании всего лишь определяет ту точку, с которой вы начинаете свое движение к успеху. Если есть желание развиваться, возможности найдутся. Сегодня очень много предложений отточить конкретные навыки в методике, психологии и любом другом аспекте. К тому же есть возможность прямого общения со специалистами, что помогает заметно сэкономить время и сразу начать внедрение полученных знаний в практику.

Я сама часто сталкиваюсь с тем, что даже совершенно незнакомые тебе люди готовы, обсудить и объяснить какие-то важные вещи, поделиться ценными материалами, подсказать, как правильно действовать в той или иной ситуации. Общаясь с такими людьми, мы находим единомышленников. А это еще один секрет успеха — быть на одной волне с теми, кто увлечен своей профессией так же, как и ты.

А репетитор без образования?

По-моему, если:

  • это классный специалист,
  • он не жалеет времени и сил на подготовку занятий,
  • любит свою работу, и ученики отвечают ему взаимностью,
  • хочет развиваться, повышать свою экспертность, находит и использует возможности для этого, — а зачем ему диплом? Он и без диплома обречен на успех.

Что такое Мдк в колледжах

Междисциплинарный курс, или МДК, это система знаний и умений, которая используется в колледжах и других учебных заведениях для обеспечения освоения компетенций студентами при прохождении практики в рамках профессионального модуля. Этот курс отражает специфику вида профессиональной деятельности и представляет собой комплекс образовательных программ по разным дисциплинам. Его целью является формирование у студентов универсальных компетенций, необходимых для успешной работы в современном мире. В рамках МДК студенты изучают не только предметы, относящиеся к их профессии, но и курсы по общей культуре, которые расширяют их кругозор и способствуют всестороннему развитию. МДК — это важный элемент образовательной программы, который помогает студентам подготовиться к будущей профессии и осуществить свои карьерные планы.

Когда перед вами живой ученик со своими запросами и целями, это лучшая мотивация узнавать новое, пробовать объяснять, интересно подавать информацию и учиться работать с людьми. Многие учителя начинают работать с учениками низких уровней, полагая, что так легче будет проработать методику. На мой взгляд, мнение о том, что обучать их легче, ошибочно. Лично мне гораздо проще с учениками уровня Intermediate. Также многие считают, что с детьми заниматься легче, нежели со взрослыми. Опять же, не могу согласиться. Работа с ребенком требует дополнительных навыков и умений: подача информации в игровой форме, общение с родителями, удержание внимания, более сложная мотивация (поддержание интереса). Здесь, как раз таки, педагогическое образование, которое ориентировано на работу с группами детей, может помочь.

Если вы планируете преподавать в Skyeng, то команда профессиональных асессоров поможет проанализировать проведенные уроки и выделить сильные стороны урока и моменты, над которыми надо ещё поработать.

Как стать учителем без педагогического образования

Требования к образованию педагогов определяются Приказом Минтруда России № 544н от 18.10.2013 г., ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. и Письмом Министерства Просвещения РФ № ТС-817/08 от 28.03.2019 г.

В соответствии с данными нормативными актами вести педагогическую деятельность могут лица трёх категорий:

  • имеющие среднее профессиональное или высшее образование в области, соответствующей преподаваемому предмету (например, физик-ядерщик может преподавать физику)
  • имеющие среднее профессиональное или высшее образование в рамках укрупнённой группы «Образование и педагогические науки»
  • имеющие любое среднее профессиональное или высшее образование и прошедшие профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности

Какие документы выдаются по окончании курсов, как быстро документы получит обучившийся

После завершения обучения выдаются документы установленного государством образца, соответствующие требованиям законодательства РФ:

  • Профессиональная переподготовка – диплом о профессиональной переподготовке. Срок действия – бессрочно
  • Повышение квалификации – удостоверение о повышении квалификации. Срок действия – 3 года

Обратите внимание! Все выдаваемые документы об обучении обязательно регистрируются в Федеральном реестре ФИС ФРДО.

Получение документов об окончании курса:

  • После завершения нормативного срока обучения и успешной сдачи итогового теста, направляются скан-копии документов;
  • Доставка оригиналов осуществляется заказным письмом Почтой России, стоимость доставки – БЕСПЛАТНО! Cрок доставки зависит от региона РФ – в течение 5-15 дней.
  • После отправки заказного письма на электронную почту высылается письмо с трек-номером для отслеживания на сайте Почты России.

Можно ли преподавать в школе без педагогического образования

Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Минпросвещения № ТС-817/08 от 28. 2019 года. В документе сказано, что при предъявлении требований к образованию школьного учителя нужно руководствоваться профессиональным стандартом. В нем указаны виды и уровни образования, необходимые для преподавания в школе.

Среднее профессиональное образованиеВысшее образование
ПедагогическоеПедагогическое
В сфере преподаваемого предметаВ сфере преподаваемого предмета
Любая специальность + педагогическое ДПОЛюбая специальность + педагогическое ДПО

Стать учителем без диплома педвуза может специалист в какой-либо области. Например, художник сможет преподавать изо, врач — биологию, а программист — информатику.

Если человек по профессии юрист, менеджер или бухгалтер, ему нужно будет пройти курсы профпереподготовки педагогического направления.

Где можно выучиться на педагога

Получить образование педагога можно в колледже или институте. В вузах обучаются следующие специалисты:

  • учителя начальных классов;
  • воспитатели детских садов;
  • педагоги по школьным дисциплинам (по математике, истории, иностранному языку и пр.);
  • руководители кружков и пр.

В колледже можно получить следующие специальности:

  • преподаватель дошкольного образования;
  • преподаватель начального образования (включая преподаватель иностранного языка в начальных классах и пр.).

Если у специалиста есть опыт работы, то он может пройти курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно. Такой курс позволит повысить свою квалификацию, не отрываясь от основной работы.

По окончании обучения, специалист получает:

  • диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
  • сертификат специалиста государственного образца.

Курсы дистанционного обучения для педагогов проводятся согласно учебному плану, с которым можно ознакомиться на сайте организации.

Согласно государственным стандартам, переподготовка кадров должна выполняться каждые 5 лет. Курсы профессиональной переподготовки педагогов позволят устранить пробелы в знаниях, узнать новые методики и повысить свою компетентность. Для обучения специалистов используются современные программы, что позволяет получать образовательным учреждениям ответственных и конструктивных специалистов с высоким чувством ответственности.

Профессиональная переподготовка педагогов, выполняемая дистанционно, позволяет сэкономить время на обучение, расширить свою сферу знаний и перспективы профессионального роста.

Подробно о применении профстандарта «Педагог»

Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендовать на иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».

Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог», звучат следующим образом:

«К образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Поскольку профстандарт требует соответствия в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, учитель имеет право преподавать другой предмет вместо того, который преподавал ранее в тех случаях, когда они относятся к одной укрупненной группе «Образование и педагогические науки» или области, соответствующей преподаваемому предмету. В материалах правоприменительной практики российских судов также подтверждается данное положение: решение Пятигорского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-987/2017, решение Ленинского районного суда от 7 мая 2019 г. по делу № 2-1821/2019 («Из системного толкования правовых норм следует, что предусмотренные законом требования не означают о необходимости наличия у лица профессионального образования исключительно по направлению подготовки (специальности ) «Образование и педагогика», поскольку альтернативно для учителя нормативными актами предусмотрено наличие образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Аналогично этому является достаточным высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп подготовки»).

К укрупненной группе подготовки «Образование и педагогические науки» относятся следующие должности:

  1. Специальности среднего профессионального образования:

Воспитатель детей дошкольного возраста;
Учитель начальных классов;
Педагог дополнительного образования;
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.).

  1. Направления подготовки высшего образования:

Выбор программы профпереподготовки для устройства на работу учителем без педагогического образования

Кто хочет устроиться на работу учителем без педагогического образования, может пройти профпереподготовку и получить необходимые знания и навыки. Но как выбрать программу профпереподготовки?

Первое, что нужно знать – на какую работу вы хотите устроиться. В школе? В другом учебном заведении? Как педагогом? Или как ассистентом учителя? Для каждой из этих работ потребуется разный уровень профессиональной переподготовки.

Требования к профпереподготовке могут отличаться в зависимости от региона, типа учебного заведения и других факторов. Обязательно ли иметь педагогическое образование для прохождения переподготовки? Не всегда. Некоторые программы доступны для всех желающих, независимо от образования. Однако, если вы хотите преподавать в школе, то вам могут потребоваться определенные курсы и сертификаты.

Важно также учитывать свои внутренние интересы и склонности. Например, если вам важно знать больше о здоровье школьников, то можете выбрать программу по здоровью. Если вы хотите работать с младшими классами, то нужно искать курсы, которые специально ориентированы на эту возрастную группу.

Чтобы найти профессиональную переподготовку, можно обратиться в учебные заведения, где проводятся такие курсы. Также можно найти информацию в интернете и узнать о различных вариантах профпереподготовки. Но не забывайте о том, что не все программы одинаково полезные и интересные.

Прежде чем начать проходить программу профпереподготовки, нужно также узнать о требованиях к преподавателям в вашем регионе и в том учебном заведении, в котором вы бы хотели работать. Возьмут ли вас на работу сразу после прохождения курсов? Или нужно будет найти дополнительную работу и наработать опыт в этой сфере?

Не допускаются к преподаванию

Есть несколько категорий граждан, которые не могут быть допущены к преподаванию:

• лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

• имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

• признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

• имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Заболевания, которые не позволят исполниться мечте о преподавании, перечислены в перечне медицинских психиатрических противопоказаний, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Кроме того, при устройстве на работу и в течение своей трудовой деятельности преподаватель обязан проходить медицинские осмотры — это указано в статье 48 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Можно ли преподавать в школе без педагогического образования

Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Минпросвещения № ТС-817/08 от 28.03.2019 года. В документе сказано, что при предъявлении требований к образованию школьного учителя нужно руководствоваться профессиональным стандартом. В нем указаны виды и уровни образования, необходимые для преподавания в школе.

Среднее профессиональное образование Высшее образование
Педагогическое Педагогическое
В сфере преподаваемого предмета В сфере преподаваемого предмета
Любая специальность + педагогическое ДПО Любая специальность + педагогическое ДПО


Похожие записи:

Добавить комментарий