Тонировать или нет? Что может измениться в 2018 году с принятием нового закона о тонировке авто

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тонировать или нет? Что может измениться в 2018 году с принятием нового закона о тонировке авто». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Отечественное законодательство стекла затемнять разрешает, но, что называется, в меру. Все будет зависеть от того, какой именно является наносимая пленка, а также на какие именно стекла машины она наклеена.

Если речь идет о заднем и боковых стеклах сзади, то тут ограничений нет и вовсе. Принято считать, что водителю они нужны для обзора не слишком – конечно, в ситуации когда присутствуют боковые зеркала. То есть при наличии таковых на этих окошках можно устраивать «темную ночь» — хоть берите кисть и закрашивайте той краской, которая вам понравится.

А вот если речь идет о лобовом стекле или стеклах дверей переднего ряда — все совершенно иначе. Благодаря этим окнам, водитель может правильно оценить дорожную ситуацию. Для обеспечения безаварийной езды ничто не должно ему мешать.

В России действует особый регламент техбезопасности, устанавливающий для передних стекол авто определенные стандарты:

  • светопропускающая способность стекла должна быть менее 70%;
  • на верх лобового стекла можно наклеить полосу темной пленки. Ее ширина должна составлять менее 14 см. Светопропускающая способность полосы не оговаривается – она может быть даже черной;

Помимо допускаемого уровня затемнения представленный регламент содержит информацию о следующих аспектах, относящихся к тонированию стекол:

  • допускается небольшая тонировка лобового и ветрового стекол. При этом она не должна искажать передачу цветов. Это обстоятельство крайне важно для безопасности, так как водитель обязан четко распознавать сигналы светофоров, а также световых маячков на авто, к примеру, «скорой помощи»;
  • покрытие не должно иметь зеркального эффекта. Данную норму вспоминают значительно реже, но, вместе с тем, это не менее важно.

Сумма штрафа на настоящий момент осталается неизменной – на начало этого года она равняется 500 руб вне зависимости от того, сколько раз водитель «попадался» на подобном правонарушении.

Но еще в прошлом году Госдума рассмотрела проект, в котором говорится о возможном усилении строгости наказания. После депутаты отвлеклись на более важные проекты, и наказание за неправильную тонировку осталось на прежнем уровне.

Планируется, что второе и третье чтение законопроекта будет осуществлено весной этого года, а к лету, возможно, поправки уже будут действовать. И тогда размер штрафа будет установлен в следующих рамках:

  • нарушение существующих правил тонировки – 1500 рублей;
  • повторные нарушения в течение одного года после первого – 5000 рублей.

А вот лишения прав за «супертонировку», которое предполагалось некоторыми законодателями, не предусматривается вовсе. Вероятно, это тоже правильно, поскольку все статьи, предусматривающие изъятие водительских прав рождают новые возможности для коррупционеров в ГИБДД. А потому, чтобы «не искушать» инспекторов, от данного наказания решили отказаться.

Как показывает статистика, большинство владельцев автомобилей согласны с буквой закона и понимают необходимость жертвовать личными предпочтениями в пользу создания безопасной ситуации на дорогах. Недостаточное светопропускание действительно опасно, оно затрудняет осмотр окружающей обстановки, особенно в темное время суток. Противники ограничений в этом вопросе ратуют за эстетичность затемненного стекла и то, что оно защищает содержимое салона от взглядов грабителей. Также аргументом является снижение расхода топлива, поскольку с тонировкой салон не так нагревается, что упрощает работу климат-контроля.

На отечественных дорогах автомобилей с неадекватно затемненными стеклами реально много, избежать штрафа их владельцам вряд ли получится, а пытаться оспорить наказание если фактическое светопропускание лобового стекла составляет условные 30% — бессмысленно. Даже если вы уличите инспектора ГИБДД в нарушении протокола, суд с огромной долей вероятности займет его сторону и назначит повторную экспертизу.

Но если же вы уверены в своей правоте и знаете, что светопропускание стекол вашего автомобиля соответствует требованиям, при проверке придерживайтесь следующих действий:

  • проверьте тауметр, наличие на нем пломбы и сертификата;
  • убедитесь, что инспектор определил условия окружающей среды;
  • смотрите, чтобы измерение светопропускание производилось по трем точкам;
  • попросите инспектора привлечь понятых либо снимайте процесс измерения на камеру.

В случае несоответствия показаний на несколько процентов вы сможете добиваться отмены штрафа в суде. Обжаловать наказание можно в течении 10 суток с момента его получения: важно — речь идет о календарных сутках, а не о рабочих днях. Для этого необходимо обращаться к вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий орган (ГИБДД района или области, суд). Жалоба может быть подана заказным письмом через Почту России или посредством канцелярии судебного органа. В жалобе необходимо указать все имеющиеся нарушения протокола процедуры определения степени затонированности автомобиля и предоставить подтверждающие вашу правоту доказательства.

  1. Какими законами регламентируется тонирование автомобиля
  2. Какие нормы тонировки прописаны в законе
  3. Штрафы и наказания за неправильную тонировку
  4. Что делать если вас хотят оштрафовать на дороге
  5. Выводы

В среде автолюбителей часто встречается непонимание по каким законодательным актам нормируется тонировка транспортных средств. В связи с этим возникает путаница, люди не знают на что, имеют права, и часто получают штрафы на ровном месте. В этой статье вы узнаете, какие нормативные акты регулируют затемнение стекол на автомобиле, а также что делать при встрече с инспектором ГИБДД.

Сразу оговоримся, что в новом ГОСТ требования стали мягче, а значит можно использовать более плотную тонировку. Давайте рассмотрим, какие правила и нормы теперь действуют.

Можно стало делать более плотную тонировку лобового стекла. Новый закон о тонировке допускает уровень светопропускания — 70%. Ранее для лобового стекла этот параметр должен был равняться — 75%, и только для боковых передних стекол автомобиля — 70%.

В новом техническом регламенте никак не обозначены требования к тонировке на других стёклах. Исключение касается только заднего стекла, в случае, когда нет боковых зеркал.

Давайте разберем основные пункты технического регламента. Все требования к обзорности изложены в 4 пункте документа.

В первую очередь авто должно иметь стекла, которые регламентированы производителем. Этот пункт самый простой, и в принципе не касается тонировки.

Следующий пункт уже касается непосредственно тонировки, в правилах указано, что на лобовом стекло не должно иметь нанесенных надписей. Это значит, что никаких тонировок с надписями быть не должно. Даже любимой многими водителями полосы с надписью на самом верху стекла.

Светопропускание лобового стекла не меньше 70%. Тут стоит отметить, это касается всей поверхности. Даже цветная полоса, расположенная в верхней части стекла, должна быть прозрачной, и пропускать 70% света, иначе можно получить штраф за тонировку.

Вот тут есть место, которое можно трактовать двояко. С одной стороны лобовое стекло машины должно иметь одинаковую прозрачность по всей площади. В другом пункте указано, что светопропускание цветной полосы не нормируется. По всей видимости в этом случае вероятность получения штрафа будет зависеть от того, как конкретный инспектор прочитает закон.

Сама цветная полоса может иметь любой цвет, никаких ограничений тут нет. Но согласно правилам ее ширина должна быть не более 140 мм.

Если у вас есть боковые зеркала, то все остальные стёкла по новым правилам можно тонировать наглухо. В том числе полная тонировка допустима для водительской двери. Но, в таком случае штраф за тонировку при определенных условиях можно получить, об этом расскажем дальше.

Единственное жесткое ограничение — запрет на зеркальную тонировку стекол автомобиля. Вот в этом случае инспектор вам может выписать штраф.

Также тонировка не должна искажать пропуск основных цветов. Хотя это требование обычно предъявляется к штатным тонированным стеклам.

На самом деле в КоАП нет ничего страшного, хотя водителей сильно пугают штрафами за неправильную тонировку. К тому же ходят слухи, что автомобиль могут отправить на штрафстоянку.

На самом деле в статье 12.5 п. 3.1. КоАП РФ, допускается за тонировку стекол автомобиля только одно наказание — штраф в размере 500 рублей. Больше никаких последствий езда на автомобиле с неправильной тонировкой не несет. Даже неоднократные нарушения, хоть 12 раз подряд не увеличивают размер штрафа.

Важно!

Никакого изъятия автомобиля на штрафстоянку ни одна статья КоАП не предусматривает. Только штраф. Если инспектор будет требовать снятия пленки или попытается забрать автомобиль на штрафстоянку — это превышение полномочий.

Понимая, какой штраф вас может ожидать, можно 12 раз подумать, и только потом делать тонировку не по ГОСТу.

Тут есть исключение для тонировки боковых стекол на передней двери. Инспектор ГИБДД может посчитать, что глухая тонировка ограничивает обзор. В этом случае он может выписать штраф за нарушение правил безопасности. Хотя это не совсем штраф тонировку, но фактически это будет нарушение правил тонировки.

Теоретически при проведении государственного технического осмотра, вам могут предъявить внесение незарегистрированных изменений в конструкцию машины. Дело в том, что стёкла имеют определенные технические характеристики, которые отвечают за безопасность. Тонировка нарушает эти параметры. Поэтому, хотя законом это не регламентируется, но некоторые эксперты все же считают, что это внесения изменений.

Тут достаточно обратиться в другое СТО, занимающееся проведением ТО. Ну, или указать проводящим осмотр на отсутствие этого требования в законе. Если же есть нарушение уровня светопропускания непосредственно на лобовом стекле, вам не выдадут диагностическую карту.

Обратите внимание!

В Москве наказания не отличаются, ответственность за неправильную тонировку все те же 500 рублей.

Итак, с наказаниями разобрались, теперь рассмотрим, какие права есть у инспектора, а также как себя вести на дороге.

В первую очередь тонировку могут проверять только на стационарном пункте ДПС. Но, это не значит, что ГИБДД не штрафуют за неправильную тонировку вне стационарных пунктов, и можно ездить не опасаясь.

На самом деле закон и правила проверки допускают осмотр авто с неправильной тонировкой в любом месте. Но, только в рамках спецмероприятий. Если вас остановили, чтобы проверит тонировку вне пункта ДПС, вам нужно убедиться, что у сотрудника ГИБДД есть права на такую проверку.

Закон говорит, что у инспектора должны присутствовать следующие документы.

  • Сертифицированный прибор для проверки стекла. Инспектор должен показать вам действующий сертификат.
  • Приказ о проведении спецмероприятия, если проверка происходит на дороге. Тонировка там может быть не указана, достаточно пункта про техническое соответствие транспортного средства.
  • Документ, подтверждающий допуск инспектора к такой проверке. Но, сейчас практически все сотрудники проходят подобное обучение, так что спрашивать его можно только для проформы, ну или не спрашивать.

Согласно техническому регламенту тонировку стекла можно проверять в любых погодных условиях. Предполагается, что тонировка должна обеспечивать нормальное светопропускание в любых условиях. Так как ни в одной статье техрегламента и ПДД нет указаний на условия, отказаться от проверки на дороге по причине плохой погоды у вас не получится.

Но, есть еще регламент для проверки прозрачности производимых стекол. Вот там указано, что проверка должна проводиться при температуре 15—25°C, а также в отсутствии осадков. Опираясь на этот документ, многим водителям удалось отменить штраф.

К примеру, вас остановили при температуре —12°C. Замерили светопропускание, и оказалось, что тонировка пропускает меньше света, чем требуется по ГОСТ. В суде вы можете апеллировать на нарушение технологии проверки. В некоторых случаях суд принимает такой довод.

Если вы не согласны с замерами, проведенными инспектором, вы можете потребовать провести измерение в присутствии двух понятых. Это хорошо защищает в случае попыток сотрудника полиции сжульничать, сделав неправильные замеры.

Если же вы осознаете, что тонировка у вас сделана неправильно, возможно проще будет согласиться с наказанием. После чего подписать протокол, и поехать дальше.

Важно!

В течение суток вас могут наказать только один раз. Поэтому, если вас остановят еще раз через пару километров, никаких санкций не будет. А если протокол все же напишут, он легко отменяется.

Закон, касающийся неправильной тонировки не такой уж и страшный. Штраф небольшой — 500 рублей, а больше никаких санкций. Понимая, какое наказание может ожидать за нарушение правил тонировки, вы теперь сами сможете решить делать наглухо затонированную машину или все же сделать все по правилам.

Тонировка стёкол популярна среди автолюбителей уже много лет. Её практичность заключается в том, что салон машины меньше греется на солнце, необязательно ехать в светозащитных очках. А среди водителей распространена шутка, что тонированный автомобиль является залогом счастливой семьи. На дорогах Российской Федерации можно встретить множество автомобилей разных категорий с тонированными стёклами. Тонировка может быть различной, начиная от непроницаемой и заканчивая лишь лёгким покрытием. Лет десять или пятнадцать назад наиболее продвинутые водители хвастались тем, что их стекла полностью покрывались зеркальной плёнкой, ослепляющей не только других водителей, но и пешеходов. Но постепенно такая мода сошла на нет.

Следует сказать о том, что активная борьба властей с тонировкой стёкол автомобилей является преимущественно российским ноу-хау. В подавляющем большинстве других стран с ней практически не борются. В Соединённых Штатах Америки, Канаде, Великобритании, Японии, Австралии, Новой Зеландии можно часто встретить на дорогах автомобили с зеркальной тонировкой. Законы этих стран не запрещают использование хромированных деталей машин, а ведь они бликуют на солнце, ослепляя других водителей. Возможно, столь толерантное отношение в экономически развитых странах является данью демократии. Лет десять назад власти Великобритании пытались на законодательном уровне запретить тонировку стёкол автомобилей. Но это вызвало бурю негодования среди автовладельцев и таксистов. Поэтому до принятия закона так и не дошло. Власти Украины и Беларуси давным-давно приняли законы, которые запрещали зеркальную тонировку автомобильных стёкол и устанавливали нормы тонировки обычной. Но на практике получается, что эти законы подзабыли и практически никак не контролируют их соблюдение.

Штрафы за повторную тонировку в 2020 году

Не особо искушённые в законах водители полагают, что тонировать автомобильные стекла нельзя вообще. Но они неправы. Существуют определённые нормы тонировки стёкол машины, а вот нарушением станет их превышение.

На данный момент разрешена тонировка заднего стекла машины любым способом, за исключением зеркальной плёнки. Тонировочная плёнка не ограничена в нормах светопропускаемости. Точно так же можно тонировать задние боковые стекла машины. При этом есть одно но. Это допускается только в том случае, когда на автомобиле есть оба зеркала заднего вида. Даже когда тонировка заднего и боковых задних стёкол автомобиля минимальна, обзор при помощи зеркала заднего вида, установленного в салоне автомобиля, значительно ограничен. Поэтому необходимо, чтобы его задачи дублировались внешними боковыми зеркалами. Если инспекторы ГИБДД останавливают автомобиль с тонированным задним стеклом, у которого есть только одно зеркало заднего вида, это будет считаться нарушением Правил дорожного движения. В этом случае есть два варианта избежать штрафа: либо поставить на глазах у инспекторов ГИБДД недостающие зеркало, либо при них снять тонировку.

Ограничения существуют только для лобового стекла и передних боковых стёкол автомобиля. Их можно полностью тонировать, но при условии, что светопропускающая способность плёнки не ниже 70%. На боковые стёкла может быть нанесена плёнка, ширина которой не превышает 14 см. На неё не распространяется ограничение светопропускания, а ширина может быть и меньше.

В 2015 году нормы для тонировки стёкол автомобиля несколько изменились. До этого разрешалась тонировка со светопропускаемостью не ниже 75%.

Тонировка фар имеет прямое отношение к безопасности дорожного движения. К терроризму, естественно, затемнённые фары никак привязать нельзя. Но российское законодательство считает, что тонировочная плёнка, наклеенная на фары автомашины, является гораздо более серьёзным правонарушением, чем её тонированные стекла.

Бывалые водители и эксперты в сфере безопасности дорожного движения в один голос утверждают, что тонировка автомобильных фар не имеет никакой целесообразности. В большинстве случаев она становится данью моде, не неся никакого практического предназначения.

Российские водители тонируют фары довольно часто. Цвет плёнки, как правило, гармонирует с цветом самого автомобиля. Некоторые хотят контрастный цвет. Водителям нравится, что свет их автомобиля не похож на свет других машин. При тонировке автомобильных фар используется специальная плёнка, устойчивая к высоким температурам, или лак, обладающий теми же характеристиками. Виниловая плёнка защищает фары от попадания на них мелких камней, а в случае необходимости удаляется сравнительно просто. Гораздо сложнее удалить специальный тонировочный лак, в этом случае, скорее всего, придётся заменить сами фары.

Если о норме тонировки автомобильных стёкол в российском законодательстве написано много, то регламентирующие статьи, касающиеся тюнингованных фар, содержащиеся в Административном кодексе Российской Федерации, довольно размыты. Более подробно претензии к тонированным фарам описываются в Техническом кодексе и регламенте проведения технического осмотра транспортного средства.

Самым большим нарушением считается тонирование передних фар автомобиля в красный цвет. Плёнку другого цвета наносить можно, но только если она занимает не более четверти площади и её светопоглощение не выше 15%.

Тонирование задних фар не запрещено, но сотрудники дорожной полиции могут выписать полтысячи рублей штрафа или ограничиться устным предупреждением, если задние осветительные приборы не выполняют своих функций. Кроме того, если произошло дорожно-транспортное происшествие, когда один автомобиль сзади наезжает на другой, оборудованный тюнингованными стоп-сигналами, то в этом случае ремонт наехавшего автомобиля оплачивается водителем тонированной машины.

Перед тем как решиться на тонировку автомобильных стёкол или фар, следует изучить характеристики тонировочной плёнки, а также самого стекла автомобиля. Ведь оно тоже не совсем прозрачно априори. Уровень светопропускания стёкол на разных автомобилях различен, эта величина не статична. Большая роль при измерении этого показателя отводится качеству стекла, его производителю, толщине и некоторым другим параметрам.

Приборы, которыми измеряют светопропускаемость автомобильных стёкол, называются тауметрами. Обычно полицейские используют «Блик». Он портативный, небольшого размера, работает, как правило, от прикуривателя остановленного автомобиля. Поэтому полицейские просят водителя присоединить штекер прибора к внутренней сети автомобиля. В этом случае двигатель машины работать не должен. Прибор показывает уверенные параметры работы только в том случае, когда внутренняя сеть автомобиля не ниже 12 вольт. В этом случае водитель может аргументировать невозможность замера, информировав сотрудника дорожной полиции о том, что его аккумуляторная батарея крайне слаба и не может дать соответствующую мощность. В этом случае можно спокойно попросить полицейского использовать аккумулятор патрульного автомобиля и его электросистему. Вряд ли сотрудники полиции станут заниматься этим.

Прибор «Блик» используется в температурном коридоре от -10 до + 40 градусов. Замеры светопропускаемости автомобильного стекла проводятся в трёх различных точках. В качестве показателя светопропускания применяется среднее арифметическое.

При проведении диагностики водитель должен внимательно наблюдать за действиями инспектора. При фиксировании какой-либо ошибки можно не говорить о ней. Когда же сотрудник ГИБДД начнёт составлять протокол, то в нём нужно написать своё несогласие с выводами и аргументировать их процессуальными ошибками, допущенными во время замера светопропускаемости. Отстаивание своих прав в подобной ситуации гораздо менее проблематично. Полиция может либо отпустить водителя, либо потребовать проведения нового замера, но уже с участием двух понятых.

Всё о тонировке стёкол автомобилей в России в 2018 году

Сумма штрафа, выписанного сотрудниками ГИБДД, может быть уменьшена вдвое в том случае, если он оплачивается на протяжении 20 дней с той даты, когда постановление о штрафе получено нарушителем на руки. Если же он решил защищать свои права и подал апелляцию на действия сотрудников внутренних дел, то при получении отказа в удовлетворении апелляции тоже действует 20-дневный срок, в течение которого штраф уменьшается два раза. Также можно оплатить штраф на месте. В этом случае тоже действует 50-процентная скидка. Таким образом Госавтоинспекция решила мотивировать водителей к оплате штрафов. Подобная мотивация введена на законодательном уровне в 2015 году и уже доказала свою эффективность на практике.

Можно не оплачивать штраф ГИБДД вообще. Но для этого необходимо иметь крепкие нервы. В процессе повседневной работы Госавтоинспекция часто забывает про водителей, совершивших мелкие нарушения. А штрафные санкции в полтысячи рублей нельзя рассматривать в качестве крупных. Часто водители используют применение срока давности по выплате административных штрафов. Админкодекс Российской Федерации гласит, что штрафы, выписанные при нарушении ПДД, могут быть взысканы только в двухлетний период. Его отсчёт начинается с того дня, когда нарушитель получил на руки постановление о штрафе или отрицательное решение суда по обжалованию. Если власти потребуют у водителя оплату штрафа, выписанного вне срока исковой давности, то он может смело его игнорировать. В базе данных Госавтоинспекции, конечно, будет информация о наличии данного правонарушения. Но это чревато разве что подмоченной репутацией и ничем более.

Процессуальные нормы, которые не были соблюдены представителями власти при наложении штрафных санкций, могут также помочь водителю уйти от штрафа. Причём это вполне законно. Если постановление о наложении штрафа выносится на протяжении срока, который превышает 60 дней с даты фиксации правонарушения, то оно является недействительным. Если же подаётся апелляция в суд высшей инстанции, то он обязан рассмотреть дело и вынести своё решение не позднее 90 дней с момента правонарушения.

Вопрос о тонировке стекол в машинах регулярно становится темой оживленных дискуссий как среди автовладельцев, так и законодателей.

Сторонники тонировки говорят о том, что затемнение стекол позволяет поддерживать комфортный микроклимат в машине, а это особенно актуально в южных регионах страны. Кроме того, по их мнению, тонировка защищает автомобиль от вскрытия злоумышленниками.

Противники затемненных стекол мотивируют свою точку зрения тем, что тонировка ухудшает видимость дороги для водителя и повышает риск возникновения аварийной ситуации. Также они считают, что машины с темными стеклами часто используются для перевозки незаконных грузов.

Требования к светопропусканию стекол автомобиля установлены в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» от 9 декабря 2011 года и в ГОСТе 32565-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» от 22 ноября 2013 года № 2008-ст.

В соответствии с данными документами:

  • светопропускаемость ветрового стекла должна быть не менее 70%,;
  • в верхней части лобового стекла допустимо наличие светозащитной полосы шириной не более 14 см с любой степенью затемнения; для грузовых транспортных средств, автобусов, троллейбусов и специализированных пассажирских транспортных средств регламент предполагает иную норму: ширина полосы не должна превышать минимальное расстояние между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки «дворниками»;
  • тонировка ветрового стекла не должна искажать восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов;
  • запрещается тонировка с зеркальным эффектом;
  • ограничений по тонировке заднего стекла нет;

То есть говорить о полном запрещении тонировки не приходится. Напротив, по ранее действующему ГОСТу 5727-88, уровень светопропускаемости должен был быть не менее 75%, а сейчас цифра снизилась до 70%.

Кроме того, большинство современных машин выходит с конвейера уже с затемненными стеклами, поэтому на дорогах очень трудно встретить автомобиль со 100% прозрачными стеклами.

Законопроект об увеличении штрафов, внесенный этой весной на обсуждение депутатов, поддержки в очередной раз не получил, и наказание за тонировку осталось такое же, как и было в 2017 году. Напомним, что ранее «Единая Россия» уже неоднократно выступала с подобной инициативой.

В соответствии с п. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ управление автомобилем со стеклами, светопропускание которых не соответствует требованиям законодательства, является административным правонарушением. В таком случае штраф за тонировку лобового стекла в 2018 году составляет 500 рублей.

Протокол по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ может быть составлен только на основании данных, полученных при помощи специального прибора – тауметра. В настоящее время наиболее распространены следующие модели: «Блик» в разных модификациях, «Тоник», «Свет».

У сотрудника ГИБДД, который проводит измерение, должны быть документы, подтверждающие исправность прибора и его сертификацию.

Независимо от того, в первый раз в отношении вас будет составлен протокол за превышающую норму тонировку или во второй, наказание всегда будет одинаковым – штраф в размере 500 рублей. На 2018 год в российском законодательстве нет отдельной, более серьезной меры наказания за повторное совершение данного правонарушения.

Однако, согласно ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, сотрудник ГИБДД имеет право вынести предписание об устранении правонарушения. То есть при фиксации незаконного затемнения стекол вместе с протоколом выписывается предписание о необходимости удалить тонировку в определенный срок (обычно в течение 1-10 суток). Сведения об этом вносятся в базу ГИБДД.

Если, остановив транспортное средство по истечении указанного срока, инспектор вновь фиксирует тонировку, то на водителя составляется протокол по ч. 1 ст. 19.3 КоАП за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции.

Протокол рассматривается в суде. Автовладельцу грозит наказание, которым может стать как штраф, не превышающий 1000 рублей, так и арест до 15 суток.

Как показывает судебная практика, «злостные» любители темных стекол отправляются под арест на срок от 2 до 15 дней. Причем эта тенденция сложилась во многих регионах России. А при попытке оспаривания Верховный суд в большинстве случаев встает на сторону правоохранительных органов и признает решения нижестоящих судов законными и обоснованными.

Избежать подобного наказания можно, убрав пленку со стекла в присутствии инспектора. Тогда сотрудник ГИБДД зафиксирует факт устранения нарушения, а сведения об этом попадут в базу дорожной инспекции.

Один из вопросов, который часто интересует туристов, отправляющихся на отдых в зарубежные страны на своей машине, – это тонирование стекол автомобиля. Закон в разных государствах, даже внутри стран шенгенского соглашения, разный.

Например, во Франции запрещена любая тонировка лобового стекла, кроме заводской. Допустима только 10-сантиметровая светозащитная полоса сверху. А в Финляндии светопропускаемость должна быть не менее 75%.

Тонировка автомобиля: как не получить штраф

Подводя итог, можно говорить о том, что наказание за тонировку в 2018 году не изменилось – за превышение допустимой светопропускаемости стекол по-прежнему предусмотрен штраф в размере 500 рублей.

Но при повторной фиксации тонировки есть вероятность быть привлеченным к ответственности по ст. 19.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ за несоблюдение требований сотрудников полиции. И в итоге наказание за тонировку на сегодняшний день может оказаться гораздо серьезнее, чем просто 500 рублей.

  • Просмотров: 3377
  • Комментариев: 0

Обновленные правила тонирования автомобилей касаются в первую очередь изменений в Кодексе административных правонарушений, в котором содержится информация о том, что стекла в транспортных средствах должны иметь коэффициент светопропускания, соответствующий установленному ГОСТу, при более высоком значении эксплуатировать транспортное средство попросту запрещается. Интересно, что конкретные правила затемнения стекол не обговариваются, но в законопроекте содержится информация, касающаяся того, что коэффициент пропускания света для переднего стекла должен быть не менее 75%, а для боковых стекол он не должен превышать значение в 70%.

Отдельно обговаривается информация о том, что тонировка не должна искажать проходящие через стекла цвета, при этом задние стекла можно затемнять на свое усмотрение. Законодательство РФ разрешает водителям наклеивать на лобовое стекло затемняющую ленту, защищающую глаза от солнечных лучей, но ее ширина должны быть строго не более 14 сантиметров.

Учитывая то, что вопрос о том, разрешат ли тонировку в 2018 году, можно считать риторическим, ведь власти точно дали понять, что отменять действие законопроекта они не планируют, необходимо уделить некоторое внимание той информации, которую необходимо знать водителям транспортных средств, чтоб избежать штрафных санкций.

Замер тонировки можно проводить исключительно специальным прибором – тауметром, который должен иметь специальный сертификат и неповрежденную пломбу, в обратном случае инспектор попросту ничего не сможет предъявить и водитель получит возможность спокойно ехать дальше. Измерять коэффициент светопропускания запрещено при влажности воздуха более 45%, ведь для этого нужно отвезти транспортное средство в сухое помещение, а обычно рядом такое не оказывается. Более того, стоит обратить внимание на то, что некоторые приборы способны работать исключительно при температуре не ниже 10 градусов тепла, и если температурный режим нарушен, то результат тестирования можно оспорить.

По существующим правилам, любого рода тонировка допускается на заднем стекле автомобиля и на боковых стеклах заднего ряда сидений. Главное, чтобы на автомобиле присутствовали боковые зеркала заднего вида. Будут ли окна сзади затонированы, закрыты шторами, жалюзи или забиты досками, никого не волнует.

Что касается передних стекол, то с ними все намного строже. Именно через них водитель оценивает дорожную ситуацию впереди себя и по сторонам, смотрит в зеркала заднего вида. Сильно тонированные стекла резко снижают видимость в темное время суток, и именно поэтому государство не устает бороться с таким нарушением.

Для передних стекол автомобиля существуют следующие требования:

  • минимальная светопропускаемость этих стекол должна быть не ниже 70%,
  • на верхней части лобового стекла можно нанести тонировочную пленку шириной не более 14 см, она может быть абсолютно темной; фактически такая пленка просто дублирует штатные солнцезащитные козырьки.

Может показаться странным и удивительным, но действительно, помимо резкого увеличения строгости наказания водителей могут ждать и некоторые послабления.

Тот же депутат Лысаков говорит о том, что требования к допустимой тонировке передних боковых стекол (то есть, стекла водительской двери и двери переднего пассажира) можно немного смягчить. Сейчас минимальный процент светопропускаемости этих стекол составляет 70. Фактически таким процентом описывается обычное прозрачное стекло.

Депутат не видит ничего страшного в том, чтобы снизить этот процент до 50 и разрешить слегка тонированные стекла на передних боковых окнах автомобиля.

Кстати, один из региональных депутатов — Владимир Петров из заксобрания Ленинградской области, напротив, говорит о том, что любую тонировку автомобилей в России в принципе нужно запретить. При этом приводится любимый аргумент депутатов-”запретителей” — мифическая террористическая угроза.

Остается надеяться, что такое предложение принято не будет. Едва ли террористическая угроза из-за этого снизится, а вот более мелких правонарушений может и прибавиться. В конце концов, когда на заднем сиденье автомобиля лежат какие-то предметы, не видимые за тонировкой, они не создают такого соблазна для автомобильных воров, как если бы лежали на виду у всех.

Пока об этом судить сложно. Законопроект только готовится и пока даже не внесен в Госдуму. Вероятнее всего, проект закона все же будет внесен в весеннюю сессию работы парламента до депутатского отпуска (несмотря на свое названия, весенняя сессия в 2018 году продлится практически до августа). Успеют ли депутаты рассмотреть и принять его до ухода в отпуск, сказать сложно.

Даже если депутаты примут новый закон, его должны будут одобрить сенаторы Совета Федерации и подписать президент страны. На это тоже уйдет какое-то время.

К тому же, едва ли новые штрафы начнут действовать с момента подписания закона главой государства. Обычно в календаре существует две любимые законодателями даты для вступления в силу новых штрафов: 1 января и 1 июля. Если закон успеют принять в конце весны — начале лета, новые штрафы могут начать действовать с 1 июля 2018 года. Если нет — видимо, они начнут действовать только в будущем году.

Если речь идёт о появившихся в сети новостях о том, что якобы издался некий новый закон, который так или иначе снимает запрет тонировать стёкла машины, то такого закона просто нет. Доказать отсутствие невозможно, поэтому мы можем предложить только поискать его наличие в действующем законодательстве. Но мы регулярно отслеживаем изменения в нормативных актах и смело можем заявлять, что на 03 Июля 2018 года нововведений не было и пока не ожидается.

Тем не менее, тонкость заключается в том, что тонировка как таковая вообще никогда не была запрещена – даже передней полусферы окон автомобиля. Исключение составляет зеркальная тонировка, которая, как раз наоборот, была почти всегда запрещена.

Итак, тонировка может быть разрешающая, но какая она?

Затемнять стёкла передней части машины можно, но вопрос лишь в светопропускаемости и в езде на таком автомобиле. Проще говоря, вопрос в самой букве закона. И, согласно сборнику этих букв, составляющих слоги и в последующем предложения, Вам разрешается:

  • тонировать окна машины хоть на 100%, вовсе заклеить их непрозрачной плёнкой, на худой конец, забить их фанерой… Но всё это при условии, что на автомобиле Вы не ездите – запрещена эксплуатация и управление с тонировкой, но также не с любой,
  • Вы можете ездить на автомобиле с тонированными передними стёклами, если их светопропускаемость остаётся не менее 70% – то есть они пропускают сквозь себя (в любую сторону) не менее 70 процентов пытающегося пройти сквозь такие стёкла света.

Вас также заинтересует:

  • Правда ли, что объединят ГИБДД и ППС?
  • В России запретили тонировку полностью, в том числе задних стёкол – правда или нет?
  • Новые штрафы за тонировку 2018 — правда или нет?

Вот только есть существенный нюанс – разрешающая тонировка, обеспечивающая законную светопропускаемость, вообще не тонировка фактически – она для Вас будет бесполезна в своей главной цели – затемнить стёкла. Правда заключается в том, что даже атермальная плёнка далеко не всегда обеспечивает светопропускаемость выше указанной нормы процента.

Для примера вот замечательный автомобиль Tesla c примером разрешённой тонировки со светопропускаемостью выше 70%

Сам факт управления автомобилем исходит из ПДД, которые для нас как водителей должны быть элементарны. В частности, Приложение к ПДД «Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация авто» гласит, что:

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

То есть именно эксплуатация автомобиля запрещена при таких условиях.

Да и Административный кодекс, предусматривающий штраф за тонировку, говорит тоже про управление:

3.1. Управление транспортным средством, на котором установлены стёкла (в том числе покрытые прозрачными цветными плёнками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Что же насчёт 70%? Как видим, КоАП отсылает нас к Техрегламенту – последний регулирует техническую составляющую конструкции автомобиля и разного рода компоненты и дополнения к транспортным средствам. В частности, Приложение 8 ТР устанавливает требования к автомобилям, находящимся в эксплуатации, и раздел 4 его говорит нам следующее:

4.3. Светопропускание ветрового стекла и стёкол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%.

Фактически получаем, что тонировка разрешена и была разрешённой всегда.

Вопрос сложный… И по положению дел на 2018 год больше должен быть похож на риторический – тонировку вряд ли когда-либо разрешат. Скорее всего, никогда, учитывая тот факт, что в последние годы законодательство о тонировке только ужесточается.

Нововведения относительно облегчения законодательства касательно разрешения затемнения окон авто никогда не рассматривались и не вводились на обсуждение ни на одном уровне законодательной власти.

Штраф за тонировку — ожидается ли с 2018 года новый закон

Логичный вопрос – если разрешена определённая светопропускаемость стёкол, то как её определяет инспектор, не на глаз же?! Всё верно, определяет он её специальным прибором для замера.

Вопреки распространённому мнению, нет никаких единых требований для замера. В интернете чаще обсуждают, что якобы влажность воздуха должна быть не выше определённой, нельзя мерить тонировку в дождь, есть разрешённый диапазон температур и так далее. Естественно, всё это без ссылок на правовые акты. А без ссылок, потому что ни один ГОСТ, Техрегламент и иные нормативные документы не регулируют названные критерии замера. Хотя, требования всё же есть.

Регулирует правила замера лишь один документ – техническая документация конкретного прибора. Если по техническим характеристикам не допускается мерить стёкла при температуре ниже –40℃, например, то этого делать нельзя, и результаты замера, полученные, таким образом, с нарушением правил, не подлежат быть доказательствами при рассмотрении дела, согласно ч.3 ст. 26.2 КоАП.

Найти техническую документацию к конкретному прибору можно простым поиском по его названию в сети.

К слову, на прибор этот должно быть также свидетельство о поверке с неистёкшим сроком окончания – то есть прибор для замера тонировки прошёл все необходимые проверки своей работоспособности и калибровку.

Многие автомобилисты с целью усовершенствования своего транспортного средства применяют тонировку стекол, скрывая от посторонних находящихся в ней пассажиров. Основное предназначение тонировки – затемнение, препятствующее проникновению солнечных лучей внутрь салона. Процедура затемнения строго регулируется определенными нормативами, с целью обеспечения максимально безопасности и достаточного обзора дороги. Чтобы не иметь проблем с ГИБДД, необходимо разобраться, какая тонировка разрешена по ГОСТу.

Прежде, чем приступить к тонировке стекол, рекомендуется тщательно изучить, каковы действующие нормы, позволяющие безопасно водить свое авто.

Согласно новому ГОСТу, предполагается использование двух видов стекол:

  1. Для обеспечения обзора с передней части автомобиля.
  2. Для автомобильных стекол, расположенных сзади.

ВАЖНО! Исходя из этого, допустимая тонировка автомобильных стекол спереди согласно утвержденным нормативам – 75%, а для боковых и передних стекол – 70%.

Существует несколько нюансов в отношении применения тонировки и иных способов затемнения в различных ситуациях:

  1. В отношении автомобилей, оснащенных зеркалами заднего вида с двух сторон, действует исключение. У таких автомобилей задняя тонировка допустима без ограничений.
  2. Допускается нанесение на лобовое стекло тонировочной пленки со светопропускаемостью любого уровня, однако есть ограничение по ширине полосы – не более 14 см. Полоса располагается в верхней части лобового стекла.
  3. Пассажирский транспорт предполагает возможность оборудования салона шторками, жалюзи заднего стекла, если есть боковые зеркала для обзора вида сзади.

В будущем году величина пени для автовладельцев вдвое либо втрое превысит прежний показатель, достигнув таким образом 1,5 тыс. руб. Также имеется ограниченное количество правонарушений, и если водитель хочет, чтобы его машина соответствовала требованиям стиля, то закон о тонировке в 2018 году он может нарушить максимум двенадцать раз.

При превышении такого количества проступков человеку грозит административное либо уголовное наказание, а также штраф в размере 5 тыс. «деревянных». Если же автомобилист отказывается погашать пеню, его лишают возможности пользоваться машиной на 3 месяца.

Часть российских жителей не могут понять столь активного обсуждения принимаемых новшеств, не видя смысла в их корректировках. Отечественные чиновники предоставили статистику, в которой отмечены отступления от буквы закона в вопросе затемнения стеклянных частей автомобиля. Штраф за тонировку 2018 станет намного превышать 500-рублёвую купюру.

Стоит обратить внимание, что некоторые водители недооценивают опасность езды со светоотражающей плёнкой на большой скорости. Статистическими сотрудниками было вычислено, что уклонились от требований закона порядка 50 тысяч собственников авто. В основном отходят от правил тонировки столичные и краснодарские водители.

Существует возможность прибегнуть к услугам понятых, что должны быть доставлены полицейским, и в таком случае уровень тонировки определяется тауметром в 3-х местах на стекле машины. Проведение измерений в одной точке свидетельствует об отступлении от нормативных положений в данном вопросе. Когда результаты такой проверки уже занесли в протокол либо сняли на видеокамеру, официальные бумаги теряют свою силу.

Дорогой способ отвести взгляд сотрудников дорожной инспекции состоит в приобретении автоматической тонировки за 10 тысяч «зелёных». Это устройство способно вмиг изменять свой цвет с тёмного оттенка до прозрачного. Существует также вариант приклеивания к стеклу прозрачной плёнки черед двусторонний скотч, на которую в свою очередь монтируется светоотражающая плёнка.

100-долларовые шторки из пластика, быстро удаляющиеся перед местом дежурства на дороге ГИБДД, представляют собой парковочный вид тонировки. А более дорогие стеклопакеты за 500 долл. и того лучше чем пластиковые шторки. Таким образом, во избежание уплаты штрафа за тонировку с 1 января 2018 можно прибегать к хитростям подобного рода. Но стоит отметить, что к остальным стёклам, кроме лобового и передних боковых, нет чётких требований по поводу величины пропускания света.

Надо избегать оформления тонировки в разном цветовом исполнении, так как это может повлиять на анализ дорожной ситуации во время движения. Напоследок стоит сказать о том, на машинах не разрешается ездить с плёнками SP80 и 90:

  • передние стёкла нынешних зарубежных марок авто забирают примерно 20% светопропускания;
  • ветровые стеклянные части старого образца поглощают уже более 20%;
  • затемнять заднее и находящиеся ближе к нему боковые стёкла можно, только надо учесть, что в задней части наблюдается меньшее светопропускание.

Новые правила тонировки: все подробности ГОСТа

Не все знают, что существует ряд норм для проведения замеров светопропускаемости стекол, которые должны быть соблюдены инспектором. Процедура должна происходить при определенных условиях:

  • внешняя температура окружающей среды – от -10С до +40С;
  • влажность – 60% с отклонением не более 20% в обе стороны;
  • давление воздуха – от 86 до 106 КПа;
  • отсутствие дождя, тумана, метели.

В остальных ситуациях данные прибора могут быть признаны недействительными, что потребует доказательств со стороны водителя.

В 2018 году требований к приборам не установлено, а инструкцию к каждому из них инспектор носить с собой не обязан. На этой почве могут возникнуть споры ввиду погрешности устройства на самом деле и на словах. При спорных ситуациях, когда туаметр показывает цифры, граничащие с допустимым пределом, резонно будет проверить устройство на погрешность или изучить его технические показатели во время судебных прений.

В 2018 году разрешается тонировать заднее стекло почти в ноль. По ГОСТ степень светопропускания сзади автомобиля установлена на уровне 5%.

Обратите внимание! При нулевой тонировке машина должна быть оснащена боковыми зеркалами, которые служат для ориентира водителя и обзора дороги позади ТС.

Для переднего ветрового стекла и боковых со стороны водителя/пассажира на передних сиденьях существует допустимое значение минимум 70%. Эта величина применяется ко всем ТС без исключения, в том числе к тем, которые поставляются с затемненными стеклопакетами с завода-производителя.

Также для лобового стекла есть исключения:

  • полная тонировка в виде полосы сверху величиной не более 14 см.;
  • применение пленки с коэффициентом затмения не более 30% по всей поверхности;
  • нанесение тонировочного состава на стекло с предельным показателем светопропускания – 70%.

Ситуации с автомобилями иностранного производства с родными ветровыми стеклами в определенной тональности вызывают массу споров. Решить проблему по тонировке от производителя можно в суде при поддержке опытного юриста.

Прежде чем решиться на затемнение оптики, в том числе ветрового и бокового стекла, необходимо изучить законодательство РФ. В 2018 году нормативы, регламентирующие тонировку стекол автомобилей, представлены в следующих документах:

  • ГОСТ 32565-2013 – стандарт, где указаны допустимые светопропускные способности для стекол наземного транспорта;
  • ТР ТС 018/2011 – регламент о безопасности ТС;
  • входящие в часть ПДД положения по допуску ТС и обязанностях должностных лиц относительно безопасности на дорогах;
  • КоАП РФ – ответственность за затемнение авто больше установленной нормы.

Обратите внимание! Согласно Решению Комиссии Таможенного союза, светопропускная способность лобового и боковых передних стекол не должна быть меньше 70%.

Многих водителей волнует вопрос, можно ли избежать штрафа за превышение допустимой тонировки передних стекол автомобиля? Чтобы не получить штраф даже при завышенной затемненности, следует знать порядок и правила проверки (измерения) этого показателя:

  • инспектор должен проводить замер только при наличии соответствующего инструмента и полномочий;
  • внешние факторы играют важную роль;
  • также инспектор обязан предъявить водителю документы на прибор и результаты замеров окружающей среды – давление, влажность, температурный режим;
  • административное задержание может осуществляться только при нарушении иного ПДД, таковым наличие тонировки не является.

Определить коэффициент затемнения без прибора нельзя. При составлении протокола на основании личного мнения, инспектор нарушает права гражданина и закон о полиции.

Обратите внимание! Если вам выписывают штраф без соответствующих замеров, а также вменяют иную статью КоАП РФ (неповиновение сотруднику полиции и прочее), рекомендуется произвести запись этого момента на видео- или аудиоустройство и спокойно оспорить в суде.

Также избежать штрафа можно удалив тонировочную пленку в момент досмотра ТС. Это также касается цветной пленки на фарах, задней оптике и кузове.

Обжаловать протокол, оформленный сотрудником ГИБДД, можно в суде. Для этого нужно изучить правовую базу РФ или привлечь к разбирательству опытного адвоката. Что следует знать при несогласии с протоколом инспектора:

  • срок обжалования административных правонарушений – 10 суток со дня их получения;
  • куда подавать жалобу на заключение инспектора, определяет вышестоящая инстанция (районное ГИБДД, областное);
  • обжалование судебного решения осуществляется в вышестоящем судебном органе;
  • подать жалобу можно заказным письмом, через канцелярию.

В документе следует указать конкретные факты, подтвержденные свидетельскими и иными доказательствами:

  • отсутствие измерений на месте досмотра ТС;
  • протокол составлен лицом, не имеющим на это право (стажер);
  • не были привлечены свидетели;
  • ошибки, исправления в протоколе;
  • нарушителю не были зачитаны права;
  • нарушение по применению законов и нормативов (инкриминация одной статьи вместо другой).

Обратите внимание! Подавать жалобу следует будучи уверенным в своей правоте и юридической чистоте. При обнаружении иных нарушений (неоплаченный штраф, пересечение сплошной, данные с камер видеонаблюдения), водитель может получить еще большее наказание, чем первоначальный вариант в 500 руб.

Штраф за тонировку 2018 года: новый закон

Новости 2018 года по штрафу за тонировку гласят, что административный регламент остался на прежнем уровне. За превышенные светопропускные показатели стекла автомобиля водитель будет оштрафован на 500 руб. Отстранение от управления ТС в этом случае не предусмотрено.

Узнать последние изменения в российском законодательстве можно на сайте нашей компании, обратившись к юристам или задав вопрос по телефону. При спорных моментах можно решить дело путем обжалования постановления суда и протокола инспектора. Каждый случай индивидуален, поэтому следует довериться опытным адвокатам, которые установят правомерность действий всех участников и помогут с доказательной базой.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

  1. Присутствует определение «автомобильное окно с полимерным покрытием», как альтернатива пленке. Согласно нему, данное хрупкое вещество есть возможность считать не вредным, если на него изнутри нанесен полимерный затемняющий материал.
  2. Имеется разделение данного технического оснащения авто на типы – заводской, покрасочный и полимерный.
  3. Установлена норма, которая касается светопропускаемости переднего стекла – 70 %, в отличие от прошлых 75%. Величина затемнения иных конструкций устанавливается владельцем авто – на них ограничения отсутствуют.
  4. Прописаны пределы обработки верхней зоны лобового стекла – до 14 см. с любыми показателями светопропускаемости.
  5. Допуск на установку полимерно-тонировочной пленки (в пределах разрешенных показателей) в качестве ограждения от перегрева салона.
  6. Не регламентирует наличие «зеркальных» типов. Но, Правительством РФ было принято установить такого рода ограничения Постановлением от 23.10.1993г.

Помимо того, что приведено выше, существует официально принятый порядок проверки стекол на определенный тип обработки.

Определено, что контроль проводится на чистом и сухом стекле. Это связано с тем, что только таким образом могут быть достигнуты истинные результаты. При этом замер прибором производят в 3 точках каждого образца.

Мало знать о том, какой сегодня существует штраф за тонировку, стоит еще знать свои права и обязанности в этом вопросе. В том случае если транспорт с затонированными стеклами остановили сотрудники ГИБДД нужно вспомнить о том, что:

  • уровень тонировки проверяется только специальным оборудованием – тауметром, и если инспектор его не предъявляет, значит и штраф он выписать не может:
  • аппарат для измерения должен в обязательном порядке быть сертифицирован и иметь опломбированный корпус (поврежденная пломба может стать основанием для оспаривания штрафа для нарушителя);
  • светопропускную способность стекла проверяют не в одном месте, а в трех точках (если данное правлю нарушается, то штраф можно не платить, но тогда на процедуре замеров должны присутствовать понятые или производится видеофиксация).

Об изменениях в существующем законодательном акте о тонированной пленке заговорили еще в 2015 году, когда был введен новый ГОСТ и Технический регламент. В следующем году чиновники инициировали новый документ, который предполагал ужесточение наказания за нарушение нормативных требований. Тогда было внесено предложение увеличить тарифы на запрещенную тонировку с 500 до 1500 рублей, а при повторном нарушении сумма бы составила уже 5000 рублей. Предполагался еще один пункт наказания – при троекратном нарушении водителя должны были лишить права управления сроком до полугода. Однако позже в доработку попали лишь первые две инициативы, так как в госдуме посчитали, что слишком кощунственно лишать автовладельцев водительских прав за такую провинность. В итоге в 2018 году законопроект был одобрен и подписан президентом. По новым тарифам правоохранители начнут штрафовать уже 1 января грядущего года.


Похожие записи:

Добавить комментарий