Можно ли получить эксклюзивное право на использование чужой песни?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли получить эксклюзивное право на использование чужой песни?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Авторское право на любой результат творчества возникает у его автора в момент создания произведения. Поэтому, если и текст, и музыка для песни написаны одним и тем же человеком, все очень просто — ему и принадлежит авторское право на песню в целом. Все несколько сложнее в том случае, если слова писал один человек, а музыку сочинил другой. Каждый из них является автором и обладателем прав в полном объеме на свое произведение:

  • поэт — на стихи;
  • композитор — на музыку.

А дальше возможны варианты:

  • если поэт и композитор договариваются о создании песни между собой напрямую, им стоит заключить договор, в котором будет сказано, кому и какие права принадлежат. Например, поэт может отказаться от исключительных прав на свои стихи, передав их композитору. Тогда он по-прежнему будет считаться автором текста, но не сможет им распоряжаться. Или каждый может остаться «при своем» и получать равные доходы, полученные от исполнения произведения и продаж его студийных записей;
  • если в создании песни участвует продюсер, или студия звукозаписи, или просто некое третье лицо-заказчик, то, как правило, все исключительные права на эту песню принадлежат заказчику (если в договоре не сказано иное!).

В любом случае оформление авторских прав на песню обязательно требует заключения лицензионного или иного договора.

Как оформить авторские права на музыку

В соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрация авторских прав возможна (по желанию автора) только для двух объектов авторского права — программ ЭВМ и баз данных. Поэтому вопрос «как зарегистрировать авторские права на песню» в такой постановке просто не имеет смысла, потому что ответ один — «никак». По закону автор песни получает на нее права в момент возникновения этой песни.

Итак, по умолчанию любую музыкальную композицию нельзя без разрешения автора:

  • воспроизводить или публично исполнять;
  • копировать;
  • тиражировать;
  • использовать для создания других произведений;
  • изменять.

Кроме того, авторское право на музыкальные произведения защищает и авторство как таковое — даже если произведение перешло в общественное достояние, никто не может пользоваться им под собственным именем.

Если владелец логотипа потерял из-за вас больше 250 000 рублей, это уже уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ. Наказание — от штрафа в 100 000 рублей до лишения свободы на два года.

За присвоение авторства и торговлю контрафактом тоже дают судимость, когда правообладатель упустил прибыль больше 100 000 рублей. Наказание примерно как за предыдущее преступление — от штрафа до тюрьмы по ст. 146 УК РФ.

Как пользоваться контентом и не нарушать авторские права

Открытая лицензия (Creative Commons) — когда правообладатель разрешил скачивать произведение из открытого доступа бесплатно на определенных условиях — ст. 1286.1 ГК РФ. Лицензии Creative Commons — легальный способ использования чужого контента. Для коммерческого использования рядом с произведениям должна стоять отметка CC Attribution или Free for commercial use.

Например, фото ищут в расширенном поиске Гугла или на сайтах типа Flickr и Unsplash. Для музыки есть бесплатные ресурсы наподобие Free Music Archive.

Когда закон перестаёт защищать авторские права, интеллектуальная собственность переходит в общественное достояние. Ищите такие произведения с пометкой Public domain. Это значит произведение можно использовать бесплатно и без чьего-либо разрешения, но с указанием автора — ст. 1282 ГК РФ.

По общему правилу защита произведения заканчивается через 70 лет после 1 января следующего года после смерти автора. В некоторых случаях срок считается немного иначе. Например, для авторов, которые работали в период ВОВ, срок составляет 74 года. То есть совсем старые фото, песни, тексты, картины и фильмы находятся в общественном достоянии, за них не платят.

Необходимо различать право на исполнение произведения БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ автора и право на исполнение произведения БЕЗ УКАЗАНИЯ автора.

При исполнении песни ВСЕГДА нужно указывать автора музыки и слов! Отсутствие указания автора песни незаконно.

Исключением является наличие у Вас явного (письменного) разрешения от автора (или его представителей) на публикацию произведения без указания автора.

Это правило не имеет срока. Даже если автор уже давным-давно умер.

Внесение при исполнении песни каких-то дополнений, правок, изменения слов или музыки, в том числе и сокращения песни (пропуска слов) и дополнения новыми словами без разрешения автора — незаконно. Самое странное, что без согласия автора не допускается даже сопровождение песни какими-либо дополнительными иллюстрациями, комментариями, предисловиями и послесловиями. Исключением является только сурдоперевод (перевод песни для глухих).

Обратите внимание на то, что обязанность указания автора и недопустимость искажений охраняются бессрочно!

Когда можно петь чужую песню (кавер) без разрешения автора?

Эту скучную главу Вы можете пропустить, если не платите гонорар РАО. 😉

Необходимо различать штрафы за нарушение авторского права и авторский гонорар.

Даже если автор взял с исполнителя деньги за разрешение петь его песню, он всё-равно вправе получать авторский гонорар с каждого исполнения этой песни. Это — небольшая плата, и, как правило, взимается с артистов и организаторов концертов Российским Авторским Обществом, а затем распределяется между авторами прозвучавших произведений.

РАО вправе требовать с Вас авторский гонорар в любом случае – в том числе, и при законном исполнении чужой песни. Причём вне зависимости от того, просил ли автор об этом РАО. РАО сначала потребует с Вас уплаты авторского гонорара, а потом будет искать автора, которому перечислить причитающееся. Были разъяснения, что РАО имеет право требовать авторский гонорар с исполнителя даже тогда,… когда сам исполнителем сам является автор песни. Вот так!

А вот наказание за нарушение авторского права возникает только при отсутствии согласия автора. В некоторых случаях разрешение на исполнение может представлять само РАО по поручению автора. Но далеко не всегда.

Поэтому не надо путать! Отсутствие претензий от РАО по уплате в РАО авторского гонорара и отсутствие возможных штрафов за нарушение исключительного права (претензии от правообладателя за незаконное исполнение его песни без разрешения) – это совершенно разные вещи!

Если Вы оплатили авторский гонорар в РАО, или РАО по иным причинам не имеет к Вам претензий по его уплате, это совершенно не обозначает, что Вы застраховались от претензий за нарушение исключительного права автора или артиста, которому автором переданы исключительные права. Если Вы не получали права на исполнение чужой песни (кавера), то правообладатели вполне могут оштрафовать Вас за нарушение их исключительных прав на распоряжение произведением и его исполнение без разрешения.

И наоборот. Получение разрешения на исполнение песен от автора, как правило, не освобождает от законной обязанности уплаты авторского вознаграждения через систему РАО при каждом исполнении песен.

Центральный банк, в своем письме от 27 марта 2020 г. № ИН-03-31/32, указал, что если последний день срока оплаты по кредиту выпадает на нерабочий день, то крайней датой считается такой нерабочий день (кроме субботы и воскресенья). Однако Верховный суд указал, что у Центрального банка нет таких полномочий и его письма не могут быть выше закона.

Неуплата предусмотренных договором платежей в период с 30 марта по 3 апреля 2020 г. просрочкой исполнения обязательств не является, а перенос срока исполнения обязательства на ближайший следующий рабочий день не может рассматриваться как нарушение сроков исполнения обязательств.

Одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.

Кроме того, введение в отношении должника моратория означает и невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк. Однако стоит учитывать, что действия моратория распространяется только на наиболее пострадавшие отрасли экономики

Стопроцентной защиты от копипастеров пока не придумали, но можно снизить риски вот такими способами:

  • публиковать тексты, изображения, примеры дизайна в личном блоге;
  • проставлять водяные знаки при возможности;

Применяется в случае ввоза, продажи, сдачи в прокат или другого незаконного использования объектов авторских прав в целях извлечения дохода.

В соответствии со статьёй 7.12 Кодекса РФ нарушение авторских прав наказывается штрафом:

  • в отношении граждан — от 1 500 до 2 000 рублей;
  • в отношении должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • в отношении юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

Это право на само произведение, авторство, имя автора, публикацию и неприкосновенность произведения. Музыкальные произведения с текстом и без него, являются объектом авторских прав. Для того чтобы официально использовать материалы на которые распространяется авторское право, необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем.

В каком случае необходимо нужен договор? В случае исполнения в открытом для свободного посещения месте, вне зависимости происходит это в живую или же при помощи технических средств, таких как телевидение, радио, Яндекс.музыка, Apple Music, Вконтакте и Youtube. Регулируется данное положение пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

Договор с правообладателем совсем необязательно заключать лично. Чаще всего это как минимум затруднительно. В статье 1242 ГК РФ предусмотрена возможность заключить договор со специальными некоммерческими организациями – организациями коллективного управления (ОКУ). Правообладатель в письменном виде заключает договор с ОКУ о передаче полномочий по управлению правами. Таким образом, ОКУ получает вознаграждение от пользователей произведений и перечисляет их непосредственно автору.

ОКУ бывают двух видов: аккредитованные и неаккредитованные. В чем отличия?

  • Аккредитованные ОКУ могут осуществлять сбор вознаграждений не только для тех авторов, с которыми у них заключен договор, но также и для тех, с кем договора нет. В России аккредитация получена Российским авторским обществом (РАО) Приказ Минкультуры России от 15.08.2013 N 1164.
  • Неаккредитованные ОКУ могут представлять только тех правообладателей, с которыми у них самих есть договор. Таким образом, у неаккредитованных организаций перечень предоставляемых произведений меньше, чем у аккредитованных, но зато размер авторского вознаграждения меньше, чем у аккредитованной ОКУ.

Это право на интеллектуальную собственность, фонограммы, вещание в эфир (теле/радио), а также на результаты этого использования. В данной области существую следующие термины:

  • Исполнитель. Ему принадлежит право на исполнение, право быть автором исполнения, право на закрепление его имени или псевдонима на экземплярах фонограммы, право на защиту от искажения смысла. Права исполнителя действуют отдельно от авторских (ст. ст. 1313, 1315 ГК РФ).
  • Изготовитель фонограммы. Ответственное лицо за первичную запись исполнения произведения. Имеет право на непосредственно фонограмму, указание имени на упаковке фонограммы, право на обнародование, на защиту фонограммы от искажения (ст. ст. 1322, 1323 ГК РФ).

В России правовую защиту смежных прав осуществляет ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности Всемирная организация интеллектуальной собственности)

Предмет деятельности ВОИС:

  • осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
  • осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях

Функции ВОИС:

  • сбор вознаграждения с пользователей музыки в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм;
  • распределение и выплата вознаграждения российским и зарубежным правообладателям;
  • представительство интересов российских правообладателей за рубежом в рамках международной системы коллективного управления смежными правами целях.

За публичное исполнение фонограмм:

  • предприятия общественного питания (бары, рестораны, кафе и т.д.);
  • предприятия общественного транспорта (авиакомпании, таксопарки, автобусные парки и т.д.);
  • культурно-досуговые учреждения (боулинг-клубы, ночные клубы, дискотеки и т.д.);
  • гостиницы, санатории;
  • спортивные объекты (фитнес-клубы, салоны красоты, спортивные центры и т.д.);
  • иные организации, которые используют фонограммы, опубликованные в коммерческих целях.

Для начала оговорим самый основной момент. Если вы не получаете реальный доход от воспроизведения фонограмм (музыки и так далее), то это не служит основанием для освобождения от ответственности.

Предусмотрены следующие её виды:

  • Административная ответственность – статья 7.12 КоАП РФ. Предусмотрены следующие штрафы: для граждан 1500 – 2000 рублей

для должностных лиц 10 000 – 20 000 рублей

для юридических лиц 30 000 – 40 000 рублей

Во всех случаях средства воспроизведения конфискуются

  • Гражданская ответственность – статья 1301 ГК РФ. Автор вправе требовать возмещение убытков следующим образом:

компенсация в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей в зависимости от характера нарушения

в виде двойной стоимости прав на использование произведения

Уголовная ответственность – статья 146 УК РФ

Важно корректно подавать отчет в ОКУ.

Например, если у вас есть договор с РАО и ВОИС и вы перечисляете платежи в установленном размере. При этом вы отражаете в отчете для РАО, сколько раз исполнялись композиции определенного автора, но не отражаете в отчете для ВОИС, то, какое количество, раз воспроизводилась фонограмма и не отчисляете вознаграждение за использование смежных прав исполнителя и изготовителя фонограммы, то это является основанием для возбуждения дела.

В случае, если будет доказана вина ответчика, то штрафом будет выступать минимум 10000 рублей за каждый факт воспроизведения фонограммы.

В случае возникновения разбирательств в области авторских и смежных прав, есть ли у торговой организации шанс выиграть процесс?

Да. Такая возможность, разумеется, существует.

Например, это возможно в случае, если запись, предоставляемая суду, не позволяет точно идентифицировать, откуда осуществляется воспроизведение фонограммы.

Каким образом определяется размер компенсации за нарушение смежных прав?

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Ст. 1311 ГК РФ устанавливает, что в случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Кодексом (ст. 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров фонограмм или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Почему правоохранительные органы при проверке деятельности предприятия изымают оборудование, на котором проигрываются музыкальные фонограммы?

Если в ходе проверки предприятия правоохранительными органами устанавливается факт публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, без выплаты вознаграждения правообладателям с помощью технических средств (аудиосистемы, радиоприемника или телевизора), правоохранительные органы вправе изъять или опечатать эти технические средства.

Данная процедура проводится для того, чтобы до вынесения соответствующего решения или постановления предотвратить незаконное использование фонограмм.

Существуют ли какие-либо исключения, когда мне не нужно платить за публичное проигрывание музыки?

Если ваш бизнес транслирует живую музыку, онлайн музыку, караоке, компакт-диски, цифровые файлы или DVD-диски, вам обычно приходится платить за использование музыки в своем бизнесе. Исключение может быть одно — вы пригласили музыкантов, которые исполняют исключительно свои собственные композиции и заранее в письменном виде отказались от защиты РАО и ВОИС.

Что понимается под публичным исполнением фонограмм, и как ГК РФ определяет понятия таких способов использования фонограмм, как «публичное исполнение», «сообщение в эфир», «сообщение по кабелю»?

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «публичным исполнением фонограммы» понимается любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «сообщением фонограммы в эфир по радио и телевидению» понимается сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой.

Нарушение авторских прав: штрафы за радио, музыку и клипы

Хотите вы монетизировать видео или нет, соблюдать пункты законодательства об авторском праве обязательно всегда. Даже если вы заявляете, что создали ролик исключительно в развлекательных целях или для некоммерческого использования, это не оправдание при проверке. Такое использование контента никогда не считают добросовестным.

Если суд докажет, что материал был использован недобросовестно, правообладатель сможет привлечь к ответственности за нарушение авторских прав с выплатой компенсации.

Если вы хотите выложить на YouTube материал, записанный на камеру или диктофон, заручитесь согласием автора. Это правило работает и в случае с музыкой, которую вы ставите на фон вашего ролика. Всегда помните: если вы хотите добавить чужое произведение в свое видео, сначала нужно разрешение правообладателя.

Так, один наш партнер снял ролик, в котором маленькая девочка смотрела в телефоне другой ролик с рыбками, и это отображалось несколько секунд. Обладатель того видео заявил права на этот фрагмент, но медиасеть посоветовала автору эту ситуацию оспорить по добросовестному использованию. В результате заявка была отозвана, а партнер не потерял доход с 1,5 млн просмотров.

Закон об авторском праве действует и на полный материал, и на его отрывки. Две секунды трека, полминуты фильма или одно предложение авторского текста – на все нужно разрешение правообладателя, иначе это будет считаться незаконным использованием авторского материала.

Заявка через автоматическую систему поиска контента (Content ID) или жалобу правообладателя поступает вне зависимости от хронометража совпадения. Вы можете подать апелляцию и попробовать оспорить этот момент – возможно, даже удастся. Но вероятность этого очень мала. Помните, что апелляция может довести до судебного процесса. Поэтому выучите критерии и принципы добросовестного использования и не рискуйте их нарушать.

В законе не существует понятия «ознакомительная цель». Получили вы деньги за материал или нет — все равно правообладатель в силах потребовать с вас выплату компенсации за нарушение авторских прав.

Вернемся к ранее обсуждаемому формату «Реакции». Бывает, что авторы бeз разрешения правообладателя записывают, например, как они смотрят чужой ролик, и потом выдают его за свой контент. В описании к ролику они ссылаются на статью 1274 ГК РФ с припиской, что видео использовано в ознакомительных целях. В действительности же это банальное нарушение авторских прав.

Действительно, aвтором кавера или ремикса считается его создатель — тот, кто его записал. Несмотря на это использовать получившийся материал даже на собственном сайте для бесплатного скачивания нельзя. На это обязательно нужно разрешение обладателя оригинала.

Также правообладатель вправе заблокировать любой кавер, ремикс или караоке-версию. Поэтому при создании таких произведений важно иметь разрешение автора оригинала. Правообладатель может разрешить публикацию и забрать монетизацию с видеоролика себе либо разрешить полное коммерческое использование.

Например, кавер на песню KAZKA «Плакала» в оригинальном исполнении Клавы Коки монетизируется самой исполнительницей, и она получается с него доход.

Как законно использовать чужие тексты и музыку для видеоблога

Одна и та же идея может прийти нескольким людям сразу. Вопрос заключается в ее воплощении — как тот или иной автор ее обыграет и какой в итоге получится продукт. Саму идею запатентовать нельзя. Иначе не существовало бы такого понятия, как здоровая конкуренция.

Однако существует патентное право. Оно работает, если представить идею в виде технического решения или способа ее воплощения и реализации. Только тогда, когда идея обретет форму и станет изобретением, его можно запатентовать и рассчитывать на охрану.

Автором признается человек, который создал произведение. Лица, вдохновившие автора на создание произведения или оказавшие ему консультационную, техническую или материальную помощь, авторами не признаются.

Применительно к музыкальным произведениям авторами являются композиторы и авторы слов (в случае если речь о песне, то есть произведении с текстом). Зачастую автор пишет и музыку, и слова.

Например, Фредди Меркьюри, Стиви Уандер и Стинг могли создавать песни полностью, обладая навыками как композиторов, так и авторов слов, а вот Элтон Джон предпочитал писать только музыку, оставляя работу над текстами Берни Топину, сэру Тиму Райсу и Гари Осборну. С юридической точки зрения последние считаются соавторами сэра Элтона.

Музыкальное произведение может быть создано творческим трудом нескольких лиц — в таком случае возникает соавторство. При этом не важно, можно ли разделить ваши творческие вклады или нет. Например, авторы вместе придумывают общую концепцию песни, возможный состав инструментов, которые будут использованы при записи, их партии, эффекты, сочиняют вместе слова к песне. В этом случае присутствует нераздельное соавторство.

Если же один из вас отвечает за создание музыкальной части, а второй — только за написание слов к музыке, такое соавторство будет считаться раздельным, так как музыка и слова могут быть использованы отдельно друг от друга.

На практике между соавторами принято заключать соглашение о соавторстве, в котором отражаются следующие основные моменты:

▪️ Доля каждого соавтора в доходах от использования музыкального произведения;

▪️ Порядок использования музыкального произведения;

▪️ Порядок распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение;

▪️ Возможность одного из соавторов выступать в интересах другого соавтора в отношениях с издательством, дистрибьютором и другими лицами.

При отсутствии такого соглашения доходы между соавторами по умолчанию делятся в отношении 50/50.

Авторские права возникают с момента выражения музыкального произведения в объективной форме. Это может быть традиционная нотная запись, аудио- или видеозапись, а также публичное исполнение произведения. Закону безразличны назначение и достоинство произведения. Поэтому даже если автор сделал набросок будущей музыкальной композиции, он будет охраняться авторским правом.

Авторские права представляют собой группу прав, изначально возникающих только у автора в силу факта создания произведения. К авторским правам относятся:

▪️ Исключительное право на произведение;

▪️ Право авторства;

▪️ Право автора на имя;

▪️ Право на неприкосновенность произведения;

▪️ Право на обнародование произведения.

Передача исключительного права на произведение подразумевает, что прежний обладатель прав передает свое право приобретателю в полном объеме. После передачи права прежний правообладатель не сможет, например, разместить его самостоятельно в интернете, передать цифровому дистрибьютору, осуществить синхронизацию с кинофильмом либо иным образом использовать или выдавать лицензии. Проще говоря, передавая третьему лицу исключительное право, автор прощается со своим активом и теряет над ним контроль.

При этом важно отметить, что даже если вы передали исключительное право на произведение, то за создателями контента все равно сохраняются личные неимущественные права или моральные права, которые не отчуждаются.

Личные неимущественные или моральные права тесно связаны с личностью создателя песни. Они не могут быть полностью переданы кому-либо. При этом создатель может давать пользователям произведения свое согласие в отношении соблюдения его моральных прав. Например, разрешить не указывать свое имя или псевдоним при синхронизации музыки с рекламным роликом.

Право авторства — возможность признаваться автором произведения. Основная цель его существования — защита от присвоения авторства другими людьми. Например, если вы укажете себя в качестве автора какого-нибудь хита, а сами его не создавали, это будет формальным нарушением.

Право на имя дает автору возможность использовать произведение или разрешать использовать его под своим именем, под псевдонимом или анонимно. Данное право обеспечивает охрану имени автора, в том числе от искажения имени.

Право на неприкосновенность произведения позволяет предотвратить любое видоизменение вашего произведения или его искажение.

Право на обнародование произведения представляет собой возможность осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения (опубликование, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю и другие).

Право на отзыв произведения тесно связано с правом на обнародование. Оно позволяет автору до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании при условии, что автор возместит другому лицу убытки из-за отзыва.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора охрану этих прав могут взять на себя наследники автора или иные заинтересованные лица (например, поклонники).

Изображения, тексты, программы — это объекты авторских прав, или интеллектуальная собственность. Вот список объектов, которые считаются интеллектуальной собственностью по ст. 1225 ГК РФ :

— товарный знак: название, логотип, слоган;

У каждого объекта есть автор — тот, кто его создал. Он же правообладатель интеллектуальной собственности. Когда автор продаёт произведение, правообладателем становится тот, кто купил его у автора. Программист написал код — он автор и правообладатель. Фирма купила его для бизнеса — теперь она правообладатель.

Как и обычные вещи, интеллектуальную собственность нельзя брать без согласия правообладателя. Нельзя производить ткань с рисунком из книги, постить фото из блога конкурента, заливать на сайт чужие тексты. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ .

Важно знать, что если контент открыто выложен в интернете, это ещё не значит, что его можно копировать. Есть миф, что авторские права защищают только специальные символы, подпись автора и угрожающие надписи наподобие «информация на сайте не подлежит распространению».

10 заблуждений об авторском праве на YouTube

Для законного использования интеллектуальной собственности с правообладателем заключают платные договоры на передачу исключительных прав.

Когда объект забирают навсегда, оформляют договор на отчуждение исключительного права — ст. 1234 ГК РФ .

Такой договор можно заключить с фотографом или иллюстратором, если покупаете готовый контент для сайтов или буклетов. Тогда фото и рисунки станут уже вашей собственностью.

Если захотите, сами сможете продать их на другой сайт. Единственное — всегда надо указывать автора.

Во временное пользование объект берут по лицензионному договору — ст. 1235 ГК РФ . Это чем-то похоже на аренду. Лицензии оформляют на программы, музыку, видео. Обычно лицензионные соглашения публикуют на сайте, откуда скачивают контент. Например, вот так выглядит договор на использование сервиса Эльба.

Иногда за лицензию не надо платить, например, в фотостоках.

Контент на заказ делают по договору авторского заказа или договору подряда — ст. 1288 , 1296 ГК РФ .

Авторский заказ оформляют с физлицом, подряд — с фирмой. При оформлении договора на контент проследите, чтобы исключительное право на объект переходило к заказчику, а не передавалось по лицензии.

Иначе рискуете через пару лет увидеть свой фирменный стиль у другого сайта. Потому что срок лицензии истёк.

Для фоновой музыки в баре, парикмахерской и магазине тоже покупают лицензию. Как безопасно включать музыку в помещении для клиентов — тема отдельного большого разбора. В общих чертах дела обстоят так.

У каждой песни есть исполнитель, автор текста и композитор. Сама песня — интеллектуальная собственность, и включать её в коммерческом заведении для посетителей можно только с разрешения правообладателя.

Чаще всего авторы песен передают права специальной организации — Российскому авторскому обществу (РАО) . Такая организация становится правообладателем и от имени музыкантов проверяет заведения, где играет музыка.

А после проверки предлагает заключить лицензионное соглашение и платить ежемесячные авторские вознаграждения, а за уже проигранное — заплатить компенсацию.

Поэтому лучше купить лицензию у правообладателя, платить каждый месяц и не дожидаться иска. Как вариант, брать музыку с открытой лицензией или из общественного достояния — об этом ниже.

Цитирование — когда берут часть объекта в неизменном виде. Упоминаете отрывок чужого текста в посте группы в Фейсбуке — это цитирование.

Чтобы взять отрывок, не надо получать разрешение правообладателя и платить деньги. Это считается свободным использованием произведения по ст. 1274 ГК РФ . Цитировать можно не только текст, но и любой объект интеллектуальной собственности. То есть фото и видео тоже. Так пояснил Пленум ВС в п. 98 Постановления № 10 от 23.04.2020 г .

  1. Цель цитирования — информационная, научная, образовательная или культурная.
  2. Обязательно указать автора.
  3. Брать можно опубликованный (обнародованный) объект, на источник заимствования надо поставить ссылку.
  4. Отрывок берут в объёме, оправданном целью цитирования.

Пример цитирования, за которое не наказали.

Открытая лицензия (Creative Commons) — когда правообладатель разрешил скачивать произведение из открытого доступа бесплатно на определенных условиях — ст. 1286.1 ГК РФ .

Лицензии Creative Commons — легальный способ использования чужого контента. Для коммерческого использования рядом с произведениям должна стоять отметка CC Attribution или Free for commercial use.

Например, фото ищут в расширенном поиске Гугла или на сайтах типа Flickr и Unsplash . Для музыки есть бесплатные ресурсы наподобие Free Music Archive .

Когда закон перестаёт защищать авторские права, интеллектуальная собственность переходит в общественное достояние. Ищите такие произведения с пометкой Public domain. Это значит произведение можно использовать бесплатно и без чьего-либо разрешения, но с указанием автора — ст. 1282 ГК РФ .

По общему правилу защита произведения заканчивается через 70 лет после 1 января следующего года после смерти автора. В некоторых случаях срок считается немного иначе.

Например, для авторов, которые работали в период ВОВ, срок составляет 74 года. То есть совсем старые фото, песни, тексты, картины и фильмы находятся в общественном достоянии, за них не платят.

  1. Классическая уникализация
  2. Нарезка коротких фрагментов из чужих роликов
  3. Обход проверки для новых каналов
  4. Оспаривание заявок Content ID
  5. Обход прав на аудиозаписи

Рассмотрим подробнее способы избежать нарушения авторских прав на Ютубе ↓↓↓

1) Использование коротких кусочков

Система проверки Content ID не находит фрагменты короче 30 секунд. Такие фрагменты можно считать легальными. За них вас не заблокируют.

2) Классическая уникализация

Вот несколько способов обойти блокировку авторских прав на Youtube: ⇓⇓⇓

Необходимо различать право на исполнение произведения БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ автора и право на исполнение произведения БЕЗ УКАЗАНИЯ автора.
При исполнении песни ВСЕГДА нужно указывать автора музыки и слов! Отсутствие указания автора песни незаконно.
Исключением является наличие у Вас явного (письменного) разрешения от автора (или его представителей) на публикацию произведения без указания автора.
Это правило не имеет срока. Даже если автор уже давным-давно умер.

Внесение при исполнении песни каких-то дополнений, правок, изменения слов или музыки, в том числе и сокращения песни (пропуска слов) и дополнения новыми словами без разрешения автора — незаконно. Самое странное, что без согласия автора не допускается даже сопровождение песни какими-либо дополнительными иллюстрациями, комментариями, предисловиями и послесловиями. Исключением является только сурдоперевод (перевод песни для глухих).
Обратите внимание на то, что обязанность указания автора и недопустимость искажений охраняются бессрочно!

На радость артистам существуют случаи, когда можно совершенно законно исполнять чужие песни, не получая разрешение автора (правообладателя), и даже не заботиться об оплате авторского гонорара. Правда, их не так много, как некоторые думают. Вот эти случаи:

  • Вы поёте в обычном кругу семьи, не выкладывая потом Ваше исполнение в Интернет (в Ютуб, Инстаграмм, ВК и т.п.).
  • Со смерти автора и с момента первого публичного исполнения песни прошло более 71 года (точнее — 70 лет, считая от 1 января года, следующего за годом смерти автора). Существуют также случаи, когда данный срок продлевается (для авторов участников ВОВ, и репрессированных авторов). Это правило действует, только если автор не запретил исполнение его песни в письменной форме, например, в завещании, что бывает крайне редко.
  • Вы «в живую» поёте песню в детском саду, школе, больнице, дет-доме, доме престарелых, или в иной образовательной, медицинской организации, организации социального обслуживания, или учреждении уголовно-исполнительной системы.
    Но! Во-первых, при этом Вы должны иметь непосредственное отношение к деятельности данной организации. То есть, быть учителем или учеником этой школы, врачом или пациентом этой больницы, и т.п. Во-вторых, исполнение песни не должно предусматривать коммерческих целей.
    Также это исключение не относится к премьерам песни – в данном случае речь идёт только о песнях, которые уже исполнялись (были обнародованы) ранее.
  • Вы исполняете песню во время официальной или религиозной церемонии, либо похорон. Здесь также действует правило, что песня не должна быть новой. Кроме того, песня может исполняться только в объёме, оправданном характером такой церемонии.
  • Вы поёте отрывок песни в качестве примера к какому-то рассказу в рамках образовательной теле- или радио-передачи. Например, в передаче о том, как нужно развивать голос. Этим исключением не стоит злоупотреблять. Закон позволяет исполнить песню только в необходимом объёме, оправданном учебной целью передачи. Здесь также речь идёт об уже исполненных ранее песнях.
  • в общественное достояние переходит право на нотную запись произведения, а не на его конкретное исполнение;
  • исключительное право на произведение может быть передано по наследству;
  • авторскими правом может обладать не только автор музыкальной композиции, но и компании звукозаписи.

Это значит, что даже если вы хотите озвучить свой ролик «заезженной» фугой Баха, хорошо бы проверить, не нарушаете ли вы права наследников или звукозаписывающего лейбла.


Можно ли мне исполнять чужие песни?

  • можно ли использовать композицию в рекламных целях;
  • можно ли использовать музыку в видео, которое монетизируется;
  • на каких платформах разрешено использование;
  • в каких странах и городах разрешено использование;
  • срок лицензии (бывает на определенный срок и бессрочная);
  • нужно ли указывать какую-либо информацию в описании к видео (имена авторов, ссылка на трек и т.п.);
  • количество видео, в которых можно использовать трек.

Для начала разберемся с терминами. Авторское право — это интеллектуальное право на произведение. К таким правам относятся: право авторства, право автора на имя, исключительное право на произведение, право на неприкосновенность и обнародование произведения. Все, что касается авторского права в России, регулирует Глава 70 ГК РФ.

Авторское право возникает с момента создания произведения, автоматически. Это значит, что автору не нужно регистрировать свое творение в каких-либо инстанциях.

Согласно российскому законодательству, действие исключительного права на произведение заканчивается через 70 лет после смерти автора (точнее, с 1 января года, следующего за годом смерти автора).

По истечении этого срока произведение переходит в общественное достояние.

  • в общественное достояние переходит право на нотную запись произведения, а не на его конкретное исполнение;
  • исключительное право на произведение может быть передано по наследству;
  • авторскими правом может обладать не только автор музыкальной композиции, но и компании звукозаписи.

Это значит, что даже если вы хотите озвучить свой ролик «заезженной» фугой Баха, хорошо бы проверить, не нарушаете ли вы права наследников или звукозаписывающего лейбла.

Вы по незнанию или умышленно выложили на свой -канал ролик, нарушающий авторские права? Если правообладатель это заметил, он может подать заявку через специальную систему Content ID.

Как вы об этом узнаете? Все такие заявки попадают в раздел Авторские права Творческой студии :

Заявка ContentID не влечет за собой автоматическую блокировку канала или требование удалить ролик. Правообладатель может применить к вам одну из следующих санкций:

  • блокировка во всех или некоторых странах;
  • отключение звука — ролик будет доступен без звуковой дорожки;
  • монетизация: в видео появится реклама, весь доход от которой пойдет правообладателю;
  • запрет для показа на отдельных платформах и приложениях.

Чаще всего правообладатель идет по третьему пути, получая доход от рекламы в обмен на разрешение использовать материал.

Есть несколько способов.

  • Заходим в раздел Условия использования музыки в Творческой студии , вбиваем в строку поиска название композиции и вуаля:
  • Создаем новый канал на , не подтверждаем по sms, загружаем туда видео со звуковой дорожкой и ждем письма с предупреждением. Довольно неудобный и трудозатратный метод. К тому же, если заявка ContentID все-таки поступит, придется переделывать озвучку.
  • Пользуемся поиском на сайте Российского авторского общества (РАО). Поиск в реестре произведений российских и зарубежных правообладателей по названию нужного трека занимает несколько секунд, но что делать с результатами, не совсем понятно:

На мой запрос по электронной почте юрист РАО ответил довольно пространным письмом. В переводе с канцелярского на русский ответ звучит примерно так: хотите использовать произведение для озвучки ролика — пишите нам, а мы расскажем, на каких условиях это можно сделать. Как-то слишком много телодвижений в наш цифровой век, вам не кажется?


Похожие записи:

Добавить комментарий