Как платить налоги белорусам в россии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как платить налоги белорусам в россии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Кто же признается иностранцем в Российской Федерации с точки зрения отечественного законодательства? Статус иностранца определен в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Исходя из выше изложенного, гражданин Республики Беларусь признается иностранным гражданином.

Статус иностранца в свою очередь может быть различным, и от этого зависит, какие нормы законодательства регулируют налоговые отношения с ним.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, прибывшее на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Трудовой деятельностью иностранного гражданина признается работа иностранца в Российской Федерации на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, признается иностранным работником.

Согласно статье 11 Трудового кодекса нормы трудового законодательства распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц. Следовательно, с иностранным работником из Белоруссии могут заключаться трудовые договоры как срочные, так и бессрочные.

Бессрочные трудовые договоры заключаются на неопределенный срок.

В срочных трудовых договорах предусматривается условие об определенном сроке действия, но не более пяти лет, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 Трудового кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

В статье 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» приведены условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях.

Однако указанные условия в отношении граждан Белоруссии не применяются согласно пункту 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Это подтверждают разъяснения налоговых и миграционных служб в письмах ФНС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6-3/751, ФМС России от 20 декабря 2007 г. N МС-1/9-25552.

Налоги и страховые взносы с белорусских граждан

Если физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получают доходы от российских источников, то возникает доход, облагаемый НДФЛ (п. 1 ст. 207, п. 2 ст. 209 НК РФ).

Важно

При определении налогооблагаемой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной, натуральной формах, право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Не уменьшают налоговую базу удержания из дохода по распоряжению налогоплательщика, по решению суда или иных органов.

В отношении доходов от источников в РФ, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, налоговая ставка установлена в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса).

Однако, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 Налогового кодекса). Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение от 21 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Следовательно, в рассматриваемой ситуации действуют нормы указанного Соглашения. Согласно подпункту «а» статьи 14, пункту 1 статьи 21 Соглашения доходы от работы по найму лиц с постоянным местожительством в Республике Беларусь не могут подвергаться более обременительному налогообложению, чем предусмотренное для заработной платы граждан РФ.

Вознаграждение, получаемое по договору найма гражданином Белоруссии с постоянным местожительством в Республике Беларусь, может облагаться налогом в России в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в России. Такой порядок действует, если доход получен работником за время нахождения в России, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней (п. 1 ст. 1 Протокола от 24 января 2006 г. «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года»). Налоговый режим, установленный в пункте 1 статьи 1 указанного Протокола, применяется с даты начала работы по трудовому договору сроком не менее 183 дней.

Если с гражданином Белоруссии заключен срочный трудовой договор на более чем 183 дня или бессрочный трудовой договор, то срок его пребывания соответствует требованиям, установленным вышеуказанными пунктами 1, 2 статьи 1 Протокола от 24 января 2006 г.

Исходя из вышесказанного доход гражданина Республики Беларусь, временно пребывающего на территории России, облагается НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Опасный момент

Если по итогам налогового периода гражданин Беларуси будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, то условие пункта 1 статьи 1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов организация -налоговый агент должна удержать по ставке 30 процентов. На это указывают разъяснения в Письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. N 03-04-05/6-112, от 18 февраля 2011 г. N 03-04-06/6-32.

Организация, являясь налоговым агентом, обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Для получения налоговых привилегий гражданин Белоруссии должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом Республики Беларусь, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный белорусским налоговым органом. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания налогового периода, за который предполагается получить налоговые привилегии.

Особые правила

Возможно ситуация, когда сотрудник является гражданином Республики Беларусь, а местом его постоянного проживания является другое иностранное государство. Если с таким иностранным государством не заключен о соответствующее международное соглашение, то положения статьи 1 Протокола к доходам указанного физического лица не применяются и его налоговый статус определяется в общем порядке с учетом положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса. То есть до момента признания налоговым резидентом доходы такого иностранного работника от источников в России подлежат обложению по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина России от 28 сентября 2011 г. N 03-04-06/6-240).

Если ваши работники — граждане Республики Беларусь, без постоянного или временного проживания, то порядок налогообложения будет таким:

Налог на доходы физлиц — 30% (удерживается из заработной платы).

Социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве — 0,2% — 8,5% (за счет работодателя);

Обязательное пенсионное страхование — 22% (только в случае, если срок действия трудового договора более 6-ти месяцев).

Если работник гражданин Республики Беларусь находится в статусе временно пребывающего, либо временно проживающего в Российской Федерации, и заключивший срочный трудовой договор (продолжительностью не менее 6-ти месяцев в общей сложности в течение календарного года), либо трудовой договор на неопределенный срок:

Налог на доходы физлиц — 13% (удерживается из заработной платы).

Социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве — 0,2% — 8,5% (за счет работодателя);

Обязательное пенсионное страхование — 22%.

Если гражданин Республики Беларусь находится в статусе постоянно проживающего на территории Российской Федерации, либо гражданство Российской Федерации:

Налог на доходы физлиц — 13% (удерживается из заработной платы).

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 0,2% — 8,5% (за счет работодателя);

Социальное страхование в связи с материнством и на случай временной нетрудоспособности — 2,9% (за счет работодателя);

Обязательное медицинское страхование — 5,1% (за счет работодателя);

Обязательное пенсионное страхование — 22% (за счет работодателя).

Работники из Белоруссии должны платить НДФЛ как резиденты РФ

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получившее миграционную карту, но не имеющее разрешения на временное проживание или вида на жительство.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

()) Вид дохода Размер ставки НДФЛ () Доход от трудовой деятельности: — для безвизовых мигрантов; — для резидентов стран-членов ЕАЭС; — для высококвалифицированных иностранных специалистов; — для беженцев 13% Доход от трудовой деятельности для всех остальных нерезидентов 30% Доход ИП от предпринимательской деятельности 30% Доход от продажи имущества (недвижимости, транспортных средств и т.д.) Дивиденды 15% Процентные доходы по вкладам 30% Доход от экономии на процентах при получении заемных средств (например, при получении займа, процент по которому установлен ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ) Призы, выигрыши (в части, превышающей 4000 руб.

По общему правилу работодатели (организации, предприниматели) должны уведомлять о заключении или расторжении трудового договора с безвизовыми иностранцами органы МВД. Срок для уведомления – 3 рабочих дня с даты заключения или расторжения договора (п. 8 ст. 13, п. 1 ст. 13.3 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ). За невыполнение этой обязанности предусмотрены довольно большие административные штрафы (ст. 18.15 КоАП РФ ).

  • соотечественниками, ранее работавшими за рубежом и ныне являющимися участниками госпрограммы по их добровольному переселению в Россию, а также членами их семей (п. 3 ст. 224 НК РФ);
  • гражданами зарубежных стран или не имеющими гражданства, если они признаны беженцами или им предоставлено временное убежище в РФ (п. 3 ст. 224 НК РФ);
  • членами экипажей тех судов, которые приписаны к портам РФ и ходят под ее флагами (п. 3 ст. 224 НК РФ);
  • иностранцами, если их страны входят в Евразийский экономический союз (ст. 73 Договора о ЕАЭС от 29.05.2020, который вступил в силу с 1 января 2020 года). Важный нюанс по этой категории лиц — здесь.

Для налогообложения доходов нерезидентов, полученных от продажи имущества, срок владения им не имел значения до конца 2020 года, и НДФЛ в любом случае взимался. Но с января 2020 года в п. 17.1 ст. 217 НК РФ внесены правки, согласно которым доход, полученный от продажи недвижимости после 01.01.2020, освобождается от налогообложения НДФЛ при соблюдении минимального предельного срока владения.

В-пятых, некоторые условия и особенности договора ГПХ с мигрантом зависят от его правового статуса. Согласно п. 1 ст. 2 закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ иностранцы могут находиться в нашей стране в одном из трех режимов:

  • Зарубежный гость должен легально пребывать на российской территории и иметь право на получение дохода от трудовой деятельности. Например, получить патент,
  • Реквизиты документа, дающего иностранцу право работать в России, вносятся в договор. Обычно их указывают во вводном разделе,
  • В договоре бригадного подряда необходимо указать документы о праве на работу каждого рабочего в составе бригады. Поэтому указываются полные сведения не только о бригадире. Еще приводятся данные всех рабочих с реквизитами их документов о праве на заработки,
  • Нельзя оформлять бессрочный ГПХ договор с мигрантом. И дело не только в том, что бессрочность – это признак трудовых отношений. А значит, есть риск переквалификации договора ГПХ в трудовой. Есть еще одно очень важное условие. Гражданские отношения с иностранцем должны заканчиваться раньше окончания срока действия разрешительных документов. Если иностранец утратил право на трудовую деятельность, а ГПХ-договор продолжает исполняться, ответственность придется нести заказчику.

Рекомендуем прочесть: Постановление Правительства Санкт-Петербурга Порядок Реализации Льгот Гражданам Звание Почетный Гражданин

НДФЛ с выплат работникам из ЕАЭС по итогам года: 13% или все же 30%?

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получившее миграционную карту, но не имеющее разрешения на временное проживание или вида на жительство.

Увеличат ли в ближайшее время ставку НДФЛ? Такая возможность обсуждалась, но четких разъяснений по этому поводу нет. В Министерстве финансов пока не планируют таких мер, хотя работа над масштабной налоговой реформой в российском правительстве продолжается.

С 2020 года в России появится еще еще один платеж, который нужно будет удерживать с зарплаты работников (дополнительно к 13 процентам НДФЛ). Новый процент удержаний составит до 6 процентов. Сумма будет направляться на формирование индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Это, по сути, новая пенсионная система, которая должна заменить собой накопительный элемент (который сейчас в стадии “заморозки”). Также с 2020 года вводится новый обязательный ежемесячный отчет в ПФР.

Рекомендуем прочесть: Арестовали машину хозяйна но он продал до ареста по купле продаже

В законопроекте Минфина и Центробанка сказано, что ИПК станет существенной прибавкой к страховым пенсионным выплатам. Новый пенсионный капитал граждане смогут передавать по наследству, а также распоряжаться им даже до наступления пенсионного возраста, например в случае тяжелой болезни. При этом страховая часть пенсии, как сказано в законопроекте, останется без изменений. При этом пенсионные накопления граждан будут застрахованы по аналогии с банковскими вкладами.

Окончательного механизма перевода трудоустроенных граждан на новую схему налогообложения пока нет – специалисты профильного министерства рассматривают разные варианты, в том числе автоматический перевод.

Любые вычеты по НДФЛ (стандартные, профессиональные и др.) нужно предоставлять только после того, как граждане государств, входящих в Евразийский экономический союз, получат статус резидента. То есть после того, как время их пребывания в России в течение 12 месяцев подряд составит не менее 183 календарных дней. Такое правило применяется несмотря на то, что их доходы от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов с первого месяца.

Правильность данного подхода подтверждает Минфин России в письме от 9 апреля 2020 г. № 03-04-06/20223.

  • Олег Гайдукевич о дорожных картах интеграции РФ и РБ: Это ускорит консолидацию в военной сфере
  • Минздрав заявил о возможной третьей волне коронавируса в России
  • Россия и Беларусь согласуют дорожные карты по интеграции в апреле
  • Владимир Путин: Нужно контролировать количество детей мигрантов в российских школах
  • Владимир Путин: Россия безопаснее для туризма, чем зарубежные страны
  • В России за пять лет количество абортов сократилось почти на 40 процентов
  • Для Союзного государства предлагают разработать программу фундаментальных исследований
  • Белорусы построят в Ленобласти школу на 825 мест
  • В России продлили заморозку цен на сахар и подсолнечное масло
  • Александр Лукашенко: Если «растворим» президента, стране не бывать
  • Объединение России и Беларуси не рассматривается — Песков
  • Парламентарии рекомендуют поторопиться с разработкой программ Союзного государства
  • В России придумали способ борьбы с поддельными справками на COVID-19
  • Для Союзного государства создадут единую систему учета и оценки имущества
  • Тихановскую обвинили в подготовке теракта в Беларуси

Однако нас интересуют сотрудники-граждане ЕАЭС, поэтому обязательно следует обратить внимание на положения ст. 7 НК РФ, которыми установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

При этом данная позиция подтверждается и мнением высших судов. Так Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 5.06.2020 № 16-П отметил, что положениями Договора о Евразийском экономическом союзе была достигнута договоренность о безусловном распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов Евразийского экономического союза, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

  • с ИП, т.к. они сами перечисляют взносы «за себя»,
  • с иностранцами и временно находящимися в России лицами без гражданства,
  • со студентами-очниками профессиональных и высших учебных заведений, работающих в студенческих отрядах с господдержкой (в части пенсионных взносов).

Для получения налоговых привилегий гражданин Белоруссии должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом Республики Беларусь, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный белорусским налоговым органом. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания налогового периода, за который предполагается получить налоговые привилегии.

В заключение хочется отметить, что четкой схемы удержания НДФЛ с налогоплательщиков граждан ЕАЭС прибывших на территорию РФ во второй половине налогового периода Минфин РФ пока не озвучил. Как только разъяснения появятся, аудиторы прокомментируют их на страницах сайта в новых статьях.

Кроме того, если после миграционного учета у иностранного гражданина произошли какие-то изменения (например, он выехал проживать по другому адресу), тогда необходимо предупредить об этом ГУВМ (ФМС) не позже, чем через 3 дня после таких изменений.

Однако на протяжении года налоговый статус сотрудника может поменяться. Когда нерезидент станет резидентом, налог требуется взимать в соответствии со ставкой 13 процентов. Важно учесть, что налоговый статус необходимо уточнять в обязательном порядке на конец года и, если понадобится, произвести пересчет НДФЛ по соответствующей ставке.

Подоходный Налог С Граждан Белоруссии В России В 2020 Году

Кто же признается иностранцем в Российской Федерации с точки зрения отечественного законодательства? Статус иностранца определен в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Исходя из выше изложенного, гражданин Республики Беларусь признается иностранным гражданином.

Статус иностранца в свою очередь может быть различным, и от этого зависит, какие нормы законодательства регулируют налоговые отношения с ним.

Временно пребывающий

в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, прибывшее на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий

в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий

в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Трудовой деятельностью иностранного гражданина признается работа иностранца в Российской Федерации на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, признается иностранным работником.

Согласно статье 11 Трудового кодекса нормы трудового законодательства распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц. Следовательно, с иностранным работником из Белоруссии могут заключаться трудовые договоры как срочные, так и бессрочные.

Бессрочные трудовые договоры заключаются на неопределенный срок.

В срочных трудовых

договорах предусматривается условие об определенном сроке действия, но не более пяти лет, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 Трудового кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

Ковалевский Андрей

Следующая большая категория плательщиков — лица, которые получают доходы от продажи недвижимого имущества, транспортных средств. Но тут тоже есть особенности. Если в течение года продано два и более легковых автомобиля, то со второго и последующих авто нужно уплачивать подоходный налог. Если продан грузовой автомобиль массой свыше 3,5 т или автобус с более чем 8 посадочными местами, то даже одна единица этого имущества облагается налогом.

Что касается недвижимости, здесь речь уже идет не об одном, а о пяти годах. Если в течение пяти последних лет продано две квартиры, два жилых дома, два земельных участка, доходы от второй продажи облагаются налогом. Но это касается двух однотипных единиц имущества, например, двух квартир. А если проданы, к примеру, квартира и жилой дом, ни то, ни другое не облагается налогом.

Отмечу еще один важный момент при продаже недвижимости. Льгота по одному отчуждению предоставляется только в отношении квартир, жилых домов, садовых домиков (дач), земельных участков, гаражей, машиномест, то есть перечень имущества закрытый. Если продается любая другая недвижимость, например, коммерческая (офисы, торговые здания), то даже однократная продажа облагается налогом.

Корр. БЕЛТА

Ковалевский Андрей

В налоговом законодательстве предусмотрена довольно большая система различных налоговых льгот и вычетов. Например, если человек в течение года продал два легковых автомобиля, это не значит, что вся сумма с продажи второго облагается подоходным налогом. В данном случае учитываются затраты, связанные с покупкой автомобиля. Приведу пример. Человек в начале 2020 года продал автомобиль и купил новый за Br10 тыс. Он поездил, ему не понравилось, он продал. То есть у него в течение года произошло две продажи, и со второй он должен заплатить налог. Например, он продал второе авто за Br11 тыс. Соответственно, налог он будет уплачивать только с разницы — с Br1 тыс. А если человек продал машину дешевле, чем приобрел, то налога у него вообще не будет, поскольку расходы превышают доходы. Но декларацию представить необходимо.

Расходы на недвижимое имущество, транспортные средства необходимо подтвердить документально: принести договор на покупку, на строительство, платежные документы. Но в Налоговом кодексе есть еще две важные нормы. Если у человека документы не сохранились, то в налоговом органе могут быть сведения, представленные госорганами, о размере расходов. Например, человек приобрел автомобиль, поставил его на учет в ГАИ, представил туда документы, и сотрудники ГАИ внесли сведения, что машина была куплена за Br10 тыс. Потом человек договор потерял. Он обращается в налоговый орган, там смотрят базу данных ГАИ и даже при отсутствии документов эти расходы человеку учитывают. В самом крайнем случае, если нет документов и налоговый орган не может никак официально получить эти сведения, тогда налоговое законодательство предусматривает вычет — 20% не облагать налогом.

Есть еще один нюанс. Человек мог купить имущество 10 лет назад за совсем другие деньги, а продает сегодня. Поэтому Налоговый кодекс предусматривает механизм осовременивания затрат на недвижимость и транспорт. Расходы гражданина пересчитываются в доллары США по курсу Нацбанка на дату расходования, а потом восстанавливаются обратно в белорусские рубли на дату продажи. Приведу пример. В 2008 году человек купил автомобиль за Br22 млн, а в нынешних деньгах это всего лишь Br2,2 тыс. Сегодня он его продает за Br26 тыс. В 2008 году Br22 млн было равно $10 тыс. Теперь мы опять переводим доллары в белорусские рубли по курсу на дату продажи. Возьмем усредненный — Br2,6 за $1. В результате получаем Br26 тыс. С учетом осовременивания затрат получается, что человек может вообще не уплачивать налог.

Корр. БЕЛТА

Ковалевский Андрей

В налоговом законодательстве существует льгота, что если любое имущество получено по наследству и оно продается, то доходы от его продажи не облагаются подоходным налогом. Если две квартиры продали, но одна из них была получена по наследству, то налог платить не придется. Эта норма касается даже коммерческой недвижимости, которая облагается с каждой сделки. То есть если гражданин унаследовал какое-то офисное здание, оно ему не нужно, он его продает, соответственно, налог тоже платить не надо. Несмотря на то, что в других условиях он бы этот налог заплатил, если бы не получил имущество по наследству.

Валентина Пешева, Минск

Работники-белорусы: памятка для работодателей

  • Екатеринбург
  • Казань
  • Калининград
  • Красноярск
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Ростов-на-Дону
  • Санкт-Петербург
  • Смоленск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Законодательная база Беларуси
  • Законодательная база союзного государства
  • Для дипломатических миссий
  • Консульские документы
  • Таможенные документы
  • Визовые вопросы
  • Оказание медицинской помощи
  • Вопросы гражданства
  • Порядок въезда и транзитного проезда
  • Тарифы консульских сборов
  • Часто задаваемые вопросы

Декларирование доходов граждан за 2020 год: практические вопросы

Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.

Объекты, подлежащие налогообложению:

  1. Квартиры.
  2. Комнаты в собственности.
  3. Гаражи.
  4. Места для парковки машин.

Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.

Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.

Таблица: налоговые ставки земельного налога

Кадастровая стоимость участка Налог (выражено в белорусских рублях)
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар 20.72
Больше 20720 белорусских рублей за гектар 0.1 процент от кадастровой стоимости

Курортный сбор относится к местным налогам и сборам в Белорусской Республике. Курортный сбор оплачивается физическими лицами, которые пребывают на отдыхе в таких учреждениях, как:

  1. Профилакторий.
  2. Санаторий.
  3. Оздоровительный центр.
  4. Оздоровительный лагерь.
  5. Пансионат.
  6. База отдыха.

Другие налоговые взносы

Налог на грибы – это один из последних принятых налогов в Белорусской Республике. Постановление было утверждено 31.12.2016. Оно подразумевает, что с этой даты, все люди, которые собирают грибочки, ягоды и травы обязаны платить налоговый взнос. Размер налога напрямую привязан к базовой величине и зависит от вида собираемой продукции.

Так, к примеру, грибникам за килограмм собранных белых грибов, подосиновиков или лисичек придётся оплатить налог в размере 0.01 базовой величины. Такой же налог предполагает сбор брусники, голубики, малины и черники. Налог в размере 0,03 базовой величины платится за килограмм собранных одуванчиков, рябины, черёмухи или боярышника.

Но в законе есть поправка, которая регламентирует, что физлицам разрешено собирать вышеуказанную продукцию, а также древесину или ветки от деревьев бесплатно. Налог выплачивается только юридическими лицами, которые продукцию используются для получения прибыли.

Правда ли, что выезд за границу для белорусов хотят сделать платным?

Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг. Ставка подоходного налога равна 13% от долга.

Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.

Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников). Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги. Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Отправляясь на отдых в другую страну, не обязательно задумываться о требованиях законодательства, достаточно знать о принятых в государстве правилах и нормах поведения. Если же цель поездки не отдых, а трудоустройство, изучение законов просто необходимо. Во-первых, это поможет правильно спланировать свою активность, во-вторых, убережёт от неприятных сюрпризов и проблем.

Большинство людей хотя бы раз в жизни вызывало скорую помощь, обращалось в государственные поликлиники и больницы. Для населения эти услуги бесплатны, поскольку они финансируются из средств ФОМС. Собственно, цель деятельности фонда заключается именно в предоставлении и оплате медицинской помощи. Взносы уплачиваются по единому для всех тарифу – 5,1 %.

Выплаты из средств ПФ производятся в следующих случаях:

  • достижение определённого законом (пенсионного) возраста;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца.

Так же, как и в случае с ФСС, взносы в ПФ зависят от предельной величины базы (в 2021 году – 1 021 000 рублей). Если сумма доходов сотрудника меньше 1 021 000 рублей, применяется тариф 22 %, если больше – 10 %.

Какие налоги платят иностранцы в 2021 году в РФ

Вне зависимости от национальности каждый иностранный работник в РФ обязан платить подоходный налог. Но, в отличие от россиян, которые перечисляют в казну 13 % заработка, с иностранцами всё не так просто.

Ставка налога варьируется и зависит от множества факторов. В частности, налоговый статус работника (резидент или нерезидент), наличие патента или принадлежность к категории высококвалифицированных специалистов – всё это так или иначе повлияет на конечный результат.

Иностранец может обратиться с заявлением о предоставлении временного убежища, если:

  • имеет право ходатайствовать о признании беженцем, но по каким-то причинам не хочет воспользоваться этим правом;
  • не имеет права на признание беженцем, однако по гуманистическим соображениям не может быть выдворен из страны.

Если человек получил временное убежище в РФ и устроился на работу, работодатель будет обязан делать все стандартные отчисления в бюджет. Доходы таких сотрудников будут облагаться по ставке 13 %, отчисления производятся во все внебюджетные фонды (ПФ, ФСС, ФОМС) в стандартном порядке.

Без ведома миграционных органов нельзя ни нанять, ни наняться. Вернее, в ряде случаев такое допустимо, но чаще всего и работодателю, и потенциальному сотруднику приходится побегать по инстанциям.

Первый будет озабочен получением разрешения на привлечение иностранных работников. Второго ждёт оформление патента или разрешения на работу. И тот, и другой документы дают право трудиться на территории РФ, но отличаются получателями. Разрешение на работу выдаётся иностранцам, прибывшим в Россию на основании визы. Патент предусмотрен для «безвизовых» иностранцев.

Заключение трудового договора с иностранцем – это, как правило, дополнительные расходы для работодателя, в том числе и на вышеупомянутое разрешение. Бухгалтеры и кадровики должны принимать во внимание этот момент и следить за актуальным порядком уплаты налогов и страховых взносов, так сказать, на патент. Поэтому давайте уточним, как исчисляются подоходный налог и взносы с иностранцев в 2021 году работающих по патенту.

Ставка НДФЛ составляет 13 %. Но ни один иностранец не получит патент, если не уплатит так называемый ежемесячный авансовый платёж. Это фиксированная сумма, которая заменяет подоходный налог.

Срок действия патента напрямую зависит от того, за сколько месяцев внесён авансовый платёж: если вы заплатили пять авансовых платежей, патент будет действовать ровно пять месяцев, заплатили двенадцать – можете спокойно работать целый год.

Возникает парадокс. Патент получают для того, чтобы устроиться на работу, но получается, что НДФЛ уплачивается заранее. А как же быть с подоходным налогом, который должен быть удержан с официальной зарплаты? Придётся платить ещё и его? Увы, да, потому что НДФЛ уплачивается работодателем, который не имеет права не перечислить средства в бюджет.

Однако это не значит, что работник-иностранец подарит лишние деньги российской казне. Всё, что нужно сделать в такой ситуации, – обратиться в бухгалтерию с заявлением о перерасчёте. Тогда будет проведена сверка сумм авансовых платежей и НДФЛ, и в случае выявления переплаты сотруднику вернут разницу.

Правда, этот процесс не быстрый, потому что все вышеописанные действия производит сотрудник ФНС, а бухгалтер в данном случае лишь посредник между налогоплательщиком и налоговым ведомством.

В отличие от налогов со страховыми взносами всё гораздо проще. Во-первых, они не зависят от того, из какого государства прибыл мигрант. Главное, чтобы его гражданам не требовалось оформлять российскую визу (только на этом условии можно оформить патент). Это значит, что страховые взносы на патент для иностранцев из Узбекистана, Казахстана, Белоруссии и остальных «безвизовых» стран будут уплачиваться в стандартном порядке.

Во-вторых, отчисления во внебюджетные фонды не классифицируются по такому критерию, как вид разрешительного документа. Более того, некоторым категориям иностранных граждан вообще не требуется ни патент, ни разрешение на работу.

Поэтому взносы в ФСС и ФОМС, а также пенсионные отчисления иностранцев при работе по патенту производятся на тех же условиях и по тем же ставкам, что и для работников-россиян.

Перейдем к вопросам налогообложения. Правила уплаты налогов в рамках ЕАЭС регулируются положениями соответствующего Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014; далее — Договор).

Однако в части доходов, получаемых от выполнения работ и оказания услуг по гражданско-правовым договорам, Договор каких-то специальных правил не содержит.

В статье 73 Договора речь идет исключительно о доходах, полученных в связи с работой по найму, т.е. о трудовых договорах.

Соответственно, вопросы налогообложения в данном случае будут регулироваться правилами НК РФ. Тут нужно помнить, что в соответствии с п. 1 ст.

207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ и получающие доходы от источников в РФ.

При этом налоговыми резидентами РФ считаются те, кто фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Понятно, что ЕАЭС-граждане, работающие дистанционно из своей страны, вряд ли окажутся налоговыми резидентами РФ. Остается определить, относятся ли доходы от работы на «удаленке» к доходам от источников в РФ, перечень которых приведен в п. 1 ст. 208 НК РФ. Нужный нам вид доходов поименован в пп. 6 п.

1 этой статьи, где сказано, что к доходам от источников в РФ относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

Соответственно, если действие по договору фактически совершается за пределами РФ, то доход в виде вознаграждения по такому договору не будет доходом от источников в РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Из этого со всей очевидностью следует, что доходы граждан ЕАЭС, работающих на «удаленке», НДФЛ не облагаются. Соответственно, в отношении данных доходов российская организация или ИП не являются налоговым агентом (п. 1 ст.

226 НК РФ) и не должны вести учет выплат и предоставлять в налоговые органы расчеты и сведения о таких доходах ни с признаком 1, ни с признаком 2 (п. 1 и 2 ст. 230 НК РФ, письмо Минфина России от 28.06.13 № 03-04-05/24895).


Похожие записи:

Добавить комментарий