Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какое высшее образование должно быть у контрактного управляющего с 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности.
Согласно требованиям ФЗ-44 Минтруд РФ выпустил два профстандарта, относящихся к работающим в сфере закупок контрактным управляющим от 10/09/15:
- №625н «Специалист в сфере закупок»;
- №626н «Эксперт в сфере закупок».
Кроме того, отдельные требования к контрактным управляющим озвучены в документах Минэкономразвития и ВС РФ.
Какое образование должно быть у контрактного управляющего?
Согласно закону, с 01 января 2017 года работники контрактных служб и контрактные управляющие должны будут иметь одно из следующих образований:
- высшее образования (без учета профиля);
- дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Образование в сфере закупок. Курсы повышения квалификации госзакупки. Курсы повышения квалификации по закупкам. Курсы управление государственными и муниципальными заказами. Курсы повышения квалификации по госзакупкам. Повышение квалификации государственные закупки. Обучение по госзакупкам. Курсы для закупщиков. Положение по госзакупкам. Закон фз 44. Обучение госзакупки москва.
Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).
Какое должно быть образование у контрактного управляющего? Какую ответственность несет контрактный управляющий?
Документом, подтверждающим наличие высшего образования, является диплом государственного и негосударственного образца (ч. 3, 4 ст. 60 Закона об образовании).
Практика применения ФЗ-44, однако, показывает, что для эффективной работы в сфере госзакупок необходим и диплом вуза и надлежащий уровень профессиональной подготовки. Не будем забывать и о положениях ТК РФ, о которых шла речь выше, относящихся к стандартам по профессии. Законодательная ситуация фактически подводит к необходимости иметь документы об образовании в сфере закупок.
Для тех, кто давно работает с госзакупками и проводит мониторинг изменений в законодательстве, далеко не секрет, что с 01.01.2017 существуют четко регламентированные требования к образованию сотрудников контрактной службы и контрактных управляющих.
До 2017 года сотруднику достаточно было иметь среднее специальное образование, чтобы по ст. 112 ч. 23 ФЗ-44 занимать должность контрактного управляющего.
Закон прямо не требует обязательного наличия какого-либо дополнительного образования, а тем более наличия подтверждающего его документа. Однако, есть определенные требования к уровню подготовки работников в сфере закупок, наличию знаний и умений. Получить их самостоятельно крайне сложно, поскольку контрактная система на сегодняшний день – один из сложнейших механизмов экономики нашей страны.
Если же таких сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, то требования к ним могут предъявляться разные в зависимости от выполняемой функции. Самые высокие требования в любом случае предъявляются сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта (1).
Если в организации есть работник, получивший соответствующее образование в сфере закупок, но занимающий другую должность, который не возражает перейти полностью на должность контрактного управляющего, его можно перевести.
Вопрос о степени, характере образования контрактного управляющего или специалиста по госзакупкам возник после публикации в апреле 2013г. закона №44-ФЗ. Осенью 2015г. Минтруд создал профессиональные стандарты № 558 «Специалист в сфере закупок», № 552 «Эксперт в сфере закупок». Положение определяет виды должностей, которых можно привлечь к процессу проведения госзакупок.
Обучение контрактного управляющего с 2021 года
Осуществлять (еще в момент планирования закупок) разъяснительные мероприятия для контрагентов, подрядчиков, исполнителей.
С 2017 г. работодатель вправе самостоятельно оценить профпригодность контрактного управляющего. Экзамены проводят аккредитованные Центры оценки квалификации. Работник также может добровольно подтвердить свою профессиональность – пройти переаттестацию в ЦОК.
Закон № 44-ФЗ не содержит положений о том, что в штатное расписание заказчика, выступающего работодателем, необходимо вводить такие должности, как работник контрактной службы, контрактный управляющий.
С 2017 г. работодатель вправе самостоятельно оценить профпригодность контрактного управляющего. Экзамены проводят аккредитованные Центры оценки квалификации. Работник также может добровольно подтвердить свою профессиональность – пройти переаттестацию в ЦОК.
Закон № 44-ФЗ не содержит положений о том, что в штатное расписание заказчика, выступающего работодателем, необходимо вводить такие должности, как работник контрактной службы, контрактный управляющий.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).
В настоящее время большую популярность приобретают дистанционные курсы повышения квалификации. В современных условиях, когда у сотрудника нет возможности оторваться от работы, дистанционные курсы являются самым оптимальным решением. От человека потребуется наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет.
Заказчик проводил конкурс на создание информационного продукта в форме хроникально-документальных видеосюжетов. Участник закупки пожаловался в ФАС на действие заказчика. Общество утверждало, что заказчик не включил в состав конкурсной комиссии лиц творческих профессий в количестве не менее 50 процентов. ФАС признала жалобу необоснованной.
Согласно ч.5 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий. В должностной инструкции КУ в обязательном порядке должны быть прописаны должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.
Обязательным является высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок для контрактного управляющего, руководителя и сотрудников контрактной службы. Порядок обучения и программы разрабатывают учебные заведения. Выбирайте образовательные программы в сфере закупок, которые учитывают Методические рекомендации Минэкономразвития России и Минобрнауки России.
Кроме того, не менее половины членов комиссии по осуществлению закупок должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также обладать специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). ФЗ-44 «О контрактной системе…» представляет собой одно из наиболее сложных звеньев в правовой системе РФ. Контрактному управляющему в госзакупках отводится важная роль и предъявляются серьезные требования, касающиеся образовательного уровня, юридического статуса в организации. Имеют место и некоторые требования специфического характера.
Заказчики по закону о контрактной системе обязаны быть максимально компетентными и должны осознавать свою ответственность при использовании и распределении бюджетных средств, поэтому закон № 44 ФЗ предъявляет следующие условия:
- Заказчики обязаны повышать уровень квалификации и профессионального образования сотрудников контрактных служб и комиссий, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок (ст. 9 № 44-ФЗ).
- Требования к профессиональному составу комиссии заказчика и составу контрактной службы: комиссия должна формироваться из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 № 44-ФЗ).
- Требования к квалификации работников контрактной службы, контрактных управляющих – должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 06.04.2016 № Д28и-841, письмо Минэкономразвития России от 13.05.2016 № Д28и-1220; Профстандарты «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок»).
Но законодатели не уточняют профильности требуемого образования. Сложно представить геолога или металлурга, разбирающегося в тонкостях законодательства по госзакупкам. В российских ВУЗах не обучают профессии контрактного управляющего. В учреждениях с закупками до 10 млн. руб. его функции обычно передают руководителям административно-хозяйственных отделов.
Требования к образованию сотрудников контрактной службы.
Онлайн — обучение удобно тем, что сотрудник не отрывается от своей основной работы и проходит обучение в удобное для себя время. В современных условиях такая форма обучения очень актуальна, так как компьютер (ноутбук, планшет, смартфон) и доступ в интернет есть практически у каждого человека.
К примеру, специалист 5 разряда занимается сбором предварительной информации перед закупкой и обработкой результатов закупки (обеспечение закупки), специалист 6 разряда планирует и обосновывает закупки, занимается непосредственно закупочной процедурой (осуществление закупки) и т. д.
При этом порядок оформления таких работников четко не установлен, что вызывает вопросы у работодателей.
Требования к образованию контрактного управляющего с 1 января 2021
Для повышения квалификации Минобрнауки и Минэкономразвития в отдельных актах установили минимум – 16 часов.
От человека требуется лишь наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет. Время же своего обучения он выбирает самостоятельно.
Требования к контрактному управляющему по ФЗ-44 из ст. 122 ч. 23 стали не совсем актуальны, или вернее будет сказать, что они ужесточились.
Чтобы заказчики могли проводить свои закупки грамотно и не попадать под внеплановые проверки и штрафы со сторон контролирующих органов, Министерство экономического развития России разработало рекомендации, которые, по сути, являются прямым руководством к действию.
Тем не менее, прописанный в законе принцип профессионализма обязывает заказчиков предпринимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Законом о контрактной системе не установлено требований о получении именно высшего образования в сфере закупок. К работе в контрактной службе или контрактным управляющим можно допустить сотрудника с непрофильным высшим образованием при условии, что у него есть дополнительное образование в сфере закупок (см. Письмо Минэкономразвития России от 17.04.2017 N Д28и-1636).
Согласно ч.3 ст.38 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен полномочиями по официальному разъяснению и толкованию законодательства Российской Федерации.
При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.