Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госзакупки с 1 января 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Комиссия заказчика готовит только итоговый протокол. Теперь в него включают сведения об увеличении стоимости контракта из-за предоставленных преференций учреждениям уголовно-исправительной системы, инвалидным организациям.
Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
-
1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
-
2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее – нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
-
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
-
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
-
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Изменения в закупках с октября 2020 года
Расширение круга участников закупки, которые вправе заключить контракт при уклонении победителя. По электронным закупкам обязаны заключить контракт как минимум первые 3 участника закупки (остальные обязаны, если не отзовут свою заявку).
Установление условия о том, что взыскание заказчиком обеспечения исполнения контракта допускается не автоматически при расторжении контракта в одностороннем порядке, а только в случае включения ФАСом России поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
Во-вторых, вступит в силу ч. 5 ст. 2 Закона № 44-ФЗ. Она предусматривает, что законы, вносящие поправки в 44-ФЗ в части планирования, выбора поставщика, контроля и мониторинга вступают в силу с 1 января очередного года. Исключение составляют случаи принятия таких законов после 1 октября, тогда они вступают в силу с 1 января года, следующего за очередным (закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ).
Если в течение 5 рабочих дней с момента поступления денег на зарезервированный счёт, он будет открыт, деньги переведутся на открытый счёт в сроки, установленные действующим законодательством РФ.
Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Основные изменения в законодательстве о госзакупках в 2021 г.
Сам регулятор контрактной системы называет его вторым оптимизационным пакетом поправок в Закон № 44-ФЗ.
Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Править извещение о любой закупке можно будет за 1 рабочий день до окончания периода приема заявок. Утвердят общий срок для аннулирования открытых и закрытых электронных закупок не позже чем за 1 рабочий день до даты окончания периода приема заявок. Сейчас срок зависит от способа.
Если в электронном запросе котировок подана или допущена только одна заявка, заказчики перестанут пролонгировать процедуру, они будут сразу подписывать госконтракт с едпоставщиком.
Правила формирования и использования в госзакупках рейтинга деловой репутации должно будет определить правительство Российской Федерации.
Изменения, вносимые на протяжении всего 2020 года в Закон 44-ФЗ, продолжат вступать в силу в особом порядке.
Заказчик рассматривает предложения и принимает решение в течение 1 рабочего дня. Ответственный сотрудник подводит итоги в протоколе и публикует его на ЭП.
Отличительные нюансы запроса котировок в электронной форме:
- достаточно короткий срок для подачи заявки для участника
- отсутствие возможности заказчика менять положение извещения
- возможность отменить закупку не позднее, чем за один час до даты окончания срока подачи заявок
- стандартное время рассмотрения заявок
- один рабочий день
Возможные изменения в 2021 году
Собрали в таблицу основные изменения по 44-ФЗ с 01.04.2021 в таблице с комментариями и ссылками на нормативные акты.
В пункте 49 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ предусмотрена закупка у единственного подрядчика в целях изготовления акцизных марок для маркировки только табачной продукции.
Заказчик направляет проект контракта в ЕИС и на электронную площадку в течение 3 часов после размещения итогового протокола. У победителя и заказчика есть по 1 рабочему дню на подписание соглашения. Протокол разногласий теперь не допускается.
В статье 3 закона № 44-ФЗ Единый заказчик в сфере строительства отнесен к категории государственных заказчиков, а в статье 15 установлены особенности закупок указанной публично-правовой компании.
Закупочная комиссия рассматривает заявки, ранжирует предложения участников и присваивает им порядковые номера.
Первый отчет государственные заказчики будут сдавать уже в 2022 г. Проверять отчет по работе с квотами на отечественную продукцию будет Минпромторг России.
Изменения в закупках с февраля 2020 года
Банк может отказать в резервировании номера счёта в одностороннем порядке без объяснения причины. Банк может отказать в открытии зарезервированного счёта в случаях, установленных внутренними документами банка в соответствии с действующим законодательством РФ.
С 1 января 2021 г. вступили в силу квоты по государственным закупкам; новые правила заполнения плана-графика и более десяти других изменений.
Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4) и КИВИ Банк (акционерное общество) (Генеральная лицензия Банка России № 2241, выдана Банком России от 22.01.2015 г., место нахождения: 117648, г. Москва, мкр.
Традиционно в начале года вступает в силу целый список изменений. Расскажем, какие поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ уже действуют, а какие ждут своей очереди.
Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика по 4 и 5 п. 93 ст. 44-ФЗ на бумаге, она не должна быть дороже 600 тыс. ₽. А вот в электронных малых закупках лимит — 3 млн ₽. Запрашивать нужные товары можно на электронных площадках.
Сфера применения настоящего Федерального закона
-
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
Для заказчиков становится обязательной проверка соответствия участника закупки п. 7.1 ч. 1 ст. 31. В настоящее время все положения ч. 1, начиная с п. 3 и вплоть до п. 11, просто декларируются на площадке, соответственно, участник декларируют свое соответствие.
В 2021 году изменения коснутся и закупок на ЕАТ «Березка». В частности:
- Контроль цены закупки: участник закупки, разместивший свое предложение, во время закупочной процедуры не сможет подать цену выше той, по которой данный товар содержится в его каталоге.
- Березка для самозанятых: самозанятые, в том числе, могут участвовать закупках, объявленных как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Для заказчиков, в отношении этих участников закупки, предусмотрена специальная отметка.
- Основания отмены закупки: если заказчик отменяет закупку, то у поставщика появилась возможность посмотреть обоснование причины отмены и узнать, почему его предложение было отклонено.
- Автооплата контрактов: это новшество планируется внедрить с 2021 года. ЕАТ «Березка» будет интегрирована с системой «Электронный бюджет», что позволит заказчикам автоматически оплачивать те контракты, которые заключены на «Березке».
- Контроль закупок: в 2021 году казначейство планирует расширить функции по контролю за действиями заказчиков и осуществлять контрольные полномочия, в том числе, в части согласования возможности заключения контрактов, если закупка на ЕАТ не состоится.
Частью 4.1 статьи 2 закона № 44-ФЗ теперь предусмотрено, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
Нововведения в правилах планирования, проведения, контроля, мониторинга или аудита закупок будут введены одновременно: с 1 января 2022 г.
Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В связи с пандемией внесены изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ, некоторые из них уже вступили в силу. Появилась возможность менять цену и срок исполнения контракта. Малый бизнес теперь вправе не обеспечивать контракт и гарантийные обязательства. Пени будут начислять от цены определенного этапа контракта.
На это важно обратить внимание, так как необходимо внести изменения в типовые документации и извещение о проведении запроса котировок в электронной форме.
Правительство будет осуществлять контроль, в каком объеме заказчики закупают товары из РФ и других стран союза. В правительственном перечне из постановления правительства № 2014 от 03.12.2020 представлено 107 товаров. Для каждого товара рассчитана своя доля: от 50% до 90% от годового объема закупок.
Операторы электронных площадок будут проводить предварительный отбор 5 предложений с наименьшей ценой единицы товара. Это будет происходить в течение 1 часа. А если поправки примут 2 октября 2021 года, действовать они будут только с 1 января 2023 года (см. Федеральный закон от 24.04.2020 №124-ФЗ).
В планах штрафовать за предоставление недостоверных документов и сведений при проведении закупки, а также при заключении или исполнении контракта.
Постановление правительства от 03.12.2020 № 2013 распространяется на 251 товар, среди них инструменты, вычислительная техника, различные категории медицинского оборудования, лифты, мебель и многое другое.
Введение универсальной стоимостной предквалификации (с сохранением специальной предквалификации по отдельным закупкам).
Должностные лица получат штраф 30 до 50 тыс. рублей, юридические лица — от 50 до 100 тыс. рублей.
Как изменятся закупки с февраля 2021 года
С 5 декабря можно не соблюдать ограничения на закупку техники для сотрудников на удалённой работе, а также мебели для госструктур.
Список «особых закупок», которые указывают в плане-графике отдельной строкой, дополнили закрытыми закупками и закупками по кредитам. Кроме того, с 1 апреля по малым электронным закупкам до 3 млн руб. в план-график также придется вносить отдельную строчку. Так необходимо конкретизировать сумму финансовых средств, которые закладываются на все малые электронные закупки, и сформируется общий ИКЗ.
Изменены основания для исключения информации из реестра недобросовестных поставщиков, а также сроки такого исключения. Информацию будут исключать из РНП по истечении двух лет с даты, когда УФАС должно было разместить соответствующую информацию в реестре, а не с даты ее фактического размещения.