Внесены изменения в законодательство о персонифицированном учете СОПС и иные НПА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внесены изменения в законодательство о персонифицированном учете СОПС и иные НПА». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для понимания важных моментов в рассматриваемой сфере в первую очередь стоит обратить внимание на соответствующие положения законодательства.

Итак, персонифицированный учет был разработан по положениям Федерального закона № 27 «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования». Данный нормативно-правовой акт определил ключевые требования к учету сотрудников организации, порядку передачи собранной информации, размеру взносов, а также страховому стажу в Пенсионном фонде РФ.

Статья 5 указанного закона предусматривает установление функции ПФР обеспечивать необходимую координацию учета. Так как подобная система носит обязательный характер, то на каждого трудоустроенного человека открывается лицевой счет (по положениям 6 статьи) и предоставляется свидетельство пенсионного страхования (7 статья).

Другие аспекты закона помогают работодателям в процедуре оформления учетных данных и передачи их в компетентные структуры.

Внесены изменения в законодательство о персонифицированном учете сопс и иные нпа

До 2019 года персонифицированный учет составлялся и отправлялся в ПФР каждые три месяца. Соответственно, в год нужно было оформить 4 документа. При этом существовали определенные временные рамки – каждый следовало направить в фонд до середины месяца следующего за кварталом.

В новом году вступили в законную силу определенные изменения. Необходимость в отчетности каждый квартал остается, но временные рамки были дополнены определенными нюансами. К примеру, срок сдачи увеличился – теперь работодателю даются дополнительные дни.

Также стоит отметить следующие тонкости в 2019 году:

  • Первый отчет нужно будет предоставить до 2 мая. Подобное обуславливается тем, что 30 апреля – воскресенье, а 1 мая – государственный выходной.
  • За 6 месяцев следует отчитаться до 1 июля, так как 30 июня приходится на воскресенье.
  • Что касается 3 квартала, то нужно сдать отчет до 30 октября.
  • Наконец, годовой отчет РСВ-1 потребуется ПФР к 30 января 2019 года.

При рассмотрении органов, куда нужно предоставлять документы, в 2019 году их перечень увеличился. Если ранее отчетность могла быть принята лишь в ПФР, то в настоящее время это может реализовать и ФНС – ее деятельность вобрала новые функции контроля и администрирования.

В первом случае понадобится оформление специальной формы сведений о застрахованных. При этом сдать нужно до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Что касается нового варианта, то отчетность составляется по установленной единой форме. Срок – до 30 числа после квартала.

Также стоит отметить, что с 2019 года в обязательном порядке нужен будет ежегодный переучет информации из персонифицированного учета. Итоги сдаются до 1 марта 2019 года.

Перед рассмотрением дальнейших изменений следует понять основную суть и задачи персонифицированного учета.

Скачать образец обращения о выдаче копии СЗВ-М

Итак, в соответствии с положениями законодательства основные задачи такого вида отчетности заключаются в следующем:

  • формирование единой информационной структуры, которая содержит в себе реальные данные о застрахованных гражданах;
  • поддержание прозрачности сведений по расчету накопительных и страховых отчислений;
  • обеспечение актуальности информационной составляющей базы по приобретенным от работодателя достоверным данным о работниках.

Среди функций персонифицированного учета можно отметить такие положения:

  • защита пенсионных прав застрахованных лиц;
  • предоставление актуальной информации о лицевых счетах граждан;
  • контроль поступления обязательных пенсионных взносов от работодателя.

Очевидно, что подобные сведения играют довольно существенную роль в будущем каждого застрахованного гражданина. Подобная значительность обуславливается тем, что именно по этой информации рассчитывается дальнейшее пенсионное обеспечение человека.

Отслеживание изменений в нормативно-правовых актах считается обязательным, так как это позволит ответственным лицам избежать проблем с законом.

В 2019 году порядок оформления и проведения персонифицированного учета претерпел следующие корректировки:

  • Часть функций контроля и администрирования была переведена на ФНС. Налоговый кодекс России пополнился дополнительным разделом, в котором отражена информация о страховых взносах. То есть теперь и сводная, и персонифицированная отчетность вместе с установленными взносами предоставляется в органы ИФНС. Далее эти данные направляются в ПФР. Уточнение какой-либо информации из поданных отчетов также происходит через налоговые органы.
  • Кроме того, работодатель должен продолжать подавать сведения в ПФР каждый квартал. И один раз в год до 1 марта – переучет данных за прошедший период.
  • Срок сдачи информации по дополнительным отчислениям не подвергся корректировки. Что касается временных рамок предоставления отчетности СЗВ-М по отношению к сотрудникам прошедшего месяца, то они слегка увеличены – на 5 суток. Также были сохранены требования к среднесписочной численности.
  • Отчетность в ИФНС подается не позднее 30 числа следующего за кварталом месяца.
  • С предоставлением административных прав налоговым органам увеличились и штрафы за нарушения, которые связаны со сдачей отчетности и уплатой отчислений. Подобный момент обуславливается тем, что теперь наказание осуществляется в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ.

За ПФР остается право проводить контроль и взимание штрафов за выявление несоответствий отчетности установленным требованиям.

Очевидно, что такие изменения некоторым образом усложняют деятельность работодателя, так как понадобится оформление дополнительной отчетности налоговым органам.

Скачать образец формы СЗВ-М

Основные отличия между персонифицированным учетом до 2019 и после заключаются в процедуре подачи отчетности.

В частности, это касается:

Сроки Они были увеличены. К примеру, теперь СЗВ-М сдается не позднее 15 числа следующего месяца, а не 10, как было до рассматриваемых изменений.
Необходимость предоставлять сведения в налоговые органы На данный момент работодатель каждый квартал будет обязан отчитываться не только перед ПФР, но и перед ФНС.
Форма оформления В связи с предыдущим пунктом была введена новая единая форма – она объединяет ранее установленные РСВ-1,2,3 и 4 шаблоны.

Также стоит отметить увеличение суммы штрафных санкций. В 2019 году они были меньше, так как расчет их размера осуществлялся в соответствии с установленным положениями ПФР. Сейчас же в связи с приобретением административных прав налоговыми органами величина подверглась соответствующим изменениям.

Внесены изменения в законодательство о персонифицированном учете СОПС и иные НПА

При уточнении расчетов следует рассмотреть два варианта, которые позволяют разобраться с тем, как внести правки. Первый не обладает сложными тонкостями, так как подразумевает внесение правок до окончания установленных сроков.

В данном случае нужно заполнить 6 раздел формы РСВ-1 с типом «исходная». Заполняется в обычном порядке, но с одним уточнением – подраздел 6.6 следует оформлять уже с учетом корректировки.

При ситуации, когда уточнения расчетов вносятся после окончания сроков, правки также вносятся в 6 раздел, но уже с типом «корректирующий» или «отменяющий».

В частности, следует действовать следующим образом:

  1. Заполнить 6 раздел в соответствии с правилами, действующими на момент исправленных сведений.
  2. В обычном порядке оформить 6.1 и 6.2.
  3. В 6.3 указать тип корректировки, а также код и год отчетного периода, информация которого подвергается правке.
  4. Пункт «Регистрационный номер в ПФР в корректируемый период» обязателен к оформлению лишь тогда, когда был приобретен другой номер – это актуально при перерегистрации.
  5. В 6.4, 6.5 и 6.7 указать реальные данные.
  6. В 6.6 отразить сведения из исходной формы.

При этом стоит отметить сроки и место предоставления сведений персонифицированного учета в 2019 году:

Тип отчетности Куда подавать Временные рамки
СЗВ-М. ПФР До 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Единый расчет по страховым отчислениям. ФНС До 30 числа месяца, следующего за отчетным.
Годовые сведения персонифицированного учета. ПФР До 1 марта года, следующего за отчетным.

Важно, что сведения, подвергшиеся правке, полностью заменяют ранее установленные данные в лицевом счете работника. Поэтому следует указать не только исправленные параметры, но и информацию, в которой ошибки отсутствовали.

В связи с корректировками законодательства в области персонифицированного учета по структурному подразделению сдача подобных сведений станет для организаций обыденной деятельностью.

Подобное объясняется тем, что в соответствии со старым Законом о страховых взносах самостоятельные переводы таких отчислений, а также их расчет остаются за такими «обособками», которые:

  • располагают открытыми счетами в банках;
  • имеют собственный баланс, который отделен от главенствующей фирмы;
  • обеспечивают физические лица начислениями вознаграждений.

С 1 января 2019 года данный Закон утрачивает силу. А вместо описанных выше трех критериев в Налоговом кодексе РФ отражен лишь один: обеспечение физических лиц начислением вознаграждений. Первые два пункта больше не действуют.

Выходит, что в 2019 году обособленные подразделения, которые осуществляют выплаты физическим лицам, принимают на себя обязательства по формированию определенных отчислений и предоставлении отчетности по месту своего расположения.

Стоит отметить, что такие изменения не имеют отношения к индивидуальным предпринимателям. Это очевидно, так как в соответствии с положениями закона при наличии такого статуса создание обособленных подразделений не может быть реализовано.

За нарушения в предоставлении данных персонифицированного учета в 2019 года можно приобрести новые штрафы – подобные моменты регламентируются новой статьей 15.33.2 в КоАП РФ.

Статья 15.33.2. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете

Итак, должностное лицо может быть привлечено к уплате суммы от 300 до 500 рублей за:

  • непредоставление информации персонифицированного учета;
  • отказ в подаче таких сведений;
  • предоставление в неполной форме или искаженном виде.

Также стоит отметить, что с 1 января 2019 года актуален штраф за нарушение требований к подачи электронной отчетности в ПФР. Размер наказания составляет 1 тысячу рублей.

В России отменили бумажный СНИЛС Страховое свидетельство станет электронным

Принят Государственной Думой 21 марта 2019 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2019 года

Внести в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2001, N 44, ст. 4149; 2003, N 1, ст. 13; 2005, N 19, ст. 1755; 2007, N 30, ст. 3754; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6417, 6454; 2010, N 31, ст. 4196; N 49, ст. 6409; N 50, ст. 6597; 2011, N 29, ст. 4291; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7037, 7057, 7061; 2012, N 50, ст. 6965, 6966; 2013, N 14, ст. 1668;N 49, ст. 6352; N 52, ст. 6986; 2014, N 11, ст. 1098; N 26, ст. 3394; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6155; N 49, ст. 6915; 2016, N 1, ст. 5; N 18, ст. 2512; N 27, ст. 4183; 2017, N 1, ст. 12; 2018, N 27, ст. 3947; N 31, ст. 4857, 4858) следующие изменения:

1) преамбулу изложить в следующей редакции:

«Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.»;

2) статью 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Основные понятия, употребляемые в настоящем Федеральном законе

Федеральный закон от 01.04.2019 г. № 48-ФЗ

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2010, N 52, ст. 7002; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4217; N 49, ст. 6918; 2015, N 29, ст. 4356) следующие изменения:

1) в статье 65:

а) абзац четвертый части первой изложить в следующей редакции:

«документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;»;

б) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«При заключении трудового договора впервые работодателем оформляется трудовая книжка. В случае, если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодателем представляются в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета.»;

2) абзац четвертый части третьей статьи 303 изложить в следующей редакции:

«представлять в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета лиц, поступающих на работу впервые, на которых не был открыт индивидуальный лицевой счет.»;

3) в части четвертой статьи 3122 слова «страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования» заменить словами «документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа,».

Абзац первый части 1 статьи 72 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2016, N 27, ст. 4294) после слов «должен содержать» дополнить словами «предусмотренный законодательством Российской Федерации идентификатор сведений о физическом лице (при наличии), если документы и информация запрашиваются в отношении физического лица, а также».

Страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие, обмену не подлежат и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Статья 8

Признать утратившими силу:

1) пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 138-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и в статьи 12 и 67 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4149);

2) абзац сорок второй пункта 7, пункт 8, абзац седьмой подпункта 2 пункта 11, абзац пятый подпункта 2 пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 13);

3) статью 3 Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 383-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7061);

4) статью 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1668);

5) абзац третий подпункта «б» пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986).

Для кого: Главные бухгалтеры бюджетных организаций, их заместители, экономисты и бухгалтеры, в том числе занимающиеся начислением и планированием зарплаты.

На семинаре будут рассмотрены изменения принципов начисления заработной платы по основным категориям работников в основных отраслях бюджетной сферы. Знания, полученные на семинаре, помогут грамотно подготовиться к изменениям и правильно внедрить новую систему оплаты труда.

Заместитель начальника управления оплаты труда в бюджетной сфере главного управления труда и заработной платы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Определение тарификации по должностям специалистов, которые являются общими для всех видов деятельности. Особенности структуры заработной платы бюджетников и выплат социального характера с года:.

Особенности исчисления стажа работы в бюджетных организациях с 1 января г;.

Как изменятся подходы при формировании средств на премирование работников бюджетных организаций и на что следует обратить особое внимание;.

Проверка зарплаты на соответствие условиям, установленным законодательством. Как подготовиться к внедрению новой системы оплаты труда.

Порядок разработки локальных правовых актов, устанавливающих порядок оплаты труда. Работа по тарификации всех должностей специалистов и профессий рабочих.

Сравнительные расчеты по зарплате каждого работника о зарплате в новых условиях по сравнению с действующими.

Все изменения в персонифицированном учете для бухгалтера. Как и когда сдавать формы ПУ Лекторами могут быть внесены изменения в программу семинара в случае изменения законодательства Республики Беларусь. Минск , пер. Будем рады любым вашим вопросам и пожеланиям:.

Вы можете задать вопрос спикеру заранее. Мы гарантируем, что передадим его! Торговля Услуги и аренда Производство Строительство. Особенности заполнения. Электронный документооборот — это удобно. Лидеры мнений о дате отражения в учете ПУД, подписанных в следующем месяце.

С 1 марта действуют новые формы документов воинского учета. Одноразовая пластиковая посуда: что под запретом с МАРТ: важные изменения законодательства. Банковское кредитование: отзывы бухгалтеров.

На какую дату отражать в бухучете возмещаемые услуги при аренде. Какие документы нужны для безвозмездной передачи имущества от частной организации в пользу бюджетной.

Информация о движении средств по счетам в банках-нерезидентах.

Сообщить в ИМНС об участии в иностранной организации: новый функционал. Женщины каких специальностей подлежат приему на воинский учет. Обновлен производственный календарь на год. Производственный календарь на год. Войти в сервис. Заработная плата для бюджетников с 1 января года. Изменения в персонифицированном учете. Бюджетные организации Заработная плата Новшества.

Лекторы: Лукьянчикова Татьяна Анатольевна Заместитель начальника управления оплаты труда в бюджетной сфере главного управления труда и заработной платы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Задать вопрос. Законодательное регулирование оплаты труда с г. Новая терминология. Новая тарифная система. Порядок определения тарифного разряда работников организации. Определение категории должностей работников.

Тарификация руководителей структурных подразделений. Особенности структуры заработной платы бюджетников и выплат социального характера с года: 3. Принципы формирования оклада; 3. Представитель Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Персонифицированный учет. Почтовый адрес: , г. Юридический адрес: , г.

Минск, ул. Скорины, 40, комн. Спасибо, ваше письмо отправлено. Извините, письмо не было отправлено. Попробуйте снова. Вопрос спикеру.

Федеральный закон от 01.04.96 N 27-ФЗ

Для кого: Руководители и специалисты юридических и кадровых служб, а также бухгалтеры, секретари, иные специалисты, занимающиеся кадровыми вопросами во всех организациях — коммерческих и бюджетных. Последний раз трудовые отношения законодатели пересматривали 5 лет назад. Сейчас внесены правки более чем в две сотни статей, появились 13 новых, как и две главы.

На семинаре будут рассмотрены все основные изменения трудового законодательства, а также изменения в перечне сведений и порядке представления форм ПУ-1 и ПУ Временный перевод работника к другому Нанимателю, особенности правового положения при временном переводе. Снятие ограничений по режиму работы для женщин, иные гарантии, предоставляемые ТК работающим женщинам ст.

В форму включаются персональные данные о работниках, начиная с отчетной кампании года. Сдают отчет пенсионщикам:.

Многие годы вся информация о стаже и об отчислениях граждан хранилась у работодателя и в Пенсионном фонде в бумажном варианте. Процесс поиска информации был очень трудоемок. А после распада СССР многие документы вообще были утрачены.

В связи с этим перед государством возникла задача создания новой системы сбора и хранения информации, которая не только обеспечит систематизацию полученных сведений, но и позволит их анализировать и давать прогнозы. Так в начале года возник индивидуальный персонифицированный учет.

Порядок, понятия и ответственность регулирует Федеральный закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» от

Индивидуальный или персонифицированный учет — это сбор и регистрация информации о каждом гражданине Российской Федерации (в случае наличия его данных в обязательной системе пенсионного страхования).

Система пенсионного страхования активно ведется в России с 2002 года. Пенсия гражданина формируется из страховых взносов работодателей, и пенсионные взносы перечисляются за все время трудовой жизни.

Чтобы правильно работала система страхования, был создан индивидуальный (персонифицированный) учет, который базируется на правовых аспектах Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Как было отмечено выше, последние поправки в ФЗ 27 были внесены 28 декабря 2016 года. В частности, изменения претерпели следующие статьи:

Ст 1

В статье 1 описывается понятие застрахованного лица. Теперь под застрахованным лицом понимается гражданин, который должен быть обязательно застрахован. Это касается лиц, которые трудятся на рабочих местах и обязаны выполнять условия законодательства. Застрахованные лица гарантировано получат пенсию по старости.

Физические лица, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы, являются:

  • Индивидуальными предпринимателями;
  • Нотариусами;
  • Адвокатами.

Ст 8

В статье 8 описываются действия страхователя. Он должен представить в соответствующий орган ПФ России информацию о лицах, которые работают у него по заключенному трудовому контракту. Информацию о своих работниках и заработной плате страхователь отправляет в налоговые органы на основании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Органы пенсионного фонда должны самостоятельно контролировать достоверность информации, которая предоставляется страхователями.

Информация о персонифицированном учете предоставляется в соответствии с Федеральным законом. Порядок электронного документооборота также осуществляется Пенсионным Фондом РФ.

Ст 11

Страхователи должны предоставлять сведения, которые предусматриваются органами Пенсионного фонда по месту регистрации. Также они должны каждый год не позже чем 1 марта предоставлять информацию о застрахованных у него на предприятии лицах.

Чтобы получить выплату, потребуется предоставить документы, которые подтверждают право застрахованного лица досрочно назначить страховую пенсию по старости. Второй пункт статьи 11 был дополнен.

В нем указывается, что информация о застрахованном лице, который подает заявление о назначении пенсии, должна быть передана страхователем в течение трех календарных дней.

  • Страхователь обязуется предоставлять информацию о каждом застрахованном лице, а также о текущей заработной плате в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Пункт 3 статьи 11 гласит, что если юридическое лицо ликвидируется, оно предоставляет необходимую информацию в пенсионный фонд в течение месяца со дня промежуточного ликвидационного баланса.
  • Статья 14

Часть 3 ст 14 была изменена. В ней говорится о том, что чтобы получить бесплатно информацию у страхователя, потребуется предоставить заявление в страховой орган.

В четвертом абзаце говорится о том, что если клиент не согласен с предоставленной информацией, необходимо обратиться с заявлением в орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в Налоговую в соответствии с судом или компетенцией.

Ст 15

В статье 15 был изменен 3 абзац. В нем говорится о том, что уточнять или дополнять информацию о клиентах страхования можно только по согласованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации или же налоговым органом. Также в 15-ой статье говорится о том, что клиент имеет право дополнять или уточнять полученную им информацию из органа Пенсионного фонда.

Правовую основу Федерального закона № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» составляет:

  • Настоящий Федеральный закон;
  • Нормативные правовые акты РФ;
  • Конституция России.

Основные цели Федерального закона:

  • Создание конкретных условий для назначения накопительных и страховых пенсий в соответствии с итогами каждого застрахованного лица;
  • Обеспечение достоверных данных о заработной плате и стаже, который определяет размер накопительной и страховой пенсий в случае их назначения;
  • Создание базы сведений для совершенствования и реализации пенсионного законодательства.

Чтобы разобраться в Федеральном законе № 27 подробнее, необходимо скачать его по ссылке.

Каждый работодатель, в подчинении которого находятся наемные сотрудники, обязан уплачивать определенные взносы и предоставлять конкретную информацию в соответствующие структуры. В частности, стоит отметить Пенсионный фонд Российской Федерации – он собирает специфические данные о всей категории трудоустроенных лиц. Предоставление таких сведений в ПФР как раз находится в перечне обязанностей работодателя. Существует установленный регламент учета, оформления и подачи информации о сотрудниках организации.

Важно соблюдать его, так как в противном случае компетентные структуры имеют право прибегнуть к штрафным санкциям.

В связи с этим становится актуальным отслеживать последние правки в данной области – отдельного рассмотрения заслуживают изменения в персонифицированном учете 2020 года.

Для понимания важных моментов в рассматриваемой сфере в первую очередь стоит обратить внимание на соответствующие положения законодательства.

Итак, персонифицированный учет был разработан по положениям Федерального закона № 27

«Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования»

. Данный нормативно-правовой акт определил ключевые требования к учету сотрудников организации, порядку передачи собранной информации, размеру взносов, а также страховому стажу в Пенсионном фонде РФ.

Статья 5 указанного закона предусматривает установление функции ПФР обеспечивать необходимую координацию учета.

Так как подобная система носит обязательный характер, то на каждого трудоустроенного человека открывается лицевой счет (по положениям 6 статьи) и предоставляется свидетельство пенсионного страхования (7 статья).

Изменения в законодательстве по вопросам персонифицированного учета

27 июля 2020 года вступит в силу приказ Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее – приказ № 211н), которым утверждена новая Инструкция о порядке ведения персонифицированного учета (далее – Инструкция № 211н). С указанной даты утратит силу действующая Инструкция, утв. приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н).

Отметим, что новая и действующая Инструкции в основном содержат одни и те же нормы. Основные отличия заключаются в следующем.

  1. Из новой Инструкции № 211н исключено упоминание страхового свидетельства (так называемая зеленая карточка), которым подтверждается регистрация физлица в системе обязательного пенсионного страхования.

Это связано с тем, что с сентября 2019 года взамен указанного свидетельства оформляется уведомление о регистрации физлица в системе персонифицированного учета. Это уведомление по форме АДИ-РЕГ (см. об этом здесь). Таким образом, в Инструкции № 211н идет речь об уведомлении о регистрации физлица в качестве застрахованного в сфере ОПС (п. 13 Инструкции № 211н).

  1. Инструкцией № 211н регулируется порядок представления в ПФР работодателем также сведений по форме СЗВ-ТД (п. 24, 25 Инструкции № 211н).

В случае непредставления работодателем сведений по форме СЗВ-ТД (представления их позже срока) либо отражения в форме неполных или недостоверных сведений орган ПФР передает эту информацию в рамках межведомственного обмена территориальной инспекции труда (п. 43 Инструкции № 211н). Это связано с тем, что меры ответственности за нарушения в сфере подачи СЗВ-ТД применяют трудовые инспекции, а не органы ПФР (ч. 21 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Заметим, что эта норма закреплена в (ч. 2 ст. 16 Закона № 27-ФЗ. Таким образом, Инструкция № 211н просто дублирует положения закона.

  1. Уточнен порядок привлечения к ответственности за нарушение правил подачи сведений персучета

В настоящее время по законодательству о персучете работодателю (а также должностным лицам) грозит штраф (ст. 17 Закона № 27-ФЗ, п. 39 — 41 Инструкции № 766н):

  • за непредставление в установленный срок или представление неполных (недостоверных) сведений персучета;
  • за несоблюдение порядка подачи сведений персучета.

При этом санкции не применяются к работодателю в следующих двух случаях (абз. 2, 3 п. 39 Инструкции № 766н):

  1. если работодатель после получения от органа ПФР уведомления об устранении обнаруженных фондом ошибок и несоответствий в персотчетности подал исправленные сведения в течение 5 рабочих дней с даты получения указанного уведомления;
  2. работодатель самостоятельно выявил ошибки в ранее переданных в фонд сведениях персучета и представил скорректированные данные до обнаружения ошибок фондом.

Аналогичные положения сохранены и в новой Инструкции № 211н.

Обратите внимание, что во втором упомянутом случае органы ПФР не привлекают работодателей к ответственности, если в дополняющих сведениях скорректированы данные по тем лицам, на которых работодатель представлял исходные формы. По мнению фондов, представление сведений о лицах, ранее не указанных в персотчетности, не может расцениваться в качестве дополнения исходных данных. Это является новым представлением сведений. Соответственно, если они поданы позднее установленного срока, к работодателю применяются штрафные санкции.

Однако в спорах по этому вопросу суды неоднократно занимали сторону работодателя. Как поясняли судьи, то обстоятельство, что дополнительные сведения были поданы в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях, не может лишать работодателя права без применения к нему штрафов исправить допущенную ошибку. К примеру, привлечение к ответственности необоснованным (в отношении формы СЗВ-М) сочли судьи АС Волго-Вятского округа от 07.02.2020 № Ф01-8404/2019, АС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2020 № Ф02-7099/2019, Поволжского округа от 07.02.2020 № Ф06-57131/2019).

Инструкцией № 211н этот спорный момент разрешен. Согласно абз. 3 п. 39 Инструкции № 211н работодатель, который позже установленного срока подал дополнительные сведения персучета в отношении физлиц, не отраженных в персотчетности первоначально, привлекается к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа за просрочку подачи отчетности. Таким образом, рассматриваемый вопрос урегулирован, но не в пользу работодателя.

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах: (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;

доступности для каждого зарегистрированного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет; (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

использования сведений о зарегистрированных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

соответствия сведении о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами прав на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:

требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;

в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу; (в ред. Федеральных законов от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 24.02.2021 N 30-ФЗ)

получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

получать от территориальных налоговых органов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

получать от федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сведения о первичной выдаче или замене документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны:

обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

Абзац. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 242-ФЗ)

Федеральный закон №27-ФЗ от 1 апреля 1996 г.

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 года на территории отдельных административно-территориальных единиц пяти субъектов Российской Федерации, определяемых Правительством Российской Федерации, а с 1 января 1997 года — на всей территории Российской Федерации.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести принятые ими нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

1 апреля 1996 года.

N 27-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»


Принят
Государственной Думой
3 декабря 2019 года

Одобрен
Советом Федерации
11 декабря 2019 года


Статья 18. Порядок разрешения споров по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета

Споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

Статья 18.1. Переходные положения

(введена Федеральным законом от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

Положения настоящего Федерального закона, вытекающие из федерального закона о профессиональных пенсионных системах, регулирующие ведение профессиональной части индивидуального лицевого счета, вступают в силу со дня введения в действие указанного Федерального закона.

Статья 19. Утверждение инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 года на территории отдельных административно-территориальных единиц пяти субъектов Российской Федерации, определяемых Правительством Российской Федерации, а с 1 января 1997 года — на всей территории Российской Федерации.
  2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести принятые ими нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин
Москва, Кремль
1 апреля 1996 года
N 27-ФЗ

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – ФЗ № 27-ФЗ). Внесение изменений обусловлено в том числе передачей функций по администрированию страховых взносов в налоговые органы. В связи с чем работодатели с 01.01.2017 сдают отчетность по страховым взносам – в ФНС, по персонифицированному учету – в ПФР. Рассмотрим наиболее важные изменения, касающиеся вопросов индивидуального (персонифицированного) учета.

Так, с 1 января 2017 года сведения персонифицированного учета, перечисленные в п. 2.2 статьи 11 ФЗ № 27-ФЗ и представляемые по форме СЗВ-М, представляются в ПФР в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Ранее крайним сроком являлось 10-е число месяца, следующего за отчетным месяцем.

Срок предоставления отчетности может быть перенесен в соответствии с нормами налогового законодательства. В пункте 7 статьи 6.1 Налогового кодекса указано следующее: «…в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день». Для некоторых ситуаций Федеральным законом № 27-ФЗ предусмотрены особые сроки представления формы СЗВ-М (п. 3 ст. 11). Так, при ликвидации страхователя-юридического лица отчетность должна быть представлена в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве ИП). И, в любом случае, это нужно сделать не позднее дня представления в налоговый орган документов для государственной регистрации факта ликвидации юридического лица (прекращения деятельности ИП).

Обращаем внимание, что отчетность, предоставляемая в ФНС и ПФР, содержит идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС). В связи с чем, важно при формировании отчетности учитывать во взаимосвязи анкетные данные работников со СНИЛСом и ИНН. С вступлением в силу 05.03.2017 постановления Правления ПФР от 11.01.2017 №3п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений… (СЗВ-ИСХ), порядка их заполнения и формата сведений» (далее – постановление №3п), введены новые формы персонифицированного учета.

«Сведения о страховом стаже застрахованного лица» по форме СЗВСТАЖ представляются на всех застрахованных лиц, с которыми заключены трудовые договоры или гражданско-правовые договоры, договоры авторского заказа и др. Представляются страхователями ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, впервые страхователи должны представить данную форму, отчитываясь за 2017 год, не позднее 1 марта 2018 года. Данная форма включает сведения:

•о страхователе – регистрационный номер в ПФР, ИНН, КПП, наименование;

•о периодах работы застрахованных лиц с указанием ФИО и СНИЛС работников;

•о факте начисления и уплаты страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (да/нет).

Сведения по форме СЗВ-СТАЖ представляются с «Типом сведений»: «Исходная», «Дополняющая». Данная отчетность формируется в пакет документов и сопровождается описью по форме ОДВ-1. Опись является документом, содержащим сведения в целом по страхователю.

Также форма СЗВ-СТАЖ может быть представлена на застрахованное лицо в связи с назначением пенсии. В графе «Тип сведений» указывается «Назначение пенсии». Страхователями направляется эта форма для учета периода работы календарного года, срок представления отчетности за который не наступил (п. 2.1.5 постановления №3п). Представляются данные сведения в территориальные органы ПФР в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю (п. 2 ст. 11 ФЗ № 27-ФЗ).

Необходимо обратить внимание, что сведения о факте начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование заполняются только для форм СЗВСТАЖ с типом сведений «Назначение пенсии».

«Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица» по форме СЗВИСХ представляется за отчетные периоды до 2017 года страхователями, нарушившими законодательно установленные сроки предоставления отчетности.

«Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица» по форме СЗВ-КОРР представляются с целью корректировки данных, учтенных на индивидуальном лицевом счете, на основании отчетности, ранее представленной страхователями. Данная форма имеет несколько «Типов сведений»: «Корректирующая» (КОРР), «Отменяющая» (ОТМН) и «Особая» (ОСОБ). На основании формы с типом сведений ОТМН данные, учтенные на ИЛС, будут отменены. Форма с типом ОСОБ представляется на застрахованное лицо, по которому сведения отсутствовали в отчетности, ранее представленной страхователем.

Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ в наименование внесены изменения

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ
“Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”

25 октября 2001 г., 31 декабря 2002 г., 9 мая 2005 г., 19 июля 2007 г., 30 апреля, 23 июля 2008 г., 24 июля, 25, 27 декабря 2009 г., 27 июля, 29 ноября, 8 декабря 2010 г., 11 июля, 7, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 4, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 28 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 29 декабря 2015 г., 1 мая, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 27 июня, 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года

См. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ в преамбулу внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” (далее – лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

В статье №6 ФЗ №27 от 01.04.1996, которая описывает особенности порядка формирования индивидуального лицевого счета (ИЛС), также произошли изменения:

  1. ПФР заводит ИЛС (с постоянным страховым номером) на каждого гражданина РФ, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ. Счет заводится по заявлению гражданина, поданного в ПФР лично или через МФЦ или за счет информации, поступающей в ПФР из МФЦ и других организаций, которые предоставляют муниципальные и государственные услуги.
  2. МФЦ может направить заявление на получение ИЛС в электронной форме через сеть интернет.
  3. В состав ИЛС входят общий, специальный и профессиональный разделы.
  4. В специальную часть ИЛС включается информация о правопреемниках застрахованного.
  5. Сведения в ИЛС автоматически обновляются в результате получения информации от организаций, оказывающих муниципальные и государственные услуги. Данные об актах гражданского состояния ПФР получает из ЕГРЗАГС.
  6. ИЛС сохраняется в ПФР в течение всей жизни застрахованного, а после его смерти в течение шести лет (подписанные ЭЦП – 75 лет).

Произведены изменения и в статье №14 ФЗ №27 от 01.04.1996. Так, правами зарегистрированных в СИПУ теперь являются:

  • бесплатное получение информации со своего ИЛС в ПФР или МФЦ;
  • получение копий личной информации, которую страхователь (работодатель) подает в ПФР и ФНС для формирования СИПУ, при несогласии с этими сведениями; направление заявления на исправление данных в ПФР, ФНС или суд;
  • получение информации со своего ИЛС через «личный кабинет» портала ПФР;
  • получение в ПФР подтверждающего регистрацию в СИПУ документа на бумажном носителе или в электронном виде.

Застрахованный гражданин обязан:

  • предъявлять документ, подтверждающий регистрацию в СИПУ, по просьбе сотрудников ПФР, МФЦ и иных организаций, которые оказывают муниципальные и государственные услуги;
  • сообщать в ПФР об изменениях в данных, которые указываются в ИЛС;
  • предоставлять документы, которые подтверждают данные, оказывающиеся в ИЛС, по требованию сотрудников ПФР.

Поправки в Закон о персонифицированном учете вступили в силу

Индивидуальный или персонифицированный учет — это сбор и регистрация информации о каждом гражданине Российской Федерации (в случае наличия его данных в обязательной системе пенсионного страхования).

Система пенсионного страхования активно ведется в России с 2002 года. Пенсия гражданина формируется из страховых взносов работодателей, и пенсионные взносы перечисляются за все время трудовой жизни.

Чтобы правильно работала система страхования, был создан индивидуальный (персонифицированный) учет, который базируется на правовых аспектах Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Принят
Государственной Думой
8 декабря 1995 года

Одобрен
Советом Федерации
20 марта 1996 года

Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ,
от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ,
от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 27.12.2009 N 378-ФЗ,
от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 08.12.2010 N 339-ФЗ,
от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 30.11.2011 N 359-ФЗ,
от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 03.12.2012 N 242-ФЗ,
от 03.12.2012 N 243-ФЗ, от 05.04.2013 N 60-ФЗ, от 04.12.2013 N 351-ФЗ,
от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 28.06.2014 N 188-ФЗ,
от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 04.11.2014 N 345-ФЗ, от 01.12.2014 N 406-ФЗ,
от 29.12.2015 N 385-ФЗ, от 01.05.2016 N 136-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ,
от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” (далее – лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ)

Согласно поправкам, внесенным в порядок персонифицированного учета, компании штрафуются за забытого в СЗВ-М сотрудника даже в том случае, если самостоятельно исправят ошибку. При этом единственным исключением является ситуация, когда работодатель успеет отправить дополняющую форму отчета до того, как наступит срок сдачи первоначального СЗВ-М (абз. 4 п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденной Приказом Минтруда от 22.04.2020 г. № 211н).

Специалисты считают, что таким образом Пенсионный фонд старается изменить практику судебных споров в свою пользу. Ранее если компания успевала исправить ошибку до момента, когда ее обнаруживал ПФР, суд отменял решение о наложении штрафа (определения Верховного суда от 08.02.2019 г. № 301-КГ18-24864, от 20.12.2019 г. № 306-ЭС19-23114). При этом судьи говорили о том, что добросовестных работодателей, самостоятельно нашедших и исправивших ошибку, нужно поощрять, а не наказывать. В противном случае получается, что им невыгодно отправлять допотчет с информацией по забытым сотрудникам.

Важно! Теперь при принятии новой инструкции по персонифицированному учету судебные органы могут изменить свое мнение.

Чтобы снизить риски назначения штрафа за отсутствующего в СЗВ-М сотрудника, работодателю нужно внимательно проверять отчет перед сдачей в ПФР. Особенно нужно обратить внимание на пенсионеров, поскольку ПФР назначит не только штраф, но и возмещение причиненных убытков.

Кроме того, специалисты рекомендуют сдавать СЗВ-М раньше установленного срока, чтобы была возможность исправить какие-то ошибки. К примеру, если отчет за сентябрь нужно сдать 15 октября, то лучше направить его, к примеру, 5 октября. В этом случае в запасе будет больше недели на подачу дополнительного СЗВ-М.

Даже если работодатель не найдет ошибку самостоятельно, это за него сделает ПФР и тогда пришлет соответствующее уведомление. Если не успеть исправить ошибку в течение 5-ти рабочих дней и до срока подачи первоначального СЗВ-М, Пенсионный фонд назначит штраф.

Кроме невключения работника в СЗВ-М компания может допустить и такие ошибки при заполнении СЗВ-М:

Код ошибки

Суть ошибки

Исправление ошибки

«ВВСЗЛ.ОП.1.9»

Неверный ИНН застрахованного лица

Сверить ИНН в свидетельстве и в отчете. Номер можно также уточнить через сервис ФНС. Правильный ИНН указать в отчете и вновь отправить документ с типом формы «доп».

«ВСЗЛ.Б-АНКЕТА.1.1»

Неверный СНИЛС застрахованного лица

Сверить СНИЛС в карточке или уведомлении АДИ-РЕГ и в отчете. Правильный СНИЛС указать в отчете и вновь отправить документ с типом формы «доп».

«ВСЗЛ.ФИО.1.1»

Нет ФИО застрахованного лица

Указать в отчете ФИО работника и отправить документ с типом формы «доп».

«АФ.КСФ.1.1»

Неверный формат файла

Ошибка появляется, если формат файла не соответствует формату, регламентированному Постановлением ПФР от 07.12.2016 г. № 1077п.

Проверить формат файла на наличие лишних символов и указание верного номера отделения ПФР, сформировать файл заново, а затем отправить документ с типом формы «исхд».

«ВСЗЛ.Б-СЗВ-М.1.1»

Неверный регистрационный номер работодателя

Сверить регистрационный номер компании (ИП) в документах о регистрации в ПФР или в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и в отчете. Правильный номер указать в отчете, сформировать файл повторно и вновь отправить документ с типом формы «исхд».

«ВСЗЛ.СЗВ-М.1.4»

Неверно указан период отчетности

Проверить период, указанный в отчете, исправить ошибку, сформировать файл повторно и отправить документ с типом формы «исхд».

Штрафы за нарушение правил формирования и сдачи СЗВ-ТД выпишет сотрудник трудовой инспекции, даже при условии, что этот отчет подается в ПФР. Согласно новой инструкции, принятой Пенсионным фондом, его сотрудники обязаны направлять в Роструд сведения о выявленных нарушениях. При этом срок подачи информации составляет 5 рабочих дней с момента обнаружения ошибки (п. 43 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденной Приказом Минтруда от 22.04.2020 г. № 211н).

Чтобы снизить риски назначения штрафа за неверное заполнение и сдачу СЗВ-ТД, работодателю нужно внимательно проверять внесенную в отчет информацию о кадровых мероприятиях. Кроме того, важно не пропустить срок представления отчета — не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным. Исключением в этом случае является увольнение или прием сотрудника — СЗВ-ТД в таких ситуациях нужно представлять не позднее следующего дня после даты издания кадрового приказа.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые аспекты и принципы организации, которая ведет персонифицированный учет информации о трудоустроенных гражданах в РФ. Правовые основы настоящего Федерального закона содержатся в Конституции РФ, действующем законе, иных нормативно правовых актах РФ и международных договорах.

27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете» был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года, а одобрен Советом Федерации 20 марта следующего года. 28 декабря 2016 года в закон были внесены изменения.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» выполняет следующие действия:

  • Определяет формулу расчета для назначения размера накопительной и страховой пенсии исходя из статистических данных продолжительности труда застрахованного лица;
  • Анализирует правильность введенной информации для персонифицированного учета о заработной плате и продолжительности деятельности. Эти данные напрямую влияют на формирование накопительной и страховой пенсии;
  • Создает информационную базу, благодаря которой процедура начисления накопительной и страховой пенсии упрощается;
  • Развивает заинтересованность застрахованных лиц в своевременной уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ;
  • Создает условия, при помощи которых возможно ведение контроля своевременной уплаты страховых взносов сотрудниками, работающими официально;
  • Прогнозирует примерные расходы на выплату накопительной и страховых пенсий застрахованным лицам на основании персонифицированного учета. Совместно с Пенсионным Фондом Российской Федерации определяет точный тариф страховых взносов, а также рассчитывает эффективность макроэкономических показателей, которые связаны с обязательным пенсионным страхованием;
  • Упрощает порядок и ускоряет процесс начисления накопительной и страховой пенсии застрахованным людям по персонифицированному учету;
  • Создает условия, при помощи которых назначается накопительная и страховая пенсия. Основополагающий фактор для назначения выплаты — продолжительность труда застрахованного лица.

Чтобы скачать Федеральный закон «О персонифицированном учете» с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по ссылке.

Как уже говорилось выше, изменения были внесены в последнюю редакцию закона от 28 декабря 2016 года. В частности, поправки и дополнения относятся к следующим статьям: 1, 6, 8, 11, 14, 15, 16, 17.

Статья 1

понятия «застрахованные лица» было изменено. Под этим термином понимаются лица, которые зарегистрированы в Пенсионном Фонде для осуществления персонифицированного учета.

Это касается и тех, кто был трудоустроен официально и имеет право на получение досрочной пенсии по старости.

Также это относится к лицам, работодатели которых своевременно уплачивают страховые взносы в порядке, предусмотренным законодательством РФ.

Подпункт 3 пункта 2_2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст.1401; 2001, N 44, ст.4149; 2003, N 1, ст.13; 2007, N 30, ст.3754; 2008, N 18, ст.

1942; N 30, ст.3616; 2009, N 30, ст.3739; N 52, ст.6417; 2010, N 31, ст.4196; N 50, ст.6597; 2011, N 49, ст.7057; 2013, N 52, ст.6986; 2014, N 30, ст.4217; N 45, ст.6155; N 49, ст.6915; 2016, N 1, ст.5) дополнить словами «(при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица)».

Изменения в законодательстве о персонифицированном учете. Будут штрафовать.

Правовую основу Федерального закона № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» составляет:

  • Настоящий Федеральный закон;
  • Нормативные правовые акты РФ;
  • Конституция России.

Основные цели Федерального закона:

  • Создание конкретных условий для назначения накопительных и страховых пенсий в соответствии с итогами каждого застрахованного лица;
  • Обеспечение достоверных данных о заработной плате и стаже, который определяет размер накопительной и страховой пенсий в случае их назначения;
  • Создание базы сведений для совершенствования и реализации пенсионного законодательства.

Чтобы разобраться в Федеральном законе № 27 подробнее, необходимо скачать его по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

СНИЛС — это страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Индивидуальный лицевой счет по 27-ФЗ об индивидуальном персонифицированном учете содержит три части: общую, специальную, профессиональную.

В первой части указываются сведения о страховом номере, ФИО, дате и месте рождения, адресе регистрации, паспортных данных, гражданстве, периодах, которые включаются в страховой стаж, зарплате/доходах, а также все данные о страховых взносах, которые начислены и уплачены работодателем или самостоятельно гражданином.

Во втором разделе, который называется специальным, отображается вся информация о накопительной части пенсии: выбранной гражданином управляющей компании, наследниках пенсионных накоплений и др.

В профессиональной части отображены страховые взносы на застрахованное лицо, имеющее право на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), стаж, инвестиционный доход.

Номер индивидуального счета можно узнать в страховом свидетельстве (зеленой карточке), выданном Пенсионным фондом. При этом оформить, сделать дубликат или внести изменения в СНИЛС возможно у работодателя либо лично в ПФ.

В пакете представленных нормативных поправок числится расширение системы данных персонифицированного учета. В частности, в обязательные сведения ИЛС (индивидуальный лицевой счет) будет добавлен раздел о трудовой деятельности (стаже) застрахованного физлица. В первую очередь, это информация о приеме на работу, увольнениях и переводах; сведения о должности сотрудника, его квалификации, профессии или специальности. В обязательном порядке такие данные должны содержать нормативное основание для расторжения трудовых взаимоотношений.

В любой момент и согласно письменному обращению территориальное подразделение ПФР обязано представить гражданину сведения из ИЛС. Способ выдачи документа – бумажный или электронный, в зависимости от пожеланий физлица. Предполагается, что информация также может быть представлена через портал Госуслуг или путем почтового отправления.

Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[2], законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.


Похожие записи:

Добавить комментарий