Что говорится в Земельном кодексе об аренде земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что говорится в Земельном кодексе об аренде земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Решение Верховного суда: Определение N 306-КГ15-15500, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Указанные права могли быть переданы конкурсным управляющим в соответствии с положениями пунктов 5 и 9 статьи 22 Земельного кодекса только по договору аренды, заключенному на срок более пяти лет, или по договору, по которому не имелось ограничений для передачи права аренды. Отсутствие в статье 131 Закона о банкротстве указания на ограничение включения в конкурсную массу этого имущественного права не отменяет необходимости проверки возможности распоряжения этим правом конкурсным управляющим при удовлетворении требований кредиторов…
  • Решение Верховного суда: Определение N 306-КГ15-15500, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Правовым основанием отказа указаны положения абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) со ссылкой на пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) и пункт 4.5 договора аренды, которым установлен запрет на передачу арендатором прав по договору третьему лицу…
  • Решение Верховного суда: Определение N 308-ЭС15-10116, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Как полагает заявитель, сформированный Верховным Судом Российской Федерации правовой подход, прямо вытекает из толкования статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент рассмотрения спора), о чем неоднократно заявлялось министерством но указанные нормы не были применены судебными инстанциями…

Статья 22 ЗК РФ. Аренда земельных участков (действующая редакция)

Аренда территории земельного участка – сложное понятие, специфика которого определяется земельным и гражданским законодательством России. В юридической литературе представлено несколько ключевых определений данной категории. Приведем, к примеру, одно из них.

Аренда – это передача недвижимого имущества, в указанном случае земельного участка, за внесение определенной платы для использования его лицом на определенный временной срок. На сегодняшний день подобная форма землевладения признается одной из самых эффективных и популярных во всем мире.

Предоставление земельного участка происходит гражданами — собственниками этих территорий арендаторам на основании ГК РФ и ЗК РФ. Так как земля может причисляться к собственности как физических, так и юридических лиц, то и представление территорий в наем может осуществляться данными категориями граждан.
Согласно указанным Кодексам предоставление земельного участка может происходить следующим категориям субъектов правоотношений:

  • гражданам;
  • юридическим лицам;
  • иностранцам, а также иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства, если соблюден законодательный порядок.

Предоставление земельного участка иностранцам и физическим лицам без гражданства может происходить также на праве аренды, но, исключая случаи, которые запрещены нормативно-правовыми актами РФ.

На сегодняшний день в законодательстве предусмотрены случаи, когда государственная земля не может быть передана в аренду:

  • Заявление об аренде будет отклонено, если предполагается аукцион на земли исторического и культурного значения.
  • Документы не будут приняты к рассмотрению, если предполагается аренда участков, расположенных на территории заповедников и заказников.
  • Государственная земля не может быть предоставлена на определенный срок аренды, если она необходима для обеспечения гражданской обороны.
  • Оформление договора об аренде невозможно и в том случае, если участок подвержен радиоактивному, химическому, биогенному заражению.

В подобных случаях любой договор будет признан незаключенным.

Согласно ст. 22 ЗК РФ одной из ключевых целей заключения подобной сделки признается аренда земельного участка под строительство. Права и обязанности арендатора в данном случае регламентируются ст. 41 и 42 ЗК РФ.

Иными словами, после предоставления земельного участка в аренду физическими или юридическими лицами, субъекты могут использовать данную территорию только по целевому назначению. Ограничение на предоставление земли может быть связано с необходимостью капитального строительства.

Строительство – не единственная цель аренды земельного участка. Современное законодательство также регламентирует подобную сделку между владельцами собственности и гражданами в случаях, если предоставление земли происходит для:

  • ведения на ней личного подсобного хозяйства;
  • ведения дачного, садоводческого или огороднического хозяйства;
  • сельскохозяйственных нужд арендатора, в том числе открытия фермерского хозяйства;
  • размещения на территории участка иных объектов, форма которых не подходит под категорию недвижимости.

Если предоставление участка из муниципальной или государственной собственности происходит с целью проведения строительных работ жилого или же коммерческого здания, то порядок и условия договора аренды земельного участка немного изменяются.

Чтобы земля была получена физическими или юридическими лицами под застройку, им придется участвовать в процедуре торгов муниципальной собственностью, которые устраивают органы местного самоуправления. Во время торгов заявители должны побороться друг с другом, после чего заплатить стоимость земельного участка. При этом расчет стартовой стоимости муниципальной земли осуществляется во время проведения независимой оценки.

До проведения торгов муниципалитет публикует, когда и во сколько будет проведен аукцион. За месяц до начала торгов, о чем гласит законодательный порядок, должна быть представлена актуальная информация о лотах, которые выставлены на аукцион и их первоначальной стоимости.

Далее участники торгов проходят процедуру регистрации в установленный срок, после чего вносят задаток. Во время торгов стоимость муниципальной земли возрастает за счет повышения цены самими участниками. Аукцион считается закрытым, когда определяется один победитель, предоставивший наивысшую цену.

После этого у победителя торгов возникает право на заключение договора аренды земельного участка. Далее следует оплата стоимости, которую зафиксировал аукцион. Если срок аренды найма земли превышает 12 месяцев (долгосрочная аренда), то проводится процедура регистрации.

Если на аукцион не поступили документы от второго и последующих заявителей, то договор аренды заключается с единственным участником торгов по начальной стоимости, что предусматривает законодательный порядок.

Аукцион на предоставление муниципальной собственности без торгов может осуществлять в том случае, если заявление и документы будут направлены в муниципалитет предпринимателем. Для этого между юридическим лицом (представителем от предприятия) и муниципалитетом заключается дополнительное соглашение, которое подразумевает размещение на выбранной территории определенных объектов строительства.

Иными словами, государство имеет право не проводить аукцион по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, если аренда предполагает дополнительное развитие территории.

Аукцион не предусмотрен и в том случае, если на территорию участка, находящегося в муниципальной собственности, претендуют льготные категории граждан: ветераны ВОВ, служащие российской армии, а также семьи, признанные малоимущими или многодетными.

Заявление, написанное гражданами, на аренду участка, находящегося в госсобственности, направляется в уполномоченный орган. Если срок найма более 12 месяцев, то предусмотрена долгосрочная аренда. Заявление должно содержать в себе стандартную информацию о заявителе, площади участка, находящегося в госсобственности. Кроме того, заявление предусматривает указание конечной цели и срока аренды.

В том случае, если заявление на аренду участка, находящегося в собственности у государства, подается от предприятия, то должно быть указано юридическое название компании и дополнительные контактные данные. В целом, заявление может быть заполнено по образцу, оформление которого регламентируется законом.

Организация может выступать в качестве арендатора земельного участка, являющегося собственностью государственных или муниципальных органов, в том случае, если она имеет в частной собственности какую-либо недвижимость, расположенную на указанной территории или берет в аренду данную территорию для строительства на ней каких-либо зданий.

При этом в соответствии с нормами статьи 22 Земельного кодекса в процессе оформления земельного участка на срок не менее пяти лет арендатору предоставляется возможность передачи своих обязанностей и прав по данному соглашению третьим лицам.

Статья 22. Аренда земельных участков

Что говорится в Земельном кодексе об аренде земельного участка

В постоянное (бессрочное) пользование или аренду на неопределенное время имеют право оформлять государственные и муниципальные учреждения, органы местной власти, граждане и юридические лица. Закон позволяет такие участки пользователям в первую очередь покупать в личную собственность. На время аренды запрещено менять целевое назначение земли, продавать, делить, передавать в пользование наследникам и т. д.

Действующие нормативные акты имеют несколько определений земельных участков, но отдавать предпочтение одному из них неправильно. Для обязательного применения необходимо брать специальные нормы земельного законодательства, а определения гражданского права использовать субсидиарно. Следует иметь в виду положения ст. 3 ГК РФ, которая делает приоритетным регулирование актов гражданских отношений на федеральном уровне.

Суть любой аренды – получение пользовательского эффекта, в связи с чем в договоре должно четко прописываться цель данного юридического действия. Это требования пока не указывается в документах, но проблему стороны могут устранить самостоятельно во время согласования конкретных условий документа. Отдельно рассматривается вопрос заключения договоров аренды без указания сроков. Но понятие «бессрочной» аренды противоречит природе коммерческих отношений, подходить к заключению таких договоров следует очень внимательно и при возможности в кратчайшие сроки изменять условия пользования земельными участками.

Статья 39.9. ЗК РФ дает полный перечень организаций, имеющих право использовать принадлежащие государству (органам власти на местах) земли на правах аренды без срока. Это:

  • госорганы (включая местные);
  • муниципальные или госучреждения;
  • организации, которые находятся в казенном ведении;
  • центры исторического наследия президентов РФ, которые прекратили свои полномочия.

Перечисленные юр. лица могут пользоваться землей, не оформляя на нее право собственности. Решение о передачи надела в аренду с неограниченным сроком принимают исключительно вышестоящие госорганы.

Регистрация бессрочного договора аренды земельного участка — обязательная процедура. Она регламентируется законодательством РФ. Ее можно условно поделить на несколько этапов:

  1. Подготовительный. Чтобы заключить договор бессрочной аренды, нужно определить и узаконить границы надела. Для этого заказывают специальную услугу — межевание.
  2. Постановка на учет в кадастре. Для этого нужно обратиться с Росреестр с соответствующими бумагами.
  3. Написание заявления о выделении угодий.
  4. Принятие органами местной власти решения о передаче надела в пользование без срока.

Завершается процедура заключением договора. Документ содержит ряд обязательных ведомостей:

  • полное наименование государственного или муниципального органа, передающего надел в пользование;
  • личные данные заявителя (ФИО, место регистрации, паспортные данные, контактный номер телефона);
  • предмет договора (в обязательном порядке указывается место расположения участка и его размеры);
  • вид надела и его назначение (важный пункт, так как нецелевое назначение земли недопустимо);
  • кадастровая схема;
  • срок действия договора (в нашем случае указывается — бессрочно);
  • порядок пользования землей.

Сделка оформляется при помощи стандартного договора.

Под постоянным бессрочным пользованием земельных участков (арендой) подразумевают возможность эксплуатации угодий в течение всей жизни. Однако нельзя забывать о том, что такие участки передать в наследство нельзя. Прежде чем написать завещание, землевладелец обязан перевести надел из бессрочной аренды в собственность. Сделать это можно несколькими способами:

  1. Бесплатно, воспользовавшись упрощенным порядком. Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ, наделяет таким правом граждан и организации, которые получили угодья до принятия ЗК РФ. Речь идет о наделах, которые предназначались для эксплуатации в качестве подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства. Правительство позаботилось о том, чтобы переоформить документы успели все (сроки не ограничены).
  2. Через суд. Тут не обойтись без знаний Гражданского кодекса РФ. В соответствии с его нормами можно воспользоваться правом оформления в собственность угодий, целевое использование которых осуществлялась больше 15 лет.
  3. Воспользоваться правом переоформления в собственность земли с расположенными на ней жилыми зданиями, приобретенными до принятия Закона СССР от 06.03.1990 года «О собственности в СССР» № 1305-1.

Чтобы перевести находящиеся в бессрочной аренде угодья в собственность, надо собрать немало бумаг. Процедура проводится на основании:

  • договоров аренды (переуступки);
  • постановлений местной администрации о передаче наделов пользователю;
  • постановлений глав местной власти о расторжении договоров бессрочной аренды;
  • кадастровых паспортов на участки;
  • документов на постройки (при наличии зданий или сооружений);
  • выписок из ЕГРН на наделы и строения.

Это стандартный перечень, который, при необходимости, может быть дополнен другими бумагами.

Быстрый сбор необходимых документов не является гарантией оформления права собственности. Заявителю могут отказать при наличии таких обстоятельств:

  • параметры надела не позволяют оформить его в собственность;
  • заявитель оказался недееспособным лицом;
  • перечень документов не соответствует установленным требованиям;
  • выданный местной администрацией акт официально признан недействительным;
  • с заявлением обратилось лицо, не имеющее соответствующих полномочий;
  • данные о наделе не внесены в кадастровые документы;
  • документация не оформлена в Росреестре.

Решение должно быть аргументированным и содержать ссылки на нормы законодательства, которые были нарушены.

1. Поскольку отношения по поводу аренды земельного имущества подчиняются общим требованиям, которые предъявляет гражданское законодательство к арендным отношениям, то и основу законодательного регулирования, наряду с земельным законодательством, составляет ГК — разделы, регулирующие те или иные вопросы обязательственных отношений <1>. Особенности аренды земельных участков регулируются земельным законодательством.
———————————
<1> Раздел III ГК: гл. с 21 по 29, § 1 и некоторые положения § 4 гл. 34 «Аренда» разд. IV «Отдельные виды обязательств».

Если заявление составлено верно, оно будет рассмотрено, и на него будет дан ответ.
Извещение о возможности заключения договора аренды составляется уполномоченным органом после получения от лица, желающего заключить такой договор, первичного заявления с просьбой проверить возможность заключения соглашения.

Существует два вида такого извещения:

  • Публичное, которое размещается на официальном сайте администрации того или иного административного образования и содержит информацию о возможности заключения договора аренды в отношении конкретного участка. Сведения, содержащиеся в таком соглашении, носят публичный характер и общедоступны;
  • Частное, которое направляется непосредственно заявителю, а содержащиеся в нем сведения доступны только непосредственно адресату отправки этого документа.

Что такое бессрочная аренда земельного участка

Для пользования земельным участком лицу необходимо ознакомиться с положениями закона, разобраться с категорией земли, к которой он относится, каким образом его можно рассматривать, как объект недвижимости.

В России правоведение в отношении земель и земельных участков регламентируется:

  • Земельным кодексом;
  • различными Федеральными законами;
  • Гражданским кодексом;
  • Градостроительным кодексом.

Так, в ФЗ № 136 (25.10.01), в статье 11 даются различные понятия, которые помогают разобраться, как проверить земельный участок, и что следует понимать под этим определением:

  • что это такое;
  • как он образуется;
  • какими характеристиками следует описывать объект;
  • на каком основании его следует считать недвижимостью;
  • как перевести землю из одной категории в другую;
  • что такое муниципальная и частная собственность в отношении земли;
  • зачем ставить участок на кадастровый учет и что такое кадастр;
  • как отделить, выделить и распределить участки;
  • каким образом регистрируются права собственности на участок;
  • другие аспекты.

Категория земель определяется их целевым предназначением. Фактически под категорией следует понимать краткое описание свойств конкретных земель. Законодатель сформулировал данные понятия в Земельном кодексе.

В 14−18 главах говорится, в каком порядке, и согласно каким специфическим чертам должно происходить распоряжение землей при использовании для:

  • сельскохозяйственных угодий;
  • размещения населенных пунктов;
  • промышленных объектов;
  • обороны и безопасности страны;
  • телекоммуникаций, радиовещания, связи;
  • транспорта;
  • энергетики;
  • в других целях.

Отдельно рассматривается вопрос о водных ресурсах и лесных зонах. Полный перечень категорий земель указан в Приказе № 540 (01.09.14), изданном Минэкономразвития РФ. На основании категории земли и вида земельного участка на нем может быть разрешена или запрещена конкретная деятельность.

Если, к примеру, участок земли является заповедной зоной, то там нельзя охотиться. Земля сельскохозяйственного назначения должна характеризоваться плодородной почвой и располагаться за пределами или граничить с населенным пунктом. Использовать такую площадь можно только для сельскохозяйственного производства.

Конституция РФ, глава 11 говорит о том, что вся земля в стране принадлежит народу.

Одновременно она может являться собственностью:

  • государства;
  • муниципалитета;
  • юридического лица;
  • гражданина.

К недвижимости участок можно отнести только с момента, как он пройдет госрегистрацию, ему будет присвоен уникальный номер. С момента прохождения регистрации, когда права собственности будут закреплены за каким-то лицом, участок можно запустить в оборот. Тогда возможна продажа, имущественный раздел, дарение, отчуждение, другие правовые действия с недвижимостью.

Когда согласно Конституции какое-то имущество является общенародным, это обозначает, что на права собственника накладываются определенные ограничения, т. е. он не может им распоряжаться только на свое усмотрение. Закон требует его использования только согласно назначению.

В таких случаях, например, землю, принадлежащую муниципалитету, находящуюся в черте города, нельзя отдать или продать какому-то лицу с целью разведения на ней подсобного или фермерского хозяйства. Когда участок предназначен под строительство жилого района в городе, его нельзя использовать для прокладки трассы и др. Для определения недвижимости участок должен характеризоваться различными параметрами и стоимостью.

К идентификационным признакам участка, как недвижимости, относятся:

  • кадастровый номер;
  • номера отдельных его частей, если он большой;
  • адрес расположения;
  • площадь всего участка и отдельных его частей;
  • реквизиты собственника или совладельцев;
  • характеристика расположенных на нем сооружений или иных объектов, площадь каждого в отдельности;
  • границы всего участка и отдельных его частей;
  • назначение земли;
  • статус.

В ГК, ст. 130 дается определение земельному участку, как вещи, на которую могут возникать имущественные и иные права, совершаться сделки и различные действия не правового характера. Права владения на участок, как недвижимость, могут устанавливаться на бесплатной основе или платной.

Если гражданин уже владеет участком, т. е. получил его от государства во временное или бессрочное пользование, то он уже не сможет от него отказаться, и ему необходимо, например, в 2021 году пройти приватизацию. В результате приватизации государственного имущества права собственности закрепляются за гражданином.

На основании договоров различного характера права собственности будут переданы от собственника другому лицу, когда произойдет:

  • покупка или продажа земли;
  • мена;
  • рента;
  • дарение;
  • наследование;
  • другая сделка по отчуждению имущества.

В некоторых случаях недвижимость (участок) можно выкупить у государства по кадастровой стоимости, если муниципалитет даст такое разрешение.

Использование земель для личного подсобного хозяйства определено в ФЗ № 112, ст. 4. От местоположения земли будет зависеть, как ее можно использовать. Если приусадебный участок, который собственник использует для ЛПХ расположен в черте города, то фактически он становится схожим с землей, предназначенной для индивидуального жилого строительства (ИЖС).

Такой участок может успешно использовать многодетная семья не только для ведения хозяйства, но и строительства дома. Для семей, когда много родственников проживает вместе, это самый удобный вариант. В таком жилом доме можно зарегистрироваться (прописаться), а на земле дополнительно возвести хозяйственные сооружения, гараж.

Конечно, при строительстве должны быть учтены санитарные, пожарные, градостроительные и другие нормы, тогда дом без проблем будет введен в эксплуатацию. Сама земля может использоваться для выращивания фруктов и овощей, т. е. фактически она частично будет кормить большую семью. Если участок расположен за городом, то на нем можно организовать фермерское хозяйство также с постоянным проживанием в капитальном жилом доме.

В другом случае участок можно использовать под дачу, где возможен не только отдых в летнее время, но и ведение садово-огороднического хозяйства. Но не во всех случаях тип земли позволяет на ней возводить капитальные жилые дома, куда будут подведены необходимые коммуникации. Если в доме невозможно проживать круглогодично, значит и прописаться в нем будет нельзя.

Если участок расположен далеко от населенного пункта, и относится к степным или полевым территориям, то его можно использовать для выпаса скота или выращивания сельскохозяйственных культур, но возвести там жилое строение невозможно. На полевых участках запрещено капитальное строительство. Постройки могут носить хозяйственный и временный характер. Например, в полевых условиях можно возвести баню, но без фундамента, а значит, специальное разрешение на строительство не потребуется.

Данные о каждом участке содержатся в государственном кадастре до тех пор, пока на него не будут оформлены права владения, т. е. у них только временный характер. Такой участок можно купить у государства или муниципалитета, получить на бесплатной основе, взять в аренду.

С момента оформления прав на владение в кадастре сведения изменятся на постоянные. Временный статус обозначает всего лишь, что на участок ни у кого нет прав, − ни частной собственности, ни аренды.

Согласно закону, если в течение 2-х лет никто не заявит права на землю, имеющую временный статус, она должна быть снята с кадастрового учета, но в реальности сроки намного больше.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

    Все документы >>>

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2

      «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 (ред. от 24.12.2020)

      «О судебной практике по делам о наследовании»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 12.12.2011 N 427-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

      «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ (ред. от 24.02.2021)

      «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

      «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021)

    • Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

      «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021)

    Все документы >>>

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 13.11.2019 N 442

      «Об утверждении Положения о национальном парке «Крымский» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56871)

    • Указ Президента РФ от 25.02.2003 N 250 (ред. от 31.12.2017)

      «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 (ред. от 11.04.2016)

      «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»

    Все документы >>>

Что говорится в Земельном кодексе об аренде земельного участка в 2021 году

Особенность аренды участка в пределах береговой полосы водного объекта состоит в следующем.

Аренда участка возможна при условии обеспечения свободного доступа к береговой полосе и водному объекту.

Разберемся в этом нюансе подробнее.

Для этого рассмотрим, что такое береговая полоса, береговая линия и водный объект.

Береговая полоса – это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования.

Береговая линия — это граница водного объекта.

Иными словами, береговая полоса представляет полосу земли от границы водного объекта.

С обывательской точки зрения, береговая линия проходит по кромке воды.

Однако, для разных видов водных объектов береговая линия определяется по-разному.

Например,

  • береговую линию или границу водного объекта для моря определяют по постоянному уровню воды. В случаях периодического изменения уровня воды, границу моря определяют по линии максимального отлива;
  • для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера, береговую линию определяют по среднемноголетнему уровню вод. Береговую линию определяют в период, когда они не покрыты льдом;
  • береговая линия пруда, водохранилища проходит по нормальному подпорному уровню воды;
  • болото имеет береговую линию по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Таким образом, береговая линия по-разному определяется для разных водных объектов.

Поэтому береговая полоса тоже имеет разное расположение, в зависимости от береговой линии.

Для справки.

Береговая полоса для болот не устанавливается.

По общему правилу, для водных объектов общего пользования ширина береговой полосы составляет – 20 метров.

Исключение составляют каналы, реки и ручьи, протяженностью не больше 10 км.

Протяженность определяют от истока до устья.

Если протяженность канала, реки, ручья меньше десяти километров, то ширина береговой линии – 5 метров.

Таким образом,

возможна, при обеспечении свободного доступа граждан:

  • к водному объекту общего пользования,
  • и к береговой полосе водного объекта.

Подведем итог по 1-ой особенности.

Если аренда участка затрагивает береговую полосу, то договор заключат только при обеспечении свободного доступа.

Иными словами, свободный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе нельзя перекрывать.

Примечание.

В сети публикуют расследования о препятствиях в доступе к водным объектам.

«Борзость» отдельных персонажей, перекрывающих доступ к воде объектов общего пользования, возмущает.

Однако, она не служит примером правомерного поведения.

2-ая особенность.

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Есть 2 способа установления сервитута:

  • соглашение,
  • акт органа власти.

Публичный сервитут устанавливают актом органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Цель публичного сервитута — обеспечение государственных или муниципальных нужд. А также нужд местного населения.

Срок продления аренды участка определяется соглашением об осуществлении сервитута.

Не путайте соглашение об осуществлении сервитута с соглашением об установлении сервитута.

Это два разных вида соглашений.

Детально их рассматривать не будем. Потому что тема статьи касается особенностей аренды участка, а не применения сервитутов.

Органы государственной власти выступают в качестве арендодателей, поскольку они всегда являются собственниками территорий. Чаще всего это касается предоставления участков для сельскохозяйственных нужд и строительства.

В качестве арендодателей выступают и местные органы власти. Муниципалитет, наравне с Федеральными структурами является собственником большинства участков, расположенных на территории субъектов.

Любая организация, которая имеет в собственности землю, может передать её во временное пользование юридическому или физическому лицу. Также компания может выступать в качестве пользователя или заключать договора субаренды.

О нюансах и порядке оформления договора аренды земельного участка между юридическими лицами читайте здесь.

Такие территории могут быть переданы во временное пользование только для осуществления сельского хозяйства – выращивание и хранение культур, кошение сена, обустройство пастбищ и выпас скота.

Отличительной особенностью использования таких земель является длительный срок аренды. Она может продлиться до 49-ти лет. Решение о передачи государственной территории принимается по результатам торгов. Исключением является случай, когда обращение поступило только от одного лица.
О порядке заключения и расторжения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения читайте тут.

Такие участки используются для:

  • металлургии;
  • горной промышленности;
  • организации производства тканей, одежды, керамики, напитков, консервирования, хлебопечения;
  • переработки сырья и химической продукции бытового назначения;
  • производства кирпичей, цемента, лифтов, крепежных элементов.

На таких земельных участках запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

О том, как взять в аренду земли промышленного назначения и какая деятельность разрешена на них, читайте здесь.

Особенностью аренды земли под индивидуальное жилищное строительство является её целевое назначение. Например, на таком участке нельзя возвести многоквартирный дом. Постройка должна быть не выше трех этажей и рассчитана на проживание только одной семьи. Возведенный объект будет являться собственностью арендатора, а сам участок – нет.

Процесс перевода арендуемой территории в собственность пользователя состоит из следующих этапов:

  1. Обращение к владельцу с заявлением. Если Собственником является государственный орган, оно должно быть письменным.
  2. Проведение оценки кадастровой стоимости земли.
  3. Подготовка паспорта на участок, если он отсутствует.
  4. Заключение договора купли-продажи. Он должен быть заверен нотариусом. Один экземпляр должен быть подготовлен для регистрирующего органа.
  5. Оформление акта приема-передачи недвижимости.

В завершении необходимо зарегистрировать сделку в органе Росреестра.

Аренда земельного участка позволяет заинтересованному лицу использовать территорию в своих целях, на протяжении определенного периода времени. Основанием служит заключенный договор. Инициатором может быть любая организация или физическое лицо. Основные требования к последнему – дееспособность и совершеннолетие. Следует помнить об ограничения аренды, установленных для отдельных категорий участков.


Похожие записи:

Добавить комментарий