Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Распределение НДС по бюджетам в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Выполнение правила 5 процентов — единственное причина, которая разрешает не распределять НДС по товарам, используемым одновременно в облагаемых и не облагаемых операциях.
Но раздельный учет операций все равно нужен. Именно он поможет понять, какая сумма налога к каким операциям относится. Если его не вести, налоговая может восстановить весь входной НДС. Тогда появится недоимка, на которую начислять штрафы и пени.
Правило 5 % по НДС в 2021 году
Суть правила: входной НДС, который поставщики предъявили вам в течение квартала по товарам для облагаемых и необлагаемых операций, можно полностью принять к вычету, если доля расходов на покупку товаров для необлагаемых налогом операций не превышает 5 % (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Помните, что правило работает именно для НДС с товаров, которые приобретены для использования в обоих типах операций. Даже если правило выполняется, оно не будет действовать в отношении товаров, которые заведомо куплены для использования только одном виде операций.
Это правило работает только так и не может применяться при обратной ситуации — когда доля расходов на покупку товаров для облагаемых операций не превышает 5 %. В этом случае налог нельзя будет полностью принять к вычету и нельзя будет полностью списать в расходы. Придется распределять его в стандартном порядке.
Также не забудьте зафиксировать в учетной политике возможность применять правило 5 %, порядок распределения общехозяйственных расходов и порядок учета расходов. Для этого подойдут предложенные формулировки.
- Использование правила «пяти процентов» (в части деятельности, облагаемой налогами в рамках ОСНО
«ООО ______ применяет правило пяти процентов, установленное п. 4 ст. 170 НК РФ, и не распределяет входящий налог, саккумулированный на счете 19-р, в кварталах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализация которых не облагается НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Суммы «входного» НДС, учтенные на субсчете 19-р в соответствующем квартале, подлежат вычету в полном объеме в соответствии с порядком, установленным в ст. 172 НК РФ».
- Порядок ведения учета расходов в целях применения правила пяти процентов
«В целях применения правила пяти процентов организация ведет учет расходов на специальных субсчетах, открываемых к счетам учета расходов»
или
«Организация ведет учет расходов в специальном налоговом регистре по НДС, форма которого приведена в Приложении N 10 к настоящему Положению об учетной политике».
- Распределение общехозяйственных расходов
«Общехозяйственные расходы при использовании правила 5 % определяются пропорционально доле поступление от необлагаемых операций в общих поступлениях от продаж»
или
«Общехозяйственные расходы при использовании правила 5 % определяются пропорционально доле прямых расходов по необлагаемым НДС операциям в общей сумме прямых расходов по всем операциям, связанным с реализацией».
Чтобы проверить, соблюдено ли правило, нужно посчитать долю расходов на необлагаемые операции. Формула — простая пропорция:
Доля расходов осв = Р осв / Р общ × 100 %, где:
- Доля расходов осв — доля расходов на покупку, производство или продажу товаров, продажи которых освобождены от обложения налогом;
- Р осв — расходы на покупку, производство или продажу товаров, реализация которых освобождена от налогообложения;
- Р общ — общие расходы на покупку, производство или продажу за отчетный квартал.
Включайте в расчеты и прямые, и косвенные расходы. В сумму расходов из необлагаемой НДС деятельности также включайте соответствующую часть общехозяйственных расходов. Методику расчета можно разработать самим (Письмо Минфина от 03.07.2017 № 03-07-11/41701).
Если показатель «Доля расходов осв» равен 5 % или меньше, правило выполняется.
ООО «Забота» за квартал купило товары для разных видов операций на следующие суммы:
- 480 000 рублей (в т.ч. НДС — 80 000 рублей) — стоимость товаров для обоих типов операций.
- 30 000 рублей (в т. ч. НДС — 5 000 рублей) — стоимость товаров для необлагаемых операций.
Объем реализации в облагаемых операциях составил 870 000 рублей (в т. ч. НДС — 145 000 рублей), в необлагаемых операциях — 210 000 рублей.
Посчитаем долю операций, освобожденных от налогообложения:
210 000 рублей / (870 000 — 145 000 + 210 000) × 100 % = 22,5 %.
Чтобы понять, надо ли распределять НДС в сумме 80 000 рублей с товаров, приобретенных для обоих типов операций, надо посчитать долю расходов на реализацию освобожденных от НДС товаров в общей сумме расходов.
Например, общая сумма прямых расходов, которые списаны на проданные товары, составила 540 000 рублей. Из них 522 000 рублей на реализацию облагаемых НДС товаров, 18 000 рублей — на реализацию освобожденных товаров.
Общехозяйственные расходы, списанные на реализованные товары, составили 240 000 рублей. Их нужно распределить пропорционально прямым расходом в соответствии с методом, утвержденным в учетной политике. Например так:
- На продукцию, облагаемую НДС, спишут: 240 000 рублей × 522 000 рублей / 540 000 рублей = 232 000 рублей.
- На продукцию, не облагаемую НДС, спишут: 240 000 рублей × 18 000 рублей / 540 000 рублей = 8 000 рублей.
Итак, общая сумма расходов на реализацию составила 780 000 рублей (540 000 + 240 000).
Доля расходов на продажу не облагаемой НДС продукции:
(18 000 рублей + 8 000 рублей) / 780 000 рублей × 100 % =3,33%.
У нас получилось, что в ООО «Забота» доля расходов на продажу необлагаемой продукции оказалась меньше 5 %. Отсюда следует, что входящий НДС (80 000 рублей) по товарам, приобретенным одновременно для обоих типов операций, можно не распределять, а принять к вычету в полном размере.
Режимы налогообложения в РФ 2021
Продлено применение пониженной ставки по НДС в размере 10 % для авиакомпаний при осуществлении внутренних воздушных перевозок.
Нулевая ставка останется для перелетов в Крым, Севастополь и обратно, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно, а также тех маршрутов, которые не предусматривают вылетов и посадок в Москве и Московской области.
Со следующего года, помимо освобождения от НДС реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, не облагается НДС и продажа доли в праве собственности на общее имущество участников договора инвестиционного товарищества.
Льгота для сельхозпроизводителей
До конца 2021 года продлена льгота для сельхозпроизводителей при импорте племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов. Льгота применяется независимо от того, для каких целей ввезена продукция: для собственного потребления или для перепродажи.
С 1 января 2021 года не будут признавать объектом обложения НДС операции по реализации товаров, работ, услуг, изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников банкротами.
В 2020 году действовал мораторий на подачу кредиторами заявлений на банкротство, Этим правом за 9 месяцев 2020 года воспользовались 708 компаний и 146 ИП.
Мораторий продлен до января 2021 года, как предполагают аналитики, после этого возможен всплеск количества заявлений.
С 01.07.2021 года вступают поправки, регулирующие систему прослеживаемости импортных товаров. Эта система создается для подтверждение законности оборота товаров в ЕАЭС, предотвращение ввоза на территорию РФ контрафактной продукции, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, сокращение серого импорта.
Правительство РФ будет устанавливать перечень товаров, реализация которых попадет под систему прослеживания. Также будет разработан порядок предоставления сведений в налоговую инспекцию.
При реализации прослеживаемых товаров необходимо будет выставлять счета-фактуры, в том числе корректировочные, в электронной форме.
Предусмотрены исключения:
- реализация товаров самозанятым гражданам, а также физлицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд;
- реэкспорт;
- реализация и перемещение товаров из РФ на территорию другого государства ЕАЭС.
Для этого в форму счета-фактуры добавят новые реквизиты:
- регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
- количественная единица измерения товара, которая используется в целях прослеживаемости;
- количество прослеживаемого товара.
При этом отсутствие (неуказание) этих реквизитов в счете-фактуре не повлечет отказа в вычете НДС у покупателя.
-
Развитие и карьера в бухгалтерии. Ставим цели на 2021 год
-
Ключевые изменения в работе бухгалтера 2020-2021. ФСБУ, 6-НДФЛ и 2-НДФЛ, ЕНВД, УСН
-
Отдельные вопросы по контрактной системе в сфере закупок
В раздел 1 декларации добавлены:
- Строка 085 — «Признак СЗПК».
- Строка 090 — «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком, являющимся стороной СЗПК».
- Строка 095 — «Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета налогоплательщиком, являющимся стороной СЗПК».
До 1 января 2021 года, если сотрудники налоговой службы задерживали оплату возмещения НДС, то получить проценты можно было только составив соответствующее заявление и направив его в ФНС. При этом сделать это нужно было до того, как инспекция вынесет решение.
Теперь подавать заявление в ИФНС не требуется — налоговые инспекторы самостоятельно будут начислять компенсацию за задержку возмещения НДС. Проценты за несвоевременное возмещение будут начисляться за каждый день просрочки исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Это правило закреплено в п. 10 ст. 176 НК РФ.
Национальная система прослеживаемости товаров будет введена на законодательном уровне 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 371-ФЗ). С её помощью будут обеспечены сбор, учёт и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости.
Цель этого нововведения — организация контроля за товарами от момента ввоза в страну до момента его реализации. Таким образом государством пытается предотвратить ввоз «серой» и контрафактной продукции из-за рубежа. Также, система обеспечит уменьшение случаев уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей.
Список товаров, которые будут подлежать процедуре прослеживаемости будут установлены Федеральным органом исполнительной власти. Им также будут установлены критерии, по которым товар попадёт в этот список.
Счета-фактуры, относящиеся к прослеживаемым товарам, продавцы должны будут оформлять в электронном виде, не считая исключений. Эта и другие особенности, касающиеся выставления счетов-фактур также установлены в федеральном законе N 371-ФЗ.
Ставка НДС 10% для внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа продлена до конца 2021 года (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2015 № 83-ФЗ). Эти правила закреплены в пп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ.
Для перелётов в Крым и обратно, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно, а также для маршрутов, которые не предусматривают вылетов и посадок в Москве и Московской области, будет и дальше действовать ставка 0%.
Пониженная ставка будет продлена не для всех видов деятельности: при реализации услуг по передаче племенного скота и птицы во владение и пользование по договорам финансовой аренды с правом выкупа она будет действовать до 1 января 2021 года. Затем ставка станет равно 20%.
1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 220-ФЗ, который вводит систему электронных чеков «Tax Free» (без сборов). Чеки для компенсации НДС иностранным гражданам теперь можно оформлять в электронном виде.
Электронные чеки подтверждают, что товары вывезены из России. Документы отправляются в таможенную службу, а оттуда — продавцам, которые и компенсируют НДС.
В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.
Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.
Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.
Ставка 10% применяется при реализации:
- продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
- товаров для детей;
- периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
- услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.
Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.
Компании и ИП с 2021 года по-другому будут учитывать ряд операций. А именно:
- С 2021 не облагаются НДС операции по реализации и передаче на территории РФ:
— исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включённые в ЕРРП и баз данных. Исключение: случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу;
— исключительных прав на изобретения и полезные модели (образцы);
— неисключительных прав иностранному лицензиату, если место реализации услуг — территория иностранных государств.
- С 2021 года операции, совершаемые организациями-банкротами по реализации товаров (работ, услуг), также будут освобождаться от НДС.
- До 31 декабря 2021 года включительно[1] применяется ставка НДС 10 % при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (кроме услуг, указанных в пп. 4.1 — 4.3 п. 1 ст. 164 НК РФ)[2].
- С 2021 года чеки для компенсации НДС иностранцам, купившим товары в розничной торговле, можно оформлять в электронном виде[3].
- Налоговую декларацию по НДС за четвёртый квартал необходимо сдавать по обновлённой форме[4].
Расскажем обо всём подробнее.
В соответствии с законопроектом № 1038289-7, одобренным Советом Федерации РФ 18 ноября 2020 года, продлевается срок освобождения от уплаты НДС при импорте на территорию РФ племенной продукции. При этом целью импорта может выступать как дальнейшая реализация, так и собственное потребление. Данная норма будет действовать вплоть до конца 2022 года.
На фоне сложившейся эпидемиологической обстановки в обязанности работодателей вменили обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников и клиентов: наличие в помещениях массового скопления людей антисептиков и дезинфицирующих средств, выдача средств индивидуальной защиты и прочей аналогичной продукции.
Подобное обеспечение предусмотрено Трудовым кодексом РФ, рекомендациями Минздрава РФ и Роспотребнадзора и не рассматривается как безвозмездная передача, следовательно, облагать его налогом на добавленную стоимость не нужно.
Бюджет 2021–2023: главные цифры
Если налогоплательщик, осуществляющий экспортную деятельность, не может обосновать применение нулевой ставки НДС, то в соответствии с 7 ст. 164 НК РФ, он имеет право отказаться от её использования. Для этого до 1 числа налогового периода необходимо направить в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением должен составлять не менее 12 месяцев.
В Госдуме РФ 11 ноября текущего года одобрили законопроект № 1025470-7, дающий право компаниям, находящимся на налоговом мониторинге, использовать заявительный порядок возмещения без банковской гарантии, поручительства и лимита на сумму ранее перечисленных налоговых сумм.
Данная мера позволит большему количеству плательщиков перейти на налоговый мониторинг.
Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.
1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС
С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).
2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)
С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).
3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ
С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.
4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,
промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).
5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты
С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).
Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).
Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:
- распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
- размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
- осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.
Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021
6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ
С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.
1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования
Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.
Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).
Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.
2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.
Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).
С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:
- от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
- от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
- от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
- от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.
При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.
Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.
Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.
3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам
1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.
Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.
Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.
2. Пополнен список необлагаемых грантов
В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО
С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА
С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)
С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:
- реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
- при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
- при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.
Можно ли не начислять НДС при передаче прав на ПО в 2021 году?
Пандемия в прошлом году привела многих застройщиков и подрядчиков к банкротству. Пока проектное финансирование не наладится и вирусная нагрузка на всех не ослабнет, похоже, количество банкротов будет расти.
Изменения в налоговом законодательстве в 2021 касаются банкротов напрямую. ФЗ №320 от 15.10.2020 освободил их от НДС при продаже активов. Причем в качестве освобожденных активов рассматривается не только имущество, относящееся к конкурсной массе. Услуги, работы, товары, реализующиеся банкротом в ходе основной деятельности, тоже не облагаются НДС. Если раньше налог не начислялся только при реализации имущественных прав и имущества, то теперь из-под налогообложения выведена и реализация производимой продукции.
Среди партнеров вашей строительной компании есть банкроты? Не ждите от них в 2021 году счетов с выделенным НДС. Приобретая у таких компаний услуги, работы, товары, вы теряете право на вычет налога.
Что можно сделать? Например, изменить договорные условия сотрудничества. Достаточно вывести НДС из стоимости договора. Также можно уменьшить стоимость услуг, работ, товаров на сумму налога.
Что делать с прошлогодним НДС, если банкрот вы? Согласно действующему законодательству, отражать в учете и предъявлять к вычету налог по отработанным до 2021 года авансам можно и нужно. Право на вычет такого входного налога сохраняется и у покупателя.
Сотрудник строительной компании обращается в бухгалтерию за справкой о доходах. Какую форму использовать? По доходам до 1 января 2021 – старую, по доходам с января этого года – новую. Основание – приказ ФНС №ЕД-7-11/753 от 15.10.2020. Принципиально бланки отличаются номером по КНД.
Говоря об изменениях в налогообложении для строительных компаний, нельзя не упомянуть и форму НДФЛ. Начнем с отмены обязательной сдачи 2-НДФЛ за 2021. За год отчитаться придется только формой 6-НДФЛ. Особое внимание бухгалтеру строительной компании рекомендуется обратить на приложение №1 к этому отчету. Что касается дат и сроков, первый раз сдать 6-НДФЛ необходимо будет по итогам I квартала.
Поговорим об изменениях в НДФЛ. С января 2021 введена прогрессивная шкала налога. Для правильного начисления и удержания бухгалтеру строительной компании придется отслеживать годовой доход высокооплачиваемых сотрудников. Если превышен лимит в 5 млн. рублей, НДФЛ % рассчитывается по 15% ставке, а не по 13%, как обычно. Причем повышенная ставка применяется только к сумме превышения лимита. Норма закреплена ФЗ №372 от 23.11.2020.
Основная сложность заключается в том, что контролировать доход придется ежемесячно. Применение повышенной ставки начинается в том месяце, в котором превышен пятимиллионный лимит. Очевидно, что у бухгалтеров строительных компаний прибавится работы.
Прогрессивная шкала несколько усложнит и перечисление НДФЛ. Налог, рассчитанный по 15% ставке, перечислять в бюджет необходимо отдельно от 13-процентного. Минфин требует использовать в этом случае отдельный КБК (приказ №236н от 12.10.2020).
Поправки, внесенные в налоговое законодательство ФЗ №368 от 09.11.2020 и ФЗ №374 от 23.11.2020, увеличивают возможности строительных компаний для применения инвествычета. Они вступили в силу в январе 2021.
Во-первых, поправки позволяют уменьшить доходы, если продается объект, к части стоимости которого ранее применялся инвествычет. Во-вторых, на будущее может быть перенесен не только остаток инвестиционного налогового вычета, то есть расходы, уменьшающие региональный платеж. Переносить на будущее разрешили и расходы, уменьшающие федеральную часть налога.
Но это еще не все. Последующие затраты на модернизацию, оборудование, достройку объекта можно амортизировать, если к объекту больше не применяется инвествычет.
Что нужно сделать бухгалтеру строительной компании прямо сейчас? Проверить возможность списания инвестиционного налогового вычета по новым правилам. Это позволит увеличить размер признаваемых расходов.
НДС-регистр для правила «пяти процентов»
Напоминаем: до 30 марта 2021 строительные компании должны сдать декларацию по налогу на имущество. Отчетный период – прошлый год.
Не забудьте включить в декларацию данные о движимом имуществе по требованию налоговой. Отчетным показателем является среднегодовая стоимость движимых ОС. Возврат в декларацию сведений о движимом имуществе осуществляется согласно ФЗ №374 от 23.11.2020.
Важно: новую декларацию необходимо заполнять и сдавать компаниям, у которых на балансе есть движимые ОС с ненулевой остаточной стоимостью. Если у компании есть обособленные подразделения в регионах, сведения в отчете указываются с разбивкой по регионам.
В налогообложении имущества движимые ОС не участвуют. Информация подается в ФНС в виде справочной. Вернут ли налог на движимое имущество строительных компаний? Покажет время.
Что сделать сейчас? Организуйте и проведите инвентаризацию ОС для определения остаточной стоимости и распределения имущества на недвижимое, движимое. Используйте разные субсчета для отражения движимых и недвижимых ОС в учете.
Как вы, наверное, помните, отчетность по земельному и транспортному налогу отменена. То есть за 2020 год декларации сдавать не нужно. Но сами налоги никто не отменял. Если с их учетом есть проблемы, самое время их решить.
ФНС обещает делать расчеты для налогообложения земли, транспорта самостоятельно. Но сообщений от налоговиков ждать вовсе не обязательно. Тем более что приходить они могут в течение полугода. А перечислять актуальные суммы в бюджет необходимо вовремя. Это касается и авансов, и налогов. Так что берите расчеты на себя. А потом получайте сообщения из ФНС и сверяйте суммы. Не согласны? Направляйте возражение с подтверждающими документами и пояснениями. Это уменьшит риск оказаться в должниках.
Теги данной публикации: строительствоучет по отраслям
Формула расчёта налога стандартная: Налоговая база * Налоговая ставка.
А вот базу по налогу на прибыль определить непросто. Алгоритм такой:
- рассчитывается прибыль либо убыток от реализации;
- рассчитывается прибыль или убыток от внереализационных операций;
- итоговая база по налогу: прибыль (убыток) от реализации + прибыль (убыток) от внереализационных операций — убытки прошлых лет, которые можно перенести на текущий период.
Если прошлые периоды закончены в минус, убытки можно полностью или частично вычесть из налоговой базы.
Основная задача при исчислении налога на прибыль заключается в правильном определении доходов и расходов.
Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):
- от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- перепродавая ранее приобретенные товары.
Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.
Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:
- предоплата;
- имущество, которое получено в виде залога или задатка;
- кредитные и заёмные средства;
- всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:
- Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
- Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.
По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:
- прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
- косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.
При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.
Распределение налогов по бюджетам 2021
Основная, но не единственная, ставка налога на прибыль — 20%. Она распределяется между бюджетами двух уровней. Налог на прибыль 2021 года делится так: 3% — в федеральный, 17% — в региональный бюджеты. После 2024 года распределение изменится. Ниже представлена подробная таблица ставок.
К чему применяется / когда действует ставка |
Размер ставки |
---|---|
Основная ставка (действует, если не оговорено иное) |
20%, которые делятся таким образом:
По решению властей субъекта для отдельных организаций ставка может быть понижена до 12,5% (после 2024 года — до 13,5%) |
Прибыль по некоторым ценным бумагам российских компаний |
30% |
Прибыль от добычи углеводородов на новом морском месторождении |
20% полностью в федеральный бюджет |
Некоторые доходы иностранных организаций |
|
Доходы от государственных, муниципальных и иных ценных бумаг |
15% (по некоторым муниципальным бумагам 9%) |
Дивиденды иностранной компании по российским акциям или от участия в компании из РФ |
|
Дивиденды российской организации |
13% |
Доходы по депозитарным распискам |
|
Отдельные доходы от аренды иностранных организаций |
10% |
Доходы сельхозпроизводителей, организаций медицинской, образовательной сфер, соцобслуживания и другое. Полный список — в статье 284 НК РФ |
0% |
Налоговым периодом по данному платежу является календарный год. Организации должны исчислять и уплачивать авансы по налогу на прибыль ежемесячно или раз в квартал.
Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:
- по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
- по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.
По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.
Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:
- аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
- база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
- авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
- налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.
Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны 2 варианта расчёта ежемесячных платежей:
- исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
- исходя из фактической прибыли.
По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.
Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.
Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.
При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.
Например, налогооблагаемый доход организации составил:
- за январь — 90 000 рублей;
- за февраль — 150 000 рублей;
- за март — 120 000 рублей.
По итогам каждого месяца следует уплатить:
- в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
- в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
- в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.
Все, кто платит налог на прибыль организаций, подают в ИФНС декларацию. Периодичность подачи внутри отчётного года зависит от того, как производятся авансовые платежи:
- если ежемесячно, исходя из фактической прибыли, декларации нужно подавать до 28 числа следующего месяца (12 деклараций в год);
- если поквартально либо раз в месяц, но по данным за прошлый период, декларации нужно подавать по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев. Последний день представления — 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала.
Годовую декларацию все должны подать до 28 марта года, следующего за отчётным. Уплата налога на прибыль, исчисленного по итогам года, производится также до этой даты. То есть налог на прибыль 2021 года нужно будет уплатить не позднее 28 марта 2022 года.
К каким изменениям нужно быть готовым бухгалтеру в 2021 году
Также, как и с транспортным налогом, для земельного установлены новые сроки уплаты — не позднее 1 марта следующего года, а срок перечисления авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (подп. «б» п. 77 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
Согласно закону от 31.07.2020 № 266-ФЗ по УСН установлены новые ставки и увеличены лимиты по упрощенке. УСН теперь смогут применять те организации, у кого доходы не превышают 200 млн руб. и средняя численность сотрудников не более 130 человек. Для каждого объекта налогообложения будут применять две ставки, которые будут зависеть от суммы доходов и численности сотрудников.
Также на упрощенке организации смогут применять налоговые каникулы до 2024 года согласно Закону от 31.07.2020 № 266-ФЗ. Обязательные условия — в регионе принят закон о каникулах, а ИП ведет деятельность в льготной отрасли и зарегистрирован после принятия данного закона.
Сейчас тоже налоговый агент ведёт отдельно налоговые базы по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Кроме того, отдельная налоговая база ведётся по доходам от долевого участия (по дивидендам). Это значит, что по доходам, облагаемым по ставке 13%, нужно вести 2 налоговые базы.
По новому порядку количество налоговых баз по доходам, облагаемым по ставке 13%, увеличивается для налоговых резидентов РФ до 9, а для нерезидентов — до 8. Вот какие налоговые базы предусмотрены для налоговых резидентов РФ новым пунктом 2.1 статьи 210 НК РФ:
-
налоговая база по доходам от долевого участия;
-
налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;
-
налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;
-
налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;
-
налоговая база по операциям займа ценными бумагами;
-
налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;
-
налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте;
-
налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании;
-
налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (далее в настоящей главе — основная налоговая база).
Понятно, что большинства таких доходов у многих налоговых агентов не будет, поэтому изменение почувствуют только те предприятия, у которых выплачиваются эти доходы.
Обратите внимание на новый термин «основная база», в неё будут включаться большинство доходов сотрудников: заработная плата, отпускные, больничные, материальная помощь и другие.
Налоговые вычеты всех видов: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные — будут применяться только к доходу, отражённому в основной базе.
А вот исчисление НДФЛ будет производиться не по каждой отдельной налоговой базе, а по совокупному доходу во всех налоговых базах, облагаемых по одной ставке.
Это значит, в 2021 году для налоговых резидентов мы не будем исчислять отдельно налог с зарплаты, а отдельно с дивидендов, а будем исчислять с суммарного дохода начисленной зарплаты и других выплат, связанных с работой, и дивидендов. Исчисление налога будет по-прежнему производиться в каждый момент времени получения дохода налогоплательщиком, нарастающим итогом с начала года с зачётом ранее удержанной суммы налога.
Исчисление НДФЛ с доходов налоговых нерезидентов будет производиться в прежнем порядке: отдельно дивиденды по ставке 15%, отдельно другие доходы по ставке 30%.
Прогрессивная шкала НДФЛ устроена очень просто. Пока облагаемый доход налогоплательщика с учётом вычетов всех видов нарастающим итогом с начала года не превысил 5 миллионов рублей, НДФЛ исчисляется по ставке 13%. Как только облагаемый доход превысил 5 миллионов рублей, НДФЛ рассчитывается как 650 тысяч рублей плюс 15% с суммы превышения 5 миллионов рублей.
В бюджет уплачивается разница между исчисленным НДФЛ нарастающим итогом и перечисленным налогом в бюджет за предыдущий период года. Уплата налога с сумм дохода, облагаемых по разным ставкам, будет производиться разными платёжными поручениями и, скорее всего, по разным КБК.
Изменение правил исчисления НДФЛ потребует изменений всей налоговой отчётности. Возможно, ФНС придумает новые формы отчётности или упразднит существующие. Будем готовиться.
Стоит заметить, что здесь обсуждается законопроект, не прошедший даже первого чтения. Не исключено, что в процессе обсуждения в него будут внесены изменения. После принятия закона в окончательной редакции мы намерены вернуться к его обсуждению.
Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.
ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).
Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».
Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.
Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.
Отличия налога от сбора заключается в следующем:
- Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
- Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
- Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.
Вид налога |
Налог |
Налогопла-тельщики |
Объект |
Ставки |
Федеральные налоги |
НДС Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС» |
Ст. 143 |
Ст. 146 |
Ст. 164 |
Акцизы Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы» |
Ст. 179 |
Ст. 182 |
Ст. 193 |
|
НДФЛ Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ» |
Ст. 207 |
Ст. 209 |
Ст. 224 |
|
Налог на прибыль В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу |
Ст. 246 |
Ст. 247 |
Ст. 284 |
|
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
Ст. 333.1 |
Ст. 333.2 |
Ст. 333.3 |
|
Налог на добычу полезных ископаемых |
Ст. 334 |
Ст. 336 |
Ст. 342 |
|
Водный налог В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок |
Ст. 333.8 |
Ст. 333.9 |
Ст. 333.12 |
|
Госпошлина |
Ст. 333.17 |
Ст. 336.16 |
Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2, 333.32.3, 333.33 |
|
Региональные налоги |
Налог на имущество организаций О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество» Классификация налогов и сборов в РФ заключается в их группировке по определенному признаку. Основным из таких признаков является их группировка по уровням бюджета. Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты. Каким будет новый федеральный бюджет на три года Принят Государственной Думой 26 ноября 2020 года Одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов 1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2021 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 115 533 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 3,7 процента (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года): 1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 18 765 101 678,2 тыс. рублей; 2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 21 520 068 140,5 тыс. рублей; 3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 18 315 272 293,1 тыс. рублей; 4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 72,0 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро; 5) дефицит федерального бюджета в сумме 2 754 966 462,3 тыс. рублей. 2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на 2023 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 124 223 млрд рублей и 132 822 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года) и 4,0 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2022 года): 1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 20 637 497 128,9 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 702 650 667,8 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 22 262 676 600,8 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 787 335 156,2 тыс. рублей; 2) общий объем расходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 21 884 992 095,9 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 547 124 802,4 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 23 671 297 852,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1 183 564 892,6 тыс. рублей; 3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 20 519 245 962,7 тыс. рублей и на 1 января 2024 года в сумме 22 946 941 124,0 тыс. рублей; 4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 73,2 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро, и на 1 января 2024 года в сумме 73,6 млрд долларов США, или 60,9 млрд евро; 5) дефицит федерального бюджета на 2022 год в сумме 1 247 494 967,0 тыс. рублей и на 2023 год в сумме 1 408 621 251,8 тыс. рублей. Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов 1. В соответствии с пунктом 2 статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону. 2. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в бюджет Архангельской области по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджет Ненецкого автономного округа по нормативам согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону. 3. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Тюменской области по нормативу согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону. ? По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением. С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, а сколько получит налогов. Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории. ? Объем финансирования работы Президента составит 42,7 млрд. Что касается администрации, то на ее планируется потратить 13,85 млрд. На финансирование Управления Делами Президента запланировано 9,1 млрд. Председатель правительства и аппарат Кабмина получат 7,278 млрд. Уровень оплаты труда премьера и его заместителей также увеличится. Ориентировочная сумма – 197 млн. В данном направлении также запланирован рост финансирования. На выплату пенсий потратят 2,3 трлн. р. Остальные цифры следующие (в млрд. р.):
Анализируя расходную часть закона, можно сделать вывод о том, что он более социальный, чем бюджеты последних нескольких лет. Расширен объем инвестиций на реализацию ключевых национальных проектов и развитие экономики. Вместе с тем увеличиваются траты на оборону, правоохранительную систему и госаппарат, что предполагает рост уровня доходов у военных и чиновников различных категорий. Налогового Кодекса РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. — налог на операции с ценными бумагами;— налог на рекламу;— сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний Утрачен статус налогов (сборов);— таможенная пошлина;— платежи за пользование природными ресурсами;— сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным. Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам. Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:
Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения. Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России. Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы. Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов. Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России. Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе. Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов. Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России. Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин шампанских , винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и или спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и или винного дистиллята, и или фруктового дистиллята. Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина шампанские , винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и или спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и или винного дистиллята, и или фруктового дистиллята. Что ж, попробуем собрать воедино всю известную на сегодняшний день информацию о планах по реформированию НДФЛ в 2021 году и спрогнозировать, к чему приведут эти новшества.Последний, как раз готовящийся сейчас к рассмотрению законопроект от этой же фракции, предлагает с начала 2021 года внедрить прогрессивную шкалу НДФЛ, причем все, кто получает ниже ста тысяч в год, будут пользоваться льготной ставкой в 5%. Напомним, что в связи с принятием Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ, в п.3 ст.286 НК РФ были внесены изменения, которые позволили налогоплательщику уплачивать в 2020 году только квартальные платежи по налогу на прибыль при условии не превышения доходов от реализации в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал по итогам отчетного периода. С 1-го января 2021 года данные правила утратят силу, и предельный порог доходов от реализации для уплаты квартальных платежей вновь вернется к 15 млн. руб. Организациям, которые воспользовались указанной в законе № 121-ФЗ возможностью, для перехода на уплату налога по фактической прибыли или к другому способу уплаты платежей необходимо подать уведомление о переходе не позднее 31 декабря 2020 года, предшествующего году, в котором планируете такой переход. В уведомлении необходимо будет указать выбранный способ уплаты авансовых платежей. При сохранении способа уплаты налога в виде квартального платежа, налогоплательщикам, у которых сумма реализации в 2021 году превысит лимит в 15 млн. рублей, необходимо будет рассчитывать и уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала. Подавать уведомление в налоговый орган при этом не нужно. В сентябре 2020 года ФНС России опубликовал приказ, которым вносятся изменения в форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на прибыль. Обновленная форма применяется с отчетности за 2020 год. Были внесены изменения:
Федеральными законами от 09.11.2020 № 368-Ф и от 23.11.2020 № 374-ФЗ были внесены изменения в порядок применения инвестиционного налогового вычета. С 1-го января 2021 года разрешено переносить на следующие налоговые периоды не только неиспользованный остаток инвестиционного налогового вычета в уменьшение платежей в бюджет субъекта РФ, но и расходы уменьшающие платежи в Федеральный бюджет. Доходы от продажи основного средства, к части стоимости которого был применен инвестиционный налоговый вычет, можно уменьшить на остаточную стоимость ОС соответствующую части первоначальной стоимости, к которой не был применен вычет. Если налогоплательщик понес расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение ОС, в отношении которого ранее был применен инвестиционный налоговый вычет и понесенные расходы произошли после окончания использования налогоплательщиком права на применение инвестиционного налогового вычета в отношении данного объекта, то по указанным расходам допускается начисление амортизации. Также с 2021 года в полномочия субъектов РФ вошло право на утверждение возможности применения инвестиционного налогового вычета в данном субъекте в отношении НИОКР, его предельный размер, категорию налогоплательщиков, которым предоставляется такое право и виды разработок. В октябре 2020 был опубликован Приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», которым ведомство утвердило порядок заполнения и обязательные реквизиты документа. Приказом в частности закреплено правило о заполнении путевого листа при любом использовании транспортного средства, вне зависимости от вида и особенностей перевозки. Кроме того появился новый реквизит – «сведения о перевозке», который включает в себя информацию о видах сообщения и видах перевозок. Дополнительно, кроме модели транспортного средства, нужно будет указывать марку транспортного средства и прицепа. Должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию ТС в путевом листе должны будут проставляться:
Данные заверяются подписью и инициалами ответственного лица и отметкой «выпуск на линию разрешен». Похожие записи: |